Домой Заготовки на зиму Крылатое выражение все дороги ведут в рим. Почему Рим называют «вечным городом» и «все дороги ведут в Рим. "Все дороги ведут в Рим" в книгах

Крылатое выражение все дороги ведут в рим. Почему Рим называют «вечным городом» и «все дороги ведут в Рим. "Все дороги ведут в Рим" в книгах

Как много в этом слове величия, достоинства, торжественности. А ведь действительно этот великий город заслуживает все эти слова.

О Риме мы начинаем слышать со школьной скамьи. Мы изучаем его возникновение и царей которые правили тысячи лет назад. Каждый человек складывает свое мнение об этот городе, но те достопримечательности которые сохранились до наших дней действительно заслуживают внимания и обязательны к посещению.

Об Италии я мечтала с детства. Ведь в Италии готовят моё любимое блюдо — пасту.

И вот я лечу в Рим. Рим встретил меня теплом, что для меня было очень важно, ведь у меня аллергия на холод.

В конце апреля температура воздуха была около 27 градусов.

Свое путешествие в Риме мы начали с аэропорта Фьюмичино. На паспортном контроле была длинная очередь, но нам как всегда помогла дочка. Нас пропустили без очереди. Весь процесс прохождения контроля, получение багажа и дорога до остановки автобуса заняло не более 40 мин.

Стоимость проезда в автобусе от аэропорта до вокзала Термини 7 евро на взрослого. Дети до 4 лет бесплатно, но никто не проверял документы, сколько ребенку лет. В автобусе было занято всего мест 10. Мы заняли удобные места, дальше от людей и стали рассматривать окраины Рима.

Как и многие города, окраины ничем не примечательны. Единственное бросилось в глаза, заполненные доверху баки с мусором и вокруг баков мини свалки.

Автобус ехал довольно быстро, мы доехали до центра минут за 20 и еще минут 20 ехали по центральным улицам. По левую руку промелькнул Колизей, который с первой секунды мне пришелся по душе.

Вокзал Термини не отличается от других вокзалов чем-то. На нем очень много людей, т. к. этот вокзал перевозит более 150 млн человек. Возле него находятся разные магазины, макдональдс и еще несколько закусочных. Висит несколько больших табло, где четко показан номер поезда, от куда и куда следует поезд, где делает остановки, номер пути, и время опоздания если такое происходит. Обычно информация о прибывающем поезде подается минут за 10. То как мы привыкли приезжать на вокзал за 30-40 минут у итальянцев не принято. Так же вокзал не отличается чистотой, около него много бездомных и грязных людей ходят.

Мы жили в трех кварталах от вокзала. Улица была в тени, людей на ней было мало. Дом довольно старый, со старым лифтом, где дверь приходилось открывать и закрывать руками самостоятельно. Для дочки это был каждый раз аттракцион.

После заселения, выпив кофе и приняв душ после перелета, мы пошли гулять по улицам Рима. Ближайшей достопримечательностью был Колизей.

3


Он впечатляет сразу. Это не просто достопримечательность, его можно назвать чуть меньшим чудом света чем пирамиды в Египте. Он поражает тем, что его построили почти 2000 лет назад. И строительство длилось совсем не долго 8 лет. Начало строительства 72 год, завершение 80 год. Это место обязательно для посещения. А ведь многие не заходят во внутрь, но для меня это было обязательным. И сейчас для меня Рим=Колизей.

Время работы Колизея:

— С 08.30 до 17.30: с 16 до последней субботы марта

Стоимость Колизея для взрослых 12 евро. До 18 лет вход бесплатный. А так же имеется льготный тариф 7 евро для учителей и граждан Европейского союза. Предварительно можно купить билеты на официальном сайте www.coopculture.it но за это еще придется доплатить 2 евро.

Но не стоит заранее покупать билеты, а приходить лучше всего после 18:00. Если даже на майские праздники не было очереди, то уверена, что в другие дни тем более ее не будет. Днем будет жарко, за исключением наверно зимнего периода и пасмурных дней, а вечером его можно увидеть в закатных лучах солнца, когда Колизей приобретает золотой оттенок.

С Колизея открывается очень красивый вид на триумфальную Арку Константина

5


которая построена в 315 году после победы Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста. Арка выделяется т. к. рядом нет других высоких построек.

Да и вообще рядом с Колизеем очень красиво.

2


Много зелени, красивые здания. Место в которое мы возвращались несколько раз. И вечерние прогулки наши начинались тоже с Колизея.

4


а с другой Форум Августа и Траяна. Эта улица мое самое полюбившееся место в Риме.

2


6


Название площадь получила от дворца Венеции, который построили еще 15 веке. На площади находится огромных размеров памятник первому королю Объединенной Италии Витторио Эммануэле.

За половину дня мы увидели самые красивые места. А вот следующий день был более насыщенный.

Начала своего дня мы хотели начать с площади Испании. От Нашего отеля до площади было не очень далеко, всего 2,5 км. Но мы решили поберечь силы и от станции метро Термини (Termini) проехать 3 остановки до станции Испания (Spagna).

Стоимость проезда в Риме, разовая поездка обойдется в 1,5 евро. Детям до 10 лет проезд бесплатный. На некоторых станциях есть кассы, не знаю продают ли они билеты, но информацию можно узнать точно. Мы пользовались только автоматами. В автоматах есть везде английский язык и можно без проблем купить билеты. Так же можно приобрести проездной билет на все виды транспорта на 24 часа — стоит 7 евро и 48 часов 12,5 евро, но об этом мы узнали позже, когда поздно вечером мы не смогли проехать на автобусе т. к. в самом автобусе купить билет нельзя или просто оплатить проезд нельзя. Вам скажут идти и покупать билет в специальных местах (киосках), но как вы думаете, будут ли работать такие киоски после 21:00? — Нет, конечно, это же Италия. Итальянцы очень бояться перетрудиться.

Так вот купив билет на метро, мы конечно же с коляской спустились на нужную нам платформу. Вернее до платформы мы так и не дошли. Спустились с эскалатора и на не большой развилке между двумя платформами остановились. Т. к. людей было Очень много, платформа в нужную нам сторону была вся забита. Пока мы стояли, чтоб первый поезд, который ходит с интервалом 5-7 минут, приедет и заберет часть людей, чтоб мы продвинулись дальше, людей прибывало все больше и больше. В один момент, люди просто стояли на эскалаторе и не могли вообще спуститься. Это станция вокзала, 70% людей с чемоданами и дорожными сумками. Когда приехал первый поезд, люди просто не могли выйти из вагона. Становилось очень душно, на станции была реальная давка. Понимая, что сейчас я начну терять сознание, т. к. воздуха нет вообще, я предложила мужу, перейти на другую станцию и проехать одну остановку назад т. к. это был единственный способ выбраться из этого столпотворения. В этот момент мы пожалели, что решили сэкономить время и не прогулялись весенним, теплым, солнечным днем по Римским улочкам.

Добравшись до станции метро Испания, мы прошли узкой улочкой к всем известной Испанской лестницы. Это одно из тех мест, где очень много людей.

5


Красоту лестницы, украшенную цветами, закрывают люди и увидеть и насладится этой лестницей невозможно. Конечно стоило подняться на одну из красивых смотровых, которая находится сверху. Но после давки в метро, хотелось просто погулять по тенистым улочкам. Это наверно одно из мест о котором я жалею, что не поднялась и не посмотрела. Но с коляской подниматься по ступенькам, дело не легкое, даже если ребенок идет рядом.

Так не спеша мы дошли Piazza del Popolo — площадь Пополо или площадь Народная. Площадь очень элегантная, на ней в центре расположен один из египетских обелисков высотой в 24 метра.


3

Santa Maria dei Miracoli (Санта Мария деи Мираколи, построенная в 1678 году) и Santa Maria in Montesanto (Санта Мария ин Монтесанто, построена чуть раньше в 1675 году). Как не пыталась, но поместить в кадр две сразу у меня не получилось.

После наш маршрут лежал через реку Тибр к Верховному суду Италии.

3


Очень красивое здание, вокруг много зелени, трава, пальмы.

8


2


Но Ватикан был у нас запланирован на следующий день. Мы прошли мимо, только ужаснувшись от того количества людей, которые находились там.

4


В этот день мы прошли еще

3


около Замка Святого Ангела, который расположился на берегу реки Тибр, к нему идет Элиев мост построенный в 134-139 гг. императором Адрианом. В 1450 году мост обрушился от большого количества паломников, которые приезжали к Собору Святого Петра. И после восстановления моста на нем установили статуи апостолов Петри и Павла, а так же еще других 10 статуй ангелов. Это место мы не посетили, т. к. невозможно за 2,5 дня увидеть Рим и посетить все соборы, замки. А вот полезную информацию, мы узнали заранее.

Римские дороги (Romea Via) изначально строились в военных целях и потому назывались viae militares. По мере освоения римлянами окраин своей империи дороги играли всё более значительную экономическую роль - именно они позволяли ассимилировать значительные территории и способствовали созданию римского мира (Pax Romana).

Первые упоминания о римских дорогах можно найти в таком источнике как Законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), составленном в 451–450 годах до н.э. - в этом документе устанавливались и регламентировались размеры и юридический статус дорог. Было установлено, что ширина дороги на прямых участках должна составлять 8 футов (2,45 м), на поворотах - 16 футов (4,9 м). Собственников придорожных участков обязали огораживать дорогу в том случае, если её не мостили камнем (в ином случае путники могли передвигаться, где пожелают).

Участок Аппиевой дороги.
italy4.me

Первая известная нам мощённая камнем дорога была построена цензором Аппием Клавдием Цеком в 312 году до н.э., проходила она из Рима до города Капуя, имела 195 км в длину и строилась с военной целью. После подавления восстания Спартака в 71 году до н.э. вдоль Аппиевой дороги было распято шесть тысяч захваченных в плен рабов. Диодор Сицилийский писал, что изначально на более чем половине протяжённости дорогу вымостили массивными камнями, и что на это была потрачена почти вся государственная казна.

Классификация

Так как многие сферы жизни Римской империи носили упорядоченный характер, на основе источников можно дать точную классификацию её дорог. Основой будут служить произведения землемера Сикула Флакка и юриста Домиция Ульпиана. Согласно их классификации, в империи имелось три типа дорог:

  • viae publicae (consulares, praetoriae или militares);
  • viae privatae (rusticae, glareae или agrariae);
  • viae vicinales.

Viae publicae - общественные, преторианские, военные и консульские дороги. Они являлись основными дорогами империи, принадлежали государству и строились за счёт налогов. Управление ими осуществлялось дорожным смотрителем (curator viarum), ширина составляла от 6 до 12 м.


Участок Постумиевой дороги, построенной консулом Спуриусом Постуминусом в 148 году до н.э.
clipartxtras.com

Viae privatae являлись частными дорогами. Зачастую они сооружались владельцами поместий для собственного удобства и хозяйственного использования. Ширина составляла от 2,5 до 4 м - всё зависело от пожеланий хозяина и его финансовых возможностей.

Viae vicinales - наиболее распространённый тип римских дорог. По сути, речь шла о просёлочных дорогах, соединявших городки и деревни в одной местности.

Участок римской дороги, Испания.
baavar.mn

Технологии постройки

Процесс прокладки дороги начинался с того, что римские землемеры (mensor) производили разметку. До нас дошли названия и чертежи некоторых инструментов, которыми они пользовались в своих измерениях. Грома - аналог угломера, позволявший проводить перпендикулярные прямые; хоробат - устройство для определения уклона; диоптр служил для установки направления на объект. В целом римляне старались делать дороги как можно более прямыми, а на поворотах увеличивали их ширину, чтобы встречные повозки могли разъехаться.

Вопреки расхожему мнению, гласящему, что постройкой дорог и прочих инфраструктурных объектов в Древнем Риме занимались рабы, эту работу зачастую производили легионеры. Это подтверждают многочисленные письменные свидетельства и изображения на триумфальных арках. С учётом особенностей рельефа римские дороги не строились по единому плану. Даже на одной дороге обычно имелись участки с разным качеством покрытия.


Легионеры прокладывают дорогу, современный рисунок.
fb.ru

Методы дорожного строительства были довольно прогрессивными даже с точки зрения наших дней. Сначала на местности выкапывалось углубление, и производился водоотвод, а затем начиналась укладка слоёв. Обычно использовались материалы, добытые из местных источников. В основание, как правило, укладывали крупные каменные блоки (statumen - подпора, устой), затем насыпался слой гравия (rudus - обломки камней, щебень) и завершающий слой (summum dorsum верхняя поверхность). Последний слой состоял из песка, земли и мелкого камня, который хорошо утрамбовывался. Мощёные пути составляли относительно небольшую часть от общей протяжённости дорожной системы. Общей чертой римских дорог была выгнутая поверхность, способствовавшая тому, что дождевая вода стекала в дренажные канавы, не задерживаясь на поверхности.


Римская дорога в разрезе.
fb.ru

Во время постройки дорог большое внимание уделялось возведению переправ через реки. Хорошо сохранились многочисленные каменные мосты той эпохи - зачастую это настоящие произведения инженерного искусства, превзойдённого только в XX веке.


Строительство дороги, изображённое на колонне Траяна.
eh-resources.org

Для упрощения определения расстояний и ориентации вдоль дорог устанавливались мильные камни (miliarium). Они располагались не на определённом расстоянии друг от друга, как это делают сейчас. Обычно на таких камнях просто указывалось расстояние до ближайшего населённого пункта. Сами камни обычно были довольно массивными - их вес мог достигать нескольких тонн, а размеры варьировались от 1,5 до 4 м в высоту. Кроме указания расстояний, на камне высекали имя императора, в чьё правление он был установлен.

Мильный камень.
litbook.ru

В 20 году до н.э. император Октавиан Август установил в Риме так называемый «Золотой мильный камень» (Milliarium Aureum), представлявший собой колонну из позолоченной бронзы. На нём были отмечены названия крупнейших городов империи и расстояния до них. По сути, император Август зародил традицию вести отсчёт расстояний от «нулевого километра».


«Золотой мильный камень», Рим.
peaxy.net

В ходе строительства обычно создавалась и прочая инфраструктура, сопутствующая дорогам. Вдоль пути возводились многочисленные почтовые станции, постоялые дворы и склады. На каждых 10–15 км пути римляне старались разместить почтовую станцию (mutatio), где можно было сменить лошадей. На несколько небольших станций (в 30–50 км друг от друга) приходилась одна крупная (mansio), где можно было не только сменить лошадей, но и остановиться на ночлег, обычно здесь же располагались харчевня и кузница. Интересной особенностью, которая в ряде стран дошла до наших дней, было то, что крыши зданий на крупных станциях красились в красный цвет. Дороги также служили немаловажным подспорьем для курьерской службы (Cursus publicus) - благодаря налаженной дорожной системе гонцы могли преодолевать до 80 км пути за день.


Римский мост в Мериде.
tiptotrip.ru

Вдоль дорог в Римской империи размещались различные культовые сооружения, зачастую на выезде из города со временем образовывались большие участки захоронений.

Картография

По мере развития древнеримской дорожной сети возникла необходимость создания карт. Обычно карты рисовались на свитках, местность на них была изображена в крайне искажённом виде, законы перспективы и масштабирования не применялись. Бо́льшую часть информации можно было получить из описаний-итинерариев (itinerarium), где указывались длина участков дорог, расстояния между городами, места размещения постоялых дворов и различные препятствия, возникающие на пути. В 44 году до н.э. Юлий Цезарь и Марк Антоний поручили составить итинерарий географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту. Их работа длилась более 25 лет и не прерывалась даже тогда, когда в Римской республике полыхало пламя гражданской войны.


Пейтингерова скрижаль, фрагмент с Италией и Римом.
confinelive.it

Результат работы был выгравирован на каменной плите и выставлен возле Пантеона в Риме. Кроме того, современным историкам известен итинерарий Антонина (Itinerarium Antonini Augusti), составленный во времена правления императора Каракаллы (211–217 годы н.э.). Наиболее известной картой империи является Пейтингерова скрижаль (Tabula Peutingeriana) - пергаментная копия древнеримской карты, сделанная в XIII веке и состоящая из одиннадцати листов. Длина карты составляет 6,75 м, ширина - 0,34 м, на ней отмечены римские дороги, города, географические особенности местности. Исходя из Пейтингеровой скрижали, теоретическая длина дорог составляла более 200 000 км. Оригинальная карта создавалась между I и V веками н.э. (предположительно, для императора Октавиана Августа), на протяжении веков в неё вносили правки и дополнения.


Римские дороги в Британии.
commons.wikimedia.org

Дороги являлись скелетом древнеримского государства, связывая между собой части империи, позволяя быстро перебрасывать войска в нужную точку и способствуя экономической экспансии римлян в завоёванных провинциях. Римские легионы нередко прокладывали дороги даже на вражеских территориях.

Литература:

  1. Laurence, Ray. The roads of Roman Italy: mobility and cultural change. – Routedge, 1999
  2. Ле Боэк Я. Римская армия эпохи ранней империи / Пер. с фр. М., 2001
  3. Ливий Тит. История Рима от основания города / Пер. с лат. под ред. М. Л. Гаспарова и Г. С. Кнабе, т. I-III. М., 2002
  4. Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения. История / Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, Г. С. Кнабе и др. М., 2003
  5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Переводчики – В. В. Латышев, М. Е. Сергеенко, В. М. Строгецкий, О. П. Цыбенко, А. Г. Алексанян, И. А. Алексеев, Г. А. Таронян, О. А. Васильева, М. Огинский, В. В. Вертоградова, Д. В. Мещанский, Agnostik. – Самиздат, 2012

Идиома "все дороги ведут в Рим " сейчас понимается лишь образно и означает,что при разных решениях определенной задачи итог будет одинаковым.Если же попробовать копнуть поглубже в попытках выяснить откуда появился этот фразеологизм,то выясниться интересный факт.

Прекрасные полководцы древнего Рима совершающие завоевательные походы в третьем веке до нашей эры сделали эту республику могучей империей.После завершения всех Македонских и Пунических войн,после экспансии и успешных воинских побед на западе и востоке весьма остро встал вопрос,каким образом контролировать новые провинции.Как проще всего получать подати и о том,как сделать армию Рима более мобильной.Историки утверждают,что в те времена Рим стал основным политическим и торговым центром древнего мира.Огромное количество торговых кораблей приплывало в этот великий город со всей Ойкумены.Дипломаты и политики прибывали в этот город городов,что бы заключить важные договора с Римской империей.

Такая бурлящая жизнь вела к строительству все новых и новых дорог.Если вы решите посмотреть на карту старого Рима,то вы сразу же обратите внимание,на транспортные развязки,которые напоминают своим обликом солнце.Круг с расходящимися лучами дорогами,которые непременно сходились в центре города.А в самом центре этого центра,располагался Палантинский холм ,на котором был построен огромный форум.Эта площадь и являлась основным центром политической и общественной жизни всего Рима.На площади был построен рынок в котором проходили заседания Сената и народные собрания.На этом форуме так же находилась особая колонна.которая носила название "Milliarium Aureum ".
Историки предполагают,что эту колонну установили в те времена,когда Римом правил император Август.Он отдал приказ,начертать на этой колонне расстояние от провинций включая самые дальние до Рима.Сегодня подобный столб назвали бы "нулевым километром "Как бы то ни было,но возникновение подобной поговорки обязано наличию всех этих факторов.Существует созвучное выражение "Язык до Киева доведет ", который гораздо более распространен в нашей стране.

"Все дороги ведут в Рим "(Tutte к vie conducano a Roma), так принято говорить в Италии.
Эту поговорку упомянул в своем произведении "Третейский судья" известный французский писатель Жан Лефонтен.Популярный поэт и писатель Даль-Онгаро цитировал в своих стихах поговорку древних римлян


В России эту идиому впервые употребил писатель Л.Н. Толстой в своем циклопическом произведении "Война и мир". По сути этот фразеологизм употребляют в своей повседневной речи граждане многих стран не задумываясь откуда она взяла свое начало.

Читайте еще .

Все дороги ведут в Рим

Все дороги ведут в Рим
Поговорка времен раннего Средневековья.
Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому,баснописцу Жану Лафонтену (62 -1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».
Но возникло оно гораздо раньше, еще в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл - все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. Иными словами, это была просто констатация очевидного факта. Во всякой империи, строго централизованном государстве, дороги не могут не вести в столицу. Не случайно в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» посол императора Александра Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».
Раньше фраза «все дороги ведут в Рим» приписывалась итальянскому писателю Даль-Онгаро (1808-1873), в чьем сборнике стихов «Политические ритурнели» она содержится. Поэтому иногда она цитировалась на итальянском языке: Tutte к vie conducano a Roma.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Все дороги ведут в Рим

Средневековая поговорка, вошедшая в нашу литературную речь, вероятно, из басни Лафонтена (1621-1695) "Третейский судья, брат милосердия и пустынник".

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Все дороги ведут в Рим" в других словарях:

    Все дороги ведут в Рим - крыл. сл. Средневековая поговорка, вошедшая в нашу литературную речь, вероятно, из басни Лафонтена (1621 1695) «Третейский судья, брат милосердия и пустынник» … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (иноск.) разными (путями) средствами достигают цели Ср. Вы у меня ровно восхитили... если не всю идею, то начало ее... Но ваш план выше моего. Все дороги в Рим ведут... зачем же от своей личности отказываться? Боборыкин. Василий Теркин. 3, 22. Ср … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Всѣ пути ведутъ въ Римъ (иноск.) разными (путями) средствами достигаютъ цѣли. Ср. Вы у меня ровно восхитили... если не всю идею, то начало ея... Но вашъ планъ выше моего. «Всѣ дороги въ Римъ ведутъ... зачѣмъ же отъ своей личности отказываться?»… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия

    Столица Италии, административный центр области Лацио и Римской провинции, резиденция высшего понтифика Римско католической церкви. Известен также как вечный город, к которому ведут все дороги. Рим почти столь же древен, как и сама западная… … Энциклопедия Кольера

    Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    О Римской дороге см. Via Romea Аппиева дорога (Via Appia Antica) … Википедия

    Аппиева дорога (Via Appia Antica) Содержание 1 История 1.1 Первые стратегические дороги … Википедия

    Вид на Аппиеву дорогу Аппиева дорога (лат. Via Appia) самая значимая из античных общественных … Википедия

Книги

  • Рим. Все, о чем ты хочешь знать , Клэй Лампрель. Это не просто путеводитель. Это иллюстрированная энциклопедия об одном из самых древних городов в мире - о Риме. Окунитесь в мир удивительных фактов и завораживающих историй о знаменитых…

Происхождение и значение выражения «Рим - вечный город»

Выражение имеет древнеримское происхождение по латыни «Aeterna urbs». Впервые «вечным городом» Рим назвал древнеримский поэт Альбий Тибулл, живший в 1-ом веке до н.э. Такая характеристика городу изложена им во второй книге «Элегии» в своеобразном гимне, посвященному покровителю Рима богу солнца Аполлону, который по сюжету предсказывает городу необыкновенный расцвет его могущества и величия.

«Ромул еще не сложил те стены вечного града ,

Где поселиться не смог вместе с ним брат его Рем».

Такой величественный образ возник не случайно. Дело в том, что жизнь Тибулла протекала во время правления императора Октавиана Августа (63 - 14 гг. до н.э.), при котором Римская Империя, да и сам Рим, осуществил необычайный подъём практически по всем направлениям и развивался огромными темпами. Наряду с успешными войнами, по всей Империи строились дороги, развивалась торговля.

В Риме старые и разрушенные здания были реконструированы и восстановлены, была осуществлена постройка новых жилых домов, зданий общественного пользования и культурных заведений. В то время Рим сильно и быстро преображался и за семь веков с момента основания (753 год до н.э.) впитал в себя все взлеты и падения, что выпали на его долю. Это и отразилось на его поистине величественном внешнем виде. Как свидетельствует древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (70-122 гг.) в «Божественном Августе», Августу действительно было чем гордиться, поэтому он часто использовал выражение, в дальнейшем ставшее крылатым:

«Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным».

Так что неудивительно, что такие преобразования города навеяли Тибуллу мысли о вечности Рима. Впоследствии эта тема часто использовалась другими древнеримскими поэтами, писателями, философами и ораторами.

Например, римский поэт Клавдий Клавдиан с полной уверенностью заявляет, что Риму «не будет конца» . Или поэт Рима Клавдий Рутилий Намациан, уезжая из города, кидает фразу: «Жизни грядущей твоей нет предела» . Римский историк Аммиан Марцеллин о столице Римской империи говорит: «Рим будет жить, пока будет существовать человечество» .

Конечно, под всеми этими высказываниями о вечности города писатели и мыслители древности подразумевали политическое могущество, военное превосходство и экономическую мощь Рима.

Несмотря на закат и распад Римской империи величественный эпитет «вечный город» за городом сохранился, приобрел новый смысл и стал восприниматься как центр человеческой цивилизации, неотъемлемая и заметная часть ее прогресса и развития. И как один из самых древних городов, испытавший на себе ошеломительный взлет и оглушительное падение, но сумевший сохранить богатейший культурный комплекс, впитавший в себя огромное историческое и религиозное наследие разных эпох, Рим как нельзя лучше подходит под формулировку «вечный город».

И по сей день, говоря о Риме, мы используем выражение «вечный город», отдавая дань этому величественному городу с его богатейшей историей.

Значение и происхождение выражения «все дороги ведут в Рим»

Выражение «все дороги ведут в Рим» не несет какой-то определенной информации, а скорее выглядит как обычная констатация факта, очевидность которого не вызывает сомнений. Так говорят, когда конечный результат предсказуем, и является очевидным фактом независимо от выбранного пути для решения данной задачи.

«В. А. Серов не против Пикассо и Матисса восставал; он, как профессионал, видел, что все дороги ведут в Рим, что во Франции куется большое дело, он возмущался обезьяньей переимчивостью нашей, бравшей только поверхностный стиль французских модернистов, только менявшей чужие рубахи на грязное тело».

К.С.Петров-Водкин (1878-1939 гг.), «Пространство Эвклида», 1932 г.

«Римские легионы Цезаря, забравшись (опять-таки без всяких географических карт) далеко на север, к Галльскому морю, решили вернуться в Рим другой дорогой, чтобы еще попытать счастья, и благополучно прибыли в Рим. Наверное, именно с той поры пошла поговорка, что все дороги ведут в Рим . Точно так же все дороги ведут и в Чешские Будейовицы».

Я.Гашек (1883-1923 гг.), «Похождения бравого солдата Швейка», 1923 г.

Пожалуй, впервые выражение «все дороги ведут в Рим» использовал известный французский баснописец Жан Лафонтен в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

«Желая отыскать спасенья двери,

Три человека, все святые в равной мере

И духом преисполнены одним,

Избрали для сего три разные дороги.

А так как все пути приводят в Рим ,

То каждый к цели, без тревоги,

Пустился по тропиночке своей».

Лафонтен (1621-1695 гг.), «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

Однако зародилось выражение давным-давно во время расцвета Римской империи и имело прямой смысл, потому что все дороги действительно вели в Рим.

В связи с удачными и победоносными военными походами в 3-ем-1-ом веках до нашей эры границы подконтрольных Риму территорий стали стремительно расширяться. Так началось становление Римской империи, обладающей самой могущественной силой на всем Средиземноморье. Но для защиты своих границ от набегов варваров и для подавления внезапно вспыхнувших восстаний в провинциях империи Риму приходилось быстро реагировать на угрозы как внешних, так и внутренних врагов путем быстрой переброски войск в очаг вооруженного конфликта. Иначе держать все под контролем было бы затруднительно.

Чтобы ускорить процесс переброски войск в нужный пункт назначения римляне стали прокладывать и строить дороги, которые заметно экономили время. Сначала дороги соединяли только крупные города Римской империи и основные города провинций, находившихся под влиянием Рима.

Изначально постройка дорог задумывалась только с военной целью, основным назначением которой была мобильность римской армии, но вскоре дороги стали играть значительную роль в экономическом развитии империи, ведь по ним следовали торговые караваны, и была налажена курьерская связь. Понимая огромную выгоду в развитии дорожной инфраструктуры, Римская империя активно занялась строительством дорог и ко 2-ому веку достигли протяженности по разным сведениям от 100 до 300 тысяч километров, причем большинство из них были с твердым покрытием. Таким образом, между собой были соединены не только крупные города, но и практически все более-менее значимые в торговом плане населенные пункты.

Ярким примером развития наземных путей сообщений может послужить время правления основателя Римской империи Октавиана Августа (63-14 гг. до н.э.), когда строительство дорог достигло максимального уровня. Именно в его годы правления Рим, который уже тогда был назван «вечным городом», стал похож на центр мирового значения или, по крайней мере, Средиземноморского региона, большей части Европы и Западной Азии.

Именно сюда спешили торговцы с надеждой продать товар с наибольшей выгодой и заключить удачные сделки. Там же и проходили важные встречи, принимались политические решения и подписывались договора.

Если посмотреть на карту Римской империи того времени, то развязка напомнила бы солнце, где в центре находился Рим, а к нему сходились основные и важные дороги в виде прямых лучей, ведь тогда дороги строили максимально прямыми по наикратчайшему пути. Именно поэтому невольно и возникло выражение, что «все дороги ведут в Рим».

Подтверждением тому следует тот факт, что в центре Палатинского холма, кстати, находящегося в самом центре Рима, где был расположен главный форум столицы, на котором проходили народные собрания и заседания сената, стояла колонна «Milliarium Aureum», воздвигнутая по приказу Августа. На этой колонне, выполняющую роль своеобразного «нулевого километра», были отмечены расстояния от Рима до всех значимых городов Римской империи. Это лишний раз доказывает, что, как говорят в Италии «tutte к vie conducano a Roma», «все дороги ведут в Рим».

Собственно в любом государстве все дороги ведут в его столицу, о чем упомянул великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) в своем бессмертном творении «Война и мир» (1863-1869 гг.), где на вопрос Наполеона о дороге, ведущей на Москву, посол императора России Александра I Александр Дмитриевич Балашов ответил:

«Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».

Новое на сайте

>

Самое популярное