Домой Заготовки на зиму Пусть говорят сиамские близнецы маша и даша. Сестры Кривошляповы Маша и Даша: биография, фото. Физиологические особенности сестер

Пусть говорят сиамские близнецы маша и даша. Сестры Кривошляповы Маша и Даша: биография, фото. Физиологические особенности сестер

Одну из девочек кололи иголкой, чтобы понять почувствует ли что-то сестренка. В другой раз близнецов окунали в бассейн с ледяной водой, так ученые пытались выяснить будет ли одинаково изменяться у сестер температура. Все эти эксперименты дали возможность понять, что у девочек одна кровеносная система на двоих, но зато нервная система у каждой своя. Этот факт объяснял то, что Маша была лидером в их маленькой семье, а Даша только подчинялась тому, что говорит сестра. “Я не сомневаюсь, что Маша управляла своей сестрой и та очень от этого страдала, как это бывает у многих семейных пар”. – так говорила в интервью Джули Батлер.

После долгих опытов девочки наконец стали свободными и стали жить относительно “нормальной” жизнью. И даже незадолго до своей смерти им удалось побывать в Париже.

Взрослая жизнь оказалась не радостнее детства. Маша начала сильно пить. Из-за общей кровеносной системы от алкоголизма страдала и Даша.

В 2003 году, когда Маше и Даше было 53 года, они скончались. Первой умерла Маша от инфаркта. Для Даши она так и осталась “спящей” сестрой, потому что не могла поверить в ее смерть. Через 17 часов не стало Дарьи, она умерла от интоксикации.

Не смотря на все трудности, которые происходили с сестрами, они несомненно любили друг друга. Так уж случилось, что они были неразлучны в прямом смысле этого слова. Неразлучны они остались и после смерти.

Фото с сайта: emunto.com

    двойняшки, с рождения имеющие сросшиеся друг с другом части тел. Вероятность рождения сиамских близнецов составляет примерно 1:200.000. Причина возникновения - нарушение расхождения клеток зиготы однояйцевых близнецов в утробе матери. Около 50 % сиамских близнецов рождаются мёртвыми, еще 25-45 % таких детей погибают еще в младенчестве, т.о. выживаемость после года составляет от 5 до 25 %. Чаще всего (70-75 % случаев) сиамские близнецы имеют женский пол.


    Самой знаменитой парой сиамских близнецов были китайцы Чанг и Энг Банкеры (1811-1874), родившиеся в Сиаме (современный Таиланд). Много лет они гастролировали с цирком П. Т. Барнума под прозвищем «Сиамские близнецы», таким образом закрепив это название за всеми подобными случаями. Чанг и Энг имели сросшиеся хрящи грудной клетки (так называемые близнецы-ксифопаги). В современных условиях их могли бы легко разделить. Они умерли в 1874 году с интервалом в 3 часа. Первым умер от пневмонии Чанг, Энг в это время спал. Как правило, если умирает один из сросшихся близнецов, смерть второго наступает в считанные часы или дни.

    Знаменитые московские сиамские близнецы Маша и Даша Кривошляповы родились в 1950 году с двумя головами, четырьмя руками и тремя ногами (dicephales tetrabrachius dipus). Их позвоночные столбы были соединены под углом в 90 градусов. Матери девочек сначала сказали, что её дочери умерли, но через некоторое время медсестра показала ей блзнецов. После этого у женщины развилось психическое расстройство. Михаил Кривошляпов был в то время шофёром Лаврентия Берии. Под давлением медицинского руководства он подписал свидетельство о смерти дочерей и больше никогда не пытался ничего узнать о них. Девочек изучали в течение 20 лет: в течение 7 первых лет в Институте педиатрии АМН СССР их изучал физиолог Петр Анохин, затем их поместили в Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии. Там девочек научили передвигаться при помощи костылей и дали им начальное образование. Сёстры были настоящими «подопытными кроликами» для исследователей. Одевали их только для газетных фотографий. Вот такой фильм сняли о них в 1955 году:

    Ходить сестры научились после многолетних тренировок, при этом каждая из них контролировала свою ногу. Третья нога была ампутирована в период подросткового возраста сестёр. Даже с костылями они могли передвигаться только очень медленно, каждый шаг требовал значительных усилий. Вследствие этого сёстры не были трудоспособны и жили на инвалидную пенсию. И только немецкая фирма «Майра» специально для сестер изготовила коляску, которая очень облегчила жизнь близнецов, дала им возможность передвигаться. В1964 году Марию и Дарью поместили в интернат для детей с проблемами моторики, находившийся в Новочеркасске. Всего близнецы жили в течение почти 40 лет в советских учреждениях для инвалидов.

    После двух лет лечения в психиатрическом центре мать девочек отпустили, и она вновь занялась поиском дочерей. Как писала газета «Жизнь», мать нашла дочерей, когда им было 35 лет, и навещала в течение 4 лет, однако потом Маша и Даша отказались с ней видеться.

    В 1989 году они переехали в собственный дом в Москве. На предложение хирургов о разделении ответили отказом. Нужно отметить, что в среднем после операции по разделению выживает каждый четвертый близнец. Причем успешным хирургическое вмешательство считается даже если один из пациентов погибает. Но если у близнецов один жизненно важный орган - сердце или печень, то хирургическое вмешательство невозможно.

    Незадолго до смерти по приглашению одной французской фирмы они посетили Париж. Ближе к концу их жизненного пути всё сильнее начало сказываться на здоровье заболевание алкоголизмом. Так, Мария и Дарья страдали от цирроза печени и отека легких. После многих лет борьбы против зависимости от алкоголя, у Марии произошла остановка сердца, около полуночи 13 апреля 2003 года. В воскресенье утром из-за жалоб живой сестры на самочувствие «спящую» Марию и Дарью госпитализировали, затем была выявлена причина смерти Марии, «острый инфаркт». Но для Дарьи она оставалась крепко спящей. Так как сёстры Кривошляповы имели общую кровеносную систему, спустя 17 часов после смерти Марии в результате интоксикации наступила смерть и Дарьи. Умерли они на пятьдесят четвёртом году жизни.

    Маша и Даша Кривошляповы имели общую кровеносную систему, поэтому когда умерла от инфаркта Маша, через 17 часов в результате интоксикации наступила смерть Даши (хотя она не знала, что сестра умерла, думая, что та спит).

    С 53-летними сестрами Кривошляповыми («КП» писала о них в январе 2000 года) случилось то, чего боятся все родители сиамских близнецов, - что один из них умрет раньше, чем другой… Но родителей Маша и Даша Кривошляповы, последние тридцать лет прожившие в подмосковном пансионате для ветеранов труда, не помнят. У них была «вторая мама» - тетя Надя, Надежда Федоровна Горохова, медсестра Института протезирования и протезостроения, которая с шести лет заботилась о сестрах.

    Если бы я была ходячая, девочки были бы живы, - горько плачет Надежда Федоровна. Она научила малышек всему - есть ложкой, ходить, улыбаться, выбила им пенсию.

    В субботу Машенька мне позвонила, - Надежда Федоровна заставляет себя не рыдать. - Говорит: «Тетя Надя, что-то я себя плохо чувствую. Дышать тяжело». Я ей сразу: «Немедленно вызывай «Скорую». Это сердце».

    В воскресенье на утреннем обходе доктор пансионата померила давление сестрам. И тут же вызвала «неотложку».

    До реанимации 1-й Градской сестры доехали «полуживыми». То есть сердце Маши уже перестало биться, а общая с сестрой кровеносная система еще гнала жизнь по сосудам Даши.

    Даша не знала, что ее сестра умерла.

    Ей сказали, что Маша просто спит после уколов, - говорит директор интерната Эдита Нестерова.

    А их нельзя было разделить сейчас, чтобы спасти одну сестру?

    Ни сейчас, ни в детстве - общая кровеносная система...

    В понедельник утром после укола не проснулась и Даша Кривошляпова.

    В Советском Союзе любое отклонение от нормы считалось дикостью. Все что было не по правилам пряталось за семью замками и не показывалось общественности. Но жизнь сиамских близнецов Маши...

    В Советском Союзе любое отклонение от нормы считалось дикостью. Все что было не по правилам пряталось за семью замками и не показывалось общественности. Но жизнь сиамских близнецов Маши и Даши Кривошляповых стала исключением. Об этих девочках много и часто говорили. Более того, над ними проводились ужасающие эксперименты.

    Британская журналистка Джули Батлер познакомилась с сестрами Кривошляповыми в 1988 году. Тогда она рассказала их историю всему миру. Мария и Дарья имели одну пару ног на двоих. У девочек была и третья нога, но ее пришлось ампутировать в подростковом возрасте.

    Необычных детей, после рождения по приказу свыше тут же забрали у матери. Несчастные девочки оказались в руках медиков, которые проводили над ними опыты. Все 53 года своей жизни Даша и Маша жили как в лаборатории. Что только не было с девочками: ожоги, воздействие током, замораживание и даже применение радиоактивных материалов. Они недосыпали, голодали и подвергались резким перепадам температуры.


    Одну из девочек кололи иголкой, чтобы понять почувствует ли что-то сестренка. В другой раз близнецов окунали в бассейн с ледяной водой, так ученые пытались выяснить будет ли одинаково изменяться у сестер температура. Все эти эксперименты дали возможность понять, что у девочек одна кровеносная система на двоих, но зато нервная система у каждой своя. Этот факт объяснял то, что Маша была лидером в их маленькой семье, а Даша только подчинялась тому, что говорит сестра. “Я не сомневаюсь, что Маша управляла своей сестрой и та очень от этого страдала, как это бывает у многих семейных пар”. – так говорила в интервью Джули Батлер.

    После долгих опытов девочки наконец стали свободными и стали жить относительно “нормальной” жизнью. И даже незадолго до своей смерти им удалось побывать в Париже.


    Взрослая жизнь оказалась не радостнее детства. Маша начала сильно пить. Из-за общей кровеносной системы от алкоголизма страдала и Даша.

    В 2003 году, когда Маше и Даше было 53 года, они скончались. Первой умерла Маша от инфаркта. Для Даши она так и осталась “спящей” сестрой, потому что не могла поверить в ее смерть. Через 17 часов не стало Дарьи, она умерла от интоксикации.


    Не смотря на все трудности, которые происходили с сестрами, они несомненно любили друг друга. Так уж случилось, что они были неразлучны в прямом смысле этого слова. Неразлучны они остались и после смерти.

    У сестер Кривошляповых на двоих было 4 руки, 2 ноги, 1 кровеносная и 2 нервных системы. Они прожили довольно долгую для сиамских близнецов жизнь. Однако на их долю выпало множество испытаний. Это и разлука с родителями, и всевозможные научные опыты, и негативное отношение к ним со стороны окружавших их людей.

    НИИ как дом родной

    Маша и Даша появились на свет 4 января 1950 года в Москве. Сразу после кесарева сечения девочек унесли от матери, однако, придя в себя после наркоза, женщина настояла на том, чтобы ей показали детей. Едва увидев сросшихся близнецов, Екатерина Кривошляпова лишилась чувств, а после 2 года провела в лечебнице для душевнобольных. Отцу близняшек Михаилу, который, кстати, работал личным водителем у самого Лаврентия Берии, сообщили, что младенцы скончались. Девочкам даже дали другое отчество. Так сестры оказались в институте педиатрии Академии медицинских наук СССР, а затем в научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии. Вообще всевозможные НИИ на долгие годы стали для Маши и Даши единственным домом.

    Девочек изучали вдоль и поперек. Над ними ставили разнообразные опыты и эксперименты, о которых, даже повзрослев, сестры вспоминать не любили. Там же в больницах они сделали свои первые шаги. Одну из трех ног, которая служила для близняшек опорой, врачи решили ампутировать, поэтому без нее Маша и Даша смогли передвигаться только на костылях или в инвалидном кресле.

    Самостоятельная жизнь

    Когда сестрам исполнилось по 14 лет, их поместили в новочеркасский интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где со стороны одноклассников девочки терпели только насмешки и издевательства. Там Маша и Даша впервые попробовали спиртное.

    В 1970 году Кривошляповы сбежали в Москву. В столице девушки обосновались в интернате для престарелых № 6, где впоследствии они и провели большую часть своей жизнь.

    В возрасте 35 лет сестрам удалось найти свою мать. Но та оказалась не рада дочерям. У нее уже были двое здоровых сыновей Сергей и Анатолий. Поначалу Даша и Маша старались наладить отношения с семьей, но поняв, что между ними давно нет ничего общего, прекратили общение. Что касается отца девушек, то он скончался еще в 1980 году.

    В 1989 году сестрам наконец выделили отдельную однокомнатную квартиру в Москве. Однако к этому времени Кривошляповы уже всерьез пристрастились к алкоголю и курению. Причем, пила в основном Дарья, а курила Мария. Но от последствий вредных привычек, конечно, страдали обе.

    Смерть близняшек

    В начале 1990-х годов о сиамских близнецах Кривошляповых заговорили. О них писали в газетах и снимали документальные фильмы. По приглашениям журналистов Дарья и Мария даже ездили во Францию и в Германию.

    Несмотря на положительные изменения, произошедшие в их жизни, сестры продолжали злоупотреблять алкоголем и табаком. На очередном плановом осмотре лечащий врач предупредил женщин о том, что если они не завяжут, то, скорее всего, скоро умрут. У Кривошляповых обнаружили отек легких и цирроз печени. В срочном порядке сестер закодировали, но это не помогло. Тяга к алкоголю победила.

    13 апреля 2003 года Дарья позвонила в «Скорую» и пожаловалась на плохое самочувствие. В это время ее сестра Мария крепко спала. Когда близняшек привезли в больницу, оказалось, что Мария вовсе не спит: она скончалась от сердечного приступа. Через 17 часов умерла и Дарья. Им было 53 года.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      ✪ Исследования на неразделившихся близнецах (Research on Conjoined Twins), CCCP (USSR), 1957

    Субтитры

    Исследования на неразделившихся близнецах ч. 1. Академия медицинских наук СССР Нервные и гуморальные факторы в регуляции функций организма (исследования на неразделившихся близнецах) Научный руководитель, действительный член АМН СССР профессор П.К. Анохин Основные научные исследования выполнены кандидатом медицинских наук Т.Т. Алексеевой. Режиссер Н.П. Ильзина Оператор Н.А. Архипов Мультипликатор Л.Я. Каль Отдел научной кинофотодокументации АМН СССР, 1957 год При разрешении некоторых физиологических проблем роль нервного и гуморального факторов являлась неопределенной, так как по условиям эксперимента каждый из них оценивался изолированн [На экране показаны неразделившиеся близнецы] [Рассказчик:] При разрешении некоторых физиологических проблем роль нервного и гуморального факторов являлась неопределенной, так как по условиям эксперимента каждый из них оценивался изолированно. [Показано приготовление для купания близнецов. Сперва ванночка наполняется водой, затем измеряется температура воды] [Рассказчик:] Неразделившиеся близнецы, по своим исключительным физиологическим свойствам, являются редчайшим объектом для решения спорных вопросов о регуляции функций организмов, в которых соотношение нервных и гуморальных механизмов представлялось наиболее сложным. [Показано купание неразделившихся близнецов] [Рассказчик:] Имеющиеся в мировой литературе немногочисленные описания неразделившихся близнецов касаются преимущественно их внешнего и анатомического строения, поскольку большинство из них рождались мертвыми. [Близнецов вытирают полотенцем и пеленают. Нянечка с умилением смотрит на младенцев в своих руках и улыбается] [Неразделившиеся близнецы лежат в кровати, лицом друг к дружке] [Показан рентгеновский снимок лежащих на спине неразделившихся близнецов] [Рассказчик:] В 1937 году, в одном из родильных домов Советского Союза родились неразделившиеся близнецы Ира-Галя, которые прожили один год двадцать два дня. Анатомо-физиологические особенности близнецов были изучены еще при их жизни. [Рентгеновский снимок тазо-бедренной области неразделившихся близнецов показан крупным планом] [Рассказчик:] На рентгеновском снимке видны два позвоночника. [Показан прежний рентгеновский снимок лежащих на спине неразделившихся близнецов. С началом речи рассказчика рентгеновский снимок меняется на снимок тех же близнецов, но лежащих на животе] [Рассказчик:] Копчиковые разделы позвоночников срослись между собой, однако спинно-мозговые каналы остались изолированными. [Показан рентгеновский снимок неразделившихся близнецов с выделенными белым цветом рисунками спинного мозга и периферической нервной системы] [Рассказчик:] Соответственно, строение позвоночных каналов нервной системы близнецов полностью разделена друг от друга. [Крупным планом показан рентгеновский снимок спинных нервов близнецов] [Рассказчик:] В месте сращения нервные корешки внутренних сторон позвоночника объединяются в рудиментарном хвостике. Эти нервы, не имеющие зоны иннервации в ввиду отсутствия двух конечностей, значительно тоньше нервов наружной стороны. [На рентгеновском снимке показаны позвонки с очень тонкими нервами. Затем рентгеновский снимок спинных нервов близнецов снова показан крупным планом] [Рассказчик:] Микроскопические исследования, проведенные Рампаном показали, что сегменты шейного и грудного отделов имеют нормальное строение. [Демонстрируется рентгеновский снимок с нормальными позвонками] [Рассказчик:] В поясничном отделе спинного мозга серое вещество передних рогов, которое соответствует отсутствующим конечностям, недоразвито. [Неразделившиеся близнецы показаны лежа на спине] [Появляется рентгеновский снимок верхней части туловища близнецов] [Рассказчик:] Количество ганглиозных элементов в этих частях спинного мозга ограничено. [Неразделившиеся близнецы показаны лежа на спине в кровати] [Рассказчик:] В противоположность нервной системе кровообращение близнецов было обобщенным. Кровь одного ребенка могла свободно переходить к другому, что заметно было уже на венозной сети кожи живота. [Показан рентгеновский снимок неразделившихся близнецов с выделенной белым цветом рисунком системы кровообращения] [Рассказчик:] Общность кровеносного русла помимо кожно-венозной системы наблюдается также в системе брюшных аорт, где имелись непосредственные артериальные анастомозы. [Показан рисунок сосудистой системы живота неразделившихся близнецов] [Рассказчик:] Посмертное вскрытие, проведенное профессором Шангиной, показало тесную сосудистую связь почти на всех сосудах внутренностей. [Новорожденные неразделившиеся близнецы вначале показаны запеленованными и спящими, потом раскрытыми и бодрствующими, позже плачущими] [Рассказчик:] Например, вены двух кишечников объединяются и смешанная кровь по раздельным воротным венам направляется в печень. [Рассказчик:] В 1950 году родилась другая пара неразделившихся близнецов - Маша-Даша. [На экране появляются обнаженные новорожденные неразделившиеся близнецы. Затем демонстрируется рентгеновский снимок неразделившихся близнецов, за которым следует снимок третьего бедренного сустава крупным планом] [Рассказчик:] Они имели два туловища, четыре руки. У близнецов две нормальные ноги и третья нога, образованная из двух. У этих девочек рентгеноскопия также показала наличие двух абсолютно раздельных позвоночников, вплоть до копчиковых костей. [Показан рисунок нервной системы близнецов] [Рассказчик:] Спинно-мозговые каналы у них тоже изолированы. Нервная система у этой пары близнецов была также разделена соответственно расположению спинно-мозговых каналов. Иннервация ручек и нормальных ножек соответствовала обычным нормальным анатомическим соотношениям. Иннервация сросшейся ножки разделена. Нервы к ней поступают от спинного мозга той и другой девочки [Спящие обнаженные новорожденные неразделившиеся близнецы показаны на экране] [Рассказчик:] Кровообращение у второй пары близнецов Маши и Даши, подобно кровообращению у Иры и Гали, было обобщенным. Анастомозирование венозной сети также можна наблюдать на коже живота. [С помощью мультипликации на экране появляется таблица глюкозной нагрузки] [Рассказчик:] Быстрота перехода крови от одного ребенка к другому была определена с помощью глюкозной нагрузки, проведенной у обеих пар близнецов. Определяется количество сахара до нагрузки. В волосевую вену Иры вводятся 100 мл раствора глюкозы. Ко второй минуте после инъекции содержание сахара в крови достигало высоких цифр у обеих девочек. Принципиально такие же результаты были получены при глюкозной нагрузке у близнецов Маши-Даши. [С помощью мультипликации на экране появляется таблица ассимиляции йода щитовидной железой] [Рассказчик:] Дополнительно у Маши и Даши были проведены исследования с помощью радиоактивного н. После приема Машей радиоактивного йода, поглощение йода щитовидными железами у обеих девочек наступило через 10 минут. Это указывает на тесное гуморальное взаимодействие между организмами обоих близнецов, и что практически в норме все вещества равномерно распределены в обобщенном кровотоке. [Обнаженные новорожденные неразделившиеся близнецы лежат на кровати. Медсестра, время от времени, наносит им легкие уколы, проверяя тем самым реакцию девочек] [Рассказчик:]: У обеих пар близнецов изучались степень Легкое раздражение области иннервации на 1 см от пупка в сторону Иры вызывает реакцию только с ее стороны. Такое же раздражение на 1 см от пупка в сторону Гали вызывает реакцию только у Гали. Это показывает, что средняя линия кожи представляет собой точную границу иннервации задне-корешковыми волокнами и того, и другого спинного мозга. [Медсестра дает близнецам укол, сперва в одну ножку, затем в другую. Сначала плачет одна девочка, затем другая] [Рассказчик:] С лечебными целями проводилась инъекция лекарственных веществ. На укол реагировала плачем только та девочка, в ножку которой делалась инъекция. Другая девочка оставалась спокойной. [Рассказчик:] Это наблюдение не согласуется с теорией гуморальной природы болевых факторов. [Близнецы показаны сверху] [Рассказчик:] Наряду с раздельностью чувствительных зон, были разделены и экстензорные мышечные аппараты. Каждая девочка могла произвольно управлять только одной своей ножкой. [Новорожденные близнецы Маша-Даша, обнаженные, лежат в кровати. Медсестра наносит легкий укол сначала одной из близнецов, затем второй, проверяя их реакцию] [Рассказчик:] У второй пары близнецов наблюдалась также полная изолированность рецепторных областей. При легком раздражении около пупка в сторону Маши плакала только Маша. Раздражение кожи около пупка в сторону Даши, вызывал плач только у Даши. [Медсестра поочередно нажимает на подошву каждой ступни. Сначала плачет только Даша, потом - только Маша] [Рассказчик:] Ножки точно так же пренадлежали одна Даше, другая Маше. [Плачущая Маша показана крупным планом] [Рассказчик:] Нервы в третьей ножке проходили параллельно и не астомозировались. Наблюдения над обеими парами близнецов позволили установить значительное сходство в их физиологических функциях. Полная изолированность нервного аппарата и общность гуморальных связей определили собой все различия в поведении и реактивности организмов близнецов. [Близнецы показаны бодрствующими, затем одна из девочек засыпает, в то время, как другая забавляется с погремушкой] [Рассказчик:] Испытания, проведенные в совершенно одинаковых условиях среды и режима, показали неодинаковые темпы развития близнецов в их поведении, в становлении статических и моторных функций, а также в выработке условных рефлексов. По своему физическому состоянию Ира и Галя мало отличались друг от друга, но Ира обганяла в своем нервно-психическом развитии. Она первой начала садиться, улыбаться стала тоже первой Ира. [Одна из близнецов тянется к рукам медсестры, улыбается] [Рассказчик:] В поведении Даши и Маши также замечаются индивидуальные различия. [Близнецы уже запеленаны, медсестра трясет погремушку над одной из девочек] [Рассказчик:] В первые месяцы их жизни это различие было мало выражено. В возрасте трех месяцев обе девочки не могли держать головки. Но фиксирование предмета в этом возрасте ярче выражено у Маши, она самостоятельно захватывает игрушку. [Девочки-близнецы, уже немного постарше, обе одеты в платьица и белые слюнявчики и бодрствуют. Над колыбелью висит большая погремушка. Маша энергично машет держащим в руке игрушечным попугаем] [Медсестра показывает Маше вязаный носок. Девочка вначале пытается к нему дотянутся, но потом сдается. Медсестра одевает носок на ее ногу. Когда медсестра подходит к Даше, чтобы одеть другой носок на Дашину ногу, та активно с ней взаимодействует] [Рассказчик:] Однако в дальнейшем, вследствие быстрой утомляемости, Маша стала отставать в развитии от Даши. В полтора года Даша безошибочно выполняла элементарные задания, охотно поднимала ножку, когда надевали носок. Маша просьбу не выполняла - её отвлекала окружающая обстановка. [Медсестра обращается к одной из девочек, в то время как она играет со своей ножкой] [Рассказчик:] Общей ножкой двигала больше Даша и, по просьбе, поднимала её. [Медсестра протягивает близнецам по ложке. Даша берет ложку и начинает играть. Маша реагирует более медленно и не играет. Похоже, ее отвлекает камера] [Рассказчик:] С возрастом детей задания усложнились. Выявлялось отношение близнецов к различным предметам. Маша могла без протеста расставаться с игрушками и другими вещами. В ответ на просьбу она сразу же отдает ложку и быстро переключает своё внимание на другие предметы. [Медсестра отнимает у Маши ложку. Девочка отдает ее без протеста и переключает свое внимание на нос медсестры. Даша же защищает свою собственность. Она прижимает ложку к себе, кричит, пытается получить ее назад и преуспевает] [Рассказчик:] У Даши резко выражена активно-оборонительная реакция. Она не выполняет просьбу и ложка остается в её руках. [Медсестра дает каждой из девочек печенье, а потом отнимает его у Маши, которая активно протестует ] [Рассказчик:] Такая же реакция появляется у Маши, когда ей дают сладости. Печенье она очень любит и неохотно с ним расстается. [Даша натягивает чулок на свою ногу. Маша не спешит взять чулок в руки. Наконец, она его берет и начинает его натягивать, но отвлекается и бросает его] [Рассказчик:] В возрасте двух лет Даша приобрела первые трудовые навыки стала самостоятельно на ногу одевать чулок. Машу трудно заставить взять чулок в руку. Она делает неудачную попытку одеть чулок, а затем избавляется от него. [Медсестра протягивает Маше завернутую конфету, но та её не берёт. В то же время, Даша берёт свою конфету, разворачивает оба слоя обёртки, отдает их обратно, и запихивает конфету в рот. Когда Маша наконец берет свою завернутую конфету, она не знает, что с ней делать] [Рассказчик:] В более старшем возрасте дифференцированные движения наиболее чётко выполнялись Дашей. Она быстро и умело развёртывает конфету. Маша даже и не пытается развернуть свою конфету. [Близнецы играют с кубиками. Даша строит башню, Маша же предпочитает разбрасывать кубики] [Рассказчик:] Даша быстро складывает кубики. Маша охотнее разрушает сооружения и не делает попыток построить что-нибудь сама. [Близнецы показаны в открытом манеже. Подходит медсестра, пожимает девочкам руки и протягивает каждой из них резиновый шланг, заканчивающийся резиновым балоном] [Рассказчик:] Различия нервно-психических реакций подтвердились и в лабораторных условиях. Вырабатываются двигательные условные рефлексы. Исследования проводились Алексеевой, Крючковой и Островской. Дети на слово «нажми» должны рукой нажать на резиновый балон. Слову «нажми» предшествуют условные сигналы - звонок и свет. [Медсестра сидит за столом, прилегающим к манежу. Она проводит эксперимент путём перемещения рычагов на панели управления] [Рассказчик:] Если девочки нажимают на балон при одном действии звонка или света, считается, что условный рефлекс образован. Дается звонок. [Звонит звонок] [Рассказчик:] Нажимает балон первой Даша. Верхняя кривая, вторая линия - отметка движений Маши. [Крупным планом показан аппарат, записывающий на бумаге условные движения близнецов. Затем экран переключается обратно к медсестре за столом] [Рассказчик:] Сигнал свет. Первой отвечает на раздражитель Даша (верхняя запись) [Маша устала. Она отбрасывает мяч. Медсестра опять нажимает на рычаг. Звенит звонок. Маша держит оба балона в своих руках. Даша выхватывает свой балон из рук Маши и нажимает. Она опять первая] [Рассказчик:] Снова сигнал. Опять первой нажимает Даша. Маша устала, бросила балон и не хочет больше работать. Тогда задание разнообразится. Оба балона в руках Маши. Сигнал. Даша вырывает свой балон, нажимает. Следовательно, Даша быстрее выработала условный рефлекс. [Близнецы играют с резиновыми мячами] [Рассказчик:] В результате сопоставления поведения детей с характером условно-рефлекторной деятельности можно сделать вывод, что по характеру высшей нервной деятельности близнецы заметно отличались друг от друга, то есть, каждая из них имела свои типологические особенности. Раздельность нервных систем и общность кровообращения у близнецов дали возможность выявить роль нервного и гуморального факторов в возникновении сна. [Новорожденные неразделенные близнецы вначале показаны в состоянии бодрствования, потом спящими] [Рассказчик:] Раздельность нервных систем и общность кровообращения у близнецов дали возможность выявить роль нервного и гуморального факторов в возникновении сна. Большей частью сон девочек был одновременным. Однако, они могли спать впорозень, и эти противоположные физиологические состояния - сон одной и бодрствование другой могли продолжаться длительное время, до двух часов и более. [Одна из девочек-близнецов бодрствует в то время, как другая спит] [Рассказчик:] У первой пары близнецов, Иры-Гали, состояния сна и бодрствования, протекали также одновременно и раздельно:Ира спит - Галя бодрствует, Галя спит - Ира бодрствует, Галя смеется - Ира спит. [Демонстрируются пневмотограммы записей образцов сна/бодрствования для обеих пар неразделенных близнецов] [Рассказчик:] Все вегетативные показатели во время сна и бодрствования изменялись соответственно состоянию каждого ребенка. Во время одновременного сна дыхание у близнецов синхронно. При раздельном сне соответственно менялась запись пневмограммы дыхание у бодрствующего ребенка всегда было энергичнее, то есть глубже и чаще. Ритм сердечной деятельности у бодрствующего ребенка был учащенным, отдельные зубцы электрокардиораммы - увеличенными по сравнению со спящим ребенком. [Одна из близнецов спит, другая бодрствует] [Рассказчик:] С возрастом детей сон и бодрствование у них продолжали быть самостоятельными актами у каждого ребенка. [Показаны спящие неразделенные близнецы Маша и Даша] [Рассказчик:] Девочкам исполнилось пять лет. По условиям одинакового режима большей частью дети спали одновременно. В этих случаях сон наступал по принципу условных рефлексов. Когда один ребенок успокаивался, то это успокоение являлось условным сигналом для другого ребенка, и он также засыпал. [Маша играет в то время, как Даша спит] [Рассказчик:] Одновременное сосуществование двух состояний - сна и бодрствования при обобщенном кровотоке и раздельных нервных системах, является прямым доказательством решающего значения нервной системы в развитии сна, что говорит против гуморальной теории сна. [Конец фильма] Исследования на неразделившихся близнецах ч. 2 Роль нервных и гуморальных факторов в пищевом возбуждении [Показан рентгеновский снимок лежащих на спине неразделившихся близнецов] [Рассказчик:] Роль нервных и гуморальных факторов в пищевом возбуждении. Наличие отдельных желудков у близнецов создавало все условия для нормального питания каждого ребенка. Желудочное пищеварение происходило раздельно, так же, как и переваривание в двенадцатиперсной кишке. Однако всасывающие пищеварительные соки попадали в общий кровоток. [Неразделившиеся близнецы лежат, запеленанные, в кроватке. Медсестра кормит их из бутылочки, сначала одну девочку, затем другую] [Рассказчик:] На основе этих анатомо-физиологических особенностей были проведены наблюдения за пищевой возбудимостью у близнецов. В первом полугодии жизни дети получали пищу через каждые два-три часа. Их всегда кормили одновременно и одинаковыми порциями. Каждая девочка выпивала до 75 мл молока за прием. [Одну из неразделившихся близнецов кормят из ложечки, в то время, как другая из близнецов плачет. Их возраст приблизительно шесть месяцев] [Рассказчик:] Изучение пищевой возбудимости проводилось путем раздельного кормления одного из близнецов. У ребенка, не получавшего пищу, изучался сахар крови и состав желудочного сока. Исследование заключалось в том, что одного ребенка кормили, а другая девочка пищу не получала. [Медсестра пытается отвлечь плачущую девочку погремушкой] Количество принятой пищи при раздельном питании. [Рисуется таблица «Количество принятой пищи при раздельном питании», вначале для Иры-Гали, затем для Маши-Даши] [Рассказчик:] Такие же исследования проводились и на первой паре близнецов Ире-Гале. Показывается количество молока, выпиваемого каждой из девочек в одно кормление. В следующий срок Галя молока не получала - на схеме это показано черточкой. После двух пропусков обнаруживается, что Галя выпивает большее количество молока. Подобные результаты были получены на близнецах Маша-Даша. После двух пропусков кормления Даша выпивает молока значительно больше обычной порции, чем при регулярном кормлении. [Дашу кормят из ложечки. Она ест с большим аппетитом, после чего обе девочки выглядят очень удовлетворённо] [Неразделившиеся близнецы, одетые в одинаковые платьица с мелкими узорами,лежат в кроватке. Медсестра надевает слюнявчик на девочку слева] [Рассказчик:] Выраженное пищевое возбуждение в первый год жизни наблюдалось как при раздельных приемах пищи, так и совместных. Пищевое возбуждение у ребенка, не получающего пищу, усиливается такими условно-рефлекторными раздражителями, как приготовление к приёму пищи и еда второго ребенка. [Близняшку слева кормят из ложечки. После кормления медсестра снимает испачканный слюнявчик с ребенка и одевает чистый слюнявчик на другую близняшку. Теперь Дашина очередь кормиться] [Близнецы находятся в кроватке. Они уже постарше, им, наверное, три или четыре года. Подходит медсестра с двумя тарелками пищи и дает тарелку каждой из девочек. Девочки едят самостоятельно] [Рассказчик:] Только с развитием речевого общения изменяется поведение детей при приёме пищи. [Обеим близнецам в пищевод введена трубка] [Рассказчик:] Для доказательства, что продукты переваривания пищевых веществ попадают в общий кровоток, исследовался желудочный сок. [Начертана сравнительная таблица анализа желудочного сока у Маши и Даши для измерения таких параметров как желудочный сок, свободная кислота и общая кислотность] Желудочный сок, свободная кислота, общая кислотность. [Рассказчик:] Изучался состав желудочного сока у Маши и Даши, взятый у них натощак. Желудочный сок и его активность совпадали у обеих девочек. [Дашу кормят из ложечки, в то время как Маше в пищевод введена трубка для измерения желудочного сока] [Рассказчик:] Когда кормили одну из девочек, то у голодного ребенка наблюдалось двухфазное изменение количества желудочного сока и его кислотности. [Начертана сравнительная таблица «Исследование желудочного сока у Маши (кормят Дашу)»] [Рассказчик:] Первое увеличение совпадает с нервно-психической фазой, второе увеличение - с нервно-химической фазой. [Между девочками ставится ширма. Эксперимент, в котором кормят Дашу и измеряют желудочный сок у Маши, повторяют] [Рассказчик:] При изолированном кормлении одной девочки, у ребенка, не получающего пищи, также увеличивается количество желудочного сока и его кислотность, как в первую «нервную фазу», так и во вторую «химическую». Изучение пищевой возбудимости, проведенное путём изолированного кормления одного из детей, с одновременным исследованием желудочного сока у ребенка, не получающего пищу, показало, что пищевое возбуждение у него не снижается при кормлении другого. [Близнецы показаны в столовой комнате. Они улыбаются и кушают, сидя за круглым столом,покрытым белой скатертью] [Рассказчик:] Эти наблюдения указывают на ведущую роль рецепторов языка и пищеварительного тракта в регуляции деятельности пищевого центра, то есть, в состоянии аппетита и насыщения. Сравнительная характеристика патологических состояний близнецов. [Рассказчик:] Сравнительная характеристика патологических состояний близнецов. [Близнецы лежат в кровати, накрытые простыней. Медсестра обеим девочкам ставит термометры под мышки] [Рассказчик:] Были проведены наблюдения по изучению патологических реакций у близнецов, которые выявили значение нервного или гуморального факторов в процессах терморегуляции организма. Значение температуры крови в терморегуляции может быть определено только в исследованиях на неразделившихся близнецах,у которых, как мы указывали, кровоток настолько обобщён, что физико-химические изменения крови через короткий срок - одну-две минуты - одновременно обнаруживается у обеих девочек. [Девочек показывают крупным планом. Медсестра возвращается и вынимает термометры] [Рассказчик:] В обычных, нормальных условиях, температура тела у близнецов в подмышечной впадине и симметричных участках кожи в пределах физиологических колебаний. На пример, у Даши 36.7, у Маши - 36.6. [Начертана таблица «t тела при болезни обеих девочек»] [Рассказчик:] В течении первого года жизни детей, при одновременных заболеваниях, температура повышалась у обеих девочек одновременно. [Начертана другая таблица «Возраст 3 м-ца. Маша - больна, Даша - здорова»] [Рассказчик:] Синхронность температуры тела наблюдалась также и при явных раздельных заболеваниях детей. В возрасте трёх месяцев у Маши диагностировали острое воспаление правого среднего уха. Даша была здорова, однако температура повысилась у обеих девочек и держалась в течении восьми дней. [Начертана таблица «Возраст 2 года 2 месяца. Маша больна, Даша здорова»] [Рассказчик:] С возрастом характер температурной реакции при патологических состояниях изменяется. При раздельных заболеваниях температура тела не совпадает. В возрасте двух лет заболевает Маша. У нее температура повышается до 39 градусов, у Даши - не превышает 37.2. [Начертана следущая таблица «Возраст 3 года. Больна Маша»] [Рассказчик:] В возрасте трёх лет Маша заболела левосторонней пневмонией. У Даши признаков заболевания не обнаружено. У Маши температура повысилась до 39 градусов, у Даши температура не поднималась выше 37 градусов. [Показана больничная кровать с Машей и Дашей, на которой медсестра измеряет температуру поверхности тела девочек при помощи специального аппарата] [Рассказчик:] Измерялась также температура кожи одновременно у обеих девочек,как в нормальных условиях, так и при заболевании. Кожная температура соответствовала показаниям температуры тела. Это указывает, что термо-регуляционные механизмы совершенствуются соответственно возрасту детей, и что температура крови не имеет решающего значения для уровня температуры тела. Наблюдения, проведенные на неразделившихся близнецах приводят к выводу, что процессы сна, болезни, голода, насыщения развиваются под доминирующим влиянием нервной системы. [Рассказчик:] Наблюдения, проведенные на неразделившихся близнецах приводят к выводу, что процессы сна, болезни, голода и насыщения развиваются под доминирующим влиянием нервной системы. [Близнецов в возрасте нескольких месяцев подтягивают за руки в сидящее положение - сначала одну девочку, за ней другую] [Рассказчик:] С раннего возраста в развитии моторных актов у Даши и Маши выявились индивидуальные особенности. Держать головку вертикально первой стала Маша, у Даши она держится недостаточно устойчиво. Медсестра что-то говорит Даше, которая активно реагирует, двигая руками и ногами, и раскачивая туловищем со стороны в сторону. Маша активности не проявляет] [Рассказчик:] Общая двигательная активность в виде качательного движения туловища наиболее ярко проявилась у Даши. Садиться самостоятельно первой стала Даша. В это время Маша не делает даже попыток сесть. [Близнецы находятся в просторном манеже. Маша лежит на спине, Даша находится в сидящем положении] [Рассказчик:] Когда дети начали ползать, то инициативу передвижения по манежу всегда брала на себя Даша. [Близнецы ползают по манежу. Даша всегда двигается первой] [Близнецы, с виду немного постарше, согласованно движутся вокруг манежа] [Рассказчик:] Координация движений начала проявляться в два с половиной года. [Близнецы, уже заметно старше, лежат на кровати, затем одним идеально согласованным движением садятся, встают, смотрят в окно, смеются имашут руками, потом опускаются обратно на кровать] [Рассказчик:] К пяти годам девочки начинают самостоятельно вставать с кровати и продолжительное время могут находиться в вертикальном положении. [Медсестра помогает девочкам идти по траве] [Рассказчик:] Первые попытки к передвижению были неудачные. Раздельная иннервация ножек не могла обеспечить их скоординированных отношений. [Близнецы находятся в спортивном зале. Каждая из девочек держит костыль и, с их помощью, они успешно двигаются боком. Обе девочки очень хорошо держат равновесие. Опираясь на шведскую стенку, Даша поднимает ногу и завязывает шнурок на ботинке. Маша, в свою очередь, тоже демонстрирует свое мастерство как держания равновесия, так и завязывания шнурка на ботинке] [Рассказчик:] Становление акта ходьбы представляет большой интерест в научном отношении, так как он должен быть осуществлён двумя индивидуально разделенными организмами, каждый из которых может использовать для этого акта одну принадлежащую ему ногу. [Близнецы лежат на гимнастическом мате, синхронированно поднимая руки и ноги. Упражнение разработано, чтобы дальше развить координацию движений и помочь с перемещением] [Рассказчик:] Чтобы обучить близнецов сложному для них акту ходьбы и выработать координацию движений конечностей, подобную реципрокной координации нормального человека, в Центральном институте протезирования и протезостроения с ними проводилась сложная и упорная работа по развитию их моторики. [Близнецы едут на трёхколесном велосипеде] [Рассказчик:] Езда на велосипеде, требующая согласованного нажатия на педали, способствовала выработке координации движений между двумя изолированными нервными системами. [Близнецы стоят у шведской стенки при помощи костылей. Они откладывают костыли в сторону и поднимаются вверх по стенке. Достигнув вершины, девочки оборачиваются, улыбаются, затем спускаются вниз, где они подбирают костыли и начинают идти вперед] [Рассказчик:] Занятие на шведской стенке также помогло детям согласовывать свои движения. [Девочки, с помощью костылей, движутся вперед с видимой легкостью. Они останавливаются и стоят неподвижно, вначале опираясь на костыли, затем без какой-либо поддержки] [Рассказчик:] При ходьбе дети свободно координируют движения. Они могут ходить с закрытыми глазами,стоять на костылях без поддержки друг друга свободными руками. И даже могут стоять без костылей, фиксируя руками коленные суставы. [Близнецы, опираясь на костыли, стоят на лестничной площадке. За ними стоит медсестра и держит их за руки. С помощью медсестры девочки начинают спускаться по лестнице] [Рассказчик:] К этому времени они научились спускаться и подниматься по лестнице, правда, пока ещё с посторонней помощью. [Близнецы сидят за столом в классной комнате. Воспитательница показывает им картинки, потом девочки открывают свои книжки и читают. Позже девочки считают карандаши, раскрашивают картинки, вышивают] [Рассказчик:] Наряду с гимнастическими упражнениями с девочками проводятся и школьные занятия. Психическое развитие детей протекает нормально и соответствует возрасту. Они учатся читать, обучаются счёту, раскрашивают картинки, хорошо вышивают. И все их рукоделия отличаются умением и аккуратностью. [Близнецы сидят за большим круглым столом в обеденной комнате, окруженные другими детьми и взрослыми. Они отмечают свой седьмой день рождения. На столе перед девочками стоит торт с надписью «Маше и Даше 7». Все присутствующие пьют чай, угощаются фруктами и пирожными, и радостно улыбаются] [Рассказчик:] В январе 1957 года Маше и Даше исполнилось семь лет. Поздравить детей с днём рождения пришли не только их сверстники, но все их взрослые друзья, весь большой и дружный коллектив медицинских и научных работников. [Двое выдаюшихся пожилых мужчин присоединяются к компании за столом, они угощаются и беседуют с близнецами. Это известные профессора, которые работают с девочками] [Рассказчик:] Поздравить Машу и Дашу пришли также профессор Анохин и профессор Попов. [Близнецы подходят к журнальному столику, на котором собраны подарки, любуются игрушками и начинают играть. Под конец девочки смотрят в камеру, улыбаются и машут на прощание] [Рассказчик:] Дальнейшее развитие близнецов, и умственное, и физическое, несомненно будет идти под влиянием обоих факторов - гуморального и нервного. Первый из них однородный, а второй, в соответствии с возрастом Маши и Даши, претерпевает явное дифференцирование. Таким образом, в будущих исследованиях открывается широкая возможность для оценки нервных и гуморальных факторов психической жизни близнецов. Конец.

    Биография

    Сёстры Мария и Дарья родились с двумя головами , четырьмя руками и тремя ногами . Их спинные хребты были соединены под углом в 90 градусов. Врачи сказали их матери, что они умерли от пневмонии, и забрали их.

    В течение 7 лет в Институте педиатрии АМН СССР их изучал физиолог Пётр Анохин . Затем их поместили в Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии. Там девочек научили передвигаться при помощи костылей и дали им начальное образование. В течение многих лет сёстры были объектом изучения для исследователей столь редкого случая dicephales tetrabrachius dipus. Ходить сёстры научились после многолетних тренировок, при этом каждая из них контролировала свою ногу. Третья нога была ампутирована в период подросткового возраста сестёр. Даже с костылями они могли передвигаться только очень медленно, каждый шаг требовал значительных усилий. Вследствие этого сёстры не были трудоспособны и жили на инвалидную пенсию. (В отличие от сестёр Кривошляповых сёстры Хенсел и Лаврентия Берии . Под давлением медицинского руководства он подписал свидетельство о смерти дочерей и больше никогда не пытался ничего узнать о них. Михаил оставил детям свою фамилию, но отчество было указано ложное. Кривошляповы Мария и Дарья стали Ивановнами, а в метриках в графе "отец" им поставили прочерк. После двух лет лечения в психиатрическом центре Екатерину отпустили, и она вновь занялась поиском дочерей. По версии газеты El Mundo , ей снова сказали, что девочки умерли. Однако, как писала газета «Жизнь», мать нашла дочерей, когда им было 35 лет, и навещала в течение 4 лет, однако потом Маша и Даша отказались с ней видеться.

Новое на сайте

>

Самое популярное