Домой Розы Армянский алфавит с русской транскрипцией. Лингвистический энциклопедический словарь. Сколько гласных букв в армянском алфавите

Армянский алфавит с русской транскрипцией. Лингвистический энциклопедический словарь. Сколько гласных букв в армянском алфавите

Если говорить об армянском алфавите , то придется погрузиться в глубину веков, потому что он был изобретен еще в V столетии, а точнее – в 405-406 годах. «Отцом» письменности считается Месроп Маштоц . Являясь хорошо образованной личностью своего времени, он был монахом и ученым. Изобретенный алфавит основывался на звуковом принципе: каждый звук обозначался определенной буквой, как и во многих других языках мира. С тех пор он практически не претерпел никаких изменений, кроме добавления еще двух графем в XIв.

Армянская письменность – интересное и неординарное явление, которое красноречиво говорит об образе мышления и культурном развитии народа. Она помогает лучше понять нацию и ее историческое развитие.

Алфавит Армении возник еще на заре нашей эры. Как показывают исследования лингвистов и языковедов, его происхождение датируется V веком и тесно связно с именем Месропа Маштоца. Имя великого деятеля своей эпохи настолько чтится в стране, что любой ребенок знает, кто это, более того, может изобразить фигуру и даже портрет священника. Вообще, армяне очень трепетно относятся к собственной культуре, в том числе и письменности. Изображения букв почитаются, к ним наблюдается особенно трепетное, бережное отношение.

Всего в современном армянском алфавите 39 букв, но самостоятельные звуки передают только 36 из них, причем 6 – гласные, а остальные – согласные. Сам принцип создания письменности основывается на очень тонком, почти поэтическом понимании фонетических особенностей родного языка. Ходит легенда, что, придумывая начертания букв и из обозначения, Месроп Маштоц слушал самого Бога, и потому родилась такая стройная, точная система.

В изучении армянского алфавита, как и самого языка в целом, большую роль играет транскрипция с произношением . Именно основываясь на ней, можно понять, как звучит слово, и как его правильно говорить. Вот почему, приступая к изучению произношения, основанного на буквенном написании, важно знать основные правила транскрибирования лексических единиц. Но и про грамматику забывать не стоит.

Цифры армянского алфавита: специфика и уникальность

Математика и грамматика в армянском языке связаны очень тесно. Дело в том, что цифры и даже числа обозначаются при помощи прописных букв алфавита. Такой же принцип можно увидеть в других древних языках, например, древнегреческом. Таким образом:

  • первые 10 букв обозначают цифры от 1 до 10;
  • следующие буквы – десятки, от 20 до 1000 по алфавитному порядку;
  • после 1000 следующие буквы соответствуют единицам тысяч (1000, 2000, 3000 и так до 9000);
  • предпоследняя буква соотносится с 10000, последняя – с 20000.

Каждое цифровое значение, присвоенное букве, суммировалось со стоящим следующим за ним – и так получались числа. Например, число 1975 было бы записано следующим образом: ՌՋՀԵ. При этом значение каждого знака таково:

Как видим, само число получается сложением всех его составляющих.

Но на сегодняшний день такая система используется примерно так же, как римские числа в языках, где приняты арабские написания, т.е, просто в качестве приставок в именам правителей, а также в исчислении веков и т.д. (по аналогии с русскими вариантами Петр I, Иван IV Грозный, XVI столетие). В обычных же подсчетах армяне пользуются арабскими цифрами.

Согласные: не парные, а тройные звуки

Многие люди привыкли к тому, что согласные звуки разделяются на парные по глухости и звонкости (в русском языке это, например, з-с, в-ф, б-п, г-к, д-т, ж-ш). По сути, они различаются только способом произношения:

  • в создании звонких участвует голос и шум,
  • в создании глухих – только шум, издаваемый голосовыми связками.

Но армянский алфавит имеет и здесь яркую особенность. У него существуют не двойные, а тройные линейки звуков. К традиционному делению по звонкости-глухости добавляется еще и произношение с придыханием. Такие звуки называются «глухими придыхательными», обозначаются соответствующими буквами и добавляются к пяти классическим парам. То есть, тут уместно рассматривать тройные парадигмы:

звонкий – глухой – глухой придыхательный

բ[b] — պ [p] — փ;

գ[ɡ] — կ[k] — ք;

դ[d] — տ[t] — թ

ձ — ծ — ց

ջ — — ճ — չ

Последние буквы в представленных парадигмах произносятся с едва уловимым призвуком [х] и являются нормой литературного армянского языка.

Всего в алфавите 33 согласные буквы, передающие соответствующие звуки. Ни одна из них не оглушается и не озвончается, в отличие от многих языков, а произносится четко вне зависимости от занимаемой позиции в слове. В этом и проявляется удивительно бережное отношение армян к собственному языку, и, в частности, – к его фонетическому строю и графической системе. То же самое можно сказать и о согласных звуках. Каждая буква соответствует четкому звуку. Понятия редукции в армянском языке нет.

Создание алфавита: интересные факты

На родном языке слово «алфавит» произносится как «айбубен», образовываясь посредством слияния названий первых двух букв (так же, как и в русском «азбука» — от «аз» и «буки»). Именно так его когда-то наименовал создатель письменности Месроп Маштоц , и таким оно осталось до сих пор.

История создания армянского алфавита , как уже говорилось выше, уходит корнями далеко в века. На сегодняшний день этот язык, в том числе и его письменное воплощение, считается одним из самых совершенных в мире. Экономично, учтены все звуки и полностью соответствует реальному произношению. Плюс, сама по себе система выглядит стройно и продуманно. Значение армянской письменности для народа, без преувеличения, огромно, и ниже мы расскажем, в чем это выражается. А пока вернемся к истории.

Месроп Маштоц и все, что было после

Месроп Маштоц предложил свою систему еще в Vв., причем тогда в алфавите было всего 36 букв. Гораздо позже, уже в XIв., были добавлены еще две. И так оставалось долгое время, на протяжении почти девяти столетий. Во времена становления советской власти практически все сферы жизни союзных республик претерпевали реформы. Коснулись они и айбубена.

Однако тут есть один нюанс. Если, например, письменность дореволюционного русского языка, действительно, нуждалась в пересмотре, то в армянском никаких изменений объективно не требовалось. Именно поэтому нововведения были отрицательно восприняты народом и так и не прижились. Кстати, до сих пор они считаются научно необоснованными.

Ходят версии, что создатель армянского алфавита не придумал всю систему сам, а взял за основу утерянные древнеармянские письмена, до сих пор не известные ученым. Так же предполагается, что с приходом христианства ранее существующая письменность была признана языческой, но трудами и рвением Месропа Маштоца восстановилась и стала официальной. Версий много, и какая из них верная, сказать сложно. Однако, утверждение, что армянский алфавит – один из самых древних на земле и очень хорошо изученных, факт.

Значение алфавита для армян

Армяне почитают свою буквенную систему настолько, что в стране есть не один памятник армянскому алфавиту. Не удивляйтесь: тут принято чтить и беречь народный язык. Так же как и сам Месроп Маштоц увековечен во многих статуях и скульптурах. Его образ знает каждый ребенок и по праву гордится великим гением прошлого.

Ежегодно отмечается День армянской письменности , который проходит 1 сентября в День знаний. Также празднуется День армянского языка – 21 февраля. Кроме того, ежегодно во вторую субботу октября вся страна отмечает Таркманчац. Это праздник, посвященный переводчикам, а также армянской словесности и письменности в целом.

Одним словом, Армения – интересная страна, и алфавит у нее своеобразный, одновременно простой и непривычный для носителей других языков. Но стоит хотя бы познакомиться с ним, чтобы глубже прочувствовать дух этого удивительного народа.

Армянская письменность для человека, привыкшего к кириллице и латинице непонятна. Я очень быстро нашёл некоторое сходство букв армянского алфавита с рыболовными крючками. Сегодня хочу рассказать про некоторые исторические и культурные места, связанные с армянской письменностью и литературным наследием.

До изобретения армянского алфавита народ, населявший территорию современной и исторической Армении писал клинописью, аналогичной вавилонской, причём группа символов, записанных клинописью, часто означала целую фразу, как и иероглафическое письмо египтян, китайцев и японцев. Так, на холме, где стоял древний урартский город Эрибуни, есть один камень с клинописным письмом, правда не могу ручаться, что он оригинальный, всё-таки всё остальное на этом холме было воссоздано в годы советской власти.

Армянское письмо почти в своём нынешнем варианте было изобретено Св. Месропом Мештоцем в начале V века н. э. Больше всего с Месропом Маштоцем в соверменной Армении связано село Ошакан, где находится могила Святого.

В один из дней я решил направиться в село Ошакан, чтобы посетить церковь, в которой похоронен Маштоц. На самом деле, получилось достаточно интересно, что в этот день меня не смог сопровождать Ашот (он немного приболел), потому что мы смогли познакомиться с настоятелем церкви о. Евгением, который рассказал нам очень много об армянской апостольской церкви и вообще оказался очень интересным в общении человеком.

Мы подъезжали к церкви в Ошакане и первое, что мы увидели, это сумасшедший аист, который не захотел улетать в тёплые края, а остался в Армении зимой. Говорят, такое происходит уже не первый раз, когда зимы тёплые.

Затем мы подъехали к церкви. В этот унылый зимний день, больше похожий на позднюю московскую осень, кроме нас здесь никого не было. Вошли на территорию, нас встретил дьякон, но он плохо говорил по-русски и начал рассказывать нам об истории этого места по-английски. По-английски, разумеется, я тоже всё понимал, но когда есть возможность говорить по-русски, ей надо пользоваться. Спустя минут 5 к нас вышел и настоятель церкви, о. Евгений. Он говорил по-русски сносно, хотя и было понятно, что для него это иностранный язык.

Письменность была нужна армянам как воздух для сохранения своей культуры в условиях потери собственной государственности - за несколько десятилетий до создания армянской письменности Великая Армения была разделена между персами и римлянами, и принятие чужого алфавита означало бы постепенную ассимиляцию с завоевателями. Христианская религия и собственная письменность позволили армянам культурно противостоять завоевателям.

Сейчас в Ошакан в церковь Св. Месропа Маштоца армянские первоклассники приходят в начале учебного года, когда проходят первую букву армянского алфавита - букву а (айб, Ա), на которую начинается армянское слово Бог - Аствац (Աստված), чтобы поблагодарить Святого за дарованную армянам письменность и за то, что они сегодня могут учиться читать и писать.

В конце первого учебного года, когда уже пройдены все буквы алфавита, в том числе последняя буква, придуманная св. Месропом, буква к (ке , Ք), на которую начинается слово Христос (Кристос ), первоклашки приходят в церковь ещё раз, чтобы поблагодарить Святого ещё раз за дарованную армянам письменность и за то, что они уже овладели грамотой.

Здесь стоит уточнить, что современный армянский алфавит немного отличается от того, который придумал Маштоц. Изначально в армянском алфавите было 36 букв от а до к , как показано в заглавной фотографии. Буквы ещё и выполняли роль цифр (всё довольно просто: первый столбец - единицы, второй - десятки, третий - сотни, четвёртый - тысячи, чтобы, например, записать число 9001, писали ՔԱ; кстати, также записывали числа и на Руси до Петра I) и даже нот. Но в Средние века в алфавит добавили ещё 3 буквы, в таком виде алфавит и дошёл до наших дней.

В армянском алфавите много букв, и армянская речь богата различными звуками. Не даются им только произношение звука ы и мягких и совсем твёрдых согласных, за обозначение которых в русском алфавите отвечают буквы ь и ъ . Думаю, многие слышали анекдот про урок русского языка в грузинской школе: «Дэти, запомните, слова «вилька », «тарелька » пишутся бэз мягкого знака, а слова «сол » и «фасол » - с! » Так вот, это не только про грузин.

Около церкви Св. Месропа Маштоца несколько лет назад установили памятник буквам армянского алфавита в форме хачкаров.

О. Евгений показал нам могилу Св. Маштоца, рассказал очень много про историю армянского алфавита и обряды армянской церкви. Общались мы с ним, наверное, не меньше получаса, а то и больше. Расстались в итоге потому, что в церкви было холоднее, чем на улице, и уже хотелось погреться. Советую постараться побеседовать с ним, если занесёт в эти края.

Второе место, свяазанное с армянской письменностью, - это институт древних рукописей Матенадаран им. Св. Месропа Маштоца в Ереване. Он функционирует и как музей: постоянная экспозиция показывает историю развития книгопечатания в Армении: можно видеть манускрипты начиная с V века, Библии, художественную и научную литературу нескольких эпох. Есть и зал с временной экспозицией. Все остальные помещения в здании отведены для учёных. Посещение Матенадарана - это как закрепление услышанного и увиденного в Ошакане, можно в живую видеть, как с помощью собственной письменности развивалась армянская культура, искусства, науки. Вообще, армяне всегда ценили книги. Говорят, что когда армянам приходилось покидать свои дома, многие брали с собой только книги, оставляя драгоценности на разграбление.

Письменность армянского языка, чрезвычайно важного в лингвистическом отношении и занимающего обособленное положение в индоевропейской группе языков, была создана после того, как в Армению проникло христианство и армянская церковь достигла в 369 г. независимости или автокефалии.

Около 400 г. н.э. Месроп Маштоц в содружестве с Сааком и греком из Самосаты по имени Руфан создал письменность, в совершенстве соответствующую армянскому языку. Пятый век был золотым веком армянской литературы. Знаменитая школа переводчиков (т"аргманичк" или сурб т"аргманичк" «святые переводчики»), основанная Сааком, осуществила переводы на армянский Библии с сирийского и греческого, а также переводы шедевров греческой литературы. Сохранившиеся древнеармянские рукописи относятся в основном к X в. н.э. и более позднему времени, хотя, по сведениям Бэйли, существует также и несколько более ранних рукописей; так, например, в 1899 г. в Москве было опубликовано факсимиле рукописи Евангелия 887 г., а Ф. Маклер опубликовал факсимиле рукописи 989 г.

Армянский язык

Об армянском языке Байрон сказал, что это «богатый язык, который с лихвой вознаградит того, кто возьмет на себя труд изучить его». В настоящее время под армянским языком понимают:

1) древний, или классический, армянский, именуемый грабар , то есть «письменный язык», который до сих пор употребляется как язык богослужения, а до XIX в. был языком науки и литературы;

2) «народную» речь - современный армянский язык, употребляемый примерно с середины настоящего тысячелетия. Этот язык называется ашхарабар или ашхарик (от ашхар «мир, свет») и является языком современной армянской литературы и газет. Имеются два его основных диалекта - восточноармянский, на котором говорят армяне, живущие в СССР и в Иране, и западноармянский, язык армянской диаспоры. Различия между диалектами касаются главным образом грамматики и произношения согласных b-p, g-k, d-t. И для классического и для современного армянского языка употребляется армянская письменность.

Армянский алфавит

Первоначально в армянском алфавите было 36 букв (знак под № 37 представляет собой комбинацию двух букв). Позднее к ним добавились еще две. Существует два вида букв - прописные и строчные.

Армянский алфавит.

По сведениям армянской традиционной истории, еще до Месропа сирийский епископ Даниил предпринял неудавшуюся попытку приспособить к армянскому языку иноязычный алфавит.

О том, какую письменность взял за основу Месроп, существует несколько мнений; наиболее важными являются следующие теории:

  1. основой армянского алфавита является греческий;
  2. армянский алфавит возник на основе арамейско-персидской скорописи, пехлевийского алфавита, испытав лишь некоторое влияние со стороны греческого алфавита;
  3. согласно новейшей теории немецкого ученого Юнкера, основой армянского и грузинского алфавита является , дополненный несколькими буквами из авестского алфавита. Греческое влияние Юнкер усматривает в создании знаков для гласных, в направлении письма, а также в вертикальном и линейном положении знаков, но не в их форме. Единственным минусом этой теории является то, что она недооценивает творческих возможностей создателя письменности.

Согласно армянской традиции, Месроп изобрел алфавит при поддержке католикоса Саака - верховного главы армянской Церкви -и царя Врамшапуха, который принял меры к тому, чтобы перевод Библии, написанный новой письменностью, был освящен. Письменность была основным средством формирования армянского языка, явившегося важным фактором объединения армянской нации.

оригинальное письмо, созданное Месропом Маштоцем около 406. Возникновение армянского письма связано с распространением христианства, принятого армянами в 301, и необхо­ди­мо­стью создания богослужебной литературы на армянском языке. Армянское письмо имеет фонетический характер. Первоначально алфавит содержал 36 простых знаков, каждый из которых соответствовал опреде­лён­ной фонеме . Комбинация знаков, как и диакритика , не характерна для армянского письма. Исклю­че­ние составляют знаки ու (из ո + ու) для гласного [u] и և (из ե + ւ), произносимого как . Оба знака в алфавите Месропа Маштоца отсут­ство­ва­ли. Примерно после 12 в. в алфавит вводятся ещё две графемы : знак օ [o] для дифтонга աւ и знак ֆ для [f]. Последний введён ввиду появления множества заимствований , содер­жа­щих фонему [f]. С этими изменениями письмена Месропа Маштоца употребляются и для совре­мен­но­го армянского языка. Буквы армянского письма (до перехода на арабские цифры) имели также и цифровые значения: служили для обозначения чисел от 1 до 9999.

Вопрос об источниках и характере прототипов армянского письма не получил однозначного реше­ния. Общие принципы построения алфавита Месропа Маштоца (направление письма слева направо, наличие знаков для обозначения гласных, раздельное написание букв, их употреб­ле­ние в значении цифр) указывают на вероятное влияние греческого фонетического письма . Предполагается, что Месроп Маштоц мог частично использовать так называемые Данииловы письмена (22 знака), припи­сы­ва­е­мые сирийскому епископу Даниилу; возможно использование одного из вариантов арамейского письма, а также пехлевийского курсива.

Форма знаков армянского алфавита с течением времени подвергалась различным измене­ни­ям. С 5 по 8 вв. употреблялось так называемое унциальное письмо (еркатагир), имевшее несколь­ко разно­вид­но­стей. После 12 в. установилось круглое письмо (болорагир), позже - скорописи и курсивы. Опреде­лён­ное сходство с армянским письмом обнаруживает грузинское письмо (хуцури) и алфавит кавказских албанцев.

Таблица армянского алфавита
Поряд-
ковый
номер
Армянская
буква
Название Цифровое
значение
Транс-
лите-
рация
Поряд-
ковый
номер
Армянская
буква
Название Цифровое
значение
Транс-
лите-
рация
1 Ա ա ayb 1 a 19 Ճ ճ čē 100 č
2 Բ բ ben 2 b 20 Մ մ men 200 m
3 Գ գ gim 3 g 21 Յ յ yi 300 y
4 Դ դ da 4 d 22 Ն ն nu 400 n
5 Ե ե eč̣ 5 e 23 Շ շ ša 500 š
6 Զ զ za 6 z 24 Ո ո o 600 o
7 Է է ē 7 ē 25 Չ չ č̣a 700 č̣
8 Ը ը ətʻ 8 ə 26 Պ պ 800 p
9 Թ թ tʻo 9 27 Ջ ջ ǰē 900 ǰ
10 Ժ ժ žē 10 ž 28 Ռ ռ ṙa 1000
11 Ի ի ini 20 i 29 Ս ս 2000 s
12 Լ լ liwn 30 l 30 Վ վ vew 3000 v
13 Խ խ 40 x 31 Տ տ tiwn 4000 t
14 Ծ ծ ca 50 c 32 Ր ր 5000 r
15 Կ կ ken 60 k 33 Ց ց c̣o 6000
16 Հ հ ho 70 h 34 Ւ ւ hiwn 7000 w
17 Ձ ձ ja 80 j 35 Փ փ pʻiwr 8000
18 Ղ ղ łat 90 ł 36 Ք ք kʻē 9000
37 Օ օ o o
38 Ֆ ֆ f
* Последние две буквы являются позднейшим добавлением и в месроповском алфавите отсутствовали.

Гипотетически первоначальные исходные формы армянского алфавита (5 в.)
(по реконструкции С. Н. Муравьёва).

  • Ачарян Р., Армянские письмена, Ер., 1968 (на арм. яз.);
  • Абрамян А. Г., История армянского письма и письменности, Ер., 1959 (на арм. яз.);
  • Корюн , Житие Маштоца, Ер., 1962;
  • Месроп Маштоц. Сборник статей, Ер., 1962 (на арм. яз.);
  • Севак Г. Г., Месроп Маштоц. Создание армянских письмён и словесности, Ер., 1962;
  • Периханян А. Г., К вопросу о происхождении армянской письменности, в кн.: Переднеазиатский сборник. Дешифровка и интерпретация письменностей Древнего Востока, ч. 2, М., 1966;
  • Туманян Э. Г., Ещё раз о Месропе Маштоце - создателе армянского алфавита, «Изв. АН СССР. Сер. ЛиЯ», 1968, т. 27. в. 5;
  • см. также литературу при статье Армянский язык .

На склоне горы Арагац выделяется в пышной зелени удивительный монумент – памятник армянскому алфавиту. Пожалуй, именно такие сооружения и привлекают множество путешественников в эту благословенную землю. Тем, кто хоть раз видел это грандиознее сооружение, надолго запомнятся величественные буквы, количеством в тридцать девять штук, и фигура Месропа Маштоца, их создателя, которого окружают ученики. Памятник решили создать к круглой дате – в 2007 году армянскому алфавиту исполнилось шестнадцать столетий. И он до сих пор привлекает, как зажиточных отдыхающих, так и туристов, приехавших в страну в рамках дешевого тура. Само сооружение вырезано и мягкого бархатного туфа, и над его созданием трудились, пожалуй, все камнерезы современной Армении – каждый, от ученика до мастера, хотел внести свой вклад в подобное увековечивание армянской письменности. Уже одна идея о возведении подобного монумента многое говорит о том неизбывном чувстве гордости, которое армяне испытывают к этим 39 буквам. Само наличие уникального алфавита, не похожего ни на один другой в мире – это неиссякаемый источник восторга, радости и благоговения перед его создателем. Недаром буквы уже давно превратились в некий символ свободы и независимости этой нации, а также ее следования славным традициям, за прошедшие тысячу шестьсот лет ни написание букв, ни орфографические правила существенных изменений не претерпели. Визит к этому монументу обычно включают в программу стандартного тура по Армении.Создание алфавита приписывают известному ученому Месропу Маштоцу, который жил на рубеже четвертого и пятого веков нашей эры. Он был великим просветителем, который заложил основы школы обучения в Армении, ученым, теологом, истинным христианином, с готовностью делившимся свой верой с другими людьми, знал несколько языков, а потому занимался еще и переводами, но что самое главное был исследователем лингвистики, знания которой позволили создать армянский алфавит, явление абсолютно уникальное. Месроп Маштоц состоял в переписке со многими ведущими мыслителями того времени, много путешествовал, причем не только по Армении, но и по окрестным странам. После смерти Месроп Маштоц был причислен к лику святых одновременно двух Церквей Армении, Апостольской и Католической. Туроператоры Армении нередко упоминают о нем во время проведения экскурсий.

Некоторые, впрочем, ставят под сомнение то, что великий просветитель придумал буквы с нуля. Никто не ставит под сомнение тот факт, что алфавит был окончательно оформлен именно Месропом Маштоцем, но предполагается, что письменность со схожим начертанием уже использовалась на территории Армении еще до рождения ученого. В качестве примера обычно указывают на «Данииловы письмена», которые по одной из версий были придуманы в пятом веке неким монахом Даниилом из Сирии. Другие исследователи слоны видеть истоки армянского алфавита в авестийском алфавите. Ученые, тщательно изучающие армянский язык, находят некоторые схожести между письменностью, изобретенной Месропом Маштоцем и знаками, использовавшимися в латинском, сирийском, греческом, коптском и эфиопском языках. Таким образом, армянский алфавит стал некоторым собирательным образом, знаковой квинтэссенцией христианской культуры Ближнего Востока. Месроп Маштоц обладал поистине гениальной способностью синтезировать и анализировать различные знания, а в результате смог подарить своему народу настоящий венец трудов – армянский алфавит.

В результате получилась уникальная, ни на что не похожая письменность, которая не имеет аналогов в мире, и кажется ни с какими другими начертаниями прямыми узами родства не связанная. Однако некоторые схожести, например, с тем же самым греческим у армянского алфавита есть. Это отдельное написание букв, придача им цифрового значения, наличие графонимов и лигатур. Можно найти аналоги армянским буквам и в письменности эфиопского и коптского языков. Однако подобные, слишком слабые связи с другими языками, не могут ответить на вопрос, что же является прототипом армянского алфавита, а потому серьезные исследования в этом направлении ведутся до сих пор.

Одна из особенностей алфавита заключается в том, что он абсолютно точно передает звучание устной формы языка. Эта его способность и спасла алфавит от разнообразных орфографических реформ, которые, например, не раз затрагивали состав алфавита русского языка. Знаки армянского алфавита, с точки зрения дизайна, отличает оригинальность и в то же время сдержанная простота форм – они не сложны в написании и достаточно легко запоминаются. Есть здесь и свои определенные графические законы, например, в начертании в основном используются разомкнутые контуры, и круглые формы. При самом написании, буквы достаточно легко соединяются, что позволило достаточно легко ввести скоропись, не изменяя излишне формы начертания самих букв. Сам алфавит, несомненно, можно отнести не только к памятнику культуры, но и яркому произведению искусства, которое удивительно гармонично вписалось в общую картину армянской культуры.

Конечно, даже в совершенство время вносит определенные коррективы, и если все буквы, придуманные Месропом Маштоцем, сохранились и пережили шестнадцать столетий, то сам стиль их написания с годами несколько раз менялся. С момента их появления и до двенадцатого века было принято письмо еркатагир (что в переводе означает железное), в котором присутствовало и несколько подвидов. Затем в течение двух веков хождение имел болорагир, или круглое письмо. Не совсем понятно, почему этому начертанию дали именно такое название, так как буквы наделены не плавными, а скорее резкими очертаниями. С шестнадцатого по восемнадцатый век использовалось нотариальное письмо, иначе нотрагир, которые в результате переродился в современный вариант скорописи, называемой здесь шлхагир.

Новое на сайте

>

Самое популярное