Домой Розы Окружающий мир календарь. Календарь природы. Месяц и год

Окружающий мир календарь. Календарь природы. Месяц и год

Тест по теме «Вселенная, время, календарь» составлен на основе материала учебника УМК "Перспектива" авторов А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой 2 класс. Материал теста позволяет проверить знания учащихся по данному разделу.

Просмотр содержимого документа
«Тест "Вселенная, время, календарь" по окружающему миру.»

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Тест по окружающему миру

по теме: « Вселенная, время, календарь »

Митина Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

Липецк – 2018

Фамилия, имя__________________

Тест по разделу «Вселенная, время, календарь»

1. Слово «Федерация» обозначает _________________________________________

2.Огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет это - _______________

3. Холодные небесные тела, не излучающие собственного света это-_____________

4. Перечисли несколько планет_____________________________________________

5. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, ограничена линией это _____________________________________________________

6. Какой прибор служит для определения сторон горизонта______________________

7. Перечисли основные стороны горизонта____________________________________

8. Модель Земли называется ______________________________________________

9. Прибор для измерения времени___________________________________________

10. Какие ты знаешь единицы измерения времени_____________________________

________________________________________________________________________

11. Время полного оборота Земли вокруг своей оси _______________________

12. Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца ____________

13. Перечисли времена года_________________________________________________

14. Все изменения, происходящие в природе, называются _______________________

15.Что такое погода________________________________________________________

16.Какие праздники ты знаешь_______________________________________________

_________________________________________________________________________

17. Какая наука учит нас бережно относится к окружающему миру________________

18. Приведи примеры экологических дней_____________________________________

_________________________________________________________________________

19. Почему происходит смена времён года_____________________________________

_________________________________________________________________________

20. Приведи примеры природных явлений_____________________________________

1. Объединение, союз.

2. Звёзды.

3. Планеты.

4. Меркурий, Венера, Земля, Сатурн, Нептун, Юпитер.

5. Горизонт.

6. Компас.

7. Север, запад, юг, восток.

8. Глобус.

10. Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.

13. Лето, зима, весна, осень.

14. Явления природы или природные явления.

15. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра – погода.

16. День России, День знаний, День народного единства, День Конституции, День учителя.

17. Экология.

18. Всемирный день воды, День птиц, День Земли, День защиты животных.

19. Смена времён года объясняется движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.

20. Смена времён года, смена дня и ночи, вращение Земли, её движение по орбите.

Литература:

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

    Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: Просвещение, 2014.

    Васильева Т.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 416с. – (В помощь школьному учителю).

Природные часы, календарь, компас Окружающий мир, 2 класс Урок № 5

Что такое природные часы? Что такое календарь? Для чего нужны часы, календарь и компас? Как люди в древности ориентировались, не имея специальных приборов?

Определяем основной вопрос урока Нет, на рисунке изображен вечер, а мальчик смотрит на север. На рисунке изображено утро. Мальчик что-то увидел на юге. Кто прав? Какие возникают вопросы? Тема урока: Природные часы, календарь и компас. Как без часов определить время суток? Как узнать, в каком направлении двигаться?

Совместное открытие знаний Природные часы Какое природное явление легло в основу природных часов? Когда не было часов, люди узнавали время суток по солнцу. Время дня, когда солнце поднимается выше всего, назвали полднем. В полдень тени от предметов самые короткие. Попробуйте определить время суток на рисунках в учебнике стр. 20 На левом рисунке – летний полдень, тень короткая. На правом – летний вечер: тень длинная.

Ориентирование во времени Немного истории Для измерения небольших промежутков времени люди изобрели часы. Ещё в Древнем Египте первыми были изобретены солнечные часы. Посреди ровной площадки вбивали колышек, который в солнечный день отбрасывал тень. В течение дня тень передвигалась. И по её положению люди определяли время дня.

Ориентирование по солнцу Солнце – центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар. Зимой солнце в полдень (12 часов дня) стоит низко. Предметы отбрасывают длинные тени. Летом солнце поднимается высоко. В полдень предметы отбрасывают короткие тени.

На смену солнечным появились водяные часы, которые были изобретены в Египте. Они показывали время не только днем, но и ночью. Водяные часы представляли собой две емкости, наполненные водой. А вы знаете, что первый будильник на земле тоже был водяным. Скорее это даже был школьный звонок. Его создателем был древнегреческий ученый и философ Платон, который жил за 400 лет до нашей эры. Этим прибором он созывал учеников на свои уроки. Затем появились песочные часы, которые до сих пор используются.

Около 2000 лет назад были изобретены песочные часы, которые дожили до наших дней. Но наиболее удобны механические часы, которыми мы пользуемся сегодня.

А вы знаете, что существуют «живые» часы. В старые времена люди просыпались с призывом петуха. Еще существуют цветочные часы. Люди давно заметили, что цветы раскрываются и закрываются в одно и то же время суток. Например, одуванчики дружно раскрываются в 5 часов утра. А кувшинки можно назвать речными часами. Их до сих пор называют «часами туристов» . Они открывают свои белоснежные лепестки в 7 часов утра и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Совместное открытие знаний Природный календарь Догадайтесь, что означают цифры под рисунком? Как изменяется вид луны за одну неделю? Иногда она бывает месяцем, иногда бывает круглой, а некоторое время её вообще нет на небе. Потом всё повторяется. Месяц растёт Первая неделя Количество дней. Месяц стареет Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя Сколько по времени длится один цикл превращения Луны? Между двумя новолуниями проходит 28 дней – почти месяц. Вот почему второе название луны – месяц. Что можно назвать природным календарём? Природный календарь – Луна.

Ориентирование по Луне Луна – естественный спутник Земли, ближайшее к ней небесное тело. Лунный календарь Между двумя новолуниями проходит 28 дней, почти месяц. Это лежит в основе создания лунного календаря.

Совместное открытие знаний Природный компас Капитан ведёт корабль много дней, не видя земли. Как он узнаёт, что движется в нужном направлении? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте текст на стр. 22. Капитан ориентируется по солнцу и звездам. Если встать лицом к солнцу в полдень, куда будет падать тень? Где будут располагаться восток и запад? Тень будет падать на север, восток будет слева, запад справа. Как определить время, если известно направление на север? Если север совпадает с тенью, значит это полдень.

Совместное открытие знаний Природный компас Как по Полярной звезде найти стороны света? На север указывает Полярная звезда, сзади будет юг, слева – запад, а справа восток. Что можно назвать природным компасом? Природный компас – Солнце и Полярная звезда. А если на небе будут тучи и днём и ночью. Как узнать направление? ?

Совместное открытие знаний Для определения сторон света используется специальный прибор – компас. Прочитайте о компасе на стр. 23 Найдите стороны света в классе.

Это интересно: кто и когда придумал компас? История компаса… Компас изобрели в Древнем Китае, как и бумагу, зонты и порох. Ещё в Китае 2 тыс. лет назад применяли магнит для указания направления при путешествии в пустынях. Китайский компас имел вид ложки из магнетита, установленной на пластине, на которой были обозначены стран света. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Компас показывал черенком точно на юг. Позже в китайских компасах появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Обычно она была в форме рыбки. Эту рыбку опускали в сосуд с водой, где она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. Затем стрелка компаса стала изготовляться в виде швейной иглы. В начале XIII века «плавающая игла» стала известна европейцам. Компас был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Благодаря компасу испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан. В Европе в в 12 -13 веках использовали магнитную стрелку, укрепленную на пробке и опущенную в сосуд с водой. В 14 веке Флавио Джойя усовершенствовал механизм: стрелку надели на вертикальную шпильку, к ней крепился лёгкий круг, и всё это было помещено в сухую круглую коробку, получившую название «котелок»

Ориентирование – установление своего местоположения, направления, времени движения. Ориентирование Во времени По часам По календарю Солнечному Лунному На местности По солнцу По звёздам По местным признакам По компасу

Это интересно: У многих древних цивилизаций имелись свои календари: Зарубки на столбах Узелки на верёвочках Древние сооружения, например, памятник древней культуры. Стоунхендж

История календаря… Календарь появился тоже еще в древние времена. Наблюдая за небесными светилами, люди определяли благоприятное время для посевов и сбора урожая. И заметили цикличность этих временных периодов. В древние времена каждый народ имел свои календари. Самые известные являются лунные, солнечные календари. Например, наблюдая за луной, люди заметили, что между двумя новолуниями проходит 28 дней - почти месяц. Вот почему второе название луны - месяц. Удивительно, что одним из самых точных считается календарь древних индейцев майя. Согласно расчетам астрономов майя года составляет 364 дней, что почти соответствует современному календарю (365 дней).

Часы – прибор, отсчитывающий время в течение суток. Календарь - 1. Система счёта больших промежутков времени. 2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году. Компас – прибор для определения стран света (сторон горизонта).

На первую ступеньку Встал парень молодой, К двенадцатой ступеньке Пришёл старик седой. год Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, четвертый плачет. времена года Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня … луной Рогалик, рогалик, Золотые рожки! Тучке сел на плечи С тучки свесил ножки. месяц Украшал ночную синь Золотистый апельсин. А прошла неделька только, От него осталась долька. луна и месяц Один костер весь мир согревает. солнце Белые цветочки Вечером на небе расцветают, А утром увядают. звёзды С зарёй родился, Чем больше рос, Тем меньше становился день Махнула птица рукавом, Покрыла свет одним пером. ночь Под новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. календарь Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно, каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! часы


Итог урока? Для чего нужны часы и календарь? ? Как без часов можно определить время суток? ? Как пользоваться солнечным календарём? ? Как пользоваться лунным календарём?

Вывод: Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились? Кто с ней справлялся легко? Кому пока было трудновато? Кто или что вам помогло справиться? Кто доволен сегодня своей работой? Кто хотел бы что исправить? Что для этого нужно сделать? Какую бы отметку вы себе поставили?

1 слайд

Названный в честь римского императора Юлия Цезаря. «юлианский» год имеет среднюю длину 365 суток. Однако между истинным солнечным годом и юлианским годом существует заметное расхождение. Истинный солнечный год длится 365 дней 5 часов и 49 минут, так что юлианский год оказался немного длиннее. Вначале на эту неточность не обращали внимания, но постепенно начало весны в календаре все больше смещалось к февралю. В XVI веке астрономическая весна началась не 21, а 11 марта. Необходимо было задуматься о новой реформе календаря! Созиген показывает Юлию Цезарю новый календарь

2 слайд

Было бы несложно привести египетский календарь в соответствие с разливами Нила. Уже в 238 году до Р.Х. фараон Птолемей Ш Эвергет попытался реформировать календарь. Он издал декрет Канопуса, в котором приказывал, чтобы короткий год через каждые 3 года удлинялся на 1 день, т.е. составлял 366 дней, как это теперь делаем мы. К сожалению, тогда эта гениальная идея не привилась. И только римский полководец Цезарь вновь вернулся в 48 году к этой мысли и повелел, когда стал римским императором, к каждому 4-му году добавлять по 1 дню. Такие годы стали называть високосными. Юлий Цезарь

3 слайд

Для древних египтян самой важной из всех дат был ежегодный разлив Нила. Именно это событие определяло их жизнь и составляло основу существования. Разливы, время посева и сбора урожая зависели исключительно от Солнца и никак не были связаны с Луной. Поэтому египтяне создали солнечный календарь. В нем было три больших периода по 4 месяца – время разлива Нила, время посева и время сбора урожая. В каждом из 12 месяцев было по 30 дней. Таким образом, получаем 12*30=360 дней. Чтобы получить 365, к ним добавляем еще 5 дней, их называют эпагоменами. К сожалению год с его 365 днями был слишком коротким.

4 слайд

Главное назначение календаря – соотносить события с чередой дней. Слово календарь пришло к нам из древнего Рима. Оно происходит от латинских слов caleo «провозглашать» и calendarium «долговая книга». По первым числам каждого месяца было принято уплачивать проценты по долгам.

5 слайд

Вероятно, первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад. Найдены древние обломки костей с зарубками, которые многие ученые считают обозначением дней или каких-то более продолжительных отрезков времени. Древние жители Вавилона также имели свои календари, основанные на астрономических наблюдениях. Они могли точно рассчитывать затмения и расположение планет относительно друг друга. Гигантский календарь представляет собой также каменные кольца Стоунхенджа в Южной Англии. Соединяющие различные каменные блоки линии указывают на важнейшие точки восхода и захода Солнца и луны.

6 слайд

Проект подготовлен учеником 6 класса б Тимохиным Иваном. Руководитель: учитель математики Калугина Ольга Омаровна. МОУ СОШ №1 г. Пугачева 2011год.

7 слайд

8 слайд

Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г.. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь»

9 слайд

В 1582 году григорианский календарь был введен в Испании, Португалии, Италии, немного позднее во Франции и Голландии. Поскольку эта идея исходила от папского престола, многие протестантские страны сопротивлялись реформе календаря, да и некоторые католические князья не хотели его принимать. Папу упрекали в том, что он хочет украсть у людей 10 дней и обмануть перелетных птиц. Григория XIII обвиняли также в том, что он хочет сбить Иисуса Христа, который теперь не знает, в какой день он должен появится на Страшном суде. Некоторые возражения высказывали и ученые, но они были опровергнуты в 1603 году папским астрономом Клавиусом. Постепенно сопротивление было сломлено. Самые длительные споры по этому вопросу происходили в странах, где рядом жили католики и протестанты, особенно в Германии. В Швеции григорианский календарь был принят только в 1844 году, а в 1875 году он был введен в Египте, на родине солнечного календаря.

10 слайд

В древней Руси, до принятия христианства, счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, важным сезоном считалось лето. В 988 г. Русь приняла христианство и юлианское летоисчисление, но с отклонением.

12 слайд

В 1572-1585 гг. папский престол занимал папа Григорий XIII. Его очень интересовали проблемы календаря. В 1576 году он созвал комиссию астрономов, которые должны были разработать проект реформы календаря. В 1581 году работа была завершена. Чтобы вновь привести календарь в соответствие с истинным временем, 10 дней опускались. После октября 1582 года сразу следовало 15 октября. Правила включения високосного года изменились так, что годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 и 2300 стали считать обычными, т.е. насчитывающими по 365 дней, хотя они должны были быть високосными. В то же время високосными остаются годы 2000 и 2400. И впредь годы, которые делятся на 400, считаются високосными. Введением этого правила средняя длина года несколько сокращалась, ведь за 400 лет 3 високосных года выпадают. Теперь у нас принято такое исчисление длины года: средний юлианский год -365,2500 дня средний григорианский год -365,2425 дня солнечный год -365,2422 дня. Так что григорианский год лишь ненамного отличается от подлинного. Лишь в 3300 году разница составит 1 день, но календарное начало весны потихонечку все-таки сдвигается назад и следует призадуматься над усовершенствованием календаря.

Урок окружающего мира, 2 класс

Тема: «Народный календарь».

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Про всё на свете узнать нам помогает очень интересный предмет – «Окружающий мир».

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

Тогда начнём!

2. Актуализация знаний.

Его называют «хранитель времени», «страж памяти», это система счета промежутков времени.

Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)

О чём речь?

О календаре.

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? (Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

Что же такое «народный календарь»? Хотите узнать?

3. Работа над темой урока.

Тема урока «Народный календарь».

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

    Знакомство с понятием «народный календарь» и его устройством

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) календарь - месяцеслов. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном - смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце-батюшка , земля-мать , месяц-молодец , весна-молодица , зима-белолица , осень-водяница . Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

На них мы с вами и остановимся. На прошлых уроках мы уже говорили о приметах. Скажите, пожалуйста, что такое «примета»?

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай...

    Соотнесение народных примет на погоду с наблюдениями за живой и неживой природой

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

В октябре - семь погод на дворе.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).

Плачет октябрь холодными слезами.
После октября летом не пахнет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицыкороткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

    Народные праздники

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

«Харитина ткала и пряла - весь дом одевала», - говорили в этот день. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием - пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил».

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием - пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

    Частушки

    Обсуждение примет дня

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

«Отстал от ночи день - запнулся валенком за пень», - говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи.

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

    Именины

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины - это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении . Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Беседа по вопросам:

    Что такое именины?

    Кто обязан праздновать именины?

    Что считалось важнее: день рождения или именины?

    Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо - эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

А самым традиционным угощением на именины всегда был каравай. Знакомо вам это слово? Давайте обратимся к «Большому иллюстрированному словарю русского языка» В.И. Даля, чтобы узнать значение слова «каравай». Кстати, Владимир Иванович известен не только как автор этого шедевра, но и…, вспомните: сбору русских народных сказок.

Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего - рыба.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

А теперь мы с Матвеем приглашаем вас в хоровод, спеть «Каравай».

    Рефлексия

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

Спасибо за работу.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.

Новое на сайте

>

Самое популярное