Домой Полезные советы Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди. Николай Некрасов — Мы с тобой бестолковые люди: Стих

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди. Николай Некрасов — Мы с тобой бестолковые люди: Стих

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Личная жизнь Н. Некрасов была достаточно странной и вызывала постоянные насмешки и пересуды в обществе. Поэт в молодости безумно полюбил А. Панаеву, которая на тот момент уже состояла в браке. Некрасов смог добиться взаимности и с 1846 г. жил в одном доме с супругами. Такое необычное развитие романа часто приводило к бурным ссорам и скандалам. Оба влюбленных были очень вспыльчивыми людьми, поэтому для очередного конфликта хватало любой мелочи. Однако эти размолвки всегда были временными, после каждой ссоры быстро наступало примирение. В 1851 г. Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описал свои непростые отношения с Панаевой.

Некрасов сразу дает меткое определение себе и своей возлюбленной – «бестолковые люди». Именно так их и воспринимало окружающее общество. Ведь муж Панаевой прекрасно знал об их любовных отношениях, проходивших в его доме. Поэтому его тоже можно назвать «бестолковым человеком». В XIX веке такие отношения были просто немыслимыми. Но Некрасова, похоже, не слишком волнует, как его роман воспринимается в обществе. Он объясняет «бестолковость» чрезмерной раздражительностью («Что минута, то вспышка готова!»). Он подтверждает, что причиной серьезного конфликта становится «неразумное, резкое слово». Поэт мучился от ревности и часто устраивал бурные объяснения. Панаева, чувствуя себя правой, не оставалась в ответе. В сердцах они могли наговорить друг другу много лишнего.

Некрасов после пяти лет оригинальной совместной жизни уже имел опыт в таких отношениях. Поэтому он обращается к любимой с просьбой не держать в себе раздражение, а сразу высказывать то, что накопилось в душе. Он призывает ее «сердиться открыто». Чем дольше копится гнев, тем сильнее и дольше будет скандал. Если же давать ему выплескиваться чаще, то и примирение наступит быстрее. Вероятно, к такой мысли Некрасова привело постоянное присутствие законного мужа. Вряд ли любовники открыто говорили о своих отношениях при нем. Скрытая жизнь приводила к вынужденному молчанию. Откровенные разговоры начинались, когда любовники оставались вдвоем.

Некрасов даже благодарен ссорам («прозе любви»), потому что после них всегда наступает примирение, подчеркивающее силу взаимного чувства.

Поэт даже в лирических произведениях стремился к реальному изображению действительности. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» — образец любовной лирики Некрасова. Оно отражает глубоко личные переживания автора.

Мы с тобой бестолковые люди анализ стихотворения Некрасова по плану

1. История создания . Автобиографичное стихотворение "Мы с тобой бестолковые люди" (1851 г.) посвятил А. Панаевой - своей гражданской жене. Влюбившись без памяти в замужнюю женщину, поэт около года добивался взаимности. Ответив на чувства Некрасова, Панаева не стала разводиться с мужем. Вскоре поэт переехал на квартиру Панаевых.

Общество решительно осудило загадочный "любовный треугольник". Некрасов мучительно ревновал любимую женщину, что служило источником постоянных ссор. Эта непростая ситуация описана в произведении "Мы с тобой бестолковые люди".

2. Жанр стихотворения - любовная лирика.

3. Основная тема произведения - непостоянство любовных отношений. Некрасов называет себя и любимую женщину "бестолковыми людьми". Несмотря на огромную страсть, их отношения постоянно "висят на волоске". Достаточно малейшего незначительного повода для серьезной ссоры ("вспышка готова!"). Влюбленные для "облегченья... груди" обрушат друг на друга лавину упреков, о чем потом будут горько сожалеть.

Во избежание повторения подобных сцен Некрасов обращается к Панаевой с просьбой не копить в себе недовольство и злость. Он призывает ее сразу же высказывать все свои переживания, тем самым облегчая душу и освобождая ее от мучений. "Будем... сердиться открыто", - говорит автор. Он имеет в виду, что легче услышать и перенести один упрек, чем довести дело до семейного скандала. Обычно после таких ссор наступало очень нежное примирение.

Некрасов и Панаева каждый раз словно заново начинали свой роман. Поэт признает, что "проза в любви неизбежна", но старается и из нее извлечь пользу ("возьмем... долю счастья"). "Возвращенье любви" он считает лучшей наградой за невероятные мучения от размолвки.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - трехстопный анапест с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Особое внимание Некрасов сосредоточивает на ссоре, обрисовывая ее эпитетами: "взволнованной", "неразумное, резкое". Очень трогательны используемые метафоры: "облегченье... груди", "проза в любви". Первая и вторая строфа очень эмоциональны, что подчеркнуто восклицаниями. Третья, напротив, выступает примиряющим итоговым умозаключением автора. Многоточие в конце означает достижение долгожданного мира между влюбленными.

7. Основная мысль произведения заключается в том, что даже между страстно любящими друг друга людьми ссоры будут неизбежны. Рассудительный человек постарается понять причину конфликта, чтобы избежать его повторения. В случае Некрасова и Панаевой источник ссор был известен всему обществу. Современники отмечали, что зачинателем скандала обычно выступал сам поэт, страдающий от ревности.

Его возлюбленная была довольно-таки независимой личностью. Она не могла молча сносить обвинения и оскорбления. В любом случае Некрасов уверен, что любовные отношения будут более гладкими, если между ним и Панаевой не останется никаких тайн и секретов друг от друга. Спокойный доверительный разговор на любую тему - залог устойчивости любви.

Написанное в 1851 году стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...», как и другие произведения Николая Алексеевича Некрасова, не имеет мелодраматической окраски. Оно обращено к реальной женщине, возлюбленной поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой. На протяжении долгих шестнадцати лет их связывали не только романтические отношения, но и совместная деятельность в журнале «Современник».

Тяжелый, вспыльчивый характер поэта и двусмысленность взаимоотношений с Панаевой отражены в первой строке стихотворения, где автор называет лирических героев «бестолковыми». Объясняет он это тем, что ссоры и разногласия вспыхивают в их отношениях ежеминутно. Однако и эти моменты совместной жизни автор воспринимает не как что-то разрушительное, а, скорее, как облегчение для души. При этом на сказанных на протяжении ссоры гневных словах поэт не акцентирует внимания.

Наоборот, он обращается к возлюбленной с призывом говорить, не сдерживать отрицательные эмоции внутри, выплеснуть все, что тревожит. Некрасов искренне считал, что спокойные будни не делают жизнь легче, признавал, что ссоры необходимы, поскольку являются украшением рутинной жизни. Лирический герой в процессе размышлений уделяет особое внимание тому, что после бурной ссоры всегда наступает сладостное примирение. И, раз уж жизнь невозможна без размолвок и бурных ссор, из них нужно выносить только пользу, поскольку только во время таких вспышек происходит понимание друг друга, любящие люди начинают проявлять больше участия своей второй половине.

Предыстория написания стихотворения

Совместная деятельность в журнале «Современник», основанном еще Александром Сергеевичем Пушкиным, привела к тому, что в 1845 году давние друзья, Некрасов и Панаев, выкупили издание. Судьбоносное для поэта знакомство с женой Панаева, Авдотьей Яковлевной, состоялось задолго до этого, на одном из поэтических вечеров. Это была очень красивая, образованная и талантливая молодая женщина, владелица литературного салона. Многие деятели культуры добивались благосклонности красавицы, среди их числа оказался и Некрасов. Панаева долгое время отвергала 26-летнего поклонника, объясняя это тем, что не верит в искренность его чувств.

Личные отношения поэта и Панаевой не отличались спокойствием и размеренностью. Современники отмечали множество ссор, возникавших практически на пустом месте. Поводом мог служить неосторожный взгляд или случайно оброненное слово. Именно после одного из таких разладов и появилось стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...». Кроме этого произведения, в «панаевский цикл», который критики признали шедевральным, входят другие стихотворения и повести. Их отличительной чертой являются глубокие размышления о чувствах, любви, обыденности.

На протяжении года поэт добивался внимания Авдотьи Яковлевны, даже снял квартиру рядом с домом Панаевых. После совместной поездки в Казань, где влюбленные объяснились в чувствах друг другу, две семьи стали жить под одной крышей, что вызывало недовольство общества. Однако влюбленных молодых людей такое положение устраивало. Несмотря на то, что от писателя отвернулись родные, знакомые и даже самые близкие друзья, он испытывал истинное чувство счастья.

Иван Панаев был любителем женщин и имел репутацию повесы. Жене он не уделял внимания с первого года из совместной жизни. Но церковь не давала разрешения на развод семейной пары, поэтому иного выхода не было. Гражданский брак Некрасова и Панаевой проходил под одной крышей с ее официальным супругом, что приводило в многочисленным ссорам и скандалам, возникающим на почве ревности поэта.

По сути, все участники этой драмы были её заложниками.

Несмотря на двусмысленность положения, совместная работа над литературными произведениями и в редакции была очень плодотворной, что объединяло молодых людей. При этом Авдотья выполняла функции корректора в журнале и, одновременно, была музой поэта. В 1848 году Некрасова посещает идея совместного написания произведений. В те времена это была первая попытка совместного творчества, которая не вызвала энтузиазма в литературном обществе. Однако влюбленные обсудили общую идею, определились с сюжетом и творение было написано.

Их первый роман «Три страны света» снискал положительные отзывы критиков, пользовался популярностью и помог «Современнику» оставаться на плаву, наполняясь материалом из номера в номер. Второе совместное произведение, «Мертвое озеро», не имело такого успеха, поскольку Авдотья Яковлевна работала над ним практически в одиночку, Некрасов был полностью погружен в редакционные заботы.

В 1849 году у пары родился первенец. Но мальчик, названный Иваном, был очень слабым и умер по истечении нескольких недель. Возможно, именно поэтому к 1855 году отношения между Некрасовым и Панаевой начали утихать, но они продолжали проживать в одном доме. Рассталась пара в 1863 году, вскоре после смерти Ивана Панаева.

Женщины Некрасова


На протяжении всей жизни у Николая Алексеевича было три продолжительных романа. Первый, оставивший в душе поэта неизгладимый след, с Панаевой. Несмотря на тяжелый разрыв, писатель всю жизнь хранил в душе ее образ и даже упомянул в завещании.

В 1864 году Некрасов совершает трехмесячную поездку за границу. Компанию ему составили родная сестра поэта, Анна Алексеевна, и француженка Селина Лефрен. Актриса Михайловского театра имела спокойный и легкий характер, чем очень привлекала писателя. Их взаимоотношения можно назвать скорее прохладными, но Некрасов остался доволен редкими встречами. В 1867 году они снова едут за границу, однако, Селина из нее уже не вернулась. Летом 1869 года Некрасов в течение месяца поправлял здоровье на французском побережье. Но прежде заехал в Париж, где снова встречался с актрисой.

Единственной официальной женой писателя стала простая крестьянская девушка Фекла Анисимовна Викторова. В момент их первой встречи ей было 23 года. Некрасов же был почти в два раза ее старше. Искреннее восхищение талантом писателя, заучивание его произведений наизусть льстили автору. Для того чтобы дополнить скудное воспитание и заполнить пробелы культурной жизни, Николай Алексеевич водил девушку на выставки, театральные представления, обучал ее грамоте, языкам. Единственное, что не давало покоя писателю - имя избранницы. Некрасов считал его слишком простым и заменил на более привлекательное для себя, Зинаида Николаевна.

Знакомство Некрасова с будущей женой произошло в 1870 году, а в 1875-м врачи диагностировали у него смертельное заболевание, рак кишечника. Будучи в состоянии сильного эмоционального угнетения, автор пишет «Последние песни». Возможно, известие о скорой смерти, а, может быть, искренность и душевность произведения позволили критикам отнести его к лучшим, вышедшим из-под пера Некрасова.

Венчание с Зинаидой состоялось за несколько месяцев до кончины писателя, в 1877 году. Уже после похорон, семья Некрасовых обвинила девушку в корыстных побуждениях и отняла все имущество, включая и результаты предсмертного творчества.

Композиция стихотворения

Произведение состоит из трех строф, каждая из которых имеет свою эмоциональную окрашенность:

Первая строфа не содержит ни одного глагола, поэтому вызывает ощущение статики, бездействия, в ней происходит описание сложившейся ситуации и литературных героев;

Вторая строфа наполнена глаголами повелительного наклонения, побуждает героиню действовать именно здесь читатель может видеть ясное указание на то, что возлюбленная - обычная земная женщина, с недостатками и сложным характером, но от этого еще более любимая лирическим героем;

Третья говорит об ожидании примирения и последующего за ним счастья, она носит философский характер, объясняя роль ссоры в обыденной жизни.


Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...» написано трехстопным анапестом, для придания мелодичности строфам автор использовал женскую рифму, то есть ударение на последнем слоге.

Главная мысль стихотворения - ссоры и разлады должны присутствовать в каждой жизни, поскольку привносят острые эмоции в любовные отношения и приводят к бурному примирению.

Средства художественной выразительности в произведении использованы с большой осторожностью. Именно благодаря этому после прочтения остается впечатление участия в реальной жизненной ситуации.

/ / / Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…»

Стихотворение Николая Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…» можно смело отнести к любовной лирике поэта. Оно увидело свет в 1851 году во время бурного романа автора и Авдотьи Панаевой.

Отношение двух молодых людей вызывали бурное обсуждение и порицание среди знакомых и друзей. И это не удивительно, ведь Авдотья была замужней женщиной. Более того, Некрасов переехал в дом Панаевой, где проживал под одной крышей с ее законным мужем. Роман Николая и Авдотьи продолжался 16 лет, результатом которого стало рождение малыша. К сожалению, ребенок прожил всего несколько недель.

После смерти малыша отношения возлюбленных стали охладевать и со временем прекратились вовсе. Главной причиной расставания Некрасов считал атмосферу, которая царила в доме Панаевых. Постоянные ссоры, сцены ревности в конечном итоге сделали свое дело. Происходящее поэт описывает просто: «Что минута, то вспышка готова!».

Удивительным оставался тот факт, что все происходящее ни как не отражалось на работе троицы. В это время Некрасов и Панаев работали над возрождением журнала «Современник», а Авдотья была собственницей литературного салона, где часто проходили лирические вечера и собирался литературный цвет Петербурга. При участии Панаевой, Некрасов создает свой «панаевский цикл» произведений, в который вошли не только стихотворные работы, но и повести поэта и писателя.

Возвращаясь к стихотворению «Мы с тобой бестолковые люди…», следует отметить, что в нем уже прослеживаются первые нотки расставания. Так, ссоры между возлюбленными могли вспыхнуть на ровном месте. Некрасов страшно ревновал Авдотью к законному супругу, что проводило к скандалам с битьем посуды.

Поэт говорит своей возлюбленной: «Говори же, когда ты сердита, все, что душу волнует и мучит!». Он считает, что не нужно все держать в себе, нужно говорить об этом и тогда душе будет легче. Именно это поможет избежать нелепых ссор.

Но, не смотря на это, Некрасов считает, что ссоры это неизбежное явление. При их отсутствии жизнь станет пресной и сухой. Ссоры вносят во взаимоотношении двух людей некую изюминку, ведь после примирения чувства любви вспыхивают с новой силой.

Николай Алексеевич Некрасов – видная фигура русской литературы 19 века. Именно его считают главным продолжателем дела романтиков – Пушкина и Лермонтова. Этот поэт — мастер художественного слова – он виртуозно овладел всеми лирическими жанрами – стихи, поэмы, элегии. Конечно, для многих любознательных читателей Некрасов является автором «народных поэм», в которых он мастерски передавал горькую участь крестьян и всеобщую несправедливость, но это лишь одна из граней его таланта. Он еще и непревзойденный лирический поэт.

«Мы с тобой бестолковые люди» — потрясающее лирическое стихотворение Некрасова, написанное в 1851 году. История создания данного произведения тесно переплетена с историей любви автора. Николай Алексеевич любил Панаеву, замужнюю женщину, пытался всячески добиться ее расположения. Тайные встречи, попытки держать отношения в строжайшем секрете не увенчались успехом, и в 1846 году произошло нечто невообразимое – поэт стал вхож в дом Панаевых на правах любовника, то есть в доме жили Панаева, ее муж и сам Некрасов.

Конечно, такое сожительство активно обсуждалось в светском обществе, выставлялось на всеобщее обсуждение, что не могло не злить влюбленных. Именно с 1846 года Николай Некрасов начинает ссориться с Панаевой и приходит к мысли, что описать это явление, постараться объяснить природу ссор и их смысл.

Жанр, направление и размер

С первых строк становится ясно, что стихотворение можно смело отнести к любовной лирике, ведь, говоря о влюбленных, иного чувства, как любовь, и быть не может. Некрасов продолжает традицию романтизма, но и изображает оттенки реализма в собственной лирике, наполняя ее обыкновенными мирскими зарисовками.

Стихотворение написано трехстопным анапестом с использованием перекрестной рифмовки (АВАВ). Литературоведы уже сошлись на том, что именно анапест – лучший из силлабо-тонических размеров, способных передать лиризм и чувственность настроения лирического героя, благодаря достаточно нединамичному чередованию ударных слогов.

Образы и символы

Лирический герой и его возлюбленная – вот все действующие лица лирического произведения. Оба они любят друг друга, но их вспыльчивость дает о себе знать в вспышках ссор. Автор называет себя и избранницу бестолковыми людьми, придавая этому прилагательному совершенно безобидный смысл. Его умиляет способность каждого из любовников моментально воспламениться гневом и тут же угаснуть.

Также стоит отметить, что в любовной лирике не может не быть мотива любви, романтического чувства между мужчиной и женщиной. Мотив ссоры – костяк стихотворения, то, что и послужило поводом к написанию произведения.

Темы и настроение

Главная тема стихотворения – пылкие отношения влюбленных. Писатель мастерски передает напряжение между ними – «душу волнует и мучит». Некрасов описывает явление ссоры не очень трагично, он уверен в том, что это неизбежность, поэтому относиться к ссоре нужно философски — как к проверке отношений на прочность.

В стихотворении присутствует и иная тема – тема примирения влюбленных. Поэт не рисует картину счастливого дня для пары, читатель лишь может догадываться, насколько сильно будет хорошо им вдвоем, ведь вопрос о том, что вдруг может случиться так, что влюбленные не помирятся, даже не стоит.

Конечно же, все эти микротемы – части основной темы, любовной. Отношения между мужчиной и женщиной – это естественное явление, которое развивается динамично, поэтому в нем всегда будут взлеты и падения, ссоры и примирения.

Основная идея

Главная мысль стихотворения состоит в том, что ссора – естественный период в отношениях любящих людей. Чтобы примириться, нужно высказать эмоции. Хотя этот момент бывает острым, но тем сильнее чувство любви после ссоры.

Средства художественной выразительности

Стихотворение невелико по объему, поэтому оно и не изобилует эпитетами и метафорами, но они все-таки имеют место быть.

«Неразумное, резкое слово» — весьма образный эпитет, передающий отношение лирического героя к природе ссоры. Герой отдает себе отчет в том, что конфликт – глупый и импульсивный поступок, к которому невозможно относиться с предельной серьезностью. Ссора – это эмоция.

«Проза в любви» — популярная метафора литераторов, которая описывает серость и будничность, а иногда и отрицательные аспекты любви.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Новое на сайте

>

Самое популярное