Домой Полезные советы Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться

Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться

Развитие любознательности

(консультация для родителей)

Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу? Во-первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (здесь имеется в виду игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком).

Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, дает о себе знать звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний, психический существует как представление, образ. Этот мир полностью принадлежит ребенку. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений – огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение, давать возможность ребенку заниматься привычными играми, делами. Что можно использовать для развития познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную детям «территорию познания».

Это могут быть различные прогулки, на которых Вы рассматриваете окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле ит.д.), побуждаете ребенка задавать вопросы, вопросы – это «выходы» познавательной активности (принимаете любые версии его ответов). Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.

Хорошо, ели Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно на познавательные серии).

Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили): отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т.д.

Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим). Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух – в будке: « Что здесь перепутано?»

Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком). «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали»). Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?» (Варианты ответов – нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.).

Появление представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.

Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-разукрашки и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно.

Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.

Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.

Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.

У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь (развитие пятилетнего ребенка как бы замедляется). «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Ребенок начинает задумываться. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, у него продолжает преобладать деятельность правого полушария. Это значит, что нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. (В нашем детском саду каждый родитель может поговорить об этом с педагогами, получить необходимые рекомендации).

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры, которые отвечают иногда неосознанным, но реальным и очень важным потребностям ребенка. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и созидателем. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.

Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.


Любознательность присуща гениальным личностям. Многие признанные гении обладали этой чертой. важна каждому из нас. Есть несколько причин, которые доказывают это.

Любознательность повышает умственные способности. Разум любознательного человека находится всегда в активном состоянии, человек постоянно задает вопросы и находит на них ответы. Чем чаще люди используют свой разум, тем гибче и лучше он начинает работать.

Любознательность позволяет замечать новые идеи. При отсутствии любознательности свежая идея, даже находящаяся перед человеком не распознается его разумом. По этой причине множество отличных идей остались незамеченными.

Любознательность помогает открыть новые возможности и увидеть новые грани, которые обычно незаметны. Только пытливый ум может заметить это.

Любознательность повышает интерес к жизни. Любознательный человек не может жить скучной жизнью. Всегда есть что-то интересное, достойное внимания и изучения.

Возможно, если воспользоваться несколькими советами.

1. Сохраняйте восприимчивость ума .
Это необходимое условие для развития любознательности. Учитесь, забывайте изученное и снова учитесь. Будьте готовы изменить свое мнение в отношении различных общеизвестных фактов, которые могут оказаться ошибочными.

2. Не полагайте что что-то само собой разумеется .
Загляните глубже под внешнюю оболочку некоторых сторон мира. В противном случае, вы утратите любознательность. Не считайте что то что происходит, само собой разумеется.

3. Постоянно задавайте вопросы .
Чтобы заглянуть вглубь вещей, самое лучшее задавать вопросы. Вы должны выяснить, что это такое, почему оно сделано таким образом, когда это было сделано и кем изобретено? Каким образом оно работает, и зачем было создано? Эти вопросы – признак любознательного человека и его помощники.

4. Не считайте что-то скучным .
Если вы так считаете, то захлопываете одну из дверей своих возможностей. Любознательный человек всегда видит эту дверь в интересный и неизученный мир. Если на изучение его нет времени, то он не захлопнет такую дверь, а оставит ее открытой, чтобы вернуться сюда позднее.

5. Обучайтесь с интересом .
Не воспринимайте обучение как тяжкую обязанность, иначе не захочется изучить предмет глубже. Мотивируйте себя на обучение с интересом. Тогда появится большое желание окунуться в него с головой и узнать все получше.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;
  • формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя детской инициативы и любознательности.

Оборудование: цветные косынки, мультимедийная презентация, книги, конверты, доска магнитная, пазлы с выводами, карточки с заданиями, памятки для родителей.

Ход собрания

Сегодня мы проведём родительское собрание в виде игры "Сто к одному". Родители уже поделились на две команды: Ромашка и Ягодка. По ходу совместной деятельности мы основные выводы будем вывешивать на доску. На столах лежат конверты с заданиями. На задания отведено определённое количество времени. По истечении времени вы услышите звуковой сигнал (звук сигнала).

Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Ребенок по своей натуре уже любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками. Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность? (Ответы родителей)

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Итак, начинаем нашу игру. Уважаемые родители, возьмите конверт № 1, на карточке написано несколько вопросов, которые нередко задают дети.

Задание командам: выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег?

7. Зачем надо учиться?

Итак, время закончилось, команды отвечают поочерёдно. Какой первый по популярности вопрос выбрали команды:? А сейчас внимание на экран.

Какой второй вопрос вы выбрали?

Какой третий вопрос выбрали команды?

Хорошо! Эти вопросы мы выявили в результате анкетирования родителей, наблюдений за детьми. Если у вас нет совпадений с нашими вопросами, то вам дети ещё зададут. Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод? Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы. (Вывод вывешивается на доску)

А как же отвечать на детские "почему", чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался? Возьмите конверт № 2.

Представьте такую ситуацию: Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: "Мама, почему идёт дождь?" Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. На слайде появляется ответ мамы: "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет). Вопрос обеим командам: Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей)

Молодцы, уважаемые родители! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ: "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет. Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию. Возьмите конверт № 3.

Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: "Мама, как называется эта бабочка?" Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки. Вопрос командам: "Для чего мама предложила это ребёнку?". На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд) Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

А мы с вами делаем следующий вывод: отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

Прилавки в книжных магазинах переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие родители вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась малышу. (Даются книги разного формата и разной толщины).

Выберите, пожалуйста, одну книгу, которую вы бы приобрели для ребёнка 4-5 лет. Время на задание 30 сек. (Ответы родителей)

Почему вы выбрали именно эту книгу?

Мы можем сделать следующий вывод: По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Давайте и мы встанем в круг и немножко разомнёмся. Потянулись высоко, до самой далёкой звезды. А теперь обнимем наш земной шар.

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины. Возьмите конверт № 4. Определите последовательность знакомства детей с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек.

Посмотрите на экран и проверьте сами себя. На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки "Идёт коза рогатая", "Ладушки-ладушки" и т.д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор.

Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия детьми рифмованного текста на 22 % выше того же варианта прозаического.

Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки. Сказки читаются в любом возрасте.

После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки.

И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.

Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы. Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии).

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь. Я предлагаю вам поучиться придумать загадки по схемам. Возьмите конверт № 5. Придумайте загадку и загадайте её команде напротив.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы. Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька. Возьмите конверт № 6 и прочитайте загадку. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам:

Послушаем отгадки на загадку "Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином". (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)

А сейчас отгадки на загадку "Зимой и летом одним цветом". (Ель, сосна, туя, кедр, пихта)

У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: "Ура! Наши победили!"

Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности? В нашем обществе существуют разные мнения по этому поводу.

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?

Возьмите конверт № 7. Одна команда доказывает, что компьютер нужен ребёнку дошкольного возраста, а другая доказывает противоположную точку зрения. Время на обсуждение 1 мин.

Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди...

Да, действительно, компьютер служит отличным пособием для развития любознательности. Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т.д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Итак, последний вывод нашей дискуссии: необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью.

Итак, уважаемые родители! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.

В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей "Как развивать любознательность у ребёнка". Это и есть решение нашего родительского собрания.

Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!

Благодаря развитию интернета простое знание фактов стало практически бесполезным. А это, в свою очередь, сделало любознательность и умение задавать вопросы особенно ценными. Практически любой предприниматель подтвердит, что любопытство и интерес важнее, чем доскональное знание рынка.

Если бы в основе инноваций были знания, стартапы основывали бы умудрённые опытом и годами интеллектуалы. Однако представители учёных кругов обычно меньше всего склонны идти на риск.

Не переставайте задавать вопросы. Не переставайте быть любознательным. Никогда не теряйте наивной веры в то, что новые открытия не за горами.

И дело не только в развитии интернета. Любопытство всегда было важнее эрудиции. Эйнштейн, например, не знал некоторых широко известных фактов, потому что хотел освободить мозг для более важной деятельности - задавать вопросы и представлять.

Как развивать любознательность

Конечно, некоторые рождаются более любознательными, чем другие, но эту черту можно и развить. Школа обычно пытается вытравить из нас это качество, так что формальное обучение вам не поможет. Придётся самому .

Играйте

Попробуйте такую простую игру на любознательность, когда сидите в кофейне. Попытайтесь подсчитать, сколько выручки получила кофейня за то время, пока вы там находитесь. Затем представьте, сколько у владельцев уходит на аренду, зарплату сотрудникам, продукты и какая в итоге остаётся прибыль. Потом вам станет интересно, сколько они продержатся, если дела будут идти в том же духе. А там вы уже представите и три следующих заведения, которые займут это место, когда кофейня разорится.

Будьте любознательны на работе

Любознательные сотрудники постоянно что-то изучают, пробуют и придумывают новые идеи, которые могут принести пользу компании. Не бойтесь проявлять любознательность. Даже абстрактные вопросы, вроде бы никак не связанные с вашими повседневными обязанностями, помогут вам развиваться и увеличат вашу ценность как сотрудника.

Не зацикливайтесь на обучении

Изучить что-то новое гораздо проще и быстрее, чем мы привыкли считать. Конечно, когда мы пытаемся выучить что-то только ради престижа, процесс становится медленным и болезненным. Но в порыве любознательности можно учиться с головокружительной скоростью.

Так что интересуйтесь всем. Будьте любознательны. И не забывайте, что бурный рост случается благодаря любознательности, а не знаниям.

Введите e-mail адрес:

Дети рождаются любознательными: они приходят в мир с врожденным желанием понять, как устроено все вокруг, стремятся прикоснуться к как можно большему количеству предметов, чтобы получить новый опыт, задают множество вопросов, исследуют и обучаются, чтобы удовлетворить свою любознательность.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не переставал учиться в течение всей жизни, поощряйте и развивайте его любознательность. Врожденную любознательность имеют все дети, однако важно, чтобы вы учитывали индивидуальный стиль любознательности, присущий вашему ребенку.

Все дети проявляют любознательность по-разному. Например, некоторые дети любят изучать то, как устроен мир, при помощи наблюдения и размышлений, в то время как другие предпочитают делать это с помощью физических действий (прикосновений, изучения запахов или дегустации). Постарайтесь обеспечить возможность использования каждого стиля в безопасной и вдохновляющей обстановке.

Исследования показали, что к поиску новых впечатлений, знаний и опыта ребенка побуждает не внешнее давление, а внутреннее желание удовлетворить свою любознательность. Любознательные люди постоянно находятся в поисках новых знаний. Они не только любят обучение и исследования, но им на самом деле нравится ставить перед собой трудные задачи и с увлечением искать их решение. Любознательность также помогает людям позитивно реагировать на неопределенность.

Недавние исследования показали, насколько важную роль играет любознательность в обучении. Лучше всего дети справлялись с учебным материалом, когда учителям удавалась вызывать их искреннее удивление от неожиданного исхода демонстрируемого эксперимента.

Учитывая важную роль, которую любознательность играет в процессе обучения, предлагаем несколько советов, которые помогут развить это качество у ребенка:

  • Поощряйте интересы вашего ребенка. Лучше всего дети учатся посредством действий, которые удерживают их внимание и стимулируют воображение . Найдите виды деятельности, которые нравятся ребенку больше всего, и практикуйте их вместе как можно чаще. Например, если ребенок любит танцевать под определенную музыку, создайте ему все условия для этого занятия. Если он любит животных, водите его почаще в зоопарк, демонстрируйте фильмы и передачи о животных, вместе читайте книги о них.
  • Создайте интересное пространство. Самые маленькие дети проводят большую часть времени, наблюдая за окружающей обстановкой. Им интересно узнавать новое об окружающей среде, поэтому дайте им любопытные и безопасные игрушки и предметы, которые они смогут исследовать и которые будут стимулировать их ощущения и чувства.
  • Поощряйте игры, стимулирующие воображение. Несмотря на богатое разнообразие электронных игрушек в наше время, постарайтесь дать детям возможность поиграть с такими простыми предметами, как коробки, кубики, пластилин или песок. Некоторым они могут показаться скучными, но они незаменимы для развития творчества и воображения. На самом деле эти игрушки являются одним из лучших инструментов обучения, поскольку дают широкое пространство для любознательности во время игры . Не говорите ребенку, что делать с материалами, как их использовать или каким должен быть окончательный результат его творчества. Пусть гидом ему будет его собственная любознательность.
  • Используйте открытые вопросы. Старайтесь избегать вопросов , которые предполагают односложные ответы вроде «да» или «нет». Задавая открытые вопросы, вы будете стимулировать мышление ребенка, подталкивая его к самостоятельному поиску решения. Попробуйте задавать ему такие вопросы, как: «Что ты думаешь о…?», «Как бы ты поступил на месте главного героя книги? Почему?».

Для развития любознательности важно не только создать благоприятные внешние условия, но и устранить факторы, которые убивают в детях желание узнавать что-то новое - страх, ограничения и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

  • 1. Страх. Этот фактор является врагом любознательности № 1. Когда ребенок волнуется или боится, он, скорее всего, откажется от поиска новых знаний и опыта. Помните, что, от того как вы помогаете ребенку справиться со стрессовой ситуацией , зависит то, как скоро он адаптируется и вернется к желанию получать новые знания и опыт.
  • 2. Ограничения. Когда родители строго указывают детям: «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», «Не кричи!», «Не пачкайся!», дети рано или поздно потеряют интерес к исследованиям. Если мы внушим им отвращение к запачканной одежде, их энтузиазм естествоиспытателей значительно снизится. Используйте как можно меньше ограничений, но при этом не забывайте о мерах предосторожности и безопасности.
  • 3. Отсутствие интереса родителей. Очень важно, чтобы родители не устранялись от занятий ребенка, но с увлечением и энтузиазмом принимали в них участие, которое обеспечивает благоприятную психологическую и эмоциональную среду для оптимального творчества и исследований. Участие взрослых дает ребенку чувство безопасности, а также одобрение его усилий, которое очень важно для формирования

Новое на сайте

>

Самое популярное