Домой Полезные советы Кто разгромил хазарию. Годовщина разгрома иудейской хазарии. Святослав Игоревич и его поход на Волгу

Кто разгромил хазарию. Годовщина разгрома иудейской хазарии. Святослав Игоревич и его поход на Волгу

Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Хаза́рский кагана́т, Хаза́рия (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым "вещий Олег" собирается "отмстить неразумным хазарам". В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утвержденном списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными ("Иду на вы!" и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Давайте зададимся вопросом, почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Но сначала проследим канву событий, изменивших не только тогдашнюю политическую карту Евразии, но, без сомнения, и весь дальнейший ход мировой истории.

Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец господству столь мощного этноса?

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и "белых, красивых, совершенных по внешнему виду").

Так, Л.Н. Гумилёв в своей книге "Древняя Русь и Великая степь" приводит один документ - это записка путешественника тех далёких времён.
Там ясно говорится о том, что хазары (народ, живший в Хазарии) представляли из себя абсолютно два разных генотипа: одни были черныё, с карими глазами, другие же - светлорусыми и голубоглазыми.
Таким образом можно предположить, что первые были пришлыми людьми из Тюркского каганата.
Там же, в книге, подробно рассказывается о том, каким образом иудеи появились в степи и в силу каких политических причин они ушли из Ирана (тогда Персии), и как именно правящая верхушка Хазарии постепенно, в основном путём матримониальных связей полностью переняла иудаизм.

С VIII века в в волжскую степь начали интенсивно мигрировать еврейские выходцы из Византии и Ирана. Иудеи быстро заняли в Хазарии руководящее положение, расселяясь исключительно в городах (тогда как большинство аборигенов было, разумеется, кочевниками). При этом никакого обращения хазар в свою веру за редким исключением иудеи как последовательные прозелиты не допускали.

Гумилев отмечает: "Иудаизм - это культ народа, "избранного Яхве", и потому редкие новообращенные считались "проказой Израиля". Иудаизм приняла лишь верхушка хазарской знати.
В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был бек, представлявший местное население. Фактически же страной управлял каган еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну.

Каган был представителем религиозной власти, а бек — гражданской. Историк Кестлер говорит, что почти невидимый для глаз простых смертных, каган был на самом деле полноправным владыкой Хазарии, а бек был только помощником его, выполнявшим административные функции.Положение бека вряд ли можно было назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или кагана. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее. В ущемленном положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии - по иудейской терминологии "гои", "недочеловеки". Религиозный фанатизм еврейской верхушки был настолько силен, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное. Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в Крыму, а затем некоторые из них ушли в Прибалтику.

Первый бек - Обадия создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал "мудрецов израильских", дал им серебро и золото, за что они "объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв". С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, "возродивший древний иудейский закон". В стране начали жёстко подавляться христианство и ислам, религии, которые существовали в Хазарии до появления там иудаизма.
Впрочем, с исламом не всё было так просто. Некоторые из верхов смогли сохранить это вероисповедание, а также бОльшая часть военных исповедывала ислам. Таким образом ислам в Хазарии подавлялся, но в меньшей степени, чем христианство. (Ничего не напоминает?)

В качестве военной силы хазары пользовались услугами многочисленного наемного мусульманского войска. Эта "гвардия" действовала и во внешних войнах, и в качестве карательной силы внутри страны.

Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.
В частности, я уже неоднократно читаю о том, что например, Карл Великий создал свою Священную Римскую Империю на деньги... хазарских купцов.

Что уж говорить о землях, населенных славянами! "Повесть временных лет" сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всем своем могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене.

Наемное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, "пошел на Хельгу" (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошелся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Военная деятельность Святослава при своем небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: "Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом".

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяженность похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трех лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.

Согласно хронисту Х века Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами:
"…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!".

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось не сложно. "И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя", - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.
Многие иудеи-хазары ушли в Европу, под покровительство тамошних королей и князей, где продолжали своё дело против Руси уже при дворах европейской знати. Много хазар осело в пределах Польши.

Есть легенда о том, что Святослав самолично сбросил с самой высокой башни Итиля главного кагана, и тот разбился насмерть. Но пред смертью он проклял и самого Святослава и всех русичей, обещая им, что Хазария обязательно отомстит и им и их потомкам.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днем сегодняшним напрашиваются сами собой. Остается задать последний, уже чисто риторический вопрос: появится ли новый Святослав, который, "загонит новых хазар обратно в их дикие степи"?

Также теперь становится более понятным, почему все исторические учебники начинаются с 10-11 веков и в них почти нет информации об первом тысячелетии в истории Европы и Руси.
Потому что если такой учебник будет, то в нём придётся подробно написать историю Хазарии, а кому-то очень не хочется, чтобы об ней люди знали правду.

Хазария в принципе не ушла совсем, она всегда была на Руси.
Она только затаилась до времени.
И сейчас празднует свою победу.

Только рано празднует.
Последнее Слово ещё не сказано.
И последнее Дело ещё не сделано.

«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам»
А.С. Пушкин

Уважаемые читатели, считаю, что данную статью необходимо прочесть не только гражданам России, но и особенно полезной она будет в сопредельном государстве Украина, граждане которой, зачастую искажая исторические факты, считают себя совершенно иными славянами, чем те, которые проживают на территории бывшей Великой Руси, а также придумали себе альтернативную историю отдельного государства Киевская Русь со своими собственными героями, хотя это и не соответствует действительности.

Хазарский каганат в Х веке. (Л.Н. Гумилёв «Открытие Хазарии»)

Итак, все читатели наверняка помнят произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и в первых строчках произведения речь идет о неких хазарах, хотя и тогда и сейчас многие слабо представляют – кто же такие хазары. Попробуем разобраться с этим таинственным народом.

Сам сюжет пушкинского произведения совсем не связан с хазарами, ведь речь идет о смерти Олега, исходящей от любимого коня. Однако начало любого повествования всегда запоминается в первую очередь.

До недавнего времени историками-славяноведами считалось, что в Х веке славяне были биты хазарами и потому платили им дань. Однако хазарское влияние на Русь было относительно недолгим.

На стыке VIII-IX веков князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. Нестор-летописец в Начальной летописи - «Повести временных лет» - рассказывает, как степняки-хазары подошли к земле полян - жителей Киева - и потребовали с них дань, и поляне дали им дань - мечами. Именно тогда около 860 года из-под хазарского влияния выходит сам Киев, где и обосновались русско-варяжский князь Аскольд (Хаскульд) и его соправитель Дир. По сохранившимся в летописях упоминаниям можно установить, что это удалось Аскольду и Диру с большим трудом – почти 15 лет хазары, используя наемные войска, состоявшие из печенегов и так называемых «черных болгар», живших на Кубани, пытались вернуть Киев. Но он оказался потерянным хазарами навсегда. Примерно в 882 году князь Олег убивает Аскольда и Дира и захватывает Киев. Обосновавшись на новом месте, он немедленно начинает борьбу за подчинение бывших хазарских данников.

В 884 году князь Олег добился того же для радимичей. Хотя о мести хазарам вещего Олега в летописи ничего не говорится - это поэтическая «реконструкция» истории: в самом деле, «неразумно» было угнетать славян и совершать «буйные набеги». Летопись описывает отношения Олега и хазар по-иному: князь был варягом, наследником новгородского князя Рюрика. Тот был призван из-за моря со своей скандинавской (варяжской) дружиной, называвшейся русью, в Новгородскую землю, чтобы править там по славянским обычаям - «по ряду, по праву».

Известный востоковед А.П. Новосельцев считал даже, что славяне призвали варягов-викингов в Новгород, чтобы избежать хазарской угрозы. Так или иначе, первый князь отправил своих дружинников на юг - на Царьград, по знаменитому пути из варяг в греки. Они обосновались в Киеве, а после смерти Рюрика туда пошел и Олег с малолетним Игорем Рюриковичем. Явился он в Киев 880-е годы, провозгласил новую столицу «матерью городов русских» и договорился со славянскими племенами - данниками хазар, что дань они будут теперь платить русскому князю.

«Отмстил» хазарам уже наследник Игоря, внук князя Олега Рюриковича, Святослав. Поход Святослава схематично изображен на приводимой в статье карте, где также видны земли Киевской Руси, подпавшей под власть Хазарского Каганата. Именно Игорь нанес самый сокрушительный удар Хазарскому каганату - «... иде Святослав на козары... и бывши брани, одоле Святослав козарам и город их Белу Вежу взя». Как сообщают древние арабские источники, «не осталось... почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области». В 965 - 969 годах русскими воинами на реке Дон была разгромлена крепость Бела Вежа (на греческом языке Саркел, более правильное (хазарское) название - Шаркил), были освобождены вятичи. Затем князь покорил хазарскую столицу Итиль, уничтожил все центры государства вдоль Волги и лишь остатки хазарских городов - городища на Дону и Северском Донце, на Северном Кавказе и в Крыму - напоминают о могущественной некогда Хазарской державе.

Затем киевский князь Святослав спустился из дельты Волги вдоль берега Каспия на юг, к городу Семендеру, который постигла печальная участь Белой Вежи.
Само описание событий в «Повести временных лет» говорит о том, что Хазария представляется обширной державой, «села и нивы» которой киевский князь «обрек мечам и пожарам». Что же представляло собой Хазарское государство?

Как гласят исторические источники, Хазария, Хазарский каганат - государство, возникшее в середине VII века в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западного Тюркского каганата. В начале VIII века хазары владели Северным Кавказом, Приазовьем и большей частью Крыма, а также степями Восточной Европы до Днепра, воевали с арабами за закавказские земли.
В годы расцвета Хазарского каганата его территория простиралась от Черного до Каспийского морей.

Кажется, не было такого евразийского народа, хроники которого не упоминали бы о хазарах. Летописи арабов утверждали, что кагану (царю) платили дань племена от Дуная до Северного Урала и он был посредником в торговле между Византией и Китаем. Армяне и тюрки вспоминали о частых вторжениях хазар в Закавказье, а грузины писали, что каган, не добившись миром руки их царевны, разрушил Тбилиси.
Византийцы пишут о Хазарии как о союзном им государстве (на троне в Константинополе сидел даже ставленник кагана Лев Хазар): «Корабли приходят к нам из их стран и привозят рыбу и кожу, всякого рода товары... они с нами в дружбе и у нас почитаются... обладают они военной силой и могуществом, полчищами и войсками». Летописцы рисуют величие столицы Итиль, описывают утопающие в садах Семендер и крепость Беленджер, стена которой мощнее знаменитых стен Хорезма.

Примерно до VII века хазары мало чем выделялись среди прочих тюркско-монгольских народов. Значительные изменения произошли после того, как высший класс Хазарии перешел в иудейство. Хазары не принадлежали к еврейскому племени, а были народом тюркско-монгольской ветви.

В «Еврейской энциклопедии» пишется о том, как хазарский каган, вероятно, около 679 года нашей эры, «вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру». По другим источникам, около 740 года хазары приняли измененный иудаизм, а примерно в 800-м году - раввинский. Причем вначале правящий класс Хазарского каганата держал в тайне свое обращение в иудаизм, скрывая это даже от своего народа.

Несколько лет назад было сделано открытие, которое подтвердило данные еврейско-хазарской переписки, которую нет надобности здесь приводить. Были обнаружены хазарские подражания арабским монетам. Хазарские монеты выполнены в арабском куфическом стиле, но легенда на них гласит: «Муса расуль Алла», что значит «Моисей - посланник Божий». На нормальных арабских дирхемах можно прочесть: «Мухаммед расуль Алла». Таким образом, хазары заменили Мухаммеда Моисеем. Это убедительно доказывает то, что иудаизм в Хазарии существовал. Официальный чекан зависел от властей. Значит, власти хотели показать, что они - приверженцы Моисеева закона. Но при этом они должны были заботиться, чтобы монету принимали на рынке, для этого она должна быть выполнена в традициях арабской нумизматики. Поэтому надписи были по-арабски и куфическим шрифтом, не «Моше», как на иврите, а «Муса». Та же хитрость присутствует и в еврейско-хазарской переписке, где по-арабски писали «Муса расуль Алла», подчеркивая приверженность иудаизму.
Еще одним доказательством иудаизма в Хазарии - имена хазарских царей. Все царские имена - Иосиф, Давид, Аарон, Обадья - библейские. Причем Обадья - имя, даваемое новообращенному, который не был рожден евреем.

Итак, Хазарский каганат - иудейское государство, существовавшее в степях юго-восточной части Европейской России в VII-X веках, объединявшее под своей властью тюркские кочевые племена и пытавшееся поработить Русь.

Принятие иудаизма изменило характер власти в каганате. Каган теперь избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Избранием руководил другой иудей - царь-бек. Последнему фактически и принадлежала настоящая власть. Царь-бек мог не только назначать кагана, но и в любое время устранить его. Он также распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов.

Но в любом случае, в Лето 6472 от С.М.З.Х. (964 год н.э.) Великий князь Святослав Игоревич разгромил Иудейский Хазарский Каганат и именно благодаря Святославу наследнику и правнуку Новгородского князя Рюрика, хазары не смогли поработить полностью Русскую Землю. Иудеи покинули будущие пределы Великой и Малой Руси. Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории, которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской цивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.

Создание Хазарского каганата

Хазарский каганат (с VII по X вв.) стал первым раннефеодальным государством на востоке Европы, возникшим к середине VII в. в прикаспийских степях в результате распада Западно-Тюркского каганата.

Тюркоязычные хазары - кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V - VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.

В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен - Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.

Племена Хазарского каганата

Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.

Территория Хазарского каганата

В конце VII - начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII-VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.

Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.

VII - VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю - , простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени - Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.

В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.

Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.

Столица Хазарского каганата

После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.

В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.

Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи - синагоги, а язычники - языческие храмы и места молений.

По свидетельству современников, в городе насчитывалось не менее 30 мечетей, приходских училищ и школ Жилые постройки состояли из деревянных домов или шатров, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 г., когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.

Экономика Хазарского каганата

Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.

Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.

Торговля Хазарского каганата

Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.

Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад () и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).

С севера шли меха, скот, мед и воск, белужий клей, с юга везли арабскую сталь, ювелирные изделия, с востока - пряности, драгоценные камни, с запада - оружие, изделия из металла, ткани. Каганат был транзитным маршрутом в торговле невольниками, однако рабовладение не получило здесь заметного распространения и по своему типу было близко к патриархальному рабству.

Саркел крепость хазарского каганата

Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.

Византия и Хазарский каганат

Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники - болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.

Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII-IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья - противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Разгром Хазарского каганата

В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники - печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.

Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с . Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.

По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.

История дама своеобразная, и каждый видит ее по-своему. В учебниках пишут одно, углубленно исследующие прошлое люди могут рассказать совсем другое. Вскользь упомянутый, герой своего времени, Святослав, достоин особого внимания. Благодаря его великой победе над Хазарами он освободил Русь от их ига и укрепил ее могущество. Скупая информация, предоставленная в учебниках о великом князе Святославе, к сожалению, умаляет его вклад в ход истории Руси, и значение его героической победы. Желающих узнать об этом немного больше - милости просим в Х век.

Вконтакте

Немного о Герое

Бегущий навстречу властной матери, мальчик с голубыми глазами и светлыми волосами мало чем отличался от остальных. Тогда он еще не понимал, что в связи со смертью своего отца - великого князя Игоря Рюриковича, унаследовал княжеский престол. На тот момент мальчику было всего 3 года. Мать - княгиня Ольга , стала править страной до совершеннолетия сына.

Мало кому известен тот факт, что имя будущего великого воина, князя Киевского Святослава Игоревича правильно произносить не Святослав, а Светослав. От слова «свет». Светослав - означает свет славящего или того, кто славит свет. Его по праву называли Светлым Князем. Но Святослав говорить привычнее.

У Святослава Игоревича были достойные воспитатели. С раннего детства его обучали , как настоящего воина. Варяг, Асмуд, прилагал все усилия, чтобы единственный отпрыск Игоря и Ольги, хорошо держался в седле, был первым на охоте и в бою. Мальчик научился ловко прятаться от вражеских глаз. А главный киевский воевода, Свенельд, растолковывал секреты полководческого искусства. Он тоже был из варягов, они считались самыми профессиональными войнами, формировавшиеся из различных народов Славяно-Ариев. Все труды наставников дали хорошие плоды.

В свой первый поход Святослав отправился в 4 года. Тогда Ольга решила отомстить древлянам за смерть возлюбленного. По традициям древней Руси, сам князь должен возглавлять поход и начать битву. И неважно сколько ему было отроду.

Когда сошлись киевские и древлянские войска маленький Святослав сидел на коне, впереди киевской дружины. Он первый бросил копье в древлян, конечно, оно не улетело далеко, но уважаемые киевские воеводы произнесли: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Так, в 4 года, Святослав Игоревич отдал свой первый приказ. А на веку у Светлого Князя было много походов и побед.

Мальчик рос, крепчал и превратился в сильного воина среднего роста, с широкой грудью. Внешне он был приятен. На лице голубые глаза и густые брови. Бороду князь не носил, но обладал длинными усами. На его бритой голове была одна прядь волос, что являлось признаком его знатного происхождения. В одном ухе красовалась золотая серьга с карбункулом и парой жемчужин.

Князь не возил с собой в походы обозов с провиантом и котлами. Он жарил мясо на углях и ел его так. Ночлег Святослава вполне устраивал без шатра, на конской попоне с седлом в головах. Его воины были такими же выносливыми и неприхотливыми. Не обремененная лишним грузом, дружина князя перемещалась очень быстро и возникала пред врагом нежданно.

Когда Святослав выходил в поход , то всегда предупреждал об этом своего противника. «Иду на вы!» - всем известная фраза, пришедшая к нам через века, означает - вы, мои враги и хочу идти на вас.

Древние традиции Славяно-Ариев, которые чтил Святослав Игоревич гласили:

  • Не стрелять в безоружного;
  • Не нападать без предупреждения;
  • В неравного по силе противника не стрелять.

Таков был кодекс воинской части, которого придерживался князь .

Смыслом жизни Святослава стало ведение войны ради славы и выгоды. Большую часть своей жизни он провел в походах. Государственные дела его не интересовали, поэтому внутренней политикой занималась мать князя - Ольга. Именно при ней, в Х веке, было принято крещение Руси. Мать Святослава стала христианкой. Ее же сын был против крещения. Будучи язычником и обладателем ведических знаний, он остался верен традициям, которые передавались из поколения в поколение и из века в век. Христианство Святославу было не по сердцу, с его кротостью, добротой и милосердием.

Светлый Князь вел серьезную войну с ростовщичеством, именно хазары внесли свою лепту для его зарождения на Руси. За то, что брали деньги под проценты и под проценты давали другим, он велел рубить обе руки, считая это развращением души и денежным рабством. Промышлявших на его родине кредитованием хазар, Святослав приковывал к плоту и благополучно сплавлял в Черное море по Днепру.

И неспроста распространялся праведный гнев князя на хазар.

Экономика и политика Хазарского каганата

На юго-востоке от границ Киевской Руси, в низовьях Волги, раскинувшись в западную сторону и на восток до Мордовии, захватывая Северный Афганистан и Крым, появилось Хазарское государство. Его столица Итиль расположилась в устье Волги.

Хазария была многонациональным государством и мирно уживалась с соседями. Через земли Хазарии проходил всем известный «Великий шелковый путь», что было очень выгодно для государства. Персидские иудеи из колена Симонова, после содеянной ими революции в Персии , стали активно переселяться на эту территорию, и не просто так.

Дело в том, что после разорения персов, бежать удобно было только на север. А если свернуть на северо-восток, то можно очутиться в Хазарии. У нее было выигрышное расположение - это торговые пути из Азии в Европу. Так что, контролировать Хазарию, означало контролировать «Великий шелковый путь» и всю прибыль от него.

При частых набегах на славянские земли хазары обеспечивались обилием рабов. Несчастных людей продавали за хорошую плату в разные уголки мира. Хазары, под властью евреев, стали наглеть:

  • На славянских землях воздвигались новые крепости;
  • Предпринимались бесконечные набеги на земли наших праотцов;
  • Угнетенный народ обкладывался данью все чаще и чаще;
  • Процветала работорговля.

Производился контроль закупочных и продажных цен на местные и ввозимые товары. Минимальные закупочные цены устанавливались на товары местного изготовления, что приводило в упадок местных производителей. При этом максимальные цены устанавливались на продаваемые евреями товары, что давало много прибыли их торговцам. Жестокая внешняя политика каганата, ее способы и действия, преследовали цель - ослабить русские территории и стереть с земли Киевское княжество, что помогло бы евреям стать господами евроазиатского пространства. Можно сказать, что цель была почти достигнута.

Хазарский Каганат в Х веке был на пороге сильного взлета. Со всех подчиненных ими стран Азии и Европы, в Каганат стекалось золото, серебро и дорогостоящее сырье.

Летом, против Хазарии, сын Игоря стал готовить поход в тысячи километров. Князю исполнилось всего 22 года. Все тщательно продумав, он не пошел напрямую через степь междуречья, а совершил грамотный ход.

Обойдя степь, он добрался до Рязани. Оттуда благополучно спустился по Оке до реки Волги - матушки и на 500 ладьях направился с невеликим, но смелым и хорошо подготовленным войском в столицу Итиль и осадил ее. В битве при Итиле союзниками Светослава были печенеги . Они появились с западной стороны, где Дон приближается к Волге. А также гузы, которые поспешили от реки Яик на помощь к князю, чтобы биться против хазар. Храбрые войны пересекли пустынное пространство Прикаспия. Все союзники собрались у Итиля. Хазары этого не ожидали, и сразу же после штурма, от столицы остались одни руины.

На этом Светлый Воин не остановился, решив довести начатое до конца, он продолжил борьбу с хазарским каганатом. Святослав направился на Терек, где раскинулся город Семендер. Он имел четырехугольную цитадель, являвшуюся опорным пунктом хазар. Но князь справился с этой задачей. Крепость была взята. После этого, дружина во главе со Святославом отправилась к Дону в сторону Руси.

Уже направляясь домой, Святослав возле Саркела встретился с гарнизоном, в котором были в основном кочевники. После штурма князь взял и разрушил хазарскую восточную крепость Саркел, находившуюся близ нынешней станицы Цимлянской, а городу дал название Белая Вежа. Победоносный поход Святослава на Хазарию был завершен.

Эти победы определили судьбу Хазарского Каганата. Еврейская диаспора прекратила свое существование. Разрушенный иудейский центр витиеватой политики, а также торгового и воинского порядка, повлек за собой необратимые последствия и изменения всей геополитической ситуации.

Значимость разгрома Хазарского каганата для Руси

Неоценимый вклад Светлый Воин внес в историю Киевской Руси. После этого походы князя не закончились. Все они были победоносными. Кроме последнего.

Гибель храброго воина

После заключения мира с Византией, Святослав отправился в сторону дома. Достигнув устья Днепра, он на ладьях отплыл к порогам. Мудрый воевода Свенельд предупреждал его: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но Святослав не прислушался к мудрому совету воеводы. В 971 году князю по Днепру подняться не удается, и он вместе со своим войском остается зимовать в устье реки.

В марте 972 года он повторил попытку прорваться, но печенеги терпеливо поджидали русов. В этой ожесточенной схватке погибло много воинов Святослава, и сам князь тоже был повержен. Как гласят летописи, Светлому Воину отрубили голову, и печенежский князь, Куря, сделал из нее чашу, покрыв ее серебром и золотом. На пирах он и пил из нее вино. Так, закончил свой век храбрый князь Киевский Святослав Игоревич . Свенельду, с несколькими уцелевшими воинами, получилось вернуться в Киев к Ярополку.

Много столетий прошло, на дворе XXI век, но народ помнит своих героев, в число которых входит Светлый Воин, внесший неоценимый вклад в ход истории государства Российского.

Разгром Хазарского каганата Киевской Русью подарил последней множество путей для развития, но в то же время, поставил под угрозу нападения кочевых племен всю страну. Кроме того, победа Руси стала толчком для объединения славян в одну сильную и могучую державу. А вот каганат долгие годы после войны терпел упадок, который привел к распаду державы.

Хазарский народ был одним из многих других, населявших области Причерноморья и Волги. Как и многие другие, они были кочевниками, но в периоды, когда была возможность обустроить поселение, хазары занимались выращиванием скота и садоводством. Хазарский язык был одним из тюркской языковой семьи, поэтому имеет огромную схожесть с современным болгарским.

Хазарские воины в доспехах

Важнейшую роль в становлении их собственной державы играх Тюркский каганат, который ослабев, дал возможность хазарам занять определенные территории и создать собственную страну. Чуть позже Хазарский каганат установил свою правящую династию.

Славяне и хазары: причины конфликта

Начать стоит с того, что со средины X века Киевская Русь набирала свои обороты, для нее наиболее важным заданием был поиск выгодных торговых путей и выход на международный рынок.

Битва воинов Киевской Руси и хазар

В это же время Хазарский Каганат, имевший под своим влиянием часть Кавказа и Волжские области, начал ослабевать. Для Киевской Руси это была возможность захватить вышеупомянутые территории при небольших потерях собственных сил.

Дополнительные противоречие возникали на религиозной почве, ведь правящая верхушка настаивала на внедрении иудаизма, в то время как большинство населения оставалось православным и не желало менять привычный образ жизни.

Святослав Игоревич и его поход на Волгу

С 945 года свое княжество начал Святослав Игоревич, и именно во время его правления отношения между славянами и хазарами обострились.

В 965 году Киевской Русью было решено совершить поход в сторону Волги и начать войну с Хазарским каганатом.

Киевский князь Святослав Игоревич

Иногда историки говорят, что это был один большой поход, длившийся четыре года. Но по другой версии, было совершено два более коротких похода: первый, на город Саркел, а второй уже непосредственно против хазар.

Но как бы там ни было, в этой войне Русь одержала уверенную победу, захватила столицу каганата – Итиль, а также присоединила к себе Прикубанские области.

Последствия события

Для Киевской Руси победа оказалась огромным прорывом, ведь теперь для нее были открыты новые торговые пути. Немаловажным фактом является то, что хазары начинали процессы иудизации, в то время как Русь была христианской державой, и победа русичей спасла страну от возможного изменения религиозной системы.

Битва Святослава с хазарами

Для каганата поражение не оказалось фатальным, ведь Хазария просуществовала еще несколько десятков лет после данного события.

Вскоре после разгрома каганата, славянские народы, а именно восточные, стали объединяться в единое государство.

К негативным последствиям войны можно отнести открытие путей для нападения народов с востока (печенегам) на Киевскую Русь.

Достоверность битвы

Судить историческую правдивость Восточного похода Святослава Игоревича можно лишь на основе Повести временных лет. Некоторые эксперты и вовсе ставят под сомнение удачливости войны для Руси. Также есть сомнения по поводу участия самого Святослава в битве. Мусульманские ресурсы подтверждают существование сражения, но кто именно был во главе русской армии неизвестно.

Более того, в искусстве, например, в живописи и литературе, данный эпизод истории Киевской Руси остался незамеченным и практически не описывался.

Новое на сайте

>

Самое популярное