Домой Полезные советы Столкновения двух самолетов над боденским озером. Трагедия над Боденским озером: фильм со Шварценеггером и другие картины про авиакатастрофу

Столкновения двух самолетов над боденским озером. Трагедия над Боденским озером: фильм со Шварценеггером и другие картины про авиакатастрофу

К катастрофе, произошедшей более 11 лет тому назад в ночном небе над Боденским озером привело странное, почти мистическое совпадение многих случайностей. Не менее драматичны и последовавшие за трагедией события.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в небе над немецким городком Уберлинген, что стоит на северном берегу Боденского озера, столкнулись российский Ту-154 и «Боинг-757» транспортной компании DHL. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка, летевшие из Башкирии на отдых в Испанию, и сопровождавшие их взрослые.

Этой трагедии предшествовала череда неожиданных событий и обстоятельств. Так, из-за ошибки сотрудников фирмы-организатора отдыха лайнер, на котором дети из Башкирии должны были лететь в Барселону, отправился туда без них. Свою оплошность фирма исправила через два дня, организовав для отправки детей специальный чартерный рейс.

Столкновение произошло в воздушном пространстве, подконтрольном швейцарской компании «Скайгайд» в Цюрихе, которая сначала отказывалась признать ответственность за катастрофу. Официальные соболезнования родственникам погибших сразу после катастрофы выразили только руководители Германии и Швейцарии. Руководство «Скайгайд» последовало их примеру лишь два года спустя.

Что привело к столкновению

Расследование причин катастрофы выявило ряд событий, ставших результатом халатности сотрудников «Скайгайд». Непосредственным виновником происшедшего стал диспетчер Петер Нильсен, контролировавший воздушное пространство, в котором столкнулись самолеты.

В ту роковую ночь не работал один из радаров центра управления полетами, а в ночной смене вместо трех дежурных пребывал только Нильсен. Правда, поначалу был и второй диспетчер, но он, с согласия Нильсена, пригласил в центр свою подружку и повел ее «на экскурсию» по помещениям. Такое легкомысленное поведение диспетчеров объяснялось тем, что интенсивность движения воздушных судов в эти часы, как правило, весьма невелика.

Мало того, накануне временно отключили центральную линию внешней телефонной связи, работала лишь резервная. Но и она была недоступна − ее использовала упомянутая подружка диспетчера, оживленно делившаяся с приятельницами впечатлениями от осмотра центра.

Именно поэтому диспетчеры из немецкого центра, увидевшие на своих радарах вероятность возникновения опасной ситуации, не смогли предупредить о ней коллег в Цюрихе.

В довершение всего в тот момент в воздушном пространстве «Скайгайд» появился «незапланированный» самолет, идущий на посадку в аэропорт Фридрихсхафена, и этой машиной следовало заняться немедленно.
А на все это наложилась главная ошибка Петера Нильсена – его решение, принятое в критический момент. Занятый сопровождением «лишнего» самолета, он не расслышал сообщения пилотов боинга о начатом ими снижении. И дал российскому самолету команду снизиться.

Системы предупреждения об угрозе столкновений на обоих самолетах работали нормально. В возникшей ситуации российский второй пилот предложил следовать указаниям системы и набирать высоту. Однако действовавшие правила требовали при подобных расхождениях подчиняться указаниям наземной службы контроля.

В результате лайнеры оказались на пересекающихся курсах, и хвост боинга врезался в середину фюзеляжа Ту-154. Оба самолета рухнули на землю.

Признание вины

Вину за происшедшее СМИ прежде всего возложили на Петера Нильсена. После катастрофы он испытал сильнейшее нервное потрясение, уволился с работы и на протяжении всей последующей жизни переживал душевную травму.

По прошествии некоторого времени Нильсен сделал письменное заявление, где выразил сожаление о том, что в ту роковую ночь стал виновником трагедии и попросил прощения у родных и близких погибших. К сожалению, руководство «Скайгайд» не предало гласности это заявление. В итоге оно было опубликовано только в немецком журнале «Фокус», но россияне об этом ничего не знали. И это стало еще одной предпосылкой для будущих событий.

Нильсен, несомненно, чувствовал себя виновным в смерти 71 человека, и жизнь с этим ощущением была для него невыносимой. Можно представить себе душевные муки и психологический стресс, какие он постоянно испытывал. А полтора года спустя после той трагедии в дверь его дома постучал незнакомый мужчина явно не европейской внешности…

Трагедия семьи

На разбившемся Ту-154 находилась семья 46-летнего Виталия Калоева из Северной Осетии. Архитектор высокой квалификации, он в 1999 году заключил контракт с испанской архитектурно-строительной фирмой и уехал в Барселону. Его жена Светлана и двое детей оставались дома, и вот теперь он должен был встретить жену и детей в аэропорту Барселоны, чтобы вместе провести отпуск в Испании.

И снова роковая случайность. Когда Светлана с десятилетним сыном и четырехлетней дочерью прибыли в Москву, оказалось, что на запланированный ими рейс до Барселоны билетов уже нет. Но Светлане предложили полететь туда самолетом «Башкирских авиалиний» вместе с детьми, направлявшимися на отдых. Разумеется, она с радостью согласилась…

Узнав о катастрофе, Виталий сразу же полетел в Цюрих, а затем в Уберлинген. Останки его дочери нашли в трех километрах от места столкновения самолетов. Изуродованное тело сына лежало на асфальте неподалеку от автобусной остановки.

Происшедшее вызвало у Виталия глубокую депрессию. Он возвратился к себе на родину, где больше года провел в основном возле могил своих родных. Его видели там даже по ночам.

В ноябре 2003 года руководство «Скайгайд» предложило Виталию Калоеву компенсацию в сумме 60 000 швейцарских франков за жену и по 50 000 за каждого ребенка (это примерно по стольку же в долларах США).

Попытки добиться покаяния

Предложение компенсации Калоев счел издевательским, и это привело его в ярость. Он стал добиваться встречи с Аланом Россером, руководителем «Скайгайд», и Петером Нильсеном, хотел убедить их официально – перед телекамерами – попросить прощения у родственников жертв катастрофы и признать свою ответственность за гибель детей. Но во встрече Виталию было отказано. Правда, встретиться с Россером ему все же удалось, однако тот не сумел найти нужных слов, которые хоть как-то утешили бы человека, потерявшего всю свою семью.

Калоев неоднократно просил руководство «Скайгайд» устроить ему встречу с Нильсеном. Виталий говорил, что хочет оказаться лицом к лицу с человеком, который стал причиной смерти его жены и детей. Но прежде всего он хотел услышать от Нильсена извинения, выражение соболезнований и публичное признание своей вины. Но все просьбы Виталия отклонялись.

И тогда он решил поехать в Уберлинген как частное лицо. Это было в феврале 2004 года, через полтора года после катастрофы.

Самосуд

Адрес Нильсена Калоев отыскал в телефонном справочнике. Поскольку он не говорил по-немецки, то сначала позвонил приятелям в Германию, чтобы попросить кого-нибудь стать его переводчиком. К сожалению, они были очень заняты и приехать в Уберлинген не смогли. Еще у Виталия был знакомый пастор в Цюрихе, который тоже мог бы ему помочь, но тот оказался в отпуске. Очередные совпадения…

Виталий решил действовать в одиночку. Найти дом Нильсена помогла женщина, жившая неподалеку. Виталий подошел к двери дома и постучал. На пороге появился человек, с которым Калоеву удалось, наконец, встретиться лицом к лицу. Виталий жестом попросил, чтобы хозяин впустил его в дом. Но тот вышел из дома и закрыл за собой дверь. Тогда Калоев сообщил, что он из России. Как сказать это по-немецки, он знал. Потом он вынул из кармана фото своих погибших детей и жены, чтобы показать их Нильсену. Но тот оттолкнул руку Виталия и жестом предложил ему уйти.

И тогда в душе у Виталия что-то произошло – боль, отчаяние, ощущение несправедливости, которые ему до сих пор как-то удавалось сдерживать, вырвались из-под контроля. Он снова протянул Нильсену снимки и сказал по-испански:
– Вот, посмотри!
На этот раз Нильсен просто ударил его по руке, и снимки упали на землю.

Того, что произошло потом, Виталий совершенно не помнит. Согласно протоколам следствия, Калоев нанес Нильсену множество ударов ножом, который у него всегда был при себе. Однако убийца не смог вспомнить, как покинул место совершения преступления и куда направился.

Жена 36-летнего Нильсена была в доме вместе с детьми, когда вдруг услышала крик. Выбежав наружу, она увидела мужа, лежащего на пороге в луже крови, и удаляющегося человека. Петер Нильсен умер на глазах своих родных еще до приезда медиков.

Последствия мести

Найти Калоева оказалось легко − он остановился в близлежащем отеле. Его задержали и поместили в психиатрическую клинику, поскольку ведущий дело судья пришел к выводу: убийство совершено в состоянии аффекта. После ряда судебных процедур Калоева приговорили к восьми годам тюрьмы. Однако в 2007 году швейцарский апелляционный суд снизил срок заключения, Виталий вышел на свободу и вернулся на родину.

На месте трагедии был открыт памятник, разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов

Общественное мнение в России, а особенно в Северной Осетии, с самого начала было на стороне Калоева. Большинство людей считали, что своим поступком он наконец-то восстановил справедливость. Сам же Виталий, еще находясь в тюрьме, говорил, что ему от этого вовсе не легче – ведь ни его дети, ни жена никогда не воскреснут. И по-прежнему утверждал, что не помнит, как убивал Нильсена.

По возвращении на родину Виталий Калоев был назначен на должность заместителя министра строительства и архитектуры Северной Осетии.

А швейцарский суд впоследствии признал четверых сотрудников «Скайгайд» виновными в неумышленном причинении смерти многим людям. Троим из них назначили символические сроки лишения свободы, один заплатил штраф.

Всё было так. 1 июля 2002-го года самолёт Ту-154М, летевший из Москвы в Барселону, столкнулся в воздухе с другим самолётом, грузовым Boeing 757-200PF, летевшим из Бергамо в Брюссель). Не выжил никто. На «Боинге» были два пилота. На Ту-154М летели 60 пассажиров, из которых большинство были дети – они поехали в Испанию отдыхать. Столкновение произошло рядом с Боденским озером.

Причин катастрофы было несколько: неправильная работа оборудования, неправильная оценка авиадиспетчером ситуации, обрывы связи с диспетчером – целый ряд обстоятельств, которые в итоге привели к гибели людей. Родственникам погибших выплатили компенсацию, и о катастрофе стали забывать. Но через полтора года о ней вспомнили вновь. Авиадиспетчер Петер Нильсен был убит на пороге своего дома прямо на глазах у жены и детей, его несколько раз ударили ножом. Убийцей оказался российский гражданин, осетинский архитектор Виталий Калоев. В 2002-м году он уже долго работал в Испании и ждал в гости жену с двумя детьми. Они успели сесть на Ту-154М в последний момент, там случайно оказались свободные места.

Фильм «Боденский капкан. Смерть над озером»

Когда Калоев узнал о катастрофе, он немедленно поехал на место, куда упали обломки. Его допустили к поисковым работам, и ему удалось найти сначала бусы своей дочери, а потом и её тело. Как он рассказал следствию, он пришёл к Нильсену только с одной целью: показать фотографию погибших и попросить диспетчера извиниться за свою ошибку. Нильсен в гневе выбил фото из рук Калоева, и что было дальше, Калоев уже не помнит.
Через два года тюрьмы (приговор был на восемь лет) Виталий Калоев был отпущен на свободу досрочно. Он вернулся в Россию, где был назначен заместителем министра архитектуры и строительной политики Северной Осетии, проработал до 2016-го года и вышел на пенсию. Награждён медалью «Во славу Осетии».

Телепрограмма «Прямой эфир» о Виталии Калоеве

Фильм взял события 2002-2004-х гг. за основу, но многое, конечно, было изменено. Так, место катастрофы, равно как и всё действие фильма, было перенесено в США. Виталий Калоев «превратился» в Романа Мельника (), который живёт и работает в Америке. Жена к нему летит с дочерью, правда, беременной, поэтому памятник на могиле будет тоже трём погибшим. И бусы своей дочери Мельник находит, и саму дочь. И так же не находит себе места в поисках виновника катастрофы, поражаясь тому, как представители компании предлагают ему отступные вместо того, чтобы просто искренне выразить соболезнования и попросить прощения. И к диспетчеру он отправляется с ножом, хотя диспетчер здесь не датчанин, а обычный американец Джейк Бонанос, и детей у него не трое, а один маленький сынишка. В тюрьме Мельник проводит значительно больше времени. Это не просто косметические изменения, а важные детали для развития сюжета, который задумали авторы. Сюжета, который в действительности был совсем другим именно потому, что переменные в этой формуле иные.

Трейлер фильма «Последствия»

Вообще, самое важное в этом фильме, фабула и финал которого заранее известны, - его тональность. Подобно лучшим классическим трагедиям, он решён как рассказ о роке, который ведёт двух людей друг к другу, хотя они сами об этом не знают. Арнольд Шварценеггер играет «простого парня», немногословного, рукастого, простодушного. Пожилого человека, который был счастлив, потому что должен был стать дедушкой, и вдруг остался совсем один, без близких, без цели. Осиротел. И в нём стал медленно закипать гнев.

Но едва ли не более важна фигура Джейка Бонаноса, диспетчера, которого в этой картине играет драматический актёр . Его Джейк – это жертва. Ему твердят, что он не виноват в случившемся, но во всех обращённых на него глазах он читает обвинение. Он и сам уверен, что из-за него погибло столько людей, поэтому надпись «убийца», которую на фасаде его дома намалевал кто-то из соседей, он не смывает. МакНэйри ведёт своего героя через все стадии отчаяния вплоть до попытки самоубийства, но мы знаем, что ему суждено погибнуть иным путём. Не тогда, когда он готов к смерти, а тогда, когда у него вдруг появится надежда, что он ещё может жить. Когда он выкарабкается из бездны уныния и начнёт новую жизнь, его настигнет рок в лице Мельника, но это, как ни странно, будет ещё не конец истории.

Англоязычный трейлер фильма «Последствия»

Трагедия над Боденским озером значительно раньше вдохновила крупнейшего российского сценариста на создание собственного сюжета, который он сам решил ставить в качестве режиссёрского дебюта. Фильм вышел в 2007-м году, и это был подлинный психологический (даже в какой-то степени психоделический) триллер, но знакомые детали здесь угадывались сразу. Разумеется, Миндадзе рассказывал не о Калоеве, а о чём-то глубинном, важном, что сидит внутри каждого из нас, поэтому, может быть, фильм и воспринимается не столько рассудком, сколько подсознанием. У многих героев нет имён, их просто несёт вихрь истории, бросая из стороны в сторону, а они мчатся, не задавая вопросов и не выбирая конкретной цели. Нужно что-то делать – они делают: едут несколько человек в одной машине, и у каждого из них в разбившемся самолёте кто-то был, каждый здесь находится в непрекращающемся состоянии аффекта, и возможно всё что угодно.

Диспетчера здесь задушат, а не зарежут, и никому за это ничего не будет. Даже личность убийцы окажется под вопросом – не всё ли равно, кто смог добраться до человека, который не виноват, потому что напарник пошёл спать, а аппаратура не сработала. Никакого Боденского озера здесь нет, это всё южная российская глубинка, и самолёт летел в более прозаичный Египет, герои все русские, но ужас происходящего, его неуправляемость, его естественность и противоестественность в одно и то же время Миндадзе передал скрупулёзно и глубоко.

Сейчас ведётся работа над новой картиной о Виталии Калоеве и авиакатастрофе, причём на этот раз, по всей видимости, имена героев будут соответствовать подлинным участникам событий: второе название фильма «Непрощённый» - «Калоев». Виталий Калоев прочёл и одобрил сценарий, написанный Андреасяном, на его роль в картине утверждён . Актёр специально отпустит бороду и похудеет для создания образа. Также в фильме, как говорят авторы, будут играть , и . В сценарии картины особое внимание уделено изображению семейной жизни Калоева до трагедии, и эти образы делают понятными его состояние как сразу после катастрофы, так и в момент встречи с диспетчером. События показаны с точки зрения Калоева, и если он чего-то не видит, этого не видим и мы.

Точная дата выхода фильма пока не обозначена, он получил государственную поддержку на производство, и прокат планировался на осень 2017-го года.

2 июля 2002 года авиакатастрофа в небе над Германией унесла 71 жизнь. Ночью на высоте 12 тысяч метров столкнулись два самолёта: грузовой Боинг-757 международной компании DHL и Ту-154 «Башкирских авиалиний». 71 семья не забудет ту ночь никогда: разорвавшиеся в воздухе самолёты навсегда разделили их жизнь на «до» и «после».

Сынок, у нас с мамой для тебя сюрприз: если ты окончишь год на отлично, полетишь отдыхать в Испанию! - Зульфат, папа 11-летнего Артура Хамматова, был уверен, что сын, как всегда, принесёт домой одни пятёрки, по-другому за все школьные годы просто не было

Почти все пассажиры Ту-154 - юные таланты: уфимские отличники, активисты, гордость школ и родителей. Пятьдесят два ребенка отметили в Комитете по делам ЮНЕСКО в Башкирии за отличную учебу и отправили на море в Барселону.

Ирина была умненькая очень. Всегда всё на отлично, абсолютно все предметы. И, как это бывает с теми, кто успевает по учебе, была очень тихая и скромная. После школы со всеми гулять не ходила, а прямиком домой. В общем, прилежная ученица и умничка, - вспоминает одноклассник Ирины Юлдашбаевой Константин Самосюк.

И так говорили про каждого из полусотни мальчишек и девчонок.

Разрыв

Они перепутали аэропорты в Москве и пропустили свой рейс, поэтому вылетели позже - для них ТУ-154 «Башкирских авиалиний» нашли в страшной спешке. К группе из 52 уфимских школьников и их сопровождающих по трагической случайности присоединилась семья осетинского архитектора, работавшего тогда в Испании - супруга, 10-летний сын и 4-летняя дочка.

Эта великая трагедия - сплошь череда ужасных случайностей, совпадений и ошибок. Вычеркни одну из них - и все сложилось бы иначе, - сколько раз родители погибших прокручивали в уме счастливый сценарий и тихо сходили с ума.

Имя осетинского архитектора весь мир узнает позже. Через 478 дней Виталий Калоев убьёт диспетчера швейцарской воздушной компании «Скайгайд» Питера Нильсена, который дежурил в ту ночь.

Роковая ошибка

Полет в ночь на 2 июля 2002 года сопровождал швейцарский авиадиспетчерский центр «Скайгайд». Вопреки правилам, дежурил всего один диспетчер. Второй спал. Первым опасное сближение самолетов заметил диспетчер из германского города Карлсруэ. Холодея от ужаса, он оборвал телефонные провода - пытался дозвониться до «Скайгайд». Ни основная, ни резервная линии не работали.

Когда до столкновения пассажирского Ту-154 и грузового Боинга оставалось всего ничего, ТКАС - автоматическая система предупреждения опасных сближений - дала команду нашему самолёту набирать высоту. Но диспетчер «Скайгард» Питер Нильсен велел снижаться. И наши пилоты его послушали. Тем временем, Боинг, по инструкции, послушав ТКАС, тоже пошёл на снижение.

«Я же говорил, что боинг слева!»

От удара ТУ-154 развалился в воздухе пополам. Пилотов боинга британца Пола Филлипса и канадца Бранда Кампиони позже назовут героями: после столкновения, понимая, что не спасутся, на огромной скорости приближаясь к земле, они сделали всё, но отвели самолет от жилых домов...

В последние секунды Мурат Иткулов, второй пилот башкирской «тушки», кричал, что еще можно уйти.

Я же говорил, что боинг слева! - эти слова лётчика облетят весь мир.

«Я упала с месяца»

Эту деталь немцы расскажут обезумевшим от горя родителям лишь через несколько лет.

Возле германского Боденского озера, куда упал хвост пассажирского самолета, находится школа для особенных детей, - пересказывает историю немцев Зульфат Хамматов. - Там был уже большой мальчик, но он не говорил. Совсем. За день до катастрофы он подошел к учительнице и заявил: «На нас ночью упадет самолет». Никто не воспринял его слова всерьез - лишь обрадовались, что заговорил. А ночью все случилось. Наутро он снова спросил: «Ну что, самолёт уже упал?» И все. Больше ни слова.

Еще одна мистическая история связана с 14-летней Зоей Фёдоровой. В день перед полетом девочка записала в дневнике такие строки:

«Я упала с месяца,
С его острого края.
Я долго летела
И долетела до рая…»

Эти строки и высекли на ее надгробии.

О событиях 15-летней давности Зульфат Хамматов рассказывает спокойно. Почти:

В 7 утра я проснулся, и, как обычно, включил телевизор. Собираясь, вслушивался в новости: рассказывали про авиакатастрофу. Причём говорили про белорусских детей. Я ещё подумал: какие белорусские дети? И тут показали обломки хвоста самолёта, а там - пчёлка. Всё понял. Не помню, как одевался, как на работу доехал.

В авиакатастрофе над Боденским озером не выжил никто. Погибли 19 взрослых и 52 ребёнка. Почти всех похоронили в Уфе на Южном кладбище.

После

В любое время года здесь царит порядок. Ухоженные могилы. Растут цветы. Да и срезанные не успевают увядать. Любимые сыновья и дочки. И вся лётная команда - чьи-то отцы, матери, сестры и братья.

Мы к нашей девочке каждый месяц приезжаем. Обязательно. Как иначе? Их две у нас было, красавицы, умницы. Старшая за отличную учёбу полетела отдохнуть... Теперь здесь. Рядом с лучшей подружкой лежит. Младшая уже выросла, вот полетит туда, где старшую нашли, - мама Линары Хисматуллиной не может сдержать вздох. Родителей девочки корреспонденты Ufa1 здесь встретили случайно. Но здесь будто и не бывает пусто: всегда кто-то да есть, прибирает могилку, разговаривает с теми, кого уже не вернёшь...

На каждую годовщину катастрофы родители и близкие погибших стараются поехать на место трагедии. Туда, где рассыпались бусы...

Я руки на землю положил - пытался понять, где душа дочки осталась - на земле, или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - а это бусинки-стекляшки, что у нее на шее были, - эти слова Виталия Калоева, единственного из родственников, кого допустили к поискам тел, публиковали все издания, первоисточника уже не найти. Теперь на месте катастрофы большой памятник - «Разорванная жемчужная нить» - бусины, раскатившиеся по полям, где 15 лет назад пять тысяч человек искали уфимских детей.

Вину за случившееся тогда не взял на себя никто. Прощения у безутешных родителей не просили. Суды тянулись годами.

Один безутешный отец не выдержал. Виталий Калоев хотел, чтобы хоть кто-то извинился. За жену. За сына. За дочь.

Февральским вечером 2004 года он пришёл к дому Питера Нильсена - показать диспетчеру фотографии семьи. Тот отмахнулся - родные лица Виталия полетели на землю...

В теле Нильсена криминалисты насчитали 12 ножевых ранений.

За убийство Питера Нильсена швейцарский суд приговорил Калоева к восьми годам тюрьмы. Виталий вышел через три - отпустили за хорошее поведение. В 2007 году он вернулся на родину. В пустой дом.

Он говорит, что не жалеет о содеянном. И себя не жалеет - нельзя жалеть, иначе можно опуститься. В 2008 году Калоев стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии - Алании. Честно работал. Выслушивал каждого, кто приходил за помощью. Помогал всем, кому мог. В 59 он снова женился. В 60 получил медаль «Во славу Осетии» и ушёл на пенсию.

Давать интервью Виталий не любит. Уже давно просит журналистов оставить его в покое, хочет жить честно и частно. Но Виталий, как и все, потерявшие в ту страшную ночь детей, будет в эти дни в Германии. У тех бус, что будто с дочкиной шеи.

Едем за свой счёт, - рассказывает Зульфат Хамматов. К слову, он - председатель общественной организации «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года «Рейс № 2937«». - В правительстве обещают до конца года компенсировать расходы на билеты. Но только родителям погибших. Остальные родственники - не в счет.

Зульфат - самый активный борец за справедливость. Судился до последнего. Виновных назвали только благодаря родителям, нанявшим иностранных адвокатов. Наши отказались сами - сказали, дескать, нет нужной практики.

Компании пытались откупиться от родителей. Компенсации выплачивали взамен на подписку «более претензий не имеем», - признается мужчина. - Многие соглашались. Устали.

За гибель людей ответили две компании: производители системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе ТКАС и компания «Скайгард» - четырем ее сотрудникам дали условные сроки и оштрафовали.

Нильсон не виноват, это вина компании, - без обиняков говорит Зульфат. - На диспетчера просто свалили всю вину. - Осуждаю ли я Виталия? Нет. Разве можно судить убитого горем отца?

Зульфат и сегодня общается с Калоевым, и тогда навещал его в тюрьме.

Но, в отличие от Виталия, над Хамматовым судьба сжалилась: забрав сына, подарила ещё двух. Тимур родился уже после катастрофы. А глаза у мальчишек - как две капли...

Такая боль не может утихнуть. Она всегда со мной. Я говорю жене, что они улетели. Просто улетели, - Зульфат выдерживает паузу. - Спасает то, что мы, родители, все вместе, общаемся, разговариваем. Знаете, это важно - поговорить с человеком, который точно тебя поймёт, который пережил то же, что и ты.

После катастрофы врачи не советовали супруге Зульфата рожать: все-таки не самый юный возраст, да и такое потрясение. Но муж сказал, как отрезал: «Никого не слушай! Ты мне ещё двоих пацанов родишь». Так и вышло: Тимуру сейчас 13 лет, Искандеру - 9. О старшем брате они знают. Часто рассуждают, каким он мог вырасти. Стать примером. Советчиком.

Скучают по брату, хоть никогда его и не видели. И гордятся. Знают, что у них был классный брат.

На том злополучном рейсе стюардессой была Ольга Багина, - поведал еще одну историю Зульфат Хамматов. - Она в одиночку растила сына. Тело Ольги на месте крушения нашёл местный спасатель, кажется, из числа полицейских. Когда мужчина узнал, что у женщины остался сын, он нашел сироту. Пригласил к себе. Дал мальчику дом, воспитал. Теперь Дима уже взрослый. Как и Ольга, он связал жизнь с самолетами: обслуживает боинги в немецком аэропорту.

Памятник погибшим на Южном кладбище видно издалека: стела и летящие вокруг неё самолётики - по числу погибших.

Но покоятся здесь не все.

Семью Виталия Калоева похоронили на родине, во Владикавказе.

Венер Валеев - в Зилаире: отец построил мечеть имени сына.

Марат Субханкулов - в Чишмах, Гульназ Низаметдинова - в Бураево.

2 июля родственники погибших будут в Германии. Но отважатся на поездку не все: одних подкосил возраст, других - горе. Они приедут к мемориальному комплексу на Южное кладбище Уфы. Прийти сюда может любой. И вспомнить, как 15 лет назад мы потеряли 71 человека. 52 ребенка никогда не станут взрослыми.

Этой катастрофы не должно было быть. 52 ребенка - в основном, из Башкирии - летели на отдых в Барселону . Путевки выделили победителям олимпиад по линии ЮНЕСКО как поощрение за хорошую учебу. Группа опоздала на рейс и вынуждена была почти сутки ждать в Москве , пока республиканские власти не договорились о выделении им нового самолета – ТУ-154. И еще одно роковое событие: в ночь с 1 на 2 июля 2002 года авиадиспетчер швейцарской компании «Скайгайд» Петер Нильсен остался на дежурстве один. Его коллега в нарушение всех правил решил вздремнуть на рабочем месте. Петер заметил, что маршруты двух самолетов пересекаются за минуту до ЧП, лихорадочно отдавал команды пилотам, но изменить траектории самолетов не успели. «ТУ-154» столкнулся с почтовым лайнером: погибли 73 человека, 52 - дети.

«ВСЕХ ДОЛЖНЫ ПОСАДИТЬ РЕАЛЬНО, А НЕ УСЛОВНО»

Родные детей, погибших над Боденским озером, объединились в общественную организацию - «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002» . Зульфат Хамматов, ее председатель, потерял 11-летнего сына Артура. Все, что осталось в память о нем, – чудом уцелевшие после падения с 12 тысяч метров кассетный плеер и загранпаспорт.

Зульфат ездит на место трагедии в германский город Юберлинген каждый год. В этом году полетит с детьми. Тимуру - 13 лет, Искандеру - 9. Они сами попросили показать им место, где погиб их брат. Сейчас там растет еловая аллея из Башкирии.

Привозили десятисантиметровые саженцы, а вымахали огромные деревья, - говорит Зульфат. - Даже не верится, что 15 лет прошло. Сейчас бы и Артурка наш уже вырос настоящим мужчиной…

За эти годы прошло огромное количество судов и в Германии , где случилась трагедия, и в Швейцарии , в которой базируется «Скайгайд», и в Испании – пункте назначения рейса № 2937. Родители погибших получили компенсации – по 30-36 тысяч швейцарских франков (около 1 миллиона рублей по курсу 2010 года - Ред). Помимо иска к «Скайгайд», родственники предъявили претензии двум американским компаниям: они отвечали за автоматизированную систему безопасности самолетов «TСAS», которая должна была сработать при опасном сближении или неправильном сигнале диспетчера. Тяжбы идут до сих пор.

Семь лет назад суд постановил, что большинство истцов находится в благоприятной финансовой ситуации и им не потребуется поддержка со стороны детей. Это просто кощунство, - возмущается Зульфат. - Но самое неприятное, что «Скайгайд» до сих пор не признает новое решение суда, которое вынес Верховный суд Испании: на 50 процентов виноваты производители системы безопасности и в той же мере – «Скайгайд». Здесь уже дело не в компенсациях, речь идет о комплексной проблеме. Эти компании должны серьезно оштрафовать, виновных посадить в тюрьму реально – всем ведь дали условные сроки! В прошлом году я встречался с гендиректором «Скайгайда», мы беседовали более пяти часов, оставили им свой вариант судебного решения, но ответа так и не последовало. На этот раз мы собираемся снова идти в офис и требовать ответа.

«БОЛЬ НЕ УШЛА»

Уфимский строитель Владимир Савчук потерял в катастрофе жену Ирину и двоих детей: дочери было 15, сыну - 13. Владимир смог начать жизнь заново, в доме снова зазвенел детский смех. Дочку и сына он назвал так же, как и погибших детей, – Вероника и Владислав.

Я не лишился детей, они со мной и сегодня. Вспоминать эти события не хочу, простите меня. Не могу до сих пор говорить об этом, - только и смог вымолвить Владимир на наши расспросы.

Осетинский архитектор Виталий Калоев , у которого в катастрофе погибли жена Светлана, 10-летний сын Костя и 4-летняя дочка Диана, все эти годы не общается с журналистами на тему трагедии и просит его об этом не спрашивать. 10 лет назад он вернулся в Северную Осетию , отсидев 2 года в швейцарской тюрьме за убийство диспетчера Петера Нильсена . Как убивал, Калоев не помнил. На суде он заявил, что пришел домой к Нильсену, чтобы услышать от него извинения. Но диспетчер ударил Калоева по протянутой руке с фотографией жены и детей, за что и был зарезан кухонным ножом.


Как пишет в своей книге «Столкновение» Ксения Каспари, Калоеву до сих пор снится его маленькая дочь Диана, тело которой он сам нашел в трех километрах от катастрофы. Во время падения она кричит: «Папочка-а-а-а-а!». Всегда, когда этот сон возвращается, Виталий Калоев идет на кладбище и долго сидит перед могилой своих родных, обнимая холодный камень. До сих пор с ним всегда в нагрудном кармане клочок волос Дианы и несколько жемчужин с ее бус, которые он нашел рядом с телом девочки. В книге Калоев впервые отвечает на вопрос, раскаивается ли он в убийстве Нильсена.

Мне жалко его детей. Но, может, и лучше, что они остались без отца, чем расти с таким человеком, - говорит он.

После возвращения в Россию Виталий Калоев долго жил один в доме, откуда уехала в аэропорт вся его семья, поддерживая в комнате жены и детей тот же порядок, что и в последний день. Но пару лет назад Виталий Калоев снова обзавелся семьей, однако подробности своей личной жизни он держит от всех в тайне. На вопрос журналиста «КП », прошла ли боль утраты, Виталий Константинович ответил коротко:

Нет, не прошла.

НА КОМПЕНСАЦИЮ ПОСТРОИЛ МЕЧЕТЬ

На компенсацию от авиакомпании Юнир Валеев построил мечеть в родном селе Зилаир и назвал ее в честь погибшего сына - «Венер». За 250 лет существования этого башкирского села, мечеть – первая.

24 июня нашему Венеру исполнилось бы 30 лет. В этот день в мечети собрались все его одноклассники, наши родственники, - рассказывает Юнир, бывший глава Зилаирского района Башкирии. - Этот день - еще и годовщина открытия мечети: 14 лет назад мы ее построили. На куполе изображен их четырехчасовой перелет. В одной стороне светло, в другой – темные тучи – это горе идет в нашу сторону, злые ветры идут. Люстру делали под заказ, на ней – 15 зеленых лампочек – это жизнь сына на этом свете. А вокруг много других светлых лампочек – это Венер в раю.

Семья Валеевых также собирается посетить место крушения самолета в этом году:

Мы с женой летим в Германию, но внуки уже просят: «Деда, приезжай быстрее!». А я ведь еще даже не уехал, - улыбается мужчина. - Три внука, две внучки – есть чем нам, пенсионерам, заниматься. Старшая внучка получила аттестат, мечтает на юрфак поступить, а старший внук в этом году только в первый класс пойдет.

После поездки в Германию все родители погибших поедут на Южное кладбище в Уфе . И пилоты, и пассажиры злополучного рейса покоятся там: слева похоронены мусульмане, справа – христиане, а сам погост напоминает самолет. На обратной стороне могильных плит, черных, как та самая ночь с 1 на 2 июля 2002 года, - детские или родительские стихи. Одно из них оказалось пророческим. Эти строки написала 15-летняя Лена Нелюбина незадолго до рокового полета:

Вернуть невозможно, забыть нельзя,

Железом высечены на карте слова.

И, кажется, слышно, как рыдает безутешно мать,

Оплакивая сына, которого уже не обнять…

Семь лет назад, в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, пассажирский самолёт Ту-154 «Башкирских авиалиний» с детьми на борту столкнулся в воздухе с американским Боингом-757.

В авиакатастрофе погибли два пилота Боинга компании DHL, выполнявшие грузовой рейс из Бергамо в Брюссель, и 69 человек, находившиеся на борту российского самолета. Авария случилась на территории Германии, с тех пор ее называют «катастрофой над Боденским озером».

Памятник погибшим, установленный позднее в пригороде Юберлингена, назвали «Разорванная жемчужная нить».

Корреспонденту «Свободной прессы» удалось разыскать в Уфе женщину, которая со своей дочерью должна была лететь тем трагическим рейсом, но в последний момент ей сообщили, что путевки закончились. Зовут ее Лилия Сабитова, по профессии она журналист .

«СП»: — Лилия, расскажите, как случилось, что вы не попали на тот злополучный рейс?

— За месяц-полтора до авиакатастрофы я подготовила спецвыпуск газеты по заказу той самой турфирмы, которая отправляла уфимских детей в Барселону. Спецвыпуск был посвящен летнему отдыху. Была в подборке материалов и статья о детском лагере в Испании, в который потом отправились дети Башкирии. В качестве гонорара директор турфирмы пообещал мне и моей шестилетней дочери путевку в тот самый лагерь.

«СП»: — И, к счастью, не выполнил своего обещания…

— Мы уже были полностью готовы к поездке, даже чемоданы собрали. Но неожиданно за несколько дней до вылета директор вдруг заявил мне: извини, путевок больше нет, самолет переполнен. «Как это? — остолбенела я. — Мы же договорились!..» «Думаешь, все так легко?! — вскипел директор. — Мне каждую минуту звонят „сверху“ — и каждый хочет, чтобы в этом самолете летел именно его ребенок!»

«СП»: — Вы сильно на него обиделись?

— Да, разобиделась я тогда не на шутку. Ушла, хлопнув дверью. Но обида моя прошла в день катастрофы, уступив место шоку: я ведь могла лететь в том самолете! С ребенком!.. Бедные, бедные родители, потерявшие детей…

«СП»: — Что-то резко поменялось в вашей жизни с тех пор?

— Что жизнь изменилась кардинально — сказать не могу.

«СП»: — Для чего-то же вас Господь оставил на земле?

— Видимо, об этом мне еще предстоит узнать…

«СП»: — Вы были знакомы с кем-то из людей, летевших тем рейсом?

— Я склоняю голову перед мамой Кати Поспеловой — Катя была ангелом, которого любили все. Мы познакомились в Адлере — тогда она была вожатой, обожаемой детьми и их родителями, позднее — начальником детского лагеря. Мое интервью с Катей стало для нее последним.

Знала я и бортпроводницу Гульнару Билялову, она закончила наш универовский филфак немногим раньше меня. Гуля была редкой, просто восхитительной красавицей. Только всегда чуть грустной — еще в раннем детстве она осталась без матери. «Небо стало тебе в бесконечность дорогой», — высечено на памятнике с ее фотографией.

«СП»: — Сегодня вы, наверняка, отправитесь с цветами к мемориалу погибших в авиакатастрофе?

— Мемориал погибшим создан на южном кладбище Уфы. Каждый год в день трагедии мы приезжаем сюда с дочерью. Знаю — нет человека, который бы не плакал, находясь здесь. У входа в мемориал установлена стела — по спирали в небо устремляются золотистые самолетики. Самолетики-души — тех, кто улетел от нас навсегда. На одном из памятников мемориала выбиты слова:

Приход наш и уход загадочны, их цели

Все мудрецы земли осмыслить не сумели,

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отселе…

Как это было

На борту российского лайнера, летевшего из Москвы в Барселону, находилось 12 членов экипажа, 52 ребёнка (50 из них были уфимцами, еще двое — из других городов Башкирии) и пятеро взрослых пассажиров. Комитет по делам ЮНЕСКО Башкирии организовал поездку в Испанию для лучших, особо одаренных детей, победителей различных олимпиад - как награду за успешную учебу. Также в Ту-154 летели дети руководителей администрации президента республики, кабинета министров, руководителей ряда крупных учебных заведений и организаций.

Поскольку рейс считался элитным, экипаж самолета был скомплектован из самых лучших пилотов, и перед вылетом машина (Ту-154 1995 года выпуска) прошла специальный техосмотр. Оба самолета, потерпевшие катастрофу, были оснащены аппаратурой предупреждения столкновений в воздухе.

В ночь с 1 на 2 июля очевидцы увидели над небом города Юберлинген огромные огненные шары. Поначалу местные жители решили, что стали свидетелями вторжения НЛО. Спустя мгновения стало ясно — произошло нечто ужасное…

То, что осталось от столкновения двух самолетов, рухнуло всего в нескольких метрах от жилых домов.

В ту ночь Петер Нильсен, диспетчер швейцарской компании «Скайгайд», контролировавший управление воздушным движением в этом районе из Цюриха, остался на дежурстве один — напарник отлучился поужинать. Поскольку Нильсену пришлось следить за двумя терминалами одновременно, он заметил предупреждение об опасном сближении двух авиалайнеров слишком поздно.

Диспетчер дал российскому экипажу команду — снижаться. Однако после начала снижения на борту Ту-154 сработала автоматическая система предупреждения опасных сближений, дав экипажу команду набрать высоту. На «Боинге» та же система скомандовала: идти на снижение! Роковым обстоятельством явилось то, что у диспетчера в ту ночь система слежения за безопасностью полетов оказалась отключена — для проведения очередного техобслуживания.

Также не работали ни основной, ни вспомогательный телефоны, поэтому в соседнем аэропорту коллеги, видевшие опасное сближение самолётов, не смогли предупредить об этом Нильсена. Следя одновременно за двумя разными маршрутами, диспетчер повторил свою инструкцию для Ту-154…

Пилоты двух авиалайнеров заметили друг друга слишком поздно, не успев уклониться от удара. Столкновение произошло на высоте 11 тысяч метров над уровнем моря. Погибли все.

Список пассажиров, летевших на Ту-154:

1. Асылгужин Ильдар Иршатович — 1988 г. р.

2. Асылова Лена Тахировна — 1992

3. Ахметов Арсен Фатыхович — 1987

4. Басырова Елена Ириковна — 1977

5. Биглов Булат Ирикович — 1987

6. Валеев Венер Юнерович — 1987

7. Войтко Александра Дмитриевна — 1989

8. Газизова Альбина Маратовна — 1987

9. Гимаева Лейсян Ильдаровна — 1987

10. Григорьева Жанна Александровна — 1987

11. Динисламов Денис Рафаэлович — 1988

12. Дегтярев Кирилл Александрович — 1987

13. Ефремов Игорь Анатольевич — 1987

14. Жиянбаева Гульназ Рафиловна — 1990

15. Калоева Диана Витальевна — 1998

16. Калоев Константин Витальевич — 1991

17. Калоева Светлана Пушкиновна — 1958

18. Козлова Дарья Александровна — 1986

19. Костенко Оксана — менеджер турфирмы

20. Литвинов Станислав Сергеевич — 1992

21. Мамбетова Лейсян Исламетдиновна — 1987

22. Масагутов Арсен Радикович — 1986

23. Мельничук Михаил Васильевич — 1986

24. Минченкова Мария Григорьевна — 1987

25. Муртазин Айрат Маратович — 1968

26. Муртазин Ильдар Айратович — 1994

27. Мусагитова Элина Ильдаровна — 1990

28. Нелюбина Елена Евгеньевна — 1987

29. Низаметдинова Гульназ Рамзилевна — 1988

30. Новикова Валерия Александровна — 1987

31. Поспелова Екатерина Владимировна — 1973

32. Пушкарева Евгения Александровна — 1990

33. Савчук Вероника Владимировна — 1987

34. Савчук Владислав Владимирович — 1989

35. Савчук Ирина Анатольевна — 1964

36. Соловьев Сергей Владимирович — 1990

37. Субханкулов Марат Мавлетович — 1986

38. Султанбекова Лиана Маратовна — 1988

39. Султанов Марсель Муратович — 1989

40. Суфиянова Юлия Римовна — 1988

41. Тукаева С. -

42. Уразлин Руслан Олегович — 1987

43. Уразлина Карина Олеговна — 1986

44. Федотова Зоя Сергеевна — 1988

45. Федотова Софья Радиковна — 1987

46. Хамматов Артур Зульфатович — 1991

47. Ханнанова Алина Римовна — 1990

48. Хасанова Г. -

49. Хисматуллина Линара Батыровна — 1987

50. Шагимухаметов Динар Раянович — 1987

51. Шислуйская А. -

52. Шислуйская В. -

53. Шислуйская Л. -

54. Шислуйская Ю. -

55. Шмельков Максим Владимирович — 1987

56. Юлдашбаева Ирина Юлаевна — 1988

57. Юсупов Руслан — 1982

Экипаж Ту-154

Командир экипажа:

1. Гросс А. М., 21.03.50 г. р.

Вторые пилоты:

2. Григорьев О.П., 31.03.62 г. р.

3. Иткулов М.А., 29.09.61 г. р.

Штурман:

4. Харлов С.Г., 28.08.51 г. р.

Флайт-менеджер:

5. Гусев А.М.

Бортинжинер:

6. Валеев О.И., 21.01.64 г. р.

Техники:

7. Рахматуллин Ш. М., 29.11.50 г. р.

8. Пензин Ю.Л., 15.06.58 г. р.

Бортпроводники:

9. Багина О.А., 03.02.57 г. р.

10. Билялова Г. А., 07.04.67 г. р.

11. Кулешова Т.Н., 21.12.66 г. р.

12. Якшидавлетов А.Я., 6.07.71 г. р.

Месть

Спустя полтора года глава семьи, погибшей над Боденским озером, Виталий Калоев жестоко отомстил диспетчеру Петеру Нильсену. У Виталия в злосчастном Ту-154 летели жена Светлана с двумя детьми: 10 летним сыном Костей и 4 летней дочкой Дианой . Сразу после трагедии Виталий пытался получить ответ: понесет ли кто-то ответственность за чудовищную катастрофу. Когда понял, что — нет, решил свершить правосудие сам. 25 февраля 2004 года все мировые информагенства сообщили: «неизвестный мужчина в чёрном пальто и чёрных брюках зарезал датчанина Петера Нильсена, авиадиспетчера швейцарской компании „Скайгайд“. Убийство произошло в собственной квартире Петера, неподалёку от Цюриха в присутствии его жены и троих детей…»

26 октября 2005 года Виталий Калоев был признан виновным и приговорён к восьми годам заключения. Спустя два года швейцарский суд освободил его за примерное поведение, и в ноябре Виталий вернулся в Россию. В январе 2008-го председатель правительства Северной Осетии Николай Хлынцов назначил Виталия Калоева заместителем министра строительства и архитектуры республики. Но уже в августе оставшийся без семьи мужчина в составе добровольческой дружины отправился воевать в Южную Осетию.

Новое на сайте

>

Самое популярное