Домой Овощи Поздравляем с наступлением месяца раби-уль-авваль

Поздравляем с наступлением месяца раби-уль-авваль

Месяц Раби-уль-Авваль – один из самых значительных месяцев в исламской истории, ведь именно в этом месяце Всевышний благословил нас рождением любимого нами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Пророк Мухаммад (ﷺ) пришел с вечной правдой таухида – единственности Аллаха, истинной религией. Именно эта вера освобождает человечество от невежества и суеверий и распространяет свет и справедливость по всему миру.
Он был человеком самого прекрасного и благородного характера, происходил из благородной семьи и был предназначен для великой миссии. Посланник Аллаха (ﷺ) происходил из самого чистого и благородного арабского рода Хашима из племени курайшитов. Он - потомок пророка Исмаила (мир ему), сына пророка Ибрахима (мир ему).
Родился Избранник Творца (ﷺ) в священной Мекке, недалеко от Каабы, на рассвете в месяце Раби-уль-авваль (по некоторым данным, 12 числа) в 571 году по григорианскому календарю (по другим данным в 570 году).
Даже его враги признавали его необыкновенные достоинства – уже до своего пророческого призвания он был известен как «Аль-Амин», что переводится как «Правдивый».
Сам Всевышний говорит об этом в Священном Коране, называя Своего Пророка (ﷺ) «милостью для миров»:
Пророк (ﷺ) оставил нам пример прекрасного поведения в самых разных общественных ролях – он был заботливым мужем, любящим отцом, прекрасным и верным другом, справедливым и мудрым правителем, смелым военачальником. Его наследие выдержало испытание временем, и его репутация остается непревзойденной.
Восхищались Им во все времена не только верующие, но и те, кто были немало далеки от религиозно-духовных понятий.Так, например, основоположник научного коммунизма Карл Маркс говорил о Нем следующее:
«Рискуя своей жизнью, он [Пророк Мухаммад] начал призывать к Единобожию идолопоклонников и начал засеивать поле вечной жизни. Было бы несправедливо причислять его лишь к выдающимся людям человеческой истории. Мы обязаны признать его пророчество и то, что он небесный посланник на Земле».
Также очень много высказываний о Пророке (ﷺ) мы можем наблюдать у разных писателей и выдающихся поэтов. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил следующее:
«Пророк Мухаммад является великим правителем. Он сплотил общину в свете истины, и этого достаточно для почета. Он спас людей от пролития крови и достиг мира. Он открыл им пути духовного возвышения. Такой человек заслуживает всеобщего уважения».
В Коране Аллах свидетельствует об исключительно благородном характере Пророка Мухаммада (ﷺ), а также говорит нам, что мусульмане должны следовать его пути – Сунне Пророка (ﷺ):
«Был для вас (о, верующие) в Посланнике Аллаха [в его словах и поступках] прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и поминает Аллаха много» (33, 21)
Мы должны стараться каждый день говорить о Посланнике Аллаха (ﷺ) и заботиться о том, чтобы наши дети знали больше о Пророке (салляллаху аляйхи васаллям).
Сегодня наступил благословенный месяц Раби-уль-авваль, когда мы, мусульмане, вновь получили возможность благодарить Всевышнего за милость для миров, читая мавлиды и нашиды, повествующие о его жизни и прекрасных качествах. Все это укрепляет мусульманскую умму, делая её еще более сплоченной.
Духовное собрание мусульман России поздравляет всех мусульман с наступлением благословенного месяца и желает каждому верующему извлечь из него максимум пользы. Да поможет нам Аллах провести этот месяц в усердном поклонении Ему и прославлении Его Любимца! Амин.

19 ноября этого года наступил месяц Рабиуль-авваль, третий месяц мусульманского лунного календаря. Чем знаменит месяц Рабиуль-авваль? По общепринятому мнению, именно в этом месяце родился наш Пророк Мухаммад – последний Пророк и Посланник Всевышнего, «Печать пророков», «Милость для миров», мир ему и благословение Аллаха.

С его приходом получила обновление и новое рождение древняя традиция единобожия, где человек общается со своим Создателем напрямую, минуя любых посредников и религиозных авторитетов.

К моменту его появления прежние монотеистические религии практически пришли в упадок и иссякли. Иудейская религия с момента утери евреями своего государства превратилась в националистическую идеологию только для «избранного народа», для своих по крови. Христианство утеряло подлинное учение Иисуса (мир ему), превратившись в государственную религию с запутанным учением, сложной иерархией церковных служителей (которые считались посредниками между Богом и людьми) и множеством обрядов. В цивилизованном мире в то время правили империи – такие как Византийская или Персидская – где личность человека была подавлена государственной машиной и всецело зависела от произвола власть имущих. Так что с ниспосланием нового откровения у людей появилась возможность не только личных отношений с Богом, но и надежда устроить более справедливое общество, где с человеком будут обращаться по справедливости.

Мусульмане первых веков никак не выделяли этот месяц среди прочих. Любовь к Пророку (мир ему и благословение) и память о его присутствии в мире была жива в мусульманской общине. Однако, со временем мусульмане – особенно простые люди – стали забывать подробности его жизни и учения, и чтобы возродить знание об этом, мусульманские правители и ученые сочли необходимым проведение в этом месяце таких мероприятий как мавлиды , особые празднования, посвященные приходу в мир Господина обоих миров (мир ему и благословение). Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (9-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных и суфиев, хорошо знающих хадисы.

Традиционно во время этих празднований читают сиру и хадисы, где говорится о чудесах, сопровождавших рождение Пророка (мир ему и благословение); читаются аяты Корана, где упоминаются достоинства Посланника (мир ему и благословение), и необходимость благословлять его и приветствовать; во множестве читаются салаваты (благословения) ему и поются нашиды.

Ученые своего времени – такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюты – одобрили проведение мавлидов, посчитав их «бид’а хасана» — хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые – такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.

«Если даже мы согласимся, что мавлид не был известен во времена первых трех поколений, и что положение о мавлиде не передается от имамов-муджтахидов, тем не менее, поскольку в Шариате установлен принцип, что каждый способ, посредством которого распространяются знания, желателен (а мавлид можно отнести к этим способам), было вынесено постановление о его желательности. Вот почему знающие законоведы и ученые, которые имели право выносить фетвы, такие, как Абу Шама, Хафиз ибн Хаджар, Суюты, Шами (Ибн Абидин) и другие, да помилует их всех Аллах, вынесли фетву о желательности этого действия.

Да, если незаконные практики и особенности будут привнесены в мавлид, это действие не будет больше желательным, однако это не будет иметь отношения к дозволенности мавлида как такового».

[«Маджмуа аль-Фатава», 2/160-163]

В наше время практика мавлида подвергается множеству нападок, но порицание вызывает чаще всего не сам мавлид, а различные злоупотребления и излишества, которые сложились вокруг него (к примеру, приурочивание его к определенной дате – 12 рабиуль-авваль, смешение полов на празднике, распитие алкоголя и подобные вещи). Но эти излишества порицали и большие ученые, говорившие о допустимости мавлида.

И напоследок хотелось бы напомнить нашим братьям и сестрам: наша радость по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение) не должна ограничиваться только проведением каких-то праздничных мероприятий, куда люди собираются как на концерт – чтобы послушать нашиды, лекции и проповеди, пообщаться (а то и чтобы вкусно поесть). Любовь к Пророку (мир ему и благословение) не должна быть «одноразовой», единовременной, мы должны проявлять ее на протяжении всего года – и не только красивыми словами, но, прежде всего, нашими делами и поступками. Стараться подобно ему проявлять милосердие к другим людям и помогать им, быть такими же терпеливыми в трудностях, усердными в поклонении, быть мягкими и благонравными; избавляться от гнева, раздражения, злословия, грубости, лени.

Вот тогда мы действительно станем лучшей общиной – какой нас хотел видеть Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и будем достойными продолжателями его дела. И да поможет нам в этом Аллах.

Муслима (Аня) Кобулова

18 ноября мы вступили в один из самых значимых месяцев мусульманского календаря – Раби уль-авваль. В истории ислама в этот месяц произошло одно очень значимое событие – рождение лучшего из творений Аллаха нашего любимого пророка Мухаммада (мир ему) – Мавлид. Раби уль-авваль – это месяц, который по милости Аллаха, подарил нам Его последнего Посланника, который передал религию ислам всему человечеству в завершенном виде. Принято считать, что благословенный младенец Мухаммад, которого через 40 лет, Всевышний одарил статусом пророка, родился в ночь между 11 и 12 днем месяца Раби уль-авваль 571 года. Уход достопочтимого пророка Мухаммада (мир ему) также произошел в месяц Раби уль-авваль.

В этот благословенный месяц, помимо рождения венца человечества, произошли такие события: хиджра Пророка (мир ему), рождение Его дочери (мир ему) Руккаййb, построение первой мечети и прочтение первого джума намаза.

Самым значимым днем месяца является День рождения Пророка Мухаммада (мир ему) – Мавлид Ан-Наби , который мусульмане отмечают по разному в разных уголках мира. Касательно празднования данного события существуют разные мнения, но для нас, мусульман, нет потребности вступать в разногласия по этому поводу. Для нас это повод вспомнить и освежить в памяти образ пророка (мир ему), его жизнь, его учение. Это повод для размышлений о своей жизни – каким представителем уммы пророка я являюсь, несу ли я в себе те качества, олицетворением которых был пророк (мир ему)?

Раби уль-авваль – это повод отвлечься от мирского и задуматься о вечном, выразить бесконечную похвалу Всевышнему, который благословил нас пророком, который озарил этот мир, вывел его из самого темного состояния. Это повод еще раз осознать свою любовь к пророку как неотъемлемую часть нашей веры.

«Любить Аллаха и Его Посланника больше всего на свете укрепляют веру» (Табарани).

У верующего, стремящегося от всей души к довольству Всевышнего, может возникнуть вопрос, что делать, какое поклонение совершать в данном месяце ? Ответ: никакого особого поклонения в этом месяце нет. Как и в любое другое время года, месяц, день недели и т.д., верующий должен усердствовать в своем поклонении, совершать нафль наряду с фардом, отдаляться от запретного, совершать как можно благих и полезных дел. Учитывая, что это значимый месяц рождения пророка Мухаммада (мир ему), важно совершать восхваления Пророку, и поминать Аллаха как можно чаще.

Сделайте этот месяц особенным для себя – сделайте этот месяц месяцем пророка (мир ему) : еще глубже изучите его сиру, его благие качества, перечитайте его хадисы, совершайте много салаватов, увеличьте свое поклонение, оживив его сунну в каждой сфере своей жизни. Благодарите Аллаха за безграничную любовь и милость, которую он оказал всему человечеству, отправив ему лучшего из людей, величайшего из пророков, самого мудрого, самого милосердного и благословенного Мухаммада, быть уммой которого мы имеем честь сегодня.

Самое важное событие этого месяца – рождение Любимца Господа миров, Пророка Мухаммада ﷺ. Ему было ниспослано откровение в 40 лет, после 13 лет призыва он переселился в Медину, чтобы заложить основы мусульманского сообщества, построенного на принципах добра и справедливости. Вернувшись в Мекку, он разрушил идолы и поднял флаг Единобожия, и люди большими группами возвращались к истинной религии Создателя.

Посланник Божий ﷺ умер на 63 году жизни. Все его дети умерли при его жизни, кроме его дочери Фатимат аз-Захра (да будет доволен ею Аллах), которая покинула этот свет через шесть месяцев после смерти своего отца ﷺ.

В месяце Раби-уль-Авваль в 49-м году по хиджре умер предводитель верующих, один из цветков сада Пророка ﷺ, наш господин – Хасан ибн Али (да будет доволен им Аллах). Хасан больше всех из людей был похож на своего дедушку ﷺ. Он отказался от звания халифа, чтобы избежать пролития крови мусульман. Похоронен Хасан ибн Али рядом со своей матерью на кладбище аль-Баки.

В месяце Раби-уль-Авваль в 117-м году по хиджре, приблизительно в возрасте 70 лет, умерла госпожа Сукайнат, дочь Хусейна ибн Али (да будет доволен ими Аллах). Она родилась через несколько лет после убийства её дедушки праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен ими Аллах). Она приходится сестрой Зайнуль-Абидина Али ибн Хусейна. Она была благородной, уважаемой женщиной, писала касыды. Дочь Хусейна отличалась от своих современниц, благодаря своей набожности и праведности. Она сопровождала тело своего отца к месту захоронения в Кербеле вместе со своей матерью и тётей Зайнаб, дочерью Али (да будет доволен ими Аллах). Она была свидетельницей этой трагедии. Затем она отправилась в Шам. По некоторым источникам, она сопровождала Зайнаб в Миср (Египет) и вернулась в Хиджаз, после смерти её тёти в месяце Раджаб в 62-м году по хиджре.

Кладбище Баки’

На ней женился Мус’аб ибн Зубайр. Он был убит. После смерти муж а она вышла замуж за Абдуллаха ибн Усмана ибн Абдулах. Она жила и умерла в лучезарной Медине.

В месяце Раби-уль-Авваль в 148-м году по хиджре скончался Абу Мухаммад Сулейман Михран(1) аль-A’маш – известный имам. Он был выдающимся учёным, видел Анас ибн Малика (да будет доволен им Аллах). Ему не удалось быть учеником Анаса, но посчастливилось получить знания у учеников Анаса. Он встречался с великими табиинами. От Абу Мухаммада передавали сообщения такие учёные, как Суфьян ас-Саври, Шу’бат ибн аль-Масджид, Халькун и многие другие известные учёные. Он не пропускал коллективные молитвы. Он в течение 70 лет не упустил вступительный такбир в коллективной молитве.

Существует мнение, что он родился в день убийства нашего господина Хусейна, в день ашура в 61-м г. по хиджре.

В месяце Раби-уль-Авваль в 157-м году по хиджре родился имам жителей местности Шам – Абд ар-Рахман ибн ‘Амр аль-Авза’и (да будет доволен им Аллах). В Шаме не было более знающего человека, чем он. Говорят, что он ответил на 70 тысяч вопросов. Он жил в Бейруте. Учился у аз-Зухри и ‘Итаа. На него ссылался Суфьян ас-Саври. Его учениками были АбдуЛлах ибн аль-Мубарак и большое количество других учёных.

Абд ар-Рахмана почитали больше, чем султана. Он является автором книг по фикху. В течение 200 лет, его фетвы использовались учёными его мазхаба в Андалусии до времени аль-Хакама ибнХишама.

Он говорил: «Держитесь того, чего придерживались аль-Кавм (т.е. великие учёные, которые отличались богобоязненностью и отрешённостью от мирского), говорите то, что они говорили, воздержитесь от того, от чего они воздерживались. Следуй пути праведных предшественников: поистине, ты сможешь добиться, чего они добились. Вера становится действительной при подтверждении словами. Слова правдивы, если подкреплены делами. Вера, слова и дела будут правильными, если им сопутствует намерение, соответствующее Шариату.

В месяце Раби-уль-Авваль в 182-м году по хиджре умер аль-Кази Абу Юсуф ибн Ибрахим аль-Ансари(2), живший в Куфе. Он был учеником Абу Ханифы. Юсуф был большим учёным. Его цитировали Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани(3), имам Ахмад ибн Ханбал, Яхья ибн Му’ин и другие.

Он получил прозвище – судья судей. Занимал пост судьи в Багдаде во время правления трёх халифов: аль-Махди, его отца – аль-Хади, Харуна ар-Рашида.Он был первым, кто написал книги по Усуль аль-Фикх по мазхабу Абу Ханифы, способствовал широкому распространению взглядов ханафитской правовой школы. Похоронен аль-Кази в Багдаде.

В месяце Раби-уль-Авваль в 376-м году по хиджре родился имам Абу аль-Касим Абд аль-Карим ибн Харун аль-Кушайри, автор знаменитого во всём мире суфийского тракта. Он был одним из великих имамов мусульман.

В месяце Раби-уль-Авваль в 388-м году по хиджре умер имам Абу Сулейман аль-Хитаб аль-Бусти. Его звали Хамд ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн аль-Хитаб. Он был имамом в таких науках, как тавхид, фикх, хадис, язык. На него ссылался аль-Байхаки. Автор книг: «Маалиму ассунани фи шархи сунаниАбиДавуд» «И’ляму ас-сунани фи шархи аль-Бухари».

В месяце Раби-уль-Авваль в 450-м году по хиджре умер имам Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад, известный как аль-Мавради(4). Он был одним из великих шафиитских учёных, являлся хафизом мазхаба, автор книги «Аль-Хави». Обучался у шейха Абу Хамида аль-Асфараяни.

В месяце Раби-уль-Авваль в 465-м году по хиджре умер аль-Малик‘Уздуль-Давляти Альб Арслан. Он украсил могилу имама Абу Ханифы, построил медресе в Багдаде и израсходовал на него значительную сумму.

В месяце Раби-уль-Авваль в 562-м году по хиджре умер Абу Са’д Абд аль-Карим ибн Абу Бакр, известный как Ибн ас-Сам’ани. Автор книг «Тазйилютарихи Багдад» (из 15 томов), Аль-Ансаб.

В месяце Раби-уль-Авваль в 576-м году по хиджре родился аль-Малик аль-Камиль аль-Айюби, племянник Сала́х ад-Дин аль-Айюби(5). Он постился по понедельникам и четвергам, занимался строительством мечети.

В месяце Раби-уль-Авваль в 584-м году по хиджре умер Абу Са’ид Мухаммад ибн Абу Са’адат‘Абд ар-Рахман аль-Мас’уд, получивший прозвище Таджу ад-Дин (корона религии). Он был учёным-факихом шафиитского мазхаба, суфием.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

(1)Абу Мухаммад Сулайман ибн Михран ал-Кахили ал-Асади ал-Куфи (араб. أبو محمد سليمان بن مهران الأعمش‎‎) — выдающийся мусульманский ученый поколения табиин, известный хадисовед и чтец Корана.

(2)Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари аль-Куфи (араб. أبو يوسف يعقوب بن إبراهيم بن حبيب الأنصاري الكوفي‎‎) — видный исламский законовед (факих), один из наиболее известных учеников Абу Ханифы.

(3)Аш-Шайба́ни, Абу Абдаллах Муха́ммад ибн аль-Ха́сан (араб. ابو عبدالله محمد بن الحسن الشيباني‎‎) — факих, книги: «аль-Мабсут», «Китаб аз-зиядат», «Китаб аль-джами аль-кябир», «Китаб аль-джами ас-сагыр», «Китаб ас-сийар аль-кябир», «Китаб аль-асар».

(4) Абу аль Хасан Али ибн Мухаммад аль-Мавради -муфассир, написавший тафсир «ан-Нактуваль-Уюн»

(5)Аль-Малик ан-Насир Сала́х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу-л-Музаффар Юсуф ибн Айюб (Салади́н) (араб. صلاح الدين يوسف ابن ايوب‎‎; род. 1137-1138, Тикрит - 4 марта1193, Дамаск) - султан Египта и Сирии, талантливый полководец, мусульманский лидер XII века.

Новое на сайте

>

Самое популярное