Домой Цветы Какая религия истинная? Христианство как истинная религия

Какая религия истинная? Христианство как истинная религия

В нашем Мире более 7 миллиардов человек, в каждом из которых возникают различные мысли, чувства, вера. Поэтому, в Мире появилось достаточно большое количество религий, в связи с этим, люди выбирают разные религии, в большинстве из них есть вера в Бога, но некоторые народы не верят в него.

Когда мы думаем о слове «религия», в нашем сознании появляются некоторые мысли, как некая жестикуляция, как убеждение, видение о человечестве во всём Мире и системе вероисповедания к различным религиозным культурам. Интересен тот факт, что согласно различным исследованиям и Книге рекордов Гиннеса, ислам является наиболее быстро растущей религией мира из-за большого количества обращения к исламу каждый год.

какая религия истинная? + мыкитка Просветленный (22337), закрыт 4 года назад

Дополнен 4 года назад

Рассмотрев эти основные религиозные системы, можно обнаружить значительные различия:
Последователи индуизма верят в триста тысяч богов;
Буддисты отрицают божественность;
Последователи движения «Новый век» считают, что Богом является каждый из них;
Мусульмане верят в могущественного, но обособленного Бога;
Христиане верят в любящего и достижимого Бога.
Одного ли Бога прославляют все эти религии? Давайте рассмотрим это. Движение «Новый век» говорит, что каждый должен достичь центра космического сознания, но для мусульманина это означало бы отказаться от своего Бога, для индуса - отказаться от множества богов, а буддисту пришлось бы признать, что Бог существует.
Каждая из основных мировых религий (индуизм, движение «Новый век» , буддизм, ислам, христианство) по-своему уникальна. Но только…

Существует ли единственная истинная религия?

Ответ Иисуса:

Ответ на вопрос, есть ли только одна единственная истинная религия: «И да, и нет».

Есть только одна истинная религия, но эта религия – универсальная, внутренняя религия Бога. На планете Земля нет такого явления, как одна истинная религия. Есть много истинных религий, потому что есть много религий, которые учат элементам универсального пути.

Я ранее говорил, что существует много способов для выражения Божьей истины. Следовательно, может быть много религий, которые все учат определенной версии Божьей истины и универсальному пути, ведущему к царству Божьему.

Возможно, ни одна религия не может дать вам полного понимания Бога. Это понимание просто вне слов. Если вы задумаетесь над этим, то поймете, почему. Священные писания утверждают, что, если все, что я сказал или сделал, необходимо было бы записать, самому миру не вместить бы написанных книг. Это небольшое преувеличение со стороны автора этого…

Как узнать, какая из всех религий является правильной?

Вопрос: Как узнать, какая из всех религий является правильной?

Ответ: Нет никаких сомнений, что при таком количестве различных религий в мире определение того, какая из них правильная, является задачей не из легких. Во-первых, давайте рассмотрим некоторые мысли на общие темы, а затем посмотрим, как подойти к нашей задаче таким образом, чтобы можно было реально сделать правильный вывод о Боге. Проблема наличия разных ответов на конкретный вопрос не является присущей лишь сфере религии. Например, вы можете посадить сотню студентов, дать им сложную задачу по математике и, вполне вероятно, что многие из них получат неправильный ответ. Но значит ли это, что правильного ответа не существует? Вовсе нет. Тем, кто получил неправильный ответ, просто нужно найти ошибку и знать методы, необходимые, чтобы прийти к правильному решению.

Как мы приходим к правде о Боге? Мы применяем систематическую методологию,…

Что собой представляет такое понятие, как религия? Это особое восприятие мира, которое основывается на вере в сверхъестественные силы. Верующие имеют свод определенных законов, моральных правил, а также свои особые обряды. Они объединяются для служения Богу в определенных сооружениях, к примеру, христиане – в церкви, мусульмане – в мечетях, и т.д. Самая распространенная религия в мире – это христианство. Есть также и другие, менее численные, но не менее значимые. Любая религия основана на вере в то, чего нельзя увидеть и подтвердить научными фактами. Верующие люди полагаются на своё внутреннее зрение, их убеждения нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Какие учения существуют

Самая распространенная религия в современном мире, как уже было написано выше, это христианство. Кроме него, существует ещё две мировые религии – это ислам и буддизм.

Для христианства характерна вера в то, что Бог един, но находится в трех ипостасях; Бог принёс искупительную жертву, отдав…

Иисус основал только одну религию - истинную. Ее можно сравнить с доро гой, которая ведет к вечной жизни. Иисус сказал, что лишь немногие находят эту дорогу (Матфея 7:14). Бог одобряет только то поклонение, которое основано на его Слове, Библии. Все истинные служители Бога объединены одной верой. (Прочитайте Иоанна 4:23, 24; 14:6; Эфесянам 4:4, 5.) Иисус предупредил, что появятся ложные пророки, которые извратят христианство. Их не всегда легко отличить от истинных христиан. Ведь они считают себя последователями Христа и называют свои церкви христианскими. Но понять, кто есть кто, все-таки возможно. Как? Только истинная религия приносит хорошие плоды - христианские дела и качества. (Прочитайте Матфея 7:13-23. Истинные христиане верят, что Библия - это Слово Бога. Они стараются жить по библейским принципам. Этим истинная религия в корне отличается от всех религий, которые основаны на учениях и взглядах людей (Матфея 15:7-9). У настоящих христиан слова не расходятся с делами….

рТПУНПФТ РПМОПК ЧЕТУЙЙ: оЕХЦЕМЙ ЙУМБН УБНБС ЙУФЙООБС ТЕМЙЗЙС?

уФТБОЙГ: 2 3 4 5

27-08-2011, 19:58

нПЕЗП ДТХЗБ ПВТБФЙМЙ Ч ЙУМБН(ОП ЕНХ РПМЕЪОП- ПО ТБОШЫЕ РЙМ НОПЗП,Б ФЕРЕТШ ОЕ РШЈФ…РПЛБ). фЕРЕТШ ДТХЗ УЮЙФБЕФ ЮФП НЕОС ОБДП УРБУФЙ Й ФПЦЕ УДЕМБФШ НХУХМШНБОЙОПН.с ОЕ РТЙОЙНБА,ФБЛ ЛБЛ ОЕ ХЧЕТЕО Ч ЙУФЙООПУФЙ ЙУМБНБ.
ч ДПЛБЪБФЕМШУФЧП ЙУФЙООПУФЙ ДТХЗ РТЙЧПДЙФ БТЗХНЕОФЩ ЮФП СЛПВЩ лПТБО УПЪДБО ОЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН ТБЪХНПН. уЛПМШЛП ХЮЈОЩИ ВЙМЙУШ,Б ЮФП-ФП РПДПВОПЕ лПТБОХ ОЕ РТЙДХНБМЙ.
фЙРБ Ч лПТБОЕ Й ОБРЙУБОП»рТЙЧЕДЙФЕ ЦЕ УХТХ, РПДПВОХА ЬФПНХ, Й РТЙЪЩЧБКФЕ, ЛПЗП ЧЩ НПЦЕФЕ, РПНЙНП бММБИБ, ЕУМЙ ЧЩ РТБЧДЙЧЩ»
с ЮФП-ФП ОЕ ЧЕТА Ч ЙУФЙООПУФШ ЙУМБНБ.

ЬФП ЙЪЧЕЮОЩК УРПТ, Х ЧУЕИ ТЕМЙЗЙК ЛПТЕОШ ПДЙО

27-08-2011, 20:38

йУФЙООЩ ОЕ ТЕМЙЗЙЙ, ЙУФЙОЕО вПЗ.

й ТЕМЙЗЙПЪОЩ ФПЦЕ МАДЙ, ОП ОЕ вПЗ.

вПЗ, ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ Й цЙЪОШ, РПЧУАДХ, ЧП ЧУЕН, ЮФП ОБУ ПЛТХЦБЕФ.

йУФЙОБ РТПУФП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ УПУТЕДПФПЮЕОБ ФПМШЛП Ч ПДОПН НЕУФЕ, Ч…

Религия
Определение. Форма поклонения кому-либо или чему-либо; совокупность духовных представлений, верований и обрядов отдельного человека или организации. Как правило, религия подразумевает веру в Бога или нескольких божеств; объектом почитания также могут быть люди, предметы, желания или сверхъестественные силы. Многие религиозные представления - это результат познания человеком окружающего мира; также есть богооткровенная религия. Религия может быть истинной или ложной.
Почему существует так много религий?

Согласно одному отчету, в мире насчитывается 10 основных религий и около 10 000 сект, из которых около 6 000 встречаются в Африке, 1 200 - в США и сотни - в других странах.

На появление и развитие новых религиозных течений влияют многие факторы. Некоторые считают, что в основе всех религий лежит одна религиозная истина, просто разные религии выражают ее по-своему. Но если сравнить их учения и обряды с тем, чему учит Библия, то становится понятно:…

Динамика численности религий в мире

Сегодня население Земли составляет 6 055 049 000 человек. За ХХ век количество людей выросло почти в 4 раза, а за ближайшие 50 лет вырастет ещё на треть. По расчетам специалистов к 2050 году на Земле будут проживать около 9 000 000 000 человек.

Самой большой, но не доминирующей религией является Христианство (33.0 % общего населения).

Пятая часть населения Земли исповедует Ислам (19.6 % населения Земли).

13.4 % исповедуют Индуизм.

6.4 % Китайская этническая религия .

5.9 % Буддисты.

3.6 % Этнические религии.

1.7 % Новые азиатские религии.

Менее одного процента составляют следующие малые религиозные группы

Сикхисты (Sikhs) – 23 млн. человек, ок. 0.3 %.

Иудаисты – 14 млн. человек, ок. 0.2 %.

Бахаисты – 7 млн. человек, ок. 0.1 %.

Каждая из этих религий соответствует или превышает население средней европейской…

Сколько в мире религий

Науке известно около пяти тысяч религий. Наибольшее количество приверженцев насчитывают несколько мировых религий.

Христианство. Последователи Иисуса Христа объединены в более чем 100 церквей, течений и сект. Это восточно-католические церкви. Старокатолицизм. Протестантизм. Православие. Духовное христианство. Сект. Это самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 миллиардов, так и по географической распространенности – почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Ислам распадается на 7 течений: сунниты, шииты, исмаилиты, хариджиты, суфизм, салафиты (ваххабизм в Саудовской Аравии), радикальные исламисты. Приверженцев ислама называют мусульманами. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, до 1,5 миллиарда человек.

Буддизм состоит из трех основных и множества местных школ: тхеравада – самая консервативная школа буддизма;…

Какие существуют мировые религии?

Религия — это система взглядов, основанная на вере в существование Бога или нескольких божеств. У каждой религии есть свои обряды и святыни.

В мире было и продолжает существовать много религий. В большинстве своем они учат людей добру и определенным нравственным нормам.

Что такое Религия?

Боги — сверх существа, якобы обладающие безграничным могуществом. У древних греков были сопит богов, по одному для каждого явления жизни и природы — например, боги моря, ветра и любви. Подобное собрание богов принято называть пантеоном. Многие народы, в том числе викинги и древние египтяне, имели пантеоны богов. К вере в одного Бога впервые пришли иудеи 4000 лет назад. Христиане и мусульмане тоже верят в единого всемогущего Бога.

Религии и пророки

Некоторые религии основываются на откровениях — передаче Богом или богами священных знаний людям. В основе ислама лежит учение о Боге (Аллахе), которое проповедовал пророк…

ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки

Ю. Новиков

Почему религий много?

Один из самых распространенных вопросов, который возникает у людей, изучающих различные религии и вопросы выбора между добром и злом, состоит в следующем. Религий на Земле существует множество. Во многом они схожи между собой, но есть и существенные отличия между ними. С чем это связано? Может быть, как утверждает наука, религии придумываются самими людьми, и поэтому сколько народов, культур, стран, столько может быть и разных религий? А если признать, что религии все-таки даются людям Богом через пророков, то почему тогда пророков много, почему Богу нужно посылать нескольких пророков в разные времена и в разные страны? Что же, меняется истина, меняется отношение Бога к людям? Или для каждого народа у Бога своя истина?

Вопрос сложный, ясный ответ на него найти непросто. И главная трудность связана с тем, что последователи каждой из религий именно свою религию обычно объявляют…

Мировые религии

В настоящее время в мире существует много религий, а также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

Буддизм - наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть - удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло…

Какая религия – правильная?
Если в религии присутствуют Четыре Благородные Истины и Благородный Восьмеричный Путь, то её можно назвать правильной.
Людям очень трудно разобраться, почему существует так много разных религий, и какая из них – истинная. Последователи каждой религии стараются показать её превосходство над другими. Разнообразие дало толчок определённому развитию, но в отношении исповедуемой религии люди смотрят друг на друга с завистью, ненавистью и презрением. Самые почитаемые обряды в одних религиях называются нелепыми в других. Для проповеди возвышенных и мирных учений некоторые люди скатываются до использования оружия и развязывания войн. Не осквернили ли они доброе имя религии? Похоже, что некоторые религиозные учения стали причиной разделения людей, вместо того, чтобы объединять их. Сегодня имеется предостаточно религий, в которых последователям рекомендуется ненавидеть другие религиозные учения, а религий, в которых проповедуют уважение чужих убеждений,…

Честно говоря, всегда считал, что понятия веры и религии - тождественны. Но, если обратится к истории, то окажется, что древние ведические религии сильно отличаются от возникшего гораздо позже иудаизма и его ответвлений, не только по содержанию, но и по своей сути. Религии могут иметь свое мировоззрение, основанное на знаниях законов Вселенной. Это знание может иметь определенные искажения. Но оно все равно будет знанием, хоть и искаженным.

А вот вера - всегда слепа. Потому слепая вера в определенные догматы, представленные в качестве "истины в последней инстанции", - это уже не знания, а фанатизм. Фанатизм же является основой для манипулирования сознанием людей, ведь фанатичного человека всегда легче убедить в необходимости кровавых жертвоприношений во имя какого-нибудь "божка" или какой-нибудь идеи.

По этой же причине именно фанатизм является характерным "маркером" сил тьмы и их верных слуг, по воле которых человечество уже тысячелетиями участвует в подпитке темного эгрегора энергиями боли, ненависти, страха и страданий людей. И по этой же причине человечество пока не может избавиться от войн, революций, бунтов, терроризма и прочих инструментов осуществления кровавых жертвоприношений. Ведь как раз для этой цели и были созданы религии, основанные на слепой фанатичной вере, разделившие людей и по своей сути являющиеся скрытой формой сатанизма.

Вот что об этом можно прочесть у российского путешественника, биолога, антрополога Г.Сидорова в его книге "Тайная хронология и психофизика русского народа": "Религия, как ее всегда осознавали и осознают свободные от кодировок люди, является, прежде всего, комплексом целостного обощенного знания о Мироздании. Она, как правило, базируется на богатой, выраженной в мифологии космогонии, имеет символику, корни которой уходят во времена образования Вселенной, и обязательно располагает циклом преданий и легенд, направленных на воспитание и формирование души человека, ее исповедующего.

Религия обязательно имеет свои традиции, определенные обряды, связанные с какими-то космическими или историческими вехами в жизни общества, а также формирует вокруг себя пласт народной культуры, которая, в свою очередь, является дополнительным аккумулятором и хранителем сакрального знания. Взять, к примеру, русские, украинские или белорусские народные пляски, девичьи солнечные хороводы или песни. Во многих из них заложен глубинный космогонический смысл. Подобных примеров можно привести великое множество. Даже тысячелетняя эпоха семитской религии не смогла изменить или христианизировать это культурное наследие великих предков.

Истинная религия не нуждается в вере, потому что ее основной целью является не привязка человеческого сознания к определенным духовным постулатам, а информация об общих универсальных законах, по которым идет развитие Вселенной.

И неважно как относится к этим законам человеческое сознание, принимает оно их или нет. Главное не в этом, а в том, что, будучи неотъемлемой частью Мироздания, человек вынужден следовать космическому порядку, и хочет он этого или не хочет, все равно его сознание рано или поздно обратится к истинной религии как к единственному, надежному и целостному знанию о Вселенной.

Это мы сейчас и наблюдаем по отношению к древней ведической гиперборейской религии наших предков. После тысячелетнего забвения и шельмования иудохристианскими перевертышами, религия руссов-ориан снова стала возвращаться к народу. Надо сказать, что до конца ведизм на русской земле так и не умирал, он всегда сохранялся в глубинках и на окраинах государства...

В неукоснительной вере нуждаются семитские религии: иудаизм, христианство и ислам. Эти религии можно назвать религиями условно, так как они не содержат в себе глубокого истинного знания о Мироздании. Вот почему все вышеназванные религии требуют от своих последователей, прежде всего, веры. А ничего другого им не остается, ведь если начать изучение иудаизма или христианства по святому писанию - взять ту же Тору или Библию - то встретимся с рядом парадоксов и абсурдом, объяснить которые человеку со здоровой психикой просто невозможно.

Например, почему евреи являются на Земле избранным народом, а другие племена и народы должны стать их рабами? За какие такие подвиги Яхве назначает их рабовладельцами в масштабах планеты? Объяснений нет. Просто добропорядочный еврей в эту галиматью должен верить, причем фанатично и слепо. Если он в этом сомневается, значит, он безбожник со всеми вытекающими отсюда последствиями.

То же самое у христиан: добропорядочный христианин должен верить, что Иисус Христос взял на себя все грехи человечества - прошлые, и настоящие, и даже будущие. Словом, греши - не хочу! Все уже прощено. А как он это сделал - ни слова. Да и вообще, разве имеет право человек, буть он трижды сыном Бога, взять на себя чужие грехи? Ведь каждый человек обязан ответить за свои поступки сам. Это один из общих космических законов... и любой нормальный человек интуитивно понимает, что его грехи на себя никто взвалить не может.

В конце концов, каждый грех является продуктом какого-либо заблуждения, и, осознавая свои грехи, человек тем самым преодолевает заблуждения, которые их породили. Другими словами, идет нормальный процесс эволюции человеческого духа. Но, если кто-то берет грехи человека на себя, то этим он лишает того, кто их совершил, процесса осознания, а значит, и эволюции. Фактически совершена самая настоящая духовная кража... Подобных примеров из христианства и иудаизма можно привести сколько угодно".

Действительно, разве является современное христианство учением Христа? Нет, лишь слепой верой в его божественную суть. При этом, главное верить, а соблюдать заповеди его учения вовсе не обязательно. Можно убивать, грабить, насиловать, а потом "покаяться" (или заплатить, чтобы священники "отмолили грехи"), получить "отпущение грехов", и можно опять убивать, грабить, насиловать. И так до бесконечности. Про иудаизм, который заставляет иудеев обманывать "гоев", представляя это "богоугодным" делом, вообще не хочется говорить.

Все это лишний раз подчеркивает, что там, где фанатизм и слепая вера, обязательно есть и прислужники темного эгрегора Амона-Сета-Яхве-Иеговы-Сатаны, замаскированные под различные религиозные и идеологические течения, и действующие по тому же принципу, что и любые тоталитарные секты, в которых тоже требуют слепо верить в определенные догмы и фанатично следовать воле вождей ("учитилей", "гуру", "лидеров") и прочих "пастухов" безмозглого "стада".

Потому я полностью согласен с мнением Г.Сидорова о том, что истинная религия не нуждается в слепой вере и фанатичной привязке сознания, а основывается на знании законов Мироздания. Именно такой была солнечная религия наших далеких предков, пришедших из легендарной арктической прародины. И теперь настало время для возвращения древних эзотерических знаний, которых нас лишили прислужники сил тьмы, подменив истинную религию слепой верой в культы скрытого сатанизма, основанного на человеческих жертвоприношениях.

Но даже при всем при этом, благодаря реформе Сергия Радонежского, в современном православии удалось сохранить крупицы настоящего Православия - ведической религии древних руссов. И именно поэтому слуги сатанинского эгрегора даже после насильственной христианизации Руси всегда пытались уничтожить наше государство и наш народ, и продолжают эти свои попытки до сих пор, окружая Россию кольцом военных баз и плетя заговоры с помощью продажных предателей-недолюдков.

Только все напрасно. И вовсе не зря ясновидящие и пророки из совершенно разных стран и эпох возвещали грядущее духовное лидерство России и распад сатанинской западной империи, повторяющей судьбу погрязшей в войнах и разврате Атлантиды. И несмотря на потуги зомбированных слуг тьмы, новой религией, которая объединит в будущем все человечество, будет не иудаизм, а светлая ведическая солнечная религия, дополненная знаниями подлинной науки.

Уже две тысячи лет существует Христианская Церковь. Возникнув сначала в среде личных учеников Господа нашего Иисуса Христа – апостолов, христианство после веков гонений и запретов стало утверждать себя на всей земле, подтверждая одну из заповедей блаженства, данную Иисусом Христом: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5). Проповедуя слово Божие, апостолы и миссионеры, борясь с языческими религиями, прежде всего отмечали ложность, ошибочность этих верований, подчеркивая истинность христианства. В разные эпохи и в разных краях люди принимали христианство, веря в его истинность на основании разных критериев, но прежде всего ища истинного своего спасения, понимая, что «никто не приходит к Отцу, как только через» Иисуса Христа (Ин. 14, 6).

Сейчас времена иные. Для многих людей религия является либо заблуждением, пережитком темного прошлого, с которым надо в наш научный век расстаться, либо личным делом человека, относящимся скорее к области его вкуса, чем к вопросу об истине. Религию себе выбирают так, как выбирают костюм, – согласно моде, национальным обычаям, вкусам начальства и т.п. И в первом, и во втором случаях христианство не считается истинной религией: в первом потому, что все религии ложны, а во втором – потому что все религии, так сказать, «истинны», в том числе и взаимоисключающие друг друга.

Чтобы разобраться, так ли это, посмотрим, отвечает ли христианство тем критерия истины, которые принимаются в современной науке и философии.

Очень часто приходится слышать фразу, которая звучит вполне правильно, но в то же время как-то легковесно, как бы отмахиваясь: а зачем нам говорить, что такое истина, ведь даже Иисус Христос не ответил на этот вопрос Пилата, сказав в другом месте: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Поэтому незачем искать ответа на вопрос, что есть истина, надо знать – Кто есть Истина. Однако слова Спасителя, сказавшего: «Я есмь путь и истина и жизнь», – подразумевают, что человек, слышащий эту фразу, понимает смысл терминов, входящих в нее, т. е. понимает, что есть истина. Поэтому чтобы понять, Кто есть Истина, необходимо все же уяснить, что такое истина, и тогда наше знание о христианстве как истинной религии будет гораздо полнее и точнее.

Слово «истина» является одним из тех слов, которые по критериям современной позитивистской философии являются псевдопонятиями. Тем не менее оно используется в любой научной теории. Почему я говорю о псевдопонятии? Потому что оно не отвечает критерию семантической однозначности. Любой термин должен быть однозначным. Термин «истина» тоже кажется однозначным, но если приглядеться, то мы увидим, что он весьма расплывчат. Мы употребляем слово «истина» и производные от него слова («истинный») в достаточно широком контексте. Мы можем говорить: истинная теория, истинное высказывание, истинный друг (т.е. верный друг), истинное произведение искусства (т. е. настоящее), истинное удовольствие и т.д. Значений много, и их будет еще больше, если мы попытаемся понять это слово со стороны его антонимов. У слова «истина» существуют по крайней мере три антонима. Это термины «заблуждение», «ошибка» и «ложь». Причем термин «заблуждение» оттеняет метафизическую сторону слова «истина», «ошибка» - логическую его сторону, а «ложь» - нравственную. Таким образом, получается, что в термине «истина» сокрыто и метафизическое его значение, и логическое и нравственное. К этому мы вернемся через некоторое время, а сейчас более подробно поговорим о том, что означает истина в общепринятом смысле этого слова.

Чаще всего под словом «истина» имеется в виду соответствие высказываний, или мыслей, действительному положению вещей. У родоначальника такой точки зрения, Платона, сказано: «Если кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину. Тот же, кто говорит о них иначе, лжет». Аристотель говорит в «Метафизике»: «Говорить о сущем, что его нет, или о не сущем, что оно есть, значит говорить ложное. А говорить, что сущее есть и не сущее не есть, значит говорить истинное». Истина есть соответствие мыслей действительности. Такая концепция называется классической, или корреспондентской, концепцией истины.

В классической концепции истины имеется в виду, во-первых, что действительность и мысль существуют; во-вторых, подразумевается и утверждается адекватность, тождественность мысли и действительности. Действительность существует объективно, независимо от человека, а мысли – в его разуме. Далее, истина всегда выражается в суждении. Соответствие мысли и действительности означает, что суждение, т.е. порядок слов, сформированный по всем правилам синтаксиса, соответствует порядку вещей.

Отсюда возникают соответственно и проблемы классической концепции истины. Как показывала философия на протяжении всего своего развития, человек в своей познавательной деятельности всегда имеет дело с явлениями, а не с самой действительностью, а явления всегда могут быть сведены к субъективным восприятиям. Поэтому разделение на действительность и мысль о ней оказывается достаточно эфемерным, философия так и не смогла его преодолеть. Другая проблема связана с языковым выражением истины. Когда мы говорим, что истина есть соответствие мысли действительности, а мысль формируется в суждении, то как понять соответствие суждения действительности? Что означает тождественность суждений, т. е. слов, связанных некими грамматическими правилами, некоей материальной действительности? Когда я говорю, что гора состоит из камней, то одно дело гора и камни, а другое дело слово «гора» и слово «камни». И когда гора состоит из камней, это одно, то фраза, составленная из слов «гора», «состоит» и «камни», это совсем другое.

Далее. На основании какого критерия человек делает вывод о том, что его мысли и в самом деле соответствуют действительности? Ведь человек всегда ограничен рамками своего собственного мышления, а в мышлении и формируется суждение об истине. Человек никогда не может встать на место объекта, он всегда остается субъектом. Поэтому сказать, что мое суждение соответствует действительности, совершенно необоснованно. Каков критерий, каким образом я узнаю, что это суждение соответствует действительности, т. е. что оно истинно? Я должен иметь собственный критерий истинности, чтобы знать, так это или нет. Т. е. у критерия истины должен быть собственный критерий истины и т. д. до бесконечности. И если даже некое мое высказывание соответствует какой-то действительности, то как быть с высказываниями науки, которые имеют всеобщий характер? Как проверить истинность всеобщих высказываний на основании данного критерия? Стало быть, они соответствуют некой иной действительности, которая не дается в ощущениях.

Таким образом, становится ясно, что человек не может выйти за пределы своего собственного рассудка, и поэтому определить истинность своих высказываний на основании этого критерия тоже не может.

На основании этого в XVII – XVIII вв. была предложена другая теория истины, получившая название когерентной (когерентность означает логическую последовательность, связность). В качестве необходимого требования истины выдвигается требование логической связности высказывания. Истинным является то высказывание, которое логически непротиворечиво. Соответственно с этим когерентная теория истинности имеет две разновидности. Одна разновидность - это теория Гоббса, который утверждал, что логическая непротиворечивость есть критерий в классической теории истины. Другую разновидность мы находим в учении Канта, который утверждал, что действительность вообще непознаваема и речь идет только о явлениях, о мысли, которая сама диктует законы действительности, и поэтому критерием истины и самой истиной является именно непротиворечивое высказывание.

Но здесь снова возникают проблемы. Что значит непротиворечивость? Эта концепция просто утверждает истинность законов логики, не исследуя ее происхождение, и тем самым просто постулирует, что логическая непротиворечивость есть истина. Тем более непонятно, почему непротиворечивое высказывание действительно соответствует реальному положению вещей.

Концепция Гоббса также имеет свою западню, ибо на основании какого критерия утверждается, что логическая непротиворечивость есть критерий, гарант того, что наши мысли действительно соответствуют объективному миру? Появляются проблемы, которые возникали и в первом случае, в классической теории, - вопрос о том, что действительные вещи связаны теми же самыми законами, что и понятия в моем разуме, но ведь понятно, что законы разума и порядок вещей сущностно отличаются друг от друга.

Итак, получается замкнутый круг: когерентная теория истины требует для себя в качестве дополнения классическую, а классическая – когерентную. Поэтому в XIX – XX вв. были предложены некоторые другие концепции истины, отличающиеся от этих двух наиболее распространенных концепций. В конце XIX в. английскими и американскими философами была предложена так называемая прагматическая концепция истины: истина - это то, что полезно. Тем самым создатели прагматической концепции попытались освободиться от зависимости концепции истины от законов логического мышления, от связи между словами. Такая категория, как полезность, может быть применима и для материального субъекта, и для материального мира. Но оказалось, и философы это сразу заметили, что прагматическая концепция сужает само понятие истины. Бертран Рассел привел такой пример. Есть два высказывания, которые совершенно различны, но с точки зрения прагматической концепции истины тождественны:

1. Истинно, что другие люди существуют.

2. Полезно верить, что другие люди существуют.

Более того, в теории полезности истины сама истина оказывается субъективной: если нет деятельного человека, то и самой истины не существует. Не существует и такого понятия, как «истинная теория». С точки зрения прагматической теории не могут рассматриваться на предмет истинности многие положения теоретических наук, особенно таких, которые касаются космологических проблем, математических вопросов и т.п. (какая людям польза от общей теории относительности? от неэвклидовых геометрий?). Между тем эти теории, которым невозможно найти полезного применения в реальных условиях жизни, имеют вполне понятный ученым свой критерий истинности.

Близка к прагматической концепции и марксистская концепция истины, которая утверждает, что критерием истины является практика. Маркс заметил проблему критерия истины и совершенно правильно сказал, что критерий истины не должен находиться в самом разуме, ибо сам разум не может сказать, соответствует он действительности или нет. Следовательно, критерий истины должен находиться где-то вовне, объединяя и разум и действительность. Поэтому Маркс предложил такой критерий истины, как практика. Истина выдвигается на суждение по традиционным критериям, классическим и когерентным, а затем практика проверяет истинность этих высказываний. Несмотря на то, что такая концепция вдалбливалась в наши умы на протяжении нескольких десятков лет, у любого нормального человека, который получал естественнонаучное образование, всегда возникало внутреннее отторжение от нее, ибо проблемы, которые возникали с прагматической концепцией истины, переходят и на марксистскую. Какая практика может проверить теорию относительности, правильность четырехмерного пространства-времени Минковского, положения математики Лобачевского или Римана? Понятно, что практика тоже может быть неким частным критерием истины, но только лишь в отдельных случаях, и потому не может претендовать на всеобъемлемость, как ни стремились показать это сторонники марксизма.

В результате в современном позитивизме львовско-варшавской школы была предложена так называемая семантическая теория истины. Главная задача этой теории состояла в том, чтобы преодолеть недостатки классической и когерентной концепций, т. е. проблему появления парадоксов (типа парадокса лжеца) и проблему соответствия непротиворечивой теории действительности. Семантическая теория утверждает, что любая истинная теория должна отвечать двум критериям: она должна быть материально адекватной и формально непротиворечивой, а чтобы не возникало парадокса лжеца, она должна строиться на некоем искусственном языке, лишенном многозначных терминов – по примеру математического. Сама истина существует только в той науке, в которой создан некоторый специальный, идеальный язык, исключающий появление парадоксов.

Тем не менее и здесь проблемы не снимаются, потому что семантическая теория, выдвигая требование специального языка, создает проблему истинности этого языка. Чтобы оценить его истинность, необходимо создание некоего мета-языка, в котором язык науки рассматривался бы как его частный случай. Возникает построение типа бесконечной матрешки. Проблема истины в таком построении окончательно не решается.

К концу XX в. возникает ситуация, которую предвидел в конце XIX в. Фридрих Ницше, говоривший, что истины не существует и что все познание человека есть просто его интерпретация, а существуют одни заблуждения. Учение об истине - это одно из великих заблуждений человечества, поэтому познание есть только лишь приспособление человека к действительности, проявление его воли к власти. Само же понятие истины - это ошибочное понятие, псевдо-понятие, говоря языком позитивистов.

Существуют еще несколько концепций истины, или скорее некоторых представлений, совершенно ненаучных, но тем не менее существующих среди людей. Эти концепции особенно расплодились в XX в., в век демократии, когда каждый человек считает, что он может делать все, что его душе угодно, не оценивая свои действия с точки зрения их неистинности. Возникают различные мистические течения, пышным цветом расцветает . И многие люди верят в то, что все это правильно, хотя истина как таковая в этих концепциях никогда не присутствовала. Главное, что интересует заказчиков и исполнителей так называемых магических процессов, - это их действенность. Когда таким людям объясняют, что их взгляды неистинны и не научны, они отвечают: но ведь это же действует! Перед нами просто наглядный пример прагматической концепции истины: если действует, значит это можно принимать. Истина здесь рассматривается только как полезность или бесполезность для человека, и вопрос об истинности магии просто не ставится.

Также не ставят этот вопрос и различные восточные учения индуистского типа, потому что главное, о чем говорят мистики, это то, что в достигаемом ими мистическом экстазе происходит растворение, исчезновение самого субъекта и слияние его с неким мировым абсолютом, возникает ощущение тождественности и слияния человеческого «я» с неким «божественным» духом. Поскольку здесь нет субъект-объектного отношения, говорить об истинности такого слияния также не представляется возможным, ибо истина всегда требует соответствия наших мыслей действительности. Поэтому мистический союз человека с превосходящим его абсолютом в православном богословии называется прелестью, высшей формой гордыни, когда человек сам себя приравнивает к Богу, а это является самым серьезным грехом для христианина.

Таким образом, мы видим, что такой легкий с виду вопрос об истине оказывается чрезвычайно сложным при попытках его решения и даже не просто сложным, а практически невозможным для решения на языке философии. Наука не может ответить на этот вопрос, потому что она всегда занимается своим собственным предметом и наивно считает проблему истины очевидной. Однако проблема истины выходит за пределы науки, и потому естественно предложить рассмотреть эту проблему философам. Но и философия, как мы видим, тоже ничего не смогла предложить, кроме бесконечных противоречий, возникающих в различных теориях истины.

Однако очевидно, что понятие истины, непостижимое наукой, не улавливаемое философией и отсутствующее в оккультно-мистических концепциях, тем не менее существует, что непосредственно ощущается каждым человеком - будь он нобелевский лауреат или простой крестьянин.

Почему же возникает способность человека оценивать истину и неумение ее понять? Очевидно, потому, что человек по своей собственной природе как существо, умеющее оценить истинность или ложность любого высказывания, любой теории, несет критерий истины в себе. Это означает, что человек своей природой возвышается над субъект-объектным отношением, иначе невозможно было бы говорить ни о чем, кроме личного, субъективного восприятия. Если же человек с уверенностью утверждает истинность или ложность какого-либо высказывания или теории, то это означает, что он действительно возвышается над самим процессом познания, над самим отношением субъекта и объекта. Иными словами, это показывает, что человек, если он познает истину, уже не является только лишь составной частью нашего материального мира, как не является и только лишь разумным, мыслящим существом. Конечно, это необходимо, человек является и материальным и разумным существом. Но оценить истинность высказывания на основании только лишь наличия разума невозможно. Значит, человек имеет способность, не осознаваемую и не понимаемую им, которая возвышает его над материальной и над разумной действительностью. Если же человек может оценить некий совершенный им поступок с точки зрения его нравственности или безнравственности, то это становится возможным также благодаря наличия в человеке способности нравственной самооценки, совести.

Это можно понять только в русле христианской догматики, которая говорит, что человек есть образ и подобие Божие. Человек не просто существо, состоящее из тела и имеющее разум (разумное животное), а существо, возвышающееся по своей природе над этим миром, как возвышается над ним Бог, и несущее в себе природу этого мира, как принял ее в Себя Иисус Христос – «путь и истина и жизнь».

Не может быть истинной та религия, в которой бог противостоит миру. Это религия, в которой сама концепция истина оказывается упраздненной, мир оказывается противостоящим богу, чуждым ему и нетождественным. Не может быть истинным и та религия, где бог тождествен миру. Как не может быть истинным и учение, вообще отрицающее существование Бога - самой объективной истины! Только христианство утверждает неслиянное и нераздельное существование мира и Бога. Поэтому только лишь христианская концепция истины оказывается достроенной до конца. Те противоречия, которые существуют в различных философских теориях, снимаются в христианстве. Христианство достраивает те обрывочные суждения, которые различные философы в различные века предлагали для рассмотрения думающему человеку. Отсюда важное следствие о необходимости существования человека в Церкви как Теле Христовом, о необходимости евхаристической жизни как приобщения Истине не только разумом, но телесной природой, ведь истина существует не только для разума, но и для чувств, т. е. для целостного человека. Все богатство христианского учения, весь догматический его строй оказывается гармоничным образом порождающим философское и научное учение об истине. И тогда действительно становится понятным, почему истина имеет три составляющих: метафизическую, логическую и нравственную. О нравственности можно говорить только применительно к существу, имеющему свободную волю, т. е. применительно к личности, имеющему совесть, способность к самооценке. Поэтому учение об истине может быть только там, где есть учение о личном Боге и о личном ответственном за свои поступки человеке. Понятно, почему учение о нравственном аспекте истины совпадает с логическим и с метафизическим, т. е. собственно отвечающим на вопрос о критерии истины вопросом. Ведь истина - это и личность, единая Божественная Личность Иисуса Христа, в Котором неслитно и нераздельно соединены божественная и человеческая, тварная, природы, это и разум, слово, Логос. Таким образом, высказывания «что есть истина?» и «Кто есть Истина?» не исключают одно другое, а взаимно дополняют и проясняют друг друга.

Из вышеизложенного вытекает, что христианство как истинная религия не может противоречить и другим истинным учениям. Более того, как показала двухтысячелетняя история развития христианской Церкви, именно догматы христианства явились исходным пунктом в создании современного математического естествознания, именно христианство явилось источником истинной нравственности в обществе, именно христианство явилось культурообразующим фундаментом для большинства современных цивилизованных стран, и, главное, именно христианство дает истинную надежду человеку обрести жизнь вечную через веру в Иисуса Христа - Богочеловека, действительно жившего, умершего за нас и воскресшего, как об этом и повествуют истинные книги - Евангелия.

Е.М. Чайтанья Чандра Чаран, фрагмент интервью "Открой Себя".

Вопрос: Какая из религий истинная?

Ответ: Ответ заключается в том, что все религии ложны и все религии истинны. Любой религией можно воспользоваться как истинной, а можно сделать из нее что-то ложное. Религия проявляется в поведении людей. Если религиозные люди начинают взрывать дома, то мы начинаем бояться такой религии. Но сама религия - это милосердие, чистота, аскетизм и правдивость. Именно этого мы ожидаем от религии. Сначала милосердия, любви, понимания, а потом уже какого-то закона.

Те, кто не научился любить Бога и своих ближних, требуют исполнения закона: «Побить камнями!» Но Иисус сказал: «Кто без греха, пусть первый бросит камень». Сначала - любовь. Религиозный фанатизм очень опасное проявление религии. Сначала должен быть хотя бы здравый смысл. На самом деле, религия дает жизнь всему человеческому обществу. Как Ганга - прекрасная полноводная река. По ее берегам бурлит жизнь. Но вырастают на этих берегах и колючий кустарник, и прекрасное манговое дерево. Так и религию можно превратить в яд, в колючки, если постоянно с кем-то враждовать. Есть люди, которые вообще склонны к тому, чтобы враждовать и религия здесь и не при чем.

Дерево познается по плодам. Если мы хотим понять, что такое настоящая религия, мы должны смотреть на великие примеры. Иисус Христос, пророк Мухаммед, Шри Чайтанья - это самые великие святые. Мы должны смотреть на них - тогда мы не будем сбиты с толку. Так что это наш выбор: что мы выберем в религии. Если мы выбираем самую чистую часть любой религии - это истинная религия.

Чтобы претендовать на истинность религии, нужно следовать ее заповедям. Но большинство людей не следуют, а просто спорят, чья религия лучше, но суть не в этом. Выбирай то, что тебе по сердцу. Затем ты должен следовать тому, что выбрал. Затем развить добродетель. Затем обрести духовные качества. Затем принести благо всему миру - такова последовательность.

Истинная религия - та, которая удовлетворяет Бога.

Если удовлетворен желудок - все части тела получают энергию. Нам не хватает счастья, блаженства, творческой энергии? Значит, мы не удовлетворяем Бога. Желудок принимает не любую пищу. Если мы хотим предложить Богу наше вожделение, вражду, войну - Он это не принимает. Начинаются социальные катаклизмы, все не удовлетворены… Сейчас совершается столько всякой деятельности - но все не удовлетворены. Когда человек ощущает полное удовлетворение от своей деятельности, избавляется от зависти, жадности, похоти - это деятельность угодная Богу. Казалось бы, зачем поливать корень дерева? Можно поливать ветви и листья. Зачем люди собираются и молятся? Сколько земли успели бы вскопать за это время! Но нет, мы должны знать, как удовлетворить Бога. Это принесет наилучшие результаты. Бог скрыт в нашем сердце, как корень дерева скрыт в земле.

Вопрос: Если Бог един, почему религий так много?

Ответ: Если мы постараемся смешать и объединить все - мы потеряем разнообразие и вкус. Если же мы будем подчеркивать только различия - это приведет к противоречиям. Мы должны понять одновременное единство и различие. Всему нужно дать свое место. Мы должны признать, что любая религия - это творческое развитие души. Бог дает вдохновение какому-то пророку - и возникает целое движение, на тысячи лет вперед. Потом оно угасает из-за людских недостатков - и начинается новое. Каждые пятьсот лет кто-то приходит на землю, чтобы поддерживать процесс развития души. Каждая религия имеет свое предназначение. Мы никогда не должны быть высокомерны по отношению к другим людям. Мы должны сохранять смиренную позицию служения. Это объединяет.

Вечность не оставляет нам право на ошибку в выборе религии. Поэтому столь важен правильный выбор. Но существует ли он?

Почему в мире так много религий? Все ли религии ведут к Богу? Почему Бог один, а религий столько много? Почему человечество отказывается от единого истинного Бога? Почему заменяет Его богами, которые им больше приходятся по душе? Если есть только одна истинная религия, почему Всевышний так устроил, что в мире существует столько религий? Почему из множества религий правильная только одна? Если человек родился среди иноверцев и не имел возможности найти истину, что будет с ним в будущей жизни? Или что будет с людьми, которые жили среди заблудших людей и не имели возможности узнать об истине? Почему Господь позволил неверным религиям распространиться, стать «мировыми религиями» наряду с христианством, если они ошибочны? Эти и подобные вопросы издавна смущают многих людей, а для атеистов являются аргументацией их неверия. Скептики используют политеизм как свидетельство того, что либо Бога познать невозможно, или же его попросту не существует.

Христиане обоснуют истинность своей религии тем, что только она не только ведет к Богу, но - к спасению через веру в Иисуса Христа мы можем с уверенностью прийти к Нему. Все религии созданы людьми и только единственная истинная религия - христианство была создана Самим Богом. Только христианство есть живое, реальное воздействие Бога на личность человека. Этого нет там, где нет истинного познания Бога, т.е. в иных религиях, являющихся выражением субъективного стремления человека к Богу, которое не привело к подлинному Богообщению (в смысле союза человека с Богом). Поэтому в «неистинных» религиях возникает подмена: сверхъестественные воздействия на человека демонических сил принимаются за Божественную благодать (как это, например, наблюдается в различных видах восточного оккультизма и в харизматических сектах). Правда, в этих рассуждениях не только много пустословия, но в самом учении много противоречий. Скажем, в Послании Галатам 6:7–8 утверждается, что желание воссоздать бога по собственному образу происходит от греховной природы, существующей в нас, что, в конечном счете, приведет к погибели.

Евреи обосновывают истинность веры в иудаизм, с одной стороны, с высоким статусом разума, и, с другой, - аппеляцией к более глубоким слоям души, затрагивающим способность к вере. Многие эпизоды еврейской истории можно назвать видом «исторического эксперимента», подтверждающего их истинную веру. Но в вопросах веры подобных аргументов зачастую недостаточно и остается место для сомнения. Именно поэтому во многих религиях важное место занимает Синайское откровение Моисея как аргумент, не оставивший сомнений. Это одно из толкований слов символа еврейской веры «Слушай, Израиль: Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь один!» - вера в единого Б-га, открытая евреям на горе Синай, будет верой всех народов во времена Машиаха. Для еврея высшее свидетельство истинности иудаизма - Тора, где раскрыл свою волю Всевышний. Поэтому только евреи могут строить свою жизнь, руководствуясь Его прямыми указаниями по правилам Торы. Человек, живущий согласно Торе, множит правду, а все иноверцы увеличивает в мире неправду, насыщая его фантазиями.

Мусульмане обосновали истинность ислама в суре аль-Маида. Если бы Аллах пожелал, то Ему не составило бы труда дать единую религию всем людям. Однако, Аллах пожелал устроить иначе, потому что Он хотел испытать людей. Он хотел проверить, у кого из людей есть подлинная покорность Всевышнему (убудийя - полная покорность и подчинение Аллаху), в соответствии с которой они будут готовы принять и исполнить любое повеление Аллаха, не имеет значения - что это будет. Когда людям была дана последняя мировая религия - Ислам, это была единая религия для всего человечества, совершенная религия, легкая для соблюдения в любое время и в любом месте. В любом случае, по многим причинам и Своей мудрости, Всевышний создал различные религии, чтобы испытать людей - будут ли они готовы отказаться от веры предков. Люди, до которых дошел призыв к Исламу, но которые отвергли его по невежеству и упрямству, являются неверующими в Аллаха и осуждены на вечное пребывание в Аду. Что же касается тех, до кого не дошел призыв к Исламу, на них лежит обязанность задуматься о цели своего существования и осознать единство Творца. Они вверяеют свою участь Аллаху, а Он решит их участь в День воскресения по абсолютной справедливости, поистине, Аллах - мудрый, милостивый и справедливый.

Не будем судить строго, сколько во всей этой аргументации истины и сколько пустословия, усиливаемого взаимной критикой. Скажем, христианская критика буддизма не просто пронизана противоречиями, но все аргументы «против» полностью отвечают самому становлению христианства. Вот эта ущербная критика: происхождение буддизма связано с поверьями и легендами. Основателем его считается Сиддхартха Гаутама. Однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает «просветления». С этого момента он становится Буддой - Просветленным. Исторических сведений об основателе его нет. Жизнеописания Сиддхартхи Гаутамы (Будды) составлялись несколько столетий спустя после его смерти. Сведения древних источников являются весьма противоречивыми и при такой противоречивости данных нельзя всерьез говорить о Божественном происхождении этой религии.

Критика христианством ислама еще более примитивна. Она выстроена на рассказе Мухаммеда о богоявлении и о неспособности его жены Хадиджи узреть явившегося мужу то ли Аллаха, то ли ангела: «Тогда обойди вокруг постели и сядь у моего правого бедра,- попросила Хадиджа и вновь спросила, видит ли его. Мухаммед подтвердил, что видит. Тогда незаметно для Мухаммеда Хадиджа обнажила себя, и ночной гость исчез. Жена стала уверять, что приходил ангел, а не дьявол, который не удалился бы, видя ее наготу». Удивляет, как легко и, мягко говоря, наивно, решился вопрос, который в духовном плане является вопросом жизни или смерти. Прежде всего, ангел существо бесплотное и для его взора нет вещественных преград: он может видеть и через одежды. Одежды прикрывают наготу только от человеческих глаз. Да и само тело человеческое не является чем-то порочным. Оно есть творение Божие. Греховна человеческая похоть и плотское вожделение, а не тело. В раю прародители были наги и не стыдились (Быт.2:25). Природа ангела неповрежденная. Им чужды человеческие страсти. А если это был демон, то он легко мог прибегнуть к хитрости. Зная каким способом его испытывают, специально мог удалиться, чтобы его приняли за ангела. При определении подлинности откровения важны не только обстоятельства, при которых оно было дано, но и содержание учение и личность создателя новой религии. Вывод: христианство - Божественно, ислам - человечен. А неверным религиям Господь позволил распространиться потому, что дал человеку свободу воли и не отнимает её, если даже человек заблуждается.

В том же христианстве существует несколько тысяч религиозных организаций, называющих себя христианами, которые признают святость и авторитет Библии. Это не препятствует им исповедовать различные, часто несовместимые взгляды. Каждая секта истолковывает Библию по-своему. Так, например, мормоны - не против многоженства и крещения умерших, секта «Свидетели Иеговы» отрицает бессмертие души, загробную жизнь, Божество и воскресение Христа, существование св. Духа как личности и многие другие христианские истины. В связи с этим возникает вполне обоснованный вопрос: как на одной и той же Библии, строят свое, противоречащее друг другу вероучение, около 22 тысяч различных протестантских конфессий, вероисповеданий, сект и т.п., которые существуют в мире на сегодняшний день? Несмотря на все различия в учениях разных сект, они проявляют поразительное единомыслие в одном - в своей ненависти к православной Церкви.

А само православие, борясь с многочисленными христианскими сектантами, доказывает свою истинность тем вымышленным фактом, что его церковная иерархия ведет преемственность от самого Христа (в отличие от других религиозных организаций), нигде не пересекаясь и не изменяя своего вероучения на протяжении почти 2000 лет, с момента основания в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов. И эта преемственность подтверждена исторически, т.е. от каждого современного православного епископа или священника можно проследить цепь рукоположений до св. апостолов. Еще один сомнительный аргумент: именно принятие Православной веры сделало Киевскую Русь сильным и высокоразвитым государством. Она выдержала все невзгоды и внешние и внутренние благодаря высокому православному духу народа.

Естественно, все эти маленькие и большие хитрости разные церкви легко оправдают своей «правоверностью», древностью, высочайшей духовностью, единственной верностью и незапятнанностью, но всё это - просто поток пустословия и прямого обмана (https://www.youtube.com/watch?v=COlGeXQQWOo). Я лично не знаю иной религии, кроме прямого богообщения (Бог и Я), не требующего посредников, денег и государственных служб безопасности. Что до самих религий, включая так называемые мировые, то все они когда-то родились, достигли пика влияния, шли на спад и умирали. Кстати, еще один интересный статистический факт: из 5-6 миллиардов верующих в мире насчитывается, по разным оценкам, 180-227 млн.православных и 14,6 млн. иудаистов. То есть «богоизбранными» является только 3-4% от живущих на нашей планете. Поэтому к тем и другим вопрос: почему Всевышний столь скуп на своих правоверных?..

Рецензии

Понимаю, что смысл написанного не в этом, и тем не менее.
Скажите, пожалуйста, а почему Вы считаете, что Всевышний - один? Я как раз в этом не уверен. Естественно, речь идет не о богах иудаизма, христианства, ислама, индуизма и так далее, все они - простые порождения человеческого разума. По-видимому, дело в определении понятия Бога.

Новое на сайте

>

Самое популярное