Домой Ягоды Что изучает археология? Археология

Что изучает археология? Археология

Археология (от греческого "архайос" - древний и "логос" - слово, учение) - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам, то есть предметам, сохранившимся от древних культур. К ним относятся орудия труда, оружие, постройки, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что сделано руками человека.

Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат непосредственной информации об исторических событиях, поэтому исторические выводы из них можно получить только путем научной реконструкции. Например, исследуя неолитическую стоянку, археологи находят кремневые орудия труда, костяные украшения, фиксируют расположение земляных жилищ на поселении эпохи неолита, характер захоронений - все это дает им возможность воссоздать образ жизни, бытовой уклад и характер социальных взаимоотношений между членами неолитической общины.

Археология очень важна для изучения эпох, предшествовавших появлению письменности. Прослеживая изменения в технологиях производства орудий и оружия, эволюцию стиля украшений, сопоставляя уникальные типы предметов с конкретными географическими территориями, археологи реконструируют исторические процессы миграций племен, которые невозможно реконструировать другими способами.

Многие письменные источники стали известны только благодаря археологии - например, древнеегипетские папирусы, новгородские берестяные грамоты.

Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников. Как правило, современники не считают важным фиксировать обыденные для их понимания признаки и памятники своей эпохи, такие, как форма одежды, бытовой уклад, предпочитая сохранять память о том, что казалось им более важным - политические изменения, катастрофы, войны. Однако без этих бытовых деталей мы сегодня были бы лишены возможности представить себе жизнь минувших эпох такой, какой она была. Иногда это может приводить к критичным ошибкам - их примером служит русская историческая живопись 19-го века, изображавшая древнерусских князей в одеяниях и доспехах Древней Греции, что для современного восприятия практически сводит на нет их художественную ценность.

Археология непрерывно развивается. Сегодня на вооружении археологов находятся методы радиоуглеродного и изотопного анализа, позволяющие все более точно определить возраст находки. Новые методы консервации находок позволяют сохранить для потомков вещи, которые еще несколько лет назад были бы безвозвратно утрачены вследствие коррозии или благодаря своей хрупкости. Металлография позволяет определить состав и происхождение металла, из которого сделаны предметы, вплоть до географического региона. Новые горизонты открывает перед археологами исследование ДНК, сохранившейся в костных останках древних людей и животных.

Возможно, когда-нибудь археологи, вооруженные все более мощными научными методами и технологиями исследований, смогут полностью реконструировать историю человечества во всей ее полноте - начиная от палеолита до новейших времен, когда обилие письменных источников делает археологические методы ненужными. Но письменная история человечества относится к дописьменной примерно так же, как верхушка айсберга к его подводной части.

История термина «археология»

Слово «археология» впервые было употреблено Платоном в значении «история прошедших времен». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

У римлян для обозначения древней истории появилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином свое сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определенное значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Археолог - ученый, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам, занимается археологией (от архео (archios) - древний и от греч. lygos - слово, учение).

Археология представляет собой историческую дисциплину, изучающую по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Ученый-археолог может изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология), откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология) или с помощью специальных материалов и техник пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).

Профессию археолога часто сравнивают с трудом хирурга - и там, и там одно неверное движение ножом может привести к гибели пациента.

Конечно, в большинстве случаев «охотники за древностями» орудуют не ножом, а лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой. Ну и без пресловутых кисточек для очистки найденных ценностей не обойтись.

Помимо глубочайших знаний в области истории, профессиональный археолог должен обладать навыками рисования, черчения, уметь фотографировать, обязательно владеть основами реставрации и консервации различных предметов из камня, глины, металла, дерева, кожи, ткани, кости и так далее. Без специальных знаний по этнографии, антропологии, топографии, геодезии, геологии, без твердого владения информацией по вспомогательным историческим дисциплинам, такими как геральдика, сфрагистика, нумизматика, текстология археолог не может состояться как специалист.

Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

Жизнь в экспедиции расписана очень четко: в 7 утра общий подъем (а дежурные по завтраку должны встать еще раньше), работа в течение всего часового дня с небольшими перерывами на еду и иногда на купание, отбой в 11 вечера.

Личные качечтва

Готовность к кропотливой работе,

Аккуратность,

Выдержка,

Терпение,

Ответственность,

Пунктуальность,

Целеустремленность,

Увлеченность,

Способность к абстрагированию,

Любовь к истории.

Профессиональный археолог обязательно должен иметь высшее образование.

Медицинские противопоказания

Заболевания сердца или нарушения артериального давления;

Судороги, потери сознания;

Расстройства слуха;

Расстройства речи;

Хронические инфекционные заболевания;

Сахарный диабет;

Геморроидальные расстройства;

Кожные заболевания;

Снижение остроты зрения.

Археология (от греческого "архайос" - древний и "логос" - слово, учение) - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам, то есть предметам, сохранившимся от древних культур. К ним относятся орудия труда, оружие, постройки, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что сделано руками человека.

Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат непосредственной информации об исторических событиях, поэтому исторические выводы из них можно получить только путем научной реконструкции. Например, исследуя неолитическую стоянку, археологи находят кремневые орудия труда, костяные украшения, фиксируют расположение земляных жилищ на поселении эпохи неолита, характер захоронений - все это дает им возможность воссоздать образ жизни, бытовой уклад и характер социальных взаимоотношений между членами неолитической общины.

Археология очень важна для изучения эпох, предшествовавших появлению письменности. Прослеживая изменения в технологиях производства орудий и оружия, эволюцию стиля украшений, сопоставляя уникальные типы предметов с конкретными географическими территориями, археологи реконструируют исторические процессы миграций племен, которые невозможно реконструировать другими способами.

Многие письменные источники стали известны только благодаря археологии - например, древнеегипетские папирусы, новгородские берестяные грамоты.

Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников. Как правило, современники не считают важным фиксировать обыденные для их понимания признаки и памятники своей эпохи, такие, как форма одежды, бытовой уклад, предпочитая сохранять память о том, что казалось им более важным - политические изменения, катастрофы, войны. Однако без этих бытовых деталей мы сегодня были бы лишены возможности представить себе жизнь минувших эпох такой, какой она была. Иногда это может приводить к критичным ошибкам - их примером служит русская историческая живопись 19-го века, изображавшая древнерусских князей в одеяниях и доспехах Древней Греции, что для современного восприятия практически сводит на нет их художественную ценность.

Археология непрерывно развивается. Сегодня на вооружении археологов находятся методы радиоуглеродного и изотопного анализа, позволяющие все более точно определить возраст находки. Новые методы консервации находок позволяют сохранить для потомков вещи, которые еще несколько лет назад были бы безвозвратно утрачены вследствие коррозии или благодаря своей хрупкости. Металлография позволяет определить состав и происхождение металла, из которого сделаны предметы, вплоть до географического региона. Новые горизонты открывает перед археологами исследование ДНК, сохранившейся в костных останках древних людей и животных.

Возможно, когда-нибудь археологи, вооруженные все более мощными научными методами и технологиями исследований, смогут полностью реконструировать историю человечества во всей ее полноте - начиная от палеолита до новейших времен, когда обилие письменных источников делает археологические методы ненужными. Но письменная история человечества относится к дописьменной примерно так же, как верхушка айсберга к его подводной части.

История термина «археология»

Слово «археология» впервые было употреблено Платоном в значении «история прошедших времен». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

У римлян для обозначения древней истории появилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином свое сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определенное значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

История человечества имеет множество темных пятен. Не все события находили свое отображение в хрониках. Иногда, чтобы узнать какие-либо подробности необходимо искать отдельные элементы, принадлежащие к тому или иному периоду. Именно такая деятельность является направляющей для археолога.

Что делает археолог

Что делает и чем занимается археолог? Многие считают, что археология – это захватывающее приключение, которое предполагает поиски сокровищ и массу впечатлений. Такой стереотип был сформирован под воздействием голливудских фильмов. Отчасти подобная подача информации является правдивой, но без массы прикрас. Человек, который хочет освоить профессию археолог, в первую очередь должен быть фанатом своего дела.

Поиск артефактов не является особо простым процессом. Все они в большинстве случаев надежно скрыты от человеческого взгляда. Иногда для великих открытий необходимо опускаться в водные глубины (чем и занимается морская археология). Полевая археология предполагает ведение раскопок вдалеке от удобств и цивилизации. Нередко найденные реликвии необходимо исследовать или консервировать прямо на месте.

Также стоит отметить, что отсутствие надлежащих условий проживания может быть не таким уж приятным моментом. Не всегда есть возможность умыться или даже почистить зубы. Профессия археолог связана с выполнением четкого графика: ранний подъем и поздний отбой с небольшими перерывами на отдых – это неотъемлемая часть данной специализации.

Плюсы и минусы профессии археолог

Преимущества:

  • бесконечно интересная профессия;
  • возможность побывать в самых отдаленных уголках планеты;
  • прикосновение к древности;
  • социальная значимость профессии. Каждый специалист может войти в историю как первооткрыватель чего-либо.

Недостатки:

  • жизнь не всегда в комфортных условиях (отсутствие возможности правильно питаться, сон в палатке, отсутствие душа, туалета);
  • изнурительный труд;
  • частые командировки могут помешать личной жизни;
  • нет гарантий успешного завершения экспедиции.

Не пропустите:

Как стать археологом

Время не щадит ничего. Именно поэтому все предметы, найденные во время раскопок, характеризуются высокой хрупкостью. Малейшее неверное движение может привести к непоправимым последствиям. Аккуратность в работе археолога занимает особое место.

Артефакты сами по себе не смогут рассказать ничего. Необходимо знать массу сведений о той местности, где ведутся исследования.

Очень часто ученые, занимающиеся археологией, превращаются в узких специалистов, ориентирующихся лишь в определенном отрезке истории. Находки не могут быть вырваны из общей картины действительности. Поэтому, очень важно знать исторические предпосылки того или иного явления.

Помимо глубоких познаний в этой сложной науке, археологу также стоит изучить элементарные основы рисования и фотографии. Все найденные предметы обязательно должны быть запечатлены. Никогда не знаешь, что с ними может случиться в дальнейшем. Знание древних языков также будет немаловажным дополнением.

Ценность открытия теряет всякий смысл, если о нем не сообщить людям. В данном случае пригодится умение анализировать все свои наблюдения и излагать мысли в статьях или научных публикациях.

Где учиться на археолога

  • Московский археологический институт
  • Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет
  • Волгоградский государственный университет

Новое на сайте

>

Самое популярное