Домой Болезни и вредители Расстояние от поселка гузерипль до поселка дагомыс. Изменение настроек приватности

Расстояние от поселка гузерипль до поселка дагомыс. Изменение настроек приватности

По оценкам альпинистов Эверест можно назвать горой смерти. При попытках восхождения на него погибло около 200 человек. Тела некоторых так и не были найдены, замерзшие трупы других до сих пор остаются на горных тропах, в расщелинах скал как напоминание о том, что удача капризна, и любая ошибка в горах может стать фатальной.

Причин гибели альпинистов довольно много - от возможности сорваться со скалы, попасть под камнепад, сход лавины до удушья и фатальных изменений организма в виде отека мозга, наступающих из-за сильно разреженного воздуха. Также непредсказуема на высоте погода, которая может измениться в считанные минуты. Порывы сильного ветра буквально сносят альпинистов с горы. Помимо этого, недостаток кислорода заставляет людей совершать странные поступки, которые могут привести к гибели: альпинисты чувствуют сильную усталость и ложатся отдохнуть, чтобы больше никогда не проснуться, или раздеваются до нижнего белья, ощущая небывалую жару, тогда как температура при подъеме может понижаться до - 65 градусов Цельсия.


Маршрут на Эверест давно изучен. Само восхождение на гору занимает около 4-х дней. Однако, в реальности времени на это уходит много больше, считая обязательную акклиматизацию к местным условиям. Сначала альпинисты добираются до Базового лагеря - в среднем, этот переход занимает около 7 дней. Он расположен у подножья горы на границе Тибета и Надаса. После Базового лагеря альпинисты поднимаются в Лагерь №1, где, как правило, отдыхают ночью. Поутру они уходят в Лагерь №2 или Передовой Базовый Лагерь. Следующая высота - Лагерь № 3. Здесь очень низок уровень кислорода, и для сна необходимо использовать кислородные баллоны с масками.
От Лагеря № 4 альпинисты решают, продолжать ли им восхождение или возвращаются назад. Это высота так называемой "зоны смерти", в которой очень сложно выжить без отменной физической подготовки и кислородной маски. На этом маршруте тут и там встречаются мумифицированные останки погибших. Тела становятся частью здешнего пейзажа. Так, часть Северного маршрута называют "Радужным" из-за разноцветной одежды погибших. Те альпинисты, которые поднимаются на Эверест не впервые, используют их в качестве своеобразных маркеров, ориентиров для восхождения.

Фрэнсис Арсентьев (Francys Astentiev)


Американка, жена русского альпиниста Сергея Арсентьева. Супружеская пара альпинистов взошла на гору 22 мая 1998 года без использования кислорода. Женщина стала первой американкой, которая покорила Эверест, не применяя кислородную маску. Погибли альпинисты при спуске. Тело Фрэнсис находится на южном склоне Эвереста. Сейчас оно накрыто национальным флагом. Тело Сергея было найдено с расщелине, куда его сдуло сильным ветром при попытке добраться до замерзающей Фрэнсис.

Джордж Мэллори (George Mallory)


Джордж Мэлори погиб в 1924 году от травмы головы в результате падения. Он был первым, кто предпринял попытку достичь вершины Эвереста, и многие исследователи считают, что он достиг своей цели. Его труп, все еще отлично сохранившийся, был опознан в 1999 г.

Ханнелора Шмац (Hannelore Schmatz)


Мумифицированный труп этой альпинистки долгое время находился чуть выше Лагеря № 4, и ее могли видеть все альпинисты, восходящие по Южному склону. Немецкая альпинистка погибла в 1979 году. Спустя время сильные ветры развеяли ее останки близ горы Кангшунг.

Цеванг Палджор (Tsewang Paljor)


Труп этого альпиниста находился на северо-восточном маршруте и служил одним из заметных ориентиров для восходящих. Альпинисты называли его "Зеленые ботинки". Причина смерти мужчины - переохлаждение. Это тело даже дало название точке на Северном маршруте под названием "Green Boots". Сообщения по рации от группы в лагерь, что альпинисты прошли точку "Зеленые Ботинки", стало хорошей приметой. Это означало, что группа идет правильно, и до вершины осталось всего 348 метров по вертикали.
В 2014 году "Зелёные ботинки" был потерян из виду. Побывавший в то время на Эвересте ирландский альпинист Ноэль Ханна отметил, что большая часть тел с северного склона пропала бесследно, часть из них была передвинута ветром на значительное расстояние. Ханна сообщил, что уверен - "он (Палджор) был передвинут или похоронен под камнями".

Дэвид Шарп (David Sharp)


Британский альпинист, замерзший насмерть неподалеку от "Мистера Зеленые Ботинки". Шарп не был обеспеченным альпинистом, и предпринял восхождение на Эверест, не имея средств на проводника и не используя кислород. Он остановился отдохнуть и замерз насмерть, так не достигнув заветной вершины. Труп Шарпа был обнаружен на высоте 8500 метров.

Марко Литенекер (Marko Lihteneker)


Словенский альпинист погиб при спуске с Эвереста в 2005 году. Тело найдено всего в 48 метрах от вершины. Причина смерти: переохлаждение и кислородное голодание в связи с проблемами с кислородным оборудованием.

Шрия Шах-Клорфайн (Shriya Shah–Klorfine)


Канадская альпинистка Шрия Шах-Клорфайн поднялась на Эверест в 2012 году, погибла при спуске. Тело альпинистки покоится в 300 м от вершины Эвереста.

Помимо опознанных тел, при подъеме или спуске на Эверест встречаются трупы неизвестных альпинистов


Тела скатившиеся с горы, часто накрывает снегом и они становятся незаметными.
Снег и ветер превращают одежду в лохмотья

Многие трупы лежат в расселинах между скал, куда сложно добраться.
Труп неизвестного альпиниста в Передовом базовом лагере


Эвакуация трупов связана с существенными финансовыми, временными и физическими затратами, поэтому не по карману большинству родственников погибших. Многие альпинисты считаются пропавшими без вести. Тела некоторых так и не были найдены. Несмотря на эти факты, известные всем пытающимся подняться на гору, ежегодно в Базовый лагерь прибывают сотни альпинистов со всего света, чтобы снова и снова попытаться взять свою высоту.

Вопрос. Иван Васильевич! Скажите пожалуйста сколько лет знаменитому 30-му маршруту через горы к Черному морю.
Ответ. По поим данным ему уже 77 лет.
Юбилей. Знаменитой «30-ке» в 2011 году исполнилось -75 лет. (Бывшему Всесоюзному туристскому маршруту № 30 «По Западному Кавказу», идущему из Адыгеи через гору Фишт, к Черному морю в этом 2013 году исполнилось 77 лет).

По Западному Кавказу.

После Октябрьской революции и отгремевшей Гражданской войны вновь образованное государство СССР, стало всерьез заботится о здоровье своих граждан. Повсюду открывались больницы, санатории, дома отдыха, пионерские и альпинистские лагеря, туристские базы и приюты. Здоровый образ жизни был принят за основу развития нового государственного строя. Спорт, туризм и альпинизм – был любимым занятием молодежи, и государство оказывало его развитию всестороннюю поддержку.
По всей стране стали активно разрабатываться экскурсионные и туристские маршруты. В 1928 году «Российское общество туристов» было преобразовано в «Общество пролетарского туризма». А в 1930 году в него вошли все туристские организации страны.
Так была создана единая государственная организационная структура, развивающая туризм в Советском Союзе, и она стала называться: «Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий».
Развитие туризма в стране стало идти не стихийно и не по добровольной инициативе предпринимателей, а организованно, по глубоко продуманному долгосрочному сценарию развития. От простой ячейки или туристской секции на предприятии, туристской базы или санатория, до рекреационных регионов таких как Приэльбрусье, Теберда, Домбай, Архыз и Крым.
В конце 30-х и начале 40-х годов в Советском Союзе туризм принимает массовую форму развития. Для организации отдыха трудящихся СССР одной из первых была востребована горная Адыгея. Экспедиции, направленные из Москвы для разработки будущих туристских маршрутов, в 1929 году прибыли в Майкоп.
В 1929 и 1930 году были пройдены в конно-пешем составе три маршрута, один маршрут из Красной поляны на озеро Кардывач и два маршрута из поселка Гузерипль: один - в поселок Красная поляна, другой - в поселок Дагомыс. Маршрут на Красную поляну был принят как основной. Экспедицией намечены места ночевок по маршруту и место строительства первых турбаз в Адыгее и Краснодарском крае. В 1931 году в ряде туристских и изданий заповедника прошла первая информация о подготовке и оборудованию кавказских маршрутов.
Начатое в 1930 году строительство турбазы в поселке Каменномостском было закончено в 1935 году. В Хаджохе появился первый «Дом туриста». Это одноэтажное деревянное здание, с правой и с левой стороны по три комнаты и две веранды.
На одной веранде была летняя столовая, а на другой - туристский кабинет и место для танцев и досуга туристов. Конюшня, дровяные и хозяйственные сараи располагались в старом грушевом саду.
Первых туристов турбаза приняла на туристский маршрут «По Кавказскому заповеднику» в 1936 году. С этого времени принято отсчитывать рождение туристской отрасли Адыгеи. В этом же году весь туризм в стране был передан ВЦСПС, и вместо «Общества пролетарского туризма и экскурсий» было создано Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС).
В далеком 1936 году туристские группы, сформированные в Хаджохском «Доме туриста», посетив каньон «Шум» и водопады Руфабго, упаковав снаряжение на подводы, отправлялись на маршрут в сопровождении конного верхового инструктора. Туристы шли налегке, весть их скарб везли на подводе, а затем на вьючных лошадях.
Всего на маршруте использовалось 80 голов вьючных лошадей. На отрезках маршрута Хаджох - Блокгауз - Гузерипль - пастбище Абаго использовались телеги и брички для перевозки вещей. А на крутом и затяжном подъеме на пастбище Абаго использовали даже волов. Там, где были только горные тропы, все необходимое снаряжение, продукты питания и зернофураж везли на вьючных лошадях в сопровождении егерей заповедника.
Дневные переходы туристов - от стоянки до стоянки (раньше их называли «приют» или «лагерь») - не превышали 25 км. Туристский маршрут в то время имел порядковый № 35 и название «По Кавказскому заповеднику». На ночлеги останавливались на туристских приютах под названиями:
-лагерь «Блокгауз» - у слияния реки Сибирь с рекой Белой, на южном краю Большого гранитного каньона;
-лагерь «Гузерипль», затем «Кавказ», в поселке Гузерипль при слиянии рек Белой и Малчепы;
-лагерь «Абаго» - на альпийских лугах пастбища Абаго;
лагерь «Сенной» - на поляне Сенной, на правом берегу реки Киши;
-лагерь «Уруштен» - на берегу реки Уруштен, после спуска с перевала Аспидного;
-лагерь «Холодный» - у края альпийских полян, у подножья горы Псеашхо.
С 1937 по 1940 год из Хаджоха, с «Дома туристов» отправлялись бригады плотников для строительства промежуточной турбазы в поселке Гузерипль. Сначала была заготовлена древесина, затем сделаны срубы двух двухэтажных домов с верандами. В 1940 году лагерь «Гузерипль» превратился в филиал Хаджохской турбазы. В том же году филиал принял в свои двух этажные деревянные корпуса первых туристов.
Во время войны был оккупирован поселок Каменномостский, и в «Доме туриста» разместился штаб 207 полка фашистской 97-й легкопехотной (егерской) дивизии. К нему были подтянуты линии связи, вокруг отрыты окопы, установлены зенитные пушки и пулеметы. Территорию турбазы определили для временного концентрационного лагеря, куда сгоняли арестованных евреев, жен красных командиров и пленных красноармейцев.
При отступлении фашисты пытались уничтожить «Дом туриста». К нему подъехала бронемашина, и один из фашистов, распахнув окно, бросил в комнату связку гранат. От сильного взрыва разрушилась центральная печь, вылетели стекла окон. Но, к счастью, здание не загорелось и сохранилось практически до настоящего времени.
Лишь только два года тому назад бывший «Дом туриста» был снесен. А жаль! Какой великолепный музей туризма Республики Адыгея и Информационный центр в нем мог бы разместиться, в котором могли бы получать исчерпывающую информацию отдыхающие об услугах туризма в Адыгее.
Восстановление работы туристского маршрута началось только с 1948 года директором турбазы «Горная» Каснерским К.Э. Его пустили по нитке самодеятельного маршрута «Через Белореченский перевал». Причиной изменения нитки маршрута на Дагомыс была установка в 1947 году, зоны абсолютной заповедности в районе горы Тыбги. В 1949 году по новому маршруту пошли первые плановые послевоенные группы туристов.
От поселка Гузерипль маршрут выходил через поляны Партизанскую и Яворовую, на приют «Армянский». Далее он шел на приюты: «Фишт» (через Гузерипльский и Армянский перевалы), «Бабук-аул» (через Белореченский и Черкесский перевалы), «Солох-аул» по долине реки Шахе - и через перевал Турецкий, в Верхний Солох-аул, а оттуда автобусом в поселок Дагомыс.
На Черноморском побережье туристы размещались в Хосте и в Аше. Лишь только в 1955 году, когда в поселке Дагомыс была построена турбаза «Молодость», они стали на ней отдыхать после перехода через горы. Немного позже туристов 30-го маршрута стала принимать дагомысская турбаза «Рассвет».
В послевоенное время Хаджохский «Дом туриста» расширился до 70 мест. Были введены в строй еще два корпуса: один жилой, другой корпус - столовая, и поставлены летние палатки - сначала брезентовые, а затем деревянные. Дом туриста был переименован в турбазу «Хаджох», а затем в Хаджохскую турбазу «Горная». Маршрут стал называться №30 «По Западному Кавказу». В 1950 году по маршруту прошло 30 групп, с общим числом туристов 977 человек.
В поселке Гузерипль, на промежуточной турбазе «Кавказ» в двухэтажных домах, срубленных из цельных круглоствольных пихтовых стволов, также размещалось 70 человек. Питались туристы тут же, на открытой веранде рубленного жилого корпуса. На маршруте для туристов на приютах вместо палаток уже устанавливали длинные балаганы, изготовленные из пихтовой драни, с деревянными нарами для ночлега и буржуйками для обогрева. Кострища для приготовления пищи ставились рядом с приютом. Это уже были улучшенные и комфортабельные для того времени места размещения в горах.
Самым большим в тот период был приют «Фишт», он располагался в лесу под перевалом Армянским. Его вместимость была рассчитана на 60 человек. Другие приюты размещали по 30 туристов.
С 1960 года начинается бурное развитие туризма по всей стране. В том году создался Центральный совет по управлению курортами и туризму ВЦСПС, а в 1969 году - Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. По всей стране стали активно создаваться новые турбазы, альплагеря, дома отдыха, санатории и пансионаты.
В 1962 году принято постановление Крайсофпрофа «О дальнейшем развитии туризма в крае», в этом же году Адыгее была объявлена всекубанская комсомольская стройка по строительству филиала турбазы «Горной», горнолыжной турбазы «Лаго-Наки». На турбазе «Горная» и «Кавказ» до 1970 года были введены в строй дополнительно новые капитальные жилые корпуса, летние деревянные сборные щитовые одноэтажные коттеджи на 18 человек размещения. Только лишь за счет щитовых коттеджей вместимость турбаз увеличилась более чем на 200 мест каждая.
В 1967 году на приюте «Фишт» было построено первое каменное здание для размещения туристов, а в 1969 году - второе.
Семидесятые и восьмидесятые годы были самыми плодотворными годами развития туризма в стране и в Адыгее. В Адыгейской автономной области открылись новые туристские предприятия: турбаза «Майкоп», кемпинг «Турист», кемпинг «Шапсуг», автогараж «Турист», турбаза «Романтика», Майкопское бюро путешествий и экскурсий и собственный ремонтно-строительный участок, производивший строительство и капитальный ремонт зданий, в системе туризма Адыгеи.
Кроме 30-го маршрута открылись еще три всесоюзных туристских маршрута по Адыгее. Второй Всесоюзный маршрут под №825 под названием «По Адыгее к Черному морю» начал свою работу в 1972 году. Первоначально он шел, огибая гору Оштен с севера, через перевалы Оштеновский, Тубинский, Бодец и спускался в поселок Отдаленный. Затем он следовал, траверсируя Главный Кавказский хребет, минуя гору Грачевый венец, уходил по хребту Анны Ябух, в долину реки Псезуапсе, в аул Киров и поселок Лазоревское, на турбазу «Чайка». Головной базой организовывавшей передвижение по маршруту была турбаза «Майкоп». В середине восьмидесятых годов нитка маршрута была изменена. От приюта «Цице» он был направлен на перевал «Майкопский» приют «Водопадный», перевал «Чугурсанский» и далее в Дагомыс. По этой же нитке маршрута работал и 828-й Всесоюзный туристский маршрут, выходивший из турбазы «Романтика». Всесоюзный 320-й конный маршрут шел также от турбазы «Романтика» к Большому Тхачу и обратно на турбазу.
На горнолыжной турбазе «Лаго-Наки» в начале 80-х были снесены два двухэтажных, срубленных из пихтовых круглых бревен, жилых корпуса и пекарня, склад и административное здание, был построен один каменный корпус по проекту туристского приюта.
В восьмидесятые годы на Всесоюзный маршрут №30 «По Западному Кавказу» ежедневно выходило по четыре группы (в группе 20 человек туристов). В летний сезон с 1 июня по 1 октября проходило 109 объединенных групп. Группы между собой нумеровались как нолики, ашники, бешники и вешники. Всего за сезон тридцатка обслуживала около 8 000 – 8 700 туристов со всех концов необъятной Родины СССР. В советский период очень трудно было достать путевку на маршрут «По Западному Кавказу».
Он был и остается самым уникальным маршрутом России. За короткие пять дней согласно вертикальной зональности гор, туристы знакомятся со всеми природно-климатическими зонами страны от северного ледовитого океана (ледники горы Фишт), до лесов колхидского типа и субтропиков (дендропарк города Сочи). Путевка на 30-й маршрут стоила сначала 45 рублей, а затем 70 рублей. 70% стоимости туристских путевок оплачивали профсоюзы. За 21 рубль туристы получали полноценный 15-дневных отдых в горах и на Черном море.
Большой вклад в развитие Всесоюзного маршрута №30 с 1948 года до смены экономической формации в стране внесли такие директора турбазы «Горная» как Каснерский К.Э., Агафьев Т. Е., Усатов, Ткаченко И.С., Сластин Д.Е., Ковешников А.Г., Чернышенко Н.А., Безлюдный И.В., Сташ А.С., Паронук К.И., Миш А.Е., Багов А.Х. и Бормотов И.В.
В настоящее время возрождением знаменитого на всю страну тридцатого туристского маршрута занимается московская туристская фирма «СВ-Астур». Маршрут вновь стал работать в 2001 году. Фирмой руководит бывший инструктор 30-го маршрута москвич Борис Вислогузов. С поселка Каменномостского, как и 75 лет тому назад выходят на маршрут к побережью Черного моря туристские группы приехавшие на Кавказ из разных уголков России. Маршрут не работал только в период Великой Отечественной войны и в период перестройки одной государственной системы на другую.
Многие поколения нашей республики прошли по этому замечательному маршруту к Черному морю, работали инструкторами и обслуживали туристов на турбазах и приютах. И поверте, это были лучшие годы их жизни, наполненные радостью общения с природой и людьми со всех краев нашей Родины. Вспоминая об этих годах нашей молодости, поздравляю с 75-ти летним юбилеем туристского маршрута и желаю своим бывшим соратникам крепкого здоровья и почаще встречаться по горной тропе 30-го маршрута, в горах Западного Кавказа. А маршрут все такой же молодой, привлекательный, красивый и интересный, как и в те далекие сороковые, пятидесятые, шестидесятые...

Одно из красивейших мест Юга России - это, бесспорно, Адыгея, её горная часть.
Признаюсь, я никогда не снимала там жильё, в этом не было потребности. От Краснодара до горной сказки Адыгеи 150-200 км. Выезжаем в 6 утра и возвращаемся в 21 вечера. Можем пообедать в одном из многочисленных кафе, а чаще просто берем из дома бутерброды, фрукты и горячий чай с малиной.
Сегодня расскажу о Достопримечательностях Адыгеи, а точнее об одном февральском дне в Адыгее, который мы начали поездкой в Гузерипль. Погуляли там по заповеднику, съездили в горы на Партизанскую поляну, восхитились Гранитным каньоном и получили самые яркие эмоции от вида плато Лаго-Наки со скалы Утюг.
Итак, приглашаю вас, стать свидетелями нашей поездки выходного дня, а я постараюсь через фотографии передать чистый горный воздух и красоту этой местности.
Из Краснодара мы выехали ещё до рассвета, навигатор показывал 210 км. К 8 утра подъехали к п. Каменномостскому (Хаджох), оставив позади Белореченск и Майкоп. Впереди 46 км до Гузерипля по красивой дороге с природными достопримечательностями.

Гранитный каньон

Трасса А-159 в две полосы, извилистая, с горными пейзажами. Проходит по краю Гранитного ущелья, в котором с гор несет свои воды река Белая.

Проезжая мимо, хочется останавливаться на каждом повороте, чтобы посмотреть на красоту изгибов реки, с шумом перекатывающей через пороги, грохоча через перекаты.





Незабываемое очарование реки в её «оправе». Ущелье из гранитного монолита, который в зависимости от погоды и времени года приобретает разные оттенки… розовый, персиковый, бежевый, серый, черный. И река – от грязно бурого до изумрудного и даже белого цвета.
Каньон имеет большую глубину и местами очень сильно сужается. В этих местах река закручивается в водовороты и с огромной мощью катит поток по ущелью.





По берегам ярким ковром цветут цикламены и пролески. Птицы насвистывают трели, радуясь приближающейся весне. Родник с леденящей горной водой.


Гузерипль

Незаметно, никуда не сворачивая, мы доехали до конца автомобильной дороги. Путь преграждала река. В этом месте находится «Мастерская рафтинга». Профессионалы водного туризма, мастера сплавов по реке, лучший рафтинг в Адыгее – такими эпитетами пестрят отзывы в интернете. В начале мая на реке Белая проводятся международные соревнования по рафтингу. Интересно понаблюдать, как через бурные пороги участники переправляются на рафтах и каяках. Здесь же в это время проводится фестиваль бардов «Первоцвет». А вот такой красотой открылась нам река на спуске.

Не обошлось и без ЧП. Не искоренилась во мне детская привычка - залезть на какой-нибудь камушек просто так… Ну вот душа поёт, и хочется простора и высоты. В этот раз мне не повезло! Посмотрите на крупный блестящий камень возле меня. Блестит он не от воды, он покрыт льдом.
Куда подевалась моя бдительность и внимательность не знаю, но в считанные секунды я снимаю капюшон с головы и залезаю на камень. Поскользнувшись, упала назад. Муж даже крикнуть не успел, как я оказалась в реке. Поцарапала руку, ребрами ударилась, пуховик намок, волосы мгновенно стали сосульками. На моё счастье, я взяла с собой куртку и брюки. Некоторое время грелась и сушилась в машине, переоделась и снова была готова к приключениям.

Гузерипль основывался как поселок лесорубов. Он находится в тупике. Население - чуть более 100 человек. Горный воздух, река, живописная природа привлекают сюда туристов. Это последняя населенная точка перед Кавказским Биосферным заповедником.



Интересные туристические маршруты по Адыгее для любителей гор с рюкзаками и палатками тоже начинаются отсюда. Яворова поляна, Армянский перевал, приют Фишт, Черкесский перевал, гора Оштен, множество природных объектов для пеших походов на дальние расстояния.
Нас интересовал Кордон Кавказского заповедника. Купили в кассе билеты, там же продаются пропуска в заповедник на дальние походы.



Проходим через мост в заповедник.



Люблю такую слегка окультуренную природу.













Информационные стенды.



Гузерипльский дольмен-великан высотой больше двух метров.



Небольшой Музей природы, где можно увидеть впечатляющего размера чучело кавказского зубра, а также кабанов, волков, гербарии, фотографии.





Встретили мы и живых хрюшек.

Больших надежд на заповедник «Гузерипль» возлагать не стоит, особых развлечений нет. Там изумительная природа, чистейший горный воздух с запахом свежей смолы хвои. Природный музей под открытым небом.







Партизанская поляна

Выехав из Гузерипля, на первом повороте налево, по единственной асфальтированной дороге, мы повернули в сторону гор.
Дорога хорошая, исключение составляют пару мест, где был незначительный сход сели.

Вид с дороги на хребет Каменное море.

Снег на обочине лежит огромными расчищенными сугробами.

Любуясь окрестностями, через 18 км мы подъехали к Партизанской поляне. Название имеет прямое отношение к красным партизанам времен Гражданской войны. В здешних местах у них был штаб.
В настоящее время это перевалочный пункт на туристическом маршруте к горе Фишт, Оштен, Каменное море, Яворову поляну.





База отдыха «Партизанская поляна» ничем особым нас не привлекла. В домике, где останавливаются туристы, встретили скучающего сторожа. Узнали у него, что в летнее время на живописном озере собирается на пикник и рыбалку народ, а зимой приезжают кататься на снегоходах, санях, лыжах.
Я не выделила для себя каких-то интересных оборудованных горок для таких зимних забав. Оглядывая окрестности, услышала радостное громкое мурчание. Черный пушистый кот бежал навстречу незваным гостям.
Стоило ему чуть уделить внимание, и он на правах лесного хозяина сопровождал нас по всей территории Партизанской поляны и замершего озера. Когда собрались в обратный путь, угостили кота печеньем, он глянул с недоумением и укором, мол, не за едой я к вам пришел, а за общением. А когда уезжали, бежал за машиной надрывно мяукая. Вот такая кратковременная любовь с первого взгляда.



Насыщенный кислородом воздух действует на меня волшебно. Мои эмоции красноречиво об этом говорят. :)

Вот оно горное озеро Партизанской поляны на высоте 1600 метров над уровнем моря, у подножья хребта Каменное море. Летом поляны в цветах, а в озере отражаются горы

Хребет Каменное море необычен своим видом и хаотичным пересеченным известняковым неземным рельефом. Он опоясывает двадцати пяти километровой дугой с востока высокогорное плато Лаго-Наки.
Если проехать ещё километров шесть на запад, то можно увидеть Яворову поляну, там дорога заканчивается, стоит шлагбаум и начинается заповедник с пешими маршрутами. Там планируется строительство крупного горнолыжного комплекса.

Отличное настроение на природе при солнечной погоде. Наигрались в снежки, слепили снеговика. Кот, кстати, тоже в наших играх принимал активное участие.

В этот день нам предстояло ещё посмотреть плато Лаго-Наки со стороны скалы Утюг и мы решили ехать дальше.
Спускались, обгоняя лесовозы и традиционных коров, дефилирующих по обочинам.





Река Белая

Выехав на трассу "Гузерипль – Майкоп", спустились к реке Белая.

Вот неисправимая… Всего несколько часов назад, забираясь на камень, уже нырнула в речку, и всё равно тянет на высоту!

Очень красивая береговая линия. Здесь хочется задержаться подольше. Неповторимость этих мест подчеркивают сосны, ели, граб, бук, можжевельник, фундук, барбарис, а самое главное, что среди всего этого великолепия ты один, сезон массового выезда туристов ещё не начался.



Живописное место в Адыгее для любителей природы. А весной любимое место рафтеров, так как на реке множество интересных порогов и перекатов.





Вот казалось бы межсезонье. Зима ещё на календаре, и только первые цветы напоминают о первом дыхании весны. Малолюдно, все ждут зелени. Но даже в серых красках спящего леса река завораживает бурлящим потоком и резными берегами.







Сожаление у меня только о том, что нет пешеходной дорожки. Из окна автомобиля смотреть на эту красоту преступление, а ходить по трассе небезопасно.

Самые красивые достопримечательности реки Белая (Адыгея):

  1. Хаджохская теснина (поселок Каменномостский).
  2. Гранитный Каньон (южнее станицы Даховская, не доезжая до села Хамышки).
  3. Место слияния с рекой Киши (вблизи Андреевской балки между Хамышки и Гузерипль)
  4. Долина аммонитов (между станицами Абадзехской и Хаджохом под автомобильным мостом через реку Белая, там река вымыла большие каменные шары причудливой формы с окаменевшими аммонитами).

Плато Лаго-Наки

На завершающий аккорд выходного дня на природе оставили посещение скалы Утюг с завораживающими видами на плато Лаго-Наки.
Дорога проходит частично по Адыгее и по территории Краснодарского края.
Первую остановку сделали на смотровой площадке с видом на станицу Даховскую, возле небольшого рынка с сувенирами. Нас интересовал вид с высоты птичьего полета.







А вот на дороге, возле поворота на пещеру Азишскую, шла бойкая торговля.



На Азишском перевале только успеваю крутить головой – красота везде. Дорога грунтовка.



Возле гостиничного комплекса «Азиш-Тау» заметила пологие склоны, оборудованные под катание на ватрушках, санках и лыжах, с открытыми пунктами проката.





«Через горы к морю» - знаменитая «Тридцатка», был открыт в 1936 году. Когда то считался самым посещаемым горным маршрутом не только в России, но и в мире.

Это настоящий поход с пересечением Главного Кавказского хребта. Маршрут практически полностью проходит по территории Государственного Кавказского заповедника. Нетронутая природа, снежные шапки гор даже летом, высокие перевалы и горные тропы. Все это в сочетании с гарантированной безопасностью оставят у вас неизгладимые впечатления на всю жизнь.

План похода

  • 1 день
    Встреча с туристами на ж/д вокзале г.Краснодар.
    Переезд в Гузерипль (220км). Получение пропусков в заповедник. По пути возможна остановка для осмотра водопадов Руфабго (при наличии времени и за дополнительную плату).
    Переезд к Партизанской поляне (15км).
    Переход Партизанская поляна - река Армянка (4км).
  • 2 день

    Переход река Армянка - перевал Гузерипль - обед сухим пайком - перевал Армянский - тур. приют Фишт (15км). На тур. приюте есть летний душ (бесплатно), магазинчик, волейбольная площадка.
  • 3 день
    Завтрак. Прогулка (без рюкзаков) на Фишт-Оштеновский перевал (2200м). По желанию группы возможно восхождение на гору Оштен (2804м), прогулка к озеру Псенодах или леднику горы Фишт.
    Обед. Ужин.
  • 4 день
    Завтрак. Подготовка к выходу. Переход тур. Приют Фишт - перевал Белореченский - обед. - перевал Черкесский - поляна Стадника (15км).
    Установка лагеря, ужин.
  • 5 день
    Завтрак. Подготовка к выходу.
    Переход поляна Стадника - Весёлый спуск - тур приют Бабук-аул (10км).
    На тур. Приюте есть летний душ (бесплатно), горячий душ (за дополнительную плату), магазинчик, волейбольная площадка.
    Обед.
    Отдых, подвижные игры.
    Ужин.
  • 6 день
    Завтрак. Подготовка к выходу.
    Переход тур. Приют Бабук-аул - река Бзыч (15 км). Обед.
    Установка лагеря, ужин.
  • 7 день
    Завтрак. Подготовка к выходу. Переход река Бзыч - Солох-аул (8км). Переезд в Дагомыс.
    Размещение в кемпинге. Обед, отдых на море, ужин.
  • 8 день
    Завтрак, переезд в Сочи, отъезд домой.

Участники

шапки гор даже летом, высокие перевалы и горные тропы. Все это в сочетании с гарантированной безопасностью оставят у вас неизгладимые впечатления на всю жизнь.

Место сбора группы

Ж/д вокзал города Краснодар. Утром (по фактическому прибытию поездов).

В стоимость входит

Весь внутренний транспорт от города Краснодар до посёлка Дагомыс. Трёхразовое питание на активной части маршрута готовят инструкторы. Аренда снаряжения (палатки, костровое и газовое оборудование, средства страховки в горах). Инструкторское обслуживание на маршруте. Оплата посещения Кавказского заповедника, оплата кемпинга в поселке Дагомыс.

За дополнительную плату

Ж/д билеты до станции Краснодар и обратно от станции Сочи. Аренда рюкзака, спального мешка, треккинговых палок.

Хотите пойти в поход, но у Вас нет специального оснащения для активного туризма? Для Вас за дополнительную небольшую плату мы предоставляем

Июньские праздники-2018 мы провели в горном походе - отправились по легендарному 30-му маршруту «Через горы к морю». С небольшой группой вышли с Яворовой поляны в окрестностях пос. Гузерипль в Адыгее, чтобы на третий день спуститься к пос. Солохаул неподалеку от Дагомыса и увидеть, наконец, море. Как это было? Читайте и смотрите.

Мы стартовали в обед 10 июня. Моросил мелкий дождь, а впереди и позади нас маячили большие и маленькие группы туристов: все направлялись к приюту Фишт, чтобы провести там, вдали от цивилизации, длинные выходные. Нельзя сказать, что на тропе не протолкнуться, но желающих поиспытывать лишения было предостаточно.

Через 4,5 часа после выхода с поляны мы уже отвоёвывали у зарослей луговой травы места под палатки. В броуновском движении на приюте удавалось различить два разнонаправленных сообщества: одни сосредоточенно ужинали и укладывались спать, чтобы на рассвете выйти на штурм Фишта или «тридцатки», другие наслаждались здесь и сейчас - костёр, волейбол, домашнее вино, армянское радио.


Внизу, в долине, видны крыши приюта Фишт. Выемка в скале впереди — Белореченский перевал

В 5:15 следующего утра, что по местным меркам непозволительно поздно, мы двинулись дальше. Сперва фотосессия на Белореченском перевале, затем завтрак у коша, короткий подъем к Черкесскому перевалу - и вот мы в лесу, в начале долгого спуска к морю. Жить стало лучше, жить стало веселее. Пока мы не достигли точки абсолютного веселья.

«Веселый спуск» – это 4-километровый отрезок, на котором необходимо сбросить 900 метров высоты. Он расположен километрах в 10 от приюта Фишт и после двух перевалов, то есть лёгкие нотки первой усталости моментально превращаются здесь в песнь отчаяния и боли.

На самом деле, конечно, всё не так страшно, но только не тогда, когда тёплое солнечное утро разражается ливнем. Да таким, что не успеваешь подумать, а уже шагаешь в мокрых не от страха штанах. К счастью, на нашем следующем приюте светило солнце, имелись дрова для костра, горячий душ и холодное пиво (что важно, именно в таком сочетании, не наоборот).


Фишт-Оштенский массив. Вид с коша неподалеку от Черкесского перевала

На приюте Бабук-Аул мы провели чудесные полдня, вечер, ночь, а потом и неспешное утро. Прямо как белые люди: обедали за столом в беседке и даже не мёрзли тёплой ночью. Непорядок, конечно, а что делать. Близость чёрного моря накладывает отпечаток, приходится соответствовать.

Заключительный день - это 7 км до КПП заповедника, которые мы преодолели легко и играючи (как модно нынче говорить, на опыте), затем трансфер в Сочи, прощания, обещания не забывать и писать и, конечно, море.
Тут, на море, женщины ходят без шапок и штормовых курток. Вместо облепленных грязью ботинок на них покрытые стразами тапки. Электричество-газ-телефон-водопровод - это тоже, само собой и в шаговой доступности. Жаль, что мы спрятали свои пыльные рюкзаки в камеру хранения, а то б могли составить конкуренцию крашеным неграм и насшибать денег на обратный билет.

Вечером Я сел в поезд и отправился домой. Увозя с собой впечатления и воспоминания - в первую очередь, о ребятах, с кем мы провели эти дни. В конце концов, запоминаются ведь не только и не столько пейзажи, сколько атмосфера, улыбки, беседы и шутки. Спасибо, ребята, что были здесь и сейчас. Мне с вами кайф.


Приют Бабук-Аул

Подпишитесь на нас

Не чаще 1 раза в 2 недели мы присылаем анонсы наших путешествий и важные новости туризма

Новое на сайте

>

Самое популярное