Домой Удобрения Афонская молитва по соглашению

Афонская молитва по соглашению

Прибегает ли современный человек к мольбе? Только лишь в самую трудную минуту, когда надежды на помощь простых смертных уже не остаётся. Молитва – это сильные слова, прямой разговор с Господом Богом, открывающий врата помощи нуждающимся и глубоко верующим людям.
Молитвы появились давным давно. Они стали незримой связью между Создателем и обычными людьми, а определяли текст этих обращений к Богу избранные им же покровители и причисленные к лику святых верующие и верные Господу заступники.

Одной из самых сильных молебствий считается молитва задержания старца Пансофия Афонского. Она обладает могуществом и великой силой, этот текст обращения к Богу используется как оберег от разной нечисти, помогает в борьбе с серьёзными заболеваниями и поддерживает всех нуждающихся в защите.

Рекомендации
Мольба задержания – это особенные прошения, смысл которых чрезмерно глубокий для сознания обычного человека. Молитва задержания старца Афонского Пансофия представляет собой священный текст, читать который можно только лишь с разрешения и благословения священнослужителя. Но результат от неё может быть нулевым, если не выполнять следующие рекомендации:

Молиться нужно в одиночестве, незачем чужим ушам слушать чью-то сокровенную речь, обращение к Господу. Молитва должна быть тайным действием;
во время прочтения, нужно быть особенно внимательным, чётко и правильно выговаривая каждое слово. Человек на уровне подсознания должен проникаться смыслом своего обращения к Всевышнему;
молитва задержания читается или же слушается 9 раз на дню в течение 9 дней. Если произошла оговорка или ненамеренный сбой, маленькое отвлечение от прочтения священного текста, необходимо начинать все сначала.

В чём эффективность мольбы старца Пансофия Афонского?

Если полностью соблюдать все вышеописанные рекомендации, результат обязательно придёт. Чтобы молитва задержания произвела максимальный эффект, нужно сконцентрироваться и искренне поговорить с Богом. Эти священные слова способствуют воссозданию благоприятной семейной ауры, любви, благополучия, и самое главное – здоровья. Они как реальный оберег для человека.

При условии правильного моления можно найти решении даже самым трудным и безвыходным ситуациям. Слова старца Пансофия – необыкновенный текст с тайной магической силой, которая блокирует влияние нечистой и злой энергии на человека, и дьявол уже не сможет затащить его в свои липкие сети.

Как правильно читать?
В разговоре с Всевышним можно использовать слова старца Афонского. Такая молитва читается два разы на дню – утром и вечером – или только один раз в любое время суток. Святые отцы говорят, что никакой подготовки и благословения для домашней молитвы не нужно. Все, что необходимо сделать – это:

Читать её на протяжении девяти дней
Контролировать собственные эмоции
Не допускать нервных срывов, ссор и разных конфликтных ситуаций
Не поддаваться на провоцирование близких людей и пресекать все проявления агрессии в свою сторону только добротой и улыбкой.
Не бойтесь довериться Господу Богу через молитву – и он всегда придёт на помощь.

Молитва задержания
«Яко неплодную смоковницу, не посецы мене, Спасе, грешнаго, но многая лета пождание ми даруй, напаяя душу слезами покаяния, да плод принесу Ти, Многомилостиве.

Милосердный Господи! Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса, сына Навина, задерживал целый день движения солнца и луны, доколе народ Израильский мстил врагам своим.

Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их, и вновь исцелил их.

Ты некогда вещал пророку Исаии: вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым, и возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.

Ты некогда устами пророка Иезекииля затворил бездны, останавливал реки, задерживал воды.

И ты некогда постом и молитвою пророка Твоего Даниила заграждал уста львов во рву.

И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.

Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих и унижающих мя.

Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.

Не ты ли вещал апостолу Павлу: говори и не умолкай, ибо Я с тобой, и никто не сделает тебе зла.

Смягчи сердца всех противоборствующих благу и достоинству Церкви Христовой.

Посему да не умолкнут уста моя для обличения нечестивых и прославления праведных и всех дивных дел Твоих. И да исполнятся вся благая начинания наша и желания.

К вам, праведницы и молитвенницы Божии, наши дерзновенные предстателие, некогда силою своих молитв сдерживающие нашествия иноплеменников, подход ненавидящих, разрушившие злые замыслы людей, заграждавшие уста львов, ныне обращаюсь я с молитвой моей, с моим прошением.

И ты, преподобный великий Еллий Египитский, некогда оградивший в круге крестным знамением место поселения ученика своего, повелел ему вооружиться именем Господним и не бояться отныне демонских искушений. Огради дом мой, в коем я живу, в круге молитв твоих и сохрани его от огненного запаления, воровского нападения и всякого зла и страхования.

И ты, преподобный отче Поплие Сирийский, некогда своею непрестанною молитвою десять дней демона державший неподвижным и не могущим идти ни днем, ни ночью; ныне окрест дома моего сего удержи за оградою его вся сопротивныя силы и всех хулящих имя Божие и презирающих мя.

И ты, преподобная девственница Пиама, некогда силою молитвы остановившая движение шедших погубить жителей тоя деревни, где жила, ныне приостанови все замыслы врагов моих, хотящих изгнати мя из града сего и погубити мя: не допускай им приближатися к дому сему, останови их силою молитвы своей: «Господи, Судия Вселенной, Ты Которому неугодна всякая неправда, когда приидет к Тебе молитва сия, пусть Святая Сила остановит их на том месте, где постигнет их».

И ты, блаженный Лаврентий Калужский, моли Бога о мне, как имеющий дерзновение пред Господом предстательствовать о страждущих от козней диавольских. Моли Бога о мне, да оградит Он меня от козней сатанинских.

И ты, преподобный Василий Печерский, соверши свои молитвы запрещения над нападающими на меня и отжени все козни диавольские от мене.

И вы, вси Святые земли Российской, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все диавольские замыслы и козни - досадить мне и погубить меня и достояние мое.

И ты, великий и грозный страже, Архистратиже Михаиле, огненным мечем посекаяй все хотения врага рода человеческаго и всех приспешников его, хотящих погубить мя. Стой нерушимо на страже дома сего, всех живущих в нем и всего достояния его.

И Ты, Владычице, не напрасно именуемая «Нерушимой стеной», будь для всех враждующих против меня и замышляющих пакостная творити мне, воистину некоей преградой и нерушимой стеной, ограждающей меня от всякого зла и тяжких обстояний.

Аминь.Аминь.Аминь»

(Из сборника молитв старца Пансофия Афонского, 1848 г.)

Иноки и монахи используют ее для защиты своих монастырей и келий на протяжении нескольких веков. Она помогает им в ведении хозяйственных дел, в добывании хлеба насущного, защищала и укрепляла в несении послушаний, открывала глаза на непраледные дела, давала силу в несении креста, защищала от бесовских нападений.

Предметы, необходимые для проведения обряда:

Иконы: «Святая Троица», «Михаил Архангел», «Святцы».
Большие праздничные свечи - 3 шт.
Свеча для дома.
Ладан и ложка для ладана.
Последовательность выполнения обряда:

На, накрытом белой скатертью, поставьте иконы треугольником. Перед каждой иконой поставьте свечи. В центр треугольника поставьте блюдо, в которое нужно положить все обрядовые предметы.
Зажгите перед иконами свечи, свечу для дома поставьте в центр блюда.
Произнесите молитвенное обращение.

Раньше на горе Афон были храмы языческим божествам, а теперь это почитаемая во всем мире христианская святыня. Кто такие афонские старцы? Мои друзья недавно приехали из Греции, где посещали святые места. Много интересных и удивительных историй они рассказали нам о святой обители.

Интересно, что вход женщинам на Афон воспрещен, хотя игуменьей афонского монастыря является сама Пресвятая богородица. На Афон съезжаются православные паломники со всего мира, чтобы вдохнуть воздух святости и получить наставления духовных отцов, чья мудрость уходит корнями в истоки христианского апостольского учения.

По преданию Пресвятая Богородица сошла на полуостров у Афонской горы и возлюбила эти благословенные места. Она испросила у Господа землю себе в удел. Именно на святой горе Афон православные монахи построили обитель благочестия и идеальной христианской жизни.

Старчество в православии это особенный вид подвижничества. Старцы принимают активное участие в наставлении в вере, посильной помощи советом и рекомендациями верующим. Старцы считаются максимально приближенными к праведной духовной жизни, с которых нужно брать пример верующим.

Главной задачей иноков-аскетов Афона является служение Господу. Ради него они полностью отказались от мирских благ и утех.

Афонские старцы, проживающие вдали от мирской суеты и соблазнов, являют пример благочестия и праведности. Уединенная жизнь способствует развитию прозорливости и пророческого дара. Монахи видят человека насквозь, могут дать необходимый совет и наставить на путь истины.

Духовная традиция старчества теряется в глубине веков, монахи свято чтут наставления своих духовных учителей и передают их из поколения в поколение.

На святой горе Афон, которая имеет статус государства, расположено более двадцати мужских монастырей. Ежедневно в святую обитель стекаются сотни туристов со всего мира, чтобы получить наставление святых отцов и божью благодать. Особенно почитаются на Афоне старцы, которые считаются провидцами и святыми.

Святые иноки Афона активно участвуют не только в богослужебных делах, но и помогают советом и наставлениями мирянам. Молитвы иноков-аскетов оказывают неоценимую помощь в различных нуждах, однако, человек должен осознавать и свое влияние на жизнь. Многие сами притягивают к себе различные беды и несчастья неправедным образом жизни, а потом ищут помощи у святых людей.

Молитва задержания

Эта чудодейственная молитва была составлена афонским монахом Пансофием в 1848 году. С помощью этой молитвы можно удержать нечистого духа, чтобы он не мешал человеку жить. Молитву читают ежедневно, пока обстоятельства не исправятся. Молитву задержания также читают при оккультных нападениях, когда верующего начинают преследовать колдуны. Она останавливает бесовское наваждение и очищает душу от тлетворного влияния греха.

Также молитва защищает от:

  • тяжелой изнурительной болезни;
  • завистливых людей;
  • клеветников и сплетников;
  • угрожающих расправой и вымогательством;
  • ненавистников и злобствующих людей.
  • читают молитву у иконы Задержание;
  • нельзя разглашать, что вы читаете молитву;
  • текст нужно читать не спеша, осмысленно, вникая в каждое слово;
  • если вы прервали чтение, нужно читать с самого начала.

Во время чтения лучше придерживаться постной пищи, не посещать увеселительных мероприятий и отказаться от курения. Желательно посещать церковные литургии, исповедаться и принять причащение.

Очень важно простить своих обидчиков и не требовать их немедленного наказания. Также не следует держать в памяти имена обидчиков, чтобы указать Господу на них. Перед иконой Задержания нужно возжигать свечи, лампадку или монашенки.

Молитва задержания помогает даже в безвыходных ситуациях.

Молитва задержания становится на защиту верующего, образует вокруг него спасительный оберег от любого проявления зла. Часто человек может получить такие благословения, о которых и не мечтал.

Текст молитвы задержания.

Надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! Без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противимся Богу. Призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа, Который скажет в день он: «приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира». А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, — тем скажет: «отойдите от Меня, Я вас не знаю»…

Вот как важно для нас призывание имени Божия и получение благословения от Него на все дела и начинания наши, (и в особенности пред чтением Св. Писания, а наипаче пред молитвою!).

Св. Апостол Павел сказал: непрестанно молитесь, и вся во славу Божию творите, сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом. Непрестанно молиться, — это не значит стать пред св. иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св. Иоанн Златоуст: «можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше». Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого, ощущаемого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.

Привыкшему к празднословию придет ли охота молиться? Откуда придет к нему благое слово молитвы, когда язык его привык переливать одни пустые и праздные слова?

Старец Иосиф Исихаст (1898-1959)

Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени, труд без оплаты.

Начало пути к чистой молитве есть борьба со страстями. Невозможно быть преуспеянию в молитве, пока действуют страсти. Но даже они не препятствуют пришествию благодати молитвы, не было бы только нерадения и тщеславия.

Молитва — это единственная помощь, которая содействует очищению разума, и без нее мы не можем жить духовно. Однако никто не может держать ум и молиться чисто, если не придет благодать Божественного и духовного ведения или если не придет сверхъестественным образом некий благой и божественный помысел или другое действие Божией благодати. Отсюда подвижник должен знать, что не сам он держит ум, аБожия благодать, и по мере Божией благодати он молится чисто… И пусть знает такой, что это не от него, а от Бога. И пусть благодарит Бога. И пусть учит других, что мы должны действовать теми способами, которые в наших силах, показывая Богу наше намерение и желание молиться чисто. Но придет ли это, зависит от Бога.

Когда ты приступаешь к исполнению своего долга, к молитве, то приступай с великим смирением, прося милости Божией. Не потому, что Он у тебя в долгу и обязан дать тебе благодать, но ты — узник, и просишь благодати, чтобы она тебя разрешила, и говоришь: «Владыко, сладчайший Господи наш Иисусе Христе! Ниспошли святую Твою благодать и разреши мя от уз греха. Просвети мою тьму душевную, дабы уразумел Твою беспредельную милость и возлюбил и возблагодарил достойно Тебя, сладчайшего моего Спаса, достойного всякой любви и благодарения. Ей, благий благодетелю мой и многомилостивый Господи, не удали от нас Свою милость, но умилостивись над Своим созданием. Вем, Господи, тяжесть моих прегрешений, но вем и Твою нечаянную милость. Зрю тьму бесчувственной моей души, но верую со благими надеждами, ожидая Божественного Твоего просвещения и избавления от лукавых моих зол и губительных страстей предстательством сладчайшей Твоей Матери, Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых. Аминь». Не прекращай просить так до последнего твоего дыхания, и Бог силен исполнить твое прошение. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

— Батюшка, как нужно готовиться к молитве ?

— Так же, как готовимся к божественному причащению. Там божественное приобщение, здесь божественное общение. Когда причащаемся, принимаемся в себя Христа, приходит Божественная благодать. В молитве мы постоянно общаемся со Христом и иным образом принимаем Божественную благодать. Неужели этого мало! В причастии приобщаемся Тела и Крови Христовых, в молитве общаемся с Богом. Как перед причащением необходимо исповедоваться духовнику, так и перед началом молитвы нужно со смирением исповедоваться Христу. «Господи, я ничтожный человек… Не стоит Тебе со мной возиться, но прошу Тебя, помоги мне». Так приходит Божественная благодать и открывается путь к общению с Богом.

Если человек не раскается и не исповедуется в смирении Богу, то останется неподготовленным. Возникает преграда, которая препятствует его общению с Богом. Дверь остаётся закрытой и душа не находит покоя. Но если он скажет: «Согрешил, Боже мой», то преграда падает или, лучше сказать, Бог открывает дверь и человек принимает благодать божественного общения.

— Батюшка, я читала в «Лествице», что для молитвы нужно быть облечённым в одежду, в какую облекается человек, когда собирается предстать перед царем . Что это за одежда?

— Уничижать себя перед Богом и смиренно просить прощения за свои прегрешения. «Виновата, говори, Боже мой, я - неблагодарная, я огорчила Тебя. Прости меня». Но говори это с внутренним сокрушением, не внешне. Это та одежда, в которую нужно облекаться, когда беседуешь с Богом. Если этого нет, то ты как будто говоришь Богу: «Как дела? Ну, что новенького?». Если у человека, перед которым мы прегрешили, мы должны просить прощения, то тем более нужно просить прощения у Бога за наши ежедневные прегрешения.

— Это значит, батюшка, что нужно думать о согрешениях, которые я ежедневно совершаю?

— Прежде проси прощения у Бога за прегрешения, которые сотворила в течение дня, и уже потом думай о своей греховности в общем. Так ты смиряешься и уже потом начинаешь высказывать свои просьбы. Я начинаю молитву словами: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13). Повторяю это несколько раз шепотом и потом начинаю творить молитву. Как-то я просил Бога, чтобы Он научил меня молиться. И тогда мне было видение юноши семнадцати лет, который молился. Он привёл меня в совершенное сокрушение! Он так плакал и молился, что я был изумлён и потрясен. Начинал с исповеди: «Я неблагодарный, неисправимый…». Потом говорил: «Что я сам, находясь в таком состоянии, могу с собой сделать, Боже мой, если Ты не поможешь мне?» И потом начинал говорить прошения.

— Батюшка, часто во время молитвы я думаю о своих прегрешениях и поэтому не могу сосредоточиться.

— Мы же уже говорили, что испытывать себя и исповедовать свои прегрешения нужно до начала молитвы, а не во время неё. А то получается уже не самокритика, а собеседование с тангалашкой. Перед молитвой нужно подумать о том, что в нас не так, на это направить свой ум, настроить прицельную рамку, а потом… огонь!

Старец Ефрем Филофейский

Цель нашей жизни достигается глубоким и подлинным покаянием, исполнением заповедей Христовых, Святым причастием, умной и сердечной молитвой. Этот путь для всех без исключения людей.

Молитва, песнопение, церковное богослужение, поклоны, а главное, священная исповедь и Божественное Причащение, а ещё любая помощь ближнему и, особенно, дела любви, которые делаются от чистого сердца, а не от гордости и эгоизма, - вот средства, которые помогают благоукрашению души.

Подобно тому, как меняется тело, меняется и душа. Если человек приближается к Богу, то начинает более воспринимать Божественное. Дотрагиваясь до тела, мы узнаём, тёплое оно или холодное, проводим рукой по одежде - и устанавливаем, что она мягкая, касаемся мебели - и выясняем, что мебель твёрдая. Прикасаясь к вещи, мы определяем её свойства. Так и с душой: если мы приближаемся к Богу правильно, то воспринимаем действие Божественных энергий. Когда мы молимся, то становимся способны ощущать, например, любовь Божию, радость, мир, Премудрость и Благоутробие Божии. И сами мы при этом становимся милосердными, просвещёнными, приобщаемся любви и очищаемся. Бог чист - и человек с Ним делается чистым, потому что принимает от Бога силу и очищает себя. Так постепенно душа исполняется красотой в очах Божиих.

Если человек молится, то принимает от Бога благоухание и благодать, и Ангел его тоже молится рядом. Просит человек - просит и Ангел, умоляя: «Боже мой, услышь его молитву, сделай то, о чём он просит». А если молитва наша ещё сопровождается слезами и покаянием, тогда Ангел радуется, потому что имеет бόльшее дерзновение к Богу ради такой прекрасной души, такого прекрасного человека.

Будем же молиться за наших братьев, христиан, чтобы и они нашли путь спасения. Кроме как о себе будем молиться и о людях, которые не знают Бога. Это и есть свидетельство нашей деятельной любви к ближнему. А если мы и впрямь любим своих братьев, значит, творим дело Божие, потому что «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает»

Станем же бороться против эгоизма, вооружась молитвой. Пусть молитва «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» по возможности не прекращается даже ночью. Тело без души разлагается, начинает источать зловоние, делается источником заражения. То же самое происходит с душой, когда в ней нет молитвы. Всегда будем держать перед своим мысленным взором задачу - как бы уничтожить этого зверя, живущего внутри нас, наш эгоизм, и будем постоянно молиться. Разольём благоухание молитвы в своём малом храме Божием, который есть тело и душа человека. Телом и духом своими станем прославлять Святого Бога.

Литература:

1. Схиархимандрит Кирик Афонский (1938). Царский путь ко спасению

2. Изложение монашеского опыта. Старец Иосиф Афонский, Изд-во: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998г.

3. Архимандрит Софроний. О молитве. СПб.: Сатисъ. 1994.

4. Старец Силуан. -Париж, 1952.

5. Паисий Святогорец.Слова. Том VI (перевод Издательского Дома «Святая Гора»)

6. Ефрем Филофейский. Искусство спасения . М., «Святая Гора», 2012

Схиархимандрит Кирик (Максимов(?)) Родился в России в небогатой семье. Окончил городское училище. В молодые годы, еще до революции, выехал в Грецию и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Исполнял послушания на Афонском подворье в Москве, где принимал участие в издании книг св. Феофана Затворника. Настоятель Афонского подворья в г. Одесса.

Вернувшись на Афон, принимал активное участие в борьбе с имяславием. После революции остался в монастыре и был духовником его братии.

В 1930-х гг. на некоторое время был вызван в Югославию сербским Патриархом Варнавой для оказания содействия в устройстве там церковной жизни русской эмиграции.

См.: Ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Σιναΐτου. Κλῖμαξ. Λόγος ΚΗ´, παρ. γ´. Ἀθῆναι, 1970. Σ. 159.

AgionOros.ru публикует отрывки из поучений афонских старцев, посвящённых молитве. Некоторые из них публикуются на русском языке впервые.

Схиархимандрит Кирик Афонский (1938) 1

Надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! Без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противимся Богу. Призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа, Который скажет в день он: “приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира”. А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, – тем скажет: “отойдите от Меня, Я вас не знаю”…

Вот как важно для нас призывание имени Божия и получение благословения от Него на все дела и начинания наши, (и в особенности пред чтением Св. Писания, а наипаче пред молитвою!).

Св. Апостол Павел сказал: непрестанно молитесь, и вся во славу Божию творите, сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом. Непрестанно молиться, – это не значит стать пред св. иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св. Иоанн Златоуст: “можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше”. Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого, ощущаемого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.

Привыкшему к празднословию придет ли охота молиться? Откуда придет к нему благое слово молитвы, когда язык его привык переливать одни пустые и праздные слова?

Старец Иосиф Исихаст (1898-1959)

Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени, труд без оплаты.

Начало пути к чистой молитве есть борьба со страстями. Невозможно быть преуспеянию в молитве, пока действуют страсти. Но даже они не препятствуют пришествию благодати молитвы, не было бы только нерадения и тщеславия.

Молитва – это единственная помощь, которая содействует очищению разума, и без нее мы не можем жить духовно. Однако никто не может держать ум и молиться чисто, если не придет благодать Божественного и духовного ведения или если не придет сверхъестественным образом некий благой и божественный помысел или другое действие Божией благодати. Отсюда подвижник должен знать, что не сам он держит ум, аБожия благодать, и по мере Божией благодати он молится чисто… И пусть знает такой, что это не от него, а от Бога. И пусть благодарит Бога. И пусть учит других, что мы должны действовать теми способами, которые в наших силах, показывая Богу наше намерение и желание молиться чисто. Но придет ли это, зависит от Бога.

Когда ты приступаешь к исполнению своего долга, к молитве, то приступай с великим смирением, прося милости Божией. Не потому, что Он у тебя в долгу и обязан дать тебе благодать, но ты – узник, и просишь благодати, чтобы она тебя разрешила, и говоришь: “Владыко, сладчайший Господи наш Иисусе Христе! Ниспошли святую Твою благодать и разреши мя от уз греха. Просвети мою тьму душевную, дабы уразумел Твою беспредельную милость и возлюбил и возблагодарил достойно Тебя, сладчайшего моего Спаса, достойного всякой любви и благодарения. Ей, благий благодетелю мой и многомилостивый Господи, не удали от нас Свою милость, но умилостивись над Своим созданием. Вем, Господи, тяжесть моих прегрешений, но вем и Твою нечаянную милость. Зрю тьму бесчувственной моей души, но верую со благими надеждами, ожидая Божественного Твоего просвещения и избавления от лукавых моих зол и губительных страстей предстательством сладчайшей Твоей Матери, Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых. Аминь”. Не прекращай просить так до последнего твоего дыхания, и Бог силен исполнить твое прошение. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Старец Софроний Сахаров (1896-1993)

Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки.

Ты, может быть, скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир; а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится, пойдут великие бедствия… Мир стоит молитвами Святых.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

– Батюшка, как нужно готовиться к молитве?

– Так же, как готовимся к божественному причащению. Там божественное приобщение, здесь божественное общение. Когда причащаемся, принимаемся в себя Христа, приходит Божественная благодать. В молитве мы постоянно общаемся со Христом и иным образом принимаем Божественную благодать. Неужели этого мало! В причастии приобщаемся Тела и Крови Христовых, в молитве общаемся с Богом. Как перед причащением необходимо исповедоваться духовнику, так и перед началом молитвы нужно со смирением исповедоваться Христу. «Господи, я ничтожный человек… Не стоит Тебе со мной возиться, но прошу Тебя, помоги мне». Так приходит Божественная благодать и открывается путь к общению с Богом.

Если человек не раскается и не исповедуется в смирении Богу, то останется неподготовленным. Возникает преграда, которая препятствует его общению с Богом. Дверь остаётся закрытой и душа не находит покоя. Но если он скажет: «Согрешил, Боже мой», то преграда падает или, лучше сказать, Бог открывает дверь и человек принимает благодать божественного общения.

– Батюшка, я читала в «Лествице», что для молитвы нужно быть облечённым в одежду, в какую облекается человек, когда собирается предстать перед царем 2 . Что это за одежда?

– Уничижать себя перед Богом и смиренно просить прощения за свои прегрешения. «Виновата, говори, Боже мой, я - неблагодарная, я огорчила Тебя. Прости меня». Но говори это с внутренним сокрушением, не внешне. Это та одежда, в которую нужно облекаться, когда беседуешь с Богом. Если этого нет, то ты как будто говоришь Богу: «Как дела? Ну, что новенького?». Если у человека, перед которым мы прегрешили, мы должны просить прощения, то тем более нужно просить прощения у Бога за наши ежедневные прегрешения.

– Это значит, батюшка, что нужно думать о согрешениях, которые я ежедневно совершаю?

– Прежде проси прощения у Бога за прегрешения, которые сотворила в течение дня, и уже потом думай о своей греховности в общем. Так ты смиряешься и уже потом начинаешь высказывать свои просьбы. Я начинаю молитву словами: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13). Повторяю это несколько раз шепотом и потом начинаю творить молитву. Как-то я просил Бога, чтобы Он научил меня молиться. И тогда мне было видение юноши семнадцати лет, который молился. Он привёл меня в совершенное сокрушение! Он так плакал и молился, что я был изумлён и потрясен. Начинал с исповеди: «Я неблагодарный, неисправимый…». Потом говорил: «Что я сам, находясь в таком состоянии, могу с собой сделать, Боже мой, если Ты не поможешь мне?» И потом начинал говорить прошения.

– Батюшка, часто во время молитвы я думаю о своих прегрешениях и поэтому не могу сосредоточиться.

– Мы же уже говорили, что испытывать себя и исповедовать свои прегрешения нужно до начала молитвы, а не во время неё. А то получается уже не самокритика, а собеседование с тангалашкой. Перед молитвой нужно подумать о том, что в нас не так, на это направить свой ум, настроить прицельную рамку, а потом… огонь!

Старец Ефрем Филофейский

Цель нашей жизни достигается глубоким и подлинным покаянием, исполнением заповедей Христовых, Святым причастием, умной и сердечной молитвой. Этот путь для всех без исключения людей.

Молитва, песнопение, церковное богослужение, поклоны, а главное, священная исповедь и Божественное Причащение, а ещё любая помощь ближнему и, особенно, дела любви, которые делаются от чистого сердца, а не от гордости и эгоизма, - вот средства, которые помогают благоукрашению души.

Подобно тому, как меняется тело, меняется и душа. Если человек приближается к Богу, то начинает более воспринимать Божественное. Дотрагиваясь до тела, мы узнаём, тёплое оно или холодное, проводим рукой по одежде - и устанавливаем, что она мягкая, касаемся мебели - и выясняем, что мебель твёрдая. Прикасаясь к вещи, мы определяем её свойства. Так и с душой: если мы приближаемся к Богу правильно, то воспринимаем действие Божественных энергий. Когда мы молимся, то становимся способны ощущать, например, любовь Божию, радость, мир, Премудрость и Благоутробие Божии. И сами мы при этом становимся милосердными, просвещёнными, приобщаемся любви и очищаемся. Бог чист - и человек с Ним делается чистым, потому что принимает от Бога силу и очищает себя. Так постепенно душа исполняется красотой в очах Божиих.

Если человек молится, то принимает от Бога благоухание и благодать, и Ангел его тоже молится рядом. Просит человек - просит и Ангел, умоляя: «Боже мой, услышь его молитву, сделай то, о чём он просит». А если молитва наша ещё сопровождается слезами и покаянием, тогда Ангел радуется, потому что имеет бόльшее дерзновение к Богу ради такой прекрасной души, такого прекрасного человека.

Будем же молиться за наших братьев, христиан, чтобы и они нашли путь спасения. Кроме как о себе будем молиться и о людях, которые не знают Бога. Это и есть свидетельство нашей деятельной любви к ближнему. А если мы и впрямь любим своих братьев, значит, творим дело Божие, потому что «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает » 3

Станем же бороться против эгоизма, вооружась молитвой. Пусть молитва «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя » по возможности не прекращается даже ночью. Тело без души разлагается, начинает источать зловоние, делается источником заражения. То же самое происходит с душой, когда в ней нет молитвы. Всегда будем держать перед своим мысленным взором задачу - как бы уничтожить этого зверя, живущего внутри нас, наш эгоизм, и будем постоянно молиться. Разольём благоухание молитвы в своём малом храме Божием, который есть тело и душа человека. Телом и духом своими станем прославлять Святого Бога.

Литература:

1. Схиархимандрит Кирик Афонский (1938). Царский путь ко спасению

2. Изложение монашеского опыта. Старец Иосиф Афонский, Изд-во: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998г.

3. Архимандрит Софроний. О молитве. СПб.: Сатисъ. 1994.

4. Старец Силуан. -Париж, 1952.

5. Паисий Святогорец.Слова. Том VI (перевод Издательского Дома «Святая Гора»)

6. Ефрем Филофейский. Искусство спасения. М., «Святая Гора», 2012

1 Схиархимандрит Кирик (Максимов(?)) Родился в России в небогатой семье. Окончил городское училище. В молодые годы, еще до революции, выехал в Грецию и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Исполнял послушания на Афонском подворье в Москве, где принимал участие в издании книг св. Феофана Затворника. Настоятель Афонского подворья в г. Одесса.

Вернувшись на Афон, принимал активное участие в борьбе с имяславием. После революции остался в монастыре и был духовником его братии.

В 1930-х гг. на некоторое время был вызван в Югославию сербским Патриархом Варнавой для оказания содействия в устройстве там церковной жизни русской эмиграции.

2 См.: Ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Σιναΐτου. Κλῖμαξ. Λόγος ΚΗ´, παρ. γ´. Ἀθῆναι, 1970. Σ. 159.

По вечерам афонская гора представляет собой необыкновенное зрелище — она вся полна мерцающих огоньков. Это монахи встают на молитву, зажигая свечи перед иконами. Всю ночь молитвы будут возноситься к Господу. Монахи и старцы, живущие на священной горе, люди удивительные и святые. Некоторые из них живут в монастырях, другие, — в скитах, третьи, — отшельниками в труднодоступных местах. Один из таких отшельников — Филарет Карульский много десятилетий прожил в пещере, в которой был лишь алтарь, сделанный из камня и единственная икона, и больше ничего. Вместо кровати Филарет использовал хворост, пил воду, капающую с потолка пещеры. Пребывая в постоянной молитве, Филарет смог достигнуть высокой степени духовного совершенства. Хочется верить, что молитвами таких афонских старцев, как Филарет Карульский Господь помилует нас и наставит на путь истинный.

Чудотворные молитвы афонских старцев

Непрестанная молитва афонских старцев, годы безмолвия, отрешение от своей воли и умение вверить себя Божьей воле помогали пройти трудный путь познания. Именно поэтому мы так ценим мудрые молитвы, оставленные уже почившими афонскими старцы. Один из старцев – Аристоклий Афонский родом с Урала, из крестьянской семьи. Мальчик рано потерял отца, а в 10 лет у него отнялись ноги. Мать долго молилась , и чудо свершилось. Произошло оно в день церковного празднования святителя Николая. По достижении 17 возраста юноша отправляется на Афон. Более четверти века провел Аристоклий в монастыре на священной горе, а затем, был направлен в один из московских монастырей. 10 лет он возглавлял монастырское подворье. Люди тянулись к нему, по молитвам афонского старца Аристоклия совершилось много чудесных исцелений. Слухи об этом разлетелись по Москве, и сотни людей, нуждающихся в чудотворных молитвах афонского старца, стали ежедневно приходить на подворье монастыря. На пожертвования, которые оставляли благодарные посетители, старец устраивал жизнь нуждающихся и оплачивал учебу детей из бедных семей.

Текст православной молитвы афонского старца Аристоклия

О, пречудный старче московский и святыя горы Афонския подвижниче, великославный наш заступниче и усердный пред Престолом Божиим молитвенниче. Твоими непрестанными о нас молитвами умоли Господа от всякия бесовския напасти нам избавитися, и грядущия муки свободитися, да вси мы, спасаемии твоим ходатайством, воспоем Богу: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

Новое на сайте

>

Самое популярное