Домой Комнатные цветы Когда умер пророк мухаммад с а в. Где родился пророк Мухаммед и где похоронен? В каком городе родился пророк Мухаммед? Переселение Мухаммеда из Мекки в Медину

Когда умер пророк мухаммад с а в. Где родился пророк Мухаммед и где похоронен? В каком городе родился пророк Мухаммед? Переселение Мухаммеда из Мекки в Медину

В каком году умер Пророк Мухаммад (с.а.с.)

в. 632г. III

25.Кормилицами пророка Мухаммада (с.а.с.) были: (было две)

а. Джудама бинт аль Харис

б. Сувайба аль-Аслямия

в. Халима бинт Абу Зувайб

26.Кто выдал Хадиджу бинт Хувайлид (р.а.) замуж за Мухаммада (с.а.с.)?

а. Абу Талиб

б. Амр ибн Асад

в. Майсара

27.Какая дочь пережила Пророка (с.а.с.) на шесть месяцев?

а. Зайнаб

б. Умм Кульсум

в. Фатима

28.Что относится к предвестникам пророчества Мухаммада (с.а.с.)?

а. Благое видение во сне (вещие сны)

б. Ему открылась истина

в. К нему явился ангел Джибриль (г.с.)

г. Камни и деревья приветствовали его и говорили, что он будущий пророк

е. Стремление к уединению в пещере на горе Хира

29.Почему 620 г. получил название года « Скорби»?

а. В этот год пророк Мухаммад (с.а.с) посетил г. Таиф с пророческой миссией, но жители его прогнали, закидав камнями.

б. В этот год умер дядя пророка Мухаммада (с.а.с.) Абу Талиб, а также жена пророка (с.а.с.) Хадижа (р.а.)

в. В этот год умерли две дочери пророка Мухаммада (с.а.с.) Умм Кульсум и Рукайя

30.Сколько лет длился бойкот курайшитов?

31.Укажите имена жен пророка Мухаммада (с.а.с.):

а. Асма бинтАби Бакр

б. Джувайрия бинт аль-Харис

в. Зайнаб бинт Джахш

г. Сафия бинтХувей

д. Халима бинт Абу Зувайб

32.Кто из сподвижников был женат на двух дочерях пророка Мухаммада (с.а.с.), по причине чего имел кунью «Зун-нурайн»?

а. Абу Бакр

33.В пещере какой горы скрывался пророк Мухаммад (с.а.с.) и его спутник во время переселения?

в. г.Синай

34.Расположите в хронологической последовательности основные сражения:

а. Битва при Бадре

б. Битва при Муте

в. Битва при Ухуде

г. Битва при Хунайне

д. Битва у Рва

е. Завоевание Мекки

ж. Завоевание Хайбара

з. Поход на Табук

35.Соотнесите даты и события мекканского периода:

610г. Бойкот Курайшитов

615г. Начало ниспослания Корана пророку Мухаммаду (с.а.с.)

616г. Первое переселение мусульман в Эфиопию

621г. Переселение мусульман в Медину

622г. Ночное путешествие и вознесение пророка Мухаммада (с.а.с.)

36.Соотнесите даты и события мединского периода:

624г. Битва при Ухуде

625г. Заключение Худайбийского договора

627г. Овладение Досточтимой Меккой

628г. Битва у Рва

630г. Битва при Бадре

37.С какого года начинается летоисчисление мусульман?

«Ранняя и средневековая история ислама»

а. III-XI вв.

в. V-XVII вв.

2.Эпоха праведных халифов длилась:

3.В период правления праведных халифов, должность халифа была:

а. Выборной

б. Передавалась по наследству

в. Назначалась

4.Выберите правильное хронологическое расположение праведных халифов:

а. Абу Бакр, Умар, Усман, Али (р.а.)

б. Умар, Абу Бакр, Усман, Али (р.а.)

в. Усман, Умар, Али, Абу Бакр (р.а.)

5.Период праведных халифов характеризовался:

а. Образованием оппозиционных групп и ростом недовольств управлением халифата, переросшим в гражданские войны

б. Переходом от выборной системы власти к наследственной системе

в. Распространением ислама и захватом новых территорий за пределами Аравии

г. Расцветом научных знаний и культуры

д. Слабостью халифов и потерей ими власти

е. Упадком социального и экономического развития

ж. Формированием основы для дальнейшего экономического, социального и культурного развития Халифата.

з. Формированием провинций, организацией их административного управления и зарождением системы налогообложения

6. Во время правления, какого праведного халифа были войны с вероотступниками и лжепророками?

а. Абу Бакр (р.а.)

б. Али (р.а.)

в. Умар (р.а.)

7. По приказу Абу Бакра в соответствии с волей пророка Мухаммада (с.а.с.) был отправлен поход под командованием Усамы ибн Хариса для войны с:

а. Вероотступниками

б. Византийцами

в. Персами

8.Как называется сражение с византийцами, произошедшее во время правления Умара (р.а.) в 13 году хиджры, во время которого, не смотря на многократно превосходящие силы, Византийская империя потерпела поражение, что привело к ее ослаблению и потере ею всего южного Средиземноморья?

а. Битва при Муте

б. Битва при Хаттине

в. Битва при Ярмуке

9.Под командованием, какого военноначальника была одержана решающая победа мусульман в сражении с персидской армией, известной под названием Битва при Кадиссии:

а. Саад ибн Абу Ваккас

б. Халид ибн Абу Валид

в. Икрима ибн Абу Джахль

10.Как звали человека, совершившего вероломное нападение на халифа Умара (р.а.) во время утренней молитвы, в результате которого он умер?

а. Абу Лулу Фирузу

б. Аль-Мугира ибн Шуба

в. Аль-Файрузан

11.Какой город стал центром смут на 10 году правления праведного халифа Усмана (р.а.), в котором происходившие события в историю вошли под названием «Фитна» и послужили началом дестабилизации политической обстановки в халифате?

а. Багдат

в. Дамаск

12.Как называется сражение между армиями халифа Али (р.а.) и мятежной армией сирийского губернатора Муавии?

а. Куфийская битва

б. Сирийская битва

в. Сиффинская битва

13.Как называется первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман в период смуты, представители которой виновны в смерти халифа Али (р.а.)?

а. Мутазилиты

б. Хариджиты

в. Харуриты

14.Отметьте правильное хронологическое расположение правящих мусульманских династий:

а. Мамлюки, Османы, Омейяды, Аббасиды

б. Омейяды, Аббасиды, Мамлюки, Османы

в. Омейяды, Османы, Аббасиды, Мамлюки

15.Основателем омейядского халифата был:

а. Йязид ибн Муавия

б. Муавия ибн Аби Суфьян

в. Абдульмалик ибн Марван

16.Какими двумя ветвями омейядской династии осуществлялось правление халифата:

а. Муавияниты йазидиты

б. Суфьяниты и марваниты

в. Хашимиты и аббасиды

17.Столицей омейядского халифата был город:

а. Багдад

б. Медина

Мухаммад (мир ему и благословение)– последний из пророков, после него не родится другой пророк, он завершает посланническую миссию и является печатью пророков.
Родился Мухаммад в Мекке в понедельник, 20 апреля (12 раби‘-уль-авваль) 571 года по григорианскому календарю, в роду Хашима из племени курайшитов. Отца его звали ‘Абдуллах, мать – Амина. Отец Пророка (мир ему и благословение) умер в возрасте 25 лет, еще до рождения сына. Мать Пророка (мир ему и благословение) умерла, когда сыну не было еще шести лет. Два года после ее смерти Мухаммад (мир ему и благословение) жил со своим дедом ‘Абдуль-Мутталибом. Когда ему исполнилось восемь лет, умер и дед, после чего его взял к себе дядя по отцу Абу Талиб.
Мухаммад (мир ему и благословение)рано приобщился к труду, пас овец мекканцев. Уже в раннем детстве он отличался от сверстников своим добронравием, надежностью. Он был лишен недостатков, был добропорядочным, правдивым, решительным, умным мальчиком и внушал доверие.
В возрасте 25 лет Мухаммад (мир ему и благословение)женился на знатной вдове Хадидже по ее инициативе. На Хадидже хотели жениться многие знатные люди, но она всем отказала.
Мухаммад (мир ему и благословение)среди соплеменников был известен как честный, надежный человек, который никогда не обманывает.
Первое откровение к Мухаммаду (мир ему и благословение)пришло в 610 году по григорианскому календарю в возрасте 40 лет. Во время его очередного уединения в пещере Хира’ вдруг появился ангел Джибриль и приказал: «Икра’!» («Читай!»). Мухаммад (мир ему и благословение)ответил: «Я не умею читать», – он действительно не умел читать. Ангел повторил приказ, и он повторил ответ. В третий раз Джибриль сказал: «Читай, именем Господа твоего...» – и Мухаммад (мир ему и благословение)повторил эти слова, и они оказались высеченными в его сердце. Джибриль сообщил Мухаммаду (мир ему и благословение), что он – Пророк и Посланник Аллаха. С этого времени началось ниспослание Корана через Мухаммада (мир ему и благословение), которое продолжалось в течение 23 лет.
Мухаммад (мир ему и благословение)стал долго и терпеливо проповедовать Ислам. Почуяв угрозу своим устоям и традициям, курайшиты ополчились против Пророка (мир ему и благословение) и первых мусульман стали притеснять, преследовать, ущемлять морально и физически.
На него клеветали, называя поэтом, гадальщиком, магом и т.д. Неверные все свои силы направили на противодействие религии, которую он распространял. Над ним посмеивались, натравливали детей, умалишенных и женщин, чтобы они забрасывали его камнями, и даже пытались убить его. Мухаммад (мир ему и благословение)и его сподвижники терпели все это ради Аллаха и Его религии.
В 620 году, в десятом году пророчества, Всевышний Аллах вознес его на небеса. Сначала Аллах перенес его ночью из Мекки в Иерусалим, в мечеть Байт-уль-Мукаддас (Исра’), а затем вознес на небеса (Ми‘радж). Там ему было показано множество чудес, он увидел людей, которых наказывают за их деяния, встретился с пророками, ему были открыты многие тайны Аллаха, в которые Он не посвящал больше никого, его возвеличили так, как не возвеличивали больше никого и тем самым ему была оказана особая честь.
В 622 году, в тринадцатом году пророчества, Мухаммад (мир ему и благословение), с дозволения Всевышнего Аллаха, вместе с первыми мусульманами переселился из Мекки в Ясриб, впоследствии названный городом Пророка - Мединой. С этого переселения (по-арабски «хиджра») начинается мусульманское летосчисление (по Хиджре).
Между первыми мусульманами и неверными произошло множество войн и сражений. Ислам постепенно распространялся по Аравийскому полуострову. Пророк (мир ему и благословение)учил людей исламской религии, разъяснял обязанности и запреты, указывал им полезный для обоих миров правильный путь, показывал людям множество чудес (му‘джизат). Разумные следовали за Пророком (мир ему и благословение). Через десять лет после Хиджры Ислам стал господствующей религией на всем Аравийском полуострове.
Умер Мухаммад (мир ему и благословение)после полного доведения до людей религии Ислам в возрасте 63 лет (по лунному календарю), 12-го числа месяца раби‘-уль-авваль 11-го года Хиджры (632 год григорианского календаря) в Медине, и похоронен там же, в комнате своей жены ‘Айши y, рядом с Мечетью Пророка. (В настоящее время Мечеть Пророка (мир ему и благословение)расширена, и его могила оказалась внутри этой Мечети).
Да поможет нам Всевышний Аллах следовать по пути, указанному нам Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).

Новые слова: Хира’, Ми‘радж, Исра’, Хиджра, раби‘уль-авваль.

Вопросы для самопроверки:

  1. В каком году родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)?
  2. Почему Мухаммада (мир ему и благословение)называют печатью пророков?
  3. В каком возрасте Пророк (мир ему и благословение)получил первое откровение?
  4. В течение какого периода был ниспослан Коран?
  5. Почему была совершена хиджра из Мекки в Медину?
  6. Когда умер Пророк (мир ему и благословение)и где он похоронен?

Убийство Пророка Мухаммада

В интернете ходит кафирская версия смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), где они искусно подтасовывая аяты и хадисы, доказывают, что он никакой не Пророк, потому что его отравила иудейка, а потом убил сам Аллах, перерезав его аорту. Многие наши безграмотные братья и сестры прочитав эту сказку, начинают сомневаться в пророческой миссий Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Есть также шиитская версия отравления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) Аишей по приказу Абу Бакра, чтобы захватить власть. Решил наконец-то прекратить это безобразие.

Итак, на самом деле иудейка отравила Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), это исторический факт. Но после этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прожил несколько лет. Кафиры умело манипулируя этим аятом: «Если бы Мухаммед приписал Нам какие-либо речи, то Мы схватили бы его за правую руку. Потом Мы перерезали бы ему аорту, и никто из вас не отвратил бы от него Нашего наказания » (69:44-47), говорят, что Мухаммад никакой не пророк, а самозванец и лжец, поэтому Аллах сам перерезал ему аорту за распространяемый ложь. В качестве подтверждения они прилагают слова Аиши: « » (Бухари).

Теперь внимательно прочтите данный аят: «Это – ниспослание от Господа миров » (69:43). Кафиры специально этот аят пропускают. В этих аятах говорится, что если бы Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) самостоятельно изменил текст Корана, то Аллах обещал схватить его и перерезать ему аорту. Как знаем из историй, Коран полностью был спущен несколько лет до его смерти и если бы Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) туда добавил свои слова, то давно бы умер раньше своего срока. Кафиры ничего не смыслят в Коране, тем более на арабском языке, используют только смысловые переводы Корана. Поэтому они всегда ошибаются, в этом аяте и хадисе говорится совершенно о разных венах:

Нужно различать между «аль-абхар » (الأبهر ) и «аль-ватин » (الوتين ). Аль-абхар – спинная вена (вена в спине), а аль-ватин – сердечная вена (аорта). В аяте сказано «аль-ватин» и не сказано «аль-абхар». В хадисе же сказано «аль-абхар» и не сказано «аль-ватин». Как видите, кафиры как всегда лукавят, они лжецы и лицемеры, они враги Ислама и враги Аллаха, старающиеся разжечь фитиль сомнения в сердцах мусульман любыми способами! Если вам этого мало, то прочтите еще про кровеносных сосудах на теле человека: в арабском языке сердечная вена называется «аль-ватин» (الوتين ), спинная вена «аль-абхар» (الأبهر ), вены на руках «аль-акхаль» (الأكحل ), вена на шее «аль-варид» (الوريد ), вены на ногах «ан-наса» (النسا ).

Кафиры также говорят, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не умер своей смертью как пророк, а умер от отравления как простой смертный, потому что он не пророк, а самозванец. Иудейка сказала: «Я думала, что если ты истинный пророк, то заранее откроешь грозящую тебе опасность; если же ты только самозванец, то погибнешь, и мы освободимся от тирана » (Бухари, Муслим). Это было в мае-июне 628 г. Сами подумайте, раз сподвижник Бишр ибн аль-Бара , который вместе с ним поел это же мясо упал и сразу же умер в судорогах, а Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) прожил после этого еще 4 года, разве это не свидетельство того, что Аллах спас его от отравления?! Если бы это отравление подействовало на его организм, то как он тогда женился на пленнице Сафийе сразу же после этого отравления?! В противном случае как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) прожил еще 4 года после этого отравления, не пожаловавшись на свое здоровье и умер только в предопределенный день через 4 года?! Раз Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) умер 8 июня 632 года в возрасте 63 года, значит так было предопределено Аллахом заранее. Никто не может отсрочить или ускорить самостоятельно срок смерти, предопределенный Аллахом. Аллах сказал: «Когда же наступает срок [смерти ], никто уже не может перенести его на более позднее или более раннее время » (16:61).

А теперь перехожу к шиитскому варианту смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), где говорится, что Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) отравили не враги Ислама, а его собственная жена, Аиша. Они утверждают, что отец Аиши, Абу Бакр, подговорил ее отравить собственного мужа, чтобы забрать власть в свои руки. В качестве подтверждения они прилагают слова Аиши: «Умирая, пророк повторял: «О `Аиша, я все еще чувствую боль от еды, которую я поел в Хайбаре и в этот раз я чувствую, что моя аорта разорвана из-за того яда » (Бухари). Потому что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, умер в страшных мучениях и перед смертью почувствовал вкус яда, как после отравления в Хайбаре. Поэтому он говорил Аише такие слова. А Абу Бакр специально не подчинился приказу Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) поехать на военный поход, остался дома ждать его смерти, чтобы вероломно захватить власть в свои руки. Вот так звучит шиитская версия. Я как богобоязненный верующий человек как не поддерживаю шиитскую версию, так и не опровергаю, потому что сам лично не был свидетелем отравления. Истину только один Аллах знает. Поэтому все спорные моменты надо оставить на ахират.

И в заключение хвала Аллаху - Господу миров, Учителю всех учителей!

Владелец сайта http://www.сайт/ Мейрханов Мейрам

ПРОРОКИ АЛЛАХА которые не умерли и живы по сей день. 1. Первый ПРОРОК ИДРИС алейхиссалям. Он один из тех Пророков, которые не умерли, а были вознесены живыми на Небеса и пребывают там и по сей день. На земле Пророк Идрис (алейһи-с-салям) прожил 360 лет. Ему было дано Священное Писание в виде 30 Свитков. В Коране сказано: «Вспомни в своей книге об Идрисе. Воистину, он был правдивым пророком» (Сура «Марьям», 19 / 56); «Вознесли Мы его на высокое место» (Сура «Марьям», 19 / 57). 2. Второй Пророк Хизр (Хидр) алейхиссалям. Хидр (мир ему), большинство учёных подтвердили: поистине он пророк, поскольку в Коране сказано: {وَمَا فَعَلْتُهُ عَنْ أَمْرِي} [الكهف: 82] «Я не поступал по своему усмотрению (повреждение корабля, убийство мальчика, постройка стены), это было внушением Аллаха» (сура «Аль-Кахф», аят 82). Также сказано в Коране: {آتَيْنَاهُ رَحْمَةً مِنْ عِنْدِنَا} [الكهف: 65] «… Мы одарили Нашей милостью» (сура «Аль-Кахф», аят 65). То есть – откровением, пророчеством. Имам ан-Навави подтверждал: большинство алимов считают, что он живой, существующий среди нас. Еще доказательством того, что святой Хидр жив являются слова Всевышнего Аллаха в суре « Пещера»: «И посвятили которого в то [Знание сокровенное], что ведомо только Нам» (Коран 38:65). И мы говорим, что он [святой пророк Хидр] - живой, [что это подтверждается его] сопровождением [живущих] и хадисами-сообщениями об истинной [природе] святого Хидр - мир ему! - и его жизни. Ибн Аббас- да будет доволен им Аллах! - который сообщил, что Пророк Мухаммад - да благословит его Аллах и приветствует сказал- что святой Хидр и святой Ильяс в сезон хаджжа - паломничества встречаются в Мекке каждый год, что они бреют друг другу головы и от них идут следующие слова молитвы: «Во имя Аллаха! Как прекрасно все устроил Аллах! Только Аллах дарует благое и доброе! Как прекрасно устроил все Аллах! Только Аллах убережет от беды! Как прекрасно устроил все Аллах! Все дары и блага - только от Аллаха! Нет силы, кроме как при содействии Аллаха!» 3. Третий Пророк Ильяс алейхиссалям, он – сын Ясина из рода Харуна брата Пророка Мусы мир ему. Учёные говорят: когда Бану Исраилы забыли своё обещание Аллаху и стали поклоняться не Ему, а идолам, Аллах послал к ним пророка Ильяса (мир ему). За ним последовал Аль-Яса’ (мир ему) и уверовал в него. Потом он обратился с мольбой к Аллаху. Аллах сказал: «Проси у меня, я тебе дам». Ильяс (мир ему) попросил: «Возьми меня к себе и отложи мою смерть». Ему было сказано выйти в такой-то день на такое-то место, и когда встретит на пути что-либо, сесть на него. Аллах избавил Ильяса (мир ему) от потребности в пище и воде, наделил его качествами ангела, дал ему способность пребывать на небесах, подобно ангелам, и на земле – подобно человеку. Передано, что Ильяс и Хизри (мир им) каждый месяц Рамазан, соблюдая пост, проводят в Байт аль-Мукаддасе, и в день Арафа встречаются на горе Арафа, а после сезона хаджа расходятся и друг другу говорят: «Машааллах, машааллах, не исходит добро ни от кого, кроме как от Аллаха. Машааллах, машааллах, не отводит зло никто, кроме Аллаха. Машааллах, машааллах милость – от Аллаха. Машааллах я уповаю на Аллаха, нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Покровитель и Хранитель». 4. Четвертый Пророк Иса алейхиссалям. В Коране, со всей очевидностью указывает нам, что пророк Иса (мир ему) не умер и не был распят, а был Вознесен к Аллаху. Пророк Иса мир ему получил пророчество в возрасте тридцати лет. Получил Священное Писание Инджиль (Евангелие) и был вознесен живым на небо, когда ему было 33 года. Ближе к Судному Дню Иса (Иисус) вернется в наш мир, Он встретится с Махди и будет распространять Ислам во всем мире. Пророк Иса умрет в Медине Мунавваре и будет похоронен возле могилы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Мать Пророка Исы Марьям из рода Пророка Давуда. Ее мать звали Хунна, а отца Имран. Вот эти четыре Пророка живы по сей день. 2 из них вознесены на небо, Пророк Идрис и Иса мир им. И 2 Пророка которые живут на земле, Хидр и Ильяс мир им.

Смерть отца нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абдуллаха

Вскоре после своей женитьбы отец нашего Благословенного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абдуллах направился с торговым караваном племени Курайш в Шам. Возвращаясь назад после завершения торговых операций, он занемог. Когда караван прибыл в Медину, он задержался там на месяц, сказав своим товарищам:
«Я побуду немного здесь, рядом с братьями моей матери, сынами Наджара».
Несмотря на все усилия его родственников, ему так и не удалось оправиться после болезни. Он умер и был похоронен в Медине. В это время ему было 25 лет. Святая Амина, получив известие о смерти своего мужа Абдуллаха, пролила немало горьких слез, долго оплакивая его и говоря, что на свете нет другого человека, подобного ему, что он был любим всеми людьми, что он был щедрым, великодушным и сострадательным человеком…

Радостные сообщения и события, приносящие благую весть
о появлении нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)
До появления нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на свет было немало Божественных проявлений. Казалось, будто бы вся Вселенная испытывает тоску по нему.
Вначале Всевышний Аллах взял с предыдущих пророков клятву и зарок в вопросе оказания ими помощи Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), уверовав в Него. Это было самым великим известием о Его появлении. В Суре «Али Имран», в 81 аяте, сказано следующее:

وَإِذْ أَخَذَ اللّهُ مِيثَاقَ النَّبِيِّيْنَ لَمَا آتَيْتُكُم مِّن كِتَابٍ
وَحِكْمَةٍ ثُمَّ جَاءكُمْ رَسُولٌ مُّصَدِّقٌ لِّمَا مَعَكُمْ لَتُؤْمِنُنَّ
بِهِ وَلَتَنصُرُنَّهُ قَالَ أَأَقْرَرْتُمْ وَأَخَذْتُمْ عَلَى ذَلِكُمْ إِصْرِي
قَالُواْ أَقْرَرْنَا قَالَ فَاشْهَدُواْ وَأَنَاْ مَعَكُم مِّنَ الشَّاهِدِينَ

«[Помните, о люди Писания] как Аллах взял с пророков завет [и сказал]: «Вот то, что Я дарую вам из Писания и мудрости. Потом к вам явится посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы непременно должны уверовать в него и помогать ему». Сказал [Аллах]: «Согласны ли вы и принимаете ли при этом условии то, что Я на вас налагаю?» Они ответили: «Согласны». Сказал Он: «Засвидетельствуйте, и Я [буду] свидетелем вместе с вами»».
После завершения строительства Каабы Пророки Ибрахим и его сын Исмаил (алейхимас салям), воздев руки к небесам и обращаясь к Аллаху, произнесли следующую молитву-дуа, касающуюся Пророка:

رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولاً
مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ
وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنتَ العَزِيزُ الحَكِيمُ

«Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [Божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты – Великий, Мудрый». (Сура «Аль-Бакара», 129)
Пророк Иса (алейхис салям), сообщая о своей пророческой миссии сынам Израиля, сообщил также радостную весть о Свете Бытия:

وَإِذْ قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُم مُّصَدِّقاً
لِّمَا بَيْنَ يَدَيَّ مِنَ التَّوْرَاةِ وَمُبَشِّراً بِرَسُولٍ يَأْتِي مِن بَعْدِي اسْمُهُ أَحْمَدُ

«Иса, сын Марьям, сказал: «О, сыны Израиля! Воистину, Я Посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что было в Торе до меня, и сообщающий вам благую весть о посланнике, который явится после меня и имя которому Ахмад»». (Сура «Ас-Сафф», 6)

Мать Света Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) Святая Амина, носившая его в своем чреве, еще в самые первые дни беременности увидела сон. Во сне она услышала голос, который произнес:
«О Амина! Ты носишь в своем чреве Господина этой общины! Когда Он, оказав честь этому миру, появится на свет, то ты произнеси следующую молитву-дуа:
«Препоручаю его Единственному Аллаху, чтобы Он защищал Его от злодеяний завистников!»
И назови его Мухаммадом!»
Вот почему Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать когда-то следующие слова:
«Я – молитва-дуа моего предка Ибрахима, радостное известие моего брата Исы и сон моей матушки». (Хаким, II, 453; Ахмад, IV, 127-128).
Наряду с этим, имя, признаки и качества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) были записаны в Таурате и Инджиле (неискаженные Тора и Евангелие от Иисуса), и поэтому иудейские и христианские ученые владели знаниями, касающимися этого вопроса. Да и в Священном Коране о тех из них, кто был справедлив и обладал совестью, сказано следующее:

الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوباً عِندَهُمْ
فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنْجِيلِ

«…и следуют за посланником, пророком, необученным грамоте, запись о котором они найдут в Торе и в Евангелии». (Сура «Араф», 157)
Более того, ученые Людей Писания знали о нашем Господине Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям) как о собственном потомке:

الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءهُمْ وَإِنَّ
فَرِيقاً مِّنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

«Те, кому Мы даровали Писание, знают это как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает ее». (Сура «Аль-Бакара», 146)
Вот и ставший мусульманином Абдуллах ибн Салям (радыйаллаху анху), один из бывших крупнейших иудейских ученых, сказал как-то:
«Я знаю Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) лучше, чем своего собственного сына».
В ответ на это Омар задал ему следующий вопрос:
«О Ибн Салям! Как это возможно?»
И тогда Абдуллах ибн Салям сказал:
«Я могу с уверенностью свидетельствовать о том, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), воистину, является Посланником Аллаха. Я ничуть не сомневаюсь в том, что Он является Пророком. Ибо Его признаки, восхваления в Его честь, сведения о том, что Он является Пророком и Посланником Аллаха, есть в нашем Писании…».
Омар (радыйаллаху анху), поцеловав его, сказал так:
«О Ибн Салям! Аллах удостоил тебя познания истины!» (Вахиди, стр. 47; Рази «Тафсир», IV, 116).
В Суре «Аль Фатх», в 29 аяте, говорится о том, что в Таурате и в Инджиле сообщается о качествах, состояниях, почетности и достоинствах нашего Господина Пророка и его сподвижников, сахабов:

مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاء عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاء بَيْنَهُمْ
تَرَاهُمْ رُكَّعاً سُجَّداً يَبْتَغُونَ فَضْلاً مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَاناً سِيمَاهُمْ
فِي وُجُوهِهِم مِّنْ أَثَرِ السُّجُودِ ذَلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَمَثَلُهُمْ
فِي الْإِنجِيلِ كَزَرْعٍ أَخْرَجَ شَطْأَهُ فَآزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَى
عَلَى سُوقِهِ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ
آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْراً عَظِيماً

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, кто с ним, суровы к неверующим и снисходительны к своим. Ты видишь их преклоняющимися, [видишь, как они] бьют челом, прося милости и благоволения Аллаха. На их лицах — следы от челобитья. Так изображены они в Таурате. В Инджиле же они представлены [в образе] посева, на котором вырос росток [и затем] окреп. Он все крепнет и выпрямляется на своем стебле, приводя в восхищение сеятелей и вызывая гнев у неверующих. Аллах обещал тем из них, кто уверовал и вершил добрые деяния, прощение и великое вознаграждение». (Сура «Аль Фатх», 29)
Однажды Абдуллах ибн Аббас (радыйаллаху анху) спросил у Ка’ба Аль-Ахбара:
«Как описываются признаки и качества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в Таурате?»
Последний ответил так:
«О его признаках и свойствах в Таурате сказано следующее:
«Мухаммад ибн Абдуллах появится на свет в Мекке, совершит хиджру в Табу (Медину), будет править Шамом. Он не станет употреблять бранных слов, говорить на повышенных тонах. Он не будет отвечать злом на зло, а будет прощать и молиться о прощении грехов. Его община будет прославлять Аллаха и в радости, и в беде, и в богатстве, и в бедности. На поясе у них будут завязаны полотенца. Они будут мыть руки по локоть (совершать омовение). Они будут стоять рядами при совершении намазов точно так же, как рядами идут в бой во время войны. Из их мечетей будут слышны голоса молящихся, напоминающие жужжание пчел (звуки зикра и звуки голосов, читающих Коран). Звуки утреннего призыва, азана, заполнят всю окрестность» (Дарими, «Мукаддима», 2).
Рассказывает Ата ибн Йясар (рахимахуллах):
«Я встретил Абдуллаха ибн Амра (радыйаллаху анху) и спросил у него:
«Ты не мог бы рассказать мне о качествах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), упомянутых в Таурате?»
В ответ на это он сказал мне следующее:
«Прекрасно! Клянусь Аллахом в том, что Он описан в Таурате так же, как и в Коране. О Нем сказано так: «О Пророк! Мы послали Тебя к людям Свидетелем, Приносящим благую весть, Предостерегающим и Защищающим невежественных людей. Ты – Мой раб и Посланник. Я дал Тебе имя Мутаваккиль (Покорный судьбе и воле Аллаха)… Аллах не примет Его душу до тех пор, пока Он не направит людей ложных религий на прямой путь истинной религии, не научит их говорить: «Нет Бога, кроме Аллаха». А также до тех пор, пока Он не раскроет их глаза при помощи истинной религии, не заставит слышать их глухие уши и пока не обнажит их сердца, очистив от ржавчины!» (Бухари «Буйу», 50, Тафсир, 48/3).
Иудеи, знавшие Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и все Его признаки, ожидали времени Его прихода (появления). Когда они были в ссоре с племенами Авс и Хазрадж, являвшимися идолопоклонниками Медины, то говорили так:
«Очень скоро будет послан Пророк. Приход Его близок. Когда этот Пророк явится, мы истребим вас так же, как мы уничтожили племена Ирам и Ад!» (Ибн Асир «Аль-Камиль», 95-96).
Согласно тому, что передает супруга нашего Господина Пророка Сафийя бинти Хуяй (радыйаллаху анха), когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время хиджры пришел в деревню Куба, ее отец Хуяй ибн Ахтаб, бывший иудеем, и ее дядя Абу Ясир немедленно отправились туда и вернулись домой на закате солнца очень усталые и печальные. Абу Ясир спросил у брата:
«Является ли этот человек тем Пророком, приход которого ожидается?»
Хуяй ответил: «Да, клянусь Аллахом, это Он!»
Абу Ясир: «Ты уверен в том, что Он действительно тот самый Пророк? Ты точно установил это?»
Хуяй ответил утвердительно, и когда Абу Ясир спросил его о том, какие чувства он испытывает к Пророку, сказал следующие слова:
«Клянусь Аллахом! Пока я буду жить на этом свете, я буду испытывать к Нему чувство вражды!» (Абу Нуайм, «Даляиль», I, 77-78).
Иудеи желали, чтобы Последний Пророк, прихода которого они ожидали, был бы из их рода, т.е. из сынов Израиля. А поскольку Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был из арабов, род которых происходил от Исмаила (алейхис салям), то иудеи, испытывавшие зависть, не уверовали в Него.
Также эту истину обнаруживает следующая передача Ибн Аббаса (радыйаллаху анху). Во время сражений иудеев Хайбара с племенем язычников Гатафан иудеи всякий раз терпели поражение. Наконец они решили, умоляя Аллаха, вознести следующую молитву-дуа:
«О, наш Аллах! Во имя Того, самого последнего, необученного грамоте Пророка, помоги нам одержать победу!».
Перед сражением с племенем Гатафан иудеи произнесли эту молитву-дуа. Таким образом, принимая меры и стараясь приблизиться к своей цели, они воспользовались именем нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В итоге они одержали победу над племенем Гатафан. Однако когда Всевышний Аллах послал Благородного Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в качестве Пророка, чье имя иудеи использовали в своих молитвах, обращенных к Господу, они стали отрицать Его пророчество. В ответ на это Всевышний Аллах ниспослал 89-ый аят Суры «Аль-Бакара» (Куртуби, II, 27; Вахиди, стр. 31):

وَلَمَّا جَاءهُمْ كِتَابٌ مِّنْ عِندِ اللّهِ مُصَدِّقٌ لِّمَا مَعَهُمْ وَكَانُواْ
مِن قَبْلُ يَسْتَفْتِحُونَ عَلَى الَّذِينَ كَفَرُواْ فَلَمَّا جَاءهُم
مَّا عَرَفُواْ كَفَرُواْ بِهِ فَلَعْنَةُ اللَّه عَلَى الْكَافِرِينَ

«Когда к ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее истинность тех [Писаний], что у них были, — ведь раньше они испрашивали победу над неверующими (язычниками), — так, когда к ним явилось то, о чем было им известно заранее, они отвергли его. Да будет проклятие Аллаха над (отвергнувшими) неверующими!» (Сура «Аль-Бакара», 89).
Весьма знаменательно также следующее событие, радостно возвещающее о появлении нашего Господина Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда Хосров назначил Сайфа ибн Зи Йязана правителем Йемена, то делегации арабов, прибывшие со всех сторон, поздравили его.
Во главе делегации из Мекки, состоящей из 10 человек, был дед нашего Пророка Абдулмутталиб. Обращаясь к правителю, он сказал:
«О Правитель! Мы – жители Священной Мекки, города, который Аллах сделал неприкосновенным, и служители Байтуллаха. Мы прибыли с намерением поздравить тебя с назначением на должность правителя!»
Правитель Йемена оказал им прекрасный прием и оставил их долго гостить у себя. Однажды, пригласив к себе Абдулмутталиба, он сказал следующие слова:
«О Абдулмутталиб! Сейчас я поведаю тебе одну тайну, которую я не раскрыл бы никому другому. Однако я увидел в тебе «Его источник». Поэтому я раскрываю ее тебе, а ты храни ее в себе, насколько позволит тебе Аллах. Вне всякого сомнения, Всевышний Аллах выполняет Свое предписание. В Писании, которое мы предназначили для себя и держим в секрете от других людей, есть такое важное сообщение, в котором содержится почетность жизни и достоинство смерти. Это сообщение касается всех людей, членов твоей делегации и особенно близко касается тебя!»
Абдулмутталиб спросил:
«О Правитель! Да станут твоими жертвами все кочевые племена! Что это за такая великая и благородная весть?»
Правитель сказал:
«В Тихаме появится на свет дитя, у которого есть отличительный знак – родинка между лопатками. Вплоть до самого Судного Дня на Нем будет лежать обязанность имама, а на вас – святость».
Сайф ибн Зи Йязан продолжил:
«Сейчас самое время для Его появления на свет. Хотя, возможно, Он уже родился. Его имя Мухаммад. Его родители умрут, а воспитание Его возьмут на себя его дед и дядя. Аллах направит Его в качестве Пророка, открыто вещающего об истине Аллаха. Часть наших людей Аллах сделает его помощниками-ансарами. С ними он сделает своих друзей уважаемыми, ценимыми и святыми людьми, а своих врагов – ничтожными и презренными. Он завоюет самые ценные, самые лучшие места на Земле. С его появлением на свет погаснет огонь, обожествляемый огнепоклонниками. Все будут молиться Единственному, Всемилостивому Господу. Необузданность, распущенность и неверие (куфр) будут запрещены, идолы будут сокрушены, а шайтан будет закидан камнями. Его слово отделит правду ото лжи, Его решения будут справедливыми. Он всегда будет претворять в жизнь добро, запрещать зло и уничтожать его».
Абдулмутталиб сказал:
«Да будет жизнь твоя долгой! Да будут почет твой и слава высокими, а султанат твой пусть живет долго! Род, о котором ты поведал мне, – это мой род. Не мог бы ты, о правитель, просветить меня более подробно, оказав мне честь и порадовав меня?».
Сайф сказал:
«О Абдулмутталиб! Клянусь Байтуллахом, укрытым покрывалом, чудесами и Божественными Книгами! Нет никакого обмана. Несомненно то, что ты – его дед!» Когда Сайф произнес эти слова, Абдулмутталиб от радости пал ниц.
Правитель воскликнул:
«Подними голову! Да будет жизнь твоя долгой, сердце – безмятежным, а слава – великой! Видел ли ты какие-нибудь приметы, о которых я рассказал тебе?»
Абдулмутталиб ответил:
«О да, Правитель! У меня был очень любимый сын, которого я женил на дочери одного знатного моего соплеменника, Амине. Амина родила сына, которого я назвал Мухаммад. И у Него между лопатками есть родинка. Все приметы, о которых ты сообщил мне, присутствуют у Него. Его родители отошли в мир иной, а Его воспитание взяли на себя я и его дядя».
Правитель Сайф сказал на это так:
«Береги Его от иудеев! Будь начеку! Ибо иудеи Его враги. Однако Аллах не даст им никакого шанса. Ни в коем случае. Боже упаси! Ни в коем случае не говори своим товарищам о том, что я тебе поведал! Я не уверен в том, что они не принесут несчастья и беды на голову твоего внука, позавидовав превосходству, выпавшему на вашу долю! Если бы я знал, что не умру до того времени, когда Он будет послан в качестве Пророка, то я со своей пехотой и кавалерией, войдя в Йясриб (Медину), сделал бы его столицей своего государства! Я бы сам охранял Его от всех невзгод и бед! Доставьте мне через год сведения о Нем!»
К сожалению, Сайф бин Зи Йязан был убит меньше чем через год. (Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 26-28; Дийярбакри, I, 239-241).
Еще одна радостная весть, сообщенная деду нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абдулмутталибу, касающаяся будущего его внука. Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), будучи ребенком, увлекшись игрой, пришел в квартал Радм. Люди из племени Мудлидж, подозвав к себе нашего Господина Пророка и взглянув на Его ноги, рассмотрели след Его стопы. В это время подошел Абдулмутталиб. Обняв и поприветствовав его, представители племени Мудлидж спросили у него:
«Этот мальчик из твоего рода?»
Абдулмутталиб ответил:
«Это мой сын!»
Тогда они сказали такие слова:
«Береги Его как следует. Ибо мы никогда не видели следа, более похожего на след ступни, запечатленной в «Макаме Ибрахима», чем след этого мальчика!»
Абдулмутталиб сказал своему сыну Абу Талибу:
«Послушай, что они говорят!» Поэтому дядя нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда относился к Нему хорошо и прекрасно заботился о Нем.
До появления на свет нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), удостоившего чести всю Вселенную, люди, с точки зрения морали и нравственности, пребывали в состоянии дремучей невежественности. Они буквально задыхались в злополучном болоте темноты и невежественности. Человечество потеряло честь и достоинство. Даже животные с трудом переносили жестокость и дикость людей. Жизнь стала почти невыносимой. Мир был в тоске, все сущее – в печали, а сердца в страданиях да муках. Слабые и немощные забыли, что такое смех. Право на жизнь принадлежало лишь сильным и крепким. Вот как сказал об этом Мехмет Акиф:
«Хищностью своею человек гиену превзошел, и если слаб он был, то жертвой братьев становился».
Об этой истине в Священном Коране говорится следующее:

ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ
أَيْدِي النَّاسِ

«Появилось нечестие на земле и на море за то, что приобрели (совершили) руки людей…» (Сура «Ар-Рум», 41).

По мере приближения Его прихода все человечество и даже все сущее, пребывая в состоянии тоски и печали и мечтая о том, что Свет Бытия придет к ним на помощь, чтобы вызволить их из темноты невежества, жаждало удостоиться благодетельства «Эликсира жизни». Все жаждало его прихода… Люди получили радостную весть о Нем и знаки Его прихода, которые они продолжали время от времени получать свыше. Сулейман Челяби в своем стихотворном произведении «Мавлид Шариф», сообщив, что даже солнце, будучи влюбленным в Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), неотступно следует за Ним и кружится вокруг Него, вылил в поэтические строки душевные эмоции Святой Амины:
«Сошли шеренги ангелов с небес и, как Каабу, дом мой обошли.
Сказали, что сыну моему на свете равных не было и нет
с тех самых пор, когда был создан мир…»
И еще в стихотворении говорится так:
«Пришедший в мир твой сын – султан и кладезь знаний о Едином Боге!..»

См. Ибн Сад, I, 99.

См. Ибн Сад, I, 100.

Ибн Хишам, I, 170.

Абдуллах ибн Салям (радыйаллаху анху) принадлежал к роду Юсуфа (алейхис салям). Его настоящее имя было Хусайн, однако Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) назвал его Абдуллахом. Он был ученым иудеев рода Бани Кайнука. Когда наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил хиджру из Мекки в Медину, то Абдуллах, придя к нему, задал некоторые вопросы. Он принял Ислам, говоря, что только Пророк смог бы ответить на те вопросы, которые он задал нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Позже он стал причиной принятия Ислама всеми его домочадцами и некоторыми из его родственников. Абдуллах (радыйаллаху анху), о котором наш Благородный Пророк сообщил радостную весть, касающуюся его пребывания в Раю, был весьма уважаемым человеком среди сахабов. Говорят, что 10-ый аят Суры «Ахкаф», а также 43-ий аят Суры «Ра’д» были ниспосланы в его честь. Он передал 25 хадисов и умер в Медине в период правления Муавийи в 43-ом году по Хиджре (в 663 году по христианскому летоисчислению).
Ка’б Аль-Ахбар (радыйаллаху анху) — табиин, известен своими преданиями о Бани Израиль. Во времена халифа Абу Бакра он принял ислам. Скончался в 32-ом году по Хиджре.
Абдуллах ибн Амр ибн Ас (радыйаллаху анху) совершил хиджру в Медину в 7-ом году по Хиджре вместе со своим отцом Амром. Он владел старой культурой, умел читать и писать. Он записывал хадисы, услышанные им от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), взяв на это у Него особое разрешение. Абдуллах был одним из четырех ученых, которых также звали Абдуллах и которые прославились среди сахабов под именем «Абадиля» из-за их эрудиции, знаний фикха и хадисов. Вместе со своим отцом Амром он участвовал в завоевании Шама, а в Йярмукском сражении был знаменосцем. После завоевания Египта Абдуллах ибн Амр ибн Ас вместе с отцом переселился и жил в Египте. Абдуллах, принявший Ислам раньше отца, скончался в Египте в возрасте 72 лет. Его прах сейчас находится в Мечети Амр ибн Ас в Каире.
См. Ибн Сад, I, 155.
В Священном Коране и, как мы увидим далее, в хадисах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) есть проклятья в адрес всех грешников. Здесь преданы проклятию образ мыслей и действия, являющиеся большими извращениями и отклонениями с точки зрения морали, религии и экономики. «Я был послан не для проклятий, а для сострадания», — сказал Посланник Аллаха. Тот факт, что, несмотря на это, Он проклял совершавших неблаговидные поступки, свидетельствует о том, что эти поступки и действия обладают очень серьезным негативным воздействием на общественное устройство Ислама и жизнь в Исламе.
Сообщения о приходе Посланника Аллаха и о Его очевидных свойствах, заявленные в Торе и в Евангелии, свидетельствуют, в сущности, об их (Таурат и Инджиль) Божественном происхождении. И хотя в нынешнем варианте очень много искажений, изменивших тексты этих Писаний, все же некоторые фрагменты их верны. Мусульмане воспринимают Тору и Евангелие как утерявшие свою законность и подлинность тексты, однако уважительно относятся к их несохранившимся первоисточникам – Таурату и Инджилю. Книги буддизма, зороастризма и индуизма также возвестили о приходе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В «Зенд-Авесте», известной как священная книга зороастризма, Посланник Аллаха упоминается под именем «Soeshyant», что переводится как «Милость для Миров». Здесь есть упоминание о многих Его признаках и качествах, наряду с сообщением о том, что Он будет Пророком всего человечества. В священных индуистских книгах, «Ведах», «Упанишадах» и «Пурине», есть упоминания о «Хатаму’ль-Анбийя», о Его качествах, о том, что Он наложит запрет на свинину и что сделает добродетельным ношение бороды. В буддийских книгах есть немало глав, повествующих о качествах и пророческой миссии Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). (См. Ремзи Кайя, «Иляхи китапларда Хазрати Мухаммад», стр. 221-239; А.Х. Виартхи – У. Али «Догу кутсал метинлериндэ Хазрати Мухаммад», Стамбул, 1997 г.; Ибрахим Джанан, XIV, 79-81). Зная, что первая религия на земле является истинной, и что потом были посланы тысячи пророков, и что люди время от времени сбивались с пути истинной веры, не следует удивляться тому, что в зороастризме, индуизме, буддизме и подобных ложных религиях присутствуют некоторые отголоски истины, вроде радостной вести о приходе Последнего Пророка.

См. Абу Нуайм «Даляиль», I, 165; Ибн Сад, I, 118.

Новое на сайте

>

Самое популярное