Набрал в Яндексе. Получил три федеральных закона нынешних времен, Законы Мерфи, Восьмой закон Победителей Бодо Шеффера, Целительство в Тамбове и вышерасположенный текст в Википедии, почему-то без ссылки на автора.:)))))
7 августа 1932 года был принят закон об охране социалистической собственности - расхитители государственного, колхозного и кооперативного имущества приговаривались к расстрелу с конфискацией имущества или садились на десять лет. Позднее его окрестили "законом о трех колосках" , и для того чтобы отдать себе отчет в сути дела, необходимо представить временной контекст.
Нищета граничила с массовым энтузиазмом. Энтузиазм запомнился больше, но и нищета была просто чудовищной...ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕОБ ОХРАНЕ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, КОЛХОЗОВ И КООПЕРАЦИИ И УКРЕПЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ (СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ) СОБСТВЕННОСТИ
За последнее время участились жалобы рабочих и колхозников на хищения (воровство) грузов на железнодорожном и водном транспорте и хищения (воровство) кооперативного и колхозного имущества со стороны хулиганствующих и вообще противообщественных элементов. Равным образом участились жалобы на насилия и угрозы кулацких элементов в отношении колхозников, не желающих выйти из колхозов и честно и самоотверженно работающих за укрепление последних.
Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР считают, что общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы как враги народа, в виду чего решительная борьба с расхитителями общественного имущества является первейшей обязанностью органов советской власти.
Исходя из этих соображений и идя навстречу требованиям рабочих и колхозников, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Приравнять по своему значению грузы на железнодорожном и водном транспорте к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этих грузов.
2. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.
3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении грузов на транспорте.
1. Приравнять по своему значению имущество колхозов и кооперативов (урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные склады и магазины и т.п.) к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этого имущества от расхищения.
2. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.
3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества.
1. Повести решительную борьбу с теми противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилия и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза, с целью насильственного разрушения колхоза. Приравнять их преступления к государственным преступлениям.
2. Применять в качестве меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких и других противообщественных элементов лишение свободы от 5 до 10 лет с заключением в концентрационный лагерь.
3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по этим делам.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КалининПредседатель СНК Союза ССР
В. Молотов (Скрябин)Секретарь ЦИК Союза ССР
А. Енукидзе
«МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕРКЕ ЗАДАНИЙ ПЕРВЫЙ ТУР 9 класс Максимальная оценка – 100 баллов Время на подготовку – 3 часа. 1. Все утверждения неверны. По 1 баллу за каждый правильный...»
МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕРКЕ ЗАДАНИЙ
ПЕРВЫЙ ТУР
Максимальная оценка – 100 баллов
Время на подготовку – 3 часа.
Все утверждения неверны.
По 1 баллу за каждый правильный ответ (номер утверждения в таблице).
По 1 баллу за каждый правильный ответ – строку в таблице.
Слова: Устаревшие значения
Амазонка 4 Боливар 9 Горлатная шапка 8 Камзол 2 Капот 7 Кюлоты 6 Понёва 10 Шлафрок 3 Кибитка 5 Роба (роброн) 1 3. Дата принятия Выдержки из Имя правителя законодательного акта законодательных актов 1490-е гг. 3 Г 1640-е гг. 5 Б 1760 г. 2 В 1767 г. 4 Д 1803 г. 1 Е 4. Произведение – Слово о полку Игореве - 1 балл.
Отрывок (буква) Имя князя с объяснением Земля, в которой правил (номер) А) Всеслав Брячиславич (Полоцкий) 2
– упоминание Полоцка и Киева, обвинения в колдовстве.
Б) Ярослав Владимирович Осмомысл 5 (Галицкий) – упоминания Галича, Карпатских гор и Дуная.
В) Всеволод Большое Гнездо 1 (Владимирский) – обращение «великий князь», упоминание Волги и «сынов Глебовых», т.е.
ростовских князей.
Г) Игорь Святославич Новгород- 3 Северский – упоминание похода к Дону.
Д) Святослав Всеволодович 4 Киевский – упоминание Киева.
5. Последова- Буквенное Событие, изображенное на картине тельность обозначение картины Соляной бунт в Москве 1. Е.
Составление Соборн
–  –  –
6. По 1 баллу за каждый правильный ответ.
1. Лучше грозный царь, чем семибоярщина.
1) Имеется в виду правление Семибоярщины - правительства в России, состоявшего из семи бояр. Запятнавшее себя сотрудничеством с интервентами правительство воспринималось в народе хуже, чем Иван Грозный, с именем которого связаны опричнина, Ливонская война, хозяйственное разорение страны. Люди припоминали старину, сравнивали прошлое горе с нынешним, и им казалось, что теперешнее – горше.
2) Семибоярщина (1610-1613), правление Грозного (1533-1584).
2. Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.
1) Имеется в виду Наполеон и, с одной стороны, пожар в Москве, с другой сражение во время переправы французской армии через р. Березину в условиях сильнейших морозов.
2) Пожар в Москве – сентябрь 1812 г., Березина – ноябрь 1812 г.
3. Крепкий орешек, сразу не раскусишь.
1) Имеется в виду взятие русского города Орешка (Шлиссельбурга – «новое»
название города может не быть указано) в период Северной войны.
4. Была коптилка да свеча - теперь лампа Ильича.
1) Имеется в виду план ГОЭЛРО – план электрификации страны. (В СССР лампочкой Ильича называли бытовую лампу накаливания – возможное дополнение, необязательно).
5. Была бабе дорога от чугуна до корыта, а теперь женщинам и в космос дорога открыта.
1) Имеется в виду полет в космос Валентины Терешковой.
7. Монастырь – Соловецкий - 2 балла.
Отрывок Датировка Объяснение
–  –  –
По 1 баллу за каждую правильную датировку с объяснением (объяснение может быть сформулировано иначе, чем в ключе, но близко по смыслу) (проверяем по отдельности строки таблицы, даже если хронологическая последовательность неверна) – максимально 5 баллов.
1 балл за правильную хронологическую последовательность – проверяется только левый столбик таблицы (в том числе при отсутствии точной датировки).
8. За каждый правильный ответ с пояснением на основе таблицы – 1 балл, за дополнительные пояснения по верным суждениям еще 1 балл.
1. Верно. Дворяне продали примерно 17,5 млн. дес. земли, за этот период было всего куплено и продано около 37 млн. дес. земли. Могут быть указаны следующие причины: продолжение кризиса значительной части дворянских хозяйств, поскольку многие дворяне оказались не готовы к переходу на рыночно-капиталистические отношения в экономике после отмены крепостного права и столыпинской реформы (до 2 баллов).
2. Не верно. Иностранцам принадлежала ничтожная доля земель, за рассматриваемый период эта доля осталась на уровне 0,25 – 0,3 %. (1 балл).
3. Верно. Единолично и общинами крестьяне выкупили в этот период боле 14 млн. дес. земли – больше, чем любая другая категория покупателей. Могут быть указаны следующие причины: либерализация земельного законодательства в отношении крестьян в результате столыпинской реформы, возможность получения ссуды на покупку земли (до 2 баллов).
4. Верно. Средняя величина проданного владения у общин составляла около 20 дес., а купленного – около 80. У крестьян эти параметры составляли примерно 24 и 17 дес. соответственно. Могут быть указаны следующие причины: многие крестьяне воспользовались своим правом продать свои наделы; общины и товарищества были гораздо более платежеспособны при покупке земли (до 2 баллов).
Департамент образования Вологодской области
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий химико-технологический колледж»
РАССМОТРЕНО
На заседании ЦМК по ООД
Протокол №_______
от «_____»______________20____г.
Председатель ЦМК по ООД
_______________/ О.Г. Каштанова /
Методическая разработка: олимпиадные задания по истории уровня колледжа.
Для специальностей:
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация оборудования»
15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
18.02.01 «Химическая технология неорганических веществ»
Для профессий:
23.01.09 «Машинист локомотива»
15.01.05 «Сварщик»
43.01.02 «Парикмахер»
г. Череповец
2015г.
Олимпиадные задания разработаны с учетом: требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413); Приказа Минобразования России от 29 декабря 2014 № 1645 «Внесение изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; рабочей программой по истории профессий 23.01.09 «Машинист локомотива», 15.01.05 «Сварщик», 43.01.02 «Парикмахер», и специальностей 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация оборудования», 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
18.02.01 «Химическая технология неорганических веществ».
Организация разработчик: БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
Разработчик: Горюнова П. Ю. – преподаватель истории.
Содержание
Пояснительная записка
Методическая разработка: олимпиадные задания по истории уровня колледжа составлена по курсу истории России с древнейших времен до наших дней. Она представляет собой задания повышенной сложности по данному курсу. Вопросы и требования к ответам ориентированы на углубленные знания и умения обучающихся. Олимпиада содержит разные вопросы, каждый из которых позволяет оценить не только теоретические знания учащихся по истории, но и умение анализировать источники (документы, выдержки из речи, цитаты и т.п.), решать практические задачи, а также выражать своё мнение и отстаивать свою позицию.
Время проведения олимпиады – 2,5 академических часа (110 минут).
Всего заданий – 20.
Максимальное количество баллов – 93,5.
В данной методической разработке представлены задания разной формы и уровня сложности. Сюда включены вопросы на соотнесение событий и исторических деятелей; характеристика исторических деятелей; установление хронологических рамок различных исторических событий; определение взаимосвязей, общего среди нескольких исторических фактов, персоналий; тестовые задания с одним или несколькими правильными ответами; работа с иллюстративным материалом; работа с литературными историческими источниками.
Общий балл складывается из суммы баллов за каждое правильно выполненное задание. Участник, набравший больше половины баллов (47 баллов) считается призером олимпиады, победителем является студент, набравший больше всего баллов среди своего курса и профессии или специальности.
Олимпиадные задания с ответами и рекомендациями для проверки
№ п/п
Задание
Ответ
Макс. балл
1 – Б
2 – А
3 – Г
4 – В
5 – З
6 – Д
7 – Е
8 – Ж
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Мах 8 б
коллективизация
диктатура
национализация
культ личности
репрессия
индустриализация
тоталитарный режим
революция
А: 1, 5, 6, 7
Б: 2, 3, 4, 8
Досоветский период.
Советский период.
С.Ю. Витте
В.М. Молотов
Л.П. Берия
Л.Д. Троцкий
А.Ф. Керенский
П.А. Столыпин
П.Н. Милюков
Н.И. Бухарин
А: 1, 2, 6, 7
Б: 3, 4, 5, 8
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах 8 б
Гражданская война
Великая Отечественная Война
М.В. Фрунзе
С.М. Будённый
Г.К. Жуков
К.К. Рокоссовский
И.С. Конев
М.Н. Тухачевский
В.И. Чапаев
А.М. Василевский
Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: «Каждый французский солдат носит в своём ранце маршальский жезл».
Задание: Назовите известную русскую пословицу 19 века, которая в более простой и понятной форме передаёт смысл крылатого выражения Наполеона.
«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
2 б.
1. Поход Тохтамыша на Москву – 1382 г.
2. Свержение монголо-татарского ига – 1480 г.
3. Начало Смутного времени – правление Бориса Годунова – 1598 -1606 гг.
2 б.
Всего: 6 б.
Из бойниц в татар стреляют,
Кипятком их обливают,
И грохочет над Кремлём
Русских пушек первый гром.
…Меж развалин
Груды мёртвых, пепел, дым…
Зарыдал тут Дмитрий князь:
«Ох ты, матушка – столица!
Ты меня не дождалась!»
Государь прочитал и,
Спокоен и строг,
Бросил наземь ярлык
Под сафьянный сапог
И сказал:
«Дать платить мы не будем!»
Веры нет царю, ни его уму,
определена личность – 1 балл;
названо событие – 1 балл.
Всего: 2 б.
Ответ: Николай II, 2 ноября 1894г. – вступление на престол последнего российского императора
Определено событие – 1 балл, назван правитель – 1 балл.
Всего: 2 б.
присоединение Крыма
указ о единонаследии
созыв Уложенной комиссии
бироновщина
Б, Д.
2б.
Кошкин М. И.
1 балл
С…..ть
Кени……берг
П…лтава
Ауст……рлиц
…чаков
И…маил
Б…р…дино
С…в….стополь
Баяз…
Сить, Кенигсберг,
Полтава,
Аустерлиц,
Очаков,
Измаил,
Бородино,
Севастополь,
Баязет
по 0,5 балла за каждый правильный ответ.
6 баллов
почтальон
1 балл
Пётр 1
1 балл
Впишите правильные буквы вместо пропусков. (8 баллов)
1. Секуляризация, коллегии, меркантилизм, ассамблеи.
2. Мистицизм, континентальная блокада, адъютант.
0,5 б за каждый правильный ответ.
Всего: 3,5 б
вервь;
погост;
десятина;
урок.
4 (урок).
1 б
1.Морские сражения Северной войны
2.Русско-японская война (1 б – гражданская война)
3. Патриархи Российской Империи
2 б – за 1 ряд
Всего: 6 б
1 б за 1 верный ответ
10б
Ответ:
А. 1) Имеется в виду правление Семибоярщины - правительства в России, состоявшего из семи бояр. Запятнавшее себя сотрудничеством с интервентами правительство воспринималось в народе хуже, чем Иван Грозный, с именем которого связаны опричнина, Ливонская война, хозяйственное разорение страны. Люди припоминали старину, сравнивали прошлое горе с нынешним, и им казалось, что теперешнее – хуже.
2) Семибоярщина (1610-1613), правление Грозного (1533-1584).
Б. 1) Имеется в виду Наполеон и, с одной стороны, пожар в Москве, с другой - сражение во время переправы французской армии через р. Березину в условиях сильнейших морозов.
2) Пожар в Москве – сентябрь 1812 г., Березина – ноябрь 1812 г.
В. 1) Имеется в виду взятие русского города Орешка (Шлиссельбурга – «новое» название города может не быть указано) в период Северной войны.
2) 1702 г.
Г. 1) Имеется в виду план ГОЭЛРО – план электрификации страны. (В СССР лампочкой Ильича называли бытовую лампу накаливания – возможное дополнение, необязательно).
2) 1920 г.
Д. 1) Имеется в виду полет в космос Валентины Терешковой.
2) 1963 г.
Ответ: 1,4
2 балла
Ответ: 2,3
2 балла
Ответ: 1,3
2 балла
1 б за 1 верно указанный ответ
Всего: 20б.
Ответ:
Вклад в развитие страны
Петр
Русский царь. Первый российский император, выдающийся государственный деятель, дипломат и полководец, вся его деятельность связана с реформами.
М.В.Ломоносов
Великий русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка.
А.В.Суворов
Великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, за всю жизнь не потерпел ни одного поражения.
М.И.Кутузов
русский генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.
П.И.Чайковский
русский композитор, дирижёр.
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки, автор более 80 произведений
И.В.Сталин
Руководитель советского государства в 1924-1953 гг.
В.В.Маяковский
русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века
И.С.Конев
советский полководец, командующий 1-м Украинским фронтом, Маршал Советского Союза.
Г.К.Жуков
советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. Министр обороны СССР
Ю.А.Гагарин
лётчик-космонавт СССР, первый человек, совершивший полёт в космос.
Всего заданий: 20
Максимальное количество баллов: 93,5 б.
Олимпиадные задания по истории
№ п/п
Задание
Соотнесите термины и определения.
неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей или одним человеком.
преобразования сельского хозяйства в СССР массовым созданием коллективных хозяйств в конце 20х-начале 30хгг.XX века.
возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития.
переход предприятий и отраслей экономики в собственность государства.
резкая смена политического и других общественных укладов жизни.
карательные меры государства против своих граждан нарушающие их политическое, экономическое, личные права и свободы.
создание крупного машинного производства, прежде всего тяжёлой промышленности.
государственная власть, осуществляющая полный контроль над всеми сторонами жизни общества.
коллективизация
диктатура
национализация
культ личности
репрессия
индустриализация
тоталитарный режим
революция
Соотнесите исторический период и его деятелей.
Досоветский период.
Советский период.
С.Ю. Витте
В.М. Молотов
Л.П. Берия
Л.Д. Троцкий
А.Ф. Керенский
П.А. Столыпин
П.Н. Милюков
Н.И. Бухарин
Соотнесите войну и участвовавших в ней военачальников.
Гражданская война
Великая Отечественная Война
М.В. Фрунзе
С.М. Будённый
Г.К. Жуков
К.К. Рокоссовский
И.С. Конев
М.Н. Тухачевский
В.И. Чапаев
А.М. Василевский
Задание: Назовите известную русскую пословицу 19 века, которая в более простой и понятной форме передаёт смысл крылатого выражения Наполеона. Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: «Каждый французский солдат носит в своём ранце маршальский жезл».
Определите историческое событие и напишите дату этого события.
Из бойниц в татар стреляют,
Кипятком их обливают,
И грохочет над Кремлём
Русских пушек первый гром.
…Меж развалин
Груды мёртвых, пепел, дым…
Зарыдал тут Дмитрий князь:
«Ох ты, матушка – столица!
Ты меня не дождалась!»
Государь прочитал и,
Спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык
Под сафьянный сапог
И сказал:
«Дать платить мы не будем!»
Правил новый царь уже пятый год,
С каждым годом Русь всё бедней живёт.
Нет бояр – друзей, лишь враги кругом,
Для боярства царь тоже был врагом.
Веры нет царю, ни его уму,
Да ещё к тому же не везёт ему:
То озимый сход злой мороз побьёт,
То в разгар жнивья всё дождём зальёт.
Юбилейные исторические даты 2014 года
Определи исторический портрет и напиши, какое событие, связанное с этой личностью, произошло 120 лет назад?
Из любимых занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега;
Он женился на женщине, которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса;
Его родственник объявил ему войну;
Всё, что он имел, хотел передать не своему сыну, а брату;
Он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить намерение;
Во время всеобщей переписи населения он, заполняя анкету, в графе «Профессия» написал: «Хозяин земли русской».
Ниже приведен отрывок из документа, который был принят 315 лет назад. Определите, о каком событии идет речь, и в чье правление он был принят?
«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых -- по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно».
Что из перечисленного относится к правлению Екатерины II?
манифест о вольности дворянства
присоединение Крыма
указ о единонаследии
создание Верховного тайного совета
созыв Уложенной комиссии
бироновщина
Кто был конструктором танка Т-34?
Впишите одну или несколько пропущенных букв в названия мест сражений русской армии (величина пробела не отражает количество пропущенных букв).
С…..ть
Кени……берг
П…лтава
Ауст……рлиц
…чаков
И…маил
Б…р…дино
С…в….стополь
Баяз…
Дайте современное название профессии, за представителя которой поручились его московские коллеги в XV веке
«Все мы, Московские дороги, бронницкого яму, поручились есмы волостным людем Николо-Вяжиского монастыря крестьянам по Матфее, Еремееве сыне Вяжиском, в том житии тому охотнику бытии на Московской дороге на бронницком яму в охотниках; и живучи, Государева, Царева и Великого князя Василия Ивановича всея Руси вести гоняти с своею братьею равно, и государевых послов вести своей череде отпущати…»
Прочтите отрывок из документа XVIII в. И напишите имя российского государя, с которым связано это нововведение.
«Всемилостивейший наш государь, по примеру других христианских обычаев, всемилостивейшие… изволил ради порядка управления государственных своих дел… следующее тому потребное и надлежащее учредить. А именно: иностранных дел камер, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, берг и мануфактур коллегии».
Впишите правильные буквы вместо пропусков.
1. С...кул...ризация, к...л...егии, м...ркант...лизм, а...с...мблеи.
2. М...ст...цизм, к...нт...нентальная блокада, ад...ютант.
Конкретное количество дани, введенное княгиней Ольгой:
вервь;
погост;
десятина;
урок.
По какому историческому критерию образованы ряды
Гангут, Гренгам, Чесма, Синоп.
Деникин, Корнилов, Колчак, Алексеев.
Илларион, Алексий, Макарий, Филипп.
Прочитайте пословицы и поговорки.
Реакцией на какие события явилась эта пословица (поговорка)? Объясните ее смысл.
Когда произошли эти события (датировка с точностью до года, если не сказано иного)?
Лучше грозный царь, чем семибоярщина.
Отогрелся в Москве, да замерз на Березине (Датировка с точностью до месяца).
Крепкий орешек, сразу не раскусишь.
Была коптилка да свеча - теперь лампа Ильича.
Была бабе дорога от чугуна до корыта, а теперь женщинам и в космос дорога открыта.
Какие суждения, связанные с картиной, которую Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) с деятельностью царя, изображённого на картине, связано превращение России в морскую державу.
2) Царь, изображённый на картине, установил порядок престолонаследия строго по нисходящей мужской линии.
3) Изображённые на картине исторические персонажи жили во второй половине XVIII в.
4) Между историческими персонажами, изображёнными на картине, возник конфликт, который стал причиной смерти одного из них.
5) Художник, написавший данную картину, входил в объединение «Мир искусства».
Какие суждения о данном плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
плакат отражает события коренного перелома в ходе ВОВ
на карикатуре изображён документ, подписанный 1939 г.
содержание карикатуры отражает оборонительный период ВОВ
изображение на плакате отражает наступательные операции советских войск и освобождение территории СССР от немецко-фашистских захватчиков
Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На фотографии изображен портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича;
2) Портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа
3) Парсуна создана в XVII в.;
4) Данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в.;
5) в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове держава.
«Отечества достойные сыны» Вам предлагается 10 изображений наших великих соотечественников. Назовите этих людей. Напишите, в чем заключается их вклад в развитие нашего государства.
Бланк для ответов
№ п/п
Задание
Балл
Соотнесите термины и определения.
Термины
Определения (записать цифру)
Примечание
коллективизация
диктатура
национализация
культ личности
репрессия
индустриализация
тоталитарный режим
революция
Соотнесите исторический период и его деятелей.
Периоды
Деятели (записать цифру)
Примечание
Досоветский период.
Советский период.
Соотнесите войну и участвовавших в ней военачальников.
Война
Примечание
Гражданская война
Великая Отечественная Война
Ответ:
Определите историческое событие и напишите дату этого события.
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
С…..ть
Кени……берг
П…лтава
Ауст……рлиц
…чаков
И…маил
Б…р…дино
С…в….стополь
Баяз…
Ответ:
Ответ:
С...кул...ризация
к...л...егии
м...ркант...лизм
а...с...мблеи
м...ст...цизм
к...нт...нентальная блокада
ад...ютант
Ответ:
По какому историческому критерию образованы ряды
№ п/п
Ответ
Примечание
Прочитайте пословицы и поговорки.
Реакцией на какие события явилась эта пословица (поговорка)? Объясните ее смысл.
Когда произошли эти события (датировка с точностью до года, если не сказано иного)?
№ п/п
Ответ
Примечание
1.
2.
1.
2.
1.
2.
1.
2.
1.
2.
Ответ:
Ответ:
Ответ:
№ портрета
Вклад в развитие государства
Примечание
Заполненный бланк ответов с критериями выставления баллов
№ п/п
Задание
Балл
Соотнесите термины и определения.
8
Термины
Определения (записать цифру)
Примечание
коллективизация
2
1 балл
диктатура
1
1 балл
национализация
4
1 балл
культ личности
3
1 балл
репрессия
6
1 балл
индустриализация
7
1 балл
тоталитарный режим
8
1 балл
революция
5
1 балл
Соотнесите исторический период и его деятелей.
Периоды
Деятели (записать цифру)
Примечание
8
Досоветский период.
1,5,6,7
1 балл 1 балл 1 балл 1 балл
Советский период.
2,3,4,8
1 балл 1 балл 1 балл 1 балл
Соотнесите войну и участвовавших в ней военачальников.
Война
Военачальники (записать цифру)
Примечание
8
Гражданская война
1,2,6,7
1 балл 1 балл 1 балл 1 балл
Великая Отечественная Война
3,4,5,8
1 балл 1 балл 1 балл 1 балл
Ответ: Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом
2
Определите историческое событие и напишите дату этого события.
Поход Тохтамыша на Москву – 1382г.
2 балла
Свержение монголо-татарского ига – 1480г.
2 балла
Начало Смутного времени – правление Бориса Годунова – 1589 – 1606 гг.
2 балла
6
Ответ: Николай II – 1 балл; 1894г. – вступление на престол последнего российского императора – 1 балл
2
Ответ:
Празднование Нового года с 1 января – 1 балл
Петр I – 1 балл
2
Ответ:
Б – 1 балл
Д – 1 балл
2
Ответ: Кошкин М.И.
1
Сить 0,5 б
Кенигсберг 0,5 б
Полтава 0,5 б
Аустерлиц 0,5 б
Очаков 0,5 б
Измаил 0,5 б
Бородино 0,5 б
Севастополь 0,5 б
Баязет 0,5 б
6
Ответ: Почтальон
1
Ответ: Петр I
1
Секуляризация 0,5 б
Коллегии 0,5 б
Меркантилизм 0,5 б
Ассамблеи 0,5 б
Мистицизм 0,5 б
Континентальная блокада 0,5 б
Адъютант 0,5 б
3,5
Ответ:
4 (урок)
1
По какому историческому критерию образованы ряды
6
№ п/п
Ответ
Примечание
Морские сражения Северной войны
2 балла
Участники Русско-японской войны / Гражданской войны
2 балла/1балл
Патриархи Российской Империи
2 балла
Прочитайте пословицы и поговорки.
Реакцией на какие события явилась эта пословица (поговорка)? Объясните ее смысл.
Когда произошли эти события (датировка с точностью до года, если не сказано иного)?
8
№ п/п
Ответ
Примечание
1. Имеется в виду правление Семибоярщины - правительства в России, состоявшего из семи бояр. Запятнавшее себя сотрудничеством с интервентами правительство воспринималось в народе хуже, чем Иван Грозный, с именем которого связаны опричнина, Ливонская война, хозяйственное разорение страны. Люди припоминали старину, сравнивали прошлое горе с нынешним, и им казалось, что теперешнее – хуже.
2. Семибоярщина (1610-1613), правление Грозного (1533-1584).
1 балл
1 балл
1. Имеется в виду Наполеон и, с одной стороны, пожар в Москве, с другой - сражение во время переправы французской армии через р. Березину в условиях сильнейших морозов.
2. Пожар в Москве – сентябрь 1812 г., Березина – ноябрь 1812 г.
1 балл
1 балл
1. Имеется в виду взятие русского города Орешка (Шлиссельбурга – «новое» название города может не быть указано) в период Северной войны.
2. 1702 г.
1 балл
1 балл
Имеется в виду план ГОЭЛРО – план электрификации страны. (В СССР лампочкой Ильича называли бытовую лампу накаливания – возможное дополнение, необязательно).
2. 1920 г.
1 балл
1 балл
1. Имеется в виду полет в космос Валентины Терешковой.
2. 1963 г
1 балл
1 балл
Ответ:
1 – 1 балл; 4 – 1 балл
2
Ответ:
2 – 1 балл; 3 – 1 балл
2
Ответ: 1 – 1 балл; 3 – 1 балл
2
№ портрета
Имя исторического деятеля
Вклад в развитие государства
Примечание
20
Петр I
Русский царь. Первый росийский император, выдающийся государственный деятель, дипломат, полководец, реформатор
1 балл / 1 балл
М.В. Ломоносов
Великий русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физической химии, поэт.
1 балл / 1 балл
А.В. Суворов
Великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, за всю жизнь не потерпел ни одного поражения
1 балл / 1 балл
М.И. Кутузов
Русский генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией в Отечественной войне 1812г.
1 балл / 1 балл
П.И. Чайковский
Русский композитор, дирижёр. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки, автор более 80 произведений.
1 балл / 1 балл
И.В. Сталин
Руководитель Советского государства в 1924 – 1953 гг.
1 балл / 1 балл
В.В. Маяковский
Русский, советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века.
1 балл / 1 балл
И.С. Конев
Советский полководец, Маршал Советского Союза. Командующий 1-м украинским фронтом в Великой Отечественной войне
1 балл / 1 балл
Г.К. Жуков
Советский военачальник, Маршал Советского Союза, герой Великой Отечественной войны.
1 балл / 1 балл
Ю.А. Гагарин
Летчик – космонавт СССР, первый человек, совершивший полет в космос.
1 балл / 1 балл
Список источников и литературы для подготовки студентов к олимпиаде
Основные источники:
В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков, История. – М.: Академия, 2015г.
Дополнительные источники:
Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.
Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.
Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.
Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. М.: 2001.
Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в России и СССР: Многопартийность в России: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.
Дидактические материалы А.Г.Колосков «История России XXвек. 11 класс», 2-е издание, стереотипное, Москва, ДРОФА, 2001 год.
Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.
Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.
Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.
Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
Исторические корни политики большевиков. M. 1998.
История России. 1861- 1917. M. 1996.
История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.
История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.
История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.
История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995.
Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 200
Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 1997Учебное пособие для 11 класса.
Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 1999. № 6. Россия.
Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир.
Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 1996.
Российское государство и общество. ХХ век. M. 1999.
Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2000.
Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 1999.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.
Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 1997.
Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917 – 1991. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 1993. - материалы по истории России (Киевская Русь) - историческая библиотека ( подборка исторических книг преимущественно по славянам, кочевникам и древним народам Европы )
- все полководцы мира
- кинохроника XX века (преимущественно материалы СССР)
4 (5:10) – 6 (10:09) [Весы], 5 (7:59) [посл. четв.] Выгонка луковиц, корешков и клубней для получения витаминной зелени. Работа с почвой, борьба с наземными вредителями и болезнями растений. Заготовка шишечек ольхи. Традиции, приметы 4 янв. Анастасии Узорешительности. Погода дня
2 (16:01) – 4 (19:45) [Скорпион], 3 (17:58) [посл. четв.]
автора Вязникова Татьяна В.2 (16:01) – 4 (19:45) [Скорпион], 3 (17:58) [посл. четв.] Посев семян позднеспелых и среднеранних сортов томата, перца и баклажана для выращивания в открытом грунте и плёночных укрытиях; семян огурца для теплиц, парников и подоконников, листовых овощей (при электродосвечивании). Посев
4 (1:10) – 6 (4:13) [Стрелец], 5 (1:55) [посл. четв.]
Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.4 (1:10) – 6 (4:13) [Стрелец], 5 (1:55) [посл. четв.] Посев семян острого и сладкого перца, редиса, пряновкусовой зелени. Посадка рассады перца (в возрасте 7–9 настоящих листьев). Выгонка луков, чеснока. Борьба с наземными вредителями, сорняками. Полив ограничить. Обрезка деревьев и
2 (9:35) – 4 (12:41) [Козерог], 3 (8:39) [посл. четв.]
Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.2 (9:35) – 4 (12:41) [Козерог], 3 (8:39) [посл. четв.] Посев на рассаду для закрытого грунта семян репы, огурца. Для открытого грунта – семян белокочанной капусты поздних сортов (для зимнего хранения). По погоде, под плёнку – семена моркови, петрушки, редиса, лука репчатого и порея,
1 (18:19) – 3 (22:25) [Водолей], 2 (15:17) [посл. четв.]
Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.1 (18:19) – 3 (22:25) [Водолей], 2 (15:17) [посл. четв.] Исключить любые работы, связанные с жизнедеятельностью растений (посев, посадка, пересадка). Неблагоприятен полив. Чистить, проветривать помещения. Традиции, приметы 2 мая. Иван Ветхопещерник, Иван Воин. Святому Иоанну, память
29 (8:43) – 31 (19:42) [Телец], 29 (21:45) [посл. четв.]
Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.29 (8:43) – 31 (19:42) [Телец], 29 (21:45) [посл. четв.] Посев семян длинноплодного редиса, пекинской капусты, кольраби для последующего доращивания в теплицах. Посадка рассады цветной капусты и кольраби. Укоренение усов земляники.Эффективна борьба с подземными вредителями. Полив.
28 (3:08) – 30 (15:32) [Близнецы], 28 (13:36) [посл. четв.]
Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.28 (3:08) – 30 (15:32) [Близнецы], 28 (13:36) [посл. четв.] Посадка-пересадка вьющихся, плетистых и ветвящихся растений (розы, хризантемы, лианы и т. д.). Посев семян холодостойких листовых зеленных. Покос трав для замедления роста. Борьба с наземными вредителями и болезнями растений
26 (23:24) – 29 (11:57) [Рак], 27 (7:56) [посл. четв.]
Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.26 (23:24) – 29 (11:57) [Рак], 27 (7:56) [посл. четв.] Закр. грунт: посев быстрорастущих зеленных (кресс-салат, шпинат). Посадка луковиц тюльпанов (для выгонки). Доращивание цветной капусты, кольраби. Полив.Откр. грунт: посев семян щавеля, окончание посадки и пересадки клематисов,
26 (20:11) – 29 (7:44) [Лев], 27 (3:42) [посл. четв.]
Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.26 (20:11) – 29 (7:44) [Лев], 27 (3:42) [посл. четв.] Закр. грунт: выгонка на зелень луков и корешков. Посев, посадка, пересадка, полив растений не рекомендуются.Откр. грунт: перекапывать приствольные круги, прикапывать молодые саженцы плодовых деревьев и кустарников. Побелка штамбов
25 (16:11) – 28 (1:59) [Дева], 25 (23:30) [посл. четв.]
Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.25 (16:11) – 28 (1:59) [Дева], 25 (23:30) [посл. четв.] Посадка выгоночных культур для получения ранней зелени. Посев семян цветов (при возможности электродосвечивания). Посев, посадки, пересадки плодовых и овощных растений не рекомендуются.Заготовки: всё замораживать. Традиции,
25 (10:17) – 27 (17:58) [Весы], 25 (17:50) [посл. четв.]
Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.25 (10:17) – 27 (17:58) [Весы], 25 (17:50) [посл. четв.] Прибавляется день, садовые деревья и кустарники переходят в состояние вынужденного покоя (в комнатном тепле их ветки распустят почки). Выгонка на зелень луковиц, корешков и клубней. Посев, посадка цветов с длительным периодом
№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ"»
Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ"» 28 марта 1953 г. № 08/012/85сВо исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27
№ 7 ИЗ СООБЩЕНИЯ НКГБ СССР В ЦК ВКП(б), СНК СССР, НКО СССР и НКВД СССР от 6 марта 1941 г.
Из книги автора№ 7 ИЗ СООБЩЕНИЯ НКГБ СССР В ЦК ВКП(б), СНК СССР, НКО СССР и НКВД СССР от 6 марта 1941 г. Сообщение из БерлинаПо информации, полученной от чиновника Комитета по четырехлетнему плану, несколько работников комитета получили срочное задание составить расчеты запасов сырья и
№ 9 ЗАПИСКА НАРКОМА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР В.Н. МЕРКУЛОВА В ЦК ВКП(б), СНК И НКВД СССР С ТЕКСТОМ ТЕЛЕГРАММЫ АНГЛИЙСКОГО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. ИДЕНА ПОСЛУ АНГЛИИ В СССР С. КРИППСУ О НАМЕРЕНИЯХ ГЕРМАНИИ НАПАСТЬ НА СССР
Из книги автора№ 9 ЗАПИСКА НАРКОМА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР В.Н. МЕРКУЛОВА В ЦК ВКП(б), СНК И НКВД СССР С ТЕКСТОМ ТЕЛЕГРАММЫ АНГЛИЙСКОГО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. ИДЕНА ПОСЛУ АНГЛИИ В СССР С. КРИППСУ О НАМЕРЕНИЯХ ГЕРМАНИИ НАПАСТЬ НА СССР № 1312/М 26 апреля 1941 г.Совершенно секретноНаправляем
[Посл.Иер.] Послание Иеремии
Из книги Библия. Синодальный перевод автора[Посл.Иер.] Послание Иеремии Глава 11 Список послания, которое послал Иеремия к пленникам, отводимым в Вавилон царем Вавилонским, чтобы возвестить им, что повелено ему Богом.2 За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон Навуходоносором,