Домой Цветы По результатам исследования зейгарник незавершенные действия. Эффект зейгарник в психологии. Наиболее характерные формы патологии П

По результатам исследования зейгарник незавершенные действия. Эффект зейгарник в психологии. Наиболее характерные формы патологии П

Основные положения

Причина этого - географическое положение страны на стыке трех материков. Эрец-Исраэль представляет собой узкий сухопутный мост между Средиземным морем и пустынями Аравийского полуострова , со времени древнейших геологических периодов служивший путем для проникновения сюда с севера, юга и востока разнообразных видов животных.

Некоторые виды животных были завезены в Эрец-Исраэль различными завоевателями. Многочисленные нашествия, которым подвергалась страна на протяжении тысячелетий, сопровождались уничтожением растительного покрова, что, в свою очередь, вело к гибели травоядных млекопитающих и птиц, а с ними и хищников. Флора и фауна, восстанавливавшиеся в промежутках между войнами, часто отличались от уничтоженных: освободившееся пространство захватывалось более устойчивыми и приспособленными к данным биотопам видами.

Ввиду того, что на протяжении исторического периода не происходило значительных изменении климата, все изменения в составе животного мира следует приписать влиянию человека. Фауна Эрец-Исраэль изменялась непрерывно; даже сегодня она заметно отличается от существовавшей в период британского мандата и еще более - от фауны, существовавшей в стране до начала сионистской деятельности.

В течение последнего века человеческая деятельность, в частности, охота, привела к тому, что многие крупные животные, столетиями проживавшие на территории современного Израиля, были на ней уничтожены, в их числе медведи, гепарды, косули, лани, ориксы и онагры.

Источники происхождения фауны Израиля

В Эрец-Исразль встречаются животные трех больших зоогеографических районов Голарктической области:

  • Средиземноморского, охватывающего все побережье Средиземного моря, кроме Ливии и Египта ;
  • Сахаро-Синдского, простирающегося от Марокко через пустыни Египта и Аравийского полуострова до северо-западной Индии ;
  • Ирано-Туранского, охватывающего пустыни и возвышенности Центральной и Западной Азии.

Зоогеографическое районирование почти точно совпадает с ботанико-географическим. Представителями средиземноморской фауны являются сирийский заяц, каменная куропатка, ласточка, агама и другие; Сахаро-Синдской - тушканчики, пустынный жаворонок, варан; Ирано-Туранской - перевязка, закаспийский воробей и закаспийская агама. Другие виды животных, встречающиеся в Эрец-Исраэль, весьма распространены в нескольких районах Голарктической области: европейский конек, некоторые мелкие землеройки и другие.

Даманы ("скальные зайцы")

Возникновение фауны Эрец-Исраэль относится к концу эпохи эоцена, когда восточная часть Заиорданья , а затем и остальные части страны поднялись из моря. В этот период территория Эрец-Исраэль была связана лишь с афро-аравийским массивом, откуда и происходят первые представители ее животного мира (например, даман, тиляпия). В эпоху плиоцена в результате миграции животных из юго-восточной Европы фауна Эрец-Исраэль приблизилась по характеру к фауне саванны современной Восточной Африки .

Остатки этой фауны сохранялись в Эрец-Исраэль еще в начале плейстоцена (бородавочник, гиппопотам, теплолюбивый носорог, пятнистая гиена, некоторые антилопы). К эпохе плейстоцена относится проникновение в Эрец-Исраэль животных из Индии , например, различных видов диких быков. Волк, барсук, газели, дикие лошади и ослы проникли в Эрец-Исраэль из Средней Азии или Южной Европы. Влияние ледникового периода в Европе не было столь значительным, чтобы привести к вторжению северных животных в Эрец-Исраэль. В конце эпохи неолита (около 5000 г. до н. э.) фауна Эрец-Исраэль в основном соответствовала нынешней.

Но несколько видов крупных млекопитающих - лев, лань, онагр, берберский баран, сернобык, а также филин и крокодил - исчезли в результате уничтожения лесов, либо были истреблены человеком. Древние каменные орудия, найденные в Убейдии , позволяют предположить, что человек начал влиять на состав фауны Эрец Исраэль более миллиона лет назад. Несколько видов близки в настоящее время к исчезновению. Исследование богатой морской фауны Средиземноморского побережья страны и Красного моря в районе Эйлата стало проводиться лишь недавно.

В древности мастера Эрец-Исраэль славились производством красящих веществ животного происхождения (пурпур, кармин). Важнейшими домашними животными в Эрец-Исраэль являются: местная порода крупного рогатого скота от скрещивания голландской породы с так называемой дамасской; лошадь арабской породы; осел, происходящий от дикого нубийского; коза и овца местных пород; одногорбый верблюд, обитающий в пределах страны, по-видимому, с эпохи Судей и сыгравший важную роль в заселении пустынных районов. Местные породы кур разнообразны. Пчеловодство известно в стране по меньшей мере с эпохи Мишны , однако сбор меда происходил уже в древнейшую эпоху. В последние десятилетия в страну завезены новые породы домашних животных. Совершенно новый характер приобрело развитие морского рыболовства и разведение рыбы в прудах (главным образом карпов; делаются попытки разведения форели).

Животный мир Эрец-Исраэль в библейскую эпоху был богат. В Библии упоминается около 130 видов животных, из них треть составляют млекопитающие, треть - птицы. Это лишь ничтожная часть известных сегодня представителей фауны Эрец-Исраэль; одних беспозвоночных насчитывается десятки тысяч видов. Но Библия содержит весьма точные и подробные описания крупных представителей животного мира и птиц.

Млекопитающие

Мангуст. Фото Криса Ходжеса.

Нутрия. Фото Вадима Бугаенко.

Лев (Panthera leo) был распространен в библейскую эпоху по всей стране; упоминается в Библии под различными названиями: арье, ари, левия, шахал, гур. Последнее наименование используется также для обозначения молодых особей других видов хищников. Служит символом могущества и силы. Лев был истреблен крестоносцами .

Леопард (Panthera pardus) в библейскую эпоху водился по всей стране. Последние представители более крупного подвида были уничтожены в 1920-х гг. Более мелкий подвид размножился в долине Мёртвого моря (после введения в 1955 г. закона о защите животного мира Израиля) в связи с появлением или увеличением числа животных, служащих ему пищей (газелей, каменных козлов). Это, возможно, библейский намер , упоминаемый пророком Иеремией (13:23) как пример постоянства окраски шкуры. Сейчас - наиболее крупный хищник в Эрец-Исраэль.

Изредка на территорию Израиля могут заходить сирийские серые медведи (Ursus arctos syriacus ).

Из грызунов-вредителей сельского хозяйства наиболее распространены полевки (Microtius) и песчанки (Meriones). Возможно, принесение филистимлянами в жертву золотых мышей при возвращении Ковчега Завета связано с обожествлением этих губителей посевов (Сам. I, 6:4–5, 11, 18). В стране имеется три вида крыс (хульда): серая, или пасюк (Rattus norvegicus), садовая (Rattus alexandrinus) и черная (Rattus rattus). Первая опасна как переносчица чумных блох; с ней ведется систематическая борьба, особенно в портах.

Дикобраз (Hystrix striata) распространился в стране в связи с развитием огородничества, вредителем которого он является.

В список жвачных животных, мясо которых Библия (Втор. 14:5) разрешает употреблять в пищу , входят благородный олень (Cervus elaphus, аяль), газель (Gazella gazella, цви), лань (Cervus dama, яхмур), безоаровый козел (Capra aegagrus) или, возможно, муфлон (Ovis musimon, акко), гривистый баран (Ammotragus lervia), антилопа мендес (Addax nasomaculatus, дишон), сернобык (Oryx leucoryx, земер). Сюда можно отнести и буйвола (Bos bubalus, мри). У этих животных раздвоенные копыта. Саму Землю Израиля в еврейских источниках иногда называют Землёй оленей (ארץ הצבי).

Дикие кабаны в Ариэле. Фото Михаила Гольдштейна.

Лиса в Нокдим ночью. Фото Вадима Бугаенко.

К нечистым животным принадлежат одногорбый верблюд (Camelus dromaderius, гамал), даман (Hyrax syriacus, шафан) и свинья домашняя (Sus domestica, хазир). Распространены также дикие кабаны.

Скалистый, или капский, даман (Procavia capensis ), необычное, напоминающее короткоухого кролика травоядное млекопитающее с присосками на пальцах, чьим ближайшим родичем из ныне живущих, вероятно, является слон.

Среди млекопитающих морей, омывающих Эрец-Исраэль, следует упомянуть дельфинов и дюгоня (Dugong dugon), водящегося в Красном море. Возможно, что дюгонь - это библейский тахаш, шкура которого использовалась при изготовлении скинии (Исх. 25:5). В Эрец-Исраэль водятся многочисленные виды рукокрылых (Chiroptera, аталеф) как плотоядных, так и растительноядных.

Птицы

В Эрец-Исраэль водится более 600 видов птиц; из них более половины постоянно обитают в стране, остальные - перелетные. Эрец-Исраэль служит промежуточным пунктом на пути перелетных птиц из Северной Европы и Азии в Африку и обратно. Появление больших стай некоторых перелетных птиц (скворцы, аисты, горлицы) служит приметой определенного времени года.

К дневным хищным птицам относится белоголовый сип (Gyps fulvus, нешер), ягнятник (Gypaetus barbatus, перес), черный гриф (Vultur monachus, озния), коршун (Milvus spp., дая), евразийский степной орёл (Aquila nipalensis ), змееяд (Circaetus gallicus ), болотный лунь (Circus aeruginosus ), стервятник (Neophron percnopterus, рахам), несколько видов соколов (Falco spp., тахмес, баз; самый распространённый - обыкновенная пустельга, Falco tinnunculus ; также чеглок, Falco subbuteo , и малая пустельга, Falco naumanni ), канюков (в том числе сарыч, Buteo buteo аят, и курганник, Buteo rufinus ) ястреб-перепелятник (Accipiter nisus, нец) и коршунов (наиболее распространён чёрный коршун, Milvus migrans ).

К ночным пернатым хищникам принадлежат: сыч (Athene noctua, кос), сова (Asio sрр., яншуф), сипуха (Lyto alba, тиншемет) (самые распространённые виды), филин (Bubo bubo, оах), неясыть (Strix aluco, лилит) - два последних вида редко встречаются, а также болотная сова (Asio flammeus ), ушастая сова (Asio otus ) и сплюшка (Otus scops ). Бурый рыбный филин (Bubo zeylonensis ) в настоящее время считается истреблённым на территории Израиля, последний раз наблюдался в 1975 году.

Имеется три вида ворон (Corvus spp., орев), чайки (Larus spp., шахаф).

Палестинская нектарница

В городах и сельских местностях наиболее распространенными птицами являются: домашний воробей (Passer domesticus), два вида трясогузок (Motocilla alba и flava), черный дрозд (Turdus merula), бюльбюль (Pycnonotus capensis), скворец обыкновенный (Sturnus vulgaris), щегол (Carduelis elegans), зяблик (Fringilla coelebs), зеленушка (Chloris chloris), несколько видов синиц (Parus spp.), чаще всего встречается большая синица (Parus major), и другие.

В стране встречаются два вида аистов (Ciconia spp., хасида), десять видов цапель (Ardea spp., анафа) (часто встречаются египетская, Bulbulcus ibis , малая белая, Egretta garzetta , серая, Ardea cinerea , и кваква, Nycticorax nycticorax ; ещё четыре вида зафиксированы всего по несколько раз), а также каравайки (Plegadis falcinellus ) и колпицы (Platalea leucorodia , не выводят птенцов в Израиле, но часто встречаются с осени до весны).

Белые аисты (Ciconia ciconia) прилетают в страну весной большими стаями; розовый пеликан (Pelicanus onocratulus) встречается в большей части страны весной и осенью. В районе Эйлата можно увидеть малых фламинго (Phoenicopterus minor ). Пастушковые представлены прежде всего камышницами (Gallinula chloropus ), лысухами (Fulica atra ) и серыми журавлями (Grus grus ).

Удод (Upupa epops, духифат) и сойка (Garrulus glandarius) обитают вблизи населенных пунктов. В мае 2008 года, в связи с 60-летием Израиля , по инициативе Министерства экологии были объявлены выборы национальной птицы. В результате голосования, в котором могли принять участие все жители страны, был выбран удод - более 35% проголосовали за него, оставив далеко позади славку, щегла, короткопалого певчего дрозда и некоторых других птиц.

В пустынных местах и в зарослях кустарников водится два вида каменных куропаток (Alectoris spp.), франколины (Francolinus spp.), перепела (Coturnix coturnix, библейские слав). В прошлом охота на перепелов была очень распространена. До сих пор бедуины ловят большие стаи перепелов на Средиземноморском побережье Синая с помощью сетей.

В заболоченных местностях часто встречается шпорцевый чибис (Vanellus spinosus ; в 2008 году выдвигался на звание «птицы Израиля»); иногда можно встретить и другие виды чибисов. Там же часто встречается кулик-воробей (Calidris minuta ); помимо него, распространёнными представителями ржанковых являются черныш (Tringa ochropus ) и травник (Tringa totanus ).

Наиболее распространёнными представителями утиных в Израиле являются кряква (Anas platyrhynchos ), чирок-свистунок (Anas crecca ), красноголовый нырок (Aythya ferina ), широконоска (Anas clypeata ) и хохлатая чернеть (Aythya fuligula ), на пути миграций которых находится Эрец-Исраэль. Постоянно проживают в Израиле такие редкие виды, как мраморный чирок (Marmaronetta angustirostris ) и белоглазый нырок (Aythya nyroca ).

Распространёнными птицами городов и сельской местности в Израиле являются домовый (Passer domesticus ) и испанский (Passer hispaniolensis ) воробьи, чёрный дрозд (Turdus merula ), большая синица (Parus major ), бюльбюль (Pycnonotus xanthopygos ; ещё один номинант на звание «птицы Израиля»), галка (Corvus monedula ), чёрная ворона (Corvus corone cornix ), черноголовый щегол (Carduelis carduelis ), зеленушка (Carduelis chloris ) и коноплянка (Carduelis cannabina ).

Широко распространены горлицы (кольчатая, Streptopelia decaocto , и малая, Streptopelia senegalensis ) и сизые голуби (Columba livia ). Часты также каменный воробей (Petronia petronia ), белая трясогузка (Motacilla alba ), обыкновенный скворец (Sturnus vulgaris ) и зяблик (Fringilla coelebs ) (гнездятся в осенние и зимние месяцы). Вблизи от человеческого жилья обитают сойки (Garrulus glandarius).

Для пустынных районов обычная птица - пустынный ворон (Corvus ruficollis ). В зарослях кустарников обитают каменные куропатки (Alectoris chukar ), пустынные курочки (Ammoperdix heyi ) и турачи (франколины, Francolinus francolinus ); Постоянно встречаются также авдотки (Burhinus oedicnemus ).

Другие распространённые птицы Страны Израиля - зимородок (Ceryle rudis ), просянка (Emberiza calandra ), деревенская ласточка (Hirundo rustica ) и африканская скалистая ласточка (Ptyonoprogne fuligula ), палестинская нектарница (Cinnyris osea , также номинировавшаяся на звание «птицы Израиля»), средиземноморская славка (Sylvia melanocephala ), арабская дроздовая тимелия (Turdoides squamiceps ), сирийский дятел (Dendrocopos syriacus ), пустынный жаворонок (Ammomanes deserti ). Быстро распространяются по всему Израилю майны (Acridotheres tristis ) - пришельцы из Восточной Азии.

Истреблённые в 1920-е годы в природных условиях страусы (Struthio camelus ) в настоящее время разводятся в контролируемых условиях, на страусовых фермах. Также делаются попытки вернуть их в дикую природу.

Пресмыкающиеся

Палестинская гадюка. Фото Финклеза.

В Эрец-Исраэль распространено более 90 видов рептилий, в том числе свыше 30 видов змей, из них семь-восемь ядовиты. Чаще всего встречается палестинская гадюка (Vipera palaestinae), затем - эфа (Echis colorata). Реже встречаются представители других родов рогатых и каменных гадюк (Cerastes и Pseudocerastes). В последнее время в связи с развитием земледелия на юге расширяется область распространения черной кобры (Walterinnesia aegyptia). Одной из наиболее распространенных неядовитых змей является удавчик (Eryx).

Ящеричная змея (Malpolon monspessulanum), укус которой, смертельный для мелких животных, для человека не опасен, встречается иногда в застроенных районах. Вблизи пресных водоемов водится водяной уж (Natrix tesselata). Из ужей чаще всего встречаются черный или сирийский полоз (Coluber jugularis) и пятнистая псевдовипера (Coluber mummifer), приносящие большую пользу уничтожением грызунов.

Ближе к побережью Средиземного моря встречаются черепахи: средиземноморская (Testudo ibera ), болотная (Clemmys caspica ) и зелёная, или суповая (Chelonia mydas ). Быстро распространяется завезенная из Амерки красноухая черепаха (Trachemys scripta ). На берегах Эйлата выводят детёнышей черепахи-биссы (Eretmochelys imbricata ). Исключительно в реке Александр водятся нильские мягкокожие черепахи (Tionyx triunguis).

В ручьях, впадающих в Средиземное море, водился до 20 в. нильский крокодил (Crocodilus niloticus). Недавно в Израиль были завезены в коммерческих целях американские аллигаторы и другие виды крокодилов.

Земноводные

Осушение болот и освоение земель для нужд сельского хозяйства привело к резкому сокращению численности земноводных Земли Израиля за последний век. Чернобрюхая лягушка (Discoglossus nigriventer ), известная также как израильская или палестинская разукрашенная лягушка , эндемик озера Хула , полностью исчезла в результате осушения территорий вокруг озера. Шесть из восьми оставшихся видов амфибий Израиля также находятся под угрозой исчезновения.

Из хвостатых земноводных встречаются, хотя и редко, малоазиатский тритон (Tritonus vittatus), переднеазиатская саламандра (Salamandra infraimmaculata ) и огненная саламандра (Salamandra salamandra).

Из бесхвостых земноводных распространены обыкновенная квакша (Hyla arborea), озёрная лягушка (Pelophylax ridibundus ), левантийская зелёная лягушка (Pelophylax bedriagae ) и жабы - зеленая (Bufo viridis), пятнистая (Bufo variabilis ) и сирийская (Pelobates syriaca). Совсем недавно обнаружена древесная лягушка (Hyla heinzsteinitzi), ещё один эндемик Израиля, родственная малоазиатской квакше.

Беспозвоночные

Из сухопутных беспозвоночных в Эрец-Исразль особенно многочисленны членистоногие, прежде всего - насекомые, которых насчитываются десятки тысяч видов. Во влажное время года в стране часто встречаются два вида подкласса аптериготов, которые иногда вредят огородам. Исключительно многочисленны прямокрылые, особенно саранчовые (Acridoidea), как нестадные (Apterygota), так и стадные, приносящие иногда значительный вред сельскому хозяйству.

Более десяти видов богомолов (Mantoidea) хорошо приспособлены к условиям среды. Имеются три вида тараканов (Blattoidea), конкурирующих друг с другом из-за пищи и территории.

Обильно представлены сверчковые (Grylloidea): домовые, стеблевые сверчки и медведки. Клопы (Heteroptera), сухопутные и водяные, представлены многими родами и видами. Черепашки (Eurygaster) вредят хлебным злакам и овощам, древесные клопы - плодовым деревьям. На поверхности водоемов можно видеть хищных водомерок (Gerridae).

Цикадовые (Auchenorrhynda) довольно разнообразны по внешнему виду и по образу жизни. В стране водится как семейства настоящих (певчих) цикад (Cicadidae), так и представители других семейств подотряда шеехоботных (Auchenorrhyncha ), в том числе разнообразных тлей (Aphidoidea ).

Украшением фауны Эрец-Исраэль являются многообразные бабочки, или чешуекрылые (Lepidoptera). Одним из крупных парусников (Papilionidae) является желтый с черным рисунком махаон (Papilio machaon). Среди крупнейших дневных бабочек страны - двухвостая нимфалида (Charaxes jasius ), перламутровка пандора (Damora pandora pandora ).

Очень часто встречаются белянки (Pieridae). В сумерки и днем в тени попадаются Danaidae, чаще всех - углокрыльница (Vanessa). Весьма распространены ночные бабочки различных семейств. Бражники (Sphingidae) летают главным образом в сумерки. В ульи залетает бабочка мертвая голова (Manduca atropos). Ночницы (Noctuidae) очень многочисленны. Водятся также волнянки (Lymantriidae ) и походные шелкопряды (Thaumetopea ). Некоторые из них (Prodenia и Agrotis) являются серьезными вредителями сельского хозяйства.

В Израиле можно встретить редкие ближневосточные виды бабочек: Allancastria cerisyi speciosa , Tomares nesimachus , Cigaritis cilissa (считался исчезнувшим, обнаружен снова в последнее десятилетие двадцатого века), Olepa schleini (эндемик прибрежных районов Израиля).

Лесонасаждениям вредят монашенки (Portheria) и походные шелкопряды (Thaumetopea), фруктовым садам - волнянки (Lymantriidae).

Экологические особенности страны, связанные с жарким, сухим климатом, объясняют обилие и разнообразие видов жесткокрылых (жуков), в частности, жужелиц (Carabidae). В водоемах встречаются плавунцы (Dytiscidae). Представители семейства стафилинов (Staphylinidae) питаются разлагающимися продуктами органического происхождения. Мертвоеды (Silphidae) сравнительно редки.

Карапузики (Histeridae) часто встречаются в навозе и трупах животных. Мягкотелки (Cantharidae) появляются стайками на цветах и быстро исчезают, так как дикие пчелы заносят их личинки в свои норы, где кормят ими свое потомство. К этому же семейству относятся светляки (Cantharis). Златки (Buprestidae), в особенности род Buprestis, наносят серьезный вред плодовым деревьям. Точильщики (Anobiidae) наносят вред мебели, другие жуки этого семейства - зоологическим и ботаническим коллекциям. Кожееды (Dermestidae) вредят съестным припасам и коллекциям.

Божьи коровки (Coccinellidae) приносят значительную пользу, уничтожая тлю и червеца, вредящих плантациям цитрусовых. Нарывники (Meloidae) уничтожают вредных саранчовых.

Чернотелки (Tenebrionidae) весьма распространены в Израиле. Некоторые виды вредят хлебным припасам. Усачи (Cerambycidae) наносят вред полеводству и плодоводству. Листоеды (Chrysomelidae) поедают листья и стебли растений. Многочисленные виды долгоносиков (Curculionidae) вредят посевам зерновых и плодовым деревьям. Весьма распространены пластинчатоусые (Scarabaedia), питающиеся навозом, а также хрущи (Melolonthinae ), заселяющие весной цветы - мак и анемон (наиболее часты роды Amphicoma, Anisoplia и Potosie).

Жизнь перепончатокрылых Израиля связана, как правило, с периодами цветения растений (весна, осень). Природные условия Израиля обеспечивают пищей многочисленные виды ос и пчел как общественных, так и одиночных. Из общественных ос часто встречаются подроды Vespa и Vespula, представители которых устраивают гнезда, где поселяются вместе десятки и даже сотни насекомых. Укус больших ос (например, шершней) опасен. Малые общественные осы (например, Polistes) строят открытые гнезда, в которых могут развиться несколько десятков насекомых. Одиночные осы (Eumenidae), как и другие, строят гнезда из глины с одной или несколькими ячейками. Личинок выкармливают убитыми гусеницами и другими насекомыми.

Имеется много видов муравьев (Formicoidea), наиболее распространен вид муравьи-бульдоги (Messor barbarus).

Пчела медоносная (Apis millifera) принадлежит к породе, ввезенной в страну из Италии и отличающейся от местной сирийской породы большей продуктивностью и легкостью разведения. Для пчёл сделано исключение в правилах кашрута : обычно, если животное некошерно, то и всё, им производимое (молоко, яйца или икру), также запрещается употреблять в пищу. Но продукты деятельности пчёл (которые сами по себе некошерны), прежде всего мёд, разрешены к употреблению.

Различные виды мух настоящих (Muscidae) всегда были подлинным бичом для населения Ближнего Востока . Благодаря научно разработанным методам удаления и уничтожения мусора эта проблема была в основном решена к началу 1960-х гг. Большой вред плодовым деревьям наносят пестрокрылки (Trypetidae).

Из паукообразных (Arachnoidea) для Эрец-Исраэль особенно характерны скорпионы (Scorpiones). В стране имеется около 17 видов и подвидов скорпионов, самым опасным из которых является желтый скорпион (Leiurus quinguestriatus), иначе известный как израильский пустынный скорпион . Насчитывается несколько сотен видов пауков (Araneinae). Из них для человека опасны каракурт (Latrodectus tredecimguttalis) и локсосцелес (Loxosceles). К вредным паукообразным принадлежат различные клещи (Acarina); некоторые из них являются переносчиками болезней людей и скота.

Сразу восемь новых видов членистоногих (ракообразные, насекомые и паукообразные) были открыты в 2006 году в изолированной от внешнего мира меловой пещере близ города Рамле , получившей название «аялонской»; по предположениям исследователей, возраст этих реликтовых видов составляет миллионы лет. У всех обнаруженных видов отсутствуют глаза.

Из сухопутных червей важны с медицинской точки зрения некоторые ленточные черви (Taenia saginata и Taenia echinococcus). Различные круглые черви (Nematoda) вредят растениям. Глистные инвазии значительно уменьшились с распространением гигиены (дезинфекции огородов и т. п.). Случаи трихиноза сравнительно редки. Дождевые черви появляются на поверхности земли только во влажное время года.

Из простейших (Protozoa) для человека опасна дизентерийная амеба (Entamoeba histolitica), из жгутиковых (Flagellata) - малярийный плазмодий и лейшмания. Из кокцидий (Coccidia) встречаются представители рода Eimeria.

Водная фауна

Под водой в Эйлатском заливе.

Коралловый риф Красного моря (вид из Подводной обсерватории)

Рыборазводный пруд в Негеве. Фото компании "Алекон"

Murex trunculus

Разнообразна фауна морей, омывающих Эрец-Исраэль. В Средиземном море у берегов Израиля много ракообразных, часть которых встречается и на суше (Myra fugax, Squilla massavenses, Penacus japonicus и Portunus). Эти и другие виды проникли в Средиземное море из Красного через Суэцкий канал .

Рыбы вод, омывающих Эрец-Исраэль, делятся на три группы: рыбы Средиземного моря, Красного моря и пресноводные. К первой группе принадлежат рыбы океанского происхождения (Mullus barbatus, Diplodus vulgaris, Epinephelus). Более двадцати видов перекочевали из южных морей в Средиземное море после открытия Суэцкого канала. Большинство их осталось вблизи восточного побережья Средиземного моря.

Рыбы, обитающие в Красном море, отличаются от средиземноморских яркой окраской и причудливой формой. Большинство их (роды Clupea, Scombridae и Tistularia) живет среди коралловых рифов. По оценке, предоставляемой Министерством иностранных дел Израиля, экосистема Эйлатского рифа насчитывает 1270 видов рыб, принадлежащих к 157 семействам, сотни видов кораллов и 1120 видов моллюсков.

Число пресноводных видов значительно меньше, но всё же по разным оценкам доходит от 32 до 60-70. Пресноводными рыбами особенно богато озеро Кинерет , где водится тиляпия (Tilapia galilaea), иногда называемая "рыбой святого Петра"). Ещё один вид цихловых, Tristramella sacra , обитает также только в озере Кинерет.

Многие из пресноводных видов завезены в Израиль в разные периоды, некоторые (как, например, карпы, линь, чёрный амур, мозамбикская тиляпия) выращиваются в коммерческих целях в прудах и ещё не встречаются в дикой природе.

Целый ряд пресноводных рыб эндемичен для Израиля, что уже привело к исчезновению некоторых из них в результате деятельности по осушению болотистых районов и мелиорации сельскохозяйственных земель. Примерами таких видов могут служить Nun galilaeus , Myrogrex hulensis и Tristramella simonis intermedia , бывшие эндемиками озера Хула и его окрестностей. Другим вымирающим эндемиком Израиля является ярконский колючий лещ (Acanthobrama telavivensis ), чьё существование поставлено под угрозу пересыханием прибрежных израильских рек; сейчас ведутся работы по спасению вида и возвращению его в естественную среду. Ещё один эндемик Израиля - Nemacheilus dori , обнаруженный только в долине Бейт-Шеана (охраняется в заповеднике Эйн-Малкоах).

Редкие и исчезающие виды и усилия по их сохранению

Доля исчезающих видов среди позвоночных Израиля

В психологии есть такие закономерности, наличие которых приближает зыбкую область знаний о душе к более точным наукам. Существуют данные экспериментов, многократно подтвержденные на самых разных людях. Я считаю, что это полезно знать каждому. Эффект Зейгарник, или феномен незавершенных действий, для меня стоит в первом ряду таких практических знаний.

В 1927 году Блюма Вульфовна Зейгарник защитила в Берлине под руководством Курта Левина дипломную работу на тему «О запоминании завершенных и незавершенных действий». Экспериментально она обнаружила, что незавершенные действия запоминаются почти в 1,9 раза лучше, чем законченные.

Кратко о ней
Родилась в 1900 в Российской империи, в 1919 году вышла замуж, в 1921ом — уехала с мужем в Германию, с 1924 года училась в эпицентре развития психологии в Берлинском университете, в 1931 году вернулась в Советский Союз. Муж-еврей расстрелян перед Великой отечественной войной. Растила сама двоих сыновей, один из которых родился уже после ареста отца. Разработала основы новой области знаний на стыке психологии и психиатрии — патопсихологию.

Предыстория

Про историю своего открытия Блюма Вульфовна вспоминала, что Курт Левин, который был чуть старше группы своих студентов, был в общении неформальным, живым, увлекал учеников «игрой-поиском», в которой наблюдал и исследовал ежедневные ситуации. Например, их семинары иногда проходили в кафе, и на феномен лучшего запоминания незавершённых действий именно Левин первым обратил внимание. Он попросил официанта без подсматривания назвать, что заказал тот или иной посетитель. Официант помнил полностью заказ каждого клиента. На вопрос же о заказах тех, кто только что покинул кафе, он не смог ответить вовсе. «Они ведь уже расплатились», — таков был его ответ.

Эксперимент

В какой же форме решила Блюма Зейгарник проверить гипотезу о влиянии завершенности на запоминание?
Испытуемым давали множество заданий с ограниченным временем на каждое, в случайном порядке прерывали их выполнение (говоря, что время на задание закончилось), а затем просили вспомнить, какие именно были задания. Незавершенные не только вспоминались лучше, но испытуемые пытались хоть каким-то образом их доделать. Этот феномен был назван Зейгарник-эффект.

В Университете мы в рамках практикума тоже ставили такой эксперимент. Меня тогда поразило, что мой испытуемый, у которого я прервала задание подписать все листы, после окончания работы непроизвольно сидел и ставил свои подписи на всех листах. Это не была «Фамилия И.О.», а лишь подпись, но нереализованная потребность стремилась воплотиться хотя бы в такой форме. На мой вопрос, почему он это делает, ответом было: «Просто так. Захотелось». Вот так потребность не только сохранилась, но и ушла в неосознаваемое. Интересно, сколько у каждого из нас вот таких заряженных стремлений?

Выводы

Из открытия Зейгарник есть множество полезных выводов, которые пригодятся в наших ежедневных делах. Блюма Вульфовна к этим выводам отношения не имеет. Это я собрала способы использования ее открытия и обобщила свой опыт консультирования и ведения групп. Вы можете дополнить своими.

1. Завершение начатого

Незавершенные дела «висят» у нас в памяти. Когда таких дел становится слишком много, наш процессор зависает и требует перезагрузки, то есть обнуления. В таких случаях мы начинаем забывать то, что пообещали, становимся невнимательны к тому, что происходит, ибо ресурс психики тратится на предыдущие задачи.

Значит, имеет смысл не множить количество недоделанного, а завершать начатое. «Закрыть гештальт» — это выражение мы часто слышим то тут, то там по поводу чего-то недореализованного. Вот это и стоит сделать.
Вчера на сеансе у остеопата телом переживала такой образ: когда доктор легко прикасался к кончикам моих пальцев, я чувствовала, как нервная цепь замыкалась. Словно когда-то мне было важно вот это прикосновение, но оно не было совершено, и вся система находилась в напряжении.

Важно! По моему опыту (Зейгарник об этом ничего не говорила), если начатое потеряло актуальность — допустим, вы решили не дочитывать книгу — имеет смысл завершить этот процесс хотя бы символически. Отпустить.

2. Стремление закрыть отношения

Вот так же «висят» не только дела, но и незавершенные отношения. Они иногда даже не осознаются нами, но остаются «подгружены» к списку наших задач. Обещанный приезд к маме, намерение сходить с ребенком на спектакль, недосказанность в конфликте на работе, забытое желание съездить в далекое путешествие с друзьями, разрушенные совместные планы с любимыми… Многоточие… Именно этот знак стоит в темах, которые ждут продолжения. Мы словно им пообещали «to be continued», «продолжение следует».

Вывод о влиянии незавершенных отношений на все последующие, пока предыдущие не закрыты, напрашивается сам собой. Моя психологическая практика тоже подтверждает верность этой гипотезы. Безусловно, Б.В.Зейгарник не подразумевала такого, да и экспериментально проверить это трудно. Однако, именно такие феномены часто обнаруживает психотерапевтическая практика. Первые отношения любого человека — это отношения в родительской семье. К ним так или иначе ведут ассоциации, даже когда обращающийся за помощью к психологу пришел поговорить на другие темы — о муже или ребенке, или работе.

«Уже ль я грешен тем, что сам
Постиг чуть горький запах мщенья
И все свои невозвращенья
По той же схеме подписал?
А жизнь как жалкий какаду
Одно и то же затвердила:
«Мой милый, жди меня, мой милый!
И я приду, приду, приду».

Иваси

Чтобы увидеть, услышать, почувствовать во все то, что стремится к завершению, следует прежде всего обратить внимание на неадекватные ситуации чувства. Такие чувства, которые словно относятся не к актуальной ситуации, а к чему-то еще. Обнаружив такое чувство, каким бы оно ни было сильным, поразительным, страшным, важно побыть с ним, дать себе и ему время на проживание. Я часто использую дыхательные и медитативные практики для этого, а так же душевный разговор. А что вы делаете с такими переживаниями?

3. Внимательность к захватывающим нас новым потребностям

В начале 1970 годов Дж.Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж.Джейкоби из университета Пардью изучали возможности применения эффекта Зейгарник в рекламе. Прерывание в экспериментах показало положительное влияние на вовлечение и запоминание брендов. Повсюду в рекламе и медиасфере теперь используют выводы из их исследований:
1) интрига с первых секунд
Чтобы при отказе от просмотра у человека возникало ощущение незавершённости;
2) недосказанность
Чтобы лучше запоминалось.

Значит, стоит быть внимательными к таким «крючкам», чтобы не терять время и не вовлекаться. А этому способствует памятование о своих приоритетах.
Чтобы не требовалось завершать, лучше тщательнее выбирать, что начать.

4. Использование эффекта Зейгарник для нужных дел

Мы можем, зная о феномене Зейгарник, облегчить себе доделывание некоторых дел. Как гласит самое краткое пособие для начинающих: «Начните!». Если вы не сомневаетесь, что именно это вам точно нужно, то лучше сразу начать. Вернуться к начатому будет гораздо проще, когда уже пройдено несколько шагов к цели. Эффект Зейгарник будет вам в этом помогать и поддерживать мотивацию.
По теории поля Курта Левина, мы испытываем потребности, связанные с полем — если видим зеркало, хочется в него посмотреть, если колокольчик, то позвенеть им и т.д. Начиная выполнять новые задачи, мы словно бы засеваем это поле семенами, к которым нас будет тянуть вернуться снова.

А как у вас? Расскажите о своем опыте незавершенных и завершенных дел.

Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?

Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.

Классический эксперимент Б. В. Зейгарник

Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.

Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.

Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.

После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.

Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.

Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.

С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.

Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.

Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.

Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.

Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.

Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.

Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник

Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.

Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.

В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена ​​на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».

Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.

Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».

Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.

Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.

Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.

Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.

Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.

Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» - накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.

Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта - увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Вопрос

Эксперимент

Влияние характера материала на запоминание.

1) Влияние расположения элементов в ряду. Если заучиваемый материал состоит из элементов, расположенных в ряд, то элементы, находящиеся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда.

Фуко: это результат взаимодействия 2-х процессов торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих последнее. Первый процесс – прогрессивное внутреннее торможение – проявляется в том, что ответы на предыдущие стимулы оказывают интерферирующее влияние на ответы, относящиеся к последующим стимулам. Второй процесс – регрессивное внутреннее торможение – проявляется в том, что ответы на последующие стимулы оказывают интерферирующее воздействие на ответы, относящиеся к предшествующим стимулам.

* Интерференция – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект.

    Степень однородности материала (сходство и различие).

а) Если 2 или несколько стимулов обладают общими признаками, то говорят, что они сходны. Число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала.

б) Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются лучше, чем однородные. (Эффект фон Ресторф).

    Осмысленность материала.

Хорошо осмысленный материал легче заучивается, чем слабо осмысленный.

При одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов.

Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала.

Роль упражнений. Распределение упражнений и относительная трудность заданий.

Когда речь идет о запоминании к-л материала, когда хотят добиться максимального уровня научения при минимальной длительности упражнений, что предпочтительнее – повторять беспрерывно упражнения до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени?

Результаты свидетельствуют о том, что число проб, необходимых для повторного заучивания несколько больше, когда все повторения падают на один и тот же день.

Йост: повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации м/у различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются «старые» ассоциации, «давность» ассоциаций тем больше, чем больше временипрошло от упражнения до воспроизведения. При концентрированном же научении повторения актуализируются самые новые ассоциации.

Т.о., из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация (закон Йоста).

Когда материал таков, что его можно заучить при сравнительно небольшом количестве повторений, предпочтительнее использовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом необходимо значительное число повторений, то тогда наиболее экономичным окажется метод распределенного научения.

Влияние перерывов в деятельности на запоминание.

Эффект Зейгарник. Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Вопрос : как соотносятся запоминание действий, которые были прерваны до окончания, и запоминание завершенных действий.

Эксперимент : испытуемому давались задания, которые он д.б. выполнить как можно быстрее и лучше. Однако ему не давали выполнить все задания до конца: половина прерывалась до их завершения. Завершенные и прерванные задания следовали в случайной последовательности. После последнего задания испытуемого просили вспомнить задания, которые он делал во время опыта.

Результат исследования показал, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Незавершенные задания в 3 раза чаще называются в первую очередь, чем завершенные. Количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных.

Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные. При адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке – нет.

Роль установок, характера и силы мотивации и эмоциональных реакций в процессах П.

Наряду со свойствами стимулов и упражнений в выполнении задачи на эффективность и психологическое содержание воспроизведения и узнавание детерминирующее и часто решающее влияние оказывают мотивы индивида, его аффективные реакции, установки, привычки, способы организации и восприятия стимулов и т.д., действующие на уровне научения и мнемической деятельности. В конечном счете и воспроизведение и торможение ассоциаций, также как и различные расстройства П., представляют собой продукт взаимодействия этих факторов.

Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности – ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.

П. человека носит избирательный характер. Он выражается в том, что мы запоминаем по существу то, что для нас значимо, интересно.

Запоминание у человека существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Запоминание – волевой акт. Установка запомнить является существенным условием запоминания, без нее простое повторение предъявленного ряда не дает эффекта. Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность.

В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками, действующими непроизвольно, непреднамеренно.

В запоминании также играют роль эмоциональные моменты. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное; но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека. Запоминание эмоционально яркого впечатления будет зависеть от его значимости для данной личности, от того, какое место оно займет в истории ее развития.

Значение ритмической и семантической группировки материала.

Память и обучение. Как мы научаемся ч-н? Упражнение, изучение, тренировка.

Очевидно, почти во всякой Д., достаточно трудной для того, чтобы в ней были мастера или профессионалы, для достижения высокого уровня нужны годы обучения и практики.

Как мы запоминаем? Иногда это происходит очень легко. Иногда вспомнить удается только с трудом.

Помнить – значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить – значит не справиться с одной из этих задач.

Научение и запоминание тесно связаны между собой. Но научение – это не просто запоминание, это также выработка навыка, умения выполнять какую-то задачу. Научение связано с целенаправленным припоминанием и умелыми действиями.

Когнитивная П. – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые при обучении воспринимаются сперва как нечто внешнее относительно личности, но затем постепенно превращаются в опыт и убеждения.

Феноменальная П. и проблема забывания. Основная трудность извлечения информации связана со структурой П. и с большим количеством заложенного в нее материала.

Для успешного извлечения недостаточно того, что нужная информация сохранилась. Искомое событие д.б. описано таким способом, который отличал бы его от всех остальных похожих событий.

Кривая забывания Эббингауза. Эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после заучивания; затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, во время которой наклон кривой постепенно становится все слабее и наконец совсем незначительным.

Материал, 60

сбережение

1 2 6 Интервал времени, дни

Можно видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне. А через 6 дней остается менее 20%.

Итоги исследований Эббингауза :

* Отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических структурах и смысловых ассоциациях.

* Если число членов запоминаемого ряда увеличить до количества, превышающего объем кратковременной П., то число правильно воспроизведенных членов ряда при однократном предъявлении уменьшается, по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной П.

* Если такой ряд увеличивается, одновременно с этим возрастает количество повторений, необходимых для запоминания.

* Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию, сокращается время на его заучивание потом.

* Эффект края: при запоминании длинного ряда лучше запоминается начало и конец.

* Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в определенный период времени.

* То, чем более человек интересуется, запоминается без труда, особенно в зрелые годы.

* Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем обычные, часто встречающиеся.

* Сравнительно простые события, производящие сильное впечатление, запоминаются быстро и надолго.

Теория забывания, ретроактивное и проактивное торможение.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в П. материала, невозможности воспроизвести.

З. особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов.

Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению.

Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее.

Ретроактивное торможение – 1) отрицательное влияние Д., следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала. 2) интегральный нервный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, - происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания.

Р.т. тем сильнее, чем больше сходства м/у Д. заучивания и последующей Д. как по содержанию, так и по условиям их осуществления. Р.т. уменьшается, если в двух последовательно запоминаемых материалов увеличивается количество не сходных, а тождественных элементов.

Р.т. возникает и тогда, когда Д., выполняемая вслед за запоминанием материала, требует больших умственных усилий и вызывает утомление, либо если она чрезвычайно занимательна, связана с сильными положительными или отрицательными эмоциями.

Проактивное торможение – интегральный нервный процесс, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам.

Это вперед действующее торможение, затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей Д. Это влияние тем сильнее, чем больше в предшествующей Д. сходства с последующим процессом запоминания.

Совместным действием проактивного и ретроактивного торможения объясняется более быстрое забывание середины заучиваемого материала(в случае его обширности и однородности по содержанию), чем начала и конца, т.к. средние части материала испытывают на себе тормозящее влияние предшествующих и последующих его частей.

Стихийное забывание и забывание как действие.

Факты и теории реминисценции. Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в П. материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным), при условии, что с момента заучивания испытуемый не занимался дополнительными упражнениями в выполнении данного задания.

Явление Р. изучалось в рамках 2-х частных вопросов. Первый касается количественного улучшения сохранения при последующих воспроизведениях (феномен Бэлларда), а второй – количественного улучшения сохранения в течение определенного времени при отсутствии в принципе любого припоминания воспроизводимого объекта (феномен Уорда-Ховлэнда).

Эти два подхода предполагают, что Р. является синонимом «количественного улучшения П.». Однако, значение термина при этом слишком сужается, т.к. припоминание ранее не воспроизводимого материала может сопровождаться забыванием, кратковременным или полным, других мнемических ответов, которые были правильно воспроизведены во время предыдущего воспроизведения.

Феномен Бэлларда .

Испытуемые должны были заучивать разный материал (стихи, отрывки прозы и т.д.) за время, недостаточное для достижения критерия полного усвоения.

Результаты показали, что воспроизведение становится максимальным через 2 или 3 дня.

Т.о., Р. является процессом, противоположным забыванию и способным оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы.

Уилльямс :

Улучшение долговременной П., полученное Бэллардом, в значительной мере вызывается повторением в уме материала в периоды между заучиванием и воспроизведением.

Г. Мак-Геч :

Испытуемые, которые, вероятно, воздерживались от повторения, обнаружили практически ту же меру Р., как и те испытуемые, которые прибегали к такому повторению.

Гипотеза Брауна (наиболее удовлетворительное истолкование феномена Бэлларда):

Отсутствие долговременного забывания есть результат аккумуляции припоминаний, каждое из которых способствует консолидации воспроизведенных ответов, увеличивая тем самым их диспонибильность, т.е. вероятность их припоминания при последующем воспроизведении; этот процесс благоприятствует актуализации еще не воспроизведенных элементов данной задачи.

Наиболее характерные формы патологии П.

Расстройства П. – снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют следующие расстройства П.: амнезия – отсутствие П., гипермнезия – усиление П., гипомнезия – ослабление П., парамнезия – обманы П.

Один из видов амнезии – прогрессирующая амнезия. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим; смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве.

Гипермнезия – как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок.

Гипомнезия – либо возникает после различных заболеваний (склероза мозговых сосудов и др.), либо является врожденной.

Парамнезии подразделяют на обманы П. по типу «уже виденного», на смешения следов П., на появление ложных воспоминаний, имеющих повторный характер.

Расстройства П. проявляются и в процессах восприятия как неузнавание знакомых объектов. В таких случаях расстройства П. входят в синдром агнозии.

Зейгарник Блюма Вульфовна - советский психолог. Психологическое образование получила в 20-е гг. в Германии в лаборатории К.Левина, где осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник. В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода.

Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 г. в литовском городке Пренай. В этом же городе она окончила гимназию. К сожалению, не представляется возможным сослаться на какие-либо документальные свидетельства той поры ее жизни, поскольку они не сохранились.

Она достаточно рано вышла замуж и в 1921 г. поехала вместе с мужем в Берлин. В Берлине она поступила в Берлинский университет на филологический факультет, где сразу же с головой окунулась в изучение разнообразных диалектов немецкого языка.

Случайно Зейгарник зашла на лекцию профессора Макса Вертгеймера и поняла, что посвятит изучению психологии всю жизнь. В 1924 г. Зейгарник начала посещать семинар Курта Левина, который непосредственно занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в ее среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения.

Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара. Последние, заметив ее увлечение гештальтпсихологией, прикладывали много усилий, чтобы отговорить ее от занятий в кружке Левина, что не привело к желаемому результату. Следует отметить, однако, что подход Левина к изучению личности заметно отличался от принятого в среде гештальтпсихологов подхода.

Приблизительно в это время (точнее в 1925 г.) после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила удивительную закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник». Суть данного феномена заключается в том, что незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные.

Во время проведения эксперимента Зейгарник просила испытуемых за определенное время решить какую-либо задачу. Выяснилось, что в случае нерешенности задачи вследствие какого-либо фактора (например, из-за нехватки времени) эта нерешенность вызывает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти. Зейгарник опытным путем вывела следующую закономерность: число запомнившихся нерешенных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся решенных задач.

Спустя 40 лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена. Практически все направления и школы психологии, за исключением психоанализа, пытались так или иначе интерпретировать открытый Зейгарник эффект: поставить его на служение своим теориям либо опровергнуть его.

В 1927 г. Зейгарник окончила Берлинский университет, успешно защитив диплом, посвященный открытому ею эффекту. Однако ее исследования были обнародованы Левином еще в 1926 г. в своем докладе на VIII Международном психологическом конгрессе.

В 1931 г. Зейгарник вернулась в Россию. Она буквально с первого момента стала заниматься наукой. Зейгарник становится ближайшей помощницей Л.С. Выготского и работает в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В эти годы Зейгарник удается стать верной соратницей и единомышленницей для многих видных советских психологов.

С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины, являясь ближайшим сотрудником Л. С. Выготского.

30-е годы были очень тяжелыми как для молодой советской психологии, так и для каждого отдельного психолога. После смерти Выготского в 1934 г. его ученики подверглись гонениям, а отрасль науки, небезуспешно исследуемая и развиваемая Выготским и его учениками, была запрещена. В 1938 г. был арестован и погиб в застенках Лубянки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном.

В годы Великой Отечественной войны Зейгарник занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач (на Урале) под руководством А.Р. Лурия. После войны (1943-1967) Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии института психиатрии МЗ РСФСР одновременно (с 1949 г.) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1967 г. профессор кафедры медицинской психологии психологического факультета МГУ. Зейгарник - организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960 г.), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).

Зейгарник укрепляет свои контакты со многими крупнейшими психологами страны - А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, С.Г. Геллерштейном, во время общения с которыми оформились ее представления о патопсихологии как особой отрасли психологии.

В послевоенный период Зейгарник возглавляет лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при ее непосредственном участии. Именно в этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии - экспериментальная патопсихология.

Теоретические наблюдения и практический опыт были обобщены Зейгарник в следующих книгах. «Нарушения мышления у психически больных» (1959), «Патология мышления» (1962), «Введение в психопатологию» (1969), «Основы патопсихологии» (1973), «Патопсихология» (1976).

В 1978 году профессору Зейгарник была присуждена Ломоносовская премия 1-й степени за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации людей, страдающих психическими заболеваниями. В работах этого цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных - основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения. Последнее важно как для решения исследовательских задач в области патопсихологии, так и для практической работы психологов в этой области.

Среди работ Зейгарник особое место занимает учебник "Патопсихология"(1986 год), адресованный студентам, обучающимся психологии. Это первое издание в отечественной психологии, содержащее в систематизированном виде целостное представление о патопсихологии как особой области знания, в нем обсуждается вопрос о месте патопсихологии в системе других наук, о значении патопсихологических исследований для решения общетеоретических проблем психологии.

Зейгарник и ее последователи описали особенности личности и мышления людей, страдающих шизофренией, эпилепсией, алкоголизмом и другими психическими расстройствами. Результаты этих исследований совпали с теорией Леонтьева, согласно которой личность во многом определяется иерархией мотивов, и продемонстрировали, что у душевнобольных людей эта иерархия существенно нарушена.

Зейгарник крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее мнению, опосредствованная личность, т е. личность, критически оценивающая себя, способная самостоятельно справиться с внутренними проблемами, не нуждается в психотерапии, поскольку развитая, гармоничная личность должна уметь самостоятельно «отремонтировать» свои внутренние «неполадки». Людям незрелым, с несформированной системой психической саморегуляции, по мнению Зейгарник, нужны психотерапевты.

Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.

Б.В. Зейгарник умерла в 1985 г.

Зейгарник Блюма Вульфовна

(1900–1988) - российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект Зейгарник» В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода. В ее исследованиях была показана роль мотивационной опосредствованности нарушений познавательной деятельности при аномалиях личности. Были описаны генезис и динамика формирования патологических потребностей, структура нарушений иерархии мотивов, их опосредованости, осознанности и подконтрольности, регулирующая функция самооценки.

Сочинения:

    Нарушение мышления при психических заболеваниях. 1957;

    Патология мышления. М., 1962;

    Введение в патопсихологию. М., 1969;

    Личность и патология деятельности. М., 1971;

    Основы патопсихологии. М., 1973;

    Патопсихология. М., 1976;

    Теория личности К.Левина. 1981;

    Теории личности в зарубежной психологии. 1982

В последние годы жизни занималась разработкой общепсихологических проблем личности.

Феномен Зейгарник

Один из известных феноменов, ныне описанный во всех психологических словарях и учебниках, был открыт в 20-е годы Б.В. Зейгарник и назван ее именем. Интересно, однако, не только само открытие, но и то, как оно было сделано.

В те годы Зейгарник стажировалась в Берлине у известного психолога Курта Левина. Однажды со своим учителем она зашла в многолюдное кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В. Зейгарник.

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло, и задача не решена.

По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.

Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название "эффект Зейгарник". Можно предположить, что определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия разрядки, способствует сохранению его в памяти.

Интересное усовершенствование этого эксперимента принадлежит Полю Фрессу. Он задавал испытуемым двадцать задач, но позволял решать только десять, а потом интересовался, сколько задач, по мнению испытуемого, ему удалось решить. Оказалось, что люди, уверенные в себе и ориентированные на успех, склонны несколько преувеличивать свои достижения и считать, что успешно справились с большинством задач. Те же, чья самооценка занижена, склонны скорее преуменьшать свои успехи. Так этот эксперимент вылился в интересную форму личностной диагностики.

В разнообразных вариантах подобные опыты проводятся по сей день. И мало кто помнит, что у их истоков стоял безвестный берлинский официант.

Новое на сайте

>

Самое популярное