Домой Цветы Почему в пост нельзя есть именно мясо? Что можно есть во время поста? Перечень основных продуктов

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Что можно есть во время поста? Перечень основных продуктов

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями, например грибами?

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Священник Афанасий Гумеров

Цель поста

Цель поста – борьба со страстями, воздержание души от раздражительности и гнева, глубокое смирение, хранение ума и чувств, обуздание языка от осуждения и празднословия, стяжание незлобия. Поэтому постом мы должны удаляться от всего, что развлекает нас, возбуждает и усиливает греховные навыки.

Если ум наш пленен земными пристрастиями, чувства возбуждены мирскими впечатлениями, а силы отданы суетным делам, то духовное сознание наше замутнено, и неспособно воспринимать небесную благодать. Понимание это доступно не только духовному опыту, но чуткой интуиции поэта.

«Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь»

(А.С.Пушкин).

Лишь тогда в человеке просияет образ его Небесного Родителя, когда душа освободится от мутных страстей и просветлеет. К сожалению, печальные мирские бури бушуют не только у стен наших домов, но давно наполнили шумом наши тесные квартиры. По изощренной дьявольской услужливости наши жилища до пределов переполнены всеми атрибутами современного мира. Отборный мир политических скандалов, преступных акций, шумных аморальных историй благодаря телевидению и радио стал частью нашего домашнего быта. «Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена – например, в России или Америке, или любой западноевропейской стране, - не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Самое понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову, исключая несколько отдельных групп – обычно христиан того или иного исповедания, которые пытаются сохранить так называемый «старомодный» уклад жизни», - писал более четверти века назад отец Серафим (Роуз).

В прежней России Великим постом закрывались театры, прекращались балы. Жизнь заметно менялась.

«В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е... Воскресе-ние Твое Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, - Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста.

Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет... где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом - другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь - «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет - «увы мне, окаянная я!» Так и в ифимонах теперь читается.

Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни... по-мни!.. - поокивает он так славно.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни.. по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина, - «Красавица на пиру», - закрыта простынею»

(И.Шмелев. Лето Господне).

Все настраивало на то, чтобы провести семь недель поста с пользой для души и приготовиться к особой пасхальной радости, которая предъизображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Жизнь наша изменилась, но душа живет прежними потребностями. Уставшая от мутных нескончаемых информационных потоков, она ностальгически тоскует. И благо нам, если мы воспользуемся семью неделями Великого поста, чтобы дать душе покой, устранившись от всего, что ее расслабляет, возбуждает и лишает внутреннего мира. Меру подвига каждый должен определить сам.

Молитва преподобнаго Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями (напр., грибы)?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста - время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский . Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

1. Что такое пост?

Пост - это в первую очередь духовная практика.

Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.

(Святитель Иоанн Златоуст)

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

(Святитель Василий Великий)

2. Почему в пост нельзя есть целый ряд продуктов?
Ограничения в еде - это неотъемлемая часть поста. Они призваны помочь самосовершенствованию и торжеству духа, поэтому исключается возбуждающая и праздничная еда и напитки.
Мы живем в обществе потребления под властью рекламы. В метро и на улицах, в магазине и по телевизору, в журналах и почтовых ящиках - реклама еды, ресторанов. И мы как-то забыли что чревоугодие - это грех. И пост призван регулировать наши излишние запросы в еде, напитках, в развлечениях и другие желаниях. Пост предполагает умеренность в еде и дисциплину, и помогает обратиться в духовным ценностям.

3. Есть ли какие-то общие правила?
Единых правил поста в русской православной церкви не существует. В каждом монастыре есть собственный устав, предназначенный для монахов, а не для светских людей. У большинства людей образ жизни сильно отличается от жизни в монастыре. Поэтому миряне руководствуются наставлениями своего священника и он несет ответственность за исход поста.
Во время поста, как правило, исключаются мясо, птица, молочные продукты, яйца, сдоба и выпечка с яйцами, спиртное. Священник может разрешить есть продукты, рекомендованные врачом (молочные продукты и даже мясо - как лекарство), если человек болеет. И мои клиенты о таких случаях рассказывали.

4. У меня тяжелая физическая работа. Как мне соблюдать пост?
Пост должен быть посильным для человека, а не разрушать тело. Для людей тяжелого труда, допустимо с разрешения священника есть пищу, которая позволит нормально работать.

5. У меня больной желудок. Как мне соблюдать пост?
Как правило, при болезнях пищеварения люди едят мало сырых овощей, исключается капуста, бобовые. Иногда «протертые» диеты, где много сильно измельченных, хорошо проваренных блюд сохраняются долгое время, даже когда нет обострения. При этом уменьшается выделение пищеварительных соков и ферментов — ведь вся пища уже разваренная или протертая. Поэтому увеличение количества овощей в период поста или бобовые могут с непривычки стать нагрузкой для пищеварения, особенно если перед этим была лечебная диета.
В традициях русской православной церкви посту предшествовали 2 недели: «мясопустная», а потом «сыропустная» — как подготовка к посту, чтобы не было резкой смены режима питания.
Людям с болезнями пищеварения я советую придерживаться простых правил. 1) на время еды оставить спешку, тщательно пережевывать пищу. Не совмещать еду с другими делами (просмотр телевизора, работа за компьютером). 2) Не делать резкой смены питания. За один день вводить 1 новое блюдо. Если вы какие-то продукты долго не ели, то начинать их есть в небольшом количестве. 3) Для баланса белка начинайте включать суп-пюре из красной чечевицы. Бобовые (хорошо проваренную чечевицу, фасоль) по 1-2 столовой ложке можно добавлять в салаты, в суп или к крупяным гарнирам. Если вы их хорошо переносите, то через 2 недели, когда организм привыкнет, количество бобовых можно постепенно увеличить.

6. Чем можно заменить мясо?
Главное, что уходит из рациона во время поста - это белковые продукты животного происхождения (мясо, птица, молочные продукты, яйца). Рыба присутствует ограниченно. Поэтому в период поста многие начинают испытывать дефицит белка и возникает желание есть мясо.
Откуда же тогда взять белок? Есть замечательные источники растительного белка — это горох, фасоль, чечевица, нут, орехи, семечки. Они-то и должны занять полноправное место в питании.
Кроме белка, в бобовых есть медленные углеводы и полезная клетчатка, которые усваиваются постепенно и создают чувство сытости. Добавьте фасоль к картошке, и вы получите сытное и питательное блюдо.
Но блюда из бобовых редко встречаются на столе во время поста. Это связано исключительно с традициями русской кухни. У нас знают только гороховый суп или кашу, и консервированную фасоль. Я посмотрела постное меню, которые предлагали рестораны и кафе в прошлом году, и убедилась, что бобовые мало готовят даже там.
А вот в европейской кухне есть множество рецептов супов, гарниров и салатов, в которых входят бобовые. У нас знают нут как «турецкий горошек» и думают, что его едят только на Востоке. Хотя он хорошо известен в европейской кухне.
Если вы раньше не готовили бобовые, то лучше начинать с . В отличие от фасоли, она не требует замачивания и варится от 10 до 30 минут в зависимости от сорта.
Красная чечевица уже через 10-12 минут разваривается, и из нее можно приготовить пюре или суп-пюре. Хорошая замена привычной картошке. Зеленая чечевица варится 20-30 минут, ее можно класть в суп, есть как гарнир или добавлять в салаты.
Фасоль (как и горох) требуют замачивания на 10-12 часов, и варится 1 час. Когда готовите борщ, не забывайте добавлять фасоль. Из фасоли можно сделать лобио. Бобовые хорошо сочетаются с овощами и картошкой, поэтому их добавляют в салаты, и готовят вкусные и сытные вторые блюда.
Что касается орехов и семечек - помимо белка, в них много жира, ими нельзя заменить обед.
Включайте бобовые в рацион ежедневно, орехи и семечки добавляйте в салаты или в кашу. Как источник белка можно есть тофу (соевый творог) и блюда из сои.

7. Как часто можно есть рыбу?
Единых правил поста не существует. С потреблением рыбы положение такое же, как с бобовыми. О пользе рыбы сказано много и есть рыбная кухня, да вот большинство россиян ест ее один раз в месяц и реже. Поэтому в постном меню рыба чаще появляется в виде консервов.
Вообще-то консервы - это походная еда. Оставьте их туристам и солдатам. Для остальных случаев нужно найти рыбный отдел в магазине или на рынке. В некоторых магазинах рыбу могут почистить и разделать. Рыба, в отличие от грибов, имеет высокую питательную ценность, легко переваривается, во время поста ее можно и нужно включать в питание.

8. Все ли постные продукты полезны?
На постном столе часто бывает много консервов: домашние соленья-маринады, квашеная капуста, грибочки, лечо и кабачковая икра. И если обычно лечо использовалось как соус, то во время поста кто-то может съесть целую банку — ведь нужно есть овощи!
У нас укрепилось мнение, что если продукт «постный» он однозначно полезный. Хочу сказать, что это не так. Консервы содержат много соли, консерванты, что вызывает отеки. Их не стоит есть людям с болезнями желудка и поджелудочной железы, а также при болезнях сердца и почек. Грибы - это тяжелая пища, они медленно перевариваются, по 4-6 часов и очень плохо усваиваются организмом. Есть грибы могут только здоровые взрослые люди, больным и пожилым людям от грибов следует воздержаться.
Конечно, лучше всего включать в рацион свежие овощи. Но в это время года найти овощи приемлемого качества - становится непростой задачей! Цена килограмма свежих овощей или салата приближается к цене мяса. А цены на салаты в ресторанах - кусаются.
Внимательно изучите местный рынок овощей и выбирайте овощи наилучшего качества. В зависимости от того, где вы живете, на рынках будут доступны: огурцы и помидоры, морковь, свекла, капуста, пекинская капуста, салаты и зелень, стебли сельдерея, корень сельдерея. Для квашеной капусты и солений тоже найдется место на столе, но нельзя строить весь рацион из консервов.

9. Почему во время поста некоторые худеют, а некоторые наоборот замечают, что набрали пару килограммов?
Не так давно, еще пару веков назад, обильная еда была лишь по праздникам - замечу, достаточно редким. Есть регулярно мясо могли себе позволить лишь богатые, и это считалось удовольствием, от которого в период поста приходилось отказываться. Сдоба и сладости также были атрибутами праздника, а не повседневной пищи. А пить спиртное осуждалось церковью.
Но все меняется. И в наши дни праздничная еда для некоторых становится нормой, появляются лишние килограммы, а с ними давление, одышка и храп по ночам…
Тяжесть в животе после позднего плотного ужина мешает заснуть.
И вот человек принимает решение соблюдать пост. При этом начинает следить за питанием и думать о том, что он ест. Питание значительно меняется: уходят привычные жирные и обильные блюда, спиртное. А вместе с тем приходит умеренность в еде, ведь кашей или капустой объедаться не будешь. Съешь ровно столько, сколько нужно. Организм приходит в себя от постоянного праздника и вес начинает снижаться.
Посмотрим другую ситуацию. Вы мясо и раньше ели редко, творог и сыр - тоже не каждый день, и в организме уже был дефицит белка. Начинается пост и в вашем питании остаются углеводы и консервы. А рыбу и фасоль вы не едите. И дефицит белка превращается в белковое голодание. В условиях голодания организм начинает запасать жир.
Хочу отметить, что в пост исключается только сдоба и выпечка с яйцами, при этом углеводов остается много: картофель и макароны, каши, хлеб. Из сладостей присутствуют мармелад и пастила, свежие фрукты и сухофрукты, сорбет, чай с сахаром, соки.
Быстрые каши не только быстро готовятся, но и быстро усваиваются. А если их есть с медом, орехами и сухофруктами, то это самый настоящий десерт. Конечно, это вкусно. Но если вы будете завтракать быстрой кашей, обедать картошкой, а ужинать макаронами, то на таком питании можно прибавить в весе.
Пост подразумевает умеренность в еде, поэтому есть много сладостей, даже разрешенных, не стоит. Ешьте сладости во время завтрака или как десерт в обед. Выбирайте традиционные каши, которые нужно варить более 10 минут, как это делали мамы и бабушки. Кроме картошки и макарон, включайте бурый рис, булгур (пшеница), и конечно, бобовые и овощи.

В чем суть поста?

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко — они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:

— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:

— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

— Самый строгий пост — сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно — млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, — они тоже часть плоти млекопитающих.

Протоиерей Александр БОРИСОВ:

— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее — для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Добровольный отказ от пищи, воздержание от любых развлечений называют постом. Истинные христиане, которые хотят воссоединиться с , принимают решение держать пост. Но что можно есть во время поста, чтобы сохранить силы для повседневной жизни?

Суть соблюдения поста

Многие православные, которые только начинают свой путь к Богу, считают, что поститься - это совсем отказаться от приема пищи. Но это не совсем правильно. В первую очередь, нужно ограничить себя от мероприятий, которые несут в себе праздность и удовольствие:

  • не участвовать в увеселительных гуляньях;
  • отказаться от просмотра развлекательных программ;
  • не совершать плохих поступков;
  • не выполнять супружеские обязанности;
  • не сквернословить и не сплетничать.

Во-вторых, нужно отказаться от приема скоромной пищи. Разрешается есть лишь постную еду.

Существует основной перечень постных продуктов, которые можно употреблять в пищу:

  1. Различные виды круп: манная, ячневая, гречневая, рисовая, овсяная, перловая.
  2. Любые овощи: картофель, капуста, лук, свёкла, морковь.
  3. Фрукты и ягоды.
  4. Грибы.
  5. Орехи: грецкие, миндальные, арахисовые, кедровые.
  6. Продукты пчеловодства.
  7. Консервированные овощи, фрукты и ягоды (компоты, варенье, овощные салаты).
  8. Приправы, специи и травы (укроп, петрушка, лавровый лист, черный и красный перец, кардамон и др.)

Есть во время поста можно, ведь это испытание, а не тест на выживание. Для того чтобы организм полноценно функционировал, ему требуется достаточное количество белка. А где его взять, если мясо в постные дни под строгим запретом? Ответ прост, следует заменить мясные продукты на те, которые содержат в своем составе растительный белок. Особенно обогащены таким белком бобовые (фасоль, соя, нут, горох).

Попробуйте приготовить постный суп их любого вида бобовых, овощей и крупы. Приправьте специями по вкусу, и вы поймете, что поститься можно вкусно. Но не стоит объедаться. Ведь избыток еды - это нарушение поста. Следует есть все в меру, стараясь только утолить голод, а не наесться до отвала.

Когда во время поста можно есть рыбу?

Рыба - это своеобразный продукт, который в строгие дни находится под запретом. Чтобы ответить на вопрос «Когда во время поста можно есть рыбу?», следует изучить основные правила ее употребления.

Чаще всего рыбу можно включить в свой рацион тогда, когда дни поста совпадают с большими церковными праздниками. Например, 7 апреля (Благовещенье), в последнее воскресенье перед Пасхой (Вход Господень в Иерусалим), субботу Лазаря.

Во время Успенского поста рыба разрешается на праздник Преображения Господня.

Петров пост дозволяет есть рыбку по таким дням: четверг, суббота, воскресенье и вторник.

В рождественский пост рыбу можно включить в меню в выходные дни: субботу и воскресенье.

Особые правила действуют в отношении людей с ослабленным здоровьем. При разговоре с батюшкой можно попросить о послаблении, тогда вам будет разрешено есть рыбные продукты в любое время.

Питание в разные дни

В течение недели нужно знать, в какие дни следует сделать послабление, а в какие, наоборот, совсем воздержаться от пищи.

Понедельник, среда и пятница - это дни самого строгого поста. В это время, по возможности, следует совсем отказаться от еды или можно позволить себе съесть совсем немного сырых, не варёных продуктов. К тому же в эти 3 дня нельзя добавлять в блюда растительные масла. Основная пища - это ржаной хлеб, овощи, фрукты и несладкий кисель или компот.

Вторник и четверг. В эти дни разрешено поесть пищу, которую предварительно можно сварить или обжарить. Но подсолнечное масло опять же добавлять запрещено.

Суббота и воскресенье. Дни послабления. Можно сварить себе суп или приготовить овощное рагу с добавлением рыбы и растительного масла.

Этот пост является самым строгим и самым длительным. Поэтому прежде чем приступать к его совершению, нужно подумать, не повредит ли это вашему здоровью. Больным людям и кормящим матерям разрешено есть в постные дни даже немного мяса.

Отказаться следует:

  • от любого сорта мяса, рыбы и даже морепродуктов;
  • молочных и кисломолочных продуктов, яиц и даже яичного порошка;
  • выпечки, так как в тесто при приготовлении добавляются запрещенные продукты;
  • майонеза и других соусов, если в их составе есть молоко или яйца;
  • спиртных напитков, так как они имеют веселящие свойства.

Нужно помнить, что постящиеся совсем не едят в первый день Великого поста и каждую пятницу.

В первые и последние 7 дней можно есть только овощи и фрукты, а пить исключительно свежую воду.

В остальные дни разрешается употреблять мед, подсолнечное масло, иногда рыбу.

Разрешены ли сладости?

Некоторые любители сладенького интересуются, можно ли иногда в пост выпить чай с сахаром или съесть плитку шоколада? Церковь дает положительный ответ.

В течение поста разрешено добавлять в еду сахар, помимо этого можно в небольших количествах есть горький шоколад без добавления молочных компонентов, сушеные ягоды, козинаки, мармеладные конфеты и мед.

Некоторые православные считают, что мед есть нежелательно. Особенно этого мнения придерживаются старообрядцы и монахи. Но церковные служащие не против того, чтобы мед присутствовал на столе православных во время поста. Они советуют выбирать гречишный или липовый сорта, так как они содержат в своем составе много микроэлементов и витаминов.

Меню на один день Великого поста

Людям, которые впервые решили начать поститься, можно посоветовать такую примерную схему приема пищи:

  • Завтрак: кусочек черного хлеба, 250 г любой каши, приготовленной на воде.
  • Обед: салат из листьев салата с помидорами и огурцами, приправленный соком лимона и солью.
  • Полдник: одно яблоко или груша. Стакан компота из ягод.
  • Ужин: рагу из тушеных овощей: картофеля, капусты и моркови.

По мнению священнослужителей, самое главное - это очищение души. А вопрос «Что можно есть во время поста» не имеет такого большого значения. Главное искренне верить, что через духовное и телесное воздержание мы .

Новое на сайте

>

Самое популярное