Домой Цветы Словущего на успенском вражке. Святыни храмахрам воскресения словущего на успенском вражке. Отрывок, характеризующий Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Словущего на успенском вражке. Святыни храмахрам воскресения словущего на успенском вражке. Отрывок, характеризующий Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Святыни храма

Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.

В настоящее время особо почитаемыми святынями нашего храма являются: пребывающая у левого клироса чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», чтимый образ с мощами Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, образ Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, образ Пресвятой Богородицы «Страстная», образ с мощами преподобного Саввы Сторожевского и мн. другие.

«Взыскание погибших»

Святитель Спиридон

К редким московским святыням относится чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского, пребывающая в главной части храма, справа, рядом с образом Спаса Нерукотворного. Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя. Святого считают помощником бедных и обездоленных, и существует поверье, что человеку, оставшемуся без денег, по молитвам к святителю, уже на следующий день будет послана неожиданная помощь. Вспоминая его великие благодеяния людям, в том числе и занимавшихся торговлей, многим думается, что Святитель вправе именоваться покровителем людей бизнеса, но тех, которые стараются вести свои дела честно. Святитель прославился также, как покровитель жилищ, особенно в тех случаях, когда возникает опасность потери имущества. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. На нашем сайте мы публикуем свидетельства наших прихожан о благодатной помощи святителя в разделе .

Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но .

Святитель Николай

Древнейшая икона нашего храма – образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он также содержит частицу святых мощей милостивого угодника Божия Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение ему совершается в нашем храме обычно после вечерни по четвергам.

Из других особо чтимых святынь можно отметить образ св. и образ св. Илии-пророка с житийными клеймами – древние иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела.

Эти иконы перешли в наш храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.

В нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, а также преподобного Саввы Сторожевского и благоверной княгини Анны Кашинской с частицей их святых мощей.

Небольшой скромный Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке не теряется на фоне обширного архитектурного наследия российской столицы. Разумеется, в Москве немало православных соборов, которые превосходят эту скромную старинную церковь и высотой куполов, и пышностью отделки фасадов, и выразительностью убранства интерьеров. Но как любят говорить православные верующие об особо любимых храмах - это намоленное место.

Из московской истории

Известный москвичам Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке не прекращал своего молитвенного служения с середины шестнадцатого века. Но свой сегодняшний вид он имел не всегда. Первоначально он представлял собой деревянную церковь, располагавшуюся на Успенском Вражке. Первое упоминание о ней в исторических источниках относится к 1548 году. Успенским Вражком в те годы именовался овраг, вблизи которого церковь была построена. Древесина - не самый прочный строительный материал. И после случившегося весной 1629 года пожара храм пришлось строить заново. Его возведение было завершено в 1634 году. И в общих чертах он соответствовал тому, что из себя представляет в настоящее время Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Некоторые изменения со зданием храма произошли лишь в первой половине девятнадцатого века, когда к нему была пристроена трапезная и реконструирована двухъярусная колокольня. Архитектурные формы храма постепенно приблизились к традициям русского классицизма.

Наименование храма

Не совсем обычное наименование храма в Брюсовом переулке связано с событиями священной истории. Храм Воскресения Христова был открыт в 335 году, на месте Гроба Господня в Иерусалиме. Именно на том самом месте, где был погребён и воскрес Христос. И только имеет право на такое название. Поэтому храмы, посвящённые этому событию в других странах, именуются в честь "Воскресения Словущего". Они посвящены не самому центральному событию священной истории, а только празднику в честь него.

Для многих остаётся загадкой, почему в годы суровых гонений на православие и государственной атеистической пропаганды в столице коммунистической России, а потом и Советского Союза, ни на один день не прекращал своего служения Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке? Не следует забывать о том, что многие православные в тридцатые годы двадцатого века были варварским образом взорваны и уничтожены. Но Храм Воскресения для верующих был открыт всегда. Некоторые объясняют этот факт не совсем обычным статусом района, в котором расположен Брюсов переулок. В нём издавна селилась московская творческая богема - деятели литературы и искусства, музыканты, артисты, художники. Именно их участие помогло предотвратить снос старинной церкви. В частности, эта заслуга приписывается великому русскому режиссёру и актёру К. С. Станиславскому, ко мнению которого прислушивались самые влиятельные лица советского государства. Но православные верующие видят в сохранении любимого храма особый Божий промысел.

Колокольня

Репрессии советского периода всё же не обошли стороной и эту старинную московскую церковь. Но выразились они лишь в том, что с её колокольни были изъяты и уничтожены уникальные исторические колокола. На протяжении нескольких десятков лет колокольня храма выполняла исключительно декоративную функцию. Вновь услышать колокольный звон жителям Брюсова переулка суждено было только 18 февраля 2008 года, в этот день был вновь освящён, главный колокол Храма Воскресения "Архангел Михаил". Теперь в этом старинном уголке Москвы можно слышать колокольный звон по всем каноническим православным праздникам.

Важнейшие святыни

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, адрес которого известен далеко за пределами столицы, является местом пребывания двух особо чтимых в православном мире святынь. Прежде всего "Взыскание погибших". Она посвящена Божьей Матери. Это произведение написано в восемнадцатом веке. Но главное, что привлекает множество православных паломников в Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке - икона Спиридона, епископа Тримифунтского. Этот особо чтимый в православии святой традиционно являлся заступником всех бедных и обездоленных. Считается, что образ Святителя Спиридона обладает чудодейственной силой. Обращение к нему с молитвой в трудную минуту жизни помогает обрести душевные силы для преодоления ниспосланных судьбой испытаний. И нет ничего удивительного в том, что к этой святыне не зарастает народная тропа. Иной раз паломники стремятся к ней издалека. Именно от них можно слышать вопрос: "Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке... Как доехать до него?" К чудодейственной иконе Святителя Спиридона Тримифунтского идут те, кому больше не от кого ждать помощи. Она находится справа от образа Спаса Нерукотворного, в алтарной части церкви.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке - как проехать?

Добраться до центра Москвы, где расположен храм, не слишком сложно из любой точки города. Для этого следует доехать на метро до "Охотного ряда" или расположенных неподалёку от Манежной площади. А потом нужно подняться вверх по Тверской, по левой её стороне, до Брюсова переулка. Храм хорошо виден ещё с Тверской. Столь же просто добраться до него и с противоположной стороны, с улицы. С неё в Брюсов переулок можно попасть, повернув направо. Адрес храма - - 15/2.

Московский храм в честь Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме), на Успенском вражке (Центральное благочиние Московской епархии)

Некогда между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, "урочище") получило наименование "Успенского вражка" (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом "Белом городе" Москвы.

С 1620 г. рядом находился храм прор. Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета , возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 г. и был возобновлен как придел к храму Воскресения в 1820 г.

Трапезная и колокольня перестроены в - гг., еще раз колокольня перестраивалась в г.

В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты.

В 1963-1964 гг., 1979 г., 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы.

Архитектура и убранство храма

Здание храма - типичной "уличанской" церкви - представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же.

Святыни

  • список иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах храма Рождества Христова в Палашах)
  • список иконы Божией Матери "Страстная"
  • образ свт. Спиридона, еп. Тримифунтского
  • образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова ,
  • образ преподобного

13 сентября по старому стилю православная церковь вспоминает торжество по случаю обновления и освящения храма Воскресения Христова, сооруженного святыми равноапостольными царем Константином Великим и матерью его царицей Еленой. История храма возводит нас к временам вольных страданий, крестной смерти и воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Эти места, освященные земной жизнью Иисуса Христа, нарочито попирались язычниками. В 70 году Иерусалим был завоеван и разрушен римским императором Титом. Позднее римский император Адриан (117 – 138), ревностный язычник, построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, назвав его в свою честь Елий-Капитолина Публия Элия Андриана и Капитолийской триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы). Местное население было уничтожено или рассеяно, иудеям было запрещено его посещать (кроме как один раз в год), а планировка практически разрушенного города сильно изменилась. Андриан уровнял лощину между Голгофой и Гробом Господним. Над последним он насыпал земляную платформу, на которой поставил святилище Юпитера Капитолийского. А на Голгофе был построен храм Афродиты-Венеры. Иерусалим превратился в один из центров языческого культа. Нечестивый царь все делал для того, чтобы люди забыли о Христе Спасителе и никогда не вспоминали о тех местах, где Он жил, учил, пострадал и со славою воскрес.

Прошло около 200 лет после этих событий, и на царство вступил Константин Великий (306 – 337), первый из римских императоров, признавших христианскую религию. В 313 году он прекратил гонения на христиан, им даровалась свобода вероисповедания. Кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества – церквей, кладбищ и другой недвижимости. Константин Великий вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим, очистив все связанные с памятью Спасителя места от скверных языческих культов и все их освятить. Царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I (313 – 323), в котором просил всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Иерусалимский епископ Макарий, человек весьма энергичный, поставил себе целью истребление языческих культов. Идея поиска гроба Господня на месте, где в его время стоял храм Венеры, принадлежала именно ему. В 325 году на Никейском соборе он добивается от императора разрешения на уничтожение языческих храмов ради поиска гробницы. Снеся языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом еврейское кладбище – ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся каменными плитами входом. Оставалось только установить, которая из них была местом погребения Иисуса. Их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой, остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами. В I веке такая плита была редким новшеством, ее могла себе позволить только очень богатая семья. В Евангелии от Матфея сказано: «И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60). Глагол προδχυλιω имеет значение «прикатывать, приваливать».Вероятно, что именно употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV века.

Святая царица Елена горела желанием отыскать Крест Господень. Рядом с засыпанным Гробом Господним обнаружили лобное место на Голгофе, как об этом свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором никто еще не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19: 41-42). Вблизи было найдено три креста и гвозди. Чтобы определить, который именно из трех крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел по очереди возлагать найденные кресты на мертвеца, которого проносили мимо на место погребения. Как только крест Христов коснулся мертвеца, он тотчас ожил. Царица, с радостью приняв честный Крест, поклонилась ему и облобызала его, также и все бывшие с нею начальники и вельможи воинские и гражданские. Некоторые в то время, по причине тесноты, не имели возможности увидеть и облобызать святой Крест и просили чтобы, по крайней мере, издали показали бы его им. Тогда Макарий, патриарх Иерусалимский, став на возвышеннейшем месте, воздвигая Крест, показывал его народу. А народ восклицал: «Господи помилуй!» Отсюда и получил свое начало праздник Воздвижения честного Креста Господня. По исследованиям агиологов, это было приблизительно в конце мая 326 года. Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленой в Иерусалиме православная церковь празднует 6 марта.

На месте обретения святынь очень быстро было возведено три величественных храма. Главным сооружением являлся возведенный на месте Святого Гроба Господня храм Воскресения или “Анастасис”. Особой красотой отличалась находившаяся внутри храма часовня-кувуклия из белого мрамора, украшенная двенадцатью колоннами с серебряной капителью. Чтобы погребальная пещера могла войти под своды храма, Елена принуждена была отсечь ее от скалы и выступающего из нее притвора. Внутренность пещеры царица оставила без изменений, но снаружи выровняла отсеченные стены, кверху свела их в виде заостренной пирамиды и обложила ее дорогим мрамором, золотом и драгоценными камнями.

На вершине Голгофы был возведен обнесенный балюстрадой цикличный храм, посредине которого возвышался крест. Посетители Святых Мест называли этот храм «Крестом», но в истории он сохранился под названием «Лобный». Невдалеке от храма Воскресения, с восточной стороны возвышался и третий из возведенных святым Константином храмов – базилика «Свидетельства», позже названная базиликой «Святого Константина». Храм был украшен большим количеством обрамленных золотом мраморных колонн.

Здание храма Воскресения строилось 10 лет, и святая царица Елена так и не увидела его оконченным. Возвратившись к сыну, она скончалась в 327 году. Когда храм Воскресения Христова был вполне закончен, царь Константин Великий повелел собраться епископам всех стран в Иерусалим. Святители прибыли из Вифании, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта, из стран Африки и Персии. При большом стечении народа храм был с великим торжеством освящен 13 сентября 335 года, и весь город Иерусалим обновлен и освящен. Собравшиеся святые отцы постановили на все последующие времена праздновать день обновления и освящения Великой Иерусалимской церкви, воздвигнутой на священных местах страдания, крестной смерти и славного Воскресения Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Ибо как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище – Святое Святых от осквернения Сирийским идолослужением, узаконил на все времена праздновать его обновление (1 Макк. 4: 36-59), о чем в Евангелии упоминается: «Быша же тогда,- сказал Господь, - обновления во Иерусалимех» (Ин. 10:22); так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив как бы второе Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех церквей.

От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном сооружение эпохи крестовых походов. Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это все одно здание, и нынешний храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен в XI веке на деньги византийских императоров, хотя эта территория была тогда под властью арабов, и там находятся сразу и храм Воскресения, и место на Голгофе, где нашли Крест. Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе. С 335 года, когда было освящение храма Воскресения Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвижение Креста Господня на другой день, 14-го сентября. И первоначально праздник обновления был первым и главным днем общего празднования в честь Креста и Воскресения. Так было в Иерусалиме. Но по мере того, как иерусалимские традиции стали забываться, этот праздник стал понемногу угасать, а праздник Воздвижения Креста становился все более и более значительным.

В России праздник обновления храма в Иерусалиме почему-то назывался Воскресение Словущее. Название не вполне объясненное. Московский митрополит Филарет (Дроздов) полагал, что это не церковное, а народное название праздника. А “словущий” означает “так называемый”, то есть не настоящее воскресение, а слывущее за таковое. В «Словаре русского языка XI-XVII веков» и в словаре В.И. Даля “словущий” означает “прославленный, знаменитый, славный”. При таком словоупотреблении “Воскресение Словущее” может относиться только к Воскресению Христа.

История храма восходит ко временам Иоанна Грозного. Тогда церковь была деревянной. Ее имя - Воскресения Словущего - указывает, что она посвящена празднику обновления (освящения) главной святыни христианского мира - храма Гроба Господня и Воскресения Христова в Иерусалиме. Успенским вражком в древности назывался глубокий овраг с пролегавшим на дне ручьем между Никитской и Тверской улицами, на краю которого издавна стоял храм в честь Успения Богородицы (ныне - Газетный переулок, дом 15). По преданиям, еще в XVI веке ручей в пору паводков и больших дождей так разливался, что с Тверской на Никитскую добирались на лодках и плотах. Позднее овраг сравнялся, а образовавшийся переулок именовался сначала Вражским, потом - Воскресенским (по имени нашего храма), впоследствии же получил имя потомков сподвижника Петра I, талантливого учёного и генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса. В 30-е годы XVIII века его племянник граф Александр Брюс приобрел здесь усадьбу (ныне здесь дом № 2/14 по Брюсову переулку). Во владении Брюсов, потомков шотландских королей, с середины XVII века живших в России, усадьба находилась почти сто лет, и за переулком закрепилось название Брюсова. Кстати, Яков Александрович Брюс служил московским генерал-губернатором с 1784 по 1786 год.

За свою долгую историю храм пережил немало значимых для города событий, таких как возвращение патриарха Филарета из девятилетнего польского плена, пожары, смуты... Так, в 1629 году, во время большого московского пожара, Успенский вражек со всеми домами и храмами выгорел дотла. После этого наш храм был выстроен заново, уже каменным - к 1634 году.

Когда в ходе Отечественной войны 1812 года Москва была захвачена Наполеоном, храм был разорен, а затем окончательно опустошен, как и все ближайшие к нему постройки, охватившим наш город пожаром. В 1818-1822 годах разобрали обгоревшую трапезную и шатровую колокольню. На их месте возвели новые колокольню и трапезную в классическом стиле. С 1820 года был учрежден южный (правый) придел храма, посвященный пророку Елисею - в память о существовавшей до пожара Елисеевской церкви, по имени которой и доныне называется Елисеевский переулок. Северный (левый) придел еще с XVII века посвящен святителю Николаю Чудотворцу. В 1826 году храм после наконец завершившегося ремонта заново освятили. В 1897 году трехъярусная колокольня была перестроена по проекту архитектора А.Ф. Мейснера: два верхних яруса заменили новыми, верх завершили фигурной главкой.

После революции 1917 года уже не внешним неприятелем и не пожаром, а представителями большевистской власти, насаждавшей безбожие, были опустошены и разрушены многие окрестные церкви, но храм Воскресения по воле Божией остался действующим и приобрел значение одного из главных центров духовной жизни московской интеллигенции. В нашем церковном хоре не раз пел Иван Семенович Козловский, живший в стоящем рядом доме Большого театра (Брюсов переулок, 7). В храме бывали видные музыканты, художники и артисты, множество знатных имен, составивших славу отечественного искусства. В том же доме № 7 жили дирижеры Н.С. Голованов (писавший «для души» и церковную музыку) и А.Ш. Мелик-Пашаев, певцы АС. Пирогов, Н.С. Ханаев, певицы А.В. Нежданова (по ее имени с 1962 по 1994 год Брюсов переулок именовался улицей Неждано-вой), М.П. Максакова, Н.А. Обухова, балерина О.В. Лепешинская. В доме МХАТа (Брюсов переулок, 17) обитали артисты Московского художественного театра В.И. Качалов, JI.M. Леонидов, И.М. Москвин, а в «консерваторском» доме № 8/10 - композиторы Д.Д. Шостакович, Д.А. Кабалевский, виолончелист М.Л. Ростропович (памятник которому в 2012 году украсил площадь перед храмом) и его супруга Г.П. Вишневская, пианист С.Т. Рихтер, скрипач Л.Б. Коган. В нашем храме провожали в последний путь выдающихся деятелей русской культуры: Екатерину Гельцер, Георгия Леонидова, Марию Максакову, Веру Борисенко, Ивана Козловского, Доримидонта Михайлова, Александра Пирогова, Клавдия Птицу, Ольгу Андровскую, Софию Пилявскую, Анатолия Кторова, Святослава Рихтера, Нину Дорлиак, Иулиана Рукавшиникова, Андрея Гончарова, Никиту Богословского, Наталию Бессмертнову, Елену Лавровскую-Чиквандзе, Татьяну Шмыгу, Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других.

Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, он сохранил традиции богослужения, церковного пения и многовековую духовную связь поколений. А во времена массового закрытия окрестных храмов Воскресенская церковь стала новым домом для многих древних икон из разоренных приходов. Так, в храм был передан чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших», а также почитаемые иконы: святителя Спиридона Тримифунтского с частью его святых мощей, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Божией Матери «Утоли моя печали», «Страстная», Казанский образ Божией Матери и многие другие.

Один из былых настоятелей храма, протоиерей Николай Поспелов, подвергся аресту при изъятии церковных ценностей в 1922 году, когда из храма вывезли свыше 7 пудов серебра и 1 фунт жемчуга, и приговорен к расстрелу, который в последний момент был заменен ссылкой. Отбыв наказание, отец Николай вновь вернулся в храм Воскресения Словущего, где прослужил в общей сложности 33 года.

Широко известны имена и других пастырей прихода. Среди них заслуженные московские протоиереи Михаил Голунов (1940-1944), Иоанн Соболев (1945-1949), Николай Бажанов (1945-1951), Григорий Разумовский (1945-1950), Борис Писарев (1950-1951), Владимир Елховский (1951-1977), Михаил Орлов (1954-1957), Николай Рафальский (1958-1959), Николай Соловьев (1952-1957), Сергий Вишневский (1977-1980), Леонид Ролдугин (1965-1982); видный богослов и проповедник, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протопресвитер Виталий Боровой (1984-2008); протоиерей Владимир Романов (1996-2012).

В начале двадцатых годов в храме служил епископ Иоанн Соколов (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, экзарх Украины; 1968). С 1968 года храм стал постоянным местом служения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, председателя Издательского отдела Московской Патриархии. Владыка Питирим, служивший здесь более тридцати лет до своей кончины в 2003 году, составил целую эпоху в жизни прихода. В трудные советские годы Владыка находил возможности привлекать к служению Церкви многих одаренных молодых людей, для которых храм Воскресения Словущего становился началом их церковного пути. Так, с 1981 года здесь трудился чтецом, а с 1983 года - иподиаконом Григорий Алфеев, ныне митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата - постоянный член Священного Синода.

Старостой храма долгие годы был Николай Петрович Кириллов (1979), один из первых русских авиаторов, человек, тонко понимавший и ценивший церковное искусство. Многие иконы при нем реставрировали опытные мастера, его трудами был собран иконостас Никольского придела, иконы в нем подобраны в стиле XV1-XVII веков.

В 1981 году в храме вновь случился пожар, от которого пострадала северная часть главного придела. В процессе реставрации в центральной части открылась роспись 1830 года, которая была закрыта слоем позднейших росписей. Композиция представляет изображение интерьера храма Воскресения подмосковного Новоиерусалимского монастыря. Реставрация продолжилась до 1983 года. Тогда же был построен двухэтажный корпус, где разместили крестильню, трапезную и прочие вспомогательные службы.

С марта 2012 года настоятелем храма Воскресения Словущего назначен митрофорный протоиерей Николай Балашов, магистр богословия Московской Духовной академии (2006), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (рукоположен в сан священника в 1989 году).

Штатные священники храма - иерей Алексей Харламов, выпускник Московской Духовной академии (рукоположен в священнический сан в июне 2007 года, зачислен в клир храма Воскресения Славущего в 2012 году) и недавний выпускник Московской Духовной академии - священник Павел Карев (рукоположен в священнический сан в январе 2012 года, а в июне назначен в храм Воскресения Славущего).

В храме служит протодиакон Николай Пянзин (с 1997 года; рукоположен в 1985 году). Знаменитым в Москве хором храма Воскресения Словущего с августа 1971 года руководит заслуженный деятель искусств России Ариадна Владимировна Рыбакова.

Новое на сайте

>

Самое популярное