Домой Комнатные цветы Святой Грааль - что это? Где находится Святой Грааль? Галопом по европе

Святой Грааль - что это? Где находится Святой Грааль? Галопом по европе

Историтя возникновения Чаши Грааля

Многие туристические сайты, публикуя на своих страницах рекламу туров, организуемых известными израильскими туроператорами, называют одним из первоначальных мест нахождения Чаши Грааля осажденную Кейсарию, откуда ее вывезли крестоносцы. При этом туристам настойчиво рекомендуют побывать именно в Национальном парке Кейсарии, где им расскажут, что эта святыня оставалась на Святой Земле до конца 13-го столетия.

Однако фактическое существование такой легенды, как и существование и самой чаши, перевезенной спасающимися от жестокого султана Бейбарса крестоносцами по морю на землю Италии, не имеет отношения к истинной истории Чаши Святого Грааля.

Действительно, в соборе святого Лоренцо (Генуя), хранится некая зеленая стеклянная чаша, но даже иерархи католической церкви признают, что Священный Грааль, истинное пристанище которого - кафедральный собор Валенсии, не имеет ничего общего с этим раритетом.

По преданию, агатовая чаша была привезена туда из Рима апостолом Петром, которому она была преподнесена в качестве подарка Иосифом Аримафейским.

Одно из преданий гласит, что, когда умер и вознесся Христос, Иосиф Аримафейский вместе с Марией Магдалиной покинули Святую землю, обосновавшись на юге Франции в районе Прованса и Лангедока, где властвовали рыцари-тамплиеры.

Марией и Иосифом во Францию была привезена реликвия - плащаница, служившей покрывалом Христу после того, как он был распят, часть копья в виде римского клинка, который вонзили в тело Христа, так называемого "копья судьбы", и Священную Чашу Грааля.

Дальнейшее путешествие Священного Грааля и копья, согласно этой же легенде, продолжается на Британских островах, куда их Иосиф прибыл с христианской миссией, оставив Марию Магдалину на побережье Франции.

Вплоть до наших дней святые реликвии, привезенные Иосифом, хранятся, соответственно, в венском дворце Хофбург и в Турине (Италия).

Первые упоминания

Впервые кубок Грааля упоминается в связи с событиями Тайной Вечери, когда Иисус и его ученики сидели за пасхальной трапезой. Оставаясь по иудейской традиции в неприкосновенности в течение всего пасхального седэра, наполненный до краев кубок был предназначен для Илии-пророка.

Имя Илии-пророка, который может во время седэра оказаться в любом иудейском доме и пригубить из чаши, а затем вернуться на небо, связывают с приходом Мессии. Задача Илии-пророка - доложить своему властелину-Всевышнему о том, что пришло время прихода Мессии, который должен будет спуститься в с вершины Масличной горы.

Иисусу, однако было известно, что Илия-пророк уже приходил на Святую землю, поэтому он и предложил своим ученикам испить из кубка, объяснив, что жидкость, которой он наполнен является не чем иным, как его "Кровью Нового Завета, за многих изливаемой". Местом последующих событий является Гефсиманский сад, где Иисус молился. Чашу же, хозяева отнесли утром туда, где она

Однако эта история представлена древними летописцами иначе. Они утверждают, что во время молитвы Христа в Гефсиманском саду, чаша была изъята из Горницы тайным учеником Иисуса, Иосифом Аримафейским, а уже наутро она наполнилась кровью Христа, распятого на кресте. Не исключено, что кровь Христа стекала совсем в другой сосуд, который была одним из предметов утвари в доме этого благочестивого.

Однако, такая версия делает легенду о Чаше Грааля бессмысленной. Истинный же кубок, из которого испили Иисус и его ученики решительно отличался от того роскошного агатового кубка, которым гордится валенсийский собор. Это обстоятельство и легло в основу доказательств, представленных Шимоном Гибсоном, одним из известнейших ученых в области археологии, который в течение многих лет исследовал места древнейших поселений в Иерусалиме.

Теории и дискуссии

Доказательства, представленные другим ученым - выдающимся богословом и археологом, бенедиктинским монахом Баргилом Пикснером, который умер в начале 21 века в монастыре Дормицион при Храме Успения Пресвятой Богородицы, основаны на том, что местом Тайной Вечери был квартал в Иерусалиме, населенный ессеями - отделившейся от иудейского учения еврейской сектой, проповедовавшей древние пророчества в стиле Нового Завета.

В связи с этим историки и богословы вели и ведут нескончаемые дискуссии и споры. В результате исследования "Кумранских свитков" многими учеными была выдвинута теория о том, что истоки христианства нужно искать в "творчески переработанных" текстах ессеев, которое во многом совпадает с Новым Заветом.

Таким образом, согласно этой теории Иисус мог быть выходцем из ессейской общины. В подтверждение этому теория указывает на события Песаха, когда встреченный учениками Христа человек с кувшином, наполненным водой, привел их к месту последнего пасхального ужина.

Однако, это, на первый взгляд обычное событие, абсолютно не укладывается в традиции, характерные для древней Иудеи. Именно это обстоятельство насторожило отца Баргила Пикснера, который был компетентным знатоком древних традиций и обычаев. Дело в том, что воду в те времена были обязаны переносить только женщины.

Но об обете безбрачия ессеев писал древний историк Иосиф Флавий, который описывая их быт, отмечал, что там не было места ни женам, ни прислуге женского пола. Именно поэтому и переносивший воду, и тот дом, куда он привел учеников, вполне могли принадлежать ессейской общине.

Эта древняя еврейская секта культивировала ритуальную чистоту, что сопровождалось устройством туалетов за пределами городской черты и особой "кошерностью" предметов кухонной утвари. Археологам, пришедшим на помощь исследователям религии, посчастливилось обнаружить останки такой посуды в районе крепости Масада (район Мертвого моря), где жили представители секты ессеев. Причем эта посуда изготавливалась в специальных мастерских из цельных кусков камня.

Дорогие каменные известняковые кубки - трофеи археологических раскопок в Иерусалиме и в районе Масады, по форме абсолютно тождественны знаменитому Святому Граалю.

Все это подтверждает тот факт, что святую реликвию не стоит разыскивать в итальянских или испанских соборах, а также в Кейсарии, о которой известно, что в древности ее жители не соблюдали "кашрут" в полной мере. Ответ на вопрос "где находится чаша Грааля?" может быть найден в районе Храмовой горы, там, где Иисус и его ученики провели свою последнюю трапезу, которую христианская традиция называет Тайной Вечерей.

Загадочная родилась более двох тысячелетий назад в Вифлееме, неподалеку от Иерусалима.

Является одним из самых посещаемыз мест в городе, на ровне со Стеной Плача.

Известна своими достопримечательностями, а именно Стеной Плача и мечетью Аль-Акса.

Священная Грааль (или по-другому Святой Грааль) является мистической христианской реликвией, которая не перестаёт будоражить ум исследователей по всему миру. Иногда слово «Святой Грааль» может быть использовано в переносном значении слова, тогда оно обозначает какую-то заветную цель, недостижимую либо труднодостижимую. Более детально об этом таинственном предмете вы сможете узнать из данной статьи.

Традиционно считается, что миф о Святом Граале основан на христианском апокрифе (книге, которая рассказывает про предметы, содержащиеся в Священном Писании, но не получившие официального церковного признания) про прибытие в Британию Иосифа Аримафейского.

Другая легенда о Священной Граали связана с мифологическими древнекельтскими сказаниями.

А согласно третьей легенде миф про Святой Грааль имеет связь с тайной оккультной организацией, которая существовала в древние времена. Её приверженцы обладали тайными знаниями, тщательно передаваемыми от одного поколения к другому.

Объединение всех версий, относящихся к происхождению Святого Грааля к одной, получаем, что первоначально этот загадочный артефакт выступал драгоценным изумрудом, украшавшим корону самого Люцифера.

Но архангел собрал войско ангелов и атаковал Люцифера с его легионами духов. Когда происходила битва Михаил, используя свой огненный меч, сумел выбить минерал из короны своего неприятеля и камень поглотился Бездной. После этого в будущем из камня сделали чашу, которую и нарекли «Святой Грааль» либо «чаша Грааля».

Впоследствии чаша использовалась Иисусом Христом и его учениками. Она была атрибутом Тайной вечери. После смерти Спасителя его последователи смогли собрать в неё несколько капель его крови. Чаша вместе с копьём, которым ранили Иисуса, была доставлена в Британию Иосифом Аримафейским.

Есть ещё одна версия, касающаяся происхождения данного артефакта. Она называет Святой Грааль драгоценной мистической реликвией, уцелевшей во времена, когда случился Всемирный Потоп.

Какая мистика связана со Священным Граалем

Легенды утверждают, что тот человек, который выпьет из чаши Грааля, получит отпущение всех своих грехов, а также сможет насладиться вечной жизнью. Часть версий говорят о том, что даже просто видеть этот священный предмет на близком расстоянии уже способно даровать человеку бессмертие, правда, лишь на определённый промежуток времени.

Существует очень интересный вариант толкования Святого Грааля, заметно выделяющийся на фоне других. Он называет пресловутую чашу не материальной субстанцией, а особенным состоянием души, когда она соединяется со Всевышним. А значит, обнаружить Грааль по этой версии – означает стать просветлённым.

Есть и атеистическая разновидность данной версии. Это веллерианская идея Грааля, подразумевающая собой его как конечную цель человеческого развития. В указанном понимании Грааль выступает человеческой цивилизацией, которая развилась настолько, что может создавать новые реальности с новыми Вселенными. То есть, Грааль представляет собой чашу, в которой возможно вызревание новых миров.

Безусловно, такая святыня не может оказаться в руках простого (а ещё и грешного) смертного. Поэтому, каждый, кто является недостойным, но приближается к священному предмету, сразу же получает наказание в виде серьёзной раны или болезни.

Где находится Святой Грааль?

В каком же месте спрятана эта древняя легендарная реликвия? На этот вопрос существует множество ответов, но очень сложно понять есть ли среди них верный…

Самая распространённая теория говорит о том, что Аримафейский, исполняя сказанное ему Святым Филиппом, уехал из Иерусалима и забрал доверенные ему реликвии, которые он должен был увезти на земли Британии.

Добравшись до пункта своего назначения, Иосиф поставил в землю свой посох, пустивший корни и превратившийся в великолепный терновый куст. Два раза в год на этом кусте появлялись цветы.

Иосиф понял, что это знак от Высших сил и начал строительство на том месте церкви, впоследствии ставшей аббатством. Бытует мнение, что Святой Грааль скрывается где-то в подземелье некоторого аббатства Гланстонбэри.

По другим источникам чашу можно искать в волшебном замке Сальват (Испания), который якобы возвели ангельские существа в течение одной ночи.

А средневековые романы про Персифаля, рассказывают о герое, который занимается поиском и находит мистический замок Мунсальвеш, в котором и хранится Грааль, надёжно охраняемый тамплиерами. Очень большое количество легенд разных времён утверждает, что чаша Священного Грааля бережно хранится именно представителями данного тайного ордена.

Поиски священной чаши

Люди начали озадачиваться поисками мистической реликвии ещё очень давно. В 9-м столетии в Европе активизировалась «охота» на реликвии, касающиеся земной жизни Спасителя.

Наивысшего пика эта тенденция достигает к 13-му столетию. Тогда правителем Франции Людовиком Святым в Париж из Константинополя были привезены различные орудия Страстей, которые поместили в специально построенную для этого Святую Капеллу. На те времена в подлинности орудий не сомневался никто.

Однако, несмотря на то, что орудий Страстей было достаточно много, священная чаша, из которой испил Спаситель на тайной вечере, среди них отсутствовала. Поэтому начали и появляться различные версии, касающиеся её нахождения.

Та область Франции, которая находилась под управлением английской короны, заявила, что легендарную чашу следует искать именно на британских землях.

Некоторые описания сравнивают Грааль с неиссякаемым сосудом, относящимся к древним кельтским легендам. Его функциональность очень напоминает аналогичные предметы из мифов прочих индоевропейских народностей (к примеру, знаменитый Рог Изобилия).

Какой вид имела Священная Грааль?

Вы не сможете найти описание внешнего вида знаменитого артефакта ни в одном из литературных источников. Книги рассказывают об истории происхождения и месте пребывания данного предмета, но они не предоставляют конкретное описание для него.

Так, древние сказания и апокрифы утверждают, что основой для чаши послужил драгоценный минерал, который выпал из головного украшения самого Люцифера (это могла быть бирюза либо изумруд).

Принимая во внимание иудейские традиции, учёные приходят к выводу, что чаша должна была иметь немаленький размер, а также обладать основанием в форме ножки с подставкой. Примечательны, конечно, больше не внешние характеристики чаши, а её свойства к исцелению и благословению.

Святой Грааль: является мифом или реальностью

Гении науки на протяжение многих веков бьются над загадкой Святого Грааля. Главный вопрос: существовала ли чаша в действительности?

Многочисленные искатели приключений пытались выйти на мифическую чашу, но их поиски не дали никакого результата и чаша продолжает по сей день представлять собой загадку.

Информация о ней хранится исключительно в апокрифах, сказаниях и художественных источниках. Ни один научный труд не упоминает про данный артефакт, что так и не даёт возможности однозначно ответить на поставленный выше вопрос.

Священная Грааль и Гитлер

Адольф Гитлер также занимался поиском знаменитой христианской реликвии. Зачем она была ему нужна? Чтобы это понять, нужно обратиться к волшебным свойствам чаши.

Мы уже упоминали выше, что чаша была призвана подарить своему владельцу власть и сделать его бессмертным. А так как Гитлер мечтал о завоевании всего мира, он поставил перед собой цель отыскать магическую чашу, чего бы это ни стоило. А кроме этого, по легендам чаша была спрятана не сама, а вместе с прочими редкостными сокровищами.

Поэтому Гитлером была создана специальная группа для поиска сокровищ. Её главой стал Отто Скорцени. О дальнейших сведениях нельзя ничего утверждать однозначно.

Достоверно известно лишь, что группой были обнаружены сокровища в замке Монсегюр (Франция), однако, нашли ли они чашу Грааля – это уже неизвестно. Под конец войны люди, проживающие рядом с этим замком, могли наблюдать, как солдаты СС скрывали что-то в туннелях указанного сооружения. Есть предположения, что они возвращали на место священный Грааль..

Ещё больше про знаменитый Святой Грааль вам расскажет Википедия.

Существует ли на самом деле Святой Грааль и где его искать? На эти вопросы до сих пор нет ответа. Множество экспедиций снаряжались на поиски Грааля, но ни одна из них не была успешной.

Как выглядит Грааль?

Что же такое этот таинственный Святой Грааль? Эти слова часто используются в качестве метафоры относительно некой заветной, но часто практически недостижимой цели. Чаша Грааля – обладающий необычайными магическими свойствами и мощью легендарный артефакт.

Чаша Грааля по библейскому преданию, это некий кубок, их которого апостолы причащались во время Тайной Вечери. Иногда о Граале говорят как об обычной глиняной посудине, иногда, что он был изготовлен из цельного куска или же огромного изумруда, который, якобы, выпал из Люциферовой короны, когда тот был повержен архангелом Михаилом. Однако как бы ни выглядел Грааль, слава о его сверхъестественных возможностях не умолкает. Чаша Грааля манит общениями вечной жизни и ключа к множеству тайн мира.

Мифическая Чаша Грааля

Упоминание Святого Грааля отыщется в мифологии кельтов. В древних эпосах это – котел жизни и , в котором варился напиток, способные оживлять мертвых. И хотя это сказание появилось много раньше христианской легенды, но оно куда менее популярно, чем связь мифической чаши с зарождением постулатов христианства.

Одна сторона истории связывает Грааль со временем уже после Христа – якобы по сей день существует некое тайное общество, глава (главы) которого управляет всем миром. Но куда чаще поиски Святого Грааля начинаются с апокрифа об Иосифе Аримафейском. Именно эту легенду почему-то считают наиболее правдоподобной. Суть ее в том, что Иосиф, снявший тело Иисуса с креста с разрешения прокуратора Понтия Пилата и предоставивший свою гробницу для его погребения, собирал кровь распятого, но еще живого Иисуса. Иосиф опасался преследований, поэтому уехал в Британию и увез чашу с собой. В малонаселенном местечке на дне колодца он и спрятал ее. А сам основал там первую христианскую общину. Члены этого монашеско-рыцарского ордена, по преданию, и стали хранителями Грааля. Однако, не сумев отстоять Британию в битве с саксами, они были вынуждены забрать реликвию с собой в Саррас. После этого неизвестного Сарраса следы Чаши и вовсе теряются…

Шли века, и трубадуры с менестрелями стали распевать песни и баллады, воздавая хвалу королю Артуру, возглавившему битву против саксов. Его подвиги и заслуги рыцарей Круглого стола все чаще связывали с возвращением священного артефакта. За Круглым столом короля Артура отведено было одно из кресел для рыцаря, которому суждено найти Святой Грааль. Долгое время это место пустовало – поскольку его мог занять только один человек в королевстве, тот, кому это будет предначертано. Имя счастливчика однажды проявилось над креслом, начерченное огненным литерами. Любой другой, посягнувший на место, умирал.

Впервые Чаша Грааля появляется в произведении «История Грааля» авторства французского поэта Кретьена де Труа. Юный приближенный короля Артура оказался в замке короля-рыбака.
Согласно произведению де Труа, величайшая святыня находилось за стенами неприступного замка Монсегюр. Путь к замку лежал через бурную реку и отвесные скалы. Считалось, что только человек с открытым сердцем и чистыми помыслами, самоотверженный, добрый и справедливый сможет попасть в эту твердыню. А Чаша Грааля покажется только тому, кто сможет противостоять соблазнам этого мира. Зато злых и корыстных Святой Грааль не жалует, настолько, что мощный артефакт может даже привести их к гибели.

Некогда король-рыбак был тяжело ранен, но излечиться с помощью Грааля он не мог. Король должен был дождаться достойного, который бы сменил старого хранителя. День за днем он принимал у себя гостей разный мастей. И дождался. Приехал в замок юный Персеваль, отважный и добрый. Только одно испытание предстояло ему пройти – в свой единственный вечер в замке короля, а никто не проводил там больше вечера – нужно было задать вопрос о сути Грааля. После этого Чаша Грааля должна была перейти к нему. Но на долю юного странника выпало множество испытаний, и после всего увиденного, он не осмелился задать вопрос, который его терзал. Он уехал ни с чем, что очень огорчило короля-рыбака. Однако Персеваль был единственным, кто спустя долгие годы странствий и скитаний отыскал путь к замку Грааля второй раз. На этот раз вопрос прозвучал, как прозвучал на него и неведомый ответ. Спустя несколько дней излечившийся старый король умер, а вскоре новый хранитель увез Чашу Грааля из этих земель навсегда.

Другая не менее интересная версия поэмы о Чаше Грааля была создана Вольфрамом фон Эшенбах. Утверждая, что основывает творение на старинных источниках, фон Эшенбах утверждал, что Святой Грааль берег от чужих глаз орден Тамплиеров. После падения Ордена след Грааля так или иначе проблескивал по территории Европы. Особого интереса удостоилась Чаша Грааля в начале двадцатого века. Поиска священной реликвии начались с развалин замка Монсегюр, а Отто Ран, возглавлявших их, позднее написал книгу «Крестовый поход против Грааля», назвав артефакт «Чашей Нибелунгов». В дальнейшем Отто посетил множество мест, где мелькала тень Грааля. Но в 1937 году он пропал бесследно. Более о нем ничего известно не было, а дальнейшие экспедиции были еще менее результативны.

Грааль сам выбирает, кому показаться. Избранный им хранитель, сделав глоток из святой Чаши, обретает вечную жизнь. Выбранный Граалем должен быть идеалом рыцарства в самом хорошем смысле этого слова. Кроме того, он должен иметь в себе смелость, чтобы пренебречь ценностями и своего времени, избавиться от шор, продемонстрировать смекалку в выпавших испытаниях. Рыцарь Грааля, по предания, мог чуть ли не с голыми руками идти на дракона, пообедавшего многими тяжеловооруженными бойцами.

Тот, кому суждено коснуться Святого Грааля, по легендам, получал неслыханные благословения от Бога, а земля, на которой окажется Чаша Грааля, станет процветать.

Чаша Грааля не дает покоя тем, кто изучает историю ордена тамплиеров. Говорят, что король Филипп, некогда развернувший полномасштабную охоту на сокровища рыцарей-храмовников, был ведом мыслью исключительно о Святом Граале, который он некогда увидел в сокровищнице Великого магистра.

Но Грааль, как и прочие баснословные богатства Ордена тамплиеров королю Франции не достались. «Пристанище» у тамплиеров на сегодняшний день считается последним для Святого Грааля. Дальше его следы затерялись абсолютно.

Впрочем, в том, что Чаша Грааля, как и золото тамплиеров существует, не испытывал сомнений и прославившийся поисками легендарной Трои Генрих Шлиман. Впрочем, он готов был также поверить, что в той же сокровищнице оказался и легендарный Ахиллесов щит.

Множество легенд, множество теорий – и ничтожно мало доказательств, но Святой Грааль и по сей день манит обещанием власти, бессмертия и силы всех искателей таинственных кладов, окруженных ореолом магии.

Впрочем, люди, не то отчаявшись, не то подшучивая над самими собой и над другими, высказали предположение, что Чаша Грааля уже давно пылиться на чьей-то полке, а обладатель такого сокровища даже не подозревает о ценности одного из элементов своего интерьера.

Поделись статьей с друзьями!

    Мифическая Чаша Грааля

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/graal1-150x150.jpg

    Существует ли на самом деле Святой Грааль и где его искать? На эти вопросы до сих пор нет ответа. Множество экспедиций снаряжались на поиски Грааля, но ни одна из них не была успешной. Как выглядит Грааль? Что же такое этот таинственный Святой Грааль? Эти слова часто используются в качестве метафоры относительно некой заветной, но часто...

Святой Грааль можно назвать одной из известнейших реликвий. Найти ее и владеть ею стремились многие правители. О Святом Граале написано немало преданий и проведено большое количество исследований, при этом он продолжает оставаться загадочным и таинственным артефактом.

Священный Грааль - что это такое?

О Священном Граале упоминается в литературных и исторических источниках разных веков и народов. По этой причине нет единого мнения относительно того, что считать Святым Граалем, каково его происхождения и где его можно найти. Впервые Святой Грааль упоминается в христианской мифологии. Согласно древним легендам Святой Грааль – это изумруд из короны . Во время восстания на небе, когда войско Сатаны сражалось с войском Михаила, из короны Люцифера выпал драгоценный камень и упал на землю.

Позже из этого камня была сделана чаша, в которой Христос подавал вино ученикам на своей последней вечере. После смерти Иисуса Иосиф Аримафейский собрал в эту чашу капли крови Христа и уехал с ней в Британию. Дальнейшие сведения о чаше Грааля являются путанными: чаша путешествовала по разным странам, но всегда была скрыта от посторонних глаз. Это привело к вере в то, что чаша Грааля приносит удачу и счастье своему владельцу. За чашей стали охотиться не только простые искатели приключений, но и могучие правители.

Что такое Святой Грааль в православии?

Святой Грааль в Библии не упоминается ни разу. Все сведения об этой чаше исходят из апокрифов, которые не признаются духовенством истинными. Исходя из этих сказаний Священная чаша Грааля – это чаша, сделанная из драгоценного камня Люцифера и использованная Христом на последней его вечере. Позже Иосиф Аримафейский, который снимал Иисуса с креста, собрал в нее капли крови своего учителя. Сказание о чаше Грааля было интерпретировано в западной художественной литературе, где Грааль стал символом женского начала, Божественного прощения и единения с высшими духовными силами.

Как выглядит Святой Грааль?

Чаша Грааля не описана ни в одном литературном источнике. В книгах можно найти историю ее происхождения и мест пребывания, но конкретного описания найти невозможно. Согласно древним сказаниям и апокрифам чаша была сделана из драгоценного камня, выпавшего из короны Люцифера. Этим камнем предположительно был изумруд или бирюза. Исходя из иудейских традиций, исследователи предполагают, что чаша была немаленького размера и имела основание в форме ножки и подставки. Узнать чашу можно не по внешнему виду, а по ее магическим свойствам: способности исцелять и дарить благословения.


Святой Грааль - миф или реальность?

Исследователи разных веков пытались понять, существует ли Святой Грааль. Немалое количество искателей приключений старались напасть на след этой необыкновенной чаши. Поиски не дали желаемых результатов, и чаша так и осталась загадкой. Почерпнуть информацию о ней можно лишь из апокрифов, сказаний, художественных источников. В научной литературе об этом артефакте сведений нет, что позволяет причислить чашу Грааля к мифическим предметам.

Где находится Святой Грааль?

Относительно места хранения чаши Грааля существуют такие версии:

  1. Согласно еврейским легендам, чаша Святого Грааля была перевезена Иосифом Аримафейским в Британию. По одним сведениям, Иосиф скрывался там от преследований, по другим – поехал решать там свои дела и прихватил чашу с собой. В английском городке Гластонбери Иосиф получил знак от Бога и построил там церковь, в которой и хранилась чаша. Позже небольшая церковь стала аббатством. В подземельях Гластонберийского аббатства чаша хранилась до 16 века, момента разрушения храма.
  2. Согласно другим легендам, чаша Грааля оказалась в испанском замке Сальват, который был построен небесными ангелами за одну ночь.
  3. Еще одна версия касается итальянского городка Турин. Путешественникам, изучающим этот город, обязательно сообщают, что мифическая чаша находится в этом местечке.
  4. В версии, связанной с Гитлером, говорится, что по приказу фюрера чаша была найдена и переправлена для хранения в пещеру Антарктиды.

Святой Грааль и Третий рейх

Чтобы понять, зачем нужна была чаша Грааля Гитлеру, надо знать, какие она имела свойства. Согласно некоторым легендам, данный артефакт обещал своему владельцу власть и бессмертие. Так как в планы Гитлера входило покорить весь мир, он решил во что бы то ни стало найти отыскать мифическую чашу. Кроме этого некоторые легенды гласили, что вместе с чашей спрятаны и другие редкостные сокровища.

Гитлер создал специальную группу по поиску сокровищ, которую возглавлял Отто Скорцени. Дальнейшие сведения не являются точными. Группа нашла сокровища во французском замке Монсегюр, но была ли среди них чаша Грааля – остается загадкой. В последние дни войны люди, живущие неподалеку от этого замка, видели, что солдаты СС что-то прятали в туннелях данного сооружения. Согласно некоторым предположениям, это была возвращена на место мифическая чаша.

Легенда о Святом Граале

Кроме апокрифов мифическая реликвия упоминается в средневековой литературе. Святой Грааль и тамплиеры описываются в произведениях нескольких французских авторов, где к разным легендам присоединяются фантазии авторов. В этих произведениях говорится, что тамплиеры свято хранили все, что касается Иисуса, включая чашу. Многих людей притягивала сила Святого Грааля, и они пытались заполучить данную чашу. Это не удавалось, ведь чаша сама выбирала, кому ей принадлежать. Для того чтобы стать владельцем этого предмета, человек должен был оказаться нравственно чистым.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Поиски Грааля

В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, чья подлинность мало у кого вызывала сомнение.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш , в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов , в частности, с рогом изобилия (см. ниже).

В средневековой литературе

  • - гг. - «Персеваль, или Легенда о Граале » , Кретьен де Труа
  • - гг. - трилогия «История Святого Грааля » : «Роман об Иосифе Аримафейском » , «Мерлин » (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
  • - гг. - «Цикл Вульгаты »: «История Святого Грааля », «История Мерлина », «Книга Ланселота », «Поиски Святого Грааля » и «Смерть Артура » .

В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре .

Грааль и конспирология

Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи » и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана :

  • Грааль - это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» - «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры , прямо происходившие от Сионской Общины .
  • в широком смысле - это грудь Магдалины , затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии .

Святой Грааль в современной культуре

См. также

Напишите отзыв о статье "Святой Грааль"

Примечания

Литература

  • Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. - СПб.: Евразия, 2007. - 252 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Грале // Из истории средневекового романтизма. - Киев, 1877.
  • Дашкевич Н. П. Романтика Круглого Стола в литературе и жизни Запада. - Киев, 1890.
  • Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале? - СПб., 1900.
  • Аверинцев А. Грааль // Мифы народов мира . - М .: Сов. энцикл., 1991. - Т. 1 . - С. 317 .
  • Андреева В., Ровнер А. Грааль, святой // // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: МИФ: ООО «Изд-во АСТ», 2001. - С. 134-135.
  • Брат Д:., Д:. Л. Поиски Грааля // Феникс. - 2002. - № 16.
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Граале // Дашкевич Н. П. Из истории средневекового романтизма. - К.: Наукова думка, 1877.
  • Дугин А. Крестовый поход Солнца // Конец света. - М.: Арктогея, 1997. - С. 234-235.
  • Еремин Г. Загадка пятиугольного замка// Техника молодёжи. - 1969. - № 1.
  • Кокс С. Титаны Возрождения и секреты тамплиеров и иллюминатов. - М.: ООО «АСТ», 2007. - 288 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Майер Р. В пространстве – время здесь… История Грааля. - М .: Энигма, 1997. - 352 с. - ISBN 5-7808-0018-9 .
  • Маркаль Жан. Ренн-ле-Шато и тайна проклятого золота… - СПб.: Евразия, 2008. - 368 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Мэттьюз Д. Традиция Грааля. - М .: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. - 160 с. - ISBN 5-88389-020-2 .
  • Непомнящий Н. Н. Чаша Грааля // Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. - М.: «Вече», 2002. - С.176-181.
  • Романчук Л. Феномен средневековья и Святой Грааль // Порог. - Кировоград, 2004. - № 6 . - С. 22-27 .
  • Печников Б. А. Рыцари церкви кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. - М.: Политиздат, 1991. - 351 с.: ил.
  • Рудзитис Р. Братство Грааля. - Рига: Угунс. - 320 с. - ISBN 5-88484-022-5 .
  • Фанторп Л. Тайны сокровищ тамплиеров и Святого Грааля. Секреты Ренн-ле-Шато / Пер. с англ. Н. А. Кириленко. - СПб.: Евразия, 2008. - 367 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. / Пер. с англ. - М., 1992.
  • Michael Baigent, Richard Leigh and Henry Lincoln. Holy Blood, Holy Grail. - Corgi, 1982. - ISBN ISBN 0-552-12138-X .
  • Ран, Отто. Крестовый поход против Грааля. - АСТ, 2004.
  • // Орден российских тамплиеров. Том III. Документы 1922-1930 гг. - Москва: «Минувшее», 2003.

Ссылки

  • на сайте «Общества Святого Феодора Гавраса».
  • Александр Ладик. Полный вариант статьи для «Энциклопедии Современной Украины». Том 7. 2008.
  • Абд-ру-шин . «В Свете Истины. Послание Грааля» («Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft»), доклад .
  • и его разысканиям

Фильмография

  • «Загадки истории. Тайны святого Грааля» («Mysteries of History. Mysteries of the Holy Grail») - научно-популярный фильм, снятый в 2010 г.

Отрывок, характеризующий Святой Грааль

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

Новое на сайте

>

Самое популярное