Домой Плодовые деревья Ему и благословение аллаха сказал. Месяц рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Между «лучшим» и «худшим»

Ему и благословение аллаха сказал. Месяц рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Между «лучшим» и «худшим»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) - самый лучший пример для всех людей

Его храбрость

Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «При Бадре, когда битва шла со всей жестокостью, мы иногда укрывались за спиной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он был самым храбрым из нас. Сражался ближе всех к вражеским рядам».

Подобное свидетельство привел и Бара, да будет доволен им Аллах: «Клянусь Аллахом, если битва становилась особенно жаркой, мы жались к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Самым храбрым из нас был тот, кто мог сражаться с ним в одном ряду» (Муслим).

Один, но не единственный, пример храбрости Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это сражение при Хунейне. Когда в начале сражения мусульмане были в смятении и собирались отступить, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не дрогнув, бросился в самую гущу врагов, направляя свое животное все дальше и дальше. Его войско, увидев его отвагу, бросились за ним и в конце концов победа над врагом была одержана.

Его тактичность

Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел бедный мужчина. Он принес чашу с виноградом в подарок Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк принял подарок, взял виноградину, и, съев ее, улыбнулся. Потом съел вторую, третью и каждый раз он улыбался, в то время как мужчина, видя улыбку Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, готов был взлететь от радости. Сподвижники смотрели на все это и были удивлены, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который всегда делился с ними, не стал делить с ними виноград на этот раз. Когда он, да благословит его Аллах и приветствует, доел виноград, он вернул чашу мужчине, и тот ушел с огромной радостью, довольством на лице. Тогда кто-то из сподвижников спросил его: «О Посланник Аллаха! Почему ты не поделился с нами?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Вы видели радость на его лице? Когда я попробовал виноград, он оказался кислым. И я побоялся, что, если бы я поделился с вами, кто-нибудь из вас сказал бы это и расстроил бы его».

Его великодушие

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завоевал Мекку, мусульмане имели возможность отомстить курайшитам за все их зло, что они причинили им прежде. Курайшиты были испуганы, ожидая расправы и мести. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил с речью перед воротами Каабы, и в конце он спросил: «О племя курайшитов! Как вы думаете, что я с вами сделаю?» Они ответили: «Мы ждем только блага, потому что ты хороший брат и сын хорошего брата». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Идите, вы все свободны».

Его приятная внешность и манеры

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, прислуживавший Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на протяжении десяти лет, сказал следующее: «Я ни разу не прикасался ни к шелку, ни к атласу, который был бы более нежен, чем руки Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. не вдыхал аромат духов, более приятный, чем запах Посланника Аллаха. В течение десяти лет я служил нашему господину. Ни разу он мне не сказал: «Ах!» Ни разу не сказал: «Почему ты так сделал?» – из-за того, что я что-то сделал. И ни разу не сказал: «Разве ты не мог сделать вот так?» – из-за того, что я что-то не сделал» (Бухари, Муслим)

Его благодарность

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делала намаз, он стоял, пока его ноги не раскалывались». Аиша, да будет доволен ею Всевышний, сказала: «О Посланник Аллаха, ты делаешь это, а ведь тебе прощены все твои грехи?» Он сказал: «О Аиша, разве я не должен быть благодарным рабом?».

Его надежность

Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, еще до пророческой миссии прозвали именем «аль-Амин», что значит «верный», «надежный», «заслуживающий доверия». Ибн Абу аль-Хамса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я договорился с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, еще до получения им пророческой миссии прийти в одно условленное место. Я забыл об этом и вспомнил только через три дня. Как только вспомнил, я отправился к условленному месту и нашел там Мухамада, да благословит его Аллах и приветствует, ожидавшему меня. Он лишь сказал мне: «Юноша, ты меня поставил в трудной положение, я жду тебя здесь уже три дня».

Его мягкость и снисходительность

Жены Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, иногда огорчали его. Но несмотря на это, он был с ними мягок и добр. Так, в одном из хадисов говорится, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Аише, да будет доволен ею Аллах: «Я знаю, когда ты довольна мной и когда ты сердишься на меня». Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Откуда ты знаешь это?» Он сказал: «Когда ты довольна мной, ты говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада!» Если же ты сердишься, ты говоришь: «Нет, клянусь Господом Ибрахима!» Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я оставляю твое имя, когда сержусь на тебя».

18.03.2017 Лев 7 606 0

Лев.

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТОИНСТВАХ
И БЛАГОНРАВИЯХ ПРОРОКА МУХАММАДА

(ЧАСТЬ 16)

قطوف من الشمائل المحمدية
للشيخ محمد بن جميل زينو رحمه الله تعالى

Свет Ислама
-2017-

Книга содержит полезные сведения о моральном облике и нравственных качествах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые автор собрал из различных теологических источников. Она поможет читателю поближе познакомится с человеком, которого по праву считают величайшим человеком на свете. Предназначена для широкого круга читателей.

Эту ценную книгу должен приобрести каждый мусульманин - не просто для чтения, а для следования прочитанному и претворения его в жизнь и исправления своего нрава в соответствии с прочитанным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха - пример для каждого мусульманина. Как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас - для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [спасение в] Последний день и много поминает Аллаха».

© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

БЛАГОНРАВИЕ ПРОРОКА
Мир ему и благословение Аллаха!

Ты для людей возвысил замок благонравия.
Вот он разрушен - жертва их забвения.
Они господ себе нашли для почитания,
Хоть благонравие достойней их почтения.

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ БЛАГОНРАВИЯ ПРОРОКА
Мир ему и благословение Аллаха!

Всевышний Аллах сказал: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммад] был добр с ними. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. А когда ты решишься на что-либо, то уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих» (3:153).

Всевышний также сказал: «Поистине, ты - человек превосходного нрава» (68:4).

«Ненавистнее всего ему была ложь» .

Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не говорил ничего непристойного и не поносил людей , и он часто повторял: “Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами” » .

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил: “Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!” » .

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был самым красивым человеком на лицо и имел самый прекрасный нрав» .

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды люди попросили: “О посланник Аллаха, призови проклятие на многобожников!”, на что он сказал: “Поистине, я был послан не как проклинающий, а как милость!” » .

«Он всегда предвещал добро и не любил предвещать зло. Ему нравились добрые имена» .

Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) глядел на меня и разговаривал со мной так, что я решил, что являюсь лучшим среди людей. Я спросил его: “О посланник Аллаха, я лучше или Абу Бакр?”

Он ответил: “Абу Бакр!

“О посланник Аллаха, я лучше или Умар?”

“Умар!”

“О посланник Аллаха, я лучше или Усман?”

“Усман!”

Когда я спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне правду. Тогда я подумал, что лучше бы я вообще не спрашивал его» .

Ата ибн Йасар, да помилует его Аллах, сказал: «Однажды я встретил Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал (ему): “Расскажи мне о качествах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), (упомянутых) в Торе”. Он сказал: “Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране, где сказано:

‹О Пророк! Поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя …› (33:45), и защитника для неграмотных . Ты - Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим (аль-мутаваккиль). Он не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его (к Себе) до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину , чтобы (люди) говорили: “Нет бога, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца» .

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только оно не являлось греховным, если же было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. Кроме того, посланник Аллаха r никогда не мстил за себя лично, и только если нарушался какой-либо запрет Всемогущего и Великого Аллаха, [он мстил за Аллаха] » .

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда никого не бил рукой: ни женщин, ни слуг. За исключением, если он сражался на пути Аллаха. И кто бы ни причинил ему зло, он [никогда] не мстил за себя лично, и только если нарушался какой-либо запрет Всемогущего и Великого Аллаха, [он мстил за Аллаха]» .

Сообщается, что Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда кто-нибудь приходил к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой, он всегда поворачивался к своим собеседникам и говорил: “Ходатайствуйте [за просителей] и вы получите награду, а об угодном Ему решении Аллах объявит через Своего Пророка” » .

Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал лучшим нравом из всех людей. Однажды он послал меня с каким-то поручением, а я сказал: “Клянусь Аллахом, я не пойду!” хотя в душе решил пойти и выполнить то, что велел мне Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). После этого я вышел из дома и не останавливался, пока не прошёл мимо игравших на рынке мальчишек, как вдруг посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который, как оказалось, стоял сзади, взял меня за затылок. Я посмотрел на него и увидел, что он смеётся, Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “О Унайс , разве ты пошёл туда, куда я велел?” - а я сказал: “Да, я иду, о посланник Аллаха”».

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, я служил ему девять лет, и не было такого, чтобы я сделал что-то, а он сказал: “Почему ты поступил так-то и так-то?” Или сказал бы: “Разве ты не сделал то-то и то-то?”, если я чего-либо не делал» .

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как-то раз посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал в сторону Неджда отряд всадников, которые привезли с собой человека из племени бану ханифа по имени Сумама ибн Усаль, являвшегося господином жителей аль-Йамамы. Они привязали его к столбу мечети, а через некоторое время к нему вышел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “Что у тебя, о Сумама?”

Тот сказал: “Я думаю, что всё кончится хорошо, о Мухаммад, ибо, если ты убьёшь меня, будет кому за меня отомстить, если окажешь мне благодеяние , то окажешь его благодарному человеку, если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут всё, что ты пожелаешь”.

Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел: “Освободите Сумаму”.

После этого Сумама направился в пальмовую рощу, которая находилась рядом с мечетью, и совершил полное омовение, а потом вошёл в мечеть и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха!
О Мухаммад, клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц!
Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь она стала для меня самой любимой из всех религий!
Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь он стал для меня самым любимым из всех городов!” » .

ХАДИСЫ
О нравственных качествах

«Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами » .

«Воистину, я сильнее люблю тех из вас, которые обладают превосходным нравом» .

«Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом. А лучшие из вас - те, которые хорошо относятся к своим женам» .

«Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль - это стыдливость» .

«Поистине, с помощью благонравия верующий может достичь степени того, кто постится днём и выстаивает ночи в молитве» .

«Воистину, наиболее совершенна вера у верующих, которые обладают превосходным нравом и снисходительны к своим женам» .

«Не будет на Весах ничего тяжелее благонравия» .

«Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые (сарсаруна), хвастливые (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна).” Люди сказали: “О посланник Аллаха, мы знаем, кто такие “болтливые” и “хвастливые”, но кто такие “разглагольствующие”?” Он сказал: “Это надменные”» .

«Добродетель суть прекрасный нрав» .

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» .

«Воистину, я послан, дабы усовершенствовать нормы морали» .

«Не сообщить ли мне вам, кто не попадет в ад? Каждый, кто близок [к другим], прост и добр» .

«Самые любимые Аллахом среди Его рабов - те, которые обладают превосходным нравом» .

«Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом, которые любят друзей и которых любят друзья. И нет добра в том, кто не любит друзей и кого не любят друзья» .

«Богобоязненность и превосходный нрав» .

«Верующий искренен и великодушен, а грешник лжив и скуп» .

«Верующие не заносчивы и податливы, как верховые верблюды. Когда тех ведут, они покоряются, а когда их опускают на колени, они опускаются» .

«Верующий, который общается с людьми и терпит причиняемые ими обиды, лучше того верующего, который не вступает с людьми в общение и не терпит причиняемые ими обиды» .

«Не поведать ли мне вам о лучших из вас?» Люди сказали: «Конечно, поведай!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из вас - те, которые дольше живут и наделены превосходным нравом» .

«Правдивость, забота о вверенном тебе на хранение имуществе, превосходный нрав и употребление в пищу того, что разрешил Аллах, не унижая себя при этом, - если в тебе есть эти четыре качества, то тебе не повредит то, что ты чего-то лишился в этом мире» .

«Аллах не послал меня для того, чтобы я был излишне требователен и выискивал чужие ошибки. Он послал меня, чтобы я обучал и облегчал» .

Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже если правда будет на его стороне. И я гарантирую дом в средней части Рая тому, кто откажется от лжи даже в шутку. И я гарантирую дом в высшей части Рая тому, у кого благой нрав» .

МОЛИТВЫ ПРОРОКА О БЛАГОНРАВИИ

«О Аллах, позволь мне творить благие дела и надели меня благим нравом, ведь никто не ведет людей к благодеяниям и благонравию, кроме Тебя. И избавь меня от скверных дел и скверного нрава, ведь никто не в силах избавить людей от них, кроме Тебя»

اللَّهُمَّ اهْدِنِي لِأَحْسَنِ الْأَعْمَالِ وَأَحْسَنِ الْأَخْلَاقِ، لَا يَهْدِي لِأَحْسَنِهَا إِلَّا أَنْتَ، وَقِنِي سَيِّئَ الْأَعْمَالِ وَسَيِّئَ الْأَخْلَاقِ، لَا يَقِي سَيِّئَهَا إِلَّا أَنْتَ

(Аллахумма ихдини ли ахсани аль-а‘мали ва ахсани аль- ахляки, ля йахди ли ахсаниха илля анта, ва кынии сеййиа аль-а‘мали ва сеййи аль-ахляки, ля йакы сеййиаха илля анта ) .

«О Аллах, упаси меня от скверного нрава и деяний, от скверных желаний и недугов»

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ مُنْكَرَاتِ الْأَخْلَاقِ وَالْأَعْمَالِ وَالْأَهْوَاءِ وَالْأَدْوَاءِ

(Аллахумма инни а‘уузу бика мин мункирати аль-ахляки ва-ль-а‘мали ва-ль ахвааи ва-ль адваи ) .

«О Аллах, соедини наши сердца в любви и согласии и устрой между нами благочестие…».

اللَّهُمَّ أَلَّفْ بَيْنَ قُلُوبِنَا، وَأَصْلِحْ ذَاتَ بَيْنِنَا

(Аллахумма аллиф бейна кулуубина ва аслих зата бейнана ) .

«Воистину, я всего лишь человек. О Аллах, кого бы из верующих я ни ругал , сделай это для него причиной приближения к Тебе в День воскресения!» .

«О Аллах, создай трудности для того, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины, и та власть будет им в тягость, и будь добр по отношению к тому, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним»

اللَّهُمَّ مَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئًا فَشَقَّ عَلَيْهِمْ فَاشْقُقْ عَلَيْهِ وَمَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئًا فَرَفَقَ بِهِمْ، فَارْفُقْ بِهِ

(Аллахумма - ман валийа мин амри умматии шей‘ан фашака алейхим фашкук алейхи, ва ман валийа мин амри умматии шей‘ан фарафака бихим фарфук бихи ) .

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, нерадения, малодушия, скупости, старческой дряхлости и мучений могилы! О Аллах, даруй душе моей благочестие и очисти её, [ведь] Ты - лучший из очищающих её и Ты - её Покровитель и Владыка! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не [может] насытиться, и от мольбы, которой не внемлют!”

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ، وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ، وَالْهَرَمِ، وَعَذَابِ الْقَبْرِ، اللَّهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا، وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرُ مَنْ زَكَّاهَا، أَنْتَ وَلِيُّهَا وَمَوْلَاهَا، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ، وَمِنْ قَلْبٍ لَا يَخْشَعُ، وَمِنْ نَفْسٍ لَا تَشْبَعُ، وَمِنْ دَعْوَةٍ لَا يُسْتَجَابُ لَهَا

(Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-‘аджзи, ва-ль-касали, ва-ль-джубни, ва-ль-бухли, ва-ль-харами ва ‘азаби-ль-кабр! Аллахумма, ати нафси таква-ха, ва закки-ха, Анта хайрун ман заккя-ха, Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘ильмин ля йанфа‘у, ва мин кальбин ля йахша‘у, ва мин нафсин ля ташба‘у ва мин да‘ватин ля йустаджабу ля-ха! ) .

А знания не приносят пользы, если человек не руководствуется ими в делах, не учит им других, не облагораживает ими свой нрав.

«О Аллах, одари меня прекрасным нравом, как Ты одарил меня прекрасной внешностью»

(Аллахумма камаа хассанта халки фаахсин хулуки ) .

Прощение в ходе ссоры

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что некий мужчина ругал Абу Бакра, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел рядом с ним. Он удивился этому и улыбнулся. Мужчина продолжал, и, наконец, Абу Бакр ответил ему. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассердился и встал. Абу Бакр догнал его и сказал: “О посланник Аллаха, ты сидел, пока он ругал меня, а когда я ответил ему, ты рассердился и встал”.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Возле тебя был ангел, который отвечал ему за тебя. Но когда ты ответил ему сам, появился сатана. О Абу Бакр! Три вещи суть истина. Если с рабом Божиим поступают несправедливо, а он прощает обидчика ради великого и могучего Аллаха, то Аллах непременно дарует ему могущество и он одержит верх.

Если человек распахнет двери и станет раздавать пожертвования, поддерживая тем самым связи, то Аллах лишь умножит его богатство. Если же человек распахнет двери и станет просить других, желая тем самым увеличить своё состояние, то Аллах не увеличит для него ничего, кроме недостатка ”».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ни говорили двое поносящих друг друга, грех за это будет лежать на том из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит» .

Таким образом, человек имеет право отомстить за причиненную ему обиду или ответить на оскорбление тем же, и ответственность за его проступок несет тот, кто первым причинил обиду или нанес оскорбление. При этом обиженный может отвечать на обиду только в пределах совершенной против него несправедливости. Но если он излишествует в этом, то совершает грех, ибо дозволено ему было лишь равноценное возмездие.

Всевышний Аллах сказал: «Воздаяние за зло - равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознагражден Аллахом. Ведь Он не любит несправедливых» (24:40).

Т.е. отказаться от возмездия, снести оскорбление и стерпеть лучше, и это было отражено в хадисе про Абу Бакра.

«Поистине, самым ненавистным человеком для Аллаха является непримиримый соперник, ведущий тяжбу» .

Имам ас-Сан‘ани так прокомментировал этот хадис: «Аллах ненавидит тех, кто много спорит. Суть подобных споров состоит в том, что один спорщик пытается очернить другого и выявить у него ошибку тогда, когда в этом нет необходимости, просто ради унижения своего оппонента и демонстрации своего превосходства над ним».

Сноски

[Краткое изложение Сахиха Муслима (395)].
Достоверный хадис. [Аль-Байхаки].
Имеется в виду, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), по природе своей был не склонен к употреблению плохих или грубых слов или совершению непристойных поступков и не позволял себе порочить других людей.
[Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1422)].
В эти слова вкладывался следующий смысл: пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли.
[Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1934)].
[Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1416)].

Дорогие братья, давайте вспомним о достоинствах нашего Пророка (мир ему и благословение), его нравах для того, чтобы наши намерения, мысли и образ жизни хотя бы немного приблизились и соответствовали этому идеалу.

Пророк (мир ему и благословение) – это совершенный во всех отношениях человек. Он был ниспослан Всевышним как милость и спасение для всего человечества. В этом выражается милость Создателя к Своим рабам. Всевышний говорит в Коране, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение) (смысл):

«Я не послал тебя, кроме как милостью для миров » (сура «аль-Анбияъ», аят 107).

Он посланник милости, ниспосланный милостью для верующих и неверующих, для всего рода человеческого.

Доброта и милосердие ко всякому творению Всевышнего – черта нашего Пророка (мир ему и благословение).

Восхваляя его, Всемогущий Создатель в Коране говорит:

َإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

سورة القلم 4

Смысл: «Поистине ты – обладатель великого нрава » (сура «аль-Калам», аят 4) То есть тебе (Пророку) Всевышний подчинил самые лучшие нравы, и ты находишься над ними. Всевышний Господь нарек его двумя Своими прекрасными именами – «Рауфун» и «Paxимун» , что означает «Сострадательный» и «Милосердный» . В своей доброте и милосердии Пророк (мир ему и благословение) не делал различий между уверовавшими и неуверовавшими.

Известен такой случай, когда к Пророку (мир ему и благословение) обратился бедуин (из неуверовавших), и попросил у Пророка (мир ему и благословение) что-то. Дав ему требуемое, Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Сделал ли я тебе доброе?”. Тот ответил: “Нет, ты не сделал ничего особенного”. Мусульмане разгневались и чуть не бросились на него. Но Пророк (мир ему и благословение) приказал им успокоиться. Войдя в дом, Пророк (мир ему и благословение) взял еще что-то и отдал бедуину со словами: “Сейчас сделал ли я тебе добро?”. Он ответил: “Да. Да воздаст тебе Господь, лучшему из людей”. Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: “Ты сказал то, что сказал, но в сердцах моих сподвижников ты посеял гнев. Сказал бы ты то, что сказал мне сейчас перед ними, чтобы гнев покинул их сердца”. Он согласился. На следующий день Пророк (мир ему и благословение) рассказал сподвижникам об этом и сказал: “Я похож на человека, у которого сбежал верблюд, за которым погнались люди, тем самым только увеличивая страх и скорость животного. Хозяин просит людей остановиться и предоставить ему самому возможность обуздать верблюда, ведь он лучше знает свое животное, и, дав верблюду пучок травы, он может успокоить и обуздать его. Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если бы я не остановил бы вас, то вы убили бы его, и он вошел бы в Ад”.

Милосердие к семье

Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на его семью. Анас сказал: “Я не видел человека более доброго и мягкого по отношению к своей семье, чем Пророк (мир ему и благословение)”. Он сказал: “Когда сын Пророка (мир ему и благословение) Ибрахим находился у кормилицы, Посланник (мир ему и благословение) отправлялся туда с нами только лишь для того, чтобы поцеловать его” .

Его милосердие к семье выражалось также и в том, что он помогал своим женам в домашних делах.

Асвад говорил: “Я спросил у Айши, каков Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в кругу семьи”. Она ответила: “Он с удовольствием помогает своей жене в домашних делах, и он не из высокомерных, часто обслуживал себя сам, штопал свою одежду, чинил обувь” .

Милосердие к детям

Особо милостив был Пророк (мир ему и благословение) к детям, сиротам и немощным. Он говорил: ”Я вступаю в молитву, намереваясь удлинить ее, но когда я слышу плач ребенка, я совершаю намаз быстро из-за милосердия к матери и ребенку” .

Он ласкал своих детей, целовал их, играл с ними. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал своих внуков Хасана и Хусейна в присутствии Акраа ибн Хабиса, тот сказал: “У меня десять сыновей и я ни разу их не поцеловал”. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Кто не милосерден, над тем не смилуется никто” .

Пророк (мир ему и благословение) любил бывать в обществе бедных людей. Он навещал их во время болезней, участвовал на похоронах и хлопотал за них.

Особое милосердие и внимание Пророк (мир ему и благословение) оказывал сиротам. В завещании Пророк (мир ему и благословение) велел мусульманам помогать им. В хадисе сказано: “Я и помогающий сиротам в Раю будем рядом, как два пальца одной руки” .

Милосердие к животным

Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на животных.

Был такой случай: когда Айша стала погонять своего верблюда, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей на это: “Будь милосердна” .

Однажды, войдя в сад одного из ансаров, Пророк (мир ему и благословение) увидел там верблюда. Животное подошло к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и из глаз животного потекли слезы. Он погладил его за ушами, и верблюд перестал плакать. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Кто хозяин этого верблюда?” Вышел один молодой ансар, и Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему: “Неужели ты не боишься Аллаха за то, что ты делаешь с этим животным?! Оно жалуется мне на то, что ты не кормишь его и чрезмерно утомляешь ”.

Он запрещал убивать лягушек, говоря: “Их кваканье – тасбих (поминание Аллаха)” .

Пророк (мир ему и благословение) рассказал про женщину, которая попала в Ад из-за того, что держала кошку взаперти и не давала ей возможность искать себе пропитание.

Пророк (мир ему и благословение) очень строго запретил нам стравливать животных, а также запретил беспокоить птиц.

Когда один человек взял из гнезда птенца голубя, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Верните птенца своей матери” .

Щедрость

Щедрость, великодушие, благородство – именно эти качества были присущи Пророку (мир ему и благословение). Он говорил: Щедрый человек близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю. Скупой далек от Аллаха, далек от людей и близок к Аду .

Также он говорил: Нет дня, чтобы два ангела не сходили с небес. Один говорит: “О Аллах! Ты даруй взамен дающему.” А другой говорит: “Даруй скупому гибель .

Пророк (мир ему и благословение) проявлял щедрость не для того, чтобы заслужить похвалу или же из-за боязни лишиться богатства. Он не был щедр из высокомерия или увеличения количества своих сторонников. Его щедрость была на пути Аллаха, только ради Его довольства. Щедрость Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была ради сохранения религии, распространения ее. Его щедрость была направлена на поддержку сирот, вдов, больных и т. д.

Его щедрость не исходила из его зажиточности, состоятельности. Он давал то, в чем нуждался сам и его семья.Великодушие Пророка (мир ему и благословение) достигало такой степени, что он просто не мог отказывать просящим о помощи.

Верность и терпение

Верность – это качество, присущее только истинно уверовавшим высоконравственным муъминам.

Пророк (мир ему и благословение) был верным в договорах и обещаниях.

Один человек продал Пророку (мир ему и благословение) что-то, и Пророк (мир ему и благословение) остался ему должен небольшую сумму. Они договорились встретиться на этом же месте на следующий день, чтобы рассчитаться. Этот человек вспомнил о договоре только через три дня и пришел в указанное место. Там он застал Пророка (мир ему и благословение), который ожидал его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: “Ведь ты обременил меня, я третий день ожидаю тебя” .

Терпение Пророка (мир ему и благословение) на пути Аллаха превосходило терпение всех терпеливых. Его стойкость в притеснениях и преследованиях превосходила стойкость всякого.

Из всего, что создано Всевышним, наилучшими Его творениями являются пророки. Из пророков – те, которые являлись посланниками, а среди посланников самыми лучшими являются: Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, которых называют «улюль-‘азми» (обладатели твердой решимости), да благословит их всех Аллах и приветствует! А среди названных пятерых посланников самым высокочтимым и лучшим является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Утром, проведя время со своей семьей после утреннего намаза, Посланник Аллаха (мир ему) возвращался в мечеть и некоторое время молился. Затем он садился и его сразу окружали сподвижники. Это было самое удобное время для личных встреч с Пророком (мир ему). В эти минуты Посланник Аллаха (мир ему) старался выслушать каждого сподвижника, решить их проблемы или научить их чему-либо. Все сподвижники Посланника Аллаха (мир ему) знали об этом и старались навестить его именно в утренние часы.

Пророк Мухаммад (мир ему) уделял это время не только религиозным аспектам жизни своей общины. Он также принимал делегации из ближайших и отдаленных регионов. Словом, жил социальной и политической жизнью возглавляемого им государства. Он искренне и радушно приветствовал всех своих посетителей, старался уделить им всем одинаковое время, очень живо интересовался их новостями и всегда предлагал свою помощь.

В отличие от императоров и правителей прошлого, на этих собраниях у Пророка (мир ему) никогда не было отдельного места, а сам Посланник Аллаха (мир ему) не выделялся особой формой одежды. В традициях империй и государств прошлого и современности принято принимать делегации в особых дворцах и залах. А сами правители, как правило, восседают на высоких и богатых тронах, облаченные в одеяния с символами власти. Посланник Аллаха (мир ему) ничем не выделялся среди своих сподвижников. Не знавшим Пророка (мир ему) лично посетителям приходилось иногда даже спрашивать у сидевших в собрании людей, кто из них является Пророком. Особое возвышение для проповедей Пророка (мир ему) – минбар - появилось гораздо позже по настоянию сподвижников.

Иногда для таких собраний кто-нибудь приносил что-то из еды. Тогда Пророк (мир ему) делил трапезу с присутствовавшими. Даже если еды было очень мало, ее хватало на всех, что являлось свидетельством баракята (благодати), распространявшейся на Посланника Аллаха (мир ему) и тех, кто был с ним рядом.

В часы между восходом солнца и незадолго до полудня Пророк (мир ему) посещал некоторых из его родственников и сподвижников. Он посещал свою дочь Фатиму (пусть Аллах будет доволен ею) и проводил время со своими внуками, играя и веселясь с ними. Либо посещал больных или скорбящих по поводу кончины близких сподвижников.

Кроме того, в эти часы он шел к рынку Медины, по пути с улыбкой приветствуя людей. Очень часто он останавливался пообщаться с детьми. Общаясь, он всегда интересовался их семьей, выслушивал их и предлагал свою помощь. Иногда он ходил один, иногда в компании сподвижников.

До полудня Пророк (мир ему) возвращался к себе домой, и как только входил, он сначала пользовался мисваком, а затем приветствовал домочадцев и совершал молитву Духа. Затем, если в доме была еда, и если утром он не вознамеривался поститься, обедал.

Обычно в это время Пророка (мир ему) посещали женщины Медины, чтобы задать ему вопросы о вере и ритуалах, которые постеснялись задавать в присутствии мужчин в переполненной мечети.

Также, это время Посланник Аллаха (мир ему) уделял своей семье и домашнему хозяйству. Как известно, Пророк (мир ему) сам ремонтировал свою одежду и обувь, а также самостоятельно ухаживал за скотом и доил его.

Иногда в это время его посещали самые близкие из его сподвижников. Например, такие как Абу Бакр, Умар и Усман (да будет доволен ими всеми Аллах). Затем, как правило, Посланник Аллаха (мир ему) отдыхал до полуденной молитвы (Зухр).

Когда подходило время полуденной молитвы, Пророк (мир ему) пробуждался, если еще спал, совершал омовение и молился 4 ракаата перед основной молитвой у себя дома. Затем выходил в мечеть и Биляль призывал к началу коллективной молитвы.

После молитвы он обращался с проповедью к присутствующим, затем возвращался домой, молился еще 2 дополнительных ракаата и шел в город, чтобы заниматься делами, требовавшими его непосредственного участия. Либо же, иногда, он оставался в мечети до послеполуденной молитвы (Аср).

По возвращении из мечети после молитвы Аср, Посланник Аллаха (мир ему) проводил время со своей семьей, занимаясь домашними бытовыми делами, обучая и наставляя членов своей семьи. Пророческий дом обучался и развивался в понимании Божественного откровения.

Анализируя рядовой день Посланника Аллаха

Непросто соотнести распорядок дня Посланника Аллаха (мир ему) с нашим, но есть ряд общих моментов. Например, в распорядке дня Пророка Мухаммада (мир ему) были, если можно так выразиться, «часы приема», которые были хорошо известны людям. Желающие всегда в это время могли найти его в мечети и задать свои вопросы. Если вы являетесь руководителем, то вы должны понимать, что в определенные время вы должны быть доступны для своих подчиненных. Это очень важно для общего блага и успеха вашего дела.

Посланник Аллаха (мир ему) отдыхал! Самая влиятельная личность в истории, человек, который своей целью считал спасение человечества, человек, который в наше время имеет более миллиарда последователей по всему миру, находил время для короткого сна в течение дня. Не стоит жаловаться, что у вас слишком мало времени или слишком много важных дел, что вы не можете найти 25-30 минут для короткого отдыха.

В то же время, весь его день был наполнен молитвами. Не было таких двух часов в течение дня, в которых он не молился бы хотя бы раз. Складывается впечатление, будто бы он «подзаряжался», ненадолго удаляясь от этого мира на молитву.

Он выходил к людям, принимал посетителей, ходил на рынок, навещал больных, проводил время с обездоленными. Словом, жил жизнью своей общины. Блестящий пример лидерства!

Он проводил время со своей семьей всякий раз, когда возвращался домой. Никто из членов его семьи никогда не мог пожаловаться на то, что Посланник Аллаха (мир ему), слишком мало времени проводил с домочадцами. А теперь вспомните, как часто жалуются на вас члены вашей семьи? Часто ли вам приходится слышать, что вы не можете найти время на своих родных или слишком много работаете?

Айшу (да будет доволен ей Аллах) спросили: «Чем Посланник Аллаха обычно занимается дома?». Она ответила: «Он делал все, что было необходимо своей семье, а когда приходило время молитвы, выходил для ее совершения».

Продолжение следует...

04:22 2017

1. Подражание ему, соблюдение его Сунны, следование его словам и действиям, уклонение от того, что он запретил, и следование его примеру, когда тебе трудно и когда тебе легко, когда тебе нравится и когда нет. Всевышний сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 31) .

Ибн Хаджар сказал: «Тому, кто утверждает, например, что он любит Аллаха и не любит Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, это не принесёт пользу, так как Аллах сделал следование его путём связующим звеном между любовью рабов [к Аллаху] и Его любовью к рабам. Всевышний сказал: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (сура 4 «Женщины», аят 59) .

Он повторил слово “повинуйтесь” в отношении Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и не повторил его в отношении обладающих влиянием, так как повиновение им не является таким же автономным, как повиновение посланнику, мир ему и благословение Аллаха» (Фатх аль-Бари 1/62).

2. Предпочтение того, что он приказал и к чему побудил, своим собственным желаниям. Всевышний Аллах сказал: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура 4 «Женщины», аят 65) ;

«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся!” Они суть преуспевшие. Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и остерегаются Его, непременно добьются успеха» (сура 24 «Свет», аяты 51-52) .

Всевышний Аллах похвалил ансаров за оказание помощи их братьям-мухаджирам: «А те, которые жили в доме (т. е. в Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды в том, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, если даже сами нуждаются. А те, кто уберёг себя от собственной скупости, суть преуспевшие» (сура 59 «Сбор», аят 9) .

3. Частое поминание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ибо тот, кто любит кого-либо, часто поминает его. Одна из форм поминания Пророка, мир ему и благословение Аллаха - частая мольба за его благословение и приветствие его. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Молитесь за его благословение и приветствуйте миром» (сура 33 «Союзники», аят 56) .

В одном из хадисов Абу Хурайры сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مَنْ صَلَّى عَلَيَّ وَاحِدَةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ عَشْرًا .

«Если кто-либо помолится за моё благословение один раз, то Аллах благословит его за это десять раз» (Абу Давуд 1530).

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِذَا سَمِعْتُمْ الْمُؤَذِّنَ فَقُولُوا مِثْلَ مَا يَقُولُ، ثُمَّ صَلُّوا عَلَيَّ فَإِنَّهُ مَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلَاةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا، ثُمَّ سَلُوا الله لِي الْوَسِيلَةَ فَإِنَّهَا مَنْزِلَةٌ فِي الْجَنَّةِ لَا تَنْبَغِي إِلَّا لِعَبْدٍ مِنْ عِبَادِ الله، وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ أَنَا هُوَ، فَمَنْ سَأَلَ لِي الْوَسِيلَةَ حَلَّتْ لَهُ الشَّفَاعَة .

«Когда услышите муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем молитесь за моё благословение. Поистине, если кто-либо помолится за моё благословение, того Аллах благословит в десятикратном размере. После этого попросите у Аллаха для меня наивысшее место в раю. Оно полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им окажусь я. Тот же, кто попросит у Аллаха для меня наивысшее место в Раю, будет удостоен заступничества» (Муслим 384).

Передают со слов Ауса ибн Ауса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِنَّ مِنْ أَفْضَلِ أَيَّامِكُمْ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، فِيهِ خُلِقَ آدَمُ وَفِيهِ قُبِضَ وَفِيهِ النَّفْخَةُ وَفِيهِ الصَّعْقَةُ، فَأَكْثِرُوا عَلَيَّ مِنْ الصَّلَاةِ فِيهِ، فَإِنَّ صَلَاتَكُمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيّ .

«Поистине, пятница - один из лучших дней ваших: в этот день был создан Адам, и в этот день он умер, и в этот день подуют [в Рог], и в этот день [творения] потеряют сознание. Потому часто молитесь за моё благословение в этот день, и ваши молитвы о благословении будут показаны мне». Люди спросили: «Посланник Аллаха, как же наши молитвы о благословении будут показаны тебе после того, как твоё тело истлеет?» Он ответил:

إِنَّ الله عَزَّ وَجَلَّ حَرَّمَ عَلَى الْأَرْضِ أَجْسَادَ الْأَنْبِيَاءِ .

«Поистине, Великий и Могучий Аллах запретил земле пожирать тела пророков» (Абу Давуд 1047; ан-Насаи 1374).

Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

الْبَخِيلُ الَّذِي مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ .

«Скуп тот, кто не молится за моё благословение, когда при нём упоминают меня». Ат-Тирмизи (3546) сказал: «Это хороший, достоверный, но малоизвестный хадис».

4. Любовь к тем, кто любит Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и к тем, кто связан с ним, в том числе к членам его семьи и сподвижникам (мухаджирам и ансарам). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о своих внуках аль-Хасане и аль-Хусайне:

اللَّهُمَّ إِنِّى أُحِبُّهُمَا فَأَحِبَّهُمَا .

«О Аллах, я люблю их, и Ты полюби их» (ат-Тирмизи 3782).

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал о них:

مَنْ أَحَبَّهُمَا فَقَدْ أَحَبَّنِي، وَمَنْ أَبْغَضَهُمَا فَقَدْ أَبْغَضَنِي .

«Тот, кто любит их, любит и меня, а тот, кто ненавидит их, ненавидит и меня» (Ахмад 7816).

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мугаффаля аль-Музани, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

اللَّهَ اللَّهَ فِي أَصْحَابِي اللَّهَ اللَّهَ فِي أَصْحَابِي لَا تَتَّخِذُوهُمْ غَرَضًا بَعْدِي، فَمَنْ أَحَبَّهُمْ فَبِحُبِّي أَحَبَّهُمْ وَمَنْ أَبْغَضَهُمْ فَبِبُغْضِي أَبْغَضَهُمْ، وَمَنْ آذَاهُمْ فَقَدْ آذَانِي وَمَنْ آذَانِي فَقَدْ آذَى اللَّهَ وَمَنْ آذَى اللَّهَ فَيُوشِكُ أَنْ يَأْخُذَهُ .

«Аллаха, Аллаха [бойтесь, когда говорите] о моих сподвижниках! Аллаха, Аллаха [бойтесь, когда говорите] о моих сподвижниках! Не делайте их мишенью после меня. Кто возлюбил их, возлюбил их ради любви ко мне, а кто возненавидел их, возненавидел их из-за ненависти ко мне. Тот, кто обижает их, обижает и меня, а тот, кто обижает меня, обижает Самого Аллаха. А того, кто обижает Аллаха, очень скоро постигнет наказание». Ат-Тирмизи (3862) сказал: «Это хороший, но малоизвестный хадис, и мы знаем о нём только через этот иснад».

Передают со слов аль-Мисвара ибн Махрамы, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о своей дочери Фатиме:

فَاطِمَةُ بِضْعَةٌ مِنِّي، فَمَنْ أَغْضَبَهَا أَغْضَبَنِي .

«Фатима - частица от меня, и тот, кто разгневает её, вызовет и мой гнев» (аль-Бухари 3767).

Однажды он сказал своей супруге ‘Аише об Усаме ибн Зайде:

أَحِبِّيهِ فَإِنِّي أُحِبُّهُ .

«Полюби его, ибо, воистину, я люблю его» (ат-Тирмизи 3818).

В другом хадисе сообщается, что он сказал:

آيَةُ الْإِيمَانِ حُبُّ الْأَنْصَارِ، وَآيَةُ النِّفَاقِ بُغْضُ الْأَنْصَارِ .

«Любовь к ансарам - признак веры, а неприязнь к ним - признак лицемерия» (аль-Бухари 17).

5. Неприятие тех, кто не любит Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха.

Всевышний сказал об отце всех ханифов Ибрахиме и тех, кто уверовал вместе с ним: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: “Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха”» (сура 60 «Испытуемая», аят 4) . На эту тему есть и другие аяты.

6. Один из признаков любви к Пророку, мир ему и благословение Аллаха - распространение его Сунны различными путями.

Передают со слов Зайда ибн Сабита, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

نَضَّرَ اللهُ امْرءا سَمِعَ مِنَّا حَدِيثاً فَحَفِظَهُ حَتَّى يُبَلِّغَه غَيْرَهُ، فَرُبَّ حَامِل فِقهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنهُ، وَرُبَّ حَامِل فِقهٍ لَيسَ بِفَقِيهٍ .

«Пусть Аллах сделает сияющим того, кто услышал от нас хадис и запомнил его, чтобы передать другим. Возможно, он передаст знания тому, кто более сведущ, чем он, и, возможно, носитель знания сам не является факихом». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим (ат-Тирмизи 2656).

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

بَلِّغُوا عَنِّي وَلَوْ آيَةً، وَحَدِّثُوا عَنْ بَنِي إِسْرَائِيلَ وَلَا حَرَجَ، وَمَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنْ النَّارِ .

«Рассказывайте от моего имени, даже если это всего один аят. Рассказывайте от имени сынов Исраиля, и в этом нет ничего плохого. А тот, кто сознательно солжёт от моего имени, займёт своё место в огне» (аль-Бухари 3461).

Новое на сайте

>

Самое популярное