Домой Плодовые деревья Многожёнство или многомужество? Что лучше? «Секс в порядке очереди»: многоженцы откровенно рассказали, зачем им несколько жен и как они все вместе уживаются

Многожёнство или многомужество? Что лучше? «Секс в порядке очереди»: многоженцы откровенно рассказали, зачем им несколько жен и как они все вместе уживаются

Ежегодно в России регистрируются 1,2 миллиона браков. Но статистика не учитывает их нюансы. Например, немалый процент этих браков фиктивные, другие — гостевые, а третьи вообще заключают многоженцы. Издание «Сноб» пообщалось с мужчинами, которые имеют несколько жен, и узнало, как им живется.

Олег, 37 лет, предприниматель, Екатеринбург:

Когда я говорю, что я многоженец, меня принимают за сектанта, извращенца и кобеля. Но кобель удовлетворяет свою похоть и бежит дальше, а полигамный мужчина берет ответственность за своих жен: связи на стороне запрещены, никто никому не врет, и все добровольно. Так-то у нас вся страна полигамна, просто люди делают это скрытно и врут. Любовниц и разведенок осуждают, но в принципе это норма.

У меня была обычная советская семья: отец — военный, мать — учительница. Когда мне было 9, отец ушел от нас. Я видел, как тяжело было матери. Она, учитель, подметала подъезды, а я ей помогал. Это были девяностые, каждый выживал как мог. У нас 11 миллионов женщин в стране таких, а сейчас еще и экономический кризис. Почему я за многоженство: тут помощь идет не только женщине, но и детям ее, и государству. Мужчина дает защиту материальную, физическую, духовную.

Женился я в 25 лет. У нас был совершенно обычный брак, родилось четверо детей. Спустя 12 лет семейной жизни я встретил другую женщину. Она появилась в критический период моего брака, на фоне равнодушия и неоправданных ожиданий. Женщина питает энергией мужчину. Я подпитался и расцвел. Эти перемены заметила супруга. Естественно, она начала подозревать, но не скандалила, а вела себя по-человечески.

Я объяснил двум старшим детям, что бывают разные семьи, что я люблю двоих, и вот эта женщина будет жить с нами.

Я был счастливейшим человеком на планете: любил двух женщин, и они любили меня. Но я прекрасно понимал, что рано или поздно мне придется сделать выбор. Эта мысль на меня давила, и я принял решение жить втроем. Оказавшись в такой ситуации, я почувствовал себя инопланетянином. Мне не с кем было посоветоваться. Я нашел в Интернете единомышленников и спрашивал совета у них.

Сначала я поговорил со второй женой. Мол, у меня четверо детей, жена, с которой я давно вместе, но есть ты и есть огромная любовь, которую я не хочу терять - хочешь, чтобы я ушел из семьи? Она покачала головой. Тогда я и предложил жить всем вместе.

Спустя месяц она согласилась, и я пошел разговаривать с первой женой. Неделю она истерила, уговаривала, орала, била меня, а потом сказала: «Олег, знаешь, что самое страшное? Я знаю, раз ты решение принял, то уже не передумаешь». Через неделю мы встретились втроем. Естественно, первая встреча прошла не очень: напряжение, нехорошие слова. Еще через месяц мы стали более-менее нормально общаться: сходили в кино вместе.

Дальше был притирочный год. Но лучше год-полтора притереться, чем всю жизнь мучиться и врать, разрываясь между любовницей и женой. Я жил на два дома, но это мужчину разрывает, а жены ненавидят друг друга. Так что мы съехались. Живем в одной квартире. Места много, поэтому никто никому не мешает. Под одной крышей живем чуть меньше года. Я объяснил двум старшим детям (им 11 и 7 лет), что бывают разные семьи, что я люблю двоих, и вот эта женщина будет жить с нами. С первой женой я развелся, чтобы все были в равных условиях. В принципе ничего особо не изменилось. Первая жена гладит, стирает и убирает, вторая взяла на себя кухню и занимается детьми, младшенькие даже стали называть ее мамой. Жены занимаются не только домом. У меня есть бизнес, и я подключаю жен: кто-то работает из дома, кто-то приезжает в офис. Они сами зарабатывают себе на всякие цацки.

Самая большая проблема - ревность. В первое время скандалы из-за ревности были чуть ли не каждый день. Женщине тяжело переступить через себя. Эмоции блокируют разум, и женщины не могут увидеть все плюсы такого брака. Многоженство - не про любовь, это про гармонию. Сначала нужно обрести гармонию с первой супругой и потом уже приглашать вторую. Сейчас жены ведут себя как сестры и помогают друг другу, а не ненавидят. У них появляется больше интереса в общении и меньше работы по дому. Мы иногда ходим втроем гулять, вместе отпуск проводим. Жены вдвоем ходят вместе за покупками, в кино, кафе.

Многоженство - огромная психическая нагрузка, которая под силу только морально крепкому мужчине.

Одна женщина в семье вырастает эгоисткой. Иногда иду по улице, а навстречу мне - пара. Первая мысль: где вторая жена?! Для меня мужчина с одной женщиной - все равно что мужчина с одной рукой: они неполноценные, но я понимаю, что это норма в нашем обществе.

Я такую семью не рекомендую середнячкам . В наше время тяжело вынести одну женщину, а когда две женщины выносят мозг - это страшно. Многоженство - огромная психическая нагрузка, которая под силу только морально крепкому мужчине.

Я хочу четыре жены и не менее 15 детей. Третья жена уже на подходе, поэтому я подумываю купить дом.

Мухаммад, 29 лет, военнослужащий запаса, Махачкала:

Бывает, что мужчина пиарится на многоженстве: смотрите, я смог, смотрите, какое достижение. Я это достижением не считаю. Такой брак - большая ответственность. Кто будет несправедливо относиться к своим женам, будет кривобоким в Судный день. Так говорил пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и да приветствует.

У моего прадеда было три жены , у деда — две, у отца — одна. Я в первый раз женился в 25 лет. Говорил супруге, что планирую жениться еще раз. Подготавливал ее к этому. Она делала вид, что относится к многоженству нормально. Но чем ближе я подходил осуществлению задуманного, тем больше видел негатива с ее стороны. Я чувствовал ее ревность и неприятие. Я говорил жене: пусть это будет кто-то из твоих подруг или знакомых, потому что с ними легче найти общий язык. На словах супруга была согласна, но всячески пыталась оттянуть этот момент. Я ей объяснял, старался, чтобы все прошло как можно безболезненнее, но мне пришлось поступиться желаниями жены. И через 2,5 года семейной жизни я женился во второй раз и живу так уже полгода.

Как мать любит своих детей одинаково, так и я люблю своих жен. Мои супруги живут раздельно: первая жена и ребенок живут в моем доме, для второй я снимаю жилье. Я долго искал подходящую кандидатуру. Хотел, чтобы жена понимала меня. Аллах миловал и даровал понимающую супругу.

По исламским канонам положено, чтобы распределение ночей было пропорционально. Но я часто бываю в командировках и так получается, что провожу разное количество времени с женами. Вторая жена с пониманием относится к этому. Я у нее спрашиваю: «Ты не против, если я очередь нарушу?» Она мне уступает. Вообще, я стараюсь в присутствии первой жены не говорить о второй, и наоборот, чтобы поберечь их психику и не будоражить ревность.

Женился я на обеих по религиозному обряду, штампа в паспорте у меня нет. Необходимости для государственной регистрации брака я не видел. В любой мало-мальски соблюдающей семье религиозный брак — обязательное условие. Если он есть, все остальное — без проблем. Больших гуляний на обеих свадьбах не было. Собрались только близкие родственники. В кругу семьи читали молитвы, после открыли стол. Танцев, гулянок и алкоголя не было, но все прошло весело.

Конечно, содержать две семьи нелегко. У меня есть постоянная работа, иногда подрабатываю частным извозом. Но финансовые трудности — не главное. Основная проблема — ревность. Первая жена, видимо, думает, что я ее предал или ее статус как-то пошатнулся. Я стараюсь не доводить до точки кипения. Жен я не знакомил и пока не собираюсь. Не знаю, виделись они или нет. Но они не готовы к встрече. Первая жена видела на фото вторую, но не от меня. Я стараюсь с ней об этом не говорить.

Со второй женой у меня тоже будут дети. Мои дети должны друг друга знать, даже вопроса такого не стоит. Жены со временем свыкнутся, и я их тоже познакомлю.

У меня много друзей-многоженцев , я даже знаком с многоженцами среди христиан. И друзья, и родственники относятся к этому нормально. Я не скрывал свою женитьбу.

Многоженство решает множество социальных проблем: оно уменьшает число старых дев, разведенных с детьми и вдов. Многоженство — не временные отношения, а полноценная семья, где мужчина берет на себя ответственность за женщину. Думаю, в дальнейшем общество начнет относиться к этой форме брака лояльнее. Оно созреет и вскоре осознает необходимость многоженства.

В Каргопольском р-не Архангельской обл. во время одной из экспедиций нам пришлось услышать рассказ о мужчине, у которого было одновременно несколько жен. В ходе разговора стало ясно, что дело происходило сравнительно недавно, что он не был мусульманином и был совершенно местным человеком. Дальнейшие расспросы жителей Каргополья дали неожиданный результат: в каждом селе, где бывала наша экспедиция (все цитируемые материалы записаны в Каргопольском районе Архангельской обл. и хранятся в архиве лаборатории фольклора экспедиции Российского государственного гуманитарного университета.) и задавался вопрос о случаях многоженства среди местного населения, удавалось записать несколько историй на интересующую тему. К настоящему времени в нашем собрании скопилось значительное вы число рассказов о многоженстве на Русском Севере. Сведения из других источников нам, к сожалению, неизвестны, и все изложенное основано только на наблюдениях над материалами нашего архива.

Первое, что бросается в глаза - это то равнодушие (а иногда и сочувствие), с которым рассказывается о многоженцах. Подобное явление не вызывает не только гнева или осуждения, но даже и удивления, а наш вопрос, были ли в селе мужчины, имевшие по несколько жен, воспринимается как должное. Речь, разумеется, идет не о мужчине, у которого помимо жены была (или были) еще любовница, к которой он наведывался время от времени, и не о вдовце или разведенном, женившемся вторично или третично. Всегда подчеркивается, что это, действительно, жены, жившие с ним одновременно, все в одном доме, одной семьей, с одним хозяйством. При этом обычно рассказывают, что мужик был женат, а потом привел в дом другую жену. Мотивируется это по-разному: он взял одну - она ему не родила, взял вторую - тоже, родила третья; «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак»; «...у него было много скотины. Две лошади было, две коровы было. Этих, два телёнка, да одна там не справляласи, старовата стала, а он-то ещё дебелый. Вот он на второй женился»; «Дядя, вот он был жонат на одной, а потом привёл к ей другую жену. Та уже постарше стала, помоложе навязалась просто».

Никогда не обращается внимание на то, были ли такие браки зарегестрированы (венчания или «записи» в сельсовете со второй, третьей и т. д. женой, можно предположить, не было), это не выделяется как непременное условие брака. В слово жена вкладывается постоянная совместная жизнь с мужем, а главное общее хозяйство, дом.

Подробности большинства историй о многоженцах направлены на описание совместной. хозяйственной жизни. Муж выступает прежде всего как большак, который следит за порядком, за тем, чтобы все работы выполнялись правильно, своевременно, четко. При этом между женами существует строгое распределение ролей, каждая из них знает свое место, отведенный ей круг обязанностей. «У меня они все работящие, одна в лес ездит, лошадка своя, это в лес по дрова, дрова возит. Другая по сено ездит, там не в один день, а через день, со скотиной ходит: корова, офцы - всё есть, двоё ходит со скотом - фсе при деле, фсе распределёны. Одна дома хлеб пекёт»; «Одна печку топила, кухарничала. Вторая за скотом ходила, а третья ходила уже баню топила, полы мыла да прочее»; «Старая, значит... коров по три - по две коровы держал. Вот так по хозяйству всё работала, значит. Это старая с коровами ходила. Молодая, значит, с ним занимается: и в баню с ним ходит, и баню топит, там бельё стирает, тодругое...»; «Одна жена обрежалася у печи, вторая ходила на колхозно поле и, так, на свою постать, как говорица...»; «Одна... корову держали, обыхажнвалисъ, а та уже по дому всё справляла».

По-разному описывается порядок сексуальных отношений между мужем и женами: по одним рассказам, муж жил по очереди со всеми женами («Спрашивают: "Как ты успеваешь спать-то?" - "Очередь веду"»), по другим, он спал только с одной, более молодой, что рассматривается как ее хозяйственная обязанность. Сексуальные отношения с мужем и деторождение равноценны в таких рассказах уходу за скотом, работе в поле, приготовлению пищи. В этом смысле при распределении ролей между женами соблюдается некоторое равенство: «Распорядок такой был: одна печку знала, вторая двор, а эта детей носила, значит эта знала детей»; «Одна была... за жену, а та за работницю, а эта приготовляла ись - все троё». Наконец, третий вариант взаимоотношений мужа с женами таков: когда первая жена уже стала больна и немощна, муж берет вторую, молодую. С ней он спит и рожает детей, а первая, если в силах, занимается хозяйством, если же нет, то в обязанности второй входит также уход за больной: «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак. Она ходила за ней, ухаживала»; «Вот разны были. Одна постарше, друга помоложе». «Ты с которой, Фёдор, спишь?» «Котора помоложе, с той сплю. А та, постарше, готовит нам, всё делаёт.. .».

Человек, имевший несколько жен, как правило, описывается как особенный, чем-то выдающийся. Примечательно, однако, что в народном сознании исключительным выглядит не факт наличия у мужика нескольких жен (это, как уже сказано, обычно не вызывает никаких эмоций), а совершенно иные вещи, связанные с его собственной персоной или с укладом его жизни.

Эта исключительность подчеркивается, в частности, обособленностью многоженцев от рассказчика или от людей вообще. Редко когда отмечается, что такие мужики жили именно в той деревне, в которой о них рассказывают: «Это у нас не заведёно было. Вот там по Няндомскому тракту Чащовка называлась»; « Как же бывают эти, которые как называются – блядуны, по-русски называются - блядуны. Да, у нас это - по Няндомскому тракту была Чащовка, ­Чащовка называлась. В общем, там был один домичек, и было три жены у мужчины». Один из героев, наиболее часто упоминаемый в рассказах о многоженцах, Пеша Хромой, вообще жил вне деревенского пространства: в лесу, на хуторе, у дороги - место его жительства определяется по-разному, но подчеркивается, что он жил один со своей семьей: «до Няндомы доезжать, мужик жил, одна-то изба стояла после школы-то ещё была. У нево две жены было»; «По Няндомскрму тракту была Чащовка - Чащовка называлась. В общем, там был один домичек, и было три жены у мужчины». Разумеется, здесь могут быть отражены реальные обстоятельства, но они влияют на формирование образа мужика-многоженца в целом как необычного человека. При этом следует иметь в виду, что в традиционной культуре чужой, посторонний человек всегда воспринимается как особенный, обладающий магическим знанием, связанный с потусторонними силам, вестник «того света»; так относились к нищим, странникам, случайным встречным и т. п. Интересно также, что упоминания о многоженцах, наряду с другими «демоническими персонажами», содержатся в заговорах-оберегах, направленных на защиту человека или скота вне «своего» пространства дома «...от всякого врага, враговицы, от всякого еретнка, еретицы, отвсякого злого, лихого человека, от мужика от черного, от мужика от белого, от мужика однозубого, от мужика двоезубого, от мужика троежоного.. от девки-простоволоски, от бабы китоволоски...».

Время действия тоже подчеркнуто удаленное - дело происходило когда-то, не сейчас: «Было... мама росказывала, у нас в Крецетове был однн... трёх жён имел...»; «Знаю, это самое, в какую-то вот, ну, может, вот в бабкины годы вроде так где-то в Сварозере был старик какой-то, говорят, был, што не одна жена была». На самом деле и расстояние, и временная дистанция не так уж велики: называется соседняя деревня и время, когда жили родители, а иногда сами рассказчики детьми видели своих героев, но, тем не менее, некоторая дистанцированность, наряду с другими признаками, характеризует многоженца как человека необычного.

В самом образе жизни таких людей есть особенные черты. Отмечается, что многоженцы богаты: «По две коровы, да по три коровы держал»; в Кречетове жил богатый мужик. Необычность многоженца может подчеркиваться его чудачествами. Про широко известного в Каргополье Пешу Хромого неоднократно рассказывали, как он сам себе заранее гроб приготовил: «Моево двоюродново брата он в гроб заколотил - не помнит, он маленький был - у нево там гроб наверху был, под крышей на верёвках повесил. Сам для себя гроб сделал: говорит, я не надеюсь. А он столяр был хороший. Сам себе доски обстрогал, всё, гроб соорудил: "Серёга, иди-ка сюда, я тебе покажу чёво я тут сотворил!" У нево в крышке четыре гвоздика забито, по углам гвоздики забиты, но не полностью: крышка сымаецца, всё... "Ну-ко, ложись, посмотри, как это мне тут лежать-то придёцца. Мне, - говорит, - долго лежать-то". Серёга лёг. Тот там орёт. "Во! Епона мать! А мне каково!?"» Иногда исключительность многоженца констатируется просто общими словами: «Такой видно был о т л и ц н ой».

Рассказывая о многоженцах, отмечают их старость или физические недостатки. Так, Пеша Хромой хром. Он, по рассказам, был ранен на войне: «У нево в японскую прострелили тут ногу, у нево она несгибалась, так и ходил». Далее традиция развивает этот признак, и Пеша становится безногим: «Вот там по Няндомскому тракту Чащовка называлась. Там безногий мужик был». Многоженец может быть старым: «Вон у нас был старик, уж он стариком был, его было пять жон имел»; «У старика было три жены»; «Пеша, Пеша там какой-то был Такой коршак». Хромой, безногий, старый при этом не значит немощный, наоборот - всегда подчеркивается, что он не только в силе, но и способен держать в повиновении нескольких жен (по оценкам рассказчиков, дело нелегкое).

В таких семьях всегда царили мир, согласие и порядок, обусловленные ролью мужа. Он держал в повиновении всех своих жен, и никто из них не смел противиться его воле. «Старик был такой строгий. Если жены раз спорят между собой, он всех подряд. Чтоб при нём было всё ладно, всё равно»; «И вот он держал двух жён. И жили они дружно, не руга­лися, ничево»; «Раньше народ не спорил, не скандалил. Теперь-ко на-ка, заведн-ка две жены, дак бабы придерутся в труху». Одна из особенностей такого образа жизни - то, что жены без согласия мужа и без надобности не выходили из дома: «И все сидели дома – ни одна никуда». Помимо строгого распределения ролей в семье существовала еще и иерархия между женами ­неукоснительно соблюдалось старшинство. Даже если хозяин спал не поочередно с разными женами, а с младшей, все же старшая почиталась за главную: «Он другу привёл, она матерью звала. Перву жену матерью звала. Ходили жали, она: - Мать поди убирать».

Не совсем ясна ситуация с детьми от такого брака. В тех немногих случаях, когда возникала эта тема, обычно говорится, что детей у них не было. Вместе с тем, одна из причин, по которым мужчина приводит в дом вторую жену, - это именно отсутствие детей.

Сейчас невозможно уверенно утверждать, лежат ли в основе сюжетов цитированных текстов реальные обстоятельства или мы столкнулись с чисто фольклорным явлением. Однако это несущественно, ибо в любом случае в этих рассказах отражены народные представления о браке, стереотипы женского и мужского поведения в нем. Одним из самых существенных моментов для брака является деторождение. это основная функция женщины поэтому и замужество рассматривается как обязательный и необходимый этап в ее жизни. Отсутствие детей в семье - нарушение нормы, причем оно воспринимается как кара за грехи. При этом в традиционной культуре считается, что дети в семье не рождаются исключительно по вине женщины. Но мужчине необходимо продолжение рода, и в этом контексте вполне логичным выглядит, что муж берет себе вторую, третью и т. д. жену.

С другой стороны, мужчина в семье не только муж и отец, но еще и хозяин. Это статус старшего мужчины в доме, и следует заметить, что все истории о многоженстве фиксируют именно это положение мужчины: нигде не упоминается, что он жил с родителями, старшими братьями и т.п. В обязанности хозяина, большака, в частности, входило распределение работ между членами семьи, поддержание порядка в доме. В нашем случае большак распоряжается своими женами, распределяя между ними работу по хозяйству. При этом, собственно брачные, сексуальные отношения между супругами могут рассматриваться как один из видов такой хозяйственной деятельности, наравне с уходом за скотом, сенокосом и проч., что также вполне логично: дети, как и скот и урожай рассматриваются традиционной культурой как явления одного порядка, как составляющие общего благополучия семьи, рода; ср. колядку:

Я же сяду на порог

Дай лепешку и пирог,

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтобы коровушки телились,

Чтобы кобылки жеребились,

А молодые молодушки рожали

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что статус мужа и хозяина нескольких жен не только не противоречит стереотипам восприятия мужчины в традиционной культуре, но в известной степени выражает его суть.

Тему навеяла частнособственническое отношение Тапки во взглядах на мужа и вопрос многожёнства в целом:

"Когда первый раз узнаешь о том, что твой любимый мужчина имеет право взять в жены одновременно несколько женщин, тебя обуревают сильные эмоции.

Здесь и страх, и злость, и ревность.

Мало кто может спокойно отнестись к тому, что рядом с твоим мужем будет постоянно находиться другая женщина.

Он будет говорить ей те же нежности, какие до этого говорил тебе; заботиться о ней, обеспечивать ее, иметь от нее детей.

В голове рисуются страшные картины. Нет, кажется, что надо совсем не любить мужчину, чтоб согласиться делить его с другой женщиной."

Так ли страшен чёрт как его малюют?

А если поменять местами слова мужчина и женщина, то что из этого получится?

Нет здесь речь совсем не идёт о групповом сексе.

Проблема позвала на посторы инета и извлекла на поверхность такой жизненный случай:

Когда Мубарак осталась совсем одна, ей исполнилось всего-то 39 лет. По местным меркам женщина она не бедная - хозяйство обширное, только рабочих рук требует. И местные мужчины очень скоро начали к вдове свататься...

Сначала пришел Дамир, он через два дома живет. Мол, выходи за меня замуж, давно на тебя засматриваюсь... Но я же не дура, понимаю. Парню 27 лет, работы нет, сидит на шее у матери. По дому помогает, конечно, но у них всего-то одна корова. Только вот мне зачем новый муж? Это же обязанности, да и командовать сразу начнет... Я ему говорю: замуж за тебя не выйду, но хочешь - живи у меня в пристройке, работай, а я за это буду тебя кормить, одевать и давать деньги на карманные расходы. Но Дамирка хитрый, заладил: «Я тебя люблю по-настоящему, хочу быть твоим мужем, спать с тобой». Ну я ему и ответила: поживем - увидим.

По признанию Мубарак, это случилось недели через две после того момента, как Дамир поселился у нее и приступил к работе. Работал он хорошо, старался. Мубарак тоже с утра до вечера в заботах. К вечеру оба устанут, сядут, поужинают. А темнеет в горах рано, вечера длинные, ночи темные... Вот и соединились как-то. Обоим понравилось.

Ну а остальные-то тогда зачем? - удивляюсь я.

Мужчина, как понимает, что он один свет в оконце, сразу начинает наглеть - ленится, командует, - объясняет мне горянка. - И Дамир после нашей совместной ночи тоже сразу приосанился. Начал со мной обращаться не как с хозяйкой, а как со своей женщиной. А я, как только это заметила, сразу ему и говорю: ты себе много не воображай. Не будешь справляться - к маме пойдешь. Кроме того, когда мы хозяйство расширили, нам еще работники понадобились. За деньги нанимать - дорого. Поэтому когда два брата - Бахадур и Мирсагат - ко мне пришли, я им то же самое предложила, что и Дамиру. Они согласились. А вскоре Бахадур ко мне подкатываться стал. Вечерами-то тоскливо, ведь я им пить-гулять не разрешаю. А Бахадурчик такой красавец! Ну я его к себе пустила... На следующий день сначала Дамир в истерику: ты мне изменила! А потом и Мирсагат: чем брат лучше, чем я? Вот тогда я впервые их всех собрала и говорю: значит, так, я никому из вас не жена. Я женщина немолодая, детей вырастила, внуков имею. И я хозяйка здесь: это мой дом, моя скотина и мое поле. Кого-то из вас могу и приласкать, я же не железная, хочу иногда мужского тепла. Не нравится - до свидания!

С того дня словно чудо произошло: работники стали соревноваться между собой за право провести ночь с хозяйкой. Она на все это посмотрела и подумала: удобно! И с тех пор стала спать с лучшим из работников - как бы в виде поощрения. Метод оказался эффективным: хозяйство процветало, хозяйка тоже. Постепенно все привыкли и зажили как бы одной большой семьей - вместе садились за стол, вместе смотрели телевизор. Иногда ссорились, но окончательной инстанцией при решении конфликтов всегда оставалась Мубарак. Со временем всех своих работников она стала называть мужьями.

Я же видела, что каждому из них хочется называться мужем. Для мужика-то позорно при женщине приживалкой быть. А мне не жалко.

Мубарак рассказывает, что вскоре в ее гареме нарисовался еще один кандидат -20-летний Кадырчик, который только вернулся в кишлак из армии. По словам хозяйки гарема, родители сами его к ней отправили: «А чего парню болтаться без дела? Снаркоманится еще, как многие здесь. А я за своими мужиками приглядываю, у меня все строго, и люди это знают».

Ну что Вы скажете об Этом?

Не только теория многоженства, но и практика стремительно набирает обороты. Беседы на эту тему из русла «Хорошо это или плохо?» потихоньку все чаще переходят в область «А как это на практике?». Практические вопросы полигамии постепенно описываются со всех возможных сторон. Канонический отдел сайт составил статью, которая отвечает на интимные вопросы многоженцев и их жен. Эта статья о том, что знать должен каждый, а вот спросить не всякий осмелится.

Должен ли муж совершать омовение между физическими отношениями с женами? Или допустимо перейти от одной жены к другой не сделав этого?

Это желательно, но не обязательно. Если мужчина имел половое сношение с женой и хочет повторить его с ней же или с другой женой, он должен совершить омовение, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Коль кто-то из вас имеет половое сношение с женой и хочет его повторить, пусть совершит омовение между этими двумя (действиями), ибо это придает больше сил во второй раз» (Муслим).

Если человек может совершить гусль (полное омовение) между двумя половыми актами, ему следует это сделать на основании хадиса от Абу Рафи, который рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обошел своих жен в один день и делал гусль в каждом доме. Он (Абу Рафи) сказал Пророку: «O Посланник Аллаха, почему ты не сделал один гусль?» Пророк сказал: «Это лучше и чище» (Абу Дауд и Насаи).

Обязан ли супруг вступать в физические отношения с женой, когда приходит к ней в ее день, если не обязан, т о есть ли какие-то нормы, например «не реже одного раза в неделю»?

Не обязан, потому что под термином "провести с ней время" подразумевается их совместное времяпрепровождение. Что касается пребывания с каждой из жён, то можно сказать следующее: каждая жена заслуживает того, чтобы муж находился с ней, даже если она больная, началась менструация или есть послеродовые выделения. Но только в том случае, если жена покорна своему мужу. Жена непокорная не имеет права требовать ночи с ней, так как её права кончились тогда, когда она ослушалась его. Ослушание может проявиться в следующем: к примеру, она вышла из дома без разрешения мужа, отправилась в путь без его довольства, не открыла ему дверь, отказывает в близости, не имея на то веской (с точки зрения шариата) причины.

Имам аль-Бухари передал от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, что тот сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О, ‘Абдуллах, я слышал, что ты постишься весь день, а всю ночь проводишь в молитвах, это правда?" Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Не делай этого. Постись и разговляйся, выстаивай молитву и спи. Твое тело имеет право на тебя, твои глаза имеют право на тебя и твоя жена имеет право на тебя"». В комментарии к этому хадису говорится: «Муж не должен себя изнурять поклонением настолько, чтобы потом ослабнуть и не иметь возможности выполнить ее право на близость…» (Фатх аль-Бари)

Если же он отсутствует потому, что делает что-либо на благо всех мусульман, ему следует разрешать возвращаться домой хотя бы раз в четыре месяца, если не получается ранее, чтобы он мог проводить время с каждой из жен, прежде чем вернется к своим обязанностям джихада или охране границ.

Именно такое мудрое решение, заботясь о женщинах, принял Умар ибн Аль-Хатаб (да будет Аллах доволен им), который приказал, чтобы солдаты и люди, охраняющие границу, находились вдали от жен только четыре месяца, после чего они должны вернуться домой, и на их место посылаются другие.

Если сегодня день одной жены, может ли он посетить другую жену и вступить с ней в физические отношения, а потом поехать к той, очередь которой сегодня? Обязан ли он тогда и с ней тоже вступить в физическую близость?

Под словом «равенство» имеется в виду только одинаковое распределение ночей, когда он приходит ночевать, а в остальном равенство соблюдать необязательно, но желательно.

Если муж не соблюдает равенство в проведении ночей с согласия жён, то это разрешено, если же они не согласны, то муж должен соблюдать следующее:

Если у человека больше одной жены и он ночевал у одной из них, то он обязан ночевать и у других жён, даже если они больны или у них период менструальных выделений. Потому что основная цель соблюдения равенства – это избавление жён от одиночества. И поэтому надо соблюдать равенство только в ночёвке.

А в половом сношении равенство соблюдать необязательно, но желательно, так как это зависит от настроения, желания, темперамента мужчины.

Если муж будет любить одну из жён больше, чем других, то за это ему греха не будет.

В Священном Коране говорится (смысл): «Вы никогда не сможете относиться одинаково справедливо к жёнам, даже при сильном желании» (сура «Ан-Ниса», аят 129).

Под словами Всевышнего «одинаково справедливо» имеется в виду «проявлять к ним одинаковые чувства». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в совершенстве соблюдал равенство между своими жёнами, но вместе с этим обращался к Всевышнему со словами: «О мой Господь! Это мое равноправное распределение (имеется в виду распределение ночей между женами) в том, что подвластно мне. Прошу, не упрекай меня в том, что подвластно Тебе и не подвластно мне». Такое обращение Пророка (мир ему и благословение) было вызвано тем, что он больше любил Айшу (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), чем других своих жён.

Муж имеет право в ночь, которую он должен провести у одной жены, пойти к другой жене по крайней необходимости, например, если она сильно болеет, если есть опасность возникновения пожара, угроза жизни и безопасности и т. д. А днём к жене вне очереди он имеет право зайти для обычной нужды, например, оставить что-либо, отдать необходимые продукты, узнать что-то необходимое.

В обоих случаях муж не имеет права удлинять время пребывания сверх необходимого. Но если он это сделает ночью, то должен возместить другой жене время, потраченное на нужду и сверх этого.

А если он это сделал днём, то он должен возместить только то время, которое потрачено сверх нужды. Но в обоих случаях за время, проведённое сверх нужды, ему запишется грех. За то время, в которое ему разрешено по нужде идти к другой, он имеет право приближаться к жене, и ему разрешено всё, на что не тратится дополнительное время. Поясняется, что можно совершить объятия и поцелуи, а на совершение полового акта требуется уже дополнительное время. А если он, вопреки запрету, совершил половой акт, то не должен возмещать половой акт другой жене.

Минимум времени, в которое он должен соблюдать равенство, – это одна ночь (т. е. провести одну ночь возле одной, другую возле другой), с захода солнца до рассвета; максимум три ночи (то есть по три ночи подряд). Но если жёны согласны, можно и больше. Если человек работает ночью, а днём бывает дома, то он должен соблюдать равенство, подобное ночному, в дневное время.

Может ли супруг обсуждать с одной женой подробности физических отношений с другой? Может ли приводить в пример «а она мне делает так и так», говорить о качестве и количестве? Можно ли женам обсуждать между собой тему того, как у них с мужем это бывает?

Все это категорически запрещено. В присутствии Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) случилось следующее. Асма бинту Язид находилась возле Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), когда один из присутствующих сказал:

«О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), есть такие мужчины, которые рассказывают всё, что они совершают со своими супругами, и есть такие женщины, которые рассказывают всё, что они совершали со своими супругами». Тогда все замолчали. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

«Прекратите это, вы так не поступайте. Пример таких людей подобен двум шайтанам, которые сношаются перед всем обществом».

Такая распущенность в беседах часто приводит к разводам, разладам внутри семьи. Это очень важный момент. Подобное в семьях, если есть, должно быть прекращено.

Если муж наказывает одну из жен тем, что не пускает в свою постель, должен ли он все равно посещать ее?

Каждая жена заслуживает того, чтобы муж находился с ней, даже если она больная, началась менструация или есть послеродовые выделения. Но только в том случае, если жена покорна своему мужу. Жена непокорная не имеет права требовать ночи с ней, так как её права кончились тогда, когда она ослушалась его.

Можно ли вступать одновременно с двумя женами в отношения (в одной постели или одна в одной комнате, другая в другой, переходя от одной к другой)?

Подобное не допустимо. Даже если они живут в одном доме, то ночи все равно чередуются между женами, как и в разных домах. Он может перейти в комнату к одной жене (с целью совершения физической близости) только после того, как закончилось время другой. Иное возможно при наличии согласия той жены, очередь которой в данный момент. (За более подробной информацией по данной теме, в случае практической необходимости обратитесь к имеющему глубокие знания ученому)




Иметь несколько жен в Африке – это больше, чем культурная практика, это глубокая и давняя традиция. В племенах, если мужчина умирает, его брат обязан жениться на вдове и взять опеку над его детьми. Но специальный закон о браке защищает женщину, если та не хочет выходить замуж за брата. Иметь несколько жен, официальных и неофициальных, в современной Африке – нормальное явление. Его, в первую очередь, поддерживает сам президент Джейкоб Зума. У него восемь жен, пять из которых официальные. Гертруда, Кейт, Нкосазана, Номпумелело и Тобека живут с президентом в одном доме и посещают вместе с ним официальные мероприятия. Джейкоб является отцом для 18 детей и на всех своих фотографиях выглядит довольным и счастливым.

Бруней





Маленький, но гордый Бруней живет по принципам шариата, который подразумевает жестокое наказание за различные преступления. Но зато в этой стране многоженство не запрещено законом, а за супружескую измену могут насмерть закидать камнями. И как в ЮАР, тенденцию задает султан Брунея Хассанал Болкиах. Первая жена султана сначала приняла в семью стюардессу Мариам Абдул Азиз, а позже, после развода с Мариам, в семью пришла тележурналистка Азриназ Мазхар Хаким. В 2010 году Хассанал развелся с третьей женой, оставаясь в браке с первой, и по слухам нашел четвертую невесту. Вряд ли в этой ситуации первая жена султана часто сталкивается со своими "соперницами". Его резиденция, Дворец Света, входит в Книгу рекордов Гинесса как одна из самых больших. А состояние Болкиаха оценивается в 24 миллиарда долларов.

Сирия






Семья для настоящего сирийца – это основа всего. Поведение сирийцев регламентируется теми обязанностями, которыми они наделяются в зависимости от положения в семье. Мужчин с детства учат помогать близким и рассчитывать на помощь других родственников, если сам попадешь в беду. К браку сирийца готовят заранее, решение о женитьбе обсуждается родственниками будущих супругов. Мужчина должен подкрепить свое желание материальным достатком. Если сириец решил завести несколько жен, он должен быть уверен, что обеспечит их всех. Но если у мужчины нет возможности накопить денег, то жениться он может и в 40 лет. Девушки в отсутствие достойных женихов выходят замуж рано и не переживают, если у мужа они не единственные.

Египет





5% браков в Египете - браки многоженцев. Такой низкий процент связан с тем, что мужчина обязан относиться ко всем своим женам одинаково, уделяя каждой из них равное количество своего времени и материальных средств. Если одна из жен получила квартиру, вторая должна получить равнозначную жилплощадь. А из-за высокого уровня безработицы мужчины в Египте с трудом содержат даже одну жену с детьми. Заключение повторного брака в Египте возможно, если первая супруга не имеет возможности родить детей.

Алжир




Многоженство в Алжире разрешено законодательно, но ограничено социально. Чтобы взять вторую жену, первая должна дать согласие, а суд предоставить разрешение. Чтобы выйти замуж за алжирца, необязательно быть мусульманкой. Гражданин этой страны может свободно заключать "религиозный брак" с мусульманкой, христианкой или иудейкой. А в мэрии брак можно заключать вообще с девушкой любой национальности. Дети в браке с алжирцем принимают веру отца и получают мусульманские имена. Женщины могут свободно водить машину и работать в правительстве. Главное, не обделять ни одну из прекрасных жен вниманием, тогда в семье алжирского мужа будет радость и покой.

Объединенные Арабские Эмираты





Власти Эмиратов разрешают иметь одновременно до четырех жен, отношения с которыми будут задокументированы в специальном государственном органе. Но есть и негласные правила, сложившиеся между супругами. Вторая жена может появиться в семье, если согласна первая. И у каждой девушки есть возможность требовать такое же содержание, как и у других, поэтому "полигамные браки" не каждому арабскому мужчине по плечу. Даад Мухаммед Аль Балуши является, пожалуй, примером исключительной хитрости и смекалки. У Даада 60 сыновей и 30 дочерей от 17 жен. Но, поскольку по законам он не может иметь больше четырех жен одновременно, неутомимый муж каждый раз разводится и находит новую невесту. У каждой из бывших и нынешних жен Даада есть отдельный дом, свой автомобиль и личная прислуга. Дедушка 50 внуков несколько лет назад потерял в автокатастрофе ногу, но не утратил вкуса жизни. Родина его невест простирается от Филиппин до Марокко.

Конго



Многоженство в Конго разрешено гражданским законодательством. Но существуют и ограничения. Первую жену житель Конго должен выбирать особо тщательно, потому что именно она дает свое согласие на дальнейшие браки. Если согласия нет, то заводить новых жен можно только после развода.

Мьянма


Присутствует некое противоречие в полигамии мужчин Мьянмы: государство с преимущественно буддистским населением разрешает мужчинам иметь несколько жен, хотя сами люди такие союзы не приветствуют. Негласное разрешение дается жителям в результате малого количества мужчин в сравнении с женским населением. В Мьянме в крупных поселках на 85 женщин приходится 15 мужчин. Количество детей в семье не ограничено – сколько семья сможет вырастить, столько и можно завести.

Новое на сайте

>

Самое популярное