Домой Плодовые деревья Примеры использования мифов в балете. Стекло в пуантах и "балеруны". Главные мифы о балете. "Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь"

Примеры использования мифов в балете. Стекло в пуантах и "балеруны". Главные мифы о балете. "Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь"

Хотите вдохновить ребенка на занятия балетом, открыть ему красоту балетных па? А может быть, он уже болеет танцем и хочет узнать о нем как можно больше? Тогда эта книга для вас.

Она расскажет историю балета от предпосылок его появления (языческих плясок и представлений в императорских дворцах) до современного танца. Вы сможете проследить вместе с ребенком развитие этого искусства через акварельные иллюстрации Анастасии Батищевой.

В книге даются основы балетной теории. Она расскажет о том, что важно в спектакле и из чего состоит театр, а также покажет, что происходит за сценой: декорации, костюмы, сценарий, музыка.

Вы и ваш ребенок сможете сами попробовать сделать несколько па по схемам. Вы узнаете секреты мастерства нескольких знаменитых танцоров: Ульяны Лопаткиной, Михаила Барышникова, Николая Цискаридзе, Дианы Вишневой и других.

Книга научит не просто отличать фуэте от плие, а видеть красоту в каждом движении артистов, быть настоящим ценителем искусства балета.

Фишки книги

    Это первая книга серии «Твои правила» о самых зрелищных и популярных видах спорта, искусства и активного досуга.

    Познавательный текст в книге сопровождается иллюстрациями, чтобы малышам, которые еще не умеют читать, тоже было интересно.

    Изучай и играй: викторины, загадки и тесты есть в каждом разделе.

    Это не толстая энциклопедия: в ней только самые интересные детали, способные заинтересовать ребенка.

    Для тех, кто уже увлекся балетом, есть советы, как сделать первые шаги в карьере.

    На форзацах — комиксы по либретто известных балетных постановок

О серии

«Твои правила» — детская иллюстрированная серия, посвященная самым зрелищным видам спорта, искусства и активного досуга.

Книги на конкретных примерах объясняют ребенку историю появления той или иной дисциплины, теорию и практику, особенности обучения.

Логика этих книг — от простейших знаний и самостоятельных навыков к достижению успехов и выходу на мировой уровень. Есть рекомендации, куда пойти учиться, как попробовать простейшие движения и начать карьеру.

Серия показывает ребенку возможности спортивного досуга, в том числе такие его виды, которые находятся на стыке между спортом, искусством и игрой. Метаидея книг — выбор активного образа жизни способен повлиять на судьбу: карьеру, полноту жизни, здоровье. Любой интересный вид досуга можно попробовать самому, а не только наблюдать по телевизору. Поэтому в каждой книге содержится информация о том, где можно постичь азы той или иной дисциплины — в спортзале, в секции или на уличной площадке.

Книги серии помогают видеть красоту человеческих движений, безграничные возможности тела и духа; ориентироваться в современном мире, встроиться в общество, в котором спорт и искусства являются излюбленной темой для обсуждения.

Для кого эта книга

Для детей от 5 лет и их родителей — всех, кто хочет, чтобы их дети полюбили балетное искусство и научились ценить его красоту.

Развернуть описание Свернуть описание

Есть некоторые профессии, о которых широкому обывателю известно мало. Одной из них является балет. Чтобы опровергнуть мифы, надо побывать за кулисами и побеседовать с самим артистами.

Многие наши соотечественники вообще не видели никогда балет, для большинства это искусство танца ассоциируется с Лебединым озером, Волочковой, да Цискаридзе. Великих балерин прошлого, ту же Майю Плисецкую, вспомнят немногие.

Недавно вышедший фильм «Черный лебедь» подхлестнул интерес к этому виду искусства. Но и сама лента наполнена мифами - в реальной жизни такого быть не может. Да и продюсеры создали красивую сказку, что всего за полтора года тренировок Натали Портман научилась танцевать.

На самом деле подавляющая часть движений за нее выполняла профессиональная балерина, которая танцует более 20 лет. Так чем же на самом деле является балет, не пора ли развенчать основные мифы о нем?

Мифы о балете

В балет детей приводят родители, обрекая на несчастную жизнь. Многим кажется, что люди попадают в это искусство благодаря жестоким родителям, а жизнь танцора после тридцати фактически окончена. Что дальше - мизерная пенсия, забвение и депрессия? На самом деле все не так трагично. В балет действительно приходят в детском возрасте, но обычно обучение начинается с 10 лет. А до того времени малыши занимаются обычно танцами в студиях. Конечно, трудно рассчитывать, что в 10 лет ребенок уже может обдуманно выбрать себе профессию. Однако практика показывает, что никто из артистов о своем выборе потом не жалеет. Что же касается пенсии, то средний возраст танцующих балерин составляет 25-27 лет. Профессиональную деятельность они начинают в 18 лет, тогда как их ровесники только начинают чему-то учиться. Расцвет же карьеры приходится на 30 лет. После же, как ни печально, приходится переходить на возрастные партии. Но что за правило без исключений? Вспомнить можно приму Мариинки Ульяну Лопаткину. В свои 38 лет она все еще оставалось чуть ли не лучшей Одеттой-Одилией. А пенсию артисты начинают получать после 20 лет работы в кордебалете и через 15 лет сольных выступлений. Так что начать получать такое пособие может 36 летний артист. Но из тех, кто активно танцует, до 40 лет никто и не собирается уходить из профессии. Да и жизнь в таком возрасте вовсе не заканчивается. Большинство артистов совмещает работу с обучением в ВУЗе, так что когда приходит время покидать сцену, жизненные перспективы не преминут появиться.

У танцоров балета в голове только их работа. Этот миф продолжает предыдущий. На самом деле многие артисты - вполне разносторонние и интересные люди. К примеру, в «Русском балете» были танцовщики, которые умудрялись параллельно с работой в театре еще и очно учиться на физико-математическом факультете. Подчиненность профессии случается, но все чаще артисты понимают, что зацикливаться на работе не стоит, а надо пробовать себя и в чем-то другом.

Балерины танцуют с утра до вечера, у них нет никакой личной жизни. График артистов и впрямь изматывающий. Репетиции длятся по пять часов, за которые танцоры исполняют немало сложных прыжков. Но оказывается, что это стало для них уже нормой. Некоторые даже успевают по вечерам ходить потанцевать в клубы. В остальном же артисты живут, не особо отличаясь от остальных людей. Они общаются друг с другом, ходят в кино, заводят семьи.

Все балерины являются изможденными анорексичками. Многим кажется, что балерины постоянно сидят на диете и в Макдональдсе их точно не увидеть. Конечно, балерин пышных не бывает, это подтянутые и стройные девушки. Средний вес таких артисток чуть больше 40 килограмм, а максимальный не превышает 50 килограмм. И причина не в том, что смотреться будут балерины громоздко. Хотя не стоит забывать, что белые костюмы еще и увеличивают объем. Объяснение простое - партнеру будет тяжело поднимать и подбрасывать лебедя, чей вес превышает полцентнера. Миф об изможденных анорексией балеринах использовался в фильме «Черный лебедь». На самом деле анорексия является страшной болезнью, которая сопровождается плохим самочувствием. У нормальной артистки балета такого не может быть по определению, ведь ежедневная нагрузка не дает ей расслабиться. А простить подобные клише американцам и их фильмам можно, ведь эта страна никогда не блистала в балете, да и зритель там привык к упрощению.

Все балерины сидят на диете. Страшная правда - балетные порой тоже едят в Макдональдсе. Дело в том, что физические нагрузки на танцоров столь высоки, что калории просто не успевают задерживаться в организме. Так что на диете мало кто сидит. Другой вопрос, что прерывать надолго тренировки и отдыхать им просто нельзя - форма уйдет буквально за несколько дней. Именно поэтому в балете только один выходной в неделю. Каждое же утро начинает с часового разминочного класса, потом идут репетиции, а вечером еще и спектакль! Без нормального питания с мясом выдержать это не просто. Да и современные балерины могут себе позволить не соблюдать диету еще хотя бы потому, что склонных к полноте отсеивают еще во время обучения.

В балете царит постоянная вражда, нередко в пуанты подсыпают стекла, подрезают пуанты, рвут пачки. На самом деле нельзя говорить, что во всех театрах царит такая обстановка. Очевидцы говорят, что в «Русском балете» присутствует доброжелательное отношение артистов друг к другу, вне зависимости от занимаемого положения или статуса. А сплетни и зависть - обычные человеческие качества. Они встречаются в любом коллективе.

Все балеруны являются геями. Прежде всего стоит поправить, нет «балерунов», а есть артисты балеты или танцовщики. Действительно, в театрах, как и в шоу-бизнесе в целом, многое решается через постель. Но не стоит считать всех артистов поклонниками однополой любви. Встречаются, конечно, и такие. Но большинство добивается всего своим талантом и тяжелым трудом. Среда балета весьма своеобразная, особенно, для мужчин. Можно предположить, что постоянная работа у зеркала и обнимание балерин, которые предстают вовсе не феями, а обычными вспотевшими женщинами, воспитывают тот самый, «нетрадиционный», ген. Но чем выше статус артиста, тем больше внимания к его личной жизни. Вот и кажется, что в балете много геев. Примеры же Рудольфа Нуриев, Владимира Малахова и Дэвида Холберга могут спутать маленький мальчиков, только пришедших в балет.

У балерин редко бывают дети. Это неправда, балерины часто рожают, а порой и на пике карьеры. Но такая ситуация все же имеет отношение к современности. Например, Плисецкая говорила о том, что раньше балеринам не допускалось выбыть из творческой жизни хотя бы на год. Сегодня же ситуация изменилась - балерины успевают родить и быстро вернуться на сцену. Например, Светлана Захарова родила девочку и уже через два месяца вернулась в театр, сохранив великолепную форму. Говорят даже, что рождение ребенка придает танцу женщины новое, особое звучание. И яркий пример тому - Ульяна Лопаткина.

После родов невозможно восстановить форму. Как уже было сказано выше, встречаются случаи, когда через пару месяцев балерина возвращается на сцену, а уже через три - танцует в спектакле. Но это очень тяжело - морально и физически. Тут главное - превозмочь себя, переступить через какой-то барьер. Невозможного в этом плане нет ничего.

В балете мало мужчин. С учетом того, как мало приходит мальчиков в балет, выпускается их еще меньше. Так что мужчины в этом искусстве действительно нарасхват.

Балет оказывает плохое влияние на здоровье. Это, к сожалению, правда. Многие артисты жалуются на проблемы с позвоночником. Особенно это выражено у мужчин. Часто «летят» колени и голеностопный сустав, но это уже зависит от техники. Бывает, что артисты уходят со сцены из-за плохого здоровья еще до наступления пенсии.

Балет не популярен у молодежи. О непопулярности этого вида искусства говорить не стоит. А молодежь действительно ходит на балет реже, чем представители старшего поколения. Причина тут в том числе и финансовая - регулярное посещение представлений вещь недешевая. Да и тот же «Черный лебедь» с Волочковой и Цискаридзе нет-нет, да вносят свою лепту в популяризацию танца.

На самом деле, артисты зарабатывают довольно неплохо, если готовы на совесть работать в театре. К примеру, Марис Лиепа, народный артист СССР, одним из первых в Москве стал обладателем «Мерседеса».

Георгий Болсуновский, ведущий артист балета Красноярского театра оперы и балета: «Мне кажется, что понятие карьерной лестницы к нашей профессии подходит очень даже хорошо. Если хочешь зарабатывать больше, чем сейчас, то идёшь в зал и развиваешь себя, работаешь над своими недостатками, стремишься стать лучше. Вот так и поднимаешься из кордебалета в солисты или из солиста в ведущего солиста. Чем не профессиональный успех?»


Надежда Панфилова, солистка балета Красноярского театра оперы и балета: «Мы путешествуем по миру, ежедневно слышим лучшую мировую классику, перевоплощаемся, встречаемся со зрителем и их аплодисментами, а главное большинство артистов в театре работают по любви. Разве это можно назвать бедностью? Я убеждена, что человек, занимающийся любимым делом, априори не беден и таковым никогда не будет. Плюс наши знания и навыки очень востребованы: репетиторство и преподавание никогда не оставят нас голодными!»


Трудно пробиться, если не родился в столице

Для опровержения этого предположения в красноярском колледже есть сотни имен выпускников, которые работают по всему миру - танцуют или преподают. Успех в этом смысле - вещь относительная. Работа за границей не лучше и не хуже работы в красноярском театре оперы и балета. Все зависит от желаний и амбиций конкретного человека.

У всех балерин больные ноги

Ноги балерины - это в первую очередь её основной рабочий инструмент и если он будет неисправен, то танцевать балерина никак не сможет. Так что все балерины очень тщательно ухаживают за своими ногами и не допускают мозолей, грибков, открытых ран и тому подобных вещей. Ноги в кровь никто из артистов не стирает. Они знают о возможных последствиях и сразу клеят лейкопластыри или подкладывают силиконовые подушечки.

Анастасия Белоногова, солистка Красноярского театра оперы и балета: «Ноги не болят только у тех, кто ленится, потому что наш организм не совсем приспособлен для таких больших нагрузок. Но боль в ногах после репетиций и усталость должны быть приятны, так как это говорит о том, что ты хорошо поработал и стал чуточку лучше, чем был. Как говорила замечательная Майя Плисецкая: «Я хочу танцевать до ста лет, а если не лениться, больше сорока не протянешь»»


Елена Свинко, солистка Красноярского театра оперы и балета: «Это действительно сильные нагрузки, но к ним нас готовят педагоги на протяжении всего обучения в хореографическом колледже. За здоровьем ног нужно тщательно следить и прислушиваться к их состоянию. Если при небольшой травме не дать себе отдохнуть и не лечить, то тогда действительно будут серьёзные проблемы. А в целом балет не наносит сильного вреда здоровью ног, главное, умно ко всему подходить, тщательно разогреваться перед репетициями, закачивать мышцы, уметь отдыхать, ходить в баню и пить комплексные витамины»

Пенсия артистов балета начинается в 35 лет

Действительно, официально на пенсию артист кордебалета выходит спустя 20 лет трудового стажа, а солист - спустя 15 лет. Но это не означает, что работа заканчивается. Многие продолжают танцевать, так как силы еще есть. Помимо этого, большинство артистов к завершению сольной карьеры получают заочно высшее образование педагога или хореографа. Это позволяет после ухода со сцены оставаться в профессии в качестве репетитора в театре или педагога в колледже. Кстати, теперь по окончании красноярского колледжа ребенок также получает диплом, по которому он может преподавать.

Балет не для мальчиков

А вот и нет: балет без них немыслим, существует столько прекрасных мужских балетных партий. Да и среди звёзд балета много тех, кем восхищается весь мир - Михаил Барышников, Рудольф Нуриев и Сергей Полунин.

Егор Осокин, артист балета высшей категории: «Те, кто думает, что балет не для мальчиков, очень узко мыслят. Ведь балет - это и спортзал, и внутренняя закалка, и проявление галантного отношения к женщине. Это искусство воспитывает лучшие мужские качества, по крайней мере, так говорит моя жена. Конечно, я чувствовал такое к себе отношение, но люди, говорившие так, сходив на спектакль, меняли свою точку зрения»


Юрий Кудрявцев, ведущий солист Красноярского театра оперы и балета: «Я думаю, что такие стереотипы создают взрослые. Ребенку что-то нравится или не нравится только по его собственным ощущениям. Когда я поступил в колледж, я встретил там мальчиков разных возрастов, преподавателей-мужчин, а когда побывал в театре - на сцене работали танцовщики-мужчины. Я понял, что артист балета - это профессия, которая требует упорства, специальных умений и самодисциплины. Нам показывали большое количество видеозаписей спектаклей с участием великих танцовщиков, которые вошли в историю мирового балета. Знакомясь с историей балетного искусства, мы только больше убеждались, что классический балет востребован во всём мире и представить его без мужчин невозможно»



Придется всегда сидеть на диете

Требований «90-60-90» в балетной сфере не существует. Тело просто должно быть пропорциональным: длинные ноги, тонкая талия. Легенды о том, что балерины едят только шпинат и листья салата, не раз опровергались представителями профессии разной величины. У балерин большие нагрузки, так что они легко теряют калории. Если танцор или танцовщица активные люди, если они стараются построить карьеру, то проблем с потерей калорий от съеденного гамбургера быть не должно. Надо еще сказать о том, что мы стараемся принимать на обучение людей несклонных к полноте!

Елена Свинко, солистка Красноярского театра оперы и балета: «Балерины не сидят на жестких диетах, но контроль питания всё равно существует. Я не голодаю, не питаюсь одними яблоками и не пью один кефир, нет! Балерина за день сжигает очень много калорий и естественно их нужно восполнять. Обязательно в рационе питания должен присутствовать белок, нельзя полностью отказываться от жиров и углеводов, так как при отказе организм испытывает стресс и начинает набирать вес. Я считаю, что можно иногда побаловать себя и съесть какой-нибудь фастфуд, это не повредит фигуре при постоянных тренировках»



Если мы убедили вас прислушаться к сыну или дочери, которые очень хотят в балет, то дальше вас ждёт инструкция по применению «Как поступить в Красноярский хореографический колледж?»

О колледже

Хореографический колледж - единственное в Красноярском крае среднее профессиональное учебное заведение, которое готовит будущих специалистов в области хореографического искусства. Учащиеся получают основное общее и среднее профессиональное образование, то есть уровень знаний от обычной школы не отличается. В колледже есть все привычные предметы - математика, физика, английский язык и другие. Просто дополнительно к этому есть специальные занятия.

В этом году вступительные экзамены здесь начинаются в июне и длятся четыре дня - с 4 по 7. Также дополнительный набор будет в августе - 29 числа. До лета вы можете привести ребенка на предварительный просмотр. Телефон для записи на предварительный просмотр: 214-29-13. Начало занятий традиционно с 1 сентября.

Возраст и сроки обучения

7 лет 10 месяцев учатся на отделении классического танца, на базе начального общего образования (после окончания 4 класса).

4 года 10 месяцев учатся на отделении народного танца, на базе 7 классов основного общего образования (после окончания 7 класса).

Однако возможен прием одарённых детей более старшего возраста.

Испытания

Поступающие в колледж проходят конкурсный отбор, состоящий из трёх туров.

На первом туре главное - состояние здоровья.

Второй тур включает в себя определение и оценку внешних сценических и физических данных.

На третьем туре абитуриент исполняет заранее подготовленный танцевальный этюд или фрагмент танца с обязательным музыкальным сопровождением.

Возможности

Обучение, проживание в общежитии для иногородних студентов и четырехразовое питание - всё это абсолютно бесплатно. Итоговая квалификация выпускников зависит от выбранного отделения. С отделения классического танца выпускаются артисты балета, преподаватели, а с отделения народного танца - артисты ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватели. Так что если ребенок передумает танцевать, то сможет учить этому искусству других.

Балет – удивительное искусство танца, которое поражает воображение мастерством исполнения, артисты балета не танцуют, а парят над сценой, кружась в ритме приятных слуху мелодий. Создается впечатление, что законы гравитации просто не властны над теми, кто избрал путь балета, который за века своего существования успел обрасти массой мифов и легенд. Самые популярные из них мы сегодня и развенчаем, пишет Joinfo.ua.

К занятиям надо приступать чуть ли не с младенчества

Многие родители ошибочно полагают, что нет смысла записывать ребенка в балетную студию позднее 3 лет. На самом деле, скелет ребенка готов к занятиям балетом с 10 лет. Но даже начав заниматься в 13, а то и в 17 лет, можно достичь огромных успехов, таких примеров немало в истории мирового балета.

Успешные балерины – глупы

Этот миф подкрепляется мнением, что люди, увлекшись балетом, перестают серьезно заниматься науками. Но тут можно поспорить, во-первых, потому что артистам балета в академиях и училищах преподают все общеобразовательные предметы, к тому же, отлично развитые с помощью танца моторные и сенсорные системы организма, позволяют им буквально схватывать все на лету.

Вкусная еда под запретом

Родители не стремятся отдавать своих детей в балетные студии, боясь, что теперь их чаду придется голодать в прямом смысле этого слова. В народе бытует мнение, что артисты балета стройные и легкие, поскольку им всю жизнь приходится придерживаться строжайшей диеты.


Это не более чем глупый миф. Балеринам и танцорам просто необходимо хорошо питаться, поскольку им приходится отрабатывать свои балетные па, а потом выступать на сцене в течение всего дня: с раннего утра, до поздней ночи, когда закончится вечерний спектакль.

Артисты балета – бездетные фанатики танца

Этот миф появился благодаря тому, что многие успешные балерины действительно не желают делать большой перерыв в карьере, поэтому откладывают рождение детей на более позднее время. Но, не стоит забывать, что многим из них все же удается совмещать профессию и семью. К примеру, солистка Датского королевского балета Мария Вернинг родила семерых наследников, продолжая после короткого перерыва активно «порхать» по сцене.


Артисты балета рано становятся пенсионерами

Да, танцовщики имеют возможность по достижении 20-летнего стажа, в среднем это в 35-37 лет, отправиться на заслуженный отдых. Но, не все используют эту возможность и остаются преданными сцене до 40, а иногда и до глубокой старости. Отличный пример - знаменитая Майя Плисецкая выходила на сцену и в 70-летнем возрасте. Тут все решает здоровье и желание работать.


Балет – вековая устаревшая классика

Многие думают, что балет веками не развивается, поэтому безнадежно устарел. Однако это совершенно не так. Этот вид искусства продолжает развиваться, получает новые формы выражения, новые виды пластики, исполняется не только на пуантах, но также в кроссовках и на каблуках, под любую современную музыку и даже в полной тишине.

Пуанты причиняют боль

Этот миф родился исходя из того, что танец на кончиках пальцев кажется обывателю неудобным. Специалисты рекомендуют, чтобы окончательно избавиться от подобных предрассудков, просто однажды примерить пуанты.


Кроме того, у артистов балета мышечный корсет совершенно не такой, как у обычных людей. Натренированная спина, а также стопы и икры, позволяют им не просто не испытывать неудобств, танцуя на носочках, но буквально порхать над сценой, подобно мотыльку.

Ранее мы рассказывали о том, как танцы помогают жить. Жительница Британии в 97 лет продолжает преподавать в балетной школе и утверждает, что именно это дает ей силы и ощущение молодости.

Новое на сайте

>

Самое популярное