Домой Виноград Бдо ниндзя скилы. Black Desert: класс Ниндзя (Ninja). Комбо: ярость луны

Бдо ниндзя скилы. Black Desert: класс Ниндзя (Ninja). Комбо: ярость луны

Среди сотен тысяч интересных и необычных развлечений всегда трудно выбрать что-то одно: захватывающее и фэнтезийное, увлекательное и действительно качественное. Если участник отчаянный поклонник жанра фэнтези, и обожает проводить свое свободное за какой-нибудь игрой, то стоит изучить один очень интересный обзор. ArcheAge - одна из лучших игр жанра MMORPG, завоевавшая лидирующие позиции в игровой индустрии. Ее качество, сюжет и вся остальная детализация заслуживает особого внимания, потому, при выборе интересного развлечения, первым делом обратить свое внимание нужно на эту игру. И причин этому доводу много, осталось только их рассмотреть.

Об игре

Каждый геймер знает, что самые ожидаемые новинки сопровождаются большой рекламой, и практически на каждую такую разработку имеется подробный обзор. ArcheAge - многопользовательская онлайн-игра от корейской компании XL Games. Вышла игра в 2014 году, и на данный момент имеет далеко не один миллион долларов прибыли с вышедшего проекта. Но почему эта игра так понравилась многомиллионной аудитории? Какие основные аспекты проекта сделали корейскую разработку самой популярной в игровой индустрии?

Первое, что стоит отметить, это игровой мир. Это полностью фэнтезийная вселенная, реализованная по книге одной писательницы из Кореи Мин-Хи Чон. Все, что будет наблюдать участник в этой игре, имеет детализацию, проект имеет полнофункциональную игровую систему (заклинания, бои, арены) и потрясающую графику, а также закрученный сюжет и постоянное совершенствование своего персонажа.

Сюжет

Прежде всего, участники выделяют в числе главных достоинств потрясающую графику. Все это за счет усовершенствованного движка, и полной его адаптации именно к этому проекту. В основе игры лежат фантастические персонажи, стаявшие на пути разногласий и войны, но занимающиеся самыми разными делами. Здесь отсутствует узкая специализация, так как практически все персонажи развиваются разносторонне. Для изучения этого момента игры особенно потребуется тщательно изучить обзор. ArcheAge предполагает полноценную жизнь персонажей мира: охота, торговля, ремесло, война, мир, культура и даже искусство. Именно в этом проекте наибольший упор сделан на экономической инфраструктуре, а не прокачке персонажа по боевому классу.

То есть чтобы персонаж рос на арене, завоевывал награды и побеждал, он должен развиваться разносторонне: и охотиться, и собирать растения или полезные ископаемые, заниматься земледелием или другим ремеслом, которое может принести прибыль. Часть средств уходит на развитие созданной инфраструктуры, а часть на прокачку персонажа.

Персонажи

Что примечательно в этой игре, так это большой выбор персонажей. Опять же, еще до начала следует изучить обзор. ArcheAge - это прекрасно сконструированный проект, в котором имеется 4 класса живых существ. Два класса - это люди Нуане и Харнийцы. Есть класс эльфов, а есть и категория персонажей, объединяющая в себе людей и зверей в одном лице в игре ArcheAge. Обзор классов также позволяет до начала игры выбрать понравившийся вариант и «прокачивать» его.

При этом каждый класс имеет несколько специализаций, и если трудно определиться с одной, то можно сразу выбрать несколько. Совмещать несколько специализаций, например, разбойник + лекарь в одно персонаже может быть выгодно для PvP арен, а может быть огромным минусом для командных сражений. В зависимости от вариаций сочетаний одних специализаций с другими, можно получать в разных боях и квестах то огромные бонусы, то ничтожно маленькие.

Бои

Хоть и половина игры имеет экономический характер, особое внимание все-таки занимают бои и сражения в игре ArcheAge. Обзор данной части проекта может растянуться на целую книгу, но если говорить четко и кратко, то достаточно и пары строк. Бои здесь разноплановые, есть приватные арены, а есть и командные сражения. В обеих вариациях нужно участвовать по максимуму, так как от этого будет зависеть скорость прокачки персонажа. В сражениях нужно знать море комбинаций и следить за состоянием своего персонажа: если это командный бой, то не стоит лениться и оставлять своего напарника в беде, ведь в сложной ситуации он может выручить вас.

Взаимная помощь в игре между участниками играет ключевую роль.
Сражения в игре красочные и яркие, а если еще это какой-то ключевой или переломный момент боя, то можно увидеть действительно превосходные спецэффекты игры ArcheAge. Обзор боев и сражений довольно прост, так как ключевая задача созданного участников персонажа - это победить в схватке, используя все свои силы и возможности.

Что говорят участники?

Так как игра вышла уже год назад, то смогла и полюбиться пользователям, и вызвать сомнения. На мнение участников напрямую влияет работа всего проекта. Так, например, большая часть пользователей, попробовавших эту игру, сумела точно сказать, что в ней потрясающая графика и прекрасная детализация, и это подтверждает также этот обзор игры. ArcheAge разработана на хорошем движке, за счет этого ни у одного оригинального экземпляра не возникает лагов. Персонажи не застревают в текстурах, не зависают в пространстве. Это один из самых важных моментов. Вторая характеристика - это общий сюжет игры. Здесь он тщательно продуман, и благодаря этому участник не скучает даже во время ожидания, он постоянно занимается своими делами (охотится, выращивает, продает и так далее).

Развитие своей отрасли может приносить хорошую прибыль, поэтому и пути развития также радуют игроков.

Есть ли нюансы в игре?

Любой развлекательный проект имеет свои плюсы и минусы, но если говорить об ArcheAge, то здесь трудно сказать о явных недостатках. Единственное, что угнетает многих участников - это довольно высокая скорость прокачки персонажа и не самая блестящая перспектива будущей жизни профессионального воина: самым большим достижением в игре считается строительство замка и своего корабля. Не все видят в этом блестящую перспективу, но те, кто смог добраться до такого уровня, только и делают, что восхищаются своими достижениями.

Цель может быть не грандиозная, но путь к ней тернистый, а значит, и играть будет интересно, так что это тоже относится к плюсам игры. Итог: проект практически идеален.

Много работы требует больше свободного времени

Когда речь заходит об играх, то сразу предполагается наличие свободного времени, и вот его нужно очень много, чтобы добиться хоть каких-то вершин в игре ArcheAge. Русский обзор данного проекта позволяет всем участникам на постсоветском пространстве быть в курсе, что это за проект, каковы его отличительные черты и чем он так хорош. Действительно, большая аудитория участников находится на территории этой страны, и развитием проекта на данном медиа-пространстве занималась компания Mail.ru. Много рекламы повлияли на высокую популярность данного проекта, и теперь каждый второй геймер либо играл, либо что-то читал об ArcheAge 2 0. Обзор этого проекта от корейских разработчиков позволяет участникам еще до начала запуска погрузиться в фэнтезийную атмосферу ArcheAge и после регистрации выбрать сразу нужный класс персонажей и специализацию.

Разработчик: PearlAbyss

Гайд по новому классу Ниндзя в Black Desert можно начать с того, что геймплей в игре располагал многими классами, но мощный убийца все же отсутствовал, и после введения Ниндзя и Куноичи персонажи получили много общих черт со своими коллегами из иных игр, но также имеют и отличия с ними.

Сложность кроется в том, что авторы даже класс асассин вывели на новый уровень, теперь будучи таким персонажем, нужно активно кликать кнопки на клавиатуре. Но Ниндзя, наверняка, станет пользоваться определенными комбо и скиллами, что окажутся предельно простым. В целом, понятно, что убийца должен заниматься своим делом, а если запутаетесь в комбинациях, получится не уничтожение оппонента, а самоубийство.

Особенности геймплея за Ниндзя в Black Desert

Игра станет разниться с остальными ММО, обычно убийца может становиться невидимым, делая определенные удары. В Блэк Десерт Ниндзя также удалось включать такой режим, но он более щадящий. То есть персонаж станет исчезать частично, к примеру, окажется обычной тенью. По такой причине, чтобы вплотную подобраться к жертве, нужно использовать определенные укрытия и ландшафт территории, соответственно, как только появится такой персонаж, лучше к кустам подходить с осторожностью. Рассматривая скилы ниндзя в Блэк Десерт, пока не ясно, куда авторы денут ник героя, его титул и само название клана, так как эта информация просто демаскирует убийцу. Наверняка, в режиме невидимости данная инфо будет пропадать, пока парень или девушка материализуется.

В иных играх асассин способен довольно легко разобраться с оппонентами, ведет бой открыто, но сейчас все будет не так просто. Главное хитрить, изворачиваться и идти на провокацию, честные поединки себя не оправдают. В других аспектах, наш гайд по классу Ниндзя в Блэк Десертдоказывает, что это классический убийца. Он может молниеносно двигаться, бросать во врага кинжалы или сюрикены, но в открытом бою у него практически нет шансов на победу. Минимальное количество здоровья способно компенсироваться частичной невидимостью, уроном в спину и иными плюшками, то есть, класс будет пребывать в балансе.

Особенности ПВП при игре за Ниндзя в Black Desert

Играть данным классом явно непросто, кроме ПВП присутствует ПВЕ контент, соответственно, до того, как войти в игру, нужно собрать достаточное количество средств, дабы приобрести достойное снаряжение, отточить каждый удар. В виде оружия, ниндзя станет задействовать кинжалы, доспехами обычно служит черный сет, он дает герою выживаемость.

Лучше заходить в Блэк Десерт для игры за Ниндзя на русском, чтобы все было понятно, для себя сделаете правильные выводы. Наверняка, класс получиkся интересным, но актуальным не для всех.

Что стоит выделить из недостатков класса?

Среди минусов важно подчеркнуть минимальный уровень НР и брони, но это все компенсируется параметром уклонения. Более того, в Корее был момент, когда Ниндзя и Куноичи заточили предельный параметр уклонения, и их было практически невозможно уничтожить, ведь постоянно случались промахи. Игроки других классов также стали делать упор на точность, притом рекомендуется надевать хорошее снаряжение, а еще экспериментировать с периферией. По сути, Ниндзя в Блэк Десерт – интересный класс, подойдет тем, кто обожает стиль стелс в игре.

Видео обзор класса нандзя в Блэк Десерт

В игре Black Desert ниндзя является одним из самых коварных и непредсказуемых классов, так как разработчики игры позаботились о том, чтобы этот бесшумный убийца в данной MMORPG максимально соответствовал своему образу. Поэтому поиграв за данный класс на Корее уже можно провести обзор всех его достоинств, чтобы вести в курс дела игроков, что нас ожидает на русскоязычной версии BDO.

Итак, сразу стоит отметить, что в отличие от других известных онлайн проектов, где класс убийца имел целое пианино разных умений, то в Black Desert убийца будет наделен немногими, но самыми нужными умениями, которыми просто управлять.

Самыми важными боевыми скилами до пробуждения являются:

  1. Цикл: Крутящиеся лезвие. Это умение наносит мощный урон по радиусу вокруг себя, сбивая с ног всех стоящих в радиусе противников. Один из самых полезных скиллов.
  2. Обезглавливание. Очень сильное АОЕ умение, которое наносит большой урон в определенном радиусе действия.
  3. Цикл: В Щепки. Ниндзя исчезает на месте, иесли после нажатия данного скила прожать клавишу W, то наш ассассин появится у выделенного врага за спиной.
  4. Небытие. Ниндзя телепортируется с места на место, самые обыкновенные блинки.
  5. Преследование. После активации данного умения если зажать Shift, то скорость бега нашего героя увеличиться в 3 раза.
  6. Жало Тьмы. Один из самых главных боевых скиллов, который сопоставим с Бэкстапом, проводить данный скилл эффективно именно в спину противника.
  7. Лисий Коготь. Мощные АОЕ скилл, который отбрасывает впереди стоящих врагов.
  8. Цикл: Тень-Защитник . Умение, которое сбивает с ног свою цель.
  9. Дымовая завеса. Умение позволяет ниндзе использовать невидимость.
  10. Покушение . Массовое сбивание с ног впереди стоящих противников.
  11. Падение. Данное умение позволяет схватить цель и швырнуть об пол.

Говорить о том, что ниндзя будет как и в других ММОРПГ играх постоянно в стелсе невидимым- нельзя. Ведь здесь невидимость у него очень слабенькая, да и длительность данного умения очень маленькая. Однако в пвп, как обычно ниндзя будет ориентироваться на внезапную атаку своих целей с укрытия. Поэтому придется учиться использовать местность, укрытие и ситуацию для того, чтоб эффективно провернуть серию внезапных ударов по недругу. Главное еще в пвп ниндзе зайти своему врагу за спину, используя разные скиллы и акробатические прыжки.

Любая лобовая атака полностью безсмыслена, так как главный мощный урон необходимо проводить только в спину. Отсюда и приходиться действовать скрытно.

Ниндзя может наносить сильные удары, метать кунаи, сюрикены, телепортироваться за спину и быть максимально мобильным.

Среди нед
остатков ниндзи важно отметить –слабая невидимость, низкий показатель уровня HP и брони, который можно компенсировать параметром уклонения. Кстати, на Корее был такой момент, когда ниндзи и куноичи заточили максимально параметр уклонения и в пвп убить их другими классами было практически нереально, так как постоянно промахивались. После чего многие игроки других классов начали перетачиваться на точность.

Куноичи женский вариант ниндзя в игре. Это девушка – ассасин, которая искусно владеет мастерством убийства и маскировки. Этот персонаж отлично подойдет любителям режима стэлс, да и вообще всем, кто предпочитает не лесть в лоб, а подкрадываться незаметно, искусно расправляясь со своими врагами, используя элемент неожиданности.

В игре потенциал куноичи как ассасина раскрывается в полной мере. Она очень мобильная, к тому же имеет в своем арсенале множество умений на контроль противника, так как это является необходимостью для быстрых и молниеносных атак. У куноучи есть возможность двигаться в полупрозрачном режиме, использовать различные варианты маскировки, чтобы усыпить бдительность противника.


Этот скиллбилд отлично подходит как для режима ПвП, так и для режима ПвЕ, можно сказать, что это сбалансированный вариант прокачки умений.

Оружие

Оружие для куноичи представлено следующими вариантами: основное – короткий кинжал, дополнительное – кунай (метательный нож) либо сюрикен, зависит от умений, выбранных игроком.

Плюсы и минусы персонажа:

Плюсы:
  • Высокая мобильность – персонажу жизненно необходимо быстро перемещаться по карте, а также молниеносно сокращать дистанцию до противника.
  • Большой урон – удары куноичи, как и у любого ассасина должны быть быстрыми и смертоносными, чтобы не оставлять шанса противнику.
  • Жесткий контроль противника – в арсенале у куноичи должны быть умения, которые позволяют контролировать врага, для того, чтобы обрушить всю свою мощь до того, как он сможет уйти.
  • Удары со спины – неожиданность является главным козырем ассасина, поэтому атаки в спину противника наиболее эффективны и опасны.
  • Высокие показатели ДПС позволяют при контроле врага наносить очень много урона за короткое время.
  • Отличный персонаж как для ПвП режима, так и для ПвЕ – благодаря ее уникальным способностям и возможностям их улучшения за счет оружия и экипировки (особенно касается увеличения защиты от контроля и увеличение возможности законтролить самому), вы будете хорошо справляться как с обычными игроками, так и с мобами.
Минусы:
  • Низкие характеристики брони и здоровья – от этого никуда не убежать. Куноичи – это не танк, который лезет напролом, недостаток защитных характеристик она компенсирует уклонением.

  • Зависимость от пинга – игроки с высоким пингом не смогут эффективно играть этим персонажем, поскольку для него очень важно своевременно реагировать на действия противника, а промедление смерти подобно.
  • Режим стэлс – несмотря на то, что куноичи может становиться полупрозрачной, ее все-равно можно заметить, поэтому нужно действовать очень осторожно и подходить сзади.

Видеогайд по куноичи в Black Desert:

Куноичи и ниндзя очень похожи до пробуждения (56 уровень), и совершенно разные после. Персонажи — DD в чистом виде, никаких бафов/защитных функций на группу у них нет. Бегать и убивать все, что шевелится — вот их задачи.

У персонажей достаточно сильный урон как в пвп (1 vs1), так и в пве, но слабая защита и мало нр. Из — за чего в масс замесах лучше держаться в сторонке, аккуратно укладывая лучниц и колдуний отдохнуть. Впрочем, они достаточно подвижны, могут быстро догнать цель и уклониться от атаки, так что не все так плохо) Персонаж легко взбирается по скалам, и быстро преодолевает длинные дистанции. Благодаря одному из умений, они могут быстро восстановить себе больше половины FP , так что нет необходимости носить с собой один вид банок. А вот без зелий, восстанавливающих НР вам не обойтись. Без хорошей брони куноичи — самый быстродохнущий персонаж в игре (ну кроме волша, но он хотя бы может себя подлечить, ой еще мистика забыли и маэву=)). В целом по умениям — много массовых атак, есть умение скрытность + сильный удар в спину с большим уроном, прятки, догонялки =) Есть дистанционная атака (слабая). Но несмотря на обилие уловок, та же сорка может прыгнуть за спину гораздо быстрее и неожиданнее, чем ниндзя или куноичи =(В недавнем обновлении «Рабам» добавлено 2 новых умения, и они, безусловно, порадовали. Появился еще один хайд и отскок назад, теперь куноичи поймать еще тяжелее, и ее еще больше не любят враги)

В качестве дополнительного оружия куноичи носит кунай, ниндзя — сюрикен. Обусловлено это их умениями, о которых можно почитать ниже. Куноичи может встать в защитную стойку при помощи куная, ниндзя же может атаковать в движении сюрикеном. В принципе, вся разница.

Экипировка

Благодаря новому апдейту — время, в котором куноичи или ниндзя могут находится в хайде — зависит от выносливости. Так что теперь нужно учитывать это, собирая эквип. Думаю, это обусловлено тем, что благодаря предыдущим обновлениям мы могли вообще из хайда не вылазить =) пофиксили, так сказать) спс

Броня: Рохава (уклонение) или Грунил (HP и атака). Дальше копим на босс — сет. Сравнение всех сетов брони добавлено .

Оружие: Элси, Юрия или Рошар (набором) —> Либерто, затем Кзарка и Каранда (пробуждение) Либерто можно пропустить.

Дополнительное оружие: кунай/сюрикен Рошар (набором) или Тард —> Эстик (когда достаточно защиты 220+).

Бижутерия: Пояс гладиатора Шульца III, Серьга из синего коралла III * 2 шт, Кольцо из синего коралла III. ожерелье Серап II/ Шульца III. Кольца точить тяжело, но стоят они очень дешево, поэтому не боимся.

Выше описан бомженабор, при первой возможности добываем сет боссов, оружие Кзарки и Кунай Нубэра, меняем бижутерию на золото, заточенное на II (серьги Тунра, Ожерелье огра, Кольцо защитника храма, Пояс Василиска).

Камни: нужна скорость атаки, скорость навыков, выносливость и крит удар. Вообще, все как у всех — нужно бустить резисты (на пвп), меткость и атаку. Имеет смысл разгоняться в уклонение.

Персонажи в деле и сравнение ниндзя и куноичи в этом видео от VJDream :

До пробуждения:

В идеале распределение умений к 55 уровню лучше сделать так:

Билд на куноичи к 55 (451 О. н.) << >> Билд ниндзя к 55 (507 о.н.)<<

билды пве. Для пвп стоит выучить захват (E) на максимум, а также «Сердце демона» и «Дымовую завесу». Хотя на кой вам pvp на 55

Умения подробнее

Разрез ветра — автоатака, изучается автоматически. Мало используется.

Вихрь смерти

повышает шанс крит. атаки +10% при обычной атаке, а на абсолюте даст +25% к шансу крита. Так что в будущем нужно на максимум.

Комбо: шаги в небе

изучается автоматически, собственно тот скилл, который отличает нас от других персонажей — двойной прыжок. Прыгать можно в разные стороны, меняя направление в воздухе.

Цикл: в щепки

уйти в невидимость (неуязвимость) и получить баф к атаке +6 на 10 сек. Довольно часто стоит использовать

Небытие

движение, что-то вроде блинка у сорки. С уровнем прокачки повышается дистанция. Необходим на максимум.

Преследование

или догонялки) ускорение +20% на 20 сек. Чем выше уровень, тем дольше работает умение и ускоряется откат скилла.

Необходим на максимум. Отличное умение, на спринте можно всю пустыню оббежать и не заметить, отката по сути нет.

Уворот ниндзя.

Кувырки, также на максимум (на всякий).

Жало тьмы.

после автоатаки двойной удар (бьет больно) но все равно используется редко, разве что в самом начале игры за персонажа. Можно не качать.

Комбо: жало тьмы.

Нафиг не надо.

Трезвость духа

Мгновенно восстанавливает 100/150/200 FP (в зависимости от уровня). Необходим на максимум.

Полумесяц

слабый урон, подбрасывание. Не качаю, но использую частенько для того, чтобы опрокинуть.

Адская боль

Удар с вертухи, подбрасывает врага. Не такой интересный, как следующий скил, можно оставить на 1 уровне умения.

Взмах.

Вот это умение поинтереснее, т.к. радиус больше, персонаж приседает и валит с ног окружающих противников + наносит урон. Можно выучить на макс — для пвп.

Многие не учат, т.к. не всегда получается нормально проюзать умение. Если научитесь — очень годное умение, с двух прыжков свалить противника и нанести хороший урон — использовался у меня частенько.

Бросок куная

дистанционная атака кунаем. Смысл — разве только поагрить на себя мобов. На макс не качаем.

Кунай: паралич

дополнение к броску куная — умение обновили, и теперь у нас есть -15% к скорости атаки и навыков врага. А это значит, что мы будем любить волшей этим скилом.

Бросок с уклонением

можно бросаться кунаем и бегать из стороны в сторону =) Ессно, нужный скил

Сюрикен: бросок в движении

бросаемся сюрикеном и бегаем (в отличие от куная, можно бежать еще и вперед! мечта просто)

Ослепительное лезвие

Пассив. скорость атаки +10% по сравнению с другими классами.

Бросок сюрикена + Сюрикен: злоба.

дистанционная атака сюрикеном. Смысл — разве только поагрить на себя мобов. На макс не качаем. Куноичи не качают вообще, т.к. не носят это оружие.

Сюрикен: злоба — вешает на врага яд, за 18 сек снесет 180 НР. Если НР врага примерно 2000 и он не хилится.. (такое бывает только в фантазиях) всего-то 3 минуты беготни и ты победил. Я бы эту фигню не качала, но маньякам можно.

Комета

Автоатака в движении (из стороны в сторону). Вот его качаем, в отличие от простой автоатаки (стоя) т.к. неплохой урон, баф на скорость атаки и восстановление FP. Максим.

Дымовая завеса

Оставляем на 1 уровне для пве. В будущем на максимум, и вы получите баф +18% к уклонению, для пвп оченя надо.

Цикл: прятки

учим с дымовой завесой. Хайд, в который можно уйти и с «в щепки» и с «дымовой завесы» пробелом. Жрет выносливость. Позволяет аккуратно отойти в сторону и использовать следующее умение:

Сердце демона

Позволяет больно ударить из режима прятки. 100% попадание, 100% шанс крита — очень, очень больно бьет.

Можно максить (хотя в пвп, не в одиночном, шанс применить умение очень мал, т.к. пока вы будете ползти к врагу из кустов, время умения прятки тупо закончится. Использовать нужно очень быстро.) Апдейт — теперь все в ваших руках — качаем выносливость и сидим в кустах пока не надоест =)

Падение

Вы хватает врага, подпрыгиваете вместе с ним, и бросаете со всей силы на землю. 100% попадание, высокий урон. В пвп используется очень очень часто, качаем на максимум.

Резня

для меня это просто дебаф — срезает от 10 до 20 % защиты врага на 5 сек. Качается по желанию.

Призрак ночи

позволяет быстро добраться до врага с разбега и опрокинуть его + нанести урон. У меня на макс,используется часто на мобах — просто потому что удобно юзать, а не потому что великое умение какое то с высоким уроном.

Лисий коготь

Серия массовых ударов, высокий урон, быстрый каст. Используется часто, качаем на максимум.

Цикл: тень-защитник

подбрасывает врагов, работает в цикле со следующим умением:

Цикл: след тени

отталкивает и отбрасывает врагов. Перемщает вперед. Гнев черного духа 200 %

Умения долго кастуются, что не очень удобно. Но — восстанавливает вам НР (после обновления) и имеет 100% шанс крита. Так что теперь — на максимум.

Цикл: капкан

Умение среднее по сокрости каста. Срезает скорость противников на 45% на 10 сек. Оглушает, наносит хороший урон. Юзабелен в пве и пвп, но откат 24 сек. Качаем на максимум, ибо полезен в пвп — помогает замедлить вражин, чтоб не разбежались в стороны и попали под ульт союзников.

Симбиоз

Умение, как шаги в небе, качать не обязательно, т.к. шагов хватает. Но если у вас как у мну, любовь прыгать на кого то сверху и бить — качаем)

Цикл: черная луна

Наносим урон сюрикенами по площади. Хороший урон, но чаще в пве используется данное умение, можно прокачать на максимум.

Взрыв тени

Должен наносить урон и отталкивать, но нед. Не качаем, почти не используется — очень медленный

Умения куноичи

Кунай

улучшает навык «Жало тьмы» — увеличивает урон.

Защита кунаем

Учится автоматом, персонаж встает в защитную стойку, не пропуская урон в лицо. Сбоку и сзади полная уязвимость. Хотя в морду все равно дадут, если у противника много урона =)

Дождь из лезвий. Гнев черного духа 100%.

Собственно, ульта. Наносит серию ударов, между которыми куноичи уходит в невидимость — и в этот момент она неуязвима. Офигенный скил. Максимум качаем.

Удар по сухожилиям

Куноичи с высокой скоростью крутится по площади и наносит урон, в этот момент поймать ее тяжело) Довольно часто используется, стоит выучить.

Умения ниндзя

Скорость ниндзя

резкий рывок вперед (загзагом) или еще один блинк. Качать на максимум — снижается откат и увеличивается дистанция.

Сюрикен: мясник.

усиливает атаку сюрикеном. В других гайдах пишут, что надо брать.. Лично мне не понадобился ни разу. Не качать.

Сюрикен: побег

Побрасывание противников. Можно взять, но, в принципе не нужен.

Покушение

Умение похоже на «В щепки», только при появлении ниндзя опрокидывает врагов. Можно брать (но используется также редко)

Цикл: крутящееся лезвие. Гнев черного духа 100%.

Ульта, бьет больно, со 100% зарядом серия ударов, довольно мощная, есть большой шанс, что в живых вокруг никого не останется =)

Обезглавливание.

Очень мощное умение ниндзя, с эффектом оглушения. Качать на максимум.

А если попроще — то на данный момент в игре 56 уровень можно сделать за 2 дня. Если у вас есть доступ на канал Оливия, вы играете в выходной, то еще все квесты от черного духа успеете сделать. Поэтому заморачиваться с умениями не стоит, вот основное, что используется на мобах (если повезет, то и в пвп этими же связками дадите сдачи) :

Куноичи:

Херакнуть этим, потом этим если не помогло, можно еще опрокинуть разок и добить этим умением.

Еще один вариант — на впереди стоящих мобов кинуть замедление , и прыгнуть с ультой .

На жирного моба или босса чаще использовать комбо . Собственно, все, с остальными умениями можно не морочиться вообще. И не забыть про умение, восстанавливающее FP.

Ниндзя — почти то же самое

Это добежать до спота, и либо резко прыгнуть на мобов, либо прыгнуть сверху в толпу и опрокинуть

можно дать замедление, и шарахнуть ульт . Или просто бегать и спамить эти два умения — , периодически разбавляя ультой. На жирного моба или босса чаще использовать комбо . Собственно, все.

И не забыть про умение, восстанавливающее FP.

По общим впечатлениям от ниндзя и куноичи — они похожи, но все же очень разные. Во-первых, у куноичи анимация плавнее, ниндзя же — делает короткие, резкие удары, он очень быстро двигается и бьет. До 56 уровня ниндзя приятнее в прокачке и игре, доп. умение на движение + более серьезная ульта + еще один скил с хорошим дамагом позволяют вырезать все живое и гораздо быстрее, чем куноичи. После 56 уровня все меняется — куноичи гораздо приятнее, за счет простоты умений и комбо, у нее наоборот появляется более длинная ульта с хорошим радиусом действия, хороший баф и рывок вперед. Ниндзя после пробуждения становится еще более дерганным и резким) у него нет умений для дистанционной атаки, поэтому всегда нужно будет танцевать вокруг врага. + ульта, которую нужно зарядить (пусть не долго, но все равно неприятная уязвимость). На любителя, в общем.

После пробуждения:

На 56 уровне вы проходите цепочку квестов от черного духа, наградой за который служит пробужденное оружие. Для куноичи это — чакрам, для ниндзя — Клинки асуров. Оружие уже достаточно мощное, можно его заточить на III и вполне комфортно играть дальше.

У персонажа появляются новые умения, требующие большое количество очков навыков. Новых умений не так уж и много, поэтому их всегда учат полностью. Также понадобятся умения из основной стойки — теперь они актуальны благодаря «Абсолютам».

У куноичи есть небольшая особенность — чакрам большой, и видимо, тяжелый, а бдо — весьма реалистичная игра. Итак, куноичи шатает в стороны и заносит благодаря чакраму, не сильно, но это заметно =) Еще не хватает скорости отката умений, буквально пару секунд. На 58 уровне этот вопрос решается, но до 58-го еще дожить нужно. Ниндзя же — вообще отдельная история, одна анимация умений чего стоит. Особенно его манера бегать с поднятым над головой оружием =))) просто вах. нет слов =)

Пробужденные умения куноичи

Алый чакрам

переключение в пробужденную стойку (С)

Защитная стойка, включается автоматически, когда персонаж отходит назад. Поглощает урон, наносимый спереди.

Баф на себя на 20 секунд: атака +20, скорость атаки +10%, меткость +10%, уклонение +15%, шанс крита +16%.

Хороший удар чакрамом (1200% урон), умение включается с пробела во время использования других умений. Не игнорируем, периодически жмем пробел, пока лупим мобов. Восстанавливает 3 НР за попадание.

Разрез чакрамом

Автоатака. Горизонтальный удар — дает баф +5% шанс крита, скорость атаки, вертикальный удар (пкм) — опрокидывает врага.

Куноичи наносит три удара, опрокидывает + хороший урон. (В конце прокаста юзаем пробел — «холодный свет»). Восстанавливает 20 НР за попадание. Юзаю только когда хочу чуть подхилится.

Лунный блик

Рывок вперед + удар, часто используемое умение. Вся защита +10 на 10 сек. С его помощью уходим в пробужденную стойку.

Комбо: лунный блик

после рывка и удара, наносим еще один удар, довольно чувствительный. Каст очень быстрый.

Куноичи бросает чакрам вперед и тут же прыгает за ним. Умение наносит хороший урон и добавляет мобильности персонажу. Режет скорость перемещения и атаки врага на 20% 10 сек. А еще классно опрокидывает врагов.

Плотные тени

Позволяет уйти в «невидимость»

Мастерство: в щепки

Позволяет уйти в невидимость на 3 сек, баф на атаку (+12 на 10 сек)

Бросок чакрама

куноичи бросает вперед чакрам, который наносит хороший урон врагам и возвращается обратно в руки. Оставляет кровотечение на 27 сек -30 нр. Часто используемое умение, как в пвп так и в пве.

Цикл: преломленный луч. 58 lvl

Еще один бросок чакрама, в момент использования — устойчивость. Чакрам летит не вперед, а вокруг, вырезая рядом стоящих вражин. Хороший скил) очень

Рассечение луны

Автоатака — наносит удары из стороны в сторону, хорошо восстанавливает FP. А еще — в момент применения — устойчивость. Этим умение можно убивать толстых мобов, ничего больше не юзая. Урона хватает.

Дистанционный скил, куноичи пускает чакрам катится по земле к врагу. По факту, урона немного и чакрам довольно долго катится. Но опрокидывает врагов просто чудесно, поэтому используем почаще.

Белый вихрь

Основной фармящий скилл. Гнев черного духа 200%.

Куноичи крутится на месте, наносит урон мобам и восстанавливает НР (я пробуждаю на восстановление FP дополнительно, и использую по откату, идеально).

Комбо: гнев

Дополнение к умению «Белый вихрь» — после использования наносит еще один удар с опрокидыванием врагов.

Ярость луны. Гнев черного духа 100%.

Ульта. Ест много FP. Когда бьете ульт, цельтесь) нужно немного отбежать от врага чтобы он влетел в ваш тройной удар. Если будет стоять с вами в обнимку — удар на него не попадет. Если далеко и в стороне — аналогично. В момент каста можно менять направления ударов, чтобы пи..ей хватило всем.

Комбо: ярость луны

Дополнение к умению ярость луны, наносит еще один удар с опрокидыванием.

Что оставить из основной стойки

Все на максимум

Вихрь смерти

баф к шансу крита

Комбо: шаги в небе

двойные прыжки

Цикл: в щепки

фокус с исчезанием

Небытие

Преследование

бегать кросс

Уворот ниндзя.

Новое на сайте

>

Самое популярное