Домой Грибы Диктант по русскому вводные слова. Обращение. Знаки препинания при обращении. Диктант с грамматическим заданием

Диктант по русскому вводные слова. Обращение. Знаки препинания при обращении. Диктант с грамматическим заданием

Просмотр содержимого документа
«Диктант с грамматическим заданием по теме «Вводные слова и предложения» для 8 класса»

Диктант с грамматическим заданием

по теме «Вводные слова и предложения»

Диктант с грамматическим заданием в 8 классе по теме "Вводные слова и предложения" способствует проверке знаний, умений и практических навыков правильного написания и пунктуационного оформления проверочной работы по русскому языку. В основу текста диктанта положен рассказ К. Паустовского "Грач в троллейбусе", способствующий нравственному воспитанию школьников среднего звена.

8 класс

Грач в троллейбусе

Была еще та ранняя весна, когда о приближении тепла можно догадаться только по едва заметным признакам - по туману на московских улицах, по каплям этого тумана, стекающим с черных веток недавно посаженных лип, и по рыхлому ветру. От него оседает и становится ноздреватым снег. Но этот последний признак, пожалуй, к Москве не относится. Снег в Москве к концу марта остается только в некоторых дворах, а на теплом асфальте его уже давно нет. Зиму в Москве собирают машинами-конвейерами на самосвалы и вывозят без остатка за город.

Тот случай, о каком я хочу рассказать, произошел в троллейбусе номер пять.

Москвичи, как известно, в троллейбусах и автобусах разговаривают мало, а больше читают. И в том троллейбусе номер пять, который отошел от остановки на Театральном проезде, тоже было обычное настроение. Но вдруг кондукторша крикнула:

Погодите! Что же это такое?

Это грач, - испуганно сказала девочка лет восьми.

Грач сидел, угревшись, под пальто на груди у девочки и только на минуту высунул из-под пальто свой нос. Но этого было достаточно, чтобы бдительная кондукторша заметила в троллейбусе птицу, запрещенную к перевозке.

Если его нельзя везти, так я слезу, - сказала девочка и покраснела.

Что ты, дочка! - воскликнула кондукторша, перестала давать билеты и протиснулась к девочке. - Сиди, не беспокойся. Ой, какая птаха хорошая! Что это? Неужели грач?

Грач осмелел и выглянул. Кондукторша осторожно погладила его пальцем по точеной головке и засмеялась.

Не бойтесь, он не кусается, - сказала девочка и вся засияла. - Он очень серьезный, но добрый. (По М. Пришвину)

Грамматическое задание

    Найдите односоставное предложение, укажите его вид.

    В тексте диктанта найдите предложение с вводным словом, укажите его разряд.

    Выпишите предложение с обособленным определением и предложение с обособленным обстоятельством

    Укажите способ образования слова «угревшись»

    Найдите грамматическую основу предложения «Он очень серьезный, но добрый».

Указание . Подчеркните вводные слова.

1. Весна, бесспорно, самое лучшее время года. Южная весна наступает исподволь, на севере она, наоборот, производит быстрый переворот в жизни природы. (С.-М.) 2. Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (Т.) 3. От реки поднимался пар, значит, температура здесь была выше температуры воздуха. (Арс.) 4. Солнце поднялось уже высоко. Было, наверное, около десяти часов. (С. Шуртаков) 5. Лес очень велик, и, несомненно, в нем есть места, на которые не ступала нога человека. (Пришв.) 6. Оказывается, дым от лесных пожаров резко уменьшает солнечный свет. (Пауст.) 7. Постарайтесь встать летом рано-рано. Во-первых, вас окутает легкий утренний туман, во-вторых, вы увидите восход солнца и, наконец, поймете, как прекрасен мир вокруг нас. (100 слов)

Указание . Укажите (в скобках), какое значение придают вводные слова.

1. Кавказ, несомненно, является одним из самых живописных мест. 2. Кажется, мы заблудились. 3. К счастью, погода была прекрасная. 4. Нам, наверно, не удастся сегодня встретиться. Мотет бить, ты придешь ко мне завтра? 5. Мое поздравление, к сожалению, опоздает. 6. В доме было очень тихо. Очевидно, все уже спали. 7. Ты, должно быть, забыл наш уговор. 8. Я, конечно, выполню свое обещание. 9. Я сегодня, по-видимому, приду домой поздно. Во-первых, после уроков будет репетиции, во-вторых, я пойду навестить больного друга и, наконец, в шесть часов в школе будет концерт. (83 слова)

1. Раз на листьях и на траве роса, значит, завтра должен быть хороший день. (Ю. Дмитриев.) 2. И деревья бывают счастливыми. Самые счастливые, наверно, те, на которых птицы вьют гнезда. 3. А это - женьшень или, по-нашему, по-русски, корень жизни. (С. Шуртаков.) 4. Самым красивым растением в доме Анюя был, бесспорно, амурский виноград. (Арс.) 5. Наше ветхое суденышко наклонилось, зачерпнуло и пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. (Т.) 6. Пжик был еще очень маленький и поэтому быстро привык, не дичился, а, наоборот, любил быть среди людей. (С. Шуртаков.) 7. Кажется, в Сибири есть древнее поверье: кто увидит белую белку, тот найдет свое счастье (92 слов)

Творческий диктант

Указание . Вставьте в предложения подходящие по смыслу вводные слова; расставьте знаки препинания.

Выразите предположение.

1. В сентябре ожидаются ранние заморозки. 2. Из-за сильного дождя придется отложить прогулку. 3. В шесть часов я буду уже дома.

Выразите радость или сожаление.

1. Пожар заметили вовремя. 2. Я не успел проститься с другом. 3. У отца оказались запасные детали, и я смог починить фотоаппарат.

Выразите уверенность или неуверенность.

1. Нам предстоит трудная работа. 2. Вы сможете мне помочь? 3. Мы будем усиленно готовиться к соревнованиям.

Передайте последовательность.

Необходимо употреблять витамины. Они укрепляют здоровье, увеличивают сопротивляемость организма к заболеваниям и повышают работоспособность.

Указание . Подчеркните вводные слова.

1. Тихо. Море кажется мне бесконечной зеркальной гладью. 2. Море, кажется, заснуло крепким сном 3. Нам, видно, придется заночевать в лесу. 4. Сквозь сосны видно море и парус вдали. 5. По словам ученого, птицы любят двигаться против ветра. 6. По словам брата нельзя было догадаться о его настроении. 7. Заявление должно быть подано завтра. 8. Вы, должно быть, забыли наш уговор. 9. Напишите сочинение по моему плану. 10. По-моему ты слишком сухо описал наше путешествие. 11. Друг не рассердился на мое замечание, а, наоборот рассмеялся. 12. Мать уговаривает сына слушаться, а он все делает наоборот. 13. К счастью, дождь перестал. 14. Поезд мчал меня к счастью. (93 слова)

Контрольный диктант

1. Птицы, по-видимому, зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу. (Арс.) 2. Итак, апрель месяц еще не наступил, а подснежники уже расцвели. (Марш.) 3. Тихо ступает нога, и кажется путешественнику, что вот-вот откроется перед ним сказочное царство. (С.-М.) 4. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. (Пауст.) 5. К зарослям трав все время подлетали птицы. Значит, у них уже вывелись птенцы. (Т.) 6. К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. (Прж.) 7. Кажется, Ксенин первый в русской литературе с такой искренней любовью писал о животных. 8. По-моему, еще раньше Чехов удивительно хорошо понимал животных и писал о них. 9. Занятия спортом очень полезны. Во-первых, они укрепляют здоровье, во-вторых, увеличивают работоспособность и, наконец, развивают волю. (110 слов)

Это случилось в Голландии в 1734 году. Однажды дети играли на берегу моря. Почти у самой воды они увидели красивый цветок. Они стали рассматривать его. Во-первых, стебель был усажен красными цветочками, во-вторых, листья у него были как у тюльпана. Каждый из цветочков, казалось, напоминал маленькую лилию. Цветочки чудесно пахли.

На берегу дети нашли несколько луковиц этого растения.

Жители вспомнили, что, кажется, месяц назад во время бури погиб генуэзский корабль. Обломки его находили на берегу. Наверно, ящики с луковицами незнакомого растения разбились о скалы. Луковицы, по-видимому, пустили корни, и растение зацвело.

Жители собрали луковки и стали разводить эти цветы в своих садах.

Вы, несомненно, знаете эти растения. Это гиацинты. (По Н. Верзилину.) (111 слов)

ДИКТАНТ
(вводные и вставные конструкции)

Дитя джунглей.

(1) Семнадцатого января тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого года мир облетело сообщение, удивившее всех. (2) На вокзале одного из небольших индийских городов было найдено человеческое существо, выросшее, по всей вероятности, среди диких животных.
(3) Мальчик Раму (так решили назвать этого получеловека) двигался на четвереньках, вследствие чего на его ступнях и ладонях образовались толстые, как будто затвердевшие наслоения кожи. (4) На руках, напоминавших больше звериные лапы, были длинные ногти, загнутые вниз. (5) С их помощью он мог рыть землю, разрывать на части попадавшие к нему вещи.
(6) Ел Раму, как выяснилось вскоре, только сырое мясо, куски которого глотал, почти не прожёвывая. (7) Обладая сильно развитым обонянием, запах пищи он чувствовал на большом расстоянии.
(8) Если кто-либо пытался приблизиться к Раму, он издавал злобные гортанные звуки, похожие на рычание хищника. (9) При попытке кого-нибудь из людей дотронуться до него мальчик старался укусить протянутую к нему руку, вёл себя очень агрессивно.
(10) Врачи госпиталя (мальчик сразу же был помещён в одно из крупнейших медицинских учреждений Индии) и прибывшие со всех концов страны специалисты в конце концов пришли к общему заключению. (11) По их мнению, Раму в младенчестве оказался по неизвестной причине в джунглях и в течение всех лет своей небольшой жизни находился среди волков. (12)Очевидно, принявшая мальчика волчья стая не только выкормила человеческого детёныша, но и воспитала его по своим законам.
(13) Все попытки врачей научить Раму элементарным человеческим навыкам, к сожалению, ни к чему не привели, и через несколько месяцев ребёнок умер. (14) Учёные считают, что причина этого – резкая смена среды обитания. (15) «Дитя джунглей» так и не смог адаптироваться к неестественным для него человеческим условиям жизни.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

I вариант
1) Из предложения 4 выпишите страдательное причастие.
2) Из предложения 12 выпишите притяжательное местоимение.
3) Из предложения 3 выпишите производный предлог.
4) Замените подчинительное словосочетание со связью управление НАСЛОЕНИЯ КОЖИ из предложения 3 синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.
5) Назовите вид подчинительной связи слов в словосочетании ОБЛАДАЯ
ОБОНЯНИЕМ в предложении 7.
6) Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
7) Среди предложений 6-10 найдите такое, в составе которого есть обособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.
8) Среди предложений 1-7 найдите предложение, осложнённое вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

1)
З
А
Г
Н
У
Т
Ы
Е

2)
С
В
О
И
М

3)
В
С
Л
Е
Д
С
Т
В
И
Е

4)
К
О
Ж
А
Н
Ы
Е
Н
А
С
Л
О
Е
Н
И
Я

5)
У
П
Р
А
В
Л
Е
Н
И
Е

6)
Б
Ы
Л
О
Н
А
Й
Д
Е
Н
О
С
У
Щ
Е
С
Т
В
О

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
I I вариант
1) Из предложения 10 выпишите страдательное причастие.
2) Из предложения 3 выпишите притяжательное местоимение.
3) Из предложения 11 выпишите производный предлог.
4) Замените подчинительное словосочетание со связью согласование ЗВЕРИНЫЕ ЛАПЫ из предложения 4 синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
5) Назовите вид подчинительной связи слов в словосочетании СИЛЬНО РАЗВИТЫМ в предложении 7.
6) Выпишите грамматическую основу из предложения 5.
7) Среди предложений 3-7 найдите такие, в составе которых есть обособленные обстоятельства. Напишите номера этих предложений.
8) Среди предложений 8-15 найдите предложение, осложнённое вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

1)
П
О
М
Е
Щ
Ё
Н

2)
Е
Г
О

3)
В
Т
Е
Ч
Е
Н
И
Е

4)
Л
А
П
Ы
З
В
Е
Р
Я

5)
П
Р
И
М
Ы
К
А
Н
И
Е

6)
О
Н
М
О
Г
Р
Ы
Т
Ь
,
Р
А
З
Р
Ы
В
А
Т
Ь

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) К сожалению, скоро облака заволокли все небо. 2) Как нарочно, к вечеру задул порывистый ветер. 3) Плаванье становилось однообразным и, признаюсь, скучноватым. 4) Но, к удивлению и удовольствию моему, на длинном столе стоял всего один графин. 5) Сообщения с берегом не было, и мы простояли, помнится, трое суток в печальном бездействии. 6) Жизнь наша, повторяю, опять потекла прежним порядком. 7) Ему, видишь ли, необходимо было привести в порядок коллекцию собранных растений. 8) Друг его, что важно, записывал все виденное и слышанное. 9) Садик, по обыкновению, был наполнен фруктовыми деревьями и цветочными кустами. 10) Он, казалось, ни во что не вмешивался. 11) Работали они, понятно, с восхода до захода солнца. 12) Встретили нас, действительно, как старых друзей. Пошли, разумеется, расспросы, толки, новости с той и с другой стороны. 13) Очевидно, хозяева отправились хлопотать об ужине. 14) Река эта, кажется, довольно глубока. 15) Итак, мы снялись с якоря. 16) Впрочем, капитан напрасно дорожил временем. 17) Впрочем, у нас были и развлечения. 18) Одним скучно сидеть дома, другие, напротив, любят это. 19) Между прочим, он подарил нашему доктору корень алоэ особой породы, который растет без всякого грунта. 20) А у него, говорят, прекрасный дом. 21) На этой горе, говорят, много змей (оттого и называется она Змеиной горкой).

(По И. Гончарову )

II. Никто не знал брода, поэтому ноги у всадников по колени ушли в воду. Они не предвидели этого обстоятельства, а то, может быть, и не поехали бы верхом. Один из них хотел, кажется, избавиться от этого неудобства, подбирая ноги, но кончил тем, что, к нашему немалому веселью, упал в воду.

(По И. Гончарову )

III. 1) Он действительно страдал в эту минуту. (Л. Толстой ) 2) И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручивания усов — все казалось теперь оскорбительным Пьеру. (Л. Толстой ) 3) Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. (Л. Толстой) 4) Шаги в кустах все шуршали, но не ближе, а, наоборот, дальше и глуше. (Б. Акунин) 5) Голос говорившего неуловимо переменился, потихоньку набирая упругость, силы и, пожалуй, скрытой угрозы. (Б. Акунин) 6) Небо бесшумно — и от этого еще страшней — полыхнуло ослепительно яркой зарницей. (Б. Акунин) 7) Телеграмма лежала на тумбочке в прихожей, а значит, предназначалась мне. (Е. Яковлева) 8) Я заметила большую медвежью шкуру (впрочем, я не до конца уверена в том, что она действительно медвежья), брошенную напротив камина. (Е. Яковлева) 9) Музыкальная память, пожалуй, один из самых распространенных типов ярко выраженной хорошей памяти. 10) Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой — я в этом не сомневался — пошла и она. (И. Тургенев) 11) Но, как оказалось, оставались еще какие-то формальности. В городе Краюхина срочно вызвали на радиостанцию, и, вернувшись оттуда, он сухо (так, по крайней мере, показалось Быкову) сообщил, что старт откладывается на утро послезавтра, а завтра прибывает комиссия. (Стругацкие) 12) Небольшая выставка — пожалуй, не более трех десятков работ — была устроена просто, но искусно. Чуть подрагивающий свет от газовых рожков не портил изображение бликами, а, наоборот, придавал черно-белым картинам вид подлинно живой реальности. (Б. Акунин)

IV. 1) Однако нынешней весной все шло как-то не так. 2) Лес поредел, однако дождь, как на грех, усилился. 3) Скоро, однако, лес впереди поредел, проглянула свободная даль. (Г. Федосеев) 4) Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удается: то, бывает, лисица понорится, то, бывает, уведет собак в такую даль, что не поспеешь до вечера. (М. Пришвин) 5) Как, однако, давно мы расстались. (И. Гончаров) 6) Однако я все-таки надеюсь к концу будущей недели непременно прибыть в Спасское. (И. Тургенев) 7) Становилось, однако, жарко. (И. Гончаров) 8) Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном. (И. Тургенев) 9) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров) 10) Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (А. Пушкин) 11) Наконец необходимо срочно решить этот вопрос, иначе время будет упущено. 12) Люди изобрели много средств преодоления пространства: автомобиль, самолет, радио, телевидение и, наконец, космический корабль. 13) Он был даже рад случаю остаться наконец в одиночестве. (Л. Кожевников) 14) Когда телефон наконец затих, ей удалось успокоиться и собраться с мыслями. 15) Наконец звезды на востоке стали блекнуть и исчезать. 16) Наконец судно отказывается от битвы, идет ко дну.(И. Гончаров) 17) Долго кувыркалась она [шлюпка] в волнах и наконец пристала к борту. (И. Гончаров) 18) Мы долго поднимались в горы. Становилось заметно свежее. Наконец мы остановились на одной площадке. (И. Гончаров)

V. Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел сто лет назад Бежин луг? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка, конечно, течет по прежнему руслу. Вон с того берега Тургенев увидел ночной костер, и ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под крики чибиса идем по траве... Черный круг от костра. Кто-то из приезжих так же, как мы, видимо, вспоминая Тургенева, определил место, где когда-то горел костер, и тоже зажег огонек.

(По В. Пескову )

VI. Книга — великое чудо. Во-первых, в ней — весь необъятный духовный мир человечества. Во-вторых, она концентрирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум народов. Наконец, книга — могучее и универсальное средство общения людей, народов, поколений.

(По Е. Лихтенштейну )

VII. После воздуха и хлеба для человека самым необходимым в жизни является книга. Во-первых, книга — открытие мира, во-вторых, она собеседник, в-третьих — наставник, и, наконец, книга — отдых.

(По Л. Ошанину )

8 класс Контрольный диктант № 5 по теме «Обращение и вводные конструкции».

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)

(По В. Арсеньеву)

Грамматические задания.

1. Графически выделите в тексте диктанта вводные конструкции.

2. Произведите синтаксический разбор предложений.

1 вариант: Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше.

2 вариант: Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант: дурными.

2 вариант: величайшей.

Новое на сайте

>

Самое популярное