Домой Грибы Символы веры христианства. Древнехристианская изобразительная символика

Символы веры христианства. Древнехристианская изобразительная символика

Почему рыба является символом Иисуса Христа?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).

Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии - этом центре аллегорического толкования - впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156). Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9-11). Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия - на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36-37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17-21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.

Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1). Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками:

Жизни Радость вечная,
Смертного рода
Спаситель, Иисусе,
Пастырь, Пахарь,
Кормило, Узда,
Крыло небесное святого стада!
Ловец человеков,
Спасаемых
Из моря нечестия!
Рыб чистых
Из волны враждебной
к сладостной жизни уловляющий!
Веди нас, овец
Пастырь разумных!»

(Педагог. Заключение)

Давайте поговорим о символике Православной церкви. Почему о символике, да потому что любой символ несет в себе определенный сокральный смысл, свою сокральную нагрузку.

Основным символом РПЦ является как известно крест. Этот символ присутствует везде, от нательного, до венчающего маковки Православных Храмов и монастырей. И вот что интересно, по каким то причинам внешний вид крестов на куполах Храмов самым непостижимым образом в последнее время стал меняться. Давайте проиллюстрируем это.

Новые кресты, устанавливаемые на куполах храмов:

В селе Умай Вадского района освящены кресты для воздвигаемого Спасского храма

Крест Храма Серафима Саровского в Медведково

А вот кресты на куполах исторических памятников, переданных государством РПЦ

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Софийский Собор в Вологде

Вот как трактуют элементы креста священнослужители:

Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие, правда не всегда оно присутствовало на крестах. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда, как нас уверяют священники.
Если вспомнить распятие Иисуса Христа, то не обойтись без рассказа о двух разбойниках, распятых рядом с Ним. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека — крест служит мерилом его духовного состояния. Либо под тяжестью грехов перекладина весов опускается вниз, либо, облегченная раскаянием, поднимается вверх.
Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной — один из древнейших русских крестов.
В народе подножие креста получило название «стояло». Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути. В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг.

Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу . Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы . Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Даже беглое сравнение этих символов показывает существенную разницу. И такое сравнение можно приводить и приводить. Так в чем разница? Что приобрела и потеряла наша Церковь при проведении этой подмены, не замены, а именно подмены. Давайте разбираться с этим вопросом.

В основе староцерковных крестов, украшавших и украшающих величественные купола лежит глубокая старославянская древность, а именно Букова старославянской ВсеяСветной Грамоты (http://www.knlife.ru/antient-culture/slaviane/prajazik/bukovnik-vseiasvetnoi-gramoti.html ) Крестъ. Данная Грамота, была дарована нашим предкам более 7 500 лет назад и содержит 144 символа – Буковы. Начертание и смысловой образ Буковы Крестъ приведет на рисунке:

Столь величественна и многообразна в Изначальном (Здравом) понимании Корневая ОсНова «Крест», что об этом написаны многие и многие тома. Многие Буковы несут элементы по Кресту, чаще, правда, по составным Буковы «Крест» - этого поОстЕевого Отображения БиоМембранной ЭнергоОсновы Человека, да и не только Его. И недаром любая ИкОна – «поТворцово Единяющая Небо-Косм и Твердь- Землю» она прямо или косвенно имеет Крест.

И не случайно в основе всех свастичных символов древних Ариев лежит Крестъ

Ныне, правда, понимая, сколь тяжело побеждать вгрызшуюся ивристичность, даже Люди стали иногда понимать «КрестНость» в изуродовнном смысле: «Нести свой Крест», якобы нежелательное, тяжелое дело. Но ведь ПОБЕЖДАТЬ ВРАЗЕЙ РОДА ЛЮДСКОГО НЕОБХОДИМО!!! Врази для попытки воспитать отвращение к Смыслу Буковы Крест, состоящей из элементов A И, MA , O И и других, издревле стали изображать Крест, как будто он (ЯКрест) является орудием пыток, мученичества. И обидно, что Псы повесили многим даже вроде бы образованным христианам на грудь символ временного мученичества Христа как временную победу над сыном Божьим с попыткой увековечить иудейские гвозди в Иисусе Христе, вопя при этом, что Сын Божий должен будто бы быть съеден христианами – будто бы кровопийцами посредством Причастия. По ихнему выходит, что вместо сердца у Христа ликеро-водочный завод для опиумизации верующих в Христа.

Истиное предназночение Буковы Крест – этого ТриКрестия, возлелеянного на ЛучеЗарности! – Пийтизацией БиоЭнергий в еще более возвышенные Системы ЖизньВоздвигновений.

Так что Православный Крест – это еще одно заимствование древнейших «языческих» Знаний наших предков, урезанный и искаженный до своей противоположности.

: Хи=Х и Ро=Р. Хотя технически Хи Ро не является крестом, он ассоциируется с распятием Христа и символизирует его статус Господа. Считается, что первым использовал Хи Ро в начале IV в. н.э. император Константин, украсив им лабарум, военный штандарт. Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э. Константину явился Господь и приказал нанести изображение Хи Ро на щиты воинов. После победы Константина в битве у Мильвийского моста Хи Ро стал официальной эмблемой империи. Археологи нашли доказательство того, что Хи Ро был изображен на шлеме и щите Константина, равно как и его солдат. На монетах и медальонах, которые чеканили в эпоху правления Константина, также был высечен Хи Ро. К 350 г. н.э. изображения стали появляться на христианских саркофагах и фресках.

Философ А.Н. Уайтхед говорил, что настоящие символы способны менять ход истории. Символ чаши является очень значимым. В XV веке произошло событие, после которого чаша стала олицетворением мужества чешского священника Яна Гуса. Он принял мученическую смерть за то, что поделился своим питьем с прихожанами в обход правил римской церкви, разрешающих делить вино только со священниками. За свой поступок он был сожжен на костре. Другая подобная история произошла со сторонниками унитарианства, которые тоже подвергались преследованиям за попытку демократизации религиозных институтов.

Ихтус (их-тус) или ихтис по-гречески значит «рыба».
Греческие буквы, которыми писалось слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма. В английском переводе это IXOYE. Пять названных греческих букв – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что значит «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».
Этот символ использовался преимущественно среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ был завезен из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Товары шли из этого порта по всей Европе. Вот почему символ ихтис первыми стали использовать моряки для обозначения близкого им бога.

Тау-крест

После видения у распятия Сан-Дамиано Святой Франциск выбрал в качестве своей эмблемы более древний символ искупления: Тау-крест.
В комментариях к писаниям Израиля ранние христианские авторы использовали греческий перевод этого символа – Септуагинта, в котором последняя буква еврейского алфавита, тау, читалась по-гречески как «т». Стилизованное воплощение последней буквы еврейского алфавита крест Тау стал символизировать отмену непослушания старого Адама и превращение Христа в нашего Спасителя, нового Адама.


Латинский крест, также известный как протестантский крест и западный крест.
Латинский крест (crux ordinaria) служит символом христианства, несмотря на то, что он задолго до основания христианской церкви он являлся символов язычников.
Он был создан в Китае и Африке. Его изображения встречаются на скандинавских изваяниях Бронзового века, воплощающих образ бога войны и грома Тора. Крест считается магическим символом. Он приносит удачу и отгоняет зло. Одни ученые интерпретируют наскальные изображения креста как символ солнца или символ Земли, лучи которого обозначают север, юг, восток и запад. Другие указывают на его схожесть с человеческой фигурой.

Агнец: символ Христа как пасхального жертвенного агнца, а также символ для христиан, напоминавший им о том, что Христос – наш пастырь, и Петр велел кормить его овцу. Агнец также служит знаком Святой Агнессы (ее день отмечается 21 января), мученицы раннего христианства.


Голубь

Голубь: символ Святого Духа, часть культа Крещения Господня и Пятидесятницы. Он также символизирует после смерти, используется для вызова голубя Ноя, предвестник надежды.


Роза

Роза: Святая , Матерь божья, символ мученичества, тайны исповеди. Пять роз, объединенных вместе, обозначают пять ран Христа.

Якорь

Изображения этого символа на кладбище Святой Домитиллы относят к I веку, они также встречаются в катакомбах в эпитафиях II и III веков, но особенно много их на кладбище Святой Присциллы (только здесь около 70 образцов), Святого Каликста, Coemetarium majus.Смотрите Послание к Евреям 6:19.


Иерусалимский крест также известен как Крест крестоносцев, он состоит из пяти греческих крестов, которые символизируют: a) пять ран Христа; б) 4 Евангелие и 4 стороны света (4 креста поменьше) и самого Христа (большой крест). Крест был общим символом во время войн с исламскими агрессорами.

состоит из греческого креста с греческой буквой «Х» - начальной буквой слова Христос, символизирующего возрождение, и поэтому он ассоциируется с обрядом Крещения.

Крест Петра когда Петр был приговорен к мученической смерти, он попросил распять его вниз головой из уважения к Христу. Так, перевернутый латинский крест стал его символом. Кроме того, он служит символом папства. К сожалению, этот крест используется также сатанистами, цель которых – «переворот» христианства (см., например, их «Черную мессу»), в том числе латинского креста.


Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир "иной" приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из "языческих" образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением "естественного" для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

Отношение к непосредственному изображению Бога и "мира невидимого" было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, "для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ". Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):

15 Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
20 Кормило, устье,
Крыло Небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
25 В волнах неприязненных.
Из моря нечестия
Сладкою жизнью уловляющий,
Веди нас, овец
30 Разумных Пастырь
Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа -
Путь Небесный.

Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие.Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.

Приведем фрагмент равеннской мозаики VI в., изображающей лозу, монограмму Христа и павлина, - птицу, символизирующую возрождение к новой жизни.

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца - Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени , выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля .

Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о "печати Бога Живого" (Откр 7:2) и "новом имени побеждающему" (Откр 2:17) - верному в Царствии Божием.

Греческое название монограммы crisma (собств. "помазание, миропомазание") может переводиться как "печать". Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы), сопровождается буквами и . Приведем изображение детали саркофага II в., в которой собственно хризма не присутствует, но значение сохраняется. Такое употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель . (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает "...Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия". Таково изображение хризмы на монете императора Константина II (317-361).

Дополнительной отсылкой ко Христу могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени Christos - ikhthus, "рыба". Помимо простого анаграммного сходства, это слово приобретало и дополнительную символическую нагрузку: его читали как аббревиатуру фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель , Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную пластинку IV в. (Трир).

Изображение хризмы - постоянный мотив христианского искусства. Приведем и интересный современный графический вариант хризмы - эмблему журнала "Sourozh".

Все эти изображения - действительно тайнопись: за известными формами букв алфавита и др. скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста.

Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).

К таким образам относится также и якорь - символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Вот изображение якоря из римских катакомб.

В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это - еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.

Другой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом.

Обратимся к образу Христа - Доброго Пастыря. Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Ис 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой.

Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения ("Никто никогда не говорил так, как этот человек" - Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи.

Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором - хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная.

Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя "по человеческому существу". По отношению к "прямому образу" такие символы являлись уже пережитками "иудейской незрелости"

Христианство - одна из трех мировых мировых религий. Великое множество христианских символов можно найти в самых разных произведениях искусства и архитектуры. Церковь издревле пользовалась символами для разъяснения поучений, поскольку тогдашняя паства была в основном неграмотной. Средневековое искусство или искусство Возрождения изобиловали символами, особенно часто христианская символика встречается на витражах и стенных росписях соборов Европы. Самыми распространенными символами являются нимб, указывающий на святость того, чью голову он окружает, и крест -универсальная эмблема христианства.


Латинский крест

Латинский крест (crux immissa) представляет собой самый простой тип креста. Поперечная линия делится вертикальной пополам и располагается на одной трети вниз от вершины вертикали. В католицизме распространен крест в виде распятия, а протестанты предпочитают пустой крест, символизирующий воскресение. Многие средневековые церкви были построены в форме латинского креста (вертикали соответствовал главный неф), создавая символический образ креста Иисуса.

Греческий крест

Очень ранняя форма христианского креста, греческий крест (crux quadrata) является предшественником латинского. Его поперечная и вертикальная линии имеют равную длину и пересекаются в середине. Греческий крест происходит из Древнего Вавилона, где был символом солнечного бога Шамаша. Греческий крест не является символом распятия, скорее, он символизирует четыре стороны света, куда распространяется Евангелие, а также четырех евангелистов. Греческий крест, вписанный в квадрат, олицетворяет мировую власть церкви.

Перевернутый крест

Перевернутый крест называют крестом святого Петра. По католическому преданию, святой Петр был распят головой вниз, поскольку считал себя недостойным того же распятия, что и Христос. Предполагается, что римские папы наследуют святому Петру, поэтому перевернутый крест стал символом папства, его изображения украшают папский трон и папские надгробия. Часто рядом с перевернутым крестом помещают два ключа, символизирующие ключи к Царствию небесному, которые были обещаны святому Петру. Кроме того, ключи являются символом власти папы римского.


Крест Голгофы

Крест Голгофы представляет собой латинский крест, стоящий на трех ступенях. Они символизируют Голгофу - холм, расположенный недалеко от ворот Иерусалима, на котором был распят Христос, и Виа Долороза - улицу, по которой пролегал путь Христа к месту казни. Нисходящие ступени символизируют три библейские добродетели: веру, надежду и милосердие. Такой крест часто ставят на могилы и называют ступенчатым. Крест Голгофы иногда украшают покровом или саваном, наброшенным на поперечину.

Звезда

В христианской традиции звезда, сияющая в ночи, символизирует стремление души к искуплению.Она означает,что Божественные наставления и мудрость приходит только с небес, а не из земных пределов. В Библии говорится о Христе как об Утренней звезде. Вифлеемская звезда открыла волхвам тайну рождения Иисуса и указала дорогу в Вифлеем. Симметричная шестиконечная звезда ассоциируется с Девой Марией («Морской звездой»). Когда Марию изображают как Царицу небесную, ее рисуют с короной из 12 звезд на голове, что символизирует 12 апостолов.


Триумфальный крест

Этот крест, помещенный на шар — державу, символизирует триумф Христа, он встречается на изображениях Христа-спасителя мира (Salvator Mundi). До христианизации правители - язычники держали в руках державу, чтобы показать, что они обладают властью над всеми творениями. Христианские владыки добавили к державе крест, чтобы показать, господство Христа над всем миром и триумф христианства над язычеством.


Ихтис

По - древнегречески ichthys означает «рыба». Это акроним, составленный из первых букв греческого выражения Iesous Christos, Theou Yios Soter («Иисус Христос, сын Божий, спаситель»). Ранние христиане использовали знак ихтиса, который состоял из двух сходящихся дуг и напоминал рыбу, в качестве секретного символа. Им отмечали ниши в катакомбах, где встречались преследуемые властями христиане. Рыба и ее символическое значение несколько раз упоминаются в Евангелии. Некоторые из учеников Христа были рыбами, и Он говорил о них как о «ловцах человеков». Пятью хлебами и двумя рыбами Иисус накормил пять тысяч человек. Говоря о том, кто по решению Бога после конца света пойдет в рай, а кто-в ад, Он сравнил это с работой рыбака, сортирующего улов и оставляющего хорошую рыбу после того, как выбросил плохую. В древности Отцы церкви называли последователей Христа pisculi («рыба»).

Святая чаша

Считается, что святая чаша - это сосуд, из которого пил Иисус во время Тайной вечери. Согласно христианской легенде, позднее апостол Петр использовал чашу для совершения мессы. После смерти святого Петра чаша переходила по наследству от одного папы римского к другому, пока не дошла до Сикста ІІ, у которого римский император Валериан потребовал выдать все сокровища церкви. Папа Сикст ослушался и переда чашу на хранение святому Лаврентию.Тот спрятал реликвию в своем доме в Испании. Затем чаша попала к испанским монархам и находилась у них до тех пор, пока в 1200 г. Король Альфонс ІХ не вернул реликвию испанской церкви. Существует совершенно другая легенда, в которой чаша Тайной вечери является святым Граалем и в ней хранили кровь Христа, пролитую во время распятия. В католицизме вино, освященное во время мессы, становится кровью Христовой, поэтому святая чаша и святой Грааль представляют собой вместилища крови Иисуса Христа в прямом и символическом смысле.

Агнец Божий

Агнец Божий (Agnus Dei) - это одно из имен Иисуса Христа в Новом Завете. Оно используется, чтобы указать на роль Христа как агнца (ягненка), принесенного в жертву для искупления грехов мира. Сама идея агнца,возможно, ведет свое происхождение от жертвоприношения, совершавшихся во время еврейской Пасхи, когда белого ягненка приносили в жертву, а его кровь предлагали Богу в качестве искупления за грехи.Точно так же христиане верят, что своей кровью Иисус, как чистый агнец Божий, искупил грехи человечества. Литания - молитва, обращенная к Богу во время католической мессы, - начинается со слов «Агнец Божий»: Agnus Dei, qui tolli speccata mundi, miserere nobis … («Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи…»). Агнец Божий - символ чистоты, невинности и возрождения. Его рисуют с нимбом вокруг головы и со знаменем, на котором изображен красный крест на белом фоне, что символизирует воскрешение.

Голубь

В христианской традиции голубь означает чистоту, простоту и искупление грехов. Голубь символизирует Святой Дух, одну из ипостасей Святой Троицы наряду с Богом Отцом и Богом Сыном (Иисусом Христом). Как символ Святого Духа голубь присутствует на картинах, изображающих крещение Христа, указывая на его божественную сущность. После крещения Хлодвига, который правил франками в V в., в баптистерии Реймского собора было повешено изображение голубя, сделанное из золота. Когда речь идет о мученичестве, голубь означает, что Святой Дух награждает мученика терпением, необходимыми для перенесения страданий. Кроме того, голубь символизирует церковь, через посредство которое Святой Дух действует на земле. Образ голубя, несущего оливковую ветвь, если он помещен на саркофаге или памятнике, означает мир ушедшей душе. Этот символ взят из сказания о Ное и Великом потопе, в котором говорится о голубке, принесшей Ною оливковую ветвь,- свидетельство того, что потоп окончился.

Троица

В главном догмате христианского учения о Святой Троице утверждается, что Бог существует вечно и един в трех лицах: Отец, Сын (Иисус Христос) и Дух Святой. Вера в Святую Троицу существует во всех формах христианской религии. Концепция Святой Троицы появилась в самых ранних трудах отцов церкви. Впервые термин «Троица» по отношению к Богу был употреблен Феофилом Антиохийским - христианским писателем, жившим во ІІ в. Римский теолог Тертуллиан (Начало III в.), развивая учение о Троице, ввел понятия «личность » («лицо») и «сущность». Он разъяснял, что Отец, Сын и Дух Святой «Единицы по сущности и, тем не менее, различаются как Лица». Первый Никейский собор состоявшийся в 325 г., утвердил доктрину Святой Троицы и сформулировал Символ Веры, единый для всех христиан, согласно которому Христос, «рожденный от Отца прежде всех веков », «единосущен Отцу». Трикветра, образованная тремя переплетенными дугами, представляет собой языческий символ, принятый христианством для обозначения Троицы и вечности.

Хризма (хрисмон, хи-ро) - монограмма Христа, состоящая из двух начальных букв греческого написания его имени - хи и ро, скрещенных между собой. Пожалуй, это один из самых старых христианских символов: хризму находят в катакомбах и на кладбищах, где хоронили ранних христиан. Согласно легенде, именно хризму император Константин Великий увидел во сне в ночь перед битвой с Максенцием. Константин сделал этот символ своей эмблемой, поместив его на императорский штандарт вместо орла. После победы Константин разрешил исповедование христианской религии, а перед смертью сам принял христианство.

Святое Сердце

Святое сердце - это символ физического сердца Христа и его божественной любви ко всему человечеству. В христианском искусстве его изображают как пылающее божественным огнем сердце, рассеченное кровоточащей раной от удара копья и окруженное терновым венцом. Раны и терновый венец символизирует распятие Христа и его жертву во имя спасения человечества, а окружающее пламя означает преображающее пламя любви. Поклонение святому сердцу существует в римской католической церкви.

Этот символ изначально включал три буквы греческого написания имени Иисуса - йоту, эту и сигму, замененные в Средние века латинскими буквами. Святой Игнатий Лойола использовал монограмму IHS в качестве эмблемы ордена иезуитов. В наше время она символизирует облатку причастия. Солнечные лучи вокруг означают дароносицу - украшенный сосуд, на котором подносят облатку. Солнечные символы, возможно, использовались и ранее, во время римских ритуалов. Согласно другому толкованию, IHS - аббревиатура от латинского выражения Iesus Hominum Salvator («Иисус -Спаситель человечества»).

Новое на сайте

>

Самое популярное