Домой Природное земледелие Храм иконы знамения пресвятой богородицы. Расписание богослужений в храме святого знамения на рижской улице. «Христос – похвала моя, венец славы моей»

Храм иконы знамения пресвятой богородицы. Расписание богослужений в храме святого знамения на рижской улице. «Христос – похвала моя, венец славы моей»

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Московский храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе (Сретенское благочиние Московской епархии)

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда "блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек" . Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая , которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в году в Переписной книге города Москвы было записано: "В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы " . Причину переименования история не сохранила.

В году "тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей" началось строительство каменного храма, который был освящен в году и существует по сей день. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию.

В году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI -XVII веков. Роспись храма выполнена в году художником Я. Е. Епаничковым. В начале века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа.

В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.

Святыни

  • распятие из разрушенного Страстного монастыря, в южном приделе
  • икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника)
  • икона святого Иоанна Предтечи (XVII в.)
  • икона святителя Николая (XVIII в.)
  • икона мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице
  • икона святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения
  • икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба
  • икона святого праведного Филарета Милостивого

Приписные храмы

Настоятели

Использованные материалы

  • Москва. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе. // Сайт "Народный каталог православной архитектуры"
  • Церковь Иконы Божией Матери Знамение, что в Переяславской Ямской слободе // Сайт "Храмы России"
  • Дневник храма “Знамения” Божией Матери , альманах “Альфа и Омега”, № 61, 2011:
  • Е.А. Мусорина, С.И. Выстрелков, "Храм Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе" М. 2007, Изд-во "Православная Таганка", с. 34-38.

Дата публикации 04.11.2010

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе - один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов. Войдя под его своды, вы сразу почувствуете эту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью».

Милость Божия сохранила храм и в 1812 г. и во время революции, и в годы Великой Отечественной войны, и в эпоху государственного атеизма. Совсем недавно храм чуть было не исчез при строительстве Рижской эстакады.

Но Пресвятая Владычица Богородица не дала погибнуть Своему дому, и храм по-прежнему, вот уже четвертое столетие, звоном своих колоколов призывает православный народ «отложить всякое житейское попечение» и вспомнить о «едином на потребу».

Знаменский храм ведет свою историю с начала XVII в. В 1626 г. на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). В Писцовых книгах она именуется так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Тонной слободе». В 1712 г. храм сгорел. Новая деревянная церковь была выстроена иждивением благотворителей и прихожан в 1713 г. причем главный престол освящен уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Это был один из самых многолюдных приходов в Москве. в 1722 г. он насчитывал 550 дворов.

Каменный храм, существующий по сей день, начал строиться в 1757 г. и был освящен в 1766 г. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 г.

Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Храмовые росписи были выполнены в 1899 г. художником Я. Е. Епанечниковым.

8 февраля 1998 г. в Знаменском приходе был освящен новый храм - Крестильный храм во имя новомученика протопресвитера Александра Хотовицкого.

Строительство храма началось в 1995 г. при помощи жертвователей и благотворителей. Проект храма - дар архитектора В. С. Васильева. Росписи выполнены художником А.Шишкиным. Это копии картин «Явление Христа народу», «Крещение Руси», «Крещение князя Владимира». Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением.

Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Новгородской). Напротив главного иконостаса. над центральной аркой, вокруг хоров. помещено изображение битвы под стенами Новгорода, во время которой произошло событие, положившее начало прославлению Знаменской иконы.

Зимой 1170 г. Великий Новгород был осажден соединенным войском семидесяти двух русских князей. Видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, новгородцы только от Бога могли ждать помощи и заступления. Храмы не затворялись ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ Иоанн, с тех пор как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в Софийском соборе о спасении города. В третью ночь, стоя пред иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет и услышал голос: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа. что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены и тогда узришь спасение града».

Отслужив молебен, икону торжественно понесли на городскую стену и поставили лицом к нападавшим. Но воины не смягчились и пустили на это место стены целые тучи стрел, одна из которых ранила священный лик. Тогда свершилось чудо: икона, как повествует летописец, «тотчас сама собою отвратив лице Свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию».

Архиепископ, утирая их фелонью, воскликнул: «О чудо преславно! Не суть бо слезы, но милостивое знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну Своему за град и люди, уповающие на милость Ея». В то же время на осаждавших напал неописуемый страх. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, отворили ворота, бросились на врагов и разбили их наголову. С этого времени иконе Божией Матери и присвоили название Знаменской, или «Знамение».

Храмовый образ Богоматери находится в центральной части храма в резном киоте. Это список XVI в. с древней новгородской иконы. Изображение Божией Матери с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Её Божественным Младенцем окружено клеймами с изображениями святых.

В воскресные дни после вечернего богослужения перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом.

В день празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение». 10 декабря, в храме совершается архиерейское богослужение.

Православными жителями Москвы почитается как чудотворный Животворящий Крест, который находится у стены в задней части храма, справа от западного входа. Крест стоит на возвышении, изображающем Голгофу.

Распятие Господа искусно вырезано из дерева. Сзади за Крестом изображен вид Иерусалима. Раньше этот Крест находился в женском Страстном монастыре (недалеко от Пушкинской площади), затем был перенесен в храм преподобного Пимена Великого. Когда же Пименовский храм заняли обновленцы, по благословению митрополита Сергия (Страгородского). впоследствии Патриарха. святыня была перенесена сюда.

По пятницам после вечернего богослужения перед Животворящим Крестом совершается акафист Честному Кресту.

Одна из главных святынь Знаменского храма - образ святого мученика и чудотворца Трифона с частицами его святых мощей.

Этот образ принесен в храм в 1930-х гг. приснопамятным протоиереем Стефаном Марковым вместе с другими святынями из разрушенных московских храмов. В икону мученика Трифона вделаны драгоценные ковчежцы с частицами его святых мощей. присланными в 1803 г. из Черногории, где хранится чудотворная глава святого мученика Трифона. Эти ковчежцы - дар серебряных дел мастера Трифона Добрякова.

К XVI в. относится появление московского варианта изображения мученика Трифона в виде юноши на белом коне с птицей в руках. Некоторое время святой мученик Трифон считался покровителем Москвы, но позже уступил эту честь великомученику Георгию Победоносцу.

После закрытия Трифоновского храма в 1931 г. чудотворная икона мученика Трифона оказалась в Знаменском храме, где с благоговением хранится по сей день. В честь мученика Трифона в 1980 г. был освящен приставной престол. изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В. И. Кудиновым. В народе Знаменский храм теперь больше известен как Трифоновский.

Святой мученик Трифон является скорым помощником во всяких бедах и нуждах: он исцеляет телесные и душевные недуги, защищает от нечистых духов, помогает обрести жилье и работу, избавляет от внезапных бед и скорбей.

Ежедневно после литургии перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом, а по средам после вечернего богослужения при большом стечении народа поется акафист мученику Трифону.

В день памяти святого мученика и чудотворца Трифона, 14 февраля, в храме совершается архиерейское богослужение.

В алтаре Предтеченского придела стоит большой старинный дубовый восьмиконечный Крест. История происхождения Креста такова. В 1652 г. решено было перенести в Успенский собор Московского Кремля мощи трех святителей: Патриарха Иова из Старицы, Патриарха Ермогена из Чудова монастыря и свт. Филиппа, митрополита Московского из Соловецкого монастыря. За мощами святителя Филиппа был послан Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх.

9 июня 1652 г. Москва торжественно встречала честные мощи священномученика. Крестный ход со святыми мощами шел по улице, которая теперь называется проспектом Мира, но как только перешли речку Каплю, вынужден был остановиться по случаю внезапной кончины шедшего в крестном ходе митрополита Варлаама. В память этого события, вероятно, тогда же и был сделан Крест. О таком происхождении Креста говорит вырезанная на его задней стороне надпись.

У Троицкой заставы Камер-Коллежского вала, там, где произошла встреча мощей святителя Филиппа, для Креста была построена специальная часовня, в которой всегда было много богомольцев - дорога вела в Троице-Сергиеву Лавру. Сама же застава после этого стала именоваться Крестовской. Об этом напоминают существующие в наши дни Крестовские переулки и Крестовский путепровод. А Знаменский храм стали называть храмом Иоанна Предтечи у Креста. После разрушения часовни Крест был принесен в Знаменский храм, где и хранится по сей день.

Резной деревянный позолоченный иконостас. выполненный в конце XIX в. отражает развитие «русского стиля» в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, иконостас Знаменского храма выдержан в традициях XVI-XVII вв. Иконы Праздничного и Пророческого ярусов помещены в круглые медальоны, украшенные пламеневидными кокошниками. Верх увенчан резными изображениями херувимов. Праотеческий ряд состоит из небольших поясных образов, помещенных в трехлопастные кокошники. В иконостасе - иконы так называемого московского письма.

В интерьере храма - резные напольные киоты и подвесные киоты. соответствующие по стилю иконостаса. При этом мотивы резьбы нигде не повторяются.

Духовенство храма: протоиерей Феодор Рожик (настоятель), иерей Николай Пушкин, иерей Павел Конюхов, иерей Андрей Пашнин, иерей Максим Батурин, протодиакон Дионисий Гусев, диакон Илия Кокин, диакон Димитрий Привезенцев.

Еще в XVI в. за пределами Земляного города была основана Переяславская Ямская слобода. Вскоре тут появилась деревянная «церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе» (первое упоминание - 1625 г.). В XVIII в. в связи с ликвидацией слободского уклада территория бывшей слободы была заселена представителями самых разных сословий.

В 1712 г. храм сгорел, но уже на следующий год на деньги благотворителей и прихожан был отстроен заново. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери Знамение. А в 1757-1766 гг. вместо деревянного был выстроен каменный храм в формах позднего барокко.

В 1888 г. церковь перестроили: по сторонам двухсветного одноглавого четверика возвели два одинаковых придела (Усекновения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца) с гранеными апсидами, а трапезную увеличили с запада двумя дополнительными объемами и надстроили узким переходом со второго яруса колокольни на хоры. Внутри церкви, на южной стене трапезной над свечным ящиком, сохранилась памятная мраморная доска, сообщающая об этой перестройке. Здание храма приобрело современный вид. Благодаря тому, что на пристройках конца XIX в. были точно воспроизведены первоначальные барочные формы, храм не утратил своего стилистического единства, хотя и приобрел композиционную усложненность. До революции при Знаменском храме имелась богадельня и церковно-приходская школа.

После 1917 г. церковь осталась действующей. В интерьерах сохранились иконостасы 2-ой пол. XIX в. Здесь чувствуется намоленность.

В советское время сюда было передано большое количество икон и святынь из закрывавшихся московских храмов. В частности, в Знаменской церкви находится крест из разрушенной часовни у Крестовской заставы, поставленный в 1652 г. в память о встрече мощей св. Филиппа, митрополита Московского, а также деревянный крест-распятие XVIII в. из Страстного монастыря. С севера на клиросе главного храма находится икона Божией Матери Знамения с частицами мощей Святого Трифона (список XIX в. с новгородской иконы XVI в.), перенесенная из церкви Трифона в Напрудном. Еще одна святыня - икона святых Адриана и Наталии - была перенесена сюда из закрытого храма свв. Адриана и Наталии в Мещанской слободе.

На колокольне сохранились старые колокола. Сохранилась и церковная ограда, построенная в XIX в.

В 1979 г. храм был внешне отремонтирован. В 1980 г. по благословению Патриарха Тихона был освящен приставной престол во имя св. мч. Трифона. Новый престол был изготовлен из 250-летнего дуба прихожанином - столяром-краснодеревщиком В.И. Кудиновым. Несколько лет спустя был выстроен новый церковный дом. В 1997 г. освящен каменный крестильный храм во имя сщмч. Александра Хотовицкого.

Община храма окормляет районное общество слепых.

Церковь является объектом культурного наследия федерального значения и стоит на государственной охране.

Никогда не закрывавшийся на протяжении всей многовековой истории своего существования храм «Знамения» на Рижской в Переяславской слободе города Москвы поражает своих прихожан необыкновенной атмосферой «намоленности».

На месте, где ныне располагается собор, еще при Иване Грозном была построена Иоаннопредтеченская деревянная церквушка, которая, к сожалению, сгорела. Пожар датируется 1712-м годом. 1757 год ознаменовал собой начало строительства нового каменного храма в стиле барокко. Он был освящен тогда в честь иконы Божьей Матери Знамение.

К концу XIX века церковь была несколько расширена: боковые приделы были вынесены вперед, к храмовой колокольне сделали две пристройки, а также соорудили переход, эффектно соединяющий второй ярус звонницы с хорами.

С начала прошлого века при храме работала богадельня. После кровавых революционных событий 1917 года в церкви Знамения Божией Матери продолжались вести богослужения. Более того, сюда передали некоторые иконы из к тому времени уже закрывшихся окрестных храмов.

Церковное здание было отремонтировано в 1979 году. Спустя год был построен церковный дом, а также освящен дубовый приставной престол. В конце 1997 года освятили каменный крестильный храм. 10 декабря 1999 года Святейший Патриарх Алексий ІІ совершил великое освящение храма «Знамения» на Рижской.

Важно! Красный цвет церковных стен в сочетании с белым цветом деталей придают собору вид торжественной строгости.

Устройство

Церковь иконы Знамения состоит из трех приделов, имеет четыре святых престола. Главный престол этого собора освятили в честь Знаменской иконы Пресвятой Богородицы, иначе именуемой Новгородской.

Прямо перед главным иконостасом поместили панораму битвы под Новгородом, которая положила начало прославлению образа «Знамение».

Каждое воскресенье после вечерни перед этим чудотворным образом служится молебен с акафистом, а на престольный праздник 10 декабря литургия совершается архиерейским чином.

Северный придел освящен во имя святителя Николая, особо почитаемого на Руси. Живописные картины стен со сводами данного придела повествуют о его жизни.

Внимание! Знаменская церковь на Рижской имеет также еще один южный придел, освященный в честь усекновения главы святого Крестителя Господня Иоанна. Стены со сводами южного придела расписаны событиями из проповедническо-мученической жизни Иоанна Предтечи.Четвертый престол носит имя мученика Трифона.

Местночтимые святыни

Храм Знамения Божией Матери оснащен резным деревянным позолоченным иконостасом, который имеет пять ярусов в центральном приделе и по два яруса по бокам. Храмовый иконостас представляет собрание святых изображений «московского» письма.

Круглые медальоны украшают иконы Пророческого яруса, а также Праздничного яруса. Верх венчают резные изображения ангелов. Праотеческий ряд содержит образы небольших размеров в трехлопастных кокошниках.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» изображает Деву Марию с молитвенно приподнятыми руками в знак милости к верующим, а также являемым на лоне Младенцем Иисусом.

Этот образ является списком с древней иконы XVI века. Он располагается по центру собора. «Знамение» — одна из самых почитаемых православными христианами Богородичных икон.

О чем молятся пред данным образом верующие:

  • защита от пожаров, прочих стихийных бедствий;
  • примирение враждующих;
  • ограждение от воров;
  • при глазных болезнях;
  • избавление от завистников.

Образ св. мученика Трифона

В московском храме иконы Божией Матери «Знамение» особым почтением среди прихожан пользуется также чудотворный образ мученика Трифона (фото 3), принесенный на Рижскую из закрытого Трифоновского храма (дата его закрытия – 1931 год). Этот чудотворный образ содержит серебряные ковчежцы с мощами святого мученика Трифона.

Во имя этого чудотворца в 1980 году даже освятили приставной престол. Ныне некоторые прихожане храм на Рижской с иконой мученика Трифона попросту именуют Трифоновским.

Важно! На Руси данного святого почитают уже много веков. К молитвенной помощи мученика Трифона верующие прибегают при самых разнообразных бедах и нуждах.

Просят Трифона о многом:

  • благополучном трудоустройстве;
  • обретении нового жилья;
  • благополучном замужестве, а также устройстве семейной жизни;
  • защите от колдовства, всякого прочего зла;
  • помочь в житейских неурядицах.

Ежедневно после окончания обедни перед иконой Трифона служится молебен с водосвятием. По средам после вечерней службы поют акафист святому. Каждый год 14 февраля здесь проходят торжественные службы, совершаемые архиерейским чином.

Образов пречистой Девы Марии в храме очень много:

  • Озерянская,
  • Боголюбская,
  • Покров,
  • Казанская,
  • Владимирская,
  • «Нерушимая стена»,
  • Корсунская,
  • «Благодатное небо».

Здесь можно помолиться у распятия и святых образов: троицы, Иисуса Христа, мучеников, пророков, апостолов.

Кроме того, здесь имеется немало изображений российских святых:

  • свт Димитрия Ростовского;
  • преп. Сергия Радонежского;
  • преп. Серафима Саровского с частичкой его гроба;
  • свмч Ермогена;
  • равноапостольной княгини Ольги;
  • мчц Аполлинарии Тупицыной.

Богослужения

Согласно информации с официального сайта храма на Рижской, работа построена следующим образом:

  1. Собор открывается для посещения с 7 утра до окончания вечерней службы.
  2. По праздничным и воскресным дням здесь служат раннюю литургию с 7.00 и позднюю — с 10.00 соответственно.
  3. На Пасху и Рождество совершается сразу три литургии: первая – в 13.00, вторая – в 7 утра, третья – в 9.30.
  4. По будням в церкви служат литургию в 8 утра.
  5. Ежедневно после литургии, кроме Святок, великих двунадесятых праздников, первой и последней великопостных седмиц, служат молебен с освящением воды и чтением акафиста мч Трифону.
  6. Совершаются ежедневные вечерние богослужения. От светлой пасхи до Успения службу начинают с 18.00, а затем – с 17.00.
  7. Каждую среду после окончания вечерни в соборе читают акафист св. Трифону, а каждую пятницу – акафист Кресту Господню.
  8. По воскресеньям духовенство совершает молебен с акафистом иконе Знамение.
  9. По вечерам акафисты не читаются в дни 40-дневного поста, а также в период от пасхальных торжеств до Пятидесятницы.

Новое на сайте

>

Самое популярное