Домой Многолетние цветы Параграф 38 способы передвижения животных полости тела. Презентация на тему "способы передвижения животных". «Способы передвижения животных

Параграф 38 способы передвижения животных полости тела. Презентация на тему "способы передвижения животных". «Способы передвижения животных

Дидактическая цель: создать условия для систе­матизации изученного мате­риала, выявления уровня овла­дения системой знаний и уме­ний, опытом творческой дея­тельности; на основе изучения ОДС выяснить, как двигаются животные, опровергнуть утверждение, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания; сформировать представление о полости тела, ее видах и значении.

Тип урока : обобщения и систематизации знаний и умений (урок в сетевом классе)

Этапы учебного занятия.

1. Целеполагание и мотивация

Слайд 2. Ключевое слово сегодняшнего урока – движение.

  • Что такое движение по вашему мнению?
  • Для чего животные активно передвигаются в отличие от растений?
  • Какие процессы жизнедеятельно сти зависят от движения организма?

Учащиеся записывают в тетрадь свои ответы, затем обсуждают в классе свои записи.

2. Актуализация знаний (индивидуальная, парная или коллективная работа)

Слайд 3. Работа учащихся в парах

  • На каком уровне организации жизни может происходить движение?
  • Выделите эти уровни, используя предложенные информационные объекты: клетка, ткань, орган, организм (Слайд 3).
  1. 3. Систематизация и обобщение (работа в группах за компьютером)

Работа учащихся в группах за компьютером. Этап групповой работы реализуется в «КМ-Школе» в режиме «провести урок в сетевом классе».

Для проведения урока в сетевом классе необходимо:

  • Открыть закладку «Индивидуальный портфель - Рабочие материалы».
  • Выбрать нужный урок, щелкнув по нему левой кнопкой мыши.
  • Нажать на ссылку «провести урок в классе». Выбрать нужный класс. Начать урок

Знакомство со способами передвижения животных различных систематических групп. Работа по группам по поисковому заданию.

Слайд – 4 Найдите в КМ-Школе информацию о том, как передвигаются животные

  • на уровне клетки (движение амебы, инфузории и эвглены)
  • на уровне организма (движение гидры, планарии, дождевого червя, медузы)

Поместите выбранные объекты на слайд, запишите основные способы движения животных.

В "КМ-Школе" по теме «Способы передвижения животных» можно подобрать иллюстрации, видеофрагмент, анимации, энциклопедическую статью.

Слайд – 5 Учитель актуализирует знания по теме (составление схемы «Способы движения животных» по слайдам созданных учащимися, оформление в раб. тетрадь задания №1, стр.101 .)

3. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Слайд - 5 Самостоятельная работа учащихся (просмотр способов передвижения животных на слайдах с последующим обсуждением и выполнением задания №2 на стр.102 в раб/тетради)

Слайд – 6 Задание №1

  • Охарактеризуйте амебовидный тип передвижения животных.
  • Какие органеллы клетки участвуют в движении?
  • В какой среде обитают эти животные?

Слайд - 7 Задание №2

  • Охарактеризуйте движение при помощи жгутиков и ресничек.
  • Для какой среды характерен данный тип передвижения?
  • В чем преи мущества такого движения по сравнению с амебовидным?

Слайд – 8 Задание №3

  • Охарактеризуйте движение с помощью мышц.
  • Какие органы участвуют в движении беспозвоночных и позвоночных животных?
  • Какие ср еды освоили животные с данным типом передвижения?

Слайд 9 – 11 Полости тела животных, их виды и функции.

  • У кого впервые в процессе эволюции появилась полость тела?
  • В чем принципиальное отличие животных с первичной и вторичной полостью тела. Приведите примеры.
5. Информация о домашнем задании ( Слайд 12)

Используя материалы "Школьного клуба" найдите информацию об особенностях передвижения животных, обитающих в водной среде и наземно-воздушной. Результаты своей работы оформите в виде реферата или презентации в "КМ-Школе"

6. Рефлексия

Ответьте на вопросы, на «4» достаточно ответить на один из вопросов, на «5» - на два любых вопроса (Слайд 13) :

    1. Почему скорость движения в наземно-воздушной среде выше, чем в водной?
    2. Почему самыми быстрыми животными являются птицы?
    3. Почему амебовидное движение считают «невыгодным»?
    4. В чем принципиальное отличие животных с первичной и вторичной полостью тела? Приведите примеры.
    5. Почему в природе не существует универсального способа движения?

После ок ончания индивидуальной работы в отведенное время организуется коллективное обсуждение данных вопросов.

Литература

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология: Животные: Учебник для 7 класса/В.В. Латюшин, В.А.Шапкин. - М.: Дрофа, 2010
  2. Латюшин В.В., Лемехова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Биология Животные. 7 класс /В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова- М.: Дрофа, 2011
  3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.:Дрофа, 2006.
  4. Ишкина И.Ф. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ И.Ф. Ишкина - Волгоград, 2002.
  5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Биология / авт. – сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова –М. : Астрель, 2009. – с. 191. – (ФИПИ).
  6. Сдаем еди ный государственный экзамен. Биология / авт. – сост. Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева. – М.: Дрофа, 2010. – 154 с.

Урок проходит в рамках учебного курса «Биология» 7 класс в разделе «Эволюция строения и функций органов и их систем».

По форме урок получения нового знания, с применением системно-деятельностного подхода, в соответствии с ФГОС, и использованием информационно-коммуникативных технологий. На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка

Партизанского муниципального района

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ

для учащихся 7 классов

«Способы передвижения животных.

Полости тела»

Разработан и проведен

учителем биологии

Логиновой Е.Н.

Цель урока :

Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных.

Сформировать понятие «полость тела».

Задачи урока:

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

  • предметные: подчеркнуть, что движение – одно из основных проявлений жизни у животных; расширить знания учащихся о полостях тела, их видах, способах передвижения животных и жизненных формах, ориентировать на системное восприятие многообразия движений в органическом мире;
  • метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по характерным признакам;
  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник, конверты с иллюстрациями и опорными словами, задания для групповой работы, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный и частично-поисковый методы

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями.

Технология: обучение в сотрудничестве

Принципы: научности, доступности, здоровьясбережения, занимательности, логичности

Подход: Системно-деятельностный

Виды деятельности: поисковый, исследовательский

План работы:

I Организационный этап

II Мотивационно-ориентировочный

  1. Актуализация знаний
  2. Мотивация
  3. Целеполагание

III Изучение нового материала

  1. Решение проблемы
  2. Самостоятельная работа обучающихся

IV Подведение итогов работы

V Закрепление

VI Рефлексия

VII Информация о домашнем задании

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Ожидаемые

результаты

I Организационный этап

Приветствие, призыв к учащимся оценить свою готовность к уроку, скорректировать ее при необходимости.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя.

Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются.

Позитивный настрой на работу

2 мин.

Мотивационно-ориентировочный

  1. Актуализация знаний
  1. Мотивация
  1. Целеполагание

Какой раздел мы изучаем? (эволюция строения и функций органов и их систем)

От изучения внешних покровов мы перешли к изучению внутренних систем органов, какую систему органов мы изучили на прошлом уроке? (ОДС)

Ребята решите биологические задачи (тексты с задачами находятся у учащихся на партах, работа по решению ведётся в парах).

Задача 1. (слайд 1)

Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.
- могут; лягушки могут только лишь поднимать и опускать голову – у них имеется один позвонок в шейном отделе; тритоны могут еще и поворачивать голову, так как в шейном отделе у них позвонки соединены подвижно

Задача 2. (слайд 2) В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных?
- в связи с отсутствием конечностей и выработкой особого способа передвижения путем боковых изгибов позвоночника и ребер, которые своими нижними концами способны сдвигаться вперед и назад

Задача 3. (слайд 3)

Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?
- кости тонкие, заполнены воздухом
- челюсти без зубов

Задача 4. (слайд 4)

Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?
- это зависит не от количества шейных позвонков (их 7), а от длины их тел.

Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?
Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.

Сейчас предлагаю посмотреть видеофрагмент.

Учащиеся формулируют тему урока. (слайд 6)

Какие цели поставим?(слайд 7)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Решают задачи, повторяя материал прошлого урока

Просмотр видеофрегмента

Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока.

Формулирование учащимися темы и целей урока

Изучение нового материала

  1. Постановка проблемной ситуации
  1. Решение проблемы
  1. Самостоятельная работа учащихся

Физкультминутка

  1. Обсуждение результатов работы

Мир живой природы находится в непрерывном движении. Движение - одно из основных свойств живых организмов. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции.

Передвижение всего организма с одного места на другое называется ЛОКОМОЦИЕЙ. (слайд 8)

Проблемный вопрос:

А зачем животные движутся? (слайд 9)

Поиск пищи

Спасение от хищников

Расселение

Поиск половых партнеров.

А как же классифицировать эти способы передвижения?

Для того, чтобы это выяснить, давайте поработаем с дополнительной литературой по данной теме. (Приложение 1)

Учащиеся читают тексты, из дополнительной литературы, и работая в группах составляют схему (систему) из опорных понятий и иллюстраций животных, которые предложены им в конвертах. (К-картинка)

(амебоидное, движение, жгутики, реснички, мышечное, ложноножки, амёба (К), эвглена зелёная (К), инфузория туфелька (К), сокращение мышц, черви, дождевой червь (К), (белая планария (К), моллюски, хордовые, лягушки (К), птица (К), реактивный, каракатица (К), мускулистая нога, волны сокращения подошвы ноги, гребешок (К), прудовик обыкновенный (К), варан (К), собака (К)

Закройте глаза,

Расслабьте тело,

Представьте – вы птицы,

Вы вдруг полетели!

Теперь в океане

дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо,

вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Представители одной из групп читают текст «Полости тела» на стр. 202 – 203 учебника и

отвечают на вопросы:

Что такое полость тела?

Какие функции выполняет?

У кого впервые в процессе эволюции появилась полость тела?

В чем принципиальное отличие животных с первичной и вторичной полостью тела. Приведите примеры.

Чем отличается полость тела хордовых животных от кольчатых червей?

Составьте модели полостей тела, используя подручный материал. (слайд 10,11)

После выполнения задания одна из групп представляет полученную ими схему.

Группа, изучающая полости тела представляет свою работу одноклассникам.

С какими способами передвижения мы сегодня познакомились?
Амебоидное движение. Движения при помощи жгутиков и ресничек. Движение с помощью мышц

Учащиеся высказывают свое мнение на поставленный вопрос

Работа в группах по изучению предложенного материала.

Учащиеся выполняют упражнения

Отвечают на вопросы, работают с дополнительной литературой

Представители остальных групп знакомятся с полученными результатами, анализируют работу, вносят коррективы.

Возникновение проблемной

ситуации

Решение проблемной ситуации

Учащиеся выдвигают собственный алгоритм деления животных по способам передвижения

Делают выводы

Закрепление

Задание лабиринт по теме «Движение организмов». (Приложение 2) (слайд 12)

Из школьного фольклора «Задача должна быть кусачей, иначе она не задача»

Решение задач (слайд 13)

(Выполняется при наличии времени)

Определите скорость змеи, если за 15 мин она проползает 2,7 км.

Задача решается по формуле ν =S/t (м/с) 2700 м/900 с = 3 м/с);

У африканских страусов на ногах всего 2 пальца, что, впрочем, не мешает им очень быстро бегать.

За какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 80 км /ч.

(решение: 80х1000/3600 = 22,2 м/с; 100/22,2 = 4,5с)

Выполняют задание, вычленяют ключевое слово –ЛОКОМОЦИЯ

Решают задачи межпредметного характера (связь с физикой)

Систематизация нового «открытого» знания

Подведение итогов

Итак, скажите какие цели, мы поставили перед собой в начале урока?

Мы ответили на все вопросы урока?

Рассуждают, отвечают.

Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке

Рефлексия

Скажите ребята, вам понравился урок?

А что понравилось больше всего?

Перед вами лежат листки цветной бумаги, выберите тот, который сходен с вашим сегодняшним настроением от урока:

Белая плохое,

Желтая среднее,

зеленая хорошее)

Выбирают «цвет настроения»

Удовлетворенность учащихся уроком.

VIII

Постановка домашнего задания

Параграф 38.

Записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется к одной какой-то точке поверхности амёбы, в этом месте на её теле появляется выпячивание. Оно увеличивается, становится выростом тела - ложноножкой, в него перетекает цитоплазма, организм буквально скользит по поверхности. Такое передвижение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например - лейкоцитам крови).

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или волнообразно шевелясь, жгутики и реснички создают движущую силу и двигаются тупым концом вперёд. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде (инфузориям, эвглене, вольвоксу, различным зооспорам, сперматозоидам).

Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани - способность сокращаться.

У круглых червей мышцы только продольные, поэтому они могут изгибать своё тело, но не способны вытягивать или укорачивать его. Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных, появились поперечные мышцы. Поочередно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, цепляется при движении за неровности почвы.

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”. Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие, личинки стрекоз, и медузы освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости. Осьминоги и каракатицы при таком способе передвижения развивают скорость до 3600 м в минуту (216 км в час)

У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и другие образования, например крылья у насекомых. Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.

Мощные мускулы рыбы идут вдоль тела, по обеим сторонам позвоночника. Мышцы обеспечивают движения плавников. В связи с плаванием наиболее развиты мышцы спины и хвоста.

У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

Волнообразные изгибания тела - самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея - красивое и завораживающее зрелище. В удивительно сильном теле змеи синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело.

Активно могут летать только насекомые, птицы и летучие мыши. У птиц передние конечности превратились в крылья. Когда птица колибри как бы останавливается (зависает) в воздухе у цветка, ее крылья совершают 50-80 взмахов в секунду. Способ передвижения на конечностях значительно уменьшает трение. Тело не волочится по земле, а поддерживается на весу. Как следствие этого значительно возрастает скорость движения – бегом, иногда прыжками (кузнечики, кенгуру). Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения.

А по бегу чемпионом является гепард, который за час пробегает около 112 км и может догнать любое дикое животное, даже антилопу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

06.01.2015 6902 0

Цели урока: Познакомить учащихся с основными типами движения живот­ных; показать эволюционное направление в изменении способов движения; сформировать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюци­онном направлении в изменении типов полостей тела животных.

Оборудование: Таблицы с изображением различных групп животных.

Ход урока

I.Актуализация знаний

1.Работа по карточкам.

1. В чем преимущества и недостатки наружного скелета?

2. Перечислить отделы позвоночника млекопитающих.

1. В чем различия осевого скелета высших и низших хордовых?

2. Перечислить части скелета передней конечности млекопитающих.

1. В чем различия в строении скелета земноводных и пресмыкающихся?

2. Перечислить части скелета задней конечности млекопитающих____________

2.Индивидуальный опрос:

-Каковы особенности строения скелета птицы в связи с приспособлен­ностью к полету?

-Какие кости входят в пояс передних конечностей земноводных?

-Какую роль играют органические и минеральные вещества в составе кости?

-Расскажите о строении позвонка.

II.Изучение нового материала

Вариант 1. Мини-конференция, чтение докладов.

Движение - одно из основных свойств всех живых организмов. Движение может происходить как на уровне одной клетки, или отдельного органа, так и на уровне целого организма. Тип передвижения всего организма с одного места на другое называется локомоцией. Растениям свойственно передвиже-

ние на клеточном или органном уровне, в отличие от них, животным свойст­венно перемещение всего организма в поисках пищи, воды, благоприятных условий жизни. У большинства животных в процессе эволюции выработались сложные локомоторные системы, которые позволяют им успешно искать и добывать пищу, защищаться от врагов. Кроме того, перемещаясь, животные расселяются, осваивают новые местообитания, находят половых партнеров. Лишь некоторые животные приспособились к сидячему образу жизни, тем не менее, и у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью.

После всех докладов учитель делает вывод: способы передвижения живот­ных постепенно усложнялись и эволюционировали вместе с животными.

Вариант 2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом § 38 и рисунками, ответить на следующие вопросы:

-Каким животным свойственно амебоидное движение?

-Каким клеткам многоклеточных животных свойственно амебоидное движение?

-В чем сущность амебоидного движения?

-Каким животным свойственно движение с помощью ресничек?

-Каким животным свойственно движение с помощью жгутиков?

-Каким клеткам многоклеточных животных свойственно движение с по­мощью ресничек и жгутиков?

-В чем сущность движения с помощью ресничек и жгутиков?

Возможна работа по вариантам: 1 -й вариант работает со статьей «Амебоид­ное движение», а 2-й со статьей «Движение с помощью ресничек и жгутиков». Через 5-7 минут учащиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимную проверку.)

III.Рассказ учителя с элементами беседы

1.Движение многоклеточных.

Для многоклеточных животных характерно движение с помощью мышц. Мышцы образованы мышечной тканью, ее главная особенность - способ­ность сокращаться, преобразуя химическую энергию в механическую. Сокра­щаясь, мышцы приводят в движение системы рычагов, составляющих части скелета. Благодаря координированной работе этих рычагов, животное перемещается.

Некоторые мышцы не участвуют в передвижении всего организма, но обес­печивают передвижение веществ внутри тела (сердечная мышца, гладкая муск­улатура в стенках сосудов, мускулатура желудка и кишечника и т.д.)

Для кишечнополостных характерны различные способы передвижения. Например, пресноводная гидра может передвигаться «шагающими» движе­ниями - изогнув тело и прикрепившись к субстрату щупальцами, она подтя­гивает подошву к переднему концу тела. Так же для гидры характерны «кувырки» - поочередное прикрепление к субстрату то щупальцами, то по­дошвой (рисунок 18, страница 28 учебника). Актинии медленно передвигают­ся за счет сокращения и расслабления подошвы. Для медуз характерно «реактивное» движение - они с силой выталкивают воду из-под купола.

Мускулатура плоских и кольчатых червей состоит из двух слоев мышц - продольного и поперечного. При сокращении поперечных мышц червь ста­новится более узким и длинным, при сокращении продольных - толстым и коротким.

О Расскажите по рис. 153-154 о способах передвижения дождевого червя и пиявки.

12 Пепеляеиа

-Какие дополнительные приспособления на поверхности тела существу­ют у дождевого червя?

Круглые черви могут только изгибаться, так как их мускулатура образована только одним продольным слоем мышц. Поочередно сокращая мышцы, червь может передвигаться волнообразными движениями.

Орган передвижения большинства моллюсков - мускулистая нога (осо­бый вырост брюшной стенки). У брюхоногого моллюска, ползущего по стекл- у, хорошо видны волнообразные сокращения мышц. Головоногие моллюски освоили реактивный способ передвижения. Они набирают воду в мантийную полость, а затем с силой выталкивают ее наружу.

У членистоногих пучки мышц крепятся к прочному хитиновому покрову тела, у позвоночных животных - к костям скелета. Благодаря этому они спо­собны сокращаться с высокой скоростью. Поскольку мышцы способны раз­вивать силу только при сокращении (т.е. только тянуть, а не толкать), для полноценных движений необходимы две мышцы. Такие пары мышц называют мышцами - антагонистами.

-Как передвигаются ракообразные в толще воды и по грунту?

-Какие части тела они для этого используют?

-Какие способы локомоции характерны для насекомых?

-За счет каких мышц происходит движение рыб?

-Какие способы локомоции характерны для млекопитающих в различ­ных средах жизни?

2.Полости тела.

У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела - це­лом. Это пространство между стенками тела и внутренними органами живот­ного. Часто это пространство заполнено жидкостью и выполняет следующие функции:

Является гидростатическим скелетом (поддерживает форму тела).

& Позволяет пищеварительному тракту и стенкам тела функционировать независимо друг от друга.

& Обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов обмена.

& Временно может накапливать продукты обмена и избыток жидкости.

& Участвует в осморегуляторных процессах в организме.

Впервые полость тела появляется у круглых червей. Эта полость образова­на в результате разрушения клеток паренхимы и заполнена полостной жидко­стью, которая поддерживает форму тела червя, выполняет функцию транспортировки питательных веществ. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

Полость тела кольчатых червей выстлана одним слоем покровных клеток и заполнена полостной жидкостью. Таким образом, пищеварительная, выдели­тельная, нервная и кровеносная системы, а так же внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью. Такая полость тела называется вторичной. Полость тела кольчатых червей поделена перегородками на отдельные члени- ки- сегменты, каждый из которых поделен на парные отделы. Вследствие этого повреждение одного или нескольких колец не ведет к гибели животного, так как полостная жидкость вытекает только из поврежденных отделов полости.

У всех хордовых животных полость тела вторичная, но в отличие от кольча­тых червей, она не содержит полостной жидкости, и внутренние органы сво­бодно располагаются в полости.

IV.Закрепление знаний

Фронтальная беседа.

-Каковы основные способы передвижения животных?

-Какие способы характерны только для водной среды?

-Какие могут использоваться в различных средах?

-Какие движения могут совершать круглые черви? Почему?

-В чем отличие мускулатуры круглого и кольчатого червя?

-Что такое полость тела, каково ее значение?

-Что такое первичная и вторичная полость тела?

-У каких животных встречается первичная и вторичная полость тела?

Домашнее задание:

§ 38,ответить на вопросы.

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить учащихся с основными типами движения животных;

Показать эволюционное направление в изменении способов движения;

Продолжать учить систематизировать полученные знания.

Слайд 3

Наружный скелет:Внутренний скелет:

  • Слайд 4

    Какие особенности строения имеет скелет птиц, связанные с полетом?

  • Слайд 5

    Эволюция усложнения строения опорно-двигательной системы животных:

  • Слайд 6

    Многообразие животного мира:

  • Слайд 7

    Амеба обыкновенная

  • Слайд 8

    Жгутиконосцы: Инфузория-туфелька:

  • Слайд 9

    Так выглядит траектория движения инфузории-туфельки. Она движется вращаясь вдоль продольной

    оси тела, как бы ввинчиваясь в воду.

    Слайд 10

    Строение пресноводного полипа – гидры:

  • Слайд 11

    Многоклеточные животные:

  • Слайд 12

    Продольные мышцы у круглых червей. Продольные и поперечные мышцы у кольчатых червей.

    Слайд 13

    • Средиземноморский ресничный червь простецераэус - очень красив. Когда червь плавно скользит по дну, мышцы в его движении не участвуют. Оно совершается лишь в результате работы ресничек. Но может червь и плавать, как его сородичи.
    • Наземный ресничный червь ринходемус: вид со спины и сбоку. У него, как и у всех наземных планарий, реснички сохранились лишь на брюшной стороне тела, которая образует уплощенную ползательную подошву. По телу червя проходят спереди назад волны сокращения мышц, что вызывает сокращение валиков - мышечных «ног».
  • Слайд 14

    Представители членистоногих:

  • Слайд 15

    Речной рак может ползать по дну, плавать вперед с помощью ножек и плавать назад с помощью

    хвоста (сверху вниз).

    Слайд 16

    Способы передвижения насекомых:

    • Насекомое парит, используя восходящие потоки воздуха. Для этого нужны большие и широкие крылья, как у некоторых дневных бабочек.
    • У кобылки есть мощные длинные прыгательные задние ноги с сильными утолщенными бедрами, наполненными крепкими мышцами. Выпрямляя их, кобылка подбрасывает себя в воздух и прыгает на расстояние 50-80 см. Так же прыгают другие прямокрылые и жуки-блошки.
  • Слайд 17

    ОРГАНЫ ДВИЖЕНИЯ РЫБ:

    Карп проталкивает тело вперед, двигая хвостовым плавником вправо-влево. Спинной и анальный плавники не позволяют телу заваливаться на бок и рыскать из стороны в сторону. Подвижные парные плавники управляют движением.

    Слайд 18

    Движение амфибий:Прыгая, лягушка одновременно отталкивается от земли обеими длинными

    задними конечностями, последовательно разгибая их в каждом суставе.

    Слайд 19

    • Бесхвостые плавают «брассом», одновременно отталкиваясь от воды задними конечностями с перепонками между пальцами. Шпорцевая лягушка
    • Живущие на деревьях лягушки хорошо лазают, обхватывая стебли длинными гибкими пальцами с липкими дисками на концах. Они перепрыгивают с ветки на ветку, прилипая к ним дисками и липким брюхом.
    • Пятнистая веслоногая лягушка лазает по стеблям.
  • Слайд 20

    Способы передвижения рептилий.Змеи двигаются четырьмя способами: змеящимся, пружинным,

    прямолинейным и боковым. Все это они могут делать благодаря гибкому телу, основу которого составляет позвоночник из нескольких сотен позвонков.

    Слайд 21

    Обычно ящерицы передвигаются по земле на расставленных в стороны ногах, волоча брюхо и хвост

    по земле (пресмыкаются). Но на короткое время ящерицы могут отрывать брюхо от земли и идти или бежать на четырех и даже двух ногах.

    Слайд 22

    Ящерица летающий дракон прыгает с ветки на ветку, планируя на боковых складках кожи, растянутой

    на ребрах.

    Слайд 23

    Слайд 24

    У земноводных конечности упираются в землю по бокам тела; у пресмыкающихся - тоже, но тело

    Цели:

    • рассмотреть понятие “движение” как информационный объект.
    • познакомить учащихся с основными типами движения животных; показать эволюционное направление в изменении способов движения;
    • сформировать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типа полостей тела животных; повторить понятия равномерно и неравномерного движения “движения”;
    • формировать навыки исследовательской работы.

    Оборудование: таблицы с изображениями разных групп животных, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, натуральные объекты.

    Тип урока: изучение нового материала

    Ход урока

    I. Организация начала урока

    II. Изучение нового материала

    1. Актуализация знаний

    (учитель информатики)

    Движение – это основа всего живого на земле.

    Также движение , как ни странно, является одной из основ в информационных процессах. Ярким примером значимости движения в информатике, а информатика как известно- это наука изучающая информационные процессы, является формирование анимации с использованием информационных технологий. Например, создание презентации в программной среде Power Point, основывается на анимировании слайдов- страниц и содержащихся в ней объектов: текст, картинки, схемы и т.д. Анимация – это объекты приведённые в движение с использованием программных средств. Посмотрите, как можно интересно представить информацию, используя возможность программы приводить объекты в движение. Приложение №1. Если вы обратили внимание в движение приведено не только появление слайда, но и объекты на нём. Приложение №2.

    Также на основе движения основываются правила создания анимированных рисунков, например в программе Macromedia Flah.

    Такая динамика объекта возможна благодаря различным видам движения , которые может предоставить нам программное средство (например, Macromedia Flah). Зная различные способы движения и передвижения, учёные создают компьютерные модели и проводят исследования не на живых организмах, а на их компьютерной модели. Физики исследуют физические процессы на моделях, которые построены на основе движения .

    (Учитель физики)

    Человек живёт в мире различных движений. Вспомним

    • что называется механическим движением?
    • почему нужно указывать, относительно каких тел движется тело?
    • что такое траектория движения?
    • что называют путём,пройденным телом?
    • какое движение называют равномерным, неравномерным? Приведите примеры.
    • как определить путь, пройденный телом при равномерном движении, если известны скорость и время? При неравномерном?
    • назовите основные единицы измерения скорости, времени, пройденного пути.

    2) составление опорного конспекта по повторению.

    3) решение задачи: определите скорость змеи, если за 15 мин она проползает 2 км.

    (Учитель биологии)

    Мир живой природы находится в непрерывном движении. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Растения поворачивают свои листья к солнцу, всё живое растёт. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции

    2. Теоретический материал

    (Учитель биологии)

    Движение - одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих активных способов передвижения, их можно разделить на 3 основных типа: Приложение № 6 (Презентация сопровождает объяснение нового материала)

    • Амебоидное движение.
    • Движения при помощи жгутиков и ресничек.
    • Движение с помощью мышц

    I. Типы передвижения животных.

    1. Амебоидное движение

    Амебоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например - лейкоцитам крови). Пока у биологов нет единого мнения о том, что является причиной амебоидного движения. У клетки образуются выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняются, как меняется и форма самой клетки

    2. Движения при помощи жгутиков и ресничек.

    Движения при помощи жгутиков и ресничек характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, оно присуще некоторым многоклеточным животным и их личинкам. У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.

    Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.

    Но есть еще большая группа животных. А как передвигаются они.

    3. Движение с помощью мышц.

    Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Характерно для беспозвоночных и позвоночных животных.

    Любое движение - это очень сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме.

    Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани - способность сокращаться. За счет сокращения мышц и осуществляется движение.

    У круглых червей поочередное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счет этих телодвижений червь двигается вперед.

    Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных мышц, появились поперечные мышцы. Поочередно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, раздвигает частички почвы и движется вперед.

    Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”.

    У круглых и кольчатых червей кожно-мускульный мешок взаимодействует с заключенной в нем жидкостью (гидроскелет).

    Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости.

    Членистоногих отличает наружный скелет.

    Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги. Любой из этих способов передвижения возможен при наличии хорошо развитой мускулатуры и подвижном сочленении конечностей с туловищем.

    Паукообразные передвигаются на ходильных ножках, а мелкие пауки, образующие паутину, могут перемещаться с помощью ветра.

    У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых. У кузнечиков с низкой частотой биения крыльев мышцы прикрепляются к их основаниям.

    Рыбы

    Учитель физики: давайте поговорим о плавании тел с точки зрения физики.

    1. Какие силы действуют на тело, находящееся в жидкости?
    2. Каково направление этих сил?
    3. При каком условии тело, находящееся в жидкости тонет, плавает, всплывает?

    Демонстрационный опыт с картофелиной и солёной водой, показывающий три условия плавания тел.

    1. Как зависит глубина погружения в жидкость плавающего тела от его плотности? (демонстрационный опыт с водой, подсолнечным маслом и телами различной плотности)
    2. Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах?
    3. Какую роль у рыб играет плавательный пузырь?
    4. Как регулируют глубину погружения киты?
    5. Работа в группах: проведение опытов на различные условия плавания тел (с определением силы тяжести и Архимедовой силы)

    Обсуждение результатов опытов, составление опорного конспекта

    Мощные мускулы идут вдоль тела, по обеим сторонам позвоночника. Эти боковые мышцы не сплошные, а состоят из отдельных пластинок мышечных отрезков, или сегментов, которые идут один позади другого и разделены между собой тонкими волокнистыми прослойками (при варке эти прослойки разрушаются, и тогда вареное мясо легко распадается на отдельные сегменты). Число сегментов соответствует числу позвонков. Когда в каком-нибудь сегменте сокращаются соответствующие мышечные волокна, то они тянут позвонки в свою сторону, и позвоночник изгибается; если же сокращаются мышцы на противоположном боку, то и позвоночник изгибается в другую сторону. Таким образом, и скелет рыбы, и одевающая его мускулатура имеют метамерное строение, т. е. состоят из повторяющихся однородных между собой частей - позвонков и мышечных сегментов. Мышцы обеспечивают движения плавников, челюстей и жаберных крышек. В связи с плаванием наиболее развиты мышцы спины и хвоста.

    Сильная мускулатура и твердый гибкий позвоночник обусловливают способность рыбы к быстрому перемещению в воде.

    Земноводные

    по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

    Пресмыкающиеся

    Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

    Волнообразные изгибания тела - самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея - удивительно красивое и завораживающее зрелище. Кажется, ничего не происходит. Движения почти незаметны. Тело вроде бы неподвижно лежит и в то же время быстро перетекает. Ощущение легкости передвижения змеи обманчиво. В ее удивительно сильном теле синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело. Каждая соприкасающаяся с землей точка тела поочередно оказывается в фазе то опоры, то толчка, то переноса вперед. И так постоянно: опора-толчок-перенос, опора-толчок-перенос... Чем длиннее тело, тем больше изгибов и тем стремительнее движение. Поэтому в ходе эволюции тело змей все удлинялось и удлинялось. Число позвонков у змей может достигать 435 (у человека, для сравнения, всего 32-33).

    Ползание змей может быть достаточно стремительным. Однако даже самые быстрые змеи редко развивают скорость, превышающую 8 км/ч. Рекорд скорости ползания - 16-19 км/ч, и принадлежит он черной мамбе.

    Существуют еще прямолинейный, или гусеничный способ ползания, и прерывистый ход по песку.

    На суше движения крокодила менее быстры и проворны, чем его движения в воде, где он превосходно плавает и ныряет. Его длинный и мускулистый хвост сдавлен с боков и служит хорошим рулевым веслом, а пальцы на задних ногах связаны между собой плавательной перепонкой. Кроме того, вода облегчает и вес тела этого грузного животного, одетого кожным панцирем из роговых щитков и чешуй, которые расположены продольными и поперечными рядами.

    Когда птица колибри как бы останавливается (зависает) в воздухе у цветка, ее крылья совершают 50-80 взмахов в секунду.

    Птицы

    Наиболее развиты (до 25% от массы птицы) мышцы, двигающие крыльями. Наиболее развиты у птиц большие грудные мышцы, опускающие крылья, которые составляют 50% массы всей мускулатуры. Поднимают крылья подключичные мышцы, которые также хорошо развиты и расположены под большими грудными. Сильно развиты у птиц мускулы задних конечностей и шеи.

    Млекопитающие

    Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения. Сильно развиты мышцы нижней челюсти, жевательные мышцы, а также диафрагма. Это куполообразная мышца, отграничивающая брюшную полость от грудной. Ее роль заключается в изменении грудной полости, что связано с актом дыхания. Значительно развита подкожная мускулатура, приводящая в движение отдельные участки кожи. На лице она представлена мимической мускулатурой, особенно развитой у приматов.

    3. Движение с помощью мышц. Лабораторную работу по теме “Изучение способа передвижения животных”, учащиеся выполняют с использованием 3-5 животных из уголка живой природы, можно заменить демонстрацией)

    4. Значение движения (Доклад ученика)

    5. Полости тела. (Рассказ учителя биологии)

    Полостью тела беспозвоночных и позвоночных животных называют пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами. Впервые полость тела возникает у круглых червей. Полость тела круглых червей называют первичной, она заполнена полостной жидкостью, которая не только поддерживает и сохраняет форму тела, но и выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются ненужные продукты жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

    Полость тела кольчатых червей так же, как и у круглых, простирается от переднего конца тела до заднего. У кольчатых она поделена поперечными перегородками на отдельные сегменты, а каждый сегмент, в свою очередь, поделен еще на две половины. В каждом сегменте имеется полость тела, заполненная полостной жидкостью, но в отличие от первичной она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиальных клеток. Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от нее стенками, состоящими из одного слоя эпителиальных клеток, называется вторичной полостью тела.

    6. Полости тела. (Рассказ учителя биологии)

    Полостью тела беспозвоночных и позвоночных животных называют пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами. Впервые полость тела возникает у круглых червей. Полость тела круглых червей называют первичной, она заполнена полостной жидкостью, которая не только поддерживает и сохраняет форму тела, но и выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются ненужные продукты жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

    Полость тела кольчатых червей так же, как и у круглых, простирается от переднего конца тела до заднего. У кольчатых она поделена поперечными перегородками на отдельные сегменты, а каждый сегмент, в свою очередь, поделен еще на две половины. В каждом сегменте имеется полость тела, заполненная полостной жидкостью, но в отличие от первичной она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиальных клеток. Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от нее стенками, состоящими из одного слоя эпителиальных клеток, называется вторичной полостью тела.

    У всех хордовых полость тела вторичная. В отличие от кольчатых червей вторичная полость тела хордовых не содержит полостной жидкости, и внутренние органы свободно располагаются в полости.

    IV. Закрепление знаний

    1. Работа по карточкам и составление схемы.

    1. Как могут двигаться позвоночные животные? (Работа по схеме. Схема составляется на доске с использованием раздаточного материала: карточки с изображением различных животных: (Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие)).

    Почему нельзя утверждать, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания?

    2. Фронтальная беседа.

    1.Дайте объяснение, почему амебоидное движение считают “невыгодным”.

    2. В чем преимущества движения с помощью ресничек и жгутиков по сравнению с амебоидным движением

    3. Какие способы передвижения животных могут использоваться только в водной среде, а какие – в различных?

    4. Почему нельзя утверждать, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания?

    V. Итог урока

    1. Рефлексия

    Что нового вы узнали на уроке? Какие основные способы передвижения живых организмов вы запомнили? Пригодится ли знание способов передвижения в информатике? В физике? Приведите примеры?

    VI. Домашние задание

    Изучить § 38, ответить на вопросы в конце параграфа.

    Заполнение таблицы (с использованием дополнительной литературы):

    Систематические группы, представители Способ передвижения
    Класс Гидроидные Передвижение “шагами”
    Медуза – корнерот Движение за счет сокращения мускульных волокон
    Молочная планария Передвигается с помощью ресничек
    Большой прудовик Движение осуществляется сокращением мускулатуры ноги – ползание плавное и медленное
    Отряд Черепахи Ползает, плавают хорошо и ловко рассекая воду своими ластам
    Дикобраз поркупин Благодаря длинным и острым когтям хоть и медленно и неуклюже, но уверенно лазит по деревьям
    Кит Плавает быстро и ловко (ласты - широки, толсты на передней части выпуклы, а на задней - сильно вогнуты, хвост)

    (Образцы таблицы раздать детям на заранее заготовленных карточках)

  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное