Домой Многолетние цветы Самые приподнятые равнины имеют высоту. Природные зоны равнин. К метаморфическим горным породам относится

Самые приподнятые равнины имеют высоту. Природные зоны равнин. К метаморфическим горным породам относится

Равнина — одна из основных форм земного рельефа. На физической карте мира равнины обозначены тремя цветами: зеленым, желтым и светло-коричневым. Они занимают около 60% всей поверхности нашей планеты. Самые обширные равнины приурочены к плитам и платформам.

Характеристика равнин

Равнина — это участок суши или дна моря, имеющий небольшое колебание высот (до 200 м) и незначительный уклон (до 5º). Они встречаются на разных высотах, в том числе и на дне океанов.

Отличительная черта равнин — четкая, открытая линия горизонта, прямая или волнистая, в зависимости от рельефа поверхности.

Еще одна особенность — именно равнины являются основными территориями, заселенными людьми.

Природные зоны равнин

Поскольку равнины занимают обширную территорию, на них существуют практически все природные зоны. Например, на Восточно-Европейской равнине представлены тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи и полупустыни. Большую часть Амазонской низменности занимают сельвы, а на равнинах Австралии расположены полупустыни и саванны.

Виды равнин

В географии равнины делят по нескольким признакам.

1. По абсолютной высоте различают:

. низменные . Высота над уровнем моря не превышает отметки в 200м. Яркий пример — Западно-Сибирская равнина.

. Возвышенные — с перепадом высот от 200 до 500 м над уровнем моря. Например, Среднерусская равнина.

. Нагорные равнины , чей уровень измеряется отметками свыше 500 м. Например, Иранское нагорье.

. Впадины высшая точка располагается ниже уровня моря. Пример — Прикаспийская низменность.

Отдельно выделяют подводные равнины, к которым относятся дно котловин, шельфы и абиссальные области.

2. По происхождению равнины бывают:

. Аккумулятивные (морские, речные и материковые) — образовались в результате воздействия рек, отливов и приливов. Поверхность их покрыта наносными отложениями, а в море - морскими, речными и ледниковыми отложениями. Из морских можно привести в пример Западно-Сибирскую низменность, а из речных — Амазонскую. Среди материковых к аккумулятивным равнинам относят краевые низменности, имеющие небольшой уклон к морю.

. Абразионные — образуются в результате воздействия прибоя на сушу. В районах, где господствуют сильные ветры, часты волнения на море, а линия берега образована из слабых горных пород, чаще образуются именно такой тип равнин.

. Структурные — самые сложные по происхождению. На месте таких равнин когда-то высились горы. В результате вулканической деятельности и землетрясений, горы разрушались. Вытекающая из трещин и расколов магма сковывала поверхность суши, словно броня, скрывая все неровности рельефа.

. Озерные — образуются на месте высохших озер. Такие равнины обычно небольшие по площади и часто окаймлены береговыми валами и уступами. Пример озерной равнины - Джаланаш и Кеген на территории Казахстана.

3. По виду рельефа различают равнины:

. плоские или горизонтальные - Великая Китайская и Западно-Сибирская равнины.

. волнистые — формируются под действием водных и водно-ледниковых потоков. Например, Среднерусская возвышенность

. холмистые — в рельефе встречаются отдельные холмы, сопки, овраги. Пример — Восточно-Европейская равнина.

. ступенчатые — формируются под действием внутренних сил Земли. Пример — Среднесибирское плоскогорье

. вогнутые — к ним относят равнины межгорных впадин. Например, Цайдамская котловина.

Выделяют также увалистые и грядовые равнины. Но в природе чаще всего встречается смешанный тип. Например, Прибельская увалисто-волнистая равнина в Башкортостане.

Климат равнин

Климат равнин формируются в зависимости от ее географического месторасположения, близости океана, площади самой равнины, ее протяженности с севера на юг, а также климатического пояса. Свободное перемещение циклонов обеспечивает четкую смену сезонов. Зачастую равнины изобилуют реками и озерами, которые вносят свой вклад в образование климатических условий.

Крупнейшие равнины мира

Равнины распространены на всех материках, за исключением Антарктиды. В Евразии самыми крупными являются Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Восточно-Китайская равнины. В Африке — Восточно-Африканское плоскогорье, В Северной Америке - Миссисипская, Великие, Примексиканская, в Южной Америке - Амазонская низменность (самая крупная в мире, ее площадь составляет свыше 5 млн. кв. км) и Гвианское плоскогорье.

  • Низменность — равнина, поднимающаяся не выше 200 м над уровнем моря.
  • Возвышенности — это равнинные участки суши высотой от 200 до 500 метров над уровнем моря.
  • Плоскогорье — это равнина с плоской или слегка волнистой поверхностью, приподнятая над уровнем моря более чем на 500 метров.

Аккумуляция

Подъём морского дна

Изменение равнин под действием водных потоков

Так же, как и горы, равнины постепенно изменяются. Большую работу на них производят водные потоки, как постоянные (реки), так и временные, которые образуются на склонах после сильных дождей или во время весеннего таяния снега.

Каждый приток реки вырывает себе долину, по которой он течёт, каждый приток размывает берега, углубляет, хотя и медленно, своё русло. Особенно быстро процесс размывания идёт на возвышенностях и плоскогорьях, так как реки, берущие с них начало, имеют более стремительное течение.

Стекающая по поверхности вода смывает с полей верхний, пахотный слой почвы вместе с питательными веществами, кото-рые так необходимы растениям . Особенно быстро смыв идёт на крутых склонах, не покрытых растительностью; вот почему кру-тые склоны не распахивают. Склоны же, имеющие незначительный уклон, следует распахивать только поперёк. При поперечной распашке склона стекающая вода задерживается бороздами, впитывается в землю и не смывает почву. Таким образом, миллионы гектаров плодородной почвы сохраняются от размыва. Материал с сайта

Изменение равнин под влиянием ветра

Ветры, проносясь над равнинами, производят большую разрушительную работу. Бывает так, что ураганной силы ветры дуют над равнинами несколько суток подряд, не переставая. Начинается пыльная буря. За одну такую бурю ветер может снести слой почвы толщиной до 25 см, и плодородные до этого земли превращаются в бесплодные пустоши.

Уменьшают выдувание почв травяные полосы, которые создают через определённые промежутки на полях, а также лесные полосы.

Особенно большую работу производит ветер на равнинах, покрытых сыпучими песками, не скреплённых корнями расте-ний — дюнах и барханах. Открытое пространство песков никогда не бывает ровным.

Тестовые задания по географии 6 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Спецификация

уровня знаний по теме: Система географических координат

    Назначение работы-

    Характеристика структуры и содержания работы.

, часть

Часть А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Часть В

Часть

4. Критерии оценивания

5. УМК.

Тестовые задания по теме: Система географических координат

1 вариант

А 1. Географическая широта точки- это расстояние, выраженное в градусах, до не от

б) Северного полюса

в) экватора

г) Южного полюса

А 2. Какой из перечисленных материков полностью расположен в Восточном полушарии?

а) Австралия в) Евразия

б) Африка г) Южная Америка

А 3. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными?

б) Экватор – это самый длинный меридиан.

в) Для нахождения местоположения точки на карте достаточно всего двух координат.

А 4. Расположите перечисленные объекты в порядке их удаления от экватора.

а) Галапагосские острова

б) пролив Дрейка

в) остров Пасхи

г) остров Тасмания

А 5. Началом отсчета при определении географической широты является

а) экватор

б) полюс

в) нулевой меридиан

г) 180 –й меридиан

В 1. Установите соответствие между географическими объектами и их координатами.

ОБЪЕКТ КООРДИНАТЫ

1) гора Аконкагуа а) 3 0 04 . ю.ш. 37 0 21 ., в.д.

2) гора Килиманджаро б) 32 0 39 ю.ш. 70 0 00 з.д.

3) город Москва в) 44 0 04 с.ш. 79 0 04 з.д.

4) Ниагарский водопад г) 55 0 45 с.ш. 36 0 37 в.д.

В 2. Установите соответствие. Из указанных точек имеют

Северную широту _________________________________________________

Восточную долготу________________________________________________

Южную широту и западную долготу__________________________________

Гринвичский меридиан

. М

Экватор

В3. Установите соответствие между терминами и определениями.

ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) экватор а) линия, условно проведенная по поверхности Земли

параллельно экватору

2) параллель б) кратчайшая линия, условно проведенная по поверхности Земли

от одного полюса к другому

3) меридиан в) линия, условно проведенная по поверхности Земли на равном

удалении от полюсов

Картографический практикум

32 0 сш. 122 0 в.д.

___________________________________________________________________________________

0 ш. 0 0 д.

___________________________________________________________________________________

С2.

2 вариант

А 1. Географическая долгота точки – это расстояние, выраженное в градусах, до нее от

а) нулевого (Гринвичского) меридиана

б) б) Северного полюса

в) экватора

г) Южного полюса

А2. Какой из перечисленных материков полностью расположен в Западном полушарии?

а) Австралия в) Евразия

б) Африка г) Южная Америка

А3. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными?

а) Географические координаты измеряются в градусах.

б) Все меридианы – это широты, которые бывают северными июжными

в) Для нахождения местоположения точки на карте достаточно всего двух координат

А4.Для определения географических координат точек земной поверхности не могут использоваться оси математических координат, то есть две перпендикулярные прямые, потому что

А) материки и океаны имеют неправильную геометрическую форму, это затрудняет расчеты

Б) Земля – шар, а математическая система координат создана для работы на плоскости

В) земная поверхность имеет множество неровностей, на которой невозможно провести прямые линии

Г) оси математических координат имеют одну точку пересечения, а у Земли два полюса

А5. Началом отсчета при определении географической широты является

а) экватор

б) полюс

в) нулевой меридиан

г) 180 –й меридиан

В1. Установите соответствие между терминами и утверждениями.

ТЕРМИН УТВЕРЖДЕНИЕ

1. экватор а) географическая широта точек, находящихся на этой линии, не

может быть ни южной, ни северной

2. параллели б) чем ближе к полюсам, тем меньше становится радиус этих

окружностей проведенных на глобусе

3. меридианы в) длина этих линий на поверхности Земли примерно одинаковая

и составляет 20 000 км

В2. Выберите верные утверждения.

а) географическая долгота и широта измеряются в километрах

б) параллели на глобусе и географических картах определяют направления «север-юг», а меридианы – «запад – восток»

в) на глобусе параллели имеют форму окружностей, а меридианы – форму дуг окружностей

г) для определения географических координат Северного и Южного полюса достаточно указать их географическую широту

д) точки земной поверхности, находящиеся между экватором и Северным полюсом, имеют южную широту

е) географическая широта изменяется в пределах от 0 0 до 180 0

В3. В 1. Установите соответствие между географическими объектами и их координатами.

ОБЪЕКТ КООРДИНАТЫ

1) Мехико а) 30 0 с.ш. 32 0., в.д.

2) Каир б) 20 0 с.ш. 100 0 з.д.

3) Кейптаун в) 1 0 ю.ш. 52 0 з.д.

4) Амазонка г) 34 0 ю.ш. 19 0 в.д.

Картографический практикум

С1. . Используя приведенные данные, назовите географические объекты, о которых идет речь.

а) Широта, на которой расположен это крупный портовый город, составляет приблизительно 35 0 ю.ш. Город находится у места впадения в океан большой реки.

_________________________________________________________________________________

б) Это море пересекает меридиан 30 0 в.д. В море много крупных и мелких островов. Оно связано с океаном узким проливом.

в) Эта река впадает в океан в точке с географическими координатами

32 0 сш. 122 0 в.д.

___________________________________________________________________________________

г) Эта река впадает в залив, в котором находится точка с координатами 0 0 ш. 0 0 д.

___________________________________________________________________________________

С2.

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

уровня знаний по теме: Времена года

1. Назначение работы- определение уровня подготовки учащихся 6 класса.

В работу включено всего 10 заданий. Из них задания части А с выбором ответа из 4-х предложенных - 5, задания части В на установление соответствия 3 и 2 задания части С.

В зависимости от типа трудностей заданий, его выполнение оценивается разным количеством баллов. За верное выполнение каждого задания с выбором ответа первого уровня сложности, задания части А, обучающийся получает 1 балл , часть А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Задания части В на установление соответствия – 2 балла и части С задания – 3 балла, при наличии правильного ответа. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы 17 баллов. Оценивание может дифференцироваться в зависимости от уровня учебных возможностей класса.

Часть А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Часть В - более сложный уровень. Задания, представленные в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний.

Часть С - уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ.

На выполнение итоговых тестов отводится - 40-45 мин.

4. Критерии оценивания

Если ученик правильно отвечает на:

50-70% вопросов, то получает оценку «3»,

70-90% правильных ответов - «4»,

90-100% правильных ответов - «5».

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в тестовые работы свои коррективы

5. УМК. Использовала для составления заданий контрольно – измерительные материалы, география 6 класс, С.В.Ряховский « Русское слово»2017, Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.Домогацких, Е.Е Домогацких, «Русское слово», 2014.

Тестовые задания по теме: Времена года 6 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Тестовые задания

А1. Когда Солнце одинаково освещает как Северное, так и Южное полушарие?

а) в дни весеннего и осеннего равноденствий в) всегда

б) в дни летнего и зимнего солнцестояний г) никогда

А2. В Москве сейчас осень. А в каком из перечисленных городов сейчас весна?

а) Буэнос – Айрес б) Лондон в) Мехико г) Пекин

А3. В день летнего солнцестояния наибольшая продолжительность дня наблюдается

а) в северном полушарии в) на всем земном шаре

б) в Южном полушарии г) на экваторе

А4. Если бы земная ось не имела наклона, то

а) в Северном полушарии была бы вечная зима, а в Южном – лето

б) в Южном полушарии была бы вечная зима, а в Северном – лето

в) не было бы смены времен года

г) не происходило бы смены дня и ночи

А5. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными?

а) Если бы земная ось не имела наклона, то и смены времен года на Земле не было бы.

б) Времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают.

в) Чем более отвесно падают солнечные лучи, тем меньше света и тепла получает земная поверхность.

В1. Установите соответствие между характеристиками и календарными датами.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДАТА

В2 . Заполните пропуски в предложенном тексте.

Чем более отвесно падают солнечные лучи, тем ________________ __________________

света и тепла получает земная поверхность. Количество света и тепла, получаемого земной поверхностью, закономерно______________________________________________________

от экватора к полюсам. Смена времен года обусловлена______________________________

земной оси. Самый длинный световой день в Северном полушарии приходится на день___________________ солнцестояния, а в Южном полушарии на день_________________

Солнцестояния.

В3. Заполните пропуски в таблице.

С1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

О том, как боцман Билли Бонс однажды сказал правду

Был полный штиль. Паруса бригантины бессильно обвисли. Капитан Флинт и боцман Билли Бонс сидели на нагретой палубе и от скуки рассказывали друг другу всякие небылицы. Попугай Пиастр тоже нашел себе занятие – он с удовольствием уличал пиратов во лжи.

Вот когда я учился в школе, - начал свой рассказ капитан Флинт,- у меня по географии была твердая пятерка!

Не вер-рю! – радостно закричал попугай и замахал крыльями.

Капитану Флинту ничего не оставалось, как обиженно нахмуриться.

А вот у меня был как-то один случай…..- мечтательно начал боцман.

Ве-рю! – встрепенулся попугай Пиастр.

Погоди. Я не закончил, - успокоил его боцман.- Так вот. Плыли мы как-то по Индийскому океану в сторону Африки. Жара была, как сейчас. Даже жарче. Правда, ветерок был. Ну, им-то и воспользовались. Развернули корабль точно на юг и через пару часов оказались в настоящей зиме. Холод жуткий!

Да, извини. Немного приврал,- согласился боцман. – Холода не было, а вот зима была настоящая. А когда она нам тоже надоела, мы поплыли на север и снова вернулись в лето. И так, меняя курс, мы пять раз за один день оказывались в зиме, и пять раз у нас наступало лето.

Я, конечно, не знаю, но мне кажется, он врет, - неуверенно произнес капитан Флинт и посмотрел на попугая.

Однако попугай почистил клюв и подумал. Потом еще немного подумал, пожал плечами, сунул голову под крыло и громко захрапел.

Правда ли сказал боцман Билли Бонс? На контурной карте мира нарисуйте маршрут плавания, о котором он рассказал.

С2.

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

уровня знаний по данной теме: Рельеф суши и дна Мирового океана.

1. Назначение работы- определение уровня подготовки учащихся 6 класса.

2. Характеристика структуры и содержания работы.

3. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

В зависимости от типа трудностей заданий, его выполнение оценивается разным количеством баллов. За верное выполнение каждого задания с выбором ответа первого уровня сложности, задания части А, обучающийся получает 1 балл , часть А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Задания части В на установление соответствия – 2 балла и части С задания – 3 балла, при наличии правильного ответа. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ.

Часть А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Часть В - более сложный уровень. Задания, представленные в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний.

Часть С - уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ.

На выполнение итоговых тестов отводится - 40-45 мин.

4. Критерии оценивания

Если ученик правильно отвечает на:

50-70% вопросов, то получает оценку «3»,

70-90% правильных ответов - «4»,

90-100% правильных ответов - «5».

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в тестовые работы свои коррективы

5. УМК

Тестовые задания по теме: Рельеф суши и дна Мирового Океана.

Тестовые задания

А1. В пределах, какой из перечисленных горных систем располагается высочайшая вершина Земли?

а) Альпы в) Гималаи

б) Анды г) Кавказ

а) Альпы в) Гималаи

б) Анды г) Кавказ

А3. На каком материке располагается крупнейшая по площади низменность Земли?

а) Африка в) Северная Америка

б) Евразия г) Южная Америка

А4. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Большая часть населения Земли проживает в горных районах.

б) Рельеф дна Мирового океана сложнее рельефа суши.

в) Равнинами называют обширные участки поверхности Земли с небольшими перепадами высот.

А5. Какие природные явления относят к внутренним силам формирования рельефа

а) действие ветра

б) вулканизм

в) действие текучих вод

г) движение земной коры

д) влияние солнечного света и тепла

В1. Установите соответствие между видами равнин и их высотой над уровнем моря.

ВИД РАВНИНЫ ВЫСОТА НАД УРОВНЕМ МОРЯ

1. плоскогорье а) 0-200 м

2. низменность б) 200- 500

3. возвышенность в) выше 500 м

В2. Установите соответствие между формами рельефа дна Мирового океана и их изображениями на физических картах.

ФОРМА РЕЛЬЕФА ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КАРТЕ

1. глубоководный желоб а) оттенки голубого цвета

2. срединно- океанический хребет б) темно – синий цвет

3. вершина подводной горы, высту- в) оттенки зеленого и коричневого цветов

пающая над поверхностью воды

В3. Дополните утверждение:

Все неровности земной поверхности, имеющие разные размеры, форму, происхождение и формирующиеся в результате одновременного действия внутренних и внешних сил, называются _____________________________________________________________________________

С1. Заполните пропуски в тексте.

Обширные участки поверхности Земли с небольшими перепадами высот называются________

Равнины, высота которых не превышает 200 м над уровнем моря, называются_______________________. Самая крупная низменность нашей планеты ___________________________. Более высокие равнины называются____________________.

А самые приподнятые равнины, имеющие высоту более 500 м над уровнем моря, называются ___________________________________________________.

Картографический практикум

С2 .

С3.Расставьте перечисленные географические объекты в порядке их следования с севера на юг.

Кавказ_____

Бразильское плоскогорье_______

Западно – Сибирская равнина___

Южная оконечность Анд_______

Скандинавские горы___________

Гималаи_____________________

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

уровня знаний по данной теме: Царства живой природы и охрана природы.

1. Назначение работы- определение уровня подготовки учащихся 6 класса.

2. Характеристика структуры и содержания работы.

В работу включено всего 10 заданий. Из них задания части А с выбором ответа из 4-х предложенных - 5, задания части В на установление соответствия 3 и 3 задания части С.

3. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

В зависимости от типа трудностей заданий, его выполнение оценивается разным количеством баллов. За верное выполнение каждого задания с выбором ответа первого уровня сложности, задания части А, обучающийся получает 1 балл , часть А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Задания части В на установление соответствия – 2 балла и части С задания – 3 балла, при наличии правильного ответа. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы 20 баллов. Оценивание может дифференцироваться в зависимости от уровня учебных возможностей класса.

Часть А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Часть В - более сложный уровень. Задания, представленные в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний.

Часть С - уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ.

На выполнение итоговых тестов отводится - 40-45 мин.

4. Критерии оценивания

Если ученик правильно отвечает на:

50-70% вопросов, то получает оценку «3»,

70-90% правильных ответов - «4»,

90-100% правильных ответов - «5».

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в тестовые работы свои коррективы

5. УМК . Использовала для составления заданий контрольно – измерительные материалы, география 6 класс, С.В.Ряховский « Русское слово»2017, Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.Домогацких, Е.Е Домогацких, «Русское слово», 2014.

Тестовые задания

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Основное общее образование

Линия УМК В. П. Дронова. География (5-9)

К УМК по географии для 6 класса В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой

Тестовые задания (в формате ЕГЭ) для проверки знаний учащихся по начальному курсу географии, составленные в соответствии с программой для общеобразовательных учебных заведений, и предназначенные для проверки усвоения материала учебника В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой «Землеведение. 6 класс».

Тематические разделы содержат задания разной степени сложности: блоки «А», «В» и «С».

Пособие адресовано учителям – предметникам, а также полезны школьникам для самоконтроля усвоения обязательного стандарта образования по начальному курсу географии при подготовке к зачету, контрольной работе и экзамену. Задания снабжены ключами, что дает читателю возможность проверить себя.

Предисловие

Проверка знаний и умений учащихся является одним из важных элементов учебного процесса. Контроль за результатами обучения должен осуществляться не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Те и другие должны быть заинтересованы в получении высоких результатов знаний.

Тестовый контроль – одна из форм проверки способностей, умений, знаний обучаемого. Он вырабатывает навыки самостоятельного анализа и помогает учащемуся быстро находить необходимую информацию из большого объема усвоенных знаний.

Данное пособие предназначено для подготовки к Единому государственному экзамену по начальному курсу географии.

В пособии представлены 7 вариантов экзаменационной работы (по количеству разделов учебника В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Землеведение 6 класс») по подобию проверки знаний и умений в ЕГЭ по географии.

Каждый вариант состоит из заданий блоков «А», «В» и «С»

В них проверяются знания всех разделов обязательного минимума содержания по начальному курсу географии:

  1. Земля во Вселенной.
  2. Географические модели Земли.
  3. Земная кора.
  4. Атмосфера.
  5. Гидросфера.
  6. Биосфера.
  7. Географическая оболочка.

Варианты составлены так, чтобы дать представление о том, какие географические знания из каждой темы начального курса географии проверяются в ЕГЭ (факты, географическая номенклатура, пространственные и причинно – следственные связи).

Задания блока «А» сравнительно простые. К каждому заданию предлагается четыре варианта ответа, из которых только один является верным.

Блок «В» состоит из более сложных заданий, которые требуют дать краткий ответ по теории пройденного раздела.

Задания блока «С» наиболее сложные, требуют развернутого ответа. В основном это задания на определение причинно-следственных связей и умений использования полученных знаний на практике.

Время на выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по разделам рассчитывается учителем в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Тестовые задания по разделу №1

«Земля во Вселенной». Землеведение, 6 класс

Блок «А»

А1. Выберите правильный ответ: Наука, изучающая поверхность Земли как среду обитания, где возникло и развивается человечество.

1. биология 2. астрономия 3. география 4. геология

А2. Весь существующий мир – это:

1. Вселенная 1. Галактика 3. Млечный Путь 4. Космос

А3. Скорость света равна: (в км/с)

1. 150 млн. 2. 184 тыс. 3. 300 тыс. 4. 400 тыс.

А4. Сколько ярких звезд, используемых для ориентирования, называют навигационными звездами:

1. 22 2. 24 3. 26 4. 28

А5. Пояс астероидов находится между:

1. Землей и Марсом 2. Землей и Венерой

3. Юпитером и Сатурном 4. Марсом и Юпитером

А6. Самый маленький океан Земли:

А7. Найдите ошибку: К планетам – гигантам относятся:

1. Марс 2. Юпитер 3. Сатурн 4. Уран

А8. Больше всего суши на Земле в полушарии:

1. западном 2. южном 3. северном 4. нет правильного ответа

А9. Земля вращается вокруг своей оси с:

1. запада на восток 2. по часовой стрелке 3. востока на запад 4. севера на юг

А10. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом (в градусах):

1. 55,6 2. 60, 6 3. 55, 5 4. 66,5

А11. Географическим следствием вращения Земли вокруг своей оси является:

  1. Земля немного приплюснута с полюсов
  2. Происходит смена времен года
  3. Все движущиеся тела на Земле отклоняются вправо
  4. Все движущиеся тела на Земле отклоняются влево

А12. Земля движется по орбите вокруг Солнца со скоростью (в км/с):

1. 20 2. 25 3. 30 4. 35

А13. Возраст Земли (в млрд. лет):

1. 3,8 2. 4,4 3. 4,6 4. 5,0

А14. Всего созвездий в ночном небе:

1. 54 2. 56 3. 78 4. 88

А15. Чтобы узнать, високосный год или нет, надо две последние цифры года разделить без остатка на:

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

А16. Фигура Земли называется:

1. шар 2. эллипс 3. окружность 4. геоид

А17. Длина экватора (в тыс. км):

1. 40 2. 45 3. 20 4. 50

А18. Площадь земной поверхности равна (млн. кв. км):

1. 149 2. 361 3. 510 4. 610

А19. Полярный радиус Земли меньше экваториального радиуса на (км):

1. 21 2. 22 3. 23 4. 24

А20. Древнегреческий ученый, рассчитавший размеры Земли:

1. Пифагор 2. Аристотель 3. Эратосфен 4. Птолемей

Блок «В»

В1 . Расположите планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца:

1. Марс 2. Меркурий 3. Юпитер 4. Земля

В2. Определите во сколько раз крупнейший океан Земли больше Африки

В3 . Как в ночном небе найти Полярную звезду?

Блок «С»

С1 . Каковы географические следствия вращения Земли вокруг своей оси?

С2 .Что такое Солнечная система? Какие космические тела входят в ее состав?

Ответы на блок №1

«Земля во Вселенной »

Блок «А»

Блок «В»

В1 . 2 – 4 – 1 – 3

В2 . 180 млн. кв. км: 30 млн. кв.км = 6 Ответ: в 6 раз

В3 . Найти ковш созвездия Большая Медведица. Мысленно соединить 2 крайние звезды ковша и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится в конце ручки ковша созвездия Малая Медведица. Это и есть Полярная звезда.

Блок «С»

С1 . – Вращение Земли влияет на ее форму: она немного сплюснута у полюсов.

Из- за вращения Земли все движущиеся по ее поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном – влево.

Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи.

С2 . Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него космические тела.

Состав Солнечной системы: планеты, спутники планет (более 60), малые планеты (астероиды), кометы, метеориты, космическая пыль.

Тестовые задания по разделу №2

«Географические модели Земли». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Создатель первого в мире глобуса:

1. Геродот 2. Птолемей 3. Вальдземюллер 4. Бехайм

А2. Азимут измеряется в:

1. километрах 2. часах 3. градусах 4. процентах

А3. Если численный масштаб составляет 1: 5 000 000, то именованный будет:

1. в 1 см 5 км 2. в 1см – 50 км 3. в 1 см – 500 км 4. в 1 см – 5000 км

А4. Чему равен азимут северо-востока?

1. 0 градусов 2. 30 градусов 3. 45 градусов 4. 60 градусов

А5. Угол на местности между направлением на север и на предмет в градусах – это

1. горизонт 2. азимут 3. полюс 4. ориентир

А6. Азимут отсчитывается:

1. от севера по часовой стрелке

2. от севера против часовой стрелки

3. от юга по часовой стрелке

4. от юга против часовой стрелки

А7. Экватор является:

1. самой длинной параллелью

2. самым длинным меридианом

3. самой короткой параллелью

4. самым коротким меридианом

А8. Географическая долгота бывает:

1. западной и южной

2. западной и северной

3. западной и восточной

4. южной и северной

А9. От экватора отсчитывается:

1. западная и восточная долгота

2. северная и южная долгота

3. западная и восточная широта

4. северная и южная широта

А10. Дополните фразу: «К северу от Москвы расположен город…» (выберите ответ):

1. Астрахань 2. Адлер 3. Архангельск 4. Анадырь

А11. Укажите, каким цветом на физической карте показаны горы:

1. темно- зеленым 2. коричневым 3. желтым 4. светло-зеленым

А12. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географической карте – это…

1. горизонтали 2. азимут 3. градусная сетка 4. географическая широта

А13. Найдите ошибку:

1. 90 с.ш. 125 в.д. 2. 5 ю.ш. 170 з.д. 3. 17с.ш. 182 з.д 4. 78 ю.ш. 28 в.д.

А14. Чему равен один градус меридиана в километрах:

1. 25 2. 110, 3 3. 111,3 4. 111, 9

А15. Чему равна длина меридиана в градусах:

1. 90 2. 120 3. 180 4. 360

Блок «В»

В1. Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Параллели – это линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно нулевому меридиану.

2. Меридиан – это кратчайшая линия, соединяющая полюсы Земли.

Варианты ответов: (да, да), (нет, нет), (да, нет), (нет, да)

В2 . Выпишите название линии, условно проведенной по земной поверхности параллельно экватору:

Горизонталь, меридиан, параллель, абсолютная высота, географическая широта

В3. Какие океаны пересевает нулевой (Гринвичский) меридиан?

В4 . Какие материки и океаны пересекает экватор?

Блок «С»

С1 . В каких полушариях находятся Евразия, Австралия и Африка?

С2 . Сколько параллелей и меридианов можно провести по земной поверхности?

С3. С помощью каких географических моделей (объемных и плоских) изображают Землю и ее отдельные участки?

Ответы на блок №2

«Географические модели Земли»

Блок «А»

Блок «В»

В1 . нет, да

В2 . параллель.

В3 . Северный Ледовитый и атлантический.

В4 . Материки – Ю. Америку, Африку и острова Евразии;

Океаны – Тихий, Атлантический и Индийский

Блок «С»

С1 . Евразия – во всех четырех; Австралия – в южном и восточном; Африка – во всех четырех.

С2 . 180 параллелей и 360 меридианов

С3 . глобус, карта, план местности, аэрофотоснимок

Тестовые задания по разделу №3

«Земная кора». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Температура ядра Земли (в градусах):

1. 2000 – 3000 2. 3000 – 4000 3. 4000 – 5000 4. 4500 – 5000

А2. Какое утверждение о земной коре верно?

1. Земная кора под материками и океанами имеет одинаковое строение

2. Под океанами мощность земной коры больше, чем под материками

3. Границы литосферных плит совпадают с контурами материков.

4. Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

А3. Какой по происхождению горной породой является глина?

1. осадочной органической 2. осадочной обломочной

3. метаморфической 4. магматической

А4. Как называется приподнятый участок земной коры между двумя разломами?

1. сброс 2. грабен 3. горст 4. трапп

А5. Какие формы рельефа образовались в результате деятельности древних ледников?

1. овраги 2. дюны 3. речные долины 4. морены

А6. Как называются равнины с абсолютной высотой 0-200 метров?

1. плоскогорье 2. низменность 3. возвышенность 4. нагорье

А7. Крупнейшее плоскогорье мира?

А8. Выходом срединно-океанического хребта на поверхность Мирового океана является остров:

1. Исландия 2. Пасхи 3. Сахалин 4. Мадагаскар

А9. Самый высокий вулкан России:

1. Ключевская Сопка 2. Шивелуч 3. Кроноцкая Сопка 4. Ичинская Сопка

А10. Мощность континентальной земной коры под высокими горами:

1. 35 км 2. 55 км 3. 65 км 4. 75 км

Блок «В»

В1 . Выберите из перечисленного списка основные части дна Мирового океана

1. желоб 2. горы 3. вулканы 4. шельф 5. материковый склон 6. ложе

В2. Определите регион России по краткому описании.

Это полуостровная территория нашей родины. По очертанию напоминает рыбу. Имеет сильно изрезанную береговую линию. Господствуют муссоны. Много действующих вулканов. Есть Долина гейзеров.

В3 . Как подразделяются горы по абсолютной высоте?

Блок «С»

С1 . Почему на Земле такой разнообразный рельеф?

С2 . Объясните причины совпадения районов извержения вулканов и землетрясений.

Ответы на блок №3

«Земная кора»

Блок «А»

Блок «В»

В1. 1, 2,3,6

В2. полуостров Камчатка.

В3 . низкие горы, средневысотные и высокие горы.

Блок «С»

С1. Рельеф разнообразен, потому что на поверхность Земли одновременно воздействуют внутренние и внешние силы. Источник энергии внутренних сил – тепло, образующееся в недрах планеты, а внешних – солнечная энергия

С2. Это края литосферных плит или линии разломов литосферных плит. Здесь происходит смещение слоев земной коры, что и приводит к землетрясениям или вулканизму.

Тестовые задания по разделу №4

«Атмосфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Атмосфера-это оболочка Земли:

1. земная 2. воздушная 3. водная 4. живая

А2. На какой высоте проходит условная граница атмосферы:

1. 100 км 1. 500 км 3. 1000 км 4. 1500 км

А3. На какой высоте находится озоновый экран атмосферы?

1. 20-30 км 2. 30-40 км 3. 40-50 км 4. 50-60 км

А4. В какой части атмосферы расположен озоновый слой?

А5. В каком слое атмосферы температура воздуха растет и у верхней границы близка к 0 градусам по Цельсию?

1. стратосфере 2. тропосфере 3. ионосфере 4. экзосфере

А6. Чему равна высота тропосферы над полюсами Земли?

1. 10-12 км 2. 16-18 км 3. 8-10 км 4. 12-14 км

А7. При подъеме на каждый километр температура воздуха понижается на:

1. 3 о С 2. 4 о С 3. 5 о С 4. 6 о С

А8. Как называется линия, соединяющая точки с одинаковой средней температурой?

1. изобара 2. изотерма 3. изогипса 4. изогиета

А9. Сколько поясов освещенности на планете Земля?

1. 3 2. 4 3. 5 4. 6

А10. Прибор для определения относительной влажности воздуха?

1. гигрометр 2. барометр 3. анемометр 4. психрометр

А11. Чему равен максимальный показатель степени облачности? (в баллах):

1. 8 2. 10 3. 11 4. 12

А12. С какой силой давит столб воздуха на каждый квадратный сантиметр земной поверхности?

1. 1 кг 33 г 2. 1 кг 29 г 3. 2 кг 33 г 4. 3 кг 29 г

А13. При подъеме на каждые 10,5 м давление в тропосфере уменьшается примерно на:

1. 1мм рт. ст. 2. 2 мм рт. ст. 3. 5 мм рт. ст. 4. 10 мм рт. ст.

А14. Сезонные ветры, меняющие свое направление два раза в год – это:

1. бриз 2. пассат 3. муссон 4. северо-восточные ветры

А15. Какой месяц в году самый жаркий?

А16. Чему равна максимальная сила ветра в баллах?

1. 12 2. 10 3. 11 4. 9

Блок «В»

В1. Перечислите основные элементы погоды.

В2 . Какие свойства погоды являются главными?

В3. Какие атмосферные явления наносят наибольший ущерб человеку и его хозяйству?

В4 . От каких причин зависит атмосферное давление?

Блок «С»

С1 . Начертите розу ветров на июнь месяц по следующим показателям:

С – 10 дней, С-В – 3дня, С-З – 2 дня, Ю-В – 4дня, Ю-З – 1 день, Ю – 4 дня, З – 3 дня, В – 3 дня.

С2 . Чему равна среднесуточная температура воздуха и суточная амплитуда колебания температуры по следующим показателям температуры воздуха?

7, -5, -1, +1, +6, +9

С3. Чему равна температура воздуха у поверхности земли, если на высоте 2000 м температура воздуха –10 градусов?

С4. Чему равно атмосферное давление на высоте 1,5 км, если у поверхности земли атмосферное давление 757 мм рт. ст.?

С5 . Чему равна относительная влажность воздуха при температуре +30 градусов, если в воздухе содержится 18 г влаги?

Ответы на блок №4

«Атмосфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1. температура воздуха, влажность, атмосферное давление, облачность, осадки, направление и скорость ветра.

В2 . Главные свойства погоды- это ее разнообразие и изменчивость.

В3 . Засухи, ураганы, грозы, гололед, град, ливневые дожди, туман.

В4 . Атмосферное давление зависит от высоты местности, от температуры воздуха, от характера земной поверхности.

Блок «С»

С1. График построен в масштабе: 1 клетка – 2 дня.

С2. Среднесуточная температура: 1) (-7) + (-5) + (-1) = -13

3) 16 – 13 = +3

4) +3: 6 = +0,5 (градуса)

Суточная амплитуда колебания температуры: 9 – (-7) = 16 (градусов)

Ответ: +0,5 градуса; 16 градусов.

С3. 1. 6 * 2 = 12 (градусов)

2. - 10 – (+12) = +2 Ответ: +2 градуса

С4. 1. 1500: 10 = 150 (мм рт. ст.)

2. 757 – 150 = 607 (мм рт. ст.) Ответ: 607 мм рт.ст.

С5. При температуре +30 градусов в воздухе может содержаться 30 г влаги, а содержится только 18 г. Из этих данных составляем пропорцию:

Х = 18г * 100% : 30г = 60% (относительная влажность воздуха)

Тестовые задания по разделу №5

«Гидросфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Чему равна доля пресной воды на Земле? (в %)

1. 20% 2. 30% 3. 5% 4. 3%

А2. Сколько процентов воды гидросферы находится в Мировом Океане?

1. 96% 2. 80% 3. 55% 4. 75%

А3. Сколько процентов от площади Земли занимает Мировой океан?

1. 90% 2. 80% 3. 71% 4. 75%

А4. Чему равна площадь Мирового океана? (в квадратных километрах)

1. 510 2. 149 3. 361 4. 75

А5. Какой океан Земли самый глубокий?

1. Тихий 2. Индийский 3. Северный Ледовитый 4. Атлантический

А6. Какое море Земли не имеет берегов, его границами служат течения?

1. Коралловое 2. Саргассово 3. Красное 4. Фиджи

А7. Какое море является внутренним морем Мирового океана?

1. Аравийское 2. Белое 3. Охотское 4. Карибское

А8. Какой пролив Мирового океана самый широкий и глубокий?

1. Гибралтарский 2. Лаперуза 3. Беренгов 4. Дрейка

А9. Чему равна средняя соленость вод Мирового океана? (в промилле)

1. 37 2. 35 3. 33 4. 36

А10. Как называется растояние между гребнями волны?

1. высота волны 2. длина волны 3. склон волны 4. подошва волны

А11. Чему равна высота самых высоких приливов в Мировом океане?

1. 18м 2. 19м 3. 20м 4.17м

А12. Как называется самое мощное в Мировом океане течение?

1. Гольфстрим 2. Западных ветров 3. Куросио 4. Калифорнийское

А13. Самая протяженная река в мире:

А14. Какая река в мире имеет самый большой водосборный бассейн?

1. Конго 2. Амазонка 3. Обь 4. Нил

А15. Самый высокий водопад на Земле:

1. Игуасу 2. Виктория 3. Анхель 4. Илья Муромец

А16. Самое большое озеро в мире:

А17. Самое высокогорное озеро в мире

1. Байкал 2. Онежское 3. Каспийское 4. Титикака

А18. Какое озеро из перечисленных является сточным:

1. Байкал 2. Балхаш 3. Мертвое 4. Каспийское

А19. Сколько пресной воды законсервировано в современных ледниках?

1. 75% 2. 70% 3. 65% 4. 96%

А20. Какое происхождение имеет озерная котловина озера Байкал?

1. карстовое 2. ледниковое 3. тектоническое 4. вулканическое

Блок «В»

В1 . Какими бывают подземные воды? Как они образуются?

В2 . Перечислите формы карста?

В3 . На какие группы делятся ледники? Где они встречаются?

В4. Перечислите главные стихийные явления в гидросфере.

Блок «С»

С1. Напиши названия: а) 2 архипелага, б) два внутренних моря, в) любой залив Атлантического океана, г) пролив, соединяющий два моря двух океанов и разъединяющих две страны, расположенные на двух материках.

С2. Почему Гольфстрим теплое течение, а Канарское у берегов Африки – течение холодное, если температура этих течений, практически, одинаковое?

С3. Сколько всего соли можно получить из 1 т воды, взятой в Океане? В Красном море?

Ответы на блок №5

«Гидросфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1 . Подземные воды: грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды образуются на первом водоупорном слое, межпластовые – между двумя водоупорными пластами.

В2. Формы карста: карстовые колодцы, воронки, пещеры, подземные озера и реки, сталактиты и сталагмиты.

В3. Ледники делятся на две группы: покровные и горные. Покровные образуются в Антарктиде, Гренландии, на арктических и антарктических островах. Горные ледники образуются только на вершинах и склонах гор.

В4. Главные стихийные явления гидросферы: наводнения, лавины, селевые потоки.

Блок «С»

С1. а) Японские острова, Канадский Арктический архипелаг (произвольный вариант); б) Белое море, Черное море (произвольный вариант); в) Бискайский залив; г) Беренгов пролив.

С2 . Если окружающая вода холоднее воды в течении – это теплое течение, если окружающая вода теплее, чем вода течения – это течение холодное.

С3. В литре океанской воды растворено в среднем 35 г различных солей. 1 тонна воды – это 1000 л. Следовательно, из 1 т океанической воды можно получить 35 кг соли. Соленость вод Красного моря 42 промилле, т.е. в 1 л воды содержится 42 г соли, значит, из 1 т воды Красного моря можно получить 42 кг соли.

Тестовые задания по разделу №6

«Биосфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Жизнь на планете Земля зародилась в воде около: (в млрд. лет)

1. 4,6 2. 3,5 3. 3,8 4. 4,5

А2. Живая оболочка земли, где существует жизнь, называется:

1. атмосфера 2. гидросфера 3. биосфера 4. литосфера

А3. Чему равно соотношение растений и животных на суше: (в процентном отношении)

1. 92: 8 2. 94: 6 3. 71: 29 4. 75: 25

А4. В какой части Мирового океана больше всего живых организмов:

1. на материковом склоне 2. в шельфе 3. на ложе океана 4. в желобах

А5. Какую часть площади суши занимают леса?

А6. Какую часть общей лесной площади Земли занимают влажные экваториальные леса?

1. третью 2. четвертую 3. пятую 4. шестую

А7. Леса какого климатического пояса Земли включают три лесных подпояса?

1. тропического 2. экваториального 3. арктического 4. умеренного

А8. В какой природной зоне Земли большое разнообразие крупных травоядных животных?

1. пустыни 2. саванны 3. степи 4. леса

А9. Русский ученый, создавший учение о почвоведении?

1. Воейков 2. Алисов 3. Вернадский 4. Докучаев

А10. Как называюся самые плодородные почвы?

1. чернозем 2. подзолистые 3. тудрово- глеевые 4. бурые

А11. На каком материке Земли доля заповедных территорий самая высокая?

1. Африка 2. Евразия 3. Австралия 4. Америка

А12. Русский ученый, создавший учение о биосфере.

1. А.И. Воейков 2. Б.П. Алисов 3. В.И. Вернадский 4. В.В.Докучаев

Блок «В»

В1. Какие леса распространены на территории России?

В2 . В каких климатических поясах Земли на равнинах распростанены степи и саванны, а в каких пустыни?

В3 . Что такое почва?

Блок «С»

С1. Из приведенного списка деревьев выпиши те, которые образуют широколиственные леса: лиственница, дуб, бук, клен, пихта, осина, береза, тополь.

С2 . Запишите не менее семи значений биосферы.

С3. В чем особенности влажных экваториальных лесов?

Ответы на блок №6

«Биосфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1. На территории России в умеренном поясе распространены: хвойные (тайга), смешанные и широколиственные леса.

В2. Степи и саванны распространены в субэкваториальном и умеренном поясах; пустыни – в тропическом и умеренном поясах.

В3. Почва- это верхний слой земли, обладающий плодородием.

Блок «С»

С1. В широколиственных лесах преобладают дуб, бук, клен.

С2. Значение биосферы:

  1. сохраняет неизменным состав солей в океане;
  2. обеспечивает человека продуктами питания;
  3. придает разноообразие окружающей среде;
  4. обеспечивает самоочищение водоемов;
  5. поддерживает газовый состав атмосферы;
  6. создает осадочные горные породы и полезные ископаемые;
  7. осуществляет биологическое выветривание горных пород.

С3. Особенности влажных экваториальных лесов: ярусность, вечнозеленые (деревья сбрасывают листву постепенно), легче найти 10 стволов разных видов деревьев, чем 10 стволов одного и того же вида, сосредоточено 75% всей растительности суши, «хранитель» многочисленных видов растений и животных, в лесу влажно и сумрачно, большинство обитателей этих лесов живут в кронах деревьев.

Тестовые задания по разделу №7

«Географическая оболочка». Землеведение, 6 класс.

Блок «А».

А1. Какое утверждение о географической оболочке Земли считается верным:

1. Особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

2. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие атмосферы и гидросферы.

3. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие атмосферы и биосферы.

4. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие гидросферы и литосферы.

А2. Как называется этап развития географической оболочки, если идет формирование земной коры и зарождение жизни в океане:

  1. антропогенный
  2. геологический
  3. Биологический
  4. нет правильного ответа

А3. Смена природных зон в горах называется:

1. природный комплекс 2. географическая оболочка

3. высотная поясность 4. широтная зональность.

А4. Примером негативного воздействия на географическую оболочку является:

1. проведение мелиоративных мероприятий

2. добыча полезных ископаемых открытым способом

3. создание лесополос

4. создание замкнутого цикла переработки воды

А5. Природный комплекс «степь» расположен в:

1. северном холодном поясе

2. южном холодном поясе

3. северном умеренном поясе

4. в жарком поясе

Блок «В»

В1. Перечислите основные компоненты природно-хозяйственного территориального комплекса.

В2. Перечислите этапы развития географической оболочки.

В3. В чем уникальность географической оболочки?

Блок «С»

С1. Какие отрицательные последствия может вызвать образование оврага? Укажите не менее двух последствий.

С2. Какими особенностями определяется количество и разнообразие природных зон в горах? Укажите не менее двух причин.

Ответы на блок №7

«Географическая оболочка»

Блок «А»

Блок «В»

В1. Воздух, растения, животные, вода, горные породы, почва, человек и его деятельность

В2. 1 этап – геологический (добиогенный)

2 этап – биологический (биогенный)

3 этап – антропогенный (современный)

В3. Только в ней есть условия для жизни, в ней живет и хозяйствует человек.

Блок «С»

С1. 1. понижение уровня грунтовых вод

2. уменьшение почвенного покрова (уменьшение площади пахотных земель).

С2. Чем выше горы и чем ближе они к экватору , тем больше высотных поясов и они разнообразнее.


6 класс

раздел: Литосфера Итоговый тест

1. Оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю мантию, называется:

а) термосферой;

б) астеносферой;

в) литосферой.

2. Из твёрдых материалов и горных пород состоит:

а) мантия;

в) земная кора.

3. Магматические горные породы образовались в результате:

б) застывания лавы;

в) разрушения твёрдых пород;

^ 4. На поверхности Земли над очагом землетрясения расположен:

а) вулкан;

б) гейзер;

в) кратер;

г) эпицентр.

5. Равнины, расположенные на высоте от 200 до 500 м над уровнем моря называются …

А) низменности

Б) возвышенности

В) плоскогорья

^ 6. Горные породы, которые потерпели изменения под влиянием высокого давления и высокой температуры при опускании участков земной коры, называются …

а) метаморфическими горными породами

б) магматическими горными породами

в) обломочными горными породами

г) органическими горными породами

^ 7. Подземные толчки с колебательными движениями, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре и мантии называются

а)вулканы

б) землетрясения

в) цунами

^ 8.Укажите цифру на рисунке, обозначающую очаг магмы.

9. Фонтанирующий источник горячей воды и пара называется

а) родником

Б) лавой

В) гейзером

г) ключом

^ 10. Установите соответствие понятий и их определений.

^ 11. Внутренняя оболочка Земли называется:

А) ядром;

Б) астеносферой;

В) литосферой.

12. Мощность земной коры под океаном:

Б) 15-100 км;

В) 10-60 км.

^ 13. Осадочные породы образовались в результате:

А) накопления животных остатков;

Б) застывания лавы;

В) разрушения твёрдых пород;

Г) повышения давления и высоких температур на большой глубине.

^ 14. Участок земной коры, по которому поднимается магма:

А) вулкан;

Б) жерло;

В) кратер;

Г) эпицентр.

15. Прочитайте и сделайте правильный вывод.

«Дорога то поднималась, то опускалась. По сторонам от дороги в многочисленных овражках весело бежали ручьи».
Эта дорога проходила...

А) по горной стране б) плоской равнине

В) холмистой равнине г) дну ущелья

^ 16. Приподнятая равнина с особым рельефом, с абсолютной высотой, превышающей 500 м, называется…

А) низменностью б) плоскогорьем

В) возвышенностью

^ 17. Каким цветом на физической карте раскрашены горы:

А) голубым;

Б) зелёным;

В) коричневым.

18. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют…..

А) спящими

Б) действующими

В) потухшими

^ 19. К магматическим горным породам относится:

А) каменный уголь; в) мрамор;

Б) гранит; г) песчаник.

20. К метаморфическим горным породам относится:

Б) кварц;

В) базальт;

Г) глина.

21. Эпицентр землетрясения - это:

А) район землетрясения;

Б) очаг землетрясения;

В) точка на поверхности Земли, расположенная
над очагом землетрясения.

22. ^ Пересечение нескольких горных хребтов называется

А) горный узел

Б) горная страна

В) горный хребет

23. Горы высотой от 1000 до 2000м называются

А) низкие

Б) средние

В) высокие

24. ^ Изменение горных пород под воздействием внешних сил называется

А) эрозия

Б) землетрясение

В) выветривание

25.Прибор, регистрирующий землетрясения

А) сейсмолог

Б) сейсмограф

В) сейсмология

Ответы

2-б

Новое на сайте

>

Самое популярное