Домой Картофель Крещеные арабы. Распространенная путаница касательно арабов и мусульман. Религии арабского населения

Крещеные арабы. Распространенная путаница касательно арабов и мусульман. Религии арабского населения

Это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность.

Они являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами.

Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание (за исключением коптов) и считают себя арабами.

Все арабы-христиане утратили так же свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Впрочем, копты в данном случае так же в какой-то степени являются исключением, так как богослужение у них ведётся на коптском языке.

28 христианских конфессий и представляют интересы около 15 млн. христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Впрочем, эти данные устаревшие, в настоящее время численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция, Великобритания) стремительно растёт.

В частности в США проживает около 4 млн. выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них - это арабы-христиане.

Существуют также крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки. Прежде всего это Аргентина, где проживает, по разным оценкам, до 1 млн. арабов-христиан.

Также общины арабов-христиан имеются в Бразилии, Уругвае и Венесуэле и в некоторых странах Африки (в частности в Нигерии).

Крупнейшая община арабов-христиан - это проживающие в Египте копты (5-6 миллионов человек). Ещё в 70-х годах XX в. арабы-христиане (речь идёт о маронитах) составляли большинство населения Ливана.

В настоящее время их численность не превышает 1 млн. человек.

Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Иордании .

В Ираке, по данным на 1990 г. проживал 1 млн. христиан. В 2005 г. - чуть более полумиллиона.

Причин стремительного уменьшения доли христианского населения в арабских странах две.

Первая из них - это значительно более низкая рождаемость в среде европеизированных арабов-христиан по сравнению с их мусульманскими соотечественниками.

В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается.

К моменту возникновения государства Израиль пропорция христиан и мусульман среди арабского населения этой страны составляла один к четырём.

В настоящее время арабы-христиане составляют около 13% арабского населения Израиля - это около 120 тыс. человек.

Если мы обратим свой взор на Иудею, Самарию и Газу, где к разнице в уровне рождаемости присоединяется и массовая эмиграция арабов-христиан, то цифры будут ещё более внушительными.

К христианам, в данной статье, отнесены уроженцы арабских стран, независимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство. В большинстве своем — это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность. Исключение составляют арабы-христиане, проживающие в Израиле и на палестинских территориях, которые являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами. Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание и считают себя арабами.

Большинство из них утратили свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Христианство исповедуют и представители неарабских этнических групп - армяне, ассирийцы, греки и др. В настоящее время значительное число христиан в странах Арабского Востока представлено иностранцами, в основном гражданами европейских государств. (По данным Института изучения Израиля и Ближнего Востока)

Численность христиан в арабских странах до событий, связанных с «арабской весной», составляла примерно 15 млн. человек. Они принадлежат к 28 христианским конфессиям, которые условно можно объединить в три группы: восточно-христианские, униатские (восточнокатолические) и западно-христианские.

Восточно-христианские церкви представляют собой организации местного происхождения, сохраняющие свою самостоятельность. К ним относятся: Коптская церковь, Антиохийская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Сирийская православная церковь (сиро-православная или сиро-якобитская), Армянская апостольская святая церковь, несториане и др. Приверженцы восточных церквей проживают в основном в Египте, Сирии и Ливане.

Униатские (восточнокатолические) церкви - это религиозные организации, приверженцы которых в разное время отделились от восточнохристианских церквей и состоят в союзе с римско-католической церковью. К ним относятся: маронитская церковь, греко-католики, халдеи, сиро-католики, армяно-католики и др. Наиболее крупные общины униатов имеются в Ливане, Ираке, Сирии, Иордании и на палестинских территориях.

Западно-христианские церкви представлены христианскими церквями и религиозными организациями западноевропейского и североамериканского происхождения двух направлений - римско-католического и протестантского. Крупные общины этих ветвей христианства имеются в Ливане и Кувейте.

В Египте, Сирии и Ливане проживает около трех четвертей арабского христианского населения. В других же арабских государствах число христиан редко превышает 1 процент их жителей. В преобладающем мусульманском окружении арабские последователи Иисуса живут преимущественно компактно: деревнями, в городах — кварталами. Крупные общины арабов-христиан имеются в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (в основном во Франции и Великобритании), а также в странах Латинской Америки, прежде всего, в Аргентине, Бразилии, Уругвае и Венесуэле. Арабские христианские общины есть и в странах Африки, в частности, в Нигерии.

Отмечается устойчивая тенденция сокращения численности христианского населения в арабских странах, которая заметно усилилась в период происходящих ныне в регионе политических изменений. Эксперты отмечают, что «все революции в арабском мире приводили к волнам насилия над христианами и их вынужденной эмиграции», а «перемены, происшедшие в странах Ближнего Востока, принесли только репрессии в отношении последователей Христа», которые вслед за падением диктаторов утратили свои права. Христиане, как показывает практика, могут становиться разменной монетой в отношениях между светскими режимами и исламистами. Отмечается, что как это не парадоксально, но «при диктатурах права христиан были защищены лучше, чем сейчас». В то же время «продолжающийся исход христиан из стран Ближнего Востока, нападения на церкви и монастыри, убийства священнослужителей и захват христианских заложников являются лучшим подарком явным и тайным врагам ислама и одной из причин возрастающей во всем мире исламофобии».

Самой большой группой арабов-христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке являются копты Египта (до 9 млн. человек). Ситуация с положением коптов в АРЕ становится все более тревожной. Копты опасаются, что приход к власти в стране исламистов, рост влияния консервативных последователей ислама приведет к дальнейшему ухудшению их положения. Исламисты регулярно нападают на коптские церкви и монастыри, убивают слфдков». И для этого есть весомые основания.


Нападения на церкви и прихожан, убийства, ограбления и мародерство со стороны исламистских боевиков и их сторонников стали характерным явлением в охваченной гражданской войной Сирии. По оценкам, от 10 до 20 процентов местных христиан были вынуждены покинуть пределы страны после начала конфликта в 2011 г. В то же время значительная часть христиан готова поддержать «ветер демократических перемен» и переход Сирии к демократическому, плюралистическому государству. Отдельные христианские элементы присутствуют и в рядах непримиримой оппозиции. Что касается высших авторитетов церкви, то они официально поддерживают режим президента Б. Асада. В целом же сирийские приверженцы Иисуса выступают за скорейшее прекращение кровопролития и «начало мирного процесса общественных реформ».

До 2003 г. крупная христианская община (около 1 млн. человек) проживала в Ираке. Причем при С. Хусейне власти относились к ним лояльнее, чем к шиитам. После свержения американцами саддамовского режима в результате развязанного против христиан террора, последние стали в массовом порядке покидать страну, и сейчас их осталось от 300 до 500 тыс. человек. Только в 2003-2008 гг. в Ираке было уничтожено более 40 христианских церквей. Примечательно, что все это происходило на глазах американцев.

На палестинских территориях проживает около 56 тыс. христиан, в том числе на Западном берегу реки Иордан — 43 тыс., в секторе Газа - 1,8 тыс. и в Восточном Иерусалиме — 11 тыс. человек. Из региона происходит массовая эмиграция арабов-христиан. Их численность на палестинских территориях за 50 лет уменьшилась с 22 процентов от общего количества палестинцев до 2 процентов. Христиане подвергаются дискриминации, имеются случаи их насильственного обращения в ислам. При этом в палестинской конституции права христианского населения формально закреплены.

В Иордании насчитывается 160-180 тыс. христиан. Они являются полноправными членами общества, представлены в органах государственной власти. Король Абдалла II заявил, что мусульмане и христиане в стране «составляют одну семью, работающую на благо общества».

В Ливане проживают до 1,7 млн христиан (около 34 процента населения, в основном марониты). Численность общины продолжает сокращаться, многие ливанские христиане эмигрируют в другие страны. До гражданской войны 1975-1990 гг. христианская община занимала доминирующее положение в государстве и обществе. В настоящее время их влияние в стране снизилось, но все еще остается значительным.

Относительно крупные христианские общины имеются в Кувейте, ОАЭ и Бахрейне. Они представлены главным образом проживающими в этих странах иностранцами. Небольшое число христиан (иностранцев) имеется в Катаре и Омане. Власти Саудовской Аравии разрешают людям иного вероисповедания въезжать в страну, но отправление культа им запрещено.

По данным международной благотворительной христианской организации «Open Doors» за 2012 г., Саудовская Аравия занимает 3-е место (после КНДР и Афганистана) в списке государств, где чаще всего притесняют права христиан. Жестко преследуют христиан и в Йемене (6-е место). В странах Арабского Магриба наиболее крупные христианские общины проживают в Тунисе и Ливии. Постоянно сокращается число христиан в Судане, где власти вынуждают их переезжать в Республику Южный Судан.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Кто такие — христиане Востока?

Ливан. В пещерах долины Кадиша жили еще первые христиане, столетиями позже монахи накладывали здесь оковы на свои духовные недуги, взыскуя Божьего врачевания. Сегодня арабские христиане-марониты приходят сюда, чтобы раздуть уголья веры.

Отшельник о. Юханна Каван на некоторую часть года открывает двери посетителям. Часы общения усложняют загруженный распорядок его дня, который включает в себя письменный перевод древних арамейских гимнов на современный арабский язык.

Несмотря на то, что о. Юханна оставил обязанности преподавателя Ветхого Завета в университете Св. Духа в ливанском городе Каслик, все же он до сих пор совершает несколько богослужений в день, возносит десять тысяч молитв и спит лишь несколько часов ночью среди своих книг. «Люди продолжают доставлять мне материал для работы», вздыхает он. «Им кажется, что отшельникам нечего особенно делать!»

Сирия. Распевая популярные песни в благочестивом ключе, христианские скауты идут парадом по деревне Саиднайя в Вербное Воскресение, взбираясь к древней церкви Богоматери Саиднайи, которую почитают также и мусульмане.

Сирия. Мусульманское богослужение на гробнице Иоанна Крестителя в Дамаске. В Сирии взаимодействие религий началось в VII в., когда арабы-мусульмане покорили земли христианской Византийской империи. Некоторые отцы Церкви даже принимали ранний ислам за разновидность христианства.

Пасхальное воскресенье - пик весеннего календаря для молодых людей, которые любят модно одеться, в сирийской деревне Саиднайя, где церковь Богородицы — центр общения христиан.

Иерусалим. Возложив на себя крест, арабские христиане, жители Иерусалима, присоединяются к толпам иностранцев в Страстную Пятницу (как по католическому, так и по православному календарю), следуя путем Иисуса через Старый Город. Бывшие некогда большинством, арабские христиане теперь составляют численно меньшую часть жителей, и с ними зачастую не считаются.

Скорбя о распятом Христе, в ожидании чуда Воскресения, прихожане-католики посещают субботнее богослужение в иерусалимском Старом Городе.

Иерусалим. Воодушевленные православные арабы взбудораживают христианский квартал на Пасху.

Ат-Тайиба - единственная целиком православная христианская община на Западном берегу реки Иордан, численностью 1300 человек, которые окормляются в трех приходах. Руины Эль-Хадера, крестообразного храма, построенного в период между IV и VII вв. и восстановленного крестоносцами, до сих пор сохраняются на окраине поселения. Примерно тысячу лет после пришествия Христа такие христианские поселения преобладали на скалистых возвышенностях Палестины. После своего обращения в христианство в 312 г. император Константин провозгласил эту территорию Святой Землей.

Сирия. В пустыне к северу от Дамаска расположен монастырь Деир Мар Муса, основание которого датируют VI в. В то время сотни храмов и монастырей испещряли эту область. Сегодня монахи говорят, что они «свидетели мира», своеобразные блюстители диалога между христианами и мусульманами.


Ливан. Восточный Бейрут. Милад Ассаф гордится своим членством в «Ливанских силах», политической партии христиан-маронитов, которая опирается на хорошо вооруженных добровольцев.

Охрана из маронитов сопровождает ливанских христианских политиков и их сторонников при параде в восточном Бейруте в честь павших героев гражданской войны в Ливане.

«Спаси и сохрани моего отца», молится четырехлетний мальчик Франк Ялда, которого ласково зовут Нуну. Его отец, иракский христианин, был похищен в апреле 2006 г. С тех пор о нем нет никаких известий. Когда похитили и его дядю, семья бежала в Дамаск, столицу Сирии, и их проживание в скромной квартире оплачивает ООН. Из 1, 4 млн. иракских беженцев, живущих ныне в Сирии, около 200 тысяч - христиане.

Ливан. Бой или бегство? Для многих иракских христиан (большинство из них принадлежат к Восточным католическим церквам и находятся в общении с Ватиканом) единственным спасением стала эмиграция в Сирию или Ливан. Фарадж Хермез из Киркука нашел здесь убежище для своей жены и десяти детей.

Христианка Лама Салфити, 19 лет на занятия в Общественном Колледже прикладных наук и технологий в Газе одевается скромно. Колледж - часть исламского университета Газы, где дресс-код требует от женщин носить покрывало на голове и абайю, длинное традиционное арабское платье с рукавами. Из общего числа студентов - 20600 человек - христиане составляют лишь малую часть. В декабре Израиль подверг бомбардировке этот университет, связанный с движением Хамас.

Западный берег реки Иордан. Одинокий пастырь убывающего стада, о. Артемий проводит отпевание 95-летней прихожанки в церкви св. Порфирия. Этот храм Иерусалимской Православной Церкви известен с 443 г. В христианской общине Секторе Газа, некогда весьма заметной, осталось около двух с половиной тысяч человек, многие из которых преклонного возраста.


Купол храма в Ливане

Паломница из Нигерии в Иерусалиме идет Крестным путем Спасителя

Паломница из Эфиопии

Крещение в Иордане

На католической службе

Читайте так

Арабы-христиане

Арабами-христианами принято называть уроженцев арабских стран, независимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство.

Это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность.

Исключением из этого правила являются арабы-христиане, проживающие в Израиле (включая Иудею иСамарию) и в Газе .

Они являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами.

Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание (за исключением коптов) и считают себя арабами.

Все арабы-христиане утратили так же свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Впрочем, копты в данном случае так же в какой-то степени являются исключением, так как богослужение у них ведётся на коптском языке.

28 христианских конфессий и представляют интересы около 15 млн. христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Впрочем, эти данные устаревшие, в настоящее время численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция, Великобритания) стремительно растёт.

В частности в США проживает около 4 млн. выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них — это арабы-христиане.

Существуют также крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки. Прежде всего это Аргентина, где проживает, по разным оценкам, до 1 млн. арабов-христиан.

Также общины арабов-христиан имеются в Бразилии, Уругвае и Венесуэле и в некоторых странах Африки (в частности в Нигерии).

Крупнейшая община арабов-христиан — это проживающие в Египте копты (5-6 миллионов человек). Ещё в 70-х годах XX в. арабы-христиане (речь идёт о маронитах) составляли большинство населения Ливана.

В настоящее время их численность не превышает 1 млн. человек.

Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Иордании .

В Ираке, по данным на 1990 г. проживал 1 млн. христиан. В 2005 г. — чуть более полумиллиона.

Причин стремительного уменьшения доли христианского населения в арабских странах две.

Первая из них — это значительно более низкая рождаемость в среде европеизированных арабов-христиан по сравнению с их мусульманскими соотечественниками.

В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается.

К моменту возникновения государства Израиль пропорция христиан и мусульман среди арабского населения этой страны составляла один к четырём.

В настоящее время арабы-христиане составляют около 13% арабского населения Израиля — это около 120 тыс. человек.

Если мы обратим свой взор на Иудею, Самарию и Газу, где к разнице в уровне рождаемости присоединяется и массовая эмиграция арабов-христиан, то цифры будут ещё более внушительными.

В Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан число христиан уменьшилось за 50 лет с 22% от общего населения палестинцев до 2% и продолжает таять.

Если до мирных соглашений 1993 г., передавшихВифлеем под власть Палестинской автономии , арабы-христиане составляли в Вифлееме большинство, то сегодня их — менее трети жителей.

В 1999 г., до интифады Аль-Акса, консульство США вВосточном Иерусалиме выдало 668 иммиграционных виз, в 2000-м — почти в два раза больше — 1089.

Одной из своеобразных этнических рас является народ арабов. На сегодняшний день на Ближнем Востоке и в Северной Африке существует 19 государств, где они проживают. Их общее количество составляет примерно около 430-450 млн. человек. Все они отличаются индивидуальными этническими особенностями и оригинальной изысканной культурой. Большинство жителей восточных стран исповедует ислам, но следует отметить, что существует также немало людей, исповедующих христианство.

Давайте выясним происхождение народа, а также познакомимся с их богатой историей, бытом и культурой.

История арабского народа

Арабы – это народ семитской группы, который населяет арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Они также проживают в Иране, Турции, Афганистане, Эфиопии, Сомали, Занзибаре, Восточной Африке. Значительное количество арабов-эмигрантов проживает в Северной и Южной Америке, Западной Африке, а также во Франции. Впервые термин «арабы» начал использоваться для обозначения кочевников северной Аравии в IX в. до н.э.

Арабы разговаривают на арабском языке и используют арабское письмо. Арабский язык относится к семито-хамитской языковой группе и содержит множество территориальных диалектов. Во всех мусульманских странах население использует общий литературный язык (аль-лугат аль-фусха). Большую часть населения стран Востока составляют мусульмане-сунниты.

Первые сведения об арабах ученые выявили в ассирийских и вавилонских хрониках, но более конкретно о них рассказывает Библия. Именно библейские исторические предания информируют нас о появлении в XIV веке до н.э. в Заиорданье (а позже и в Палестине) арамейских пастушеских племен из южной аравийской земли. Изначально эти племена обозначались как ибри («заречные» или «перешедшие через реку»). По данным ученых аравийские племена сначала прошли в Месопотамию, а позже свернули на юг. Слово «ибри» ассоциируется с именем Авраама, библейского патриарха, от которого происходят евреи и арабы.

Родиной арабы считают Аравию – Джазират ал-араб («Остров арабов»). Центром арабского мира являются восточные районы Сирии и Иордании. Другая историко-этнографическая зона состоит из остальной территории Сирии, Иордании, а также Ливана и Палестины. Отдельной историко-этнографической зоной является Ирак. В одну зону входит Египет, Северный Судан и Ливия, а также магрибино-мавританская зона, которая включает страны Магриба: Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию и Западную Сахару.

Современный арабский народ возник после завоеваний ими древних народов Передней Азии и Северной Африки: арамеев, финикийцев, египтян, ливийцев (берберов) и других народностей. Ученые предполагают, что древний арабский народ сложился из семитских племен, коренного населения Аравийского полуострова. С 3000 года до н.э. семиты Аравии расселились в Двуречье и Сирии. Они разговаривали на аккадском языке, названным в честь имени столицы государства, возникшего в 2300 году до н.э. Позже аккадцы захватили все аравийские племена, которые поселились в Двуречье в этот период. С 13 века до н.э. в Передней Азии начали расселяться арамейские племена аравийского происхождения, а в VII-VI вв. до н.э. арамейский язык был вытеснен аккадским.

Почти все древние народы Сирии и Двуречья были захвачены арамеями.

В этот период на территории Йемена возникло несколько первых арабских государств:

  • по мнению ученых, в XII или VI-V вв. до н.э. в Южной Аравии возникли Минейское, Сабейское и Химьяритское царства;
  • с VI в до н.э. на северной границе Аравии возникли Набатейское, а позже Пальмирское и Лихианское царства.

Все возникшие государства благодаря Химьяритскому царству объединились.

Черты общества Древнего Востока:

  1. Зарождение рабовладельческого строя.
  2. Строительство, ремонт крупных оросительных систем, земледелие за счет государства.
  3. Население было представлено ремесленниками, которые изготавливали высококачественные изделия: сельскохозяйственный инвентарь, оружие, домашнюю утварь, кожевенные изделия, ткани, украшения из морских раковин.
  4. Добыча золота, ароматных смол: ладана и мирры.
  5. Осуществление транзитной торговли. Она стимулировала взаимообмен товаров между аравийскими арабами и христианским населением областей Ближнего Востока.

С конца 1 тыс. до н.э. и в первые века н.э. арабские племена активно заселяли Переднюю Азию. В результате расселения к V-VI вв. н.э. арабский народ составлял основную массу населения Палестины, Иордании, Южной Сирии и других регионов Двуречья. На землях Аравии распространились арабские племена амила, джузам, лахм, гассан, а также группы кудаа. В V в. были основаны арабские государства Гассан (в Южной Сирии) и Лахм (на Среднем Евфрате). Государство Гассан находилось в зависимости от Византии, а Лахм зависило от сасанидского Ирана. В IV-VI вв. н.э. на территории Аравии начала формироваться единая арабская народность. Процесс формирования завершился к 630-м годам.

Росту численности новых городов способствовало развитие торговли между кочевыми племенами и земледельческими поселениями, а также с соседними странами: Сирией, Двуречьем, Эфиопией, Ираном. Несмотря на войны между племенами по поводу пастбищ, территорий и угона стад, заключались большие политические союзы племен, например Кинда.


Религии арабского населения

Мусульмане

Мусульмане – это народ, исповедующий религию ислам. Раньше мусульман называли басурманами, в Российской империи – магометанами. Мусульмане следуют правилам священной книги – Корана, а также учению и практике Мухаммеда, записанных в сборниках хасидов (сунне). Ислам гласит, что Коран – это слово Божье, которое было передано через ангела Джибраиля (Гавриила) пророку Мухаммеду.

Мусульмане верят, что Бог (Аллах) вечный и не имеет сотоварищей. Они считают, что Аллах бесподобный, не рождает и не был рожден (Аль-Ихляс). Согласно верованиям мусульман, появление ислама являлось завершающей стадией авраамических религий. Она передавалась через пророков: Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса). Согласно исламу все предыдущие писания и откровения были немного изменены (такриф). Коран является окончательным откровением от Всевышнего. Последним пророком мусульмане признают Мухаммеда. По их мнению, после Мухаммеда не может быть других пророков («Печать пророков»).

На сегодняшний день число исповедующих мусульманство в мире составляет примерно 1,7 млрд человек. Среди религий ислам занимает второе место в мире после христианства. Мусульмане делятся на две группы: сунниты (90%) и шииты (10%).

Наибольшее количество мусульман проживает в Индонезии – 12,7%. На втором месте Пакистан – 11,0%. Далее Бангладеш (9,2%) и Египет (4,9%). Наименьшее количество мусульман проживает в таких странах, как Индия, Китай, Россия и Эфиопия.

Человек является мусульманином, если он произнесет формулу Единобожия (шахаду): «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухаммед является Посланником Аллаха».

Религиозные обязанности каждого правоверного мусульманина (пять столпов):

  • Шахада;
  • ежедневные пять молитв (намазы);
  • пост во время Рамадана (ураза);
  • милостыня (закят);
  • паломничество в Мекку (хадж) хотя бы один раз за всю жизнь.

В религиозной практике мусульман существует также шесть столпов имана (веры). Если мусульманин не признает хотя бы одну из них, его вера считается недействительной.

Столпы имана (веры):

  • вера в Аллаха;
  • Вера в Ангелов (малаика);
  • вера в Священные Писания;
  • вера в пророков (наби) и посланников (расуль);
  • вера в Судный день (киямат);
  • вера в предопределение судьбы (кидар), в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.


Христиане

Христиане – это народ, крещенный и исповедующий религию Христа. Христианство - это авраамическая монотеистическая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанная в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета – это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Христианство – это самая крупная мировая религия. Число верующих в мире составляет 2,3 млрд. человек. В каждой стране существует хотя бы одна христианская община.

Первое употребление термина «христианин» можно найти в Новом Завете. Христианами впервые были названы последователи Иисуса Христа, потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу.

Впервые термин «христианин» вне Библии был употреблен Тацитом, который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э.

Христианство возникло в I веке в Палестине, которая находилась в тот момент под властью Римской империи, сначала в среде арамеев Междуречья. Уже в первое десятилетие своего существования христианство распространилось и в других провинциях среди других этнических групп.

В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. В период правления императора Константина I, который издал в 313 году эдикт о свободе вероисповедания, христианство получило статус государственной религии и в Римской империи.

В 1054 году произошел раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). В результате реформационного движения в Католической церкви в XVI веке возник протестантизм.

Поэтому христианство подразделяется на три группы:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм


Кто такие христиане-арабы?

Это потомки народов Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами. Исповедуют христианство. Они проживали на Востоке до завоевания арабами в VII веке. Большинство из них утратили свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке существует 28 христианских конфессий:

  • копты;
  • православные (принадлежат к Антиохиойской, Иерусалимской и Александрийской православным церквям).
  • марониты (многие арабоязычные марониты считают себя потомками финикийцев);
  • мелькиты;
  • халдеи;
  • сиро-яковиты;
  • католики;
  • протестанты;
  • сиро-католики;
  • приверженцы Ассирийской церкви Востока.


Численность арабских христиан в мире

Общая численность – 15 миллионов человек. Все они проживают в различных странах мира. На сегодняшний день их численность в странах Востока постоянно уменьшается, а в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция и Великобритания) стремительно увеличивается.


На Ближнем Востоке

Наибольшее количество проживает в Египте, Палестине, Ираке, Иордании, Ливане и Сирии.

В настоящее время самой большой группой в регионе Востока и Северной Африки являются копты Египта. Копты – это потомки Древних египтян. Их численность – около 8 миллионов (9% населения страны). Большая часть арабов-коптов относится к Копской православной церкви. В общину Копской католической церкви входят около 100 тысяч коптов Египта. Всего на планете существует 161 приход этой церкви с численностью 164 тыс. человек. Богослужения у коптов проходят на арабском и копском языках (произошел от языка древних египтян).

В Сирии проживает около 2-х миллионов человек. Преобладают прихожане Греческой и Армянской православных церквей, но встречаются также греко-католики, сиро-католики, яковиты, марониты и адепты других христианских церквей.

В Ливане проживает 1,7 млн. человек. Треть населения страны – марониты. Численность общины сокращается, многие ливанские христиане эмигрируют в другие страны.

В Ираке до 2003 года проживало около миллиона человек. После свержения американцами саддамовского режима в результате террора против христиан они начали массово эмигрировать, и сейчас их насчитывается от 300 до 500 тыс. человек. В период 2003—2008 гг. в Ираке было уничтожено более 40 христианских церквей.

В Иордании проживает 160-180 тысяч человек.

К сожалению, в ХХI веке численность христиан, живущих в странах на востоке постоянно уменьшается. Это происходит в связи с процессами радикализации ислама, а также в результате военных конфликтов. Все это привело к тому, что христиане эмигрируют в страны Западной Европы, Канаду, США, Австралию, а также Латинскую Америку. Кроме того, у христиан Ближнего Востока рождаемость более низкая, чем у мусульман.


В Израиле

С появлением на карте мира государства Израиль арабское население составляло не менее четверти. На сегодняшний день оно составляют около 13% среди жителей Израиля, это примерно 120 тысяч человек. Они проживают в основном в северных районах Израиля (70%). Из них в Назарете живет примерно 22 тысячи человек.

В Хайфе христиан около 14 тысяч. В Иерусалиме проживает 12 тысяч христиан. 52% израильских арабов греко-православные, 30% - католики, менее 6% - греко-католики.

В начале 2012 года в Израиле насчитывалось 154500 христиан, из больше 30 тысяч приехали в составе смешанных семей (с супругами-евреями). На сегодняшний день израильское население составляет 2% христиан.

В Израиле действует небольшое количество различных евангелических церквей – около тысячи, несмотря на активную деятельность на протяжении уже более ста лет.


На территориях Палестины

На палестинских территориях проживает около 56 тыс. христиан, в том числе на Западном берегу реки Иордан - 43 тыс., в секторе Газа – 1,8 тыс. и в Восточном Иерусалиме - 11 тыс. человек. Восточные христиане массово эмигрируют. На территории Палестины, которая включает территорию Иудеи, Самарии и сектора города Газа, за последние полвека число христиан уменьшилось с 22% до 2%. В святом Вифлееме в 1993 году православные арабы составляли большинство, сейчас их 12% населения города (чуть больше 11 тысяч жителей).

Христиане подвергаются дискриминации, существуют случаи их насильственного обращения в ислам. И это несмотря на то, что в палестинской конституции права христианского населения закреплены.

На сегодняшний день более 70 тысяч палестинских христиан проживает в чилийском городе Сантьяго.


На других территориях

Большинство восточных христиан эмигрировало. В результате на сегодняшний день в США проживает около 4 миллионов, приехавших из восточных стран. Большинство из них являются христианами. Крупные общины существуют в странах Латинской Америки: Аргентине, Бразилии, Уругвае и Венесуэле, а также в некоторых странах Африки (Нигерии).


Христианские конфессии арабов

В мире среди восточных жителей насчитывается 28 христианских конфессий.

Восточно-христианские

Восточно-христианские церкви – это организации местного происхождения, которые сохранили свою самостоятельность.

К ним относятся:

  • Копская церковь;
  • Антиохийская православная церковь;
  • Иерусалимская православная церковь;
  • Сирийская православная церковь (сиро-православная или сиро-якобитская);
  • Армянская апостольская святая церковь;
  • несториане и другие.

Верующие восточных церквей обитают в основном в Египте, Сирии и Ливане.


Униатские

Униатские (восточно-католические) церкви – это религиозные организации, верующие которых в разное время отделились от восточно-христианских церквей и состоят в союзе с римско-католической церковью.

К ним относятся:

  • маронитская церковь;
  • греко-католики;
  • халдеи;
  • сиро-католики;
  • армяно-католики и другие.

Наиболее крупные общины униатов проживают в Ливане, Ираке, Сирии, Иордании и на палестинских территориях.


Западно-христианские

Западно-христианские церкви – это христианские церкви и религиозные организации западноевропейского и североамериканского происхождения двух направлений: римско-католического и протестантского. Крупные общины этой конфессии находятся в Ливане и Кувейте. В Египте, Сирии и Ливане проживает около трех четвертей христианского населения арабов. В других восточных государствах число христиан редко превышает 1% их жителей.

История восточных христиан является очень многогранной. Всю жизнь арабам, верным православию приходится бороться с принципами ислама, отстаивать право на свою изначальную веру, истоки которой находятся в Византийской церкви. Некоторые остаются верными религии на родине, многие эмигрируют.

Следует помнить, что слово «араб» и «мусульманин» не являются синонимами. Несмотря на исламское преобладание, в странах Востока проживает большое количество жителей, исповедующих иные религии, в частности христианство.


Видео о культуре христиан востока до ислама

Из этого видео вы узнаете о культуре восточных христиан до ислама.

А в этом видео вы увидите православный храм, построенный в Арабских Эмиратах.

Условный термин, обозначающий арабоязычных христиан. Проникновение христианства в среду племен Аравии началось в IV в. и шло по разным направлениям. Наибольшее влияние христ. религии испытали араб. племенные объединения, кочевавшие у сиро-палестинских границ Византийской империи, состоявшие с ней в союзных отношениях и охранявшие визант. земли от набегов бедуинов - вассалов Сасанидского Ирана. В этом регионе христианство распространялось прежде всего в форме монофизитства. Араб. цари племени Гассанидов в VI в. сыграли заметную роль в истории становления монофизитской Церкви. На вост. окраине Сирийской пустыни в IV-VI вв. сложилось араб. гос-во Лахмидов , находившееся в союзных отношениях с Ираном. Хотя большинство царей этой династии оставалось язычниками, христианство в VI в. пустило прочные корни в среде лахмидских племен.

Др. ареалом распространения христианства у арабов стал район Персидского зал., куда проникали морским путем несториане из Месопотамии. В IV в. здесь возникли две митрополии, охватывающие территории совр. Бахрейна, Катара и прилегающих районов вост. и юго-вост. побережья Аравии. Несторианское присутствие в регионе продолжалось до кон. VII в., а возможно, и дольше.

Третий очаг христианства сложился на юго-западе Аравийского п-ова, в Йемене , где существовала высокоразвитая городская и земледельческая цивилизация. Христианство в форме монофизитства, отчасти Православия проникало в эту страну с визант. торговыми караванами. В Йемене существовала мощная иудейская община, соперничавшая с христианами. В 20-х гг. VI в. это противостояние вылилось в кровавую гражданскую войну, сопровождавшуюся истреблением значительной части йеменских христиан (см. Награнские мученики). В итоге победили христиане, поддержанные войсками христ. Эфиопии (см. Химьяро-эфиопские войны). В течение большей части VI в. Йемен находился в зависимости от Эфиопии, в 70-х гг. VI в. попал под контроль персов, а в 630 г. подчинился Мухаммаду . Несмотря на гарантии неприкосновенности, данные при этом христ. общине Награна , халиф Умар (634-644), следуя завету Мухаммада сделать всю Аравию мусульм. страной, депортировал христиан в район Куфы; в течение следующих 100 лет эта община постепенно исчезла.

Христ. араб. племена Сирийской пустыни во время мусульм. завоеваний частью мигрировали в Византию, частью присоединились к мусульманам или занимали выжидательную позицию. В халифате Омейядов (661-750), где арабы составляли правящее сословие и всячески культивировалась араб. племенная солидарность, бедуинские христ. племена находились в благоприятном положении, вплоть до того, что иной раз были связаны родственными узами с правящей династией. С приходом к власти Аббасидов (750) исламские ценности стали играть в халифате определяющую роль, и уже при халифе аль-Махди (775-785) последние бедуины-христиане были вынуждены принять ислам.

В VII-VIII вв. шел процесс постепенной арабизации христ. подданных халифата в Египте, Сирии и Месопотамии. Христиане достаточно быстро усваивали араб. язык на разговорно-бытовом уровне; по мере утраты ими знания своих прежних языков (сир., копт., греч.) возникает арабоязычная христ. словесность, призванная донести до христиан халифата на понятном им языке культурно-религ. традицию визант. цивилизации. Эта лит-ра включала в себя как богослужебные тексты, так и богословские, апологетические, исторические сочинения, ориентированные отчасти и на мусульман. Быстрее всего процесс арабизации шел в среде православных (мелькитов), т. к. в дохалкидонских Церквах «национальный» язык (сир., копт.) был сакральным языком богослужения, к-рый культивировали и искусственно поддерживали даже тогда, когда он выходил из употребления в быту. У православных же, особенно в Палестине, богослужение изначально совершалось как на греч., так и на сир. языке, и по мере утраты мелькитами греч. языка его место занимал араб. Первые произведения арабоязычной христ. лит-ры были созданы в районе Юж. Палестины и Синая, гл. обр. в лавре прп. Саввы Освященного; древнейший из этих текстов датируется 740-ми гг. В IX в. араб. язык распространяется у христ. писателей Сирии и Месопотамии, в X в.- Египта. Постепенно араб. вытесняет др. языки ближневосточно-христ. культуры: греч. в Палестине к нач. IX в., сир. у яковитов к кон. XIII в., у несториан - к нач. XIV в. (единичные произведения создавались на этих языках и позже, вплоть до XVI - нач. XVII в.); у православных сир. язык перестает употребляться в сер. XVII в.; лит-ра на копт. языке исчезает в XIV в. В наст. время сохранились лишь отдельные компактные группы сироязычных христиан в Антиливане и среди ассирийцев Месопотамии. Т. о., почти все ближневост. христ. общины эпохи ср. веков - копты, мелькиты, марониты, сиро-яковиты, отчасти несториане-ассирийцы - могут быть условно причислены к А.-х.

В то же время никогда не существовало единой арабо-христ. культуры. На Ближ. Востоке развивались 5 в значительной мере самодостаточных культур упомянутых этноконфессиональных групп, причем у каждой из них лит-ра была дву- или трехъязычной: у коптов - на копт. и араб. языках, у яковитов, несториан, маронитов, мелькитов - на сир. и араб., у мелькитских писателей, кроме того, широко было распространено знание греч. Существовали тесные контакты между культурами конфессионально близких народов: коптов, эфиопов, сиро-яковитов, армян; др. ареал составляли мелькиты и Византия. Различные арабоязычные христ. культуры взаимовлияли друг на друга, особенно в светских областях знания - историографии, филологии, медицине. Ближневост. христиане были тесно связаны и с арабо-мусульм. культурой. В кон. VIII-X в. десятки христ. авторов предприняли грандиозный труд по переводу на араб. язык античного научно-философского наследия, послужившего базой для расцвета средневек. арабо-мусульм. науки. Впрочем, мусульм. ученые довольно быстро обогнали христиан по своему научному уровню, и поздние арабо-христ. книжники опирались уже на достижения мусульм. авторов.

Этническое самосознание А.-х. в ср. века было выражено слабо. Чувство этнического единства у них в значительной степени заглушалось осознанием принадлежности к своему исповеданию, к христ. миру. Слово «христиане» и было их самоназванием; в тех случаях, когда требовалось отличить себя от др. христ. этно-конфессиональных групп, употреблялись термины «мелькиты», «сирийцы», «копты», «марониты»; практически все они также именовали себя «православными», противопоставляя свою общину остальным, считавшимся еретическими. Никто из А.-х. не называл себя арабом; этим словом христ. авторы называли мусульман или кочевников-бедуинов.

В течение ср. веков арабо-христ. общины знали периоды расцвета (особенно в первые века мусульм. владычества), когда христиане имели достаточно благоприятный социальный статус, бурно развивалась их культура, разворачивалась миссионерская деятельность вдоль торговых путей в Центр. Азии и на побережье Индийского океана. Однако впосл., по мере упадка Аббасидского халифата, межконфессиональные отношения в мусульм. мире обострились и участились гонения на христиан. Крестовые походы , последствия монг. нашествия XIII в., в ходе к-рого часть христиан сначала была приближена к себе завоевателями, а затем, после исламизации монг. знати, подверглась невиданным прежде гонениям (напр., в Ираке при Хулагуидах), в XIV в.- войны Тимура привели к исчезновению мн. ближневост. христ. общин. Уцелевшие пребывали в состоянии глубокого политического и культурного упадка. Османские источники XVI в. фиксируют численность А.-х. в Египте и Сирии на уровне 6-8% от всего населения.

В османскую эпоху, отличавшуюся относительной политической стабильностью и веротерпимостью, начался новый культурный и демографический подъем А.-х. В первую очередь он затронул маронитов, все более ориентировавшихся на католич. Европу, и православных, испытывавших влияние своих балканских единоверцев. Усилился приток греч. клира в сиро-егип. регион, с XVI в. приведший, в частности, к эллинизации вост. Патриархатов, когда все высшие посты в церковной иерархии занимали греки.

В XVI-XVIII вв. началось культурно-экономическое проникновение в Вост. Средиземноморье европ. держав и католич. Церкви; лат. миссионеры развернули пропаганду унии с Римом. Часть ближневост. христ. торгово-предпринимательских слоев, связанных с европ. экономикой, в культурно-религ. плане постепенно переориентировалась на католичество. Нек-рые группы вост. духовенства, пытаясь преодолеть упадок и невежество своих общин, также стремились опереться на культурный потенциал Европы. Это привело к целой серии расколов внутри древних Вост. Церквей и образованию ряда униатских Церквей. Наибольших успехов папский престол добился в среде маронитов, к-рые подверглись католич. влиянию еще в период крестовых походов, окончательно перешли в унию с Римом в нач. XVI в., а на Соборе 1736 г. согласились на принятие мн. лат. обрядов. В 1553 г. часть несторианской общины приняла унию; их Церковь получила название халдейской. В 1656-1662 гг. в результате раскола сиро-яковитской общины образовалась Сирийская католическая Церковь . В Антиохийской Православной Церкви аналогичный раскол произошел в 1724 г. с образованием униатского мелькитского Патриархата. В 1741 г. Рим учредил копт. католич. иерархию. Марониты перешли в унию полностью; несторианская, сиро-яковитская и православная общины раскололись на сторонников и противников Рима приблизительно пополам; среди коптов число униатов было крайне незначительным.

В ходе борьбы с унией К-польский Патриархат под предлогом недоверия араб. духовенству добился того, что с 1724 г. на протяжении более 170 лет Антиохийские Патриархи ставились только из греков. Позднейшие униатские авторы трактовали переход христиан Сирии в унию как протест арабов против греч. засилья. В действительности национальное самосознание А.-х. в XVII-XVIII вв. еще не приняло отчетливые формы (хотя сир. христ. авторы XVII в. уже называют своих единоверцев «арабами»). Кроме того, униатским Церквам самим пришлось столкнуться со стремлением Римского престола латинизировать ближневост. униатские общины и подавить их самобытность.

Наряду с униатскими Церквами среди А.-х. Палестины существовала небольшая группа христиан лат. обряда. После восстановления в 1846 г. католич. Иерусалимского Патриархата зап. миссионеры начали активную пропагандистскую деятельность в Палестине, и за 40 лет численность арабов-католиков возросла с 10 до 33% христ. населения страны.

С 1822 г. на Ближ. Востоке действовали также протестант. миссионеры из Германии, Великобритании, США. Несмотря на огромные средства, вложенные в пропаганду, результаты работы этих миссий оказались намного скромнее затраченных усилий. В то же время незначительная по численности араб. протестант. община дала мн. деятелей арабо-христ. культуры 2-й пол. XIX в.

По мере ослабления Османской империи в XIX в. в среду А.-х. все более проникали националистические, либеральные и секулярные ценности европ. культуры. Относительно высокий уровень образования, массовые миграции на заработки в Америку, знакомство с новым жизненным укладом вели к распространению у А.-х. антиклерикальных воззрений, ломке традиц. системы ценностей. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. почти во всех арабо-христ. общинах происходили острые конфликты между консервативным духовенством и группами мирян, требовавших реформирования церковной жизни. У православных Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов этот конфликт усугубился этническим фактором - противостоянием, с одной стороны, греч. верхушки клира, а с др.- рядового духовенства и мирян араб. происхождения. Возникшее среди правосл. арабов движение за восстановление национальной иерархии, и прежде всего за замещение Первосвятительской кафедры иерархом-арабом, получило поддержку РПЦ и российской общественности. В апр. 1899 г. Патриархом Антиохийским стал Мелетий II, по национальности араб.

Кон. XIX в. был временем пробуждения национального самосознания на Ближ. Востоке. А.-х., более, чем их мусульм. соседи, проникнувшиеся новейшими европ. идеологиями, первыми сформулировали доктрину секулярного, надконфессионального араб. национализма, идею единства всех арабов независимо от религ. принадлежности. Иногда это сопровождалось отказом от традиций своей общины и выражением симпатий к исламу, сыгравшему ключевую роль в истории араб. нации. Подобные идеологии были среди прочего и способом самосохранения христ. общин, попыткой найти свой путь интеграции в арабо-мусульм. об-во.

Наряду с этим в среде маронитов и в меньшей степени др. униатских конфессий вызревали настроения изоляционизма, осознание маронитской национальной идентичности, противопоставление себя остальному араб. миру, ориентация на европ. (прежде всего франц.) культуру и военно-политическое покровительство Запада.

Копты, в большинстве своем консервативные крестьяне, были мало знакомы с европ. культурой и соответственно с европ. доктринами секулярного национализма. Традиционно они считали себя истинными хозяевами Египта, арабов-мусульман воспринимали как завоевателей, поэтому большинству коптов (в отличие от сирийцев) было трудно принять возникшие на Ближ. Востоке националистические идеологии, базировавшиеся на панараб. солидарности и ностальгии по былому величию исламской цивилизации. Это привело к болезненной для них изоляции в егип. об-ве рубежа XIX-XX вв. со стороны как араб. националистов, так и брит. администрации. Пытаясь прорвать эту изоляцию, копты в нач. XX в. склоняются к идеологии секулярного егип. патриотизма и отказу от автономии своей общины.

В XX в. все отмеченные тенденции в развитии арабо-христ. самосознания получили дальнейшее развитие. В среде маронитов сложилась т. н. идеология финикиизма, возводившая истоки ливан. идентичности к финикийско-арам. древности, когда страна доминировала в средиземноморской торговле и выступала посредником между культурами Востока и Запада. Араб. присутствие в Ливане объявлялось чуждым и временным. Франция, опираясь на маронитскую общину, создала гос-во Ливан (1920), где марониты стремились играть руководящую роль, закрепленную в конфессионально-пропорциональной системе представительства во власти. Однако нараставшие изменения в демографической структуре и расстановке политических сил в ливан. об-ве привели к кровопролитной гражданской войне 1975-1990 гг., из к-рой марониты вышли ослабленными и утратившими мн. рычаги власти. Еще более трагически сложилась судьба ассирийцев, также стремившихся в нач. XX в. к созданию собственной государственности при поддержке великих держав. Эта политика закончилась геноцидом ассирийцев в Турции в 1915 г. и в Ираке в 1933 г.

Православные, сиро-яковиты, копты в XX в. более органично вписались в свое мусульм. окружение. Правосл. арабы Палестины в 20-30-х гг. совместно с мусульманами противостояли сионистской колонизации страны, и многие из христиан после арабо-израильской войны 1948-1949 гг. разделили судьбу палестинских беженцев. Представители правосл. общины стояли у истоков ряда араб. националистических движений секулярного толка, в частности доктрин пансирианизма , баасизма (Сирийская национальная партия). В то же время, несмотря на внеконфессиональный характер этих идеологий и тот факт, что большинство совр. А.-х. однозначно относят себя к араб. нации, они в значительной мере сохраняют свою религиозно-культурную самобытность, остаются верны христ. традиции.

Лит.: Лебедев А . П . История греко-восточной церкви под властью турок. Серг. П., 1896-1901. 2 т.; Медников Н . А . Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1898-1903. 4 т.; Graf . Geschichte; Nau F . Les Arabes chrétiens de Mésopotamie et de Syrie du VIIe au VIIIe siècle. P., 1933; Пигулевская Н . В . Византия на путях в Индию. М., 1951; она же . Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964; Atiya A . A History of Eastern Christianity. L., 1968; idem . Сhristian communities in the Arab Middle East. Oxf., 1998; idem . Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y.; L., 1982; Runciman S . The Historic Role of Christian Arabs of Palestine. L., 1970; Canard M . L"Expansion arabo-islamique et ses répercussions. L., 1974; Betts R . B . Christians in the Arab East: A Political Study. L., 1979; Trimingham J . S . Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L.; N. Y., 1979; Родионов М . А . Марониты: Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья. М., 1982; Bat Ye"or . Les Chrétientés d"Orient entre Jihad et Dhimmitude, VIIe-XXe siècle. P., 1991; Griffith S . H . Christianity in the Monasteries of Ninth-Century Palestine. L., 1992; Christian Communities in the Arab Middle East. Oxf., 1998.

К. А. Панченко

Новое на сайте

>

Самое популярное