Домой Картофель Отчет в золотом окладе. Ольга васильева взялась за образование всерьез и надолго

Отчет в золотом окладе. Ольга васильева взялась за образование всерьез и надолго

Средняя заработная плата омского учителя составляет пятнадцать тысяч рублей и никак не двадцать пять. Статистика, приведённая в некоторых крупных СМИ, неверна! Вывод напрашивается сам собой, а прогрессировать нужно дальше.

Некогда стенать и жаловаться, нет времени обсуждать и сердиться – планы необходимо писать и к урокам готовиться. Другого учителям не остаётся. А между тем, зарплаты учителям не хватает, чтобы вставить зубы…

– Повысим зарплату за счёт оптимизации труда, – упоминает министр Ольга Васильева.

Оптимизация труда – также сокращение старых кадров, перераспределение средств, не увеличение их числа.

– Я попрошу духов, Виктор, чтобы министр Васильева повысила зарплату учителям! – обещает Иван Таран, поэт и чудак. Он берёт листок с пиктограммой, нитку и камешек, закрывается в своей комнате.

Дорогая Ольга Васильева – человек образования и наверняка знает о том, почему молодёжь не стремится работать в школах. Требуют с учителей немало, а выполнять заставляют в несколько раз больше. Мало того, после работы приходится готовить реквизит, печатать тесты, так ещё тратить время в «Дневнике.ру», который редко-редко посещают родители. Это отметка для Департамента Образования Омской Области, якобы КПД, хотя средства, затраченные на дизайн сайта и функциональность – желают лучшего. Сайты у некоторых школ сделаны намного интереснее департаментского «Дневника.ру», на деньги родителей их модернизируют регулярно. Писать много и конкретно мне, наверное, не стоит, не то лишнее сболтну, а работаю я в школе, сами понимаете, профессию свою люблю и за неё держусь. Детей не брошу и журнал из рук не выпущу. Привычка и ответственность – сильные вещи!

– Представляю, Виктор, что напишут в СМИ, если я снова возьму твои книги, это «Красный лотос», «Последний рассвет» или путевые заметки в США «По ту сторону неба», и сообщу о том, что направляюсь в Москву к Ольге Васильевой, в министерство, – говорит Борис Штуров, известный омский ниндзя, путешествовавший на Донбасс вместе с ребятами из клуба «Сёдзи». – Просить повышения зарплаты своему коллеге по творческому цеху, что будет?..

– Ага, Борь, представляю, – смеюсь. – Письма поклонников, рост просмотров, новые подписчики!

Отработать в школе нужно двадцать пять лет. Можно больше, а меньше – выслугу не оформят. Пенсия плюс зарплата – уже что-то, но только через два десятка с половиной, когда годы позади. Жить хочется сейчас и по полной. Помогите, дорогая Ольга Васильева, почувствовать себя и свою профессию в мере и лучшим образом. Вы имеете отношение к образованию непосредственно. Ждём. Ваши учителя!

Министр образования и науки Ольга Васильева продолжает расставлять акценты. Она рассказала, что считает главным для школы, какие задачи придется решать в ближайшее время педагогам и тем, кто их учит, останется ли бесплатная продленка и какие кружки должны быть в каждой школе.

Появятся письменные экзамены

Ни для кого не секрет, что ученики в 10 и 11 классах перестают учиться и занимаются только теми предметами, которые выбрали на ЕГЭ. Самое удивительное, что, даже сдав довольно успешно ЕГЭ, они часто показывают в вузах весьма посредственные знания. Ректоры признаются, что тратят по полгода на доучивание школьной программы.

ЕГЭ будет совершенствоваться, сочинение через два года станет иметь тот классический вид, какой оно имело всегда. В школах по окончании появится оценка по всем предметам. Я считаю, что социально значимые вузы должны иметь письменный экзамен. Сейчас у нас весь первый семестр идет доучивание по разным программам школы. Медицинские, инженерные и все другие вузы обязательно должны иметь письменный экзамен, - высказала свое мнение министр.

Как это может выглядеть? "Механизм такой: вузы, которые в течение трех лет набирают очень высокий средний балл (94-95), что очень сложно сделать, могут предложить своим абитуриентам письменный экзамен, допустим, по специальности, то есть профилирующий. Если вы медик, пишете химию, если вы инженер, то пишете математику, если филолог, пишете, соответственно, литературу", - рассказала министр.

При этом она подчеркнула, что этот вариант надо обсуждать и о непосредственных изменениях говорить слишком рано. Между прочим, в МГУ уже давно принята именно такая модель для поступления: на всех факультетах надо принести ЕГЭ и сдать вузовский письменный экзамен.

Еще одно возможное новшество: специалитет для бакалавриата. "То, что внедрение педагогического бакалавриата принесло непонятный результат, очевидно всем".

Рейтинг без опоры на ЕГЭ

Мы очень сильно увлеклись всевозможными рейтингами, причем увлеклись так, что забыли - зачем, почему... Любой рейтинг должен нести за собой контекст - зачем и почему это исследование было заказано, - считает министр. - У нас есть школы в горных селах, на Дальнем Востоке. В этих маленьких школах ученики показывают хорошие результаты не ради оценки или рейтинга, а потому что им интересно учиться. Движущая сила там - учитель. Если он привил трудолюбие, интерес к предмету, результат всегда будет.

Она напомнила, что Финляндия, которая стоит на первых позициях во многих рейтингах, взяла все самое лучшее, что было в российской имперской школе. В 1972 году эта страна начала грандиозные реформы образования, которые привели к успеху и высоким строчкам в рейтингах.

Мы в последнее время любим говорить о том, что у нас все плохо, но у нас очень много хорошего и не надо забывать об этом, - сказала Ольга Васильева. Она подчеркнула, что Россия участвует и будет участвовать в международных рейтингах, но рейтинги школ, которые иногда составляются с опорой на ЕГЭ, не являются для нее оценкой и не будут.

С прицелом на космос

Ольга Васильева полагает, что сейчас упор надо сделать на инженерном образовании, и привела пример из истории: до войны в стране было огромное количество кружков и станций юных техников. А через 20 лет человек полетел в космос. "Мы должны сделать упор на развитии инженерных наук и высоких технологий, чтобы нагнать в очень краткие сроки то, что уже упустили, и постараться двигаться вперед".

Час астрономии

Министр пообещала, что в расписание вернется астрономия. Но где взять "лишние" часы, ведь количество уроков в школе увеличивать нельзя?

По ее мнению, сейчас второй иностранный язык, если это не языковая школа, - во многом профанация. Однако на него выделено 250 часов. "Я смело два часа заберу - один в 10-м классе, другой час - в 11-м", - заявила Ольга Васильева. Она ни в коем случае не призывает отказаться от второго или третьего иностранного языка, но считает, что их можно изучать факультативно.

Проблем с учебниками тоже нет. "Вот он - учебник. Авторы - Воронцов-Вельяминов и Страут. Базовый уровень. Учебник рассчитан на 11-й класс. Учитель физики готов к тому, чтобы читать астрономию", - сказала министр в интервью "Комсомольской правде".

Программы "началки" проверят академики

Перед школой стоит важная задача - как вернуть интерес к чтению. Большинство современных детей - визуальщики, воспринимают двигающуюся картинку на экране и не хотят читать книги. "Сейчас нужно развивать всероссийскую программу чтения, - так определила еще одну задачу Ольга Васильева. - Есть у нас такие замечательные руководители регионов, которые осуществляют программу "Читающая мама - читающая страна".

Я общалась очень много с учителями начальной школы, потому что начальная школа - это основа основ. Многие из них говорят, что сейчас программа слишком легка. Они не говорили, что она примитивна, они говорили, что она проста. Здесь требуется большая экспертная оценка, но она должна быть не в одной экспертной группе, которая существует десятилетия, а это должна быть Российская академия наук, Российская академия образования, региональная наука.

На это представители Российской академии наук ответили, что готовы подключиться к работе и внимательно посмотреть на школьные программы.

Именно в "началке" надо начинать прививать интерес к чтению и книге. Министр призналась, что ее очень сильно волнует ситуация в начальной школе, особенно "родное чтение" и возвращение внеклассного чтения.

Какой будет продленка

Во многих школах с прошлого года продленка стала платной. Причем чаще всего такое решение принимают не самые бедные регионы. Многие родители не понимают, кто решает, какой будет продленка и можно ли снова сделать ее бесплатной. "Все регионы без исключения делают всё возможное, чтобы вообще убрать плату для нуждающихся семей - многодетных семей, незащищенных семей - это в каждом регионе есть", - заявила Ольга Васильева. Она напомнила, что "дополнительное образование в России бесплатное, поэтому каждая школа должна подумать и решить для себя, за что и как она собирается брать деньги".

"Что касается всего остального, то здесь нужно решать учредителю каждой конкретной школы, за что он собирается брать деньги, потому что закон об образовании может широко трактовать то самое послеурочное время", - заявила Васильева. По ее мнению, самый правильный вариант - "отдельно посмотреть договор каждой организации, за что взимается плата".

В школах будут шахматы, спорт и музыка

Что может измениться в системе школьного допобразования? По мнению Ольги Васильевой, "любая школа без особых затрат должна иметь три вещи, чтобы ребенок развивался: шахматный кружок, как ни парадоксально это будет звучать, спортивные кружки и художественные кружки, пусть это будет музыкальный кружок".

Дословно

"Свалить на учителя 40 часов в неделю скоро будет нельзя"

Учителя жалуются, что зарплату в 20-30 тысяч рублей они получают благодаря тому, что берут две, а то и две с половиной ставки плюс еще классное руководство. Учителей берут на измор. Как будем разгружать?

Вы об учительской нагрузке?

Да. Есть учителя, у которых и 35 часов в неделю, и 40...

Знаете, 35, 45 часов в неделю - это единичные случаи. Мы ведем статистику, знаем ситуацию.*

То есть массовой переработки учителей, на ваш взгляд, нет?

Сейчас в среднем по стране 1,3 ставки. В 70-х годах, когда я начинала работать, у нас тоже практически у всех было по полторы ставки. Может, из-за того, что были молоды, мне не казалось это катастрофой.

Но вы же сами недавно говорили о том, что нужно установить максимальный предел нагрузки учителя.

Мы сейчас вместе с профсоюзами разрабатываем проект примерных положений по оплате труда работникам образования. Будет введен верхний предельный уровень нагрузки.

То есть свалить на учителя 40 часов в неделю уже нельзя будет?

Нет, конечно. Хотя не исключаю, что кто-то из учителей захочет составить дополнительный договор о том, что готов взять на себя такую работу.

Добровольно?

Конечно.

Из интервью Ольги Васильевой "Комсомольской правде"

*Сегодня ставка учителя - 18 часов в неделю. То есть он должен проводить чуть меньше четырех уроков каждый день.

Дословно

Ольга Васильева, министр образования и науки России:

Наверное, учитель должен пройти через специалитет, а не бакалавриат. Этот вопрос обсуждается, он в поле зрения.

Ирина Канторович, педагог

Проблема растущей бедности учителей, воспитателей детских садов и преподавателей вузов много раз поднималась в печати и на ТВ, например, на федеральном телеканале Общественного телевидения России .

Мы неоднократно пытались донести до Министерства образования тревожную тенденции растущей бедности педработников. Однако неизменно получали в ответ отписки о том, что, согласно средним показателям, зарплаты, наоборот, растут. В качестве примера такой позиции министерства можно вспомнить майскую «Новых известий» "Минобр ответил, почему ректор получает 20 миллионов, а преподаватель 20 тысяч".

Итак, в течение нескольких лет Минобр неизменно отвечал мантрами о том, что все с зарплатами педработников хорошо и будет еще лучше.

Но 29 ноября 2017 года произошла настоящая революция в этом вопросе. На официальном сайте Минобра можно прочесть долгожданную информацию:

"Глава Минобрнауки России Ольга Васильева заявила о недопустимости «гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей».

Я понимаю, что зарплата ректора, принимая во внимание степень его ответственности и загруженности, должна быть выше зарплаты педагогов, и, как вы знаете, мы это учитываем при её определении. Но должны быть какие-то нравственные ориентиры, когда у вас люди получают скоромные деньги, а вы приносите справки о высокой средней заработной плате в вузе и просите начислить 700 тысяч рублей, когда люди по 35-45 тысяч получают. Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышают зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70".

На случай, если названный Ольгой Васильевой департамент ещё не выявил схемы выплат педработникам зарплат ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), назовём две такие законные схемы:

1) Перевод бюджетника локальным актом на неполную ставку при сохранении того же объёма работ – это позволяет платить зарплату ниже МРОТ. Это широко осуществлено, например, в МИФИ.

2) Можно и при полной ставке платить ниже МРОТ, хоть две тысячи: по закону такой оклад допустим . Способы борьбы с проверками у начальства отработаны. Даже если оно выплачивает работнику зарплату ниже МРОТ, поймать его и привлечь к ответственности практически невозможно. Как только в школу или больницу сообщается о проверке, администрация издаёт приказ о выплате стимулирующих и премий сотрудникам за «проверочный» период, и их суммарные доходы законно становятся выше МРОТ. А если они выше МРОТ, даже если это нищенские 8 тысяч, – у правоохранительных органов уже нет поводов возбуждать уголовные дела: выплаты выше порога, установленного законом, и все выплачивается по Положению об оплате труда, утвержденному самим коллективом. Нарушений нет.

Конечно, заявление Ольги Васильевой – настоящий информационный прорыв: ранее тема нищеты педработников официально не существовала. Но, как всегда, хочется, большего. Хочется, чтобы не забыли и про параллельную важнейшую тему. Верится, что Ольга Васильева и все министры социальной сферы обратят внимание на то, что сейчас по закону "экономию" на предоставленных услугах населению также просто некуда деть, как перевести в стимулирующую часть зарплаты сотрудников - на практике близких к руководству сотрудникам. Это порождает всемерное сокращение функций государства на всех уровнях, постепенно разрушающее государство.

Стимулирующие выплаты на практике самоуправно формируются директорами бюджетных организаций и региональными управленцами и могут превышать оклады в десятки раз. Пример: постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2016 г. № 784 увеличен размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих с двенадцати должностных окладов до тридцати восьми должностных окладов. Увеличен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с двух до тринадцати денежных вознаграждений для лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области. А уж кому платить ежемесячно просто должностной оклад, а кому тридцать восемь таких окладов, решает руководитель. И все по закону., которую просим подписать.

Министр образования и науки Ольга Васильева предупредила ректоров о личной ответственности за повышение зарплат своим подчиненным.

По данным статистики, средняя зарплата преподавателей вузов сегодня 44 тысячи 600 рублей.

Повышение зарплат должно быть реальным, а не выполнением отчетности в министерство. У тебя зарплата 20 тысяч в месяц, у меня 120, а в среднем 70. Мы знаем эти вузы. Все схемы нам известны. Реакция на них будет жесткой, - подчеркнула министр, выступая на семинаре-совещании, посвященном финансовой политике министерства. - Понятно, что учитывая загруженность ректоров, их зарплата должна быть выше, чем у преподавателей. Но должны же быть нравственные ориентиры! У вас люди получают скромные деньги, вы просите начислить вам 700 тысяч рублей, а у вас сотрудники по 35 - 45 тысяч получают.

Ольга Васильева пообещала: схемы отчетности по зарплатам будут ужесточаться. А модель начисления ректорской зарплаты станет прозрачной.

Напомним, по планам минобрнауки доходы преподавателей вузов и сотрудников научных организаций к 2018 году должны вырасти вдвое. Иными словами, на 200 процентов. Сейчас по вузам, подведомственным минобрнауки, этот рост составил 193 процента.

На одного преподавателя приходится 12 студентов, а доля доходов от внебюджетной деятельности в вузах составила 41 процент, - рассказала министр.

По ее словам, в ближайшее время будут пересмотрены механизмы финансирования науки, строительства общежитий, ремонта, закупки лабораторного оборудования. "И каждый вуз должен планировать свою работу не менее чем на три года вперед", - заметила министр.

У тебя зарплата 20 тысяч в месяц, у меня 120, а в среднем - 70. Мы знаем эти вузы и такие схемы

Одна из самых расходных статей всех вузов - содержание имущества. Никто не говорит о его передаче, "но надо искать эффективные способы его использования", подчеркнула министр.

Ольга Васильева рассказала, что с 1 сентября на 4 процента вырастут студенческие стипендии. В 2018 году размер стипендиального фонда в итоге составит 69 млрд 190 млн рублей.

На восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов выделено 3 млрд

900 млн рублей, что на 20 процентов больше, чем в этом году.

Будет расширена практика проведения конкурсов, а с комиссиями, очными и заочными, придется расстаться, - предупредила Ольга Васильева ректоров, вузовских финансистов и региональных руководителей министерств и департаментов образования и науки.

Она подчеркнула, что министерство обеими руками за расширение автономий вузов и научных организаций. Но взамен требует прозрачности в финансах. Пока что в рейтинге качества финансового менеджмента (когда все нужные документы и сведения можно найти на сайте вуза, не запрашивая никаких справок) практически нет крупных столичных вузов. Лучшими в этом рейтинге признаны Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна, Чувашский, Кубанский и Ингушский госуниверситеты.

Новое на сайте

>

Самое популярное