Домой Заготовки на зиму Благодарю аллаха за все. Мусульманская молитва благодарности. «Мало рабов, которые благодарят Меня»

Благодарю аллаха за все. Мусульманская молитва благодарности. «Мало рабов, которые благодарят Меня»

Хвала Аллаху, Создателю великих творений, который создал человека из глины, затем продолжил его род из эссенции ничтожной капли, затем сделал его прекрасным и вдохнул в него от Своего духа.

قُلْ هُوَ الَّذِي أَنشَأَكُمْ وَجَعَلَ لَكُمُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَالْأَفْئِدَةَ قَلِيلًا مَّا تَشْكُرُونَ

«Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!» (Коран, 67: 23).

Свидетельствуем, что нет никакого божества, кроме Аллаха, всё поклонение посвящаем только Ему, нет у него соучастников и партнёров во власти, Он– Один Великий Царь, Он –явная Истина!

Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, печать пророков, предводитель благодарных и смиренных. Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Дорогие братья и сёстры, будьте богобоязненными и помните о дарах, которыми наделил вас Аллах. Сыны Адама, вы не сможете счесть все те блага, которыми Аллах окружил вас. Всевышний сказал:

وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا

Из всех творений Господа самое близкое к тебе – твоё собственное тело, вглядись в него, посмотри, как оно устроено.

وَفِي الْأَرْضِ آيَاتٌ لِّلْمُوقِنِينَ * وَفِي أَنفُسِكُمْ أَفَلَا تُبْصِرُونَ

«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (Коран, 51: 20-21).

Наше тело – это изумительная конструкция, состоящая из великого множества деталей, материалов сложнейших устройств. Кости, сухожилия, нервы и другие органы – все это свидетельствует о безупречной точности божественного создания. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

يَا أَيُّهَا الْإِنسَانُ مَا غَرَّكَ بِرَبِّكَ الْكَرِيمِ * الَّذِي خَلَقَكَ فَسَوَّاكَ فَعَدَلَكَ * فِي أَيِّ صُورَةٍ مَّا شَاء رَكَّبَكَ

«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал» (Коран, 82: 6-8).

وَاللّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لاَ تَعْلَمُونَ شَيْئًا وَجَعَلَ لَكُمُ الْسَّمْعَ وَالأَبْصَارَ وَالأَفْئِدَةَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, – быть может, вы будете благодарны» (Коран, 16: 78).

أَلَمْ نَجْعَل لَّهُ عَيْنَيْنِ * وَلِسَانًا وَشَفَتَيْنِ

«Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и устами?» (Коран, 90: 8-9).

Всё упомянутое – явные дары, Аллах разъяснил о них, дабы люди ценили их и были благодарными. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

كل سلامى من الناس عليه صدقة كل يوم تطلع فيه الشمس: تعدل بين اثنين صدقة ، وتعين الرجل في دابته ، فتحمله عليها ، أو ترفع له عليها متاعه صدقة ، والكلمة الطيبة صدقة ، وبكل خطوة تمشيها إلى الصلاة صدقة ، وتميط الأذى عن الطريق صدقة

«За каждый свой сустав людям надлежит давать милостыню (садака) каждый день, над которым восходит солнце. Если ты справедливо рассудишь двух людей – это будет милостыней, поможешь человеку с верховым животным, сесть верхом или погрузить вещи – это милостыня, приятное слово – это милостыня, каждый шаг, который ты делаешь, идя на молитву, — милостыня, когда ты убираешь с дороги мусор – это тоже милостыня» .

Человек состоит из множества костей и суставов, каждый из них является подарком от Аллаха, за который нам следует благодарить Его ежедневно, так же постоянно, как мы им пользуемся. Но Аллаху ведомо наше положение, Он знает нашу слабость и нужду, а потому, по своей доброте и щедрости, облегчил для нас пути благодарности.

Аллах устроил множество способов делать добро. Когда мы говорим «субхана-Ллах» (Безупречен Аллах), «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху), «ля иляха илля-Ллах (нет божества, кроме Аллаха), «Аллаху Акбар» (Аллах велик) – это засчитывается нам как благодеяние. Побуждение к добру, удержание от зла, любая помощь, оказанная людям и животным, – это милостыня.

В одном из хадисов сообщается, что Пророк велел каждый день давать милостыню по количеству суставов, имеющихся в теле человека, но сподвижники признались, что не осилят таких расходов каждый день. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что всё это может быть заменено послевосходной молитвой ад-Духа , состоящей из двух ракаатов . Это молитва благодарности, совершая её, человек вспоминает, насколько щедро Аллах окружил его своей заботой, о том, насколько он слаб перед своим Великодушным Творцом. Молитва ад-Духа служит благодарностью, так как при её совершении задействованы все суставы, каждый из которых своим движением выражает признательность Господу миров.

Благодарность доступна каждому, вне зависимости от материального достатка. Мусульманин может помогать людям по мере своих возможностей словом, улыбкой, небольшим легким делом. Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про человека, который совершенно не способен приносить людям никакой пользы и ничем не может им помочь, он сказал:

فليمسك عن الشر فإنه صدقة

«Пусть воздержится от зла, и это будет для него милостыней» .

Это значит, что даже воздержания от грехов будет достаточно для того, чтобы выплатить садаку благодарности. Для этого надо выполнять свои обязанности (ваджиб), отстраняться от запретов Всевышнего. Потому что несоблюдение обязательных постановлений Ислама и нарушение запретов (харам) является одним из величайших видов зла.

Дорогие мусульмане, помните, сколь ценно данное нам здоровье. Абу Дарда (да будет им доволен Аллах) говорил: «Здоровье – богатство тела» . Вахб ибн Мунаббих говорил: «В премудростях семейства Дауда было начертано «Хорошее здоровье – это незаметная власть». Это истинная правда, ведь движущееся тело, послушное своему хозяину, скрывает в себе невообразимое количество тайн и загадок, каждая из которых – неоценимая милость, оказанная человеку Всевышним Аллахом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

نِعْمَتَانِ مَغْبُونٌ فِيهِمَا كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ: الصِّحَّةُ وَالْفَرَاغُ

«Два дара, которым многие люди не придают должного значения: здоровье и свободное время» .

Это дары, о которых человек будет спрошен в День Воскрешения, от него потребуют полного отчёта о том, как он использовал их. Всевышний Аллах сказал:

ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ

«В тот день вы будете спрошены о благах» (Коран, 102: 8).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَوَّلُ مَا يُسْأَلُ عَنْهُ الْعَبْدُ مِنَ النَّعِيمِ أَمْرَانِ : يُقَالُ لَهُ: أَلَمْ نُصِحَّ جِسْمَكَ ، وَنَرْوِكَ مِنَ الْمَاءِ الْبَارِدِ

«Две милости Аллаха, о которых будут спрошены Его рабы в первую очередь: «Разве мы не сделали твоё тело здоровым?» и «Разве не напоили вволю холодной водой?»

Ибн Масуд (да будет им доволен Аллах) говорил: «Блага, о которых говорится в аяте, — это безопасность и здоровье ».

Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) говорил: «Блага – это здоровье, слух и зрение. Аллах спросит рабов своих о том, как они их использовали, а Он лучше знает об этом, чем они. Всевышний сказал:

إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً

«Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (Коран, 17: 36).

Если ты желаешь оценить дары здоровья по достоинству, посмотри на тех, кто поражён болезнями, кто лишён каких-либо органов или частей тела. Сходи в больницу и посмотри, как много там лежит больных, издающих стоны, сколько изувеченных и раненых. Поинтересуйся людьми, которые не имеют зрения или не слышат. Слышал ли ты о тех, кто мечтает спокойно поспать, чтобы только забыться и отдохнуть от боли? Если мы будем помнить об этом, то начнём ценить ту благодать, которой постоянно окружены, но о которой так часто забываем и которую расцениваем как должное. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ قَالَ حِينَ يُصْبِحُ: اللَّهُمَّ مَا أَصْبَحَ بِي مِنْ نِعْمَةٍ أَوْ بِأَحَدٍ مِنْ خَلْقِكَ فَمِنْكَ وَحْدَكَ لا شَرِيكَ لَكَ ، لَكَ الْحَمْدُ وَلَكَ الشُّكْرُ ، فَقَدْ أَدَّى شُكْرَ ذَلِكَ الْيَوْمِ

«Кто скажет утром следующие слова, тот исполнит свою благодарность за этот день: «О Аллах! Любое благо, которое снизошло на меня или на любое из Твоих творений, нисходит только от Тебя одного, нет у Тебя совладельцев и партнёров, только Тебе посвящается хвала и только Тебе воздаётся благодарность» .

Дорогие братья и сёстры, помните о милостях Аллаха к вам, произносите это поминание (зикр) ежедневно, и оно побудит вас ещё усерднее делать добро и быть покорными Всевышнему Аллаху.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللَّهِ يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاء وَالْأَرْضِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَأَنَّى تُؤْفَكُونَ

Если в жизни человека происходит какое-то радостное событие, или человек обретает благо или он спасается от беды, то в этом случае следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху, ибо если человек воздает хвалу, то он получает ещё больше благ от Всевышнего Аллаха, как Он в Коране сказал:

لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِى لَشَدِيدٌ

(смысл): «Если будете благодарны за Мои блага, я преумножу для вас эти блага. А если будете неблагодарны за блага Мои (то есть если будете отрицать их и скроете их, то) поистине, наказание Моё – сурово » – то есть Аллах лишит их этих благ и накажет за отрицание и неблагодарность за эти блага. (сура Ибрахим, 7; «Тафсир Ибн Касир»)

Что касается земного поклона в знак благодарности Всевышнему Аллаху (суджуд шукри), то от Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وسلم إذا جاء الشئ يُسَرُّ بِهِ خَرَّ سَاجِدًا شُكْرًا لِلَّهِ تَعَالَى

«Получив какое-либо радостное известие, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в тот же момент совершал земной поклон ». (Абу Давуд, Тирмизи)

Совершение суджуд шукри является желательным, когда человек получает радостную весть, когда Всевышний Аллах даёт ему благодать или в других подобных случаях.

В своей книге «Минхадж ат-талибин » пишет об этом следующее:

«Суджуд шукри не входит в намаз (то есть его не делают в ходе совершения намаза). Суджуд шукри желательно делать, когда человек получает ни’мат (благодать) от Всевышнего Аллаха, или когда он спасается от какой-то беды, или когда он видит человека, которого постигла беда, или человека, совершающего грех. Также желательно показать совершение суджуд шукри грешнику и скрыть его от того человека, которого постигла беда. Суджуд шукри совершают таким же образом, как и суджуд ат-тилава (земной поклон чтения Корана) ».

Как совершают суджуд ат-тилава, Имам Ан-Навави описывает в той же книге следующим образом:

«Тому, кто совершает суджуд ат-тилава вне намаза, первым делом следует намереваться совершить суджуд ат-тилава, потом, подняв руки, сказать «Аллаху акбар». Далее ему следует произнести ещё раз «Аллаху Акбар» во время наклона, но на этот раз он руки не поднимает. Далее следует совершить суджуд точно так же, как он делает его в намазе. Потом он поднимается, произнося при этом «Аллаху Акбар », и дает салям.

Произнесение «такбират аль-ихрам» (вступительного «Аллаху Акбар»), которым начинают суджуд, является одним из его условий, согласно сильному (сахих) мнению в Шафиитском мазхабе , также и салям (является одним из его условий), согласно сильному (азхар) мнению. Для совершающего суджуд ат-тилава (также и суджуд шукри) является обязательным соблюдение всех условий, которые необходимы для совершения намаза».

Минхадж ат-талибин »; Глава саджда ат-тилава)

Как мы поняли из вышеприведённого текста из книги «Минхадж ат-талибин», суджуд ат-тилава совершают как во время намаза, так и вне его, но, в отличие от суджуд ат-тилава, суджуд шукри в ходе намаза не совершают.

В книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб » об этом пишется следующее:

«Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) единогласны в том, что запрещается совершать суджуд шукри в ходе намаза, более того, если человек совершит его таким образом (в ходе намаза), то его намаз однозначно нарушается ».

Имам Аль-Байхаки и другие передают, что и (да будет доволен ими Аллах) также совершали суджуд шукри, а то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда не совершал суджуд шукри, они объясняют тем, что он этим желал показать необязательность его совершения, или в это время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился на минбаре и ему было неудобно совершать суджуд в таком положении.

Кроме этого, благодарить Всевышнего за радость можно, раздав садака, совершив желательный намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху. В той же книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб » об этом пишется следующее:

«Если человек, получивший благодать и спасшийся от бед, раздаст садака или совершит намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху, это считается благородным поступком. Подразумевается, что он делает все это и при этом совершает и суджуд шукри ».

Также выразить благодарность Всевышнему Аллаху можно при помощи различных дуа и славословия. Самой лучшей формой восхваления Всевышнего Аллаха учёные считают:

الحمدلله حمداً يوافي نعمه ويكافيء مزيده

«Алхамду ли-Ллахи хамдан ювафи ни’маху ва юкафиу мазидаху »

«Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которого было бы достаточно в благодарность за все Его блага, которыми Он меня наделил, и за те блага, которыми наделит в будущем».

Некоторые учёные также утверждают, что лучшим видом восхваления являются слова:

الحمد لله بجميع محامده كلها ما علمت منها وما لم أعلم عدد خلقه كلهم ما علمت منهم وما لم اعلم

«Аль-хамду ли-Ллахи би-джами’и махамидихи куллиха ма ’алимту минха вама лям а’лям ’адада халькихи куллихим ма ’алимту минхум ва ма лям а’лям ».

«Хвала Аллаху всеми видами восхваления, теми, которые я знаю и не знаю, в количестве, равном всем Его созданиям, о которых мне ведомо и неведомо ».

Также передаётся и другая формула, которым воздаётся хвала Всевышнему Аллаху:

يَا رَبِّ لَكَ الْحَمْدُ كَمَا يَنْبَغِى لِجَلاَلِ وَجْهِكَ وَلِعَظِيمِ سُلْطَانِكَ

«Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника »

«О мой Господь! Хвала Тебе в той степени, которая соответствует Твоему великолепию и величию Твоей власти ».

От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал:

أن عبدا من عباد الله قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك ولعظيم سلطانك فعضلت بالملكين فلم يدريا كيف يكتبانها فصعدا إلى السماء وقالا يا ربنا إن عبدك قد قال مقالة لا ندري كيف نكتبها، قال الله عز وجل وهو أعلم بما قال عبده: ماذا قال عبدي قالا: يا رب إنه قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك وعظيم سلطانك، فقال الله عز وجل لهما: اكتباها كما قال عبدي حتى يلقاني فأجزيه بها

«Один человек из числа рабов Аллаха произнес: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли азыми султаника ». И эти слова утомили обоих ангелов, и они не знали, как записать их. Затем эти ангелы поднялись на небеса и сказали Аллаху: «О наш Господь, поистине, один из Твоих рабов произнёс такие слова, которые затрудняют нас, нам неизвестно, как их записать ». Всевышний Аллах спросил у них, зная лучше них о том, что произнес Его раб: «Что же сказал Мой раб?» Они ответили: «О наш Господь, он произнёс: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника» ». Тогда Всевышний Аллах сказал им: «Записывайте эти слова так, как и произносил их Мой раб, до тех пор, пока он не встретится со мной, чтобы я вознаградил его за них». (Ибн Маджа)

Подытоживая все изложенное, можно сделать вывод, что если мы желаем поблагодарить Всевышнего Аллаха и обрести его довольство, постоянно пребывать в Его благах и никогда не лишаться их, нам надо как можно чаще и больше воздавать ему хвалу, произносить эти слова, раздавать садака, совершать намазы и делать земные поклоны по каждому соответствующему случаю.

Рашид Саидов

Своей неспособности выразить благодарность Всевышнему Аллаху достойным образом.

Как об этом сказал Джунайд (да будет свята его душа): «Благодарность – это не считать себя заслуживающим благо. Сущность благодарности не в том, чтобы только заметить благо. Она заключается в принятии дарованных Аллахом благ с покорностью и осознанием того, что благом наделяет лишь Всемогущий Аллах».

Также сказано: «Благодарность – это знание сердцем того, что данным благом одарил Аллах, и произнесение соответствующих слов благодарности и хвалы».

Благодарность - благо от Аллаха

Знайте, что благодарность сама по себе является от Всевышнего Аллаха. Если бы Аллах не наделил вас способностью выразить Ему благодарность, то вы не смогли бы сделать это сами.

Один из благочестивых людей, обращаясь к Аллаху, сказал: «О мой Аллах, как я могу выразить Тебе благодарность, когда моя благодарность – это ещё одно благо от Тебя!». Аллах тогда внушил ему: «Вот сейчас ты проявил Мне истинную благодарность».

Когда пророк Муса (мир ему) обратился к Аллаху: «О Господи, Ты сотворил Адама (мир ему) и наделил его такими-то и такими-то благами, как он поблагодарил за это?». Всевышний ответил: «Он узнал, что все эти блага от Меня, и признание этого было его благодарностью Мне».

Только Всевышний Аллах достоин благодарности и восхваления

С благочестивых людей взят обет, чтобы они проявляли благодарность Аллаху, когда Он наделяет их благами и когда не одаривает ими. Праведники – подопечные Всевышнего – вверили себя Творцу. А Аллах превыше того, чтобы предать раба, который доверился Ему.

Также с праведников , чтобы они не выявляли свое какое-либо похвальное качество, кроме как в знак благодарности Всевышнему Аллаху или чтобы другие следовали за ними в этом. В остальных случаях благочестивые люди скрывают все свои похвальные качества и делают это ради Аллаха. Они не выступают на разных собраниях из-за стыда и опасения, что люди похвалят их в этом мире. А ведь восхваления заслуживает только Всевышний Аллах*.

Имам аль-Газали (да будет свята его душа) объясняет, что хвала несет для восхваляемого большой вред. Похвала порождает в нём гордыню и высокое мнение о себе. А иногда он радуется этой похвале, и это портит его благие деяния.

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если вы увидите тех, кто нахваливает людей, бросайте в их лица землю».

Также говорят: «Когда вас похвалят, то вспомните, что вы сотворены из глины, проявите скромность и не восхищайтесь собой из-за похвалы».

Наш господин Абуль-Хасан аш-Шазали (да будет свята его душа) отмечал: «Когда Всевышний хочет для раба блага, Он скрывает от него совершенство его нафса. Творец превращает его в Своего чистого, искреннего раба, в котором не проявляется ничего из качеств, достойных только Всевышнего Аллаха».

От всего, к чему привык нафс из знаний и познаний, рабу подобает отказаться, даже если это знание тайного (кашф) или особое духовное состояние (халь). Если Всевышний Аллах избрал его и доволен им как Своим рабом, то что же может навредить ему, даже если у него нет ни знаний, ни благих деяний?

Ученые-богословы говорят, что самой благодарности Всевышнему является выражение благодарности языком. Нет человека более слабого, чем тот, кто не выражает словесную благодарность. Такая благодарность должна быть всеобъемлющей.

Самой высшей степенью словесной благодарности за дарованные Создателем блага является чтение рабом суры «аль- Фатиха». Пусть при ее чтении верующий вознамерится выразить благодарность за все блага Всевышнего Аллаха: явные и тайные, материальные и духовные, известные рабу и неведомые, касающиеся как земной, так и вечной жизни, которые он уже получил и которые ещё получит, постоянные и данные на время. С таким намерением пусть человек прочтёт эту суру по возможности от одного раза до ста. Кто поступает таким образом, того Всевышний запишет среди проявляющих благодарность. Либо в качестве награды этот раб получит еще больше благ в соответствии с его намерением и согласно обещанию Аллаха.

Способов всеобъемлющей словесной благодарности много. Примером такой благодарности являются следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «О Господь, я не в силах благодарить Тебя так, как Ты того заслуживаешь. Ты таков, как Ты Сам восхваляешь Себя».

Пророк Адам (мир ему) сказал: «О Господи, Ты научил меня, как добыть пропитание своими руками**, так научи меня тому, что включает в себя всю хвалу и славословие». Тогда Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: «О Адам, каждый день утром и вечером скажи по три раза: «Аль-хамду лиллахи раббиль аламин, хамдан ювафи ниамаху ваюкафиу мазидаху» («Я воздаю хвалу Аллаху, Господу миров, которая охватывает все Его блага и соответствует их увеличению Им»). Эти слова вбирают в себя все виды восхваления и славословия».

Разница между благодарным (шакир) и очень благодарным (шакур) рабом в том, что шакир благодарит за то, что Всевышний даровал ему, а шакур за то, что Аллах лишил его чего-либо.

Поистине, за каждое благо есть соответствующая благодарность. Благодарность за глаза – потупить взор при виде запретного и недостатков людей. Благодарность за уши – не слушать о недостатках людей, за руки – не протягивать их к чужому имуществу. Благодарность за ноги – удержать их, чтобы они не ступали туда, где нарушаются повеления Всевышнего. Также и по отношению к другим частям тела.

Сущность благодарности в том, чтобы ты использовал дарованные тебе Аллахом блага в соответствии с их предназначением. Сюда входит и имущество, и тело, и внешние и внутренние органы. Поэтому, когда ты используешь что-либо из этих благ не в соответствии с тем, для чего оно сотворено, это будет неблагодарностью за это благо.

Восхваляющие Аллаха во всех состояниях

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сообщил, что первыми в Рай войдут люди, восхваляющие Аллаха во всех состояниях. В другом предании говорится: «Восхваляющие Аллаха и в радости, и в горе». Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Слова «аль-хамдулиллах» являются проявлением благодарности за все блага».

Рассказывают, что ас-Сарий ас-Сакати (да будет свята его душа) сказал: «Вот уже тридцать лет я прошу прощения у Аллаха за слова «хвала Аллаху», которые я произнёс однажды». У него спросили: «Как же это?». Он ответил: «В Багдаде случился большой пожар. Я встретил некоего человека, который сообщил мне: «Твоя лавка уцелела». Тогда я сказал: «Хвала Аллаху». И вот в течение тридцати лет я сожалею об этих словах, ибо захотел себе пользу тогда, когда другие мусульмане пострадали».

Рассказывают, что Хасан ибн Али (да будет доволен им Аллах), остановившись у угла Каабы, обратился к Аллаху со словами: «О мой Аллах, Ты одарил меня благами, а я не проявил благодарность. Ты меня испытал бедами, а я не проявил терпение. Ты не лишил меня благ из-за неблагодарности и не наслал на меня беды за нетерпение. О Господи, от щедрого не исходит ничего, кроме щедрости ».

* Не желая, чтобы люди хвалили их подобно тому, как восхваляют Всевышнего Аллаха.

** 62 То есть занят работой, посредством которой я зарабатываю себе на жизнь. – Ред.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

14.

15.

16.

17.

18.

19. .

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

Самое подробное описание: мусульманская молитва благодарности - для наших читателей и подписчиков.

В Коране, который является священной книгой для всех мусульман, говорится, что если молится Аллаху каждый день, то это обязательно будет вознаграждено. Вера в это настолько сильна в душе у каждого правоверного, что верующие обращаются к Аллаху в течение всего дня много раз и в горе, и в радости. Каждый мусульманин верит, что только Аллах способен защитить его от всякого земного зла.

Благодарность и восхваление Аллаха в ежедневной молитве

В Коране написано, что правоверный должен обязательно каждый день восхвалять и благодарить Аллаха.

Ежедневная молитва в переводе на русский язык звучит следующим образом:

Мусульманские молитвы Аллаху

Существует огромное количество самых разных мусульманских молитв, которые читаются в самых различных бытовых ситуациях. К примеру, существуют специальные молитвы, которые нужно читать в утреннее время во время одевания и на оборот, в вечернее время в процессе раздевания. Обязательно читаются молитвы перед принятием пищи.

Каждый мусульманин всегда читает молитву, когда одевает новую одежду, и при этом просит Аллаха, чтобы он защитил его от порчи. Кроме того, в молитве упоминается благодарение тому, кто создал одежду, а также просьба Аллаха о том, чтобы он послал ему наивысшие блага.

Обязательно используется молитва перед тем, как правоверный выходит из дома или в тех случаях, когда приходится входить в чей-то дом. Таким способом выражается почтение и уважение к людям, дом которых приходится посетить.

Молитва «Кулху Аллаху ахад» на арабском языке

Молитва «Кулху Аллаху ахад» направлена на то, чтобы человек смог исполнить собственные желания.

На арабском языке текст молитвы звучит так:

Лам ялид ва лам юлад

Ва лам якун ллаху, куфуван ахад».

Считается, что данное обращение более действенное, в случае, если произносится на арабском языке. Обязательно нужно учитывать то, что читать данную молитву может верующий, у которого чистая душа и искренние помыслы. В другом случае Аллах просто не услышит просьбу и не станет помогать. Также нужно знать и о том, что самостоятельно данная молитва не произносится. Важно понимать и саму суть обряда. Человек, за которого возносится молитва, должен сесть на стул, а произносящий молитву кладет свои руки ему на голову.

После это произносятся слова молитвы. Для большей эффективности обряд рекомендуется проводить несколько дней подряд.

Слушать молитву «Кулху Аллаху ахад»:

Текст молитвы «Кулху Аллаху ахад» на русском языке

Несмотря на то, что молитва «Кулху Аллаху ахад» считается более сильной на языке оригинала, допускается произносить ее слова и на русском языке. Существует несколько вариаций данной молитвы.

К примеру, молиться можно следующими словами:

Важно понимать, что данная молитва не несет в себе магического подтекста, в ней содержится философско-религиозное зерно. И именно это должны в полной мере прочувствовать люди, участвующие в обряде. Важна искренняя вера в то, что Аллах услышит мольбу и обязательно надежно защитит человека. Но это возможно только, если у человека светлая душа.

Молитва Аллаху о помощи «О Аллах, помоги мне»

Намаз – это обязательный обряд для любого мусульманина. Он состроит не только из молитв, но также и из определенных действий. Поэтому тому, кто недавно принял ислам, нужно будет приложить большие усилия для того, чтобы освоить все правила. Конечно же, вначале нужно будет постепенно изучать все необходимые молитвы.

Но прежде всего, следует знать, что существует единая молитва, которая может использоваться в любое время.

Звучит она следующим образом:

Кроме того существует очень важная молитва для начинающих, кто только знакомится с правилами намаза.

После обязательных молитв следует произнести такую молитвенную фразу:

Молитва «Аллах акбар»

«Аллах Акбар» в переводе с арабского языка означает – великий Господь. Этой фразой признается власть и мощь Всевышнего. В мусульманской религии «Аллах Акбар» – это формула признания Величия Господа. Данная фраза подчеркивает повиновение Аллаху, она является одной из фраз, отражающих истинное повиновение Всевышнему, клятвой отрицания других сил и господств.

Каждый мусульманский ребенок понимает, что означает «Аллах Акбар». Эта священная фраза звучит на устах мусульман на протяжении всей их жизни, и этими словами сопровождаются все дела правоверных. Всегда данная фраза звучит в исламских молитвах. К ней относятся, как к отдельному молитвенному обращению.

Она может переводиться следующим образом:

Неправильно относится к данному выражению, как к воинственному кличу. Оно скорее является напоминанием для правоверного, что вне зависимости от сложившейся ситуации Бог Велик и всемогущ. Нужно помнить, что успех и счастье для мусульманина исходит от Аллаха, от него зависит вся его жизнь. Правоверный произносит «Аллах Акбар», когда он сильно напуган и после этого душа его обязательно успокоится. Так как он вспомнит, что все находится в руках Божьих. С помощью этой фразы также можно убрать злость из души, успокоится и предотвратить неправильные действия. Это молитвенное выражение произносится и в моменты радости и успеха в знак благодарения Бога.

О благодарности Всевышнему

Один алим заметил, что некий бедняк пребывает в печали. Он спросил бедняка: «Почему ты печалишься?». Тот ответил: «Из-за бедности своей». Алим, перечисляя его части тела и органы, стал спрашивать его: «Ты бы отдал этот орган за такую-то сумму денег?», называя при этом большую сумму. Бедняк каждый раз отвечал: «Нет». Тогда алим сказал: «Разве можно печалиться, имея столько богатства?». И бедняк успокоился.

Всевышний одарил нас бесчисленным количеством благ, и если мы не хотим лишиться этих благ, если хотим их умножения, то нам следует быть за них благодарными Аллаху, то есть выражать Ему благодарность (шукр). Некоторые полагают, что для выражения благодарности достаточно произносить «Альхамдулиллах – хвала Аллаху». Согласно Шариату, благодарность Всевышнему выражают определенным образом. Об этом мы расскажем чуть позже, а для начала разъясним о ценности шукр.

В 70-ти аятах высокочтимого Корана говорится о шукр. Это свидетельствует о значимости и ценности его проявления. Перечислим некоторые достоинства шукр.

1. Кто проявляет шукр, тот убережен от мук (на том свете). Всевышний в Коране говорит (смысл): «Аллах не подвергнет вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете» (сура «ан-Ниса», аят 147).

2. Если мы проявим шукр, то Аллах не лишит нас благ, которыми Он нас одарил, напротив, Он умножит, расширит эти блага. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Клянусь Моим Величием, если вы будете благодарны Мне, Я умножу вам блага, а если будете неблагодарны, поистине, наказание Мое очень сильно!» (сура «Ибрахим», аят 7).

3. Аллах благоволит рабу, проявляющему благодарность Ему. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Если вы будете благодарны, Он будет доволен этой вашей благодарностью» (сура «аз-Зумар», аят 7).

Для человека нет большего блага, радости, счастья ни на этом, ни на том свете, чем довольство Всевышнего. Именно поэтому досточтимые любимцы Аллаха – авлия сами частенько повторяют и учат своих последователей часто произносить выражение (смысл): «О Боже, моя цель – это познание Тебя, и то, к чему я стремлюсь, – это Твое довольство». Довольство Аллаха – это рай в Раю. Для любимцев Аллаха, то есть для авлия, нет ничего более желанного, чем довольство Аллаха. Так вот, довольство Аллаха также достается рабу, проявляющему благодарность.

Различаются общие для всех людей и персональные для отдельного человека блага Всевышнего. Большинство людей обычно не замечает общие для всех и в то же время самые необходимые блага Аллаха, даже не считая их благами.

Общими для всех благами являются условия для жизни: солнце, воздух, климат, разум, здоровье, дыхание, еда, одежда и другие бесценные блага, коих бесчисленное множество. Как говорит имам аль-Газали, многие люди воспринимают это как должное.

Если же человек обладает персональным благом – большим домом, шикарной машиной, или занимает хорошую должность, пользуется популярностью и т.д., то и тогда он чаще всего неблагодарен Аллаху, вместо этого он гордится и имеет о себе высокое мнение.

Ценность общих для всех необходимых благ человек обычно осознает при их утере. Например, ценность здоровья осознается при болезни, зрения – при слепоте, сытости –во время голода, дыхания – при удушье и т.д. Разве это разумно?

Для того, чтобы мы осознавали ценность этих благ, Всевышний насылает на нас болезни, и затем излечивает от них, то есть, то лишает нас этих благ, то возвращает их нам.

В одном из хадисов говорится, что Аллах в Судный день велит ангелам вести счет тем благам, которыми одарил Аллах человека, занимавшегося поклонением в течение пятисот лет, не пропуская ни одного мига. Всевышний велит сравнить эти блага с поклонением того человека, равноценны ли они. И не сравнилось всё его поклонение, совершенное в течение пятисот лет, даже с одним благом, дарованным ему Аллахом – зрением. Поэтому мы должны быть благодарны за эти общие для всех блага и должны признаться в своем бессилии и воздать должную благодарность за них Аллаху.

Особенно великим благом, которым одарил нас Аллах, и за которое мы никогда не сможем воздать должную благодарность, является Ислам. Мы должны осознать величие этого блага, должны всегда радоваться ему и благодарить Аллаха за это и днем, и ночью.

Один из авлия нашел некоего человека лежащим в пустыне под палящими лучами солнца. Все тело его было покрыто гнойными язвами, в которых копошились мелкие насекомые. И в этом состоянии он без конца восхвалял и благодарил Аллаха. Подошедший говорит ему: «Я не вижу благ, которых бы тебя не лишили, а ты воздаешь хвалу и благодарность». Тот ответил: «Что бы я делал, если бы Аллах лишил меня имана (истинной веры) в сердце моем?».

Это означает, что иман и Ислам, которыми нас одарил Аллах, содержат в себе все блага земли и небес, это подтверждается и многими хадисами. В одном из них говорится, что полноценный намаз в два ракаата, совершенный мусульманином, лучше этого мира и всего, что в нем. Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал, что однократное произнесение выражения «Субханаллахи вальхамдулиллахи ва ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар» для него ценнее, чем все, чего коснулись лучи солнца. Достоверный хадис гласит, что за трехкратное чтение суры «Ихлас» воздается вознаграждение, как за чтение всего Корана. В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, говорится, кто прочтет один салават за Пророка (мир ему и благословение), тому от Аллаха снизойдет десять салаватов (благ). В одном из хадисов говорится, что если прочитать «Ла хавла ва ла куввата илла биллах» , то за каждое чтение этой молитвы будет посажено дерево в Раю. Другой хадис гласит, что за изречение благого слова воздается как за садака (пожертвование). Если выйти из дома с намерением отправиться в мечеть, то за каждый шаг записывается воздаяние, прощаются грехи и увеличиваются уровни райских благ. И наконец, есть хадис о том, что раскроются все восемь ворот Рая тому, кто искренне, от сердца произнесет «Ла илаха илла Ллах» (Тирмизи).

Коротко говоря, какое бы доброе деяние ни совершил мусульманин ради Всевышнего, это для него лучше мира сего и всего, что в нем.

Такими великими благами одарил Аллах мусульман. Но некоторые мусульмане не только не благодарят Аллаха за эти блага, но тянутся к земным богатствам, которыми Аллах наделил некоторых неверных. Они подобны тому, кому позволено взять столько, сколько он пожелает драгоценностей, а он, вместо приобретения этих драгоценностей, присоединился к тем, кто собирает простые камушки, и усердствует в этом.

Дорогие братья, Аллах одарил нас жизненными благами, каких не было во времена Пророка (мир ему и благословение), его сподвижников, а также наших предков. Но нам и этого недостаточно, мы стремимся к еще большим земным благам, мечтаем о них, забывая при этом об Аллахе и не проявляя благодарности за Его бесчисленные блага. Не так хорош мир сей, как нам внушает шайтан. Поразмыслите над следующим фактом. Через каких-то пятьдесят лет подавляющее большинство из ныне живущих людей покинет этот мир. Мечты их окажутся бесплодными, они лишатся собранного богатства. Если мы забываем о мире вечном из-за земного, бренного мира, то разве это разумно?

Дорогие братья и сёстры! Мы призываем не упускать свободное время, проводя его в мечтах о земных благах. Каждый миг нашей жизни станет драгоценным, если мы научимся извлекать из него пользу. Но, к сожалению, мы часто упускаем не только миг, но и минуты, часы, месяцы и даже годы.

Да поможет нам Аллах быть благодарными за блага Его и провести жизнь так, чтобы Он был доволен нами! Амин.

Мусульманская молитва благодарности

3 вида благодарности Всевышнему

Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом, твердая вера в это и внутренняя привязанность к ней.

Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами».

Благодарность языком заключается в признании, что все принадлежит Всевышнему Аллаху. Надо осознать, что все пути, через которые приходит к тебе добро, от Аллаха. Все Дающий, все Создающий, все Совершающий, все Преподносящий – это Он.

Аллах больше всех достоин благодарности. Кого надо благодарить? Того, кто принес подарок, или того, кто тебе его передал? Т.е. надо выражать почтение и благодарность Всевышнему. Тот же, кто видит поверхностно и не видит истинной сути, считается невеждой.

Нужно осознать, что все, что есть хорошее у человека, будь то внешнее, внутреннее или же его деяния, – все это милость Аллаха.

Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом, твердая вера в это и внутренняя привязанность к ней.

وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فَإِلَيْهِ تَجْأَرُونَ

«Все блага, которые у вас есть, – от Аллаха. И если с вами случится какая-либо беда, то взывайте с мольбой к Нему» . (Ан-Нахль, 16/53)

В Священном Коране есть еще такой аят:

أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً وَمِنَ النَّاسِ مَن يُجَادِلُ فِي اللهِ

بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلاَ هُدًى وَلاَ كِتَابٍ مُّنِيرٍ

«Неужели вы не осознали, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями явными и скрытыми [от вашего понимания]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [Сущности и Атрибутах] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства, последовавшего от Пророка, или Писания, которое осветило бы путь к Истине» . (Лукман, 31/20)

Благодарность всеми органами.

Это использование всех своих органов для поклонения Аллаху. Это не поддаваться желаниям эго, шайтану и не прислушиваться ни к каким приказам, противоречащим повелениям Аллаха.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ أَوْثَانًا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا إِنَّ الَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ لاَ يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِندَ اللهِ الرِّزْقَ وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и утверждаете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не властны даровать вам средства к существованию (ризык). Так ищите же средства к существованию у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны. К Нему вы будете возвращены» . (Аль-Анкабут, 29/17)

Также в Священном Коране сказано:

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ أَنِ اشْكُرْ لِلَّهِ وَمَن يَشْكُرْ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ

«Мы, истинно, даровали Лукману мудрость [с наказом]: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, [делает это] только для самого себя. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах не нуждается в нем, ибо Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его!» » (Лукман, 31/12)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тому, кто сказал «Субханаллах» – десять вознаграждений.

Тому, кто сказал «Ля иляха илляллах» – двадцать вознаграждений.

Тому, кто сказа: «Альхамдулиллях» – тридцать вознаграждений.

Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Если следующие слова вы произнесете языком, но их значение и суть не проникли и не поселились в вашем сердце, то не думайте, что за них вы получите вознаграждение. Слова «Субханаллах» служат для Превознесения Аллаха, т.е. означают, что Аллах превыше всех недостатков. Слова «Ля иляха илляллах» утверждают Единобожие. А слова «Альхамдулиллях» свидетельствуют о том, что все дары, какие только есть, – все они от Всевышнего Аллаха. Над всем этим надо поразмыслить и осознать».

Своей неспособности выразить благодарность Всевышнему Аллаху достойным образом.

Как об этом сказал Джунайд (да будет свята его душа): «Благодарность - это не считать себя заслуживающим благо. Сущность благодарности не в том, чтобы только заметить благо. Она заключается в принятии дарованных Аллахом благ с покорностью и осознанием того, что благом наделяет лишь Всемогущий Аллах».

Также сказано: «Благодарность - это знание сердцем того, что данным благом одарил Аллах, и произнесение соответствующих слов благодарности и хвалы».

Благодарность - благо от Аллаха

Знайте, что благодарность сама по себе является благом от Всевышнего Аллаха. Если бы Аллах не наделил вас способностью выразить Ему благодарность, то вы не смогли бы сделать это сами.

Один из благочестивых людей, обращаясь к Аллаху, сказал: «О мой Аллах, как я могу выразить Тебе благодарность, когда моя благодарность - это ещё одно благо от Тебя!». Аллах тогда внушил ему: «Вот сейчас ты проявил Мне истинную благодарность».

Когда пророк Муса (мир ему) обратился к Аллаху: «О Господи, Ты сотворил Адама (мир ему) и наделил его такими-то и такими-то благами, как он поблагодарил за это?». Всевышний ответил: «Он узнал, что все эти блага от Меня, и признание этого было его благодарностью Мне».

Только Всевышний Аллах достоин благодарности и восхваления

С благочестивых людей взят обет, чтобы они проявляли благодарность Аллаху, когда Он наделяет их благами и когда не одаривает ими. Праведники - подопечные Всевышнего - вверили себя Творцу. А Аллах превыше того, чтобы предать раба, который доверился Ему.

Также с праведников взяли обет , чтобы они не выявляли свое какое-либо похвальное качество, кроме как в знак благодарности Всевышнему Аллаху или чтобы другие следовали за ними в этом. В остальных случаях благочестивые люди скрывают все свои похвальные качества и делают это ради Аллаха. Они не выступают на разных собраниях из-за стыда и опасения, что люди похвалят их в этом мире. А ведь восхваления заслуживает только Всевышний Аллах*.

Имам аль-Газали (да будет свята его душа) объясняет, что хвала несет для восхваляемого большой вред. Похвала порождает в нём гордыню и высокое мнение о себе. А иногда он радуется этой похвале, и это портит его благие деяния.

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если вы увидите тех, кто нахваливает людей, бросайте в их лица землю».

Также говорят: «Когда вас похвалят, то вспомните, что вы сотворены из глины, проявите скромность и не восхищайтесь собой из-за похвалы».

Наш господин Абуль-Хасан аш-Шазали (да будет свята его душа) отмечал: «Когда Всевышний хочет для раба блага, Он скрывает от него совершенство его нафса. Творец превращает его в Своего чистого, искреннего раба, в котором не проявляется ничего из качеств, достойных только Всевышнего Аллаха».

От всего, к чему привык нафс из знаний и познаний, рабу подобает отказаться, даже если это знание тайного (кашф) или особое духовное состояние (халь). Если Всевышний Аллах избрал его и доволен им как Своим рабом, то что же может навредить ему, даже если у него нет ни знаний, ни благих деяний?

Ученые-богословы говорят, что самой малой степенью благодарности Всевышнему является выражение благодарности языком. Нет человека более слабого, чем тот, кто не выражает словесную благодарность. Такая благодарность должна быть всеобъемлющей.

Самой высшей степенью словесной благодарности за дарованные Создателем блага является чтение рабом суры «аль- Фатиха». Пусть при ее чтении верующий вознамерится выразить благодарность за все блага Всевышнего Аллаха: явные и тайные, материальные и духовные, известные рабу и неведомые, касающиеся как земной, так и вечной жизни, которые он уже получил и которые ещё получит, постоянные и данные на время. С таким намерением пусть человек прочтёт эту суру по возможности от одного раза до ста. Кто поступает таким образом, того Всевышний запишет среди проявляющих благодарность. Либо в качестве награды этот раб получит еще больше благ в соответствии с его намерением и согласно обещанию Аллаха.

Способов всеобъемлющей словесной благодарности много. Примером такой благодарности являются следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «О Господь, я не в силах благодарить Тебя так, как Ты того заслуживаешь. Ты таков, как Ты Сам восхваляешь Себя».

Пророк Адам (мир ему) сказал: «О Господи, Ты научил меня, как добыть пропитание своими руками**, так научи меня тому, что включает в себя всю хвалу и славословие». Тогда Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: «О Адам, каждый день утром и вечером скажи по три раза: «Аль-хамду лиллахи раббиль аламин, хамдан ювафи ниамаху ваюкафиу мазидаху» («Я воздаю хвалу Аллаху, Господу миров, которая охватывает все Его блага и соответствует их увеличению Им»). Эти слова вбирают в себя все виды восхваления и славословия».

Разница между благодарным (шакир) и очень благодарным (шакур) рабом в том, что шакир благодарит за то, что Всевышний даровал ему, а шакур за то, что Аллах лишил его чего-либо.

Поистине, за каждое благо есть соответствующая благодарность. Благодарность за глаза - потупить взор при виде запретного и недостатков людей. Благодарность за уши - не слушать о недостатках людей, за руки - не протягивать их к чужому имуществу. Благодарность за ноги - удержать их, чтобы они не ступали туда, где нарушаются повеления Всевышнего. Также и по отношению к другим частям тела.

Сущность благодарности в том, чтобы ты использовал дарованные тебе Аллахом блага в соответствии с их предназначением. Сюда входит и имущество, и тело, и внешние и внутренние органы. Поэтому, когда ты используешь что-либо из этих благ не в соответствии с тем, для чего оно сотворено, это будет неблагодарностью за это благо.

Восхваляющие Аллаха во всех состояниях

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сообщил, что первыми в Рай войдут люди, восхваляющие Аллаха во всех состояниях. В другом предании говорится: «Восхваляющие Аллаха и в радости, и в горе».Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Слова «аль-хамдулиллах» являются проявлением благодарности за все блага».

Рассказывают, что ас-Сарий ас-Сакати (да будет свята его душа) сказал: «Вот уже тридцать лет я прошу прощения у Аллаха за слова «хвала Аллаху», которые я произнёс однажды». У него спросили: «Как же это?». Он ответил: «В Багдаде случился большой пожар. Я встретил некоего человека, который сообщил мне: «Твоя лавка уцелела». Тогда я сказал: «Хвала Аллаху». И вот в течение тридцати лет я сожалею об этих словах, ибо захотел себе пользу тогда, когда другие мусульмане пострадали».

Рассказывают, что Хасан ибн Али (да будет доволен им Аллах), остановившись у угла Каабы, обратился к Аллаху со словами: «О мой Аллах, Ты одарил меня благами, а я не проявил благодарность. Ты меня испытал бедами, а я не проявил терпение. Ты не лишил меня благ из-за неблагодарности и не наслал на меня беды за нетерпение. О Господи, от щедрого не исходит ничего, кроме щедрости ».

* Не желая, чтобы люди хвалили их подобно тому, как восхваляют Всевышнего Аллаха.

** 62 То есть занят работой, посредством которой я зарабатываю себе на жизнь. - Ред.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана

islam.ru

Новое на сайте

>

Самое популярное