Домой Заготовки на зиму Муниципальный этап всероссийской олимпиады по истории. Всероссийская олимпиада школьников

Муниципальный этап всероссийской олимпиады по истории. Всероссийская олимпиада школьников

В данном материале учащиеся 7 - 11 классов могут ознакомиться с содержанием практических и теоретических олимпиадных заданий по физической культуре. В практической части участники олимпиады узнают о порядке проведения испытаний, о требовании к спортивной форме, о программе выступлений, об оценивании исполнения акробатических упражнений. В теоретической части представлены примерные вопросы с ответами. Все олимпиадные задания соответствуют содержанию программного материала средней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

II тур школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, 7-8, 9-11 классы.

КОНКУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ

(ДЕВУШКИ И ЮНОШИ 7-8 КЛАСС)

Девочки (акробатика)

И. п. о. с., упор присев, кувырок вперед в стойку на лопатках (держать)

2,5 балла

Сед с согнутыми ногами в группировке, перекат в положение лежа на спине

2,5 балла

«Мост»

2,5 балла

Поворот боком в упор присев, прыжок вверх, прогнувшись

2,5 балла

Мальчики (акробатика)

И.п.о.с., упор присев, два кувырка вперед в упор присев

2,5 балла

Стойка на голове и руках силой, держать

2,5 балла

Упор присев, кувырок назад в упор присев

2,5 балла

Упор присев, прыжок вверх, прогнувшись

2,5 балла

(ДЕВУШКИ И ЮНОШИ 9-11 КЛАСС)

Испытания девушек и юношей проводятся в виде выполнения акробатического упражнения, которое носит строго обязательный характер. В случае изменения установленной последовательности выполнения элементов или выполнения менее половины расцененных элементов, упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.

Упражнения должны иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться по прямой линии со сменой направления, слитно, динамично, без неоправданных пауз. Фиксация статических элементов не менее 2 секунд.

Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, включённый в упражнение, или заменил его другим, оценка снижается на указанную в программе стоимость элемента.

Общая стоимость всех выполненных элементов составляет базовую оценку, равную 10,0 баллам, из которой вычитаются сбавки за ошибки, допущенные при выполнении отдельных элементов.

Судьи оценивают качество выполнения комбинации в сравнении с идеально возможным вариантом исполнения.

Для выполнения упражнения участникам предоставляется только одна попытка.

ДЕВУШКИ

И. п. – основная стойка

Левую (правую) в сторону на носок, руки влево (вправо) – одноименный поворот направо (налево) на одной на 360 ° , другая назад, руки в стороны в стойку, ноги врозь ………......................…

Шагом одной, равновесие (держать) .................................................

Шагом одной, сгибая другую вперед, - прыжок со сменой согнутых ног вперед (бедро не ниже 90 º) - прыжок со сменой прямых ног вперед (смена ног не ниже 90 º) – шаг и, приставляя ногу, упор присев……….................................................................…

0,5 + 0,5

Кувырок вперёд в сед в группировке и. перекатом назад, стойка на лопатках (держать)..........................................................................

Перекат вперед в упор присев – встать в стойку скрестно правой, руки вверх - поворот налево кругом..................................................

Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») в стойку ноги врозь, руки в стороны – приставляя ногу, поворот в сторону движения, руки вверх...........................................................

Кувырок вперед прыжком – прыжок вверх, прогнувшись – ...........

1,0+0,5

Кувырок вперед прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360 º...

1,0+1,5

ЮНОШИ

И. п. – основная стойка

Отставляя правую (левую) ногу в сторону, широкая стойка - ноги врозь, руки в стороны – наклон прогнувшись, обозначить, и, силой согнувшись, стойка на голове и руках, держать – .................

Силой прогнувшись, опускание в упор лёжа – толчком ног, упор присев – встать в стойку, руки в стороны – .....................................

Переворот в сторону (колесо) – переворот в сторону и, приставляя ногу, поворот на 90º спиной к направлению движения – ..........................................................................................

1,0 + 1,0

Кувырок назад – кувырок назад, в упор стоя согнувшись – выпрямиться в стойку, руки вверх.....................................................

0,5 + 0,5

Шагом вперёд – равновесие, держать...............................................

Два шага вперёд – кувырок вперёд прыжком – прыжок в группировке – .....................................................................................

1,0 + 0,5

– кувырок вперёд прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360º.

1,0 + 1,5

1. Форма участников

1.1. Девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами». Раздельные купальники запрещены.

1.2. Юноши могут быть одеты в гимнастические майки, трико или спортивные шорты, не закрывающие колени.

1.3. Футболки и майки не должны быть одеты поверх шорт, трико или «лосин».

1.4. Упражнение может выполняться в носках, чешках или босиком.

2. Порядок выступлений

2.1. Для проведения испытаний участники распределяются по сменам в соответствии с личным стартовым номером.

2.2. Все участники одной смены должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.

2.3. Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения на акробатической дорожке и заканчивается фиксацией основной стойки после окончания упражнения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх рука.

2.4. Для выполнения упражнения участнику предоставляется только одна попытка

3. Повтор выступления

3.1. Выступление может быть начато во второй раз, если оно было прервано из-за дефекта оборудования. Ошибка участника не является основанием для повторения упражнения.

3.2. Только главный судья по гимнастике может решить, сможет ли участник начать выступление повторно. В этом случае упражнение должно быть выполнено с начала.

4. Разминка

4.1. Перед началом выступлений участникам должна быть предоставлена разминка из расчёта не более 30 секунд на одного человека.

5. Судьи

5.1. Главный судья по гимнастике определяет составы судейских бригад, оценивающих выступления девушек и юношей.

5.2. Рекомендуется включить в состав судейской бригады две группы судей, каждую из которых возглавляет старший судья. Группа « А » оценивает трудность выполненного участником упражнения и выводит базовую оценку. Группа « В » оценивает качество исполнения упражнения и определяет соответствующую сбавку, которая затем вычитается из базовой оценки.

6. Программа испытаний

6.1. Участник должен выполнить обязательную акробатическую комбинацию.

6.2. Изменять порядок элементов в комбинации запрещено.

6.3. Общая продолжительность выполнения упражнения не должна превышать 50 секунд. При продолжительности упражнения более указанного времени, упражнение прекращается и оценивается только его выполненная часть, если участник выполнил более половины расцененных элементов.

7. Оценка исполнения

7.1. Упражнение оценивается, если общая стоимость выполненных элементов превышает 5,0 баллов.

7.2. К основным ошибкам, которые наказываются сбавкой равной стоимости элемента, относятся:

Нарушение техники исполнения акробатического элемента, приводящее к сильному, до неузнаваемости, его искажению;

Замена одного элемента другим, даже технически более сложным;

Фиксация статического элемента менее 2 секунд;

Приземление в сед или на спину при выполнении прыжков.

7.3. В случае неоправданной паузы, более 5 секунд при выполнении упражнения, оно прекращается и оценивается только в том случае, если участник выполнил часть комбинации общей стоимостью более 5,0 баллов.

КОНКУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

(ДЕВУШКИ И ЮНОШИ 7-8 КЛАСС)

Девушки (7-8 классы): 300 м.

Юноши (7-8 классы): 500 м.

(ДЕВУШКИ И ЮНОШИ 9-11 КЛАСС)

Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции:

Девушки (9-11 классы): 500 м.

Юноши (9-11 классы): 1000 м.

Состязания в гладком беге проводятся в манеже на специальной беговой дорожке, длина которой составляет 200 м (бег осуществляется против движения часовой стрелки).

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

школьный этап

Вопросы в закрытой форме.

К каждому заданию предложено 4 варианта ответа, в них содержатся как правильные, так и неправильные ответы, а также частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один - тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса. Оценивается правильный ответ в 1 балл.

1. Физическая культура представляет собой...

а. Учебный предмет в школе.

6. Выполнение упражнений.

в. Процесс совершенствования возможностей человека.

г. Часть человеческой культуры.

2. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена...

а. Сочетанием объема и интенсивности двигательных действий.

б. Степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей.

в. Утомлением, возникающим в результате их выполнения.

г. Частотой сердечных сокращений.

3. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Большая интенсивность упражнений повышает ЧСС до...

а. 120 - 130 ударов в минуту. б . 130 - 140 ударов в минуту.

в. 140 - 170 ударов в минуту. г. 170 и более ударов в минуту.

4. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что...

а. Во время занятий выполняются двигательные действия, содействующие развитию силы и выносливости.

б. Достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации.

в. В результате повышается эффективность и экономичность дыхания и кровообращения.

г. Человек, занимающийся физическими упражнениями способен выполнить больший объем физической работы.

а. Затылком, ягодицами, пятками.

б. Лопатками, ягодицами, пятками.

в. Затылком спиной, пятками.

г. Затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

6. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что...

а. Обеспечивает ритмичность работы организма.

б. Позволяет правильно планировать дела в течение дня.

в. Распределение основных дел осуществляется более или менее стандартно.

г. Позволяет избегать неоправданных физических напряжений.

7. Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как...

а. Хорошая циркуляция крови во время упражнений обеспечивает поступление питательных веществ к органам и системам организма.

б. Повышаются возможности дыхательной системы, благодаря чему в организм поступает большее количество кислорода.

в. Способствуют повышению резервных возможностей организма.

г. При достаточном энергообеспечении организм легче противостоит заболеваниям.

8. Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на...

а. Развитие физических качеств людей.

б. Поддержание высокой работоспособности людей.

в. Сохранение и улучшение здоровья людей.

г. Подготовку к профессиональной деятельности.

9. Осанкой называется...

а. Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие.

б. Пружинные характеристики позвоночника и стоп.

в. Привычная поза человека в вертикальном положении.

г. Силуэт человека.

10. Первая помощь при ударах о твердую поверхность и при возникновении ушибов заключается в том, что ушибленное место следует...

а. Потереть, почесать. 6. Нагревать. в. Охлаждать.

г. Постараться положить на возвышение и обратиться к врачу

11. Под выносливостью как физическим качеством понимается...

а. Комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки.

б. Комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению.

в. Способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь.

г. Способность сохранять заданные параметры работы.

12. Первая помощь при ушибах мягких тканей:

а. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, искусственное дыхание.

б. Холод на место ушиба, покой ушибленной части тела, наложение транспортной шины, обильное теплое питье.

в. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.

г. Холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.

13. Основными источниками энергии для организма являются...

а. Белки и витамины. б. Углеводы и жиры. в. Углеводы и минеральные элементы. г. Белки и жиры.

14. Профилактика нарушений осанки осуществляется с помощью...

а. Скоростных упражнений. б. Силовых упражнений. в. Упражнений «на гибкость». г. Упражнений «на выносливость».

15. Основная цель массового спорта заключается в …

а. достижении максимально высоких спортивных результатов. б. восстановлении физической работоспособности. в. повышении и сохранении общей физической подготовленности. г. пропаганде отдельных видов спорта.

16. Отличительной особенностью упражнений, применяемых для воспитания силы, является то, что...

а. Они не вызывают значительное напряжение мышц.

б. Они выполняются до утомления.

в. Они вызывают значительное напряжение мышц.

г. Они выполняются медленно.

17. Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

а. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

в. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

18. Основная причина развития наркозависимости

а. подражание. б. любопытство. в. скука. г. упрямство

19. Укажите среди нижеприведенных основную цель проведения физкультминуток и физкультпауз на общеобразовательных уроках в школе:

а. Повышение уровня физической подготовленности, увеличения мышечной массы.

б. Снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки.

в. Укрепление здоровья и совершенствование культуры движений, изучение спортивной техники.

г. Содействие улучшению физического развития, закаливание организма.

а. Сразу после уроков в школе.

б. Перед выполнением домашних заданий.

в. До еды.

г. Перед сном.

21. Основными источниками энергии для организма являются...

а. Белки и витамины.

б. Углеводы и жиры.

в. Углеводы и минеральные элементы.

г. Белки и жиры.

22. Кислород в крови переносит …

а. Гемоглобин; б. Оксигемоглобин; в. Плазма; г. Углекислота.

23. Основ ной причиной нарушения осанки является...

а. Привычка к определенным позам.

б. Слабость мышц.

в. Учеба в школе.

г. Ношение сумки, портфеля на одном плече.

24. Под закаливанием понимается...

а. Купание в холодной воде и хождение босиком.

б. Приспособление организма к воздействиям внешней среды.

в. Сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и играми.

г. Укрепление здоровья.

25. Низкий уровень двигательной активности в процессе обучения

а. отрицательно сказывается на физическом развитии, снижает умственную работоспособность. б. способствует ожирению. в. провоцирует психоэмоциональные расстройства. г. дает возможность заниматься не отвлекаясь.

26. Здоровье это

а. отсутствие болезней. б. отсутствие физических недостатков. в. состояние полного физического, духовного и социального благополучия. г. социальное благополучие.

27. Составляющие здорового образа жизни:

а. закаливание, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха. б. личная гигиена, экологически грамотное поведение, сексуальное воспитание. в. отказ от вредных привычек, безопасное поведение в школе и дома. г. закаливание, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, отказ от вредных привычек, безопасное поведение в школе и дома.

28. Биологический возраст это

а. антропометрические показатели. б. индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем организма в целом. в. степень отклонения со стороны нервной системы. г. календарный возраст.

29. В системе физического воспитания школьников физкультминутки и физкультпаузы проводятся …

а. На общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления у учащихся.

б. На уроках физической культуры при переходе от одного физического упражнения к другому.

в. В спортивных секциях и секциях ОФП, как средство активного отдыха.

г. После окончания каждого урока (на переменах).

30. Что следует понимать под физическим качеством «быстрота»?

а. это возможность человека двигаться быстро.

б. это возможность человека совершать движения за минимальное короткое время.

в. это возможность человека реализовываться в скоростном беге.

г. это двигательные возможности человека.

д. это двигательная способность человека.

Открытые вопросы.

Тестовые задания разработаны на основе вопросов государственных аттестационных экзаменов по физической культуре, опубликованных в журнале «Физическая культура в школе» и соответствуют требованиям к минимуму знаний выпускников основной школы по предмету "Физическая культура".

На каждый вопрос необходимо дать ответ самостоятельно, вписав его после вопроса.

Ответы (*) содержащие перечисление или несколько суждений оцениваются по 0,3 балла за каждое правильное суждение.

1. Назовите основные кондиционные способности (*) (_____________________________________________________________________)

2. Назовите последовательно три части урока (*) (____________________________________________________________)

3. Назовите основной критерий, по которому определяется интенсивность нагрузки на уроке (_______________)

4. Назовите одну из двух разновидностей энергообеспечения (аэробное и анаэробное). В 5 –минутном беге при ЧСС 150 ударов в минуту (_____________________)

5. Что такое двигательный навык (________________________________________)

6. Способность осуществлять движения с большой амплитудой за счет подвижности в суставах и позвоночнике называется (_______________________________)

7. Основным специфическим средством физического воспитания называется (_____________________________________________________)

8. Что такое шейпинг (____________________________________________________________________________)

9. Что является основной формой подготовки спортсмена (_____________________)

10. Наиболее эффективным методом воспитания общей выносливости является (__________________________________)

Вопросы в закрытой форме

Ключ: 1-г, 2-а, 3-в, 4-б, 5-г, 6-а, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в, 11-б, 12-г, 13-б, 14-б, 15-в, 16-в, 17-а, 18-б, 19-б, 20-г, 21-б, 22-а, 23-б, 24-б, 25-а, 26-в, 27-г, 28-б, 29-а, 30-б, 31-а, 32-г, 33-б, 34-б, 35-д, 36-а, 37-а, 38-в, 39-б, 40-г.

Открытые вопросы

1. Назовите основные кондиционные способности (сила, выносливость, гибкость, быстрота)

2. Назовите последовательно три части урока (подготовительная, основная, заключительная)

3. Назовите основной критерий, по которому определяется интенсивность нагрузки на уроке (ЧСС)

4. назовите одну из двух разновидностей энергообеспечения (аэробное и анаэробное). В 5 –минутном беге при ЧСС 150 ударов в минуту (аэробное)

5. Что такое двигательный навык (двигательное действие, доведенное до автоматизма)

6. Способность осуществлять движения с большой амплитудой за счет подвижности в суставах и позвоночнике называется (гибкость)

7. Основным специфическим средством физического воспитания называется (физическое упражнение)

8. Что такое шейпинг (система физических упражнений – преимущественно силовых – направленных на коррекцию фигуры и функционального состояния организма женщин)

9. Что является основной формой подготовки спортсмена (тренировка)

10. Наиболее эффективным методом воспитания общей выносливости является (непрерывный)

201_-201_ УЧ. ГОД . Шифр__________________

Время выполнения -40 минут

БЛАНК ОТВЕТОВ

ШКОЛЬНОГО ТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 7-11 КЛАСС

Задания в закрытой форме

№ вопроса

Варианты ответа

№ вопроса

Варианты ответа

Зачем учить историю?

Зачем реконструировать в человеческом сознании ход событий прошлого? Ответ кажется очевидным - историю знать нужно, хотя зачастую глубокого знания прошлого Отечества нам и не хватает. История нужна для того, чтобы познать окружающий мир, законы и тенденции развития общества. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы. Вплоть до того, что знание каждым человеком истории прошлого служит непременным условием и гарантией построения светлого будущего.

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Московской области, показывая сильные результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ, и получают приглашения на занятия. У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям.

Основная цель проведения олимпиады по истории — поиск ребят, увлеченных красотой исторического знания, проявляющих способности к занятию исторической наукой.

Какие задания Вам предложат?

Вам обязательно предложат задания, связанные с анализом исторических источников, ведь историки занимаются именно этим. Чтобы справиться с таким заданием, следует, прежде всего, внимательно прочесть текст, который лежит в основе задания: даже «мелкие» на первый взгляд детали в исторической науке исключительно важны, а порой и важнее так называемых «крупных». Затем нужно сосредоточиться и понять, когда и зачем мог быть написан прочитанный вами текст, а также кто, в каких обстоятельствах и с каким целями мог «такое» сочинить — спрашивать будут, в той или другой форме, именно про это.

Еще один важный навык историка — умение видеть логику событий. Предположим, вас спрашивают, кого из русских святых не стало раньше — св. Владимира или св. Бориса. На первый взгляд, вопрос безумно сложный, ведь если верить справочникам и Интернету между смертью первого (15 июля 1015 г.) и убийством второго (24 июля того же года) прошла от силы неделя. Но на самом деле, ответить на данный вопрос легко: достаточно знать, что св. Борис погиб от руки наемных убийц во время междоусобицы, разгоревшейся между наследниками св. Владимира, а она — естественно подумать — началась уже после смерти последнего. Это значит, св. Владимир, скорее всего, умер раньше, чем св. Борис. Вот и выбирайте среди предложенных ответов именно такой порядок!

Наконец, историк не может быть узким специалистом, знающим только «про князей» или только «про войну». Надо обязательно хорошо представлять себе историю искусства, знать классические литературные тексты, иметь базовое представление об этапах развития науки и техники… это такая же часть прошлого, как войны, революции, географические открытия и трудовые свершения. И вас обязательно будут об этом спрашивать.

Как готовиться к Олимпиаде?

Во-первых, внимательно читайте учебники. Во-вторых, не учебником единым. Почитайте, как минимум, классический «Курс русской истории» В.О. Ключевского, загляните в «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина… Другие полезные книги перечислены в методических рекомендациях для участников. Интернет тоже может быть полезен. Обратите внимание на сайт «Руниверс» (http://www.runivers.ru/ ), почитайте тексты, представленные в электронной библиотеке Исторического факультета МГУ (http://hist.msu.ru/ER/Etext/index.html ). Полезно стать регулярным посетителем открытого лектория для школьников по истории (http://www.hse.ru/ba/hist/lector ).

Советы? Пожалуйста.

Внимательно вчитывайтесь в формулировку вопроса и в ответе пишите именно про то, о чем вас спрашивают. Пространные рассуждения не по теме не только не принесут вам баллов «за общую эрудицию», но и дадут членам жюри повод для снижения итоговой оценки, ведь станет понятно, что участник не видит, не чувствует сути поставленной проблемы. Не пытайтесь написать «красиво» и «креативно», «продемонстрировать личностный подход» и т.п. На пафосные, но бессодержательные фразы расходуются чернила и место на бумаге, однако о знаниях ваших они не говорят ничего (а если пафос еще и не к месту — то много говорят о незнании).

Соблюдайте указанную форму ответа. Если просят написать название документа, не надо добавлять еще дату его создания. Ошибетесь в дате — можете лишиться балла. Если просят назвать фамилию человека, не надо дописывать его имя, отчество, даты жизни, место рождения, должность, государственные награды и почетные звания. Вдруг «герой» задания был генералом не от кавалерии, а от инфантерии, лауреатом не Сталинской, а уже Ленинской премии (для историков это разница огромного масштаба), не Трофимовичем, а Терентьевичем… Ошибка в том, о чем не спрашивали, — это все равно ошибка; она повлияет на итоговый результат.

Ну и главное: не расстраивайтесь, если что. В конце концов, неуспешное выступление в олимпиадных состязаниях - это лишь повод проявить упорство, засесть за учебники, книги и сделать следующий шаг. Требования рассчитаны на лидеров, они жесткие и будут еще жестче, зато и победа в таких состязаниях - победа «высшей пробы»!

Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2016/2017 учебном году. (.pdf) (скачать )

Методист МБУ ДПО Одинцовского УМЦ «Развитие образования»

Дейвальд Ирина Алексеевна

« МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2016–2017 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу

в бланке работы.

1. Княгиня Ольга крестилась в

1) Херсонесе 3) Константинополе

2) Киеве 4) Синопе

2. В каком году произошло описанное ниже событие?

«С торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565. Одна треть из них были дворяне, другая треть – горожане; число лиц податных сельских классов не доходило и до 100; депутатов от присутственных мест было 28».

1) 1700 год 3) 1797 год 2) 1759 год 4) 1767 год

3. Выберите годы правления монарха, при котором имело место «хождение в народ».

1) 1796–1801 гг. 3) 1855–1881гг.

2) 1801–1825 гг. 4) 1894–1917гг.

Всего 3 балла за задания 1–3.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

4. Кто из перечисленных исторических деятелей был западником?

1) Г.В. Плеханов 4) А.И. Герцен

2) В.Г. Белинский 5) Б.Н. Чичерин

3) А.А. Безбородко 6) А.С. Шишков © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2016–2017 уч. г.



Муниципальный этап. 10 класс

5. Какие из перечисленных дат связаны с походами ордынских ханов на Москву?

1) 1327 год 4) 1399 год 2) 1377 год 5) 1408 год 3) 1382 год 6) 1472 год

6. Какие из перечисленных событий произошли в 1919 году?

1) создание Коминтерна

2) упразднение ДВР

3) разгром войск Врангеля

4) принятие конституции РСФСР

5) образование БССР

6) подписание Версальского мира Всего 6 баллов за задания 4–6.

7. В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений.

Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название.

«Красный Мюрат»

«Камчатский Ермак»

«Хождение в народ»

Всего 9 баллов.

8. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

8.1. Максим Грек, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Фёдор Курицын.

8.2. 1637 г., 1695 г., 1696 г., 1736 г.

Всего 4 балла.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 2 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 10 класс

9. Расположите в хронологической последовательности события царствования Петра Великого. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

А) введение рекрутчины

Б) создание Северного союза

В) смерть царевича Алексея

Г) Персидский поход

Д) указ о единонаследии Всего 4 балла.

10. Расположите перечисленные термины в хронологической последовательности их появления. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

А) наркомат

Б) комбед

В) хозрасчёт

Г) гласность

Д) отруб © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 4 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 10 класс

14. Умение работать с картой (схемой) – один из навыков профессионального историка. Перед Вами схемы сражений, выигранных одним и тем же полководцем. Расположите их в хронологическом порядке и назовите полководца.

–  –  –

15. Перед Вами изображения, посвящённые событиям одного из важнейших процессов в истории России. Расположите номера изображений в хронологическом порядке отражённых на них событий и напишите, какое событие отражено на каждой иллюстрации. Назовите период отечественной истории, которому посвящены картины. Будьте внимательны: ОДНО изображение лишнее. Укажите его номер и назовите событие, изображённое на нём.

–  –  –

5) 6) Всего 11 баллов.

16. Перед Вами отрывки из источников, повествующих о пожарах Москвы.

Расположите эти отрывки в хронологической последовательности и укажите год, когда эти пожары имели место.

А) «24 мая, в день Вознесения, татары из Крыма совершенно сожгли главный город московита Москву; в этом пожаре сгорели более 40 000 домов, господских усадеб и жилищ со всеми церквами и амбарами, и погибло около трёхсот тысяч человек, старых и молодых. Этот пожар продолжался всего только три часа. Потому что татары пришли в 8 часов утра с 40 000 человек и зажгли город, а в 11 уже все сгорело дотла. Тут московиту было отплачено за всё, что он сделал с бедной Ливонией и Финляндией прошлою зимою».

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 10 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 10 класс Б) «Седмочисленыя же боляре Московъския державы и всю власть Русьския земли предаша в руце литовъских воеводъ. Того же лета, марта въ 19, излияся фиалъ горести, царствующему граду Москве разорение. Падоша тогда высокозъдании домове, иже красотами блистающиися, огнем поядошася, и вси мудроверхия церкви, яже преже божественою славою сиающе, скверными рукама до конца разоришася. И множество христиансково народа мечемъ плеча литовскаго разсекошася, а инии от домовъ своихъ и от града скокомъ бежаша, понеже спастися желаху».

В) «И отвориша врата градная, и выйдошя съ своимъ княземь и с дары многими к царю… И в томъ часе начашя татарове сечи их по ряду напрасно. Преже всех их убиенъ бысть князь Остей пред градом, и потом начаша сечи попов и игуменов, аще и в ризах съ кресты, и черных люди.… И бяше дотоле, преже видети, была Москва град великъ, град чюденъ, градъ многочеловеченъ.

И ныне видети его нечего, разве токмо земля, и персть, и прах, и пепел. … Тогда же бысть сущу Киприану митрополиту на Тфери, и тамо избывшу ему ратнаго нахожениа, и приеха на Москву октября 7».

Г) «И так как народ все еще был в большом страхе, вспоминая о недавнем нашествии татар, то злодей приказывал поджигать Москву в разных местах, и сгорело более 200 домов, и все поджигатели были подкуплены им; таким образом, он снова навел страх на всю страну; сверх того, он послал воеводами в пограничные города несколько человек, которые лживо писали, что крымский хан с большим войском снова готовится вторгнуться в страну, и посылали письма с такими вестями в Москву, так что повергли всю страну в такой страх, что народ забыл обо всех делах и забыл о смерти или убиении Димитрия».

Д) «В коллегии, канцелярии и конторы к описям после случившегося на Троицу пожара определить людей добрых, кого Сенатская контора заблагорассудит.

После пожара на тех местах, где денежная казна стояла и прочие медали и погорели, сыскивать слитков серебра, меди и медали, и отдавать на Монетный двор …, о том к тайному советнику и кавалеру графу Михаилу Гавриловичу Головкину послать указ. О судьбе колокола Моториных особое розыскание надлежит произвести. В Артиллерийскую Контору подтвердить указом, чтоб в Москве в городе пороха отнюдь не держали ничьего».

Е) «Июня 21 во вторник загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглимною на Арбатской… А митрополита Макария едва вызвавша из церкви, великаго для попущения Божия дымнаго духа едва не подзадохся… А стоял царь князь великий в своем селе в Воробьеве и з своею царицею з великою княгинею Анастасиею. Того же месяца 26 на пятый день после пожару чёрные люди града Москвы всколебашася и убиша камением царева великого князя болярина князя Юрья Васильевича Глинского».

Всего 14 баллов.

–  –  –

17. Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами отрывок из жития Феодосия Печёрского. Напишите на его основе небольшую работу на тему «Монастырь в Древней Руси: организация и хозяйственная деятельность».

Из жития преподобного Феодосия Печёрского (XI в.) «Вот тогда и услышал Феодосий о блаженном Антонии, живущем в пещере, и, окрыленный надеждой, поспешил в пещеру.

Придя к преподобному Антонию и увидев его, пал ниц и поклонился со слезами, умоляя разрешить остаться у него. Великий Антоний, указывая ему на пещеру, сказал: “Чадо, разве не видишь пещеру эту: уныло место и непригляднее всех других. А ты еще молод и, думается мне, не сможешь, живя здесь, снести все лишения”. Это он говорил, не только испытывая Феодосия, но и видя прозорливым взором, что тот сам создаст на этом месте славный монастырь, куда соберется множество чернецов.

Боговдохновенный же Феодосий отвечал ему с умилением: “Знай, честной отец, что сам Бог, все предвидящий, привел меня к святости твоей и велит спасти меня, а потому, что повелишь мне исполнить – исполню”. Тогда благословил его старец и велел великому Никону постричь его; был тот Никон священником и умудренным черноризцем, он и постриг блаженного Феодосия по обычаю святых отцов, и облек его в монашескую одежду и сделал келарем.

… Тогда блаженный отец наш Феодосий по повелению преподобного Антония был поставлен священником и во все дни со всяческим смирением совершал божественную службу, ибо был кроток и тих, не изощрен умом, но духовной мудрости исполнен. И братию всю любил чистой любовью;

собралось уже в то время до пятнадцати монахов. Преподобный же Антоний привык один жить, ибо не любил всяческих ссор и разговоров, и затворился в одной из келий пещеры, а игуменом поставил вместо себя блаженного Варлаама. Оттуда впоследствии переселился Антоний на другой холм и, выкопав пещеру, жил в ней, никуда не выходя, и поныне там покоится его честное тело. А какова была сперва их жизнь в пещере, и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте – это одному Богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была – один ржаной хлеб и вода. В субботу же и в воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили клобуки, и иным ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собой, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались, выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 12 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 10 класс совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались каждый к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к Богу.… Некоторое время спустя послал Феодосий одного из братии в Константинополь, к Ефрему скопцу, чтобы тот переписал для него устав Студийского монастыря и прислал бы ему. Он же без промедления выполнил волю преподобного отца нашего, и весь устав монастырский переписал, и послал его к блаженному отцу нашему Феодосию. Получив его, отец наш Феодосий повелел прочесть его перед всей братией и с тех пор устроил все в своем монастыре по уставу монастыря Студийского, правила те и доныне ученики Феодосиевы блюдут. Если же кто приходил к нему, чтобы стать монахом, не прогонял ни бедняка, ни богатого, но всякого принимал со всем радушием».

План работы

1. Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.

2. Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.

3. Анализ организации и хозяйственной деятельности монастыря. Приведите не менее трёх положений.

4. Выводы: общая оценка особенностей русской монастырской жизни на начальном этапе.

Всего 20 баллов.

18. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1) ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);

2) можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);

3) располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;

4) владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 13 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 10 класс Темы 1. «Крещение Ольги и её попытка распространения христианства на всю Русь подготовят почву и станут образцом для его (Владимира Святого) собственного крещения и последующего крещения всей Русской земли» (А.Ю. Карпов).

2. «Вся политика Ивана III по отношению к младшим князьям-братьям, к Новгороду и Твери – прямое продолжение мероприятий, какими в 50-е гг.

XV в. ликвидировали итоги московской смуты» (А.Е. Пресняков).

3. «Он (Фёдор Алексеевич), а не Пётр, открыл новый маршрут для России.

Младший брат лишь продолжил дело старшего, который успел заложить основу для полного переворота в жизни государства» (Д.М. Володихин).

4. «Екатерининский переворот 1762 года ознаменовал зарю новой эры. Она, Мать Отечества, свергла Петра III, который выглядел как иностранец, а не как русский, поступающий как иностранец. Страна окончательно стала равна Европе по уровню политической культуры» (Р. Уортман).

5. «Движение декабристов – важное звено в общемировом революционном процессе. Они не только разбудили русскую политическую мысль, но и своим выступлением нанесли серьёзный удар по зданию “Священного союза” (П. Ангран).

6. «Неудачная крестьянская реформа 1861 года определила направление политических реформ, которые носили половинчатый характер и привели к кризису власти» (П.Н. Зайончковский).

7. «Революцию вызвала война (Первая мировая), которая, несмотря на все усилия правительства, так и не стала народной. Небывалые трудности расстроили экономическую жизнь и настроили массы против династии»

(В.М. Лавров).

8. «Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором.

Мюнхен одним махом изменил всю европейскую ситуацию» (Дж. Боффа).

9. «Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако “вышка” – первый секретарь ЦК ВКП(б) – оказалась для него слишком высокой» (Л.Г. Каганович о Н.С. Хрущёве).

Всего 25 баллов.

–  –  –

Похожие работы:

«ИЗ СЕМЕЙНЫХ АРХИВОВ Античная тема и мифологические сюжеты в творчестве А.А. Пластова и проблемы неоклассицизма в русском искусстве ХХ века Татьяна Пластова Исследование русского неоклассицизма как стилистической общности позволяет по-новому взглянуть...»

«Консультативная психология и психотерапия, 2015, № 1 ЭКСПИРИЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Т.Д. КАРЯГИНА Обзор посвящен так называемым экспириентальным подходам в психотера пии (ЭПТ). Осуществляется краткий экскурс в историю и логику их возник новения. Подробно р...»

«28.02.11 Эксперт МГИМО: Елена Пономарева, д.полит.н., доцент Вирус революции и законы Токвиля История принимает всё более проектный характер. И даже заядлые объективисты не могут сегодня отрицать факта моделирования политических событий по интересам ведущих игроков мировой политики. Достаточн...» факторинга: его значение, история развития, правовое регулирование. Характеризуются основные элементы международного факторингового пра...» необходимы для дальнейшего изучения архитектуры ЭВМ. С этой целью будут постр...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Школьный тур олимпиады по истории 7 класс

2016-2017уч.гг.

Школьный этап олимпиады по истории 7 класс.

Фамилия, имя _____________________________________________________________

Время на выполнение заданий – 90 минут.

Максимальный бал- 30

Задание №1

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    Князь Олег был сыном Рюрика.

    Новгород был взят войском Батыя в 1238 году.

    Василий II был сыном Василия I.

    Дмитрий Шемяка некоторое время был Московским князем.

    Новгород был присоединен к Москве при Иване III.

    Московский князь Юрий Данилович был женат на сестре хана Узбека.

    Битва на реке Воже состоялась после Куликовской битвы.

    Поэма "Задонщина" посвящена Ледовому побоищу.

    Знаменитая икона "Троица" написана Феофаном Греком.

    Иван Калита был первым Московским князем.

Задание № 2

Вставьте слова и сочетания слов вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова.

Обратите внимание:

- в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);

- в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и его отцу, (1) , удалось обезопасить Русь от набегов жителей степей. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город (2) (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата (3) Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром (4) , являвшийся столицей Древней Руси, превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил (5) , был возведен (6) собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе были сооружены Золотые ворота парадный въезд город. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

  1. Владимир

    печенеги

    Новгород

    Святополк

    Софийский

  2. Смоленск

    Мстислав

    Святослав

    Дмитриевский

    Успенский

Задание № 3

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

А) начало правления Олега

Б) начало правления Владимира Святого

В) начало правления Владимира Мономаха

Г) начало правления Игоря

А) строительство Успенского собора в Москве

Б) убийство князей Бориса и Глеба

В) крещение Руси

Г) строительство Успенского собора во Владимире

А) взятие Батыем Владимира

Б) взятие Батыем Москвы

В) взятие Батыем Рязани

Г) взятие Батыем Торжка

Задание № 4

О ком идёт речь в данных отрывках?

    Великий князь литовский в 1377-92 гг., король польский с 1386. Союзник Мамая в 1380 году. В Грюнвальдской битве 1410 командовал польско-литовско-русским войском.

    Полководец, эмир с 1370. Создатель государства со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Персию, Закавказье, Индию, Малую Азию и др., сопровождавшиеся разорением многих городов, уничтожением и уводом в плен населения. В 1395 году появился в пределах Руси, но от похода на Москву отказался.

Ответ: ____________________________________________

    Церковный и государственный деятель. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики. Благословил князя Дмитрия Донского на битву с монголо-татарами.

Ответ: ____________________________________________

    Великий князь владимирский с 1176 года, сын Юрия Долгорукого. Воевал с Черниговом, Волжско-Камской Булгарией, половцами и др. Расширил владения Владимирского великого княжества. Был главой большой семьи.

Ответ: ____________________________________________

    Первый митрополит Киевский из русского духовенства в 1051 - 1054 или 1055. Автор сочинения "Слово о законе и благодати".

Ответ: ____________________________________________

Задание № 5

Прочитайте данные определения исторических понятий и напишите соответствующие термины.

    Категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Ими становились в результате пленения, продажи за долги, брака с представительницей этой категории.

Ответ: ____________________________________________

    Вид земельного владения, представлявшегося государством служилым людям за несение военной и государственной службы.

Ответ: ____________________________________________

    Торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города.

Ответ: ____________________________________________

    Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

Ответ: ____________________________________________

    Золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV века, с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей. Символ самодержавия в России.

Ответ: ____________________________________________

    Исключительные права, преимущества, предоставляемые кому-либо.

Ответ: ____________________________________________

Ответы и критерии оценивания. 7 класс.

Задание №1

За каждый верный ответ «да» или «нет» – 1 балл.

Всего за задание – 10 баллов.

Задание №2

За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Задание №3

За каждую верно указанную последовательность – 1 балл.

Всего за задание – 3 балла.

Задание №4

  1. Тимур (Тамерлан).

    Сергий Радонежский.

    Всеволод Большое Гнездо.

    Илларион

За каждое верно указанное имя – 1 балл .

Всего за задание – 5 баллов.

Задание №5

  1. Поместье.

  2. Шапка Мономаха

    Привилегии.

За каждый верно указанный термин – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Всего за работу – 30 баллов.

2016-2017 гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Фамилия, Имя Класс _______

Задание 1. краткий ответ. (Максимальный балл - 6)

1. Закупы, рядовичи, смерды.

2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.

3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

Задание 2. Что или кто является лишним (Максимальный балл - 6)

1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.

2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.

3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

Задание 3. (5 баллов)

А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.

Б. Царствование Бориса Годунова.

В. Избрание Михаила Романова царём.

Г. Период «семибоярщины».

Д. Царствование Лжедмитрия I.

Задание 4. (Максимальный балл - 8)

1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.

__________________________________________________________________

2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О.Ключевского.

«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3) . Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4) , которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».

Ответьте на вопросы. (Максимальный балл -17)

1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.

__________________________________________________________________

2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте. __________________________________________________________________

3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите значение выделенных понятий.

1.____________________________________________________________________________2. ____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

Задание 6. (Максимальный балл - 12)






Название экспонатов

Что их связывает?

Задание 7. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации. (Максимальный балл - 6)





Событие:_____________________________________________________________________Номер иллюстрации: ____________

Задание 8. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (10 баллов)

1. ...рдынский выход, б...с...рмены, б...скаки, ...рлык, н...й...н.

2. Р...формация, к...льв...низм, пр...тес...ан...ство, лют...ранство, .....зуиты.

Задание 9. Выберите и подчеркните правильный ответ (10 баллов) :

1. Как называлось наследственное земельное держание?

а) поместье; б) удел; в) вотчина; г) домен.

2. Укажите годы Ливонской войны.

а) 1558-1583 гг.; б) 1555-1575 гг.; в) 1547-1552 гг.; г) 1505-1533 гг.

3. Какое название получила монета в результате денежной реформы Елены Глинской?

а) деньга; б) копейка; в) рубль; г) пуло.

4. Какое государство было первым исследователем новых земель?

а) Португалия; б) Англия; в) Россия; г) Испания.

5. В переводе с испанского «конкистадор» означает:

а) завоеватель; б) пират; в) авантюрист; г) рыцарь.

Задание 10. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

назовите не менее двух участников события;

опишите произошедшее событие;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

2016-2017 гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Время выполнения работы - 1 час

Фамилия, Имя _________________________________ Класс _______

Ф.И.О. учителя _____________________________________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (Максимальный балл - 6)

1. 1816-1818 гг., 1818-1821 гг., 1820 г., 1821-1825 гг., 1825 г.

2. Фаворит, кондиции, «бироновщина», гвардия.

3. А. Е. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.А. Строганов.

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (Максимальный балл - 6)

1. Ф.А.Головин, Ф.Я. Лефорт, Б.П.Шереметев, А.Л. Левенгаупт, А.С.Шеин.

2. Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсдорф, Белград, Берлин.

3. Коллегии, ассамблеи, министерства, Синод, Сенат.

Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов) .

А. Бородинское сражение.

Б. Венский конгресс.

В. Тарутинский манёвр.

Г. Смоленское сражение.

Д. Совет в Филях.

Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 6)

1. Купцы, страна, запрещающая, экономическая политика, товары, полученные, вывозить, ими, иностранные, проданные, деньги, тратить, эти, покупка, их, изделия, местные, обязывающая, средства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Александр I, созданный, неофициальный, для, орган, Россия, император, при, планы, основные, преобразования, разработка, необходимые.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Найдите в тексте ошибки, подчеркните их, поставьте номер и дайте правильный вариант под текстом. (10 баллов)

Важным фактом русской истории XVI века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Аввакума. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении религиозных обрядов. Наиболее существенными из нововведений, принятых Церковным собором 1554 года, была замена крещения тремя перстами двоеперстием, произнесение славословия Богу «Аллилуйя!» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались существа православия, а не его обрядовой стороны. Однако именно обряд трактовался в традиционной русской культуре как «вера». Поэтому перемены вызывали широкий протест. Несогласных ждала жестокая расправа. В 1582 году погиб на костре вождь старообрядцев протопоп Никон. Старообрядцы, пытаясь сохранить свою веру, уходили на юг, бежали за границу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Впишите правильные буквы вместо пропусков. (8 баллов)

1. С...кул...ризация, к...л...егии, м...ркант...лизм, а...с...мблеи.

2. М...ст...цизм, к...нт...нентальная блокада, ад...ютант, фл...ши.

Задание 7. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (16 баллов)







Название экспонатов

Что их связывает?

Задание 8. Перед вами карта, на которой обозначены крупнейшие сражения второй половины XVIII в. (18 баллов)

8.1 . Цифрами обозначены места сражений. Внесите названия этих мест в таблицу под

соответствующим номером. В следующем столбце запишите год сражения.

8.2. Соотнесите имена полководцев с названными вами сражениями и внесите их буквенные обозначения в таблицу. В соответствующей колонке запишите имя полководца.

8.3. Впишите цифровые обозначения текстовых фрагментов в соответствии с названными

вами сражениями.

А Б В

1. Президент Адмиралтейств-коллегий по итогам этого сражения получил следующее донесение: «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».

2. «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи – и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть. Что ставлю вам на рассмотрение».

3. «Великий! Твоего флота больше нет», - доложили турецкому султану. Тот был настолько напуган увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией».

Цифровое

обозначение на карте

Место сражения

Буквенное

обозначение

портрета

Имя полководца

Текстовый фрагмент

Задание 9. Соотнесите литературные направления и их представителей. (5 баллов)

Направление

Представители

Классицизм

А.П.Сумароков

Д.И.Фонвизин

Н.М.Карамзин

Г.Р.Державин

Сентиментализм

А.Д.Кантемир

Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;

назовите не менее трёх участников события;

опишите произошедшее событие;

объясните, в чём его значение для истории русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Новое на сайте

>

Самое популярное