Домой Заготовки на зиму Принимается ли ураза если не читаешь намаз. О посте без совершения намаза. Что делать нельзя - запреты

Принимается ли ураза если не читаешь намаз. О посте без совершения намаза. Что делать нельзя - запреты

После окончания 10-го класса на летние каникулы я поехал в Дагестан. Обычно там постоянно находишься в окружении родственников. Но в один день я остался в Махачкале, предоставленный самому себе. И пошел погулять по городу. Наверное, это была моя первая самостоятельная прогулка по чужому городу. Я шел по проспекту Гамидова в сторону гор. И вдруг, увидел вывеску "Исламская лавка". Как бы это странно не казалось, но моим первым приобретением в Дагестане была арабская пропись.

Придя домой к дяде я открыл ее. Там были все виды написания букв и объяснялось их произношение в привязке к дагестанского алфавиту "Буква ع примерно соответствует арабскому гI ", "Буква ح похожа на аварское хI ". Вместе с ظ это были самые трудные для меня буквы, т.к. трудно было представить, как их произносить, а другие в основном были и в моем языке. Так я начал самостоятельно учиться читать по арабски. Обычный российский подросток, далекий от религии. Потом я уехал в горное село деда. Это было время, наполненное событиями переходного возраста, когда многое пробуешь в первый раз. Вместе со всем этим я попробовал и учить арабский язык. Что двигало мной, когда я тогда купил эту пропись - для меня до сих пор мистика.

Недавно нашел свои первые попытки писать по-арабски, которые я начал как раз в то лето в селе у дедушки. (Если кликнете на скрины, они должны увеличиться. Зрелище не для слабонервных, предупреждаю).

Потом, уже на 4-м курсе университета я начал делать намаз, стал ходить в мечеть, познакомился с мусульманами. Как-то в пятнице в мечети я поздоровался с одним из знакомых:

Ассаламу алейкум! Как дела? Чем занимаешься?
- Ва алейкуму ссалам! Альхамдулиллах. Вот, арабский язык изучаю.
- Как изучаешь? Есть какие-то курсы?
- Нет, самостоятельно, по учебнику "Учись читать Коран по-арабски".

Потом этот брат уехал в Казань учиться и там у него появились новые учебники, а книги Лебедева "Учись читать Коран по-арабски" он продал мне за 500 руб, когда вернулся из Казани на свои первые каникулы.

Я подрабатывал ночным охранником в магазине и брал эту книгу с собой на дежурства. Начал читать ее в свободные минутки между мордобоями местной алкашни и пока меня не срубал сон. Стоило начать знакомство с книгой, как я подумал - "Субханаллах, да этот арабский язык же такой простой для изучения".

Моему восторгу не было предела. За месяц я прошел первую книгу. Слова там даже не заучивал - просто внимательно изучал новые правила и читал упражнения к ним.

Потом в руки попал другой учебник (я о нем уже писал в посте "Карандаш, пишущий в мозг) . Я стал банально в день учить по уроку (они там очень маленькие). Просто заучивал новые слова с утра - а потом весь день повторять их (в автобусе, при ходьбе пешком и т.д.). Через пару месяцев я уже знал почти 60 уроков наизусть - все слова и обороты речи которые встречались в них.

Через 2 месяца занятий я был в гостях у араба и с удивлением для себя обнаружил, что могу не говоря ни слова по-русски общаться по-арабски!!! Это начиналось как шутка. Я поздоровался по-арабски, а друг ответил. Затем я спросил еще что-то и он снова ответил по-арабски. И когда диалог начался, будто пути назад не было. Словно мы не знали русский язык. У меня от счастья аж коленки дрожали.

Раньше мне требовалось учить Коран "фотографически" - тупо запоминать порядок всех букв в словах. Например, на заучивание суры "Ан-Нас" у меня ушло несколько дней. А после того как я усвоил азы грамматики, можно один раз прочитать перевод Крачковского и арабский текст аята (сопоставляя каждому арабскому слову перевод), повторить пару раз - и аят запоминается. Если так пройтись по небольшой суре (вроде Ан-Наба "Весть"). Через пол часа изучения я могу смотреть на перевод Крачковского и читать суру по-арабски (по сути по памяти). Самым сложным обычно бывает запомнить порядок аятов.

Моя трагедия заключается в том, что научившись читать (самостоятельно и бессистемно на это ушло около двух месяцев), я просто не представлял себе, что можно потратив еще столько же времени изучить азы грамматики и еще, если сделать усилие и наработать активный словарный запас - можно очень скоро заговорить по-арабски.

Самая большая проблема для многих людей заключается в том, что они представляют язык как неприступную крепость, на штурм и осаду которой уйдет много лет. И только после этого вы овладеете ей. На самом же деле изучение языка лучше представить как небольшой коттедж, который вы строите по частям. Изучив базовую грамматику (изменение глаголов по лицам и временам, изменение падежей и т.п. - по объему это брошюрка в 40 страниц) - считайте, что вы залили фундамент. Далее, появилась возможность - построили комнату, где можно уже жить и переехали туда. Потом - кухню. Потом - построили гостиную, детскую, и все остальные комнаты. Видел, как таким образом строят дома в Дагестане. Вместо того, чтобы снимать квартиру, покупают недорогой участок, заливают фундамент и строят хотя бы одну комнатку, куда переезжают. А потом по мере возможности продолжают возводить дом на уже залитом фундаменте.

Если вдруг кто-то захочет повторить мой путь, который я считаю оптимальным для тех, кто делает это в основном самостоятельно, например, в свободное от основной учебы или работы время, вот приготовил подборку материалов (сейчас они стали более доступны, и лучше).

→ (самоучитель по чтению и письму с озвучкой каждого слова и множеством подсказок)

2. Основы грамматики. Для изучения грамматики лучше вооружиться многими книгами и выбрать из них самую подходящую себе. Одно и то же правило может даваться разными словами в разных книгах - так что можно непонятные моменты рассматривать с разных сторон. Начните с одной книги, и по мере надобности скачивайте остальные.

→ Лебедев. Учись читать Коран по-арабски - ненавязчивое объяснение основ грамматики на примере аятов из Корана (лично прошел первый том. ненавидел всю жизнь изучать ин.яз, но эту книгу прочитал как художественную, и понял, что арабский язык - мое).

→ - сжатый объем 40 страниц дает все основы (краткий конспект любого учебника).

→ . Новый основательный учебник, содержит основы грамматики с многочисленными примерами, а также основы морфологии. Очень доступный язык и щадящий объем.

→ (сам не проходил но слышал отзывы друзей).

→ (Классика жанра. Обычно его используют как справочник, где можно найти любой вопрос по грамматике).

Думаю, этих книг должно хватить с запасом. Если не устраивает, гуглите еще Кузьмина, Ибрагимова, Фролову и др.

3. Наработать активный словарный запас.

→ . - прочитайте внимательно предисловие к этой книге и вы все поймете. Я реально жил с этой книгой несколько месяцев, пока не выучил 100 уроков (в статье "Карандаш, пишущий в мозг" как раз писал об этом). Если вы повторите "мой подвиг", ощутите свою близость с арабским миром - кроме шуток.

4. Практика языка.

→ Познакомьтесь с арабами, старайтесь общаться с ними. К примеру, можете поискать в мечети студентов, которые только приехали в Россию и плохо говорят по-русски. Если вы будете гостеприимны и не навязчивы, то у вас могут установиться очень теплые дружественные отношения. Вы сможете усвоить язык прямо от носителя.

→ Научитесь печатать по-арабски (). Так вы сможете гуглить интересные вам материалы, любимые нашиды на ютубе и т.п. Сможете окунуться в арабский интернет, участвовать в их форумах, обсуждениях, завести друзей на FaceBook и т.д.

Можете сохранить в закладках вторую часть статьи, вот ссылка

14 11 319 0

Коран – это Святое создание мусульманской религии, основной памятник общества, основой которого является мировоззренческие и религиозные мысли. Научившись верно читать Коран, вы параллельно будете осваивать арабский язык.

Существует несколько правил для того, чтобы его читать:

  1. Овладейте арабским алфавитом «Алиф ва ба»;
  2. Практикуйтесь в письме;
  3. Изучите таджвид – грамматику;
  4. Пробуйте читать и практикуйте регулярно.

Залогом успеха будет умение правильно писать. После того как вы овладеете письмом, можете смело переходить к практике чтения и грамматики.

Вам понадобятся:

Преодолейте алфавит

Арабский алфавит – первое, что вам предстоит. Он состоит из 28 букв, 2 из которых гласные: «алиф» и «ей». Написание многих букв зависит от их размещения: начало, середина или конец слова.

Основным отличием от русского языка является то, что слова в арабском языке читаются справа налево. При написании нужно придерживаться того же принципа.

Необходимо узнать и запомнить, как правильно читать буквы и произносить их. Проще всего будет воспользоваться переводчиком, так как вы сможете визуально изучать букву и слышать ее произношение. Видеоуроки также смогут вам помочь самостоятельно овладеть языком. При этом в интернете вы сможете найти их большое количество и выбрать по своему усмотрению.

Самоучитель можно приобрести в книжной лавке и в таком случае он будет приложением к книге, которая даст вам возможность ознакомиться с языком. Если же вам по душе книги, выберите подходящую.

Желательно приобрести с дополнительными аудиофайлами, которые помогут услышать правильное произношение.

При изучении языка, используйте один и тот же вид Корана, это поможет развивать зрительную и слуховую память.

Ударение и паузы в словах

При изучении арабского, не забывайте смотреть, где поставленные ударения.

Небольшую сложность составит то, что язык имеет не одно ударение, а несколько: основное и второстепенное.

Основное ударение способствует повышению интонации голоса, вторичные берут на себя силовую функцию. Обратите внимание на ритм чтения, который построен на череде ударных и безударных слогов.

Воспользуйтесь правилами комбинирования слов, подробно изучите правила пауз. Так как неправильно прочитанный текст может привести к потере смысла или его изменения. После изучения видов пауз, почитайте текст в присутствии человека, который знает Коран. Он объяснит, какие ошибки вы допускаете и как их избежать.

Объем текста

Поставьте перед собой определенные задачи на каждый день, которые будете выполнять. Определитесь с тем, сколько информации вы сможете обрабатывать ежедневно. После чего несколько раз внимательно перечитывайте заданный объем, пытайтесь запомнить и в течение дня пробуйте повторить самостоятельно.

До того момента, пока не запомните отрывок текста, не начинайте изучать следующий.

Начните с первой суры «Аль-Фатиха». Каждый аят суры читайте по 20 раз. Например, сура «Аль-Фатиха» состоит из семи аятов, каждый нужно повторить 20 раз, после чего все стихи также нужно прочитать 20 раз.

Для того чтобы приступить к изучению следующей суры, необходимо повторить предыдущую такое же количество раз.

Письмо и грамматика

Главная задача – пишите как можно больше и чаще. Письмо необходимо довести до автоматизма. Трудностью может оказаться то, что писать нужно также справа налево, к этому нужно привыкнуть. Распределите задачи на протяжении месяца и вы овладеете правильным написанием.

Рамадан называют месяцем Корана, ведь именно в этом месяце была ниспослана Священная Книга Всевышнего Аллаха. В дни поста верующие больше времени уделяют служению своему Создателю, чаще читают Его Слово. Существует также практика прочитывать весь Коран в течение месяца поста в намазах-таравих.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) встал ночью и начал читать суру «аль-Бакара». Читая аяты, где говорится о милости Аллаха, он просил смилостивиться Всевышнего. Читая аяты, где говорится о наказании Аллаха, о Его величии, он просил защиты. Когда же он читал аяты с восхвалением, он восхвалял Аллаха.

Сподвижники слышали, как Пророк (мир ему и благословение) произносил: «Субхана раби’аль а’ля », восхваляя Всевышнего, потому что Он повелел это делать:

سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى

«Славь имя Господа твоего Всевышнего » Коран, 87:1.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто читает Суру 95 «Ат-Тин», дочитав последний аят:

أَلَيْسَ اللهُ بِأَحْكَمِ الحَاكِمِينَ

«Разве Аллах не является Наисправедливым Судьей? »

желательно отвечать:

" بَلَى وَأَنَاعَلَى ذَلِكَ مِنَ الشَّاهِدِينَ "

«Да является, и я свидетельствую об этом ». Так Пророк (мир ему и благословение) обучал и комментировал речь Всевышнего сподвижникам.

Предпочтительней читать Коран вслух или про себя? Временами Пророк (мир ему и благословение) читал Коран громко, и его было слышно в соседних комнатах, временами – тихо. У Абу Бакра спросили, как он читает Коран. Он ответил, что читает тихо, потому что Аллах «близок» к нам. У Умара спросили то же самое, он ответил, что любит читать вслух, чтобы разбудить спящего и прогнать шайтана. Человек может читать Коран вслух и про себя, в зависимости от времени и места.

Пророк (мир ему и благословение) читал какую-то часть Корана каждый день. Он посвящал Корану определённую часть времени, подобно вирду. В течение трёх дней Пророк (мир ему и благословение) перечитывал Коран полностью. Также поступали и сподвижники. Некоторые из них завершали чтение в течение семи дней, как многие учёные и праведные люди нашей уммы. Читая джуз Корана каждый день, можно прочитать Коран в течение месяца.

في حديث أنس أنه سئل أي الأعمال أفضل؟فقال: الحال المرتحل. قيل: وماذاك؟قال: الخاتم المفتتح

У Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какое деяние предпочтительней? » Он ответил: «Это состояние путника ». Его спросили: «Что это значит? » Пророк (мир ему и благословение): «Завершив читать Коран, начинать читать заново ». То есть закончив читать 114 суру «ан-Нас», желательно приступить к первой суре «аль-Фатиха», и так постоянно, не останавливаясь - завершив, приступать к началу. Так человека постоянно сопровождает речь Аллаха.

Для некоторых людей может быть трудно каждый деньпомногу читать Коран. Начните с малого: читайте по одной странице, постепенно добавляя по листу. Самое главное в чтении Корана постоянство, чтобы ежедневно между Господом и рабом была связь. Как человек провёл жизнь, так и будет воскрешён. Если ты будешь читать Коран, ты будешь воскрешён с Кораном, так как Коран – это свет, ведущий человека.

Величайшим райским наслаждением в Раю будет возможность читать Коран и слушать его из уст Пророка (мир ему и благословение). Как сообщается в хадисе, он прочитает суру «Таха» перед обитателями Рая. Великая радость услышать суру «Таха» от Тахи (одно из имен Пророка, мир ему и благословение).

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада Ас-Сакафа

Мамун Юсаф (Mamoon Yusaf)

Из этой статьи вы узнаете о самых быстрых и эффективных способах улучшить технику чтения Корана на арабском языке. Следуя нашим советам, со временем вы забудете о том, что запинались и заикались на простых словах, и сможете прочесть любую страницу Корана так же легко, как вы читаете суру «аль-Фатиха».

Но сначала, позвольте мне рассказать, как я понял, что мне нужно серьезно поработать над техникой чтения. Это произошло на мероприятии, в котором участвовал один достаточно известный ученый…

Когда я понял, что моя техника слаба

Когда я был студентом, я часто участвовал в подготовке разных мероприятий и занятий для мусульманских студентов. Меня всегда считали активистом, потому что я много делал для исламских обществ нашего университета.

Так вот, я был занят организацией встречи со знаменитым ученым, бегал среди всех с важным видом, пока не заметил, что хафиз, которого мы пригласили, чтобы читать Коран в начале вечера, не появился.

Тут же я стал мысленно перебирать всех, кто мог бы его заменить. Но, оглядевшись вокруг, понял, что никого из этих людей нет. Я стал лихорадочно искать хотя бы кого-то, пусть даже не из нашего общества. Я даже останавливал людей наугад, но все отказывались: «Нет, чтение у меня хромает - а почему ты сам не можешь?»

Они спрашивали, почему я сам не могу читать! Я совсем сбился с ног и понял, что у меня нет выхода. Сначала я решил прочитать то, что знаю наизусть, но оказалось, что я помню только несколько коротких сур в конце Корана, и читать их было как-то «нечестно».

К счастью, я отрабатывал суру «Йасин» и недавно несколько раз ее прослушал, поэтому решил остановиться на ней…

Можете мне поверить, никогда в жизни я не испытывал такого облегчения после чтения Корана, как в тот раз. Обычно на сцене я чувствую себя спокойно, но тогда я просто покрылся испариной от волнения. Я заикался и запинался почти на каждом слове. Представьте, я едва не споткнулся уже на словах «йа син».

Когда все закончилось, ученый кивнул мне и сказал: «Ты знаешь, тебе стоит побольше читать Коран». Представляете, как стыдно?!

Я и сам все понял: мне нужно было как следует взяться за декламацию. Это был долгий путь проб и ошибок, но я его прошел, и вот как:

5 способов улучшить технику чтения Корана

1. Старинная тайская поговорка

Тайцы, известные нам тем, что придумали стиль кикбоксинга «муэй-тай», говорили: «Если хочешь быть хорошим бойцом… бейся!» Это верно и если ваша цель – научиться грамотно и бегло декламировать Коран.

Делайте то, что в первую очередь было велено делать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение): читайте. Читайте столько, сколько можете, так часто, как только можете. Этот момент ничем не заменить. Чем больше вы читаете, тем лучше у вас получается. Прежде чем вы это поймете, вы уже будете читать незнакомую страницу так же быстро, как раньше читали несколько строк.

2. Свяжите старую и новую привычку

Без сомнения, это единственный по-настоящему эффективный способ создать новую привычку. Вы должны связать привычку читать Коран на арабском с тем, что вы делаете ежедневно и никогда не пропускаете. Например, чистите зубы или одеваетесь утром.

Прекрасный способ - приурочить чтение к одному (или нескольким) намазам, которые вы каждый день совершаете. Так вы будете находиться в состоянии вуду, и один из главных психологических барьеров будет преодолен.

А когда решили, какой намаз выбрать, пообещайте себе читать после него небольшой отрывок из Корана каждый день, и так в течение тридцати дней.

3. Повторение - мать учения

А теперь научу вас приему, который позволить удвоить или утроить качество и скорость чтения. Скажем, вы решили читать по две страницы Корана после иша-намаза и 2 страницы утром перед уходом на работу.

«Но это будет значить, что я прочитал только одну страницу?», - скажете вы. Да, но сделали это четыре раза, и что еще важнее - в четвертый раз вы читали в три-четыре раза быстрее, чем в первый. А если бы вы читали одну страницу по пять раз в день?

На следующий день переходите к следующей странице, и так далее. Возможно, в конце недели вам захочется еще раз «пройтись» по всем семи страницам, которые вы одолели за неделю.

Может быть, даже вам захочется это сделать с учителем таджвида, который исправит ваши ошибки. Вы увидите, что по-прежнему читаете самую первую страницу в 2-3 раза быстрее и увереннее, чем в первую попытку.

И за 600 дней вы прочтете Коран 6 раз! И пусть вам завидуют!

Если решили читать одну страницу по пять раз в день и один раз - в конце недели, то получится, что по количеству страниц через сто дней, то есть через три месяца, вы прочтете целый Коран! Это значит, что за год вы сделаете это четырежды.

4. Запомните ключевые слова

Ключ к пониманию Корана - знать наизусть основные слова Корана. Если вы выучите 300 таких слов, это составит около 70% всех слов Корана. Но заучивать нужно «правильные» слова.

Они помогут вам при чтении, связывая текст воедино, потому, выучив эти употребительные слова наизусть, вы будете узнавать их при встрече, и тогда произойдет нечто удивительное…

Также, как и на своем родном языке, вы будете бессознательно отмечать первые и последние буквы знакомого слова, и сразу узнавать все слово, то есть вам не придется прочитывать его побуквенно. Я хочу сказать, что когда вы начнете сходу узнавать наиболее употребительные слова, техника чтения улучшится во много-много раз.

Однако этот совет не заменяет три предыдущих. Не ждите, пока выучите все нужные слова, чтобы начать читать. Это распространенная ошибка и пустая трата времени. Вы можете знать все триста слов, но если никогда не читали Коран вслух, у вас все равно будет выходить очень медленно.

Если в течение месяца вы сможете заучивать по 5-10 слов каждый день и при этом читать, через месяц или два вы будете знать 70% всех слов Корана. Вы сами убедитесь, что это вызовет у вас желание учить и читать снова и снова, придаст вам уверенности в своих силах.

5. Используйте цифровые устройства

Цифровая техника тоже поможет вам быстро продвинуться вперед. Запишите чтение известного хафиза, чей голос вам нравится. Слушайте его чтение по одной странице за раз и читайте вместе с ним, водя пальцем по строкам. Если вы слишком отстали, то просто следите за текстом. Потом вернитесь в начало страницы и начните все снова, и так несколько раз. Поскольку хафиз читает намного быстрее вас, за один прием вы пройдете одну страницу несколько раз. Сначала вы научитесь следить за текстом глазами, а потом и произносить вслух.

Итак, коротко, вот пять правил для улучшения техники декламации Корана:

1. Постоянно практикуйтесь в чтении, как боксер снова и снова отрабатывает удары.
2. Читайте по одной странице Корана сразу же после намаза.
3. Прежде чем идти дальше, прочтите ее несколько раз.
5. Учите по пять слов из Корана в день, и так два месяца.
6. Читайте под запись чтения хафиза.

Из этой статьи вы узнаете о самых быстрых и эффективных способах улучшить технику чтения Корана на арабском языке. Следуя нашим советам, со временем вы забудете о том, что запинались и заикались на простых словах, и сможете прочесть любую страницу Корана так же легко, как вы читаете суру «аль-Фатиха».

Но сначала, позвольте мне рассказать, как я понял, что мне нужно серьезно поработать над техникой чтения. Это произошло на мероприятии, в котором участвовал один достаточно известный ученый…

Когда я понял, что моя техника слаба

Когда я был студентом, я часто участвовал в подготовке разных мероприятий и занятий для мусульманских студентов. Меня всегда считали активистом, потому что я много делал для исламских обществ нашего университета.

Так вот, я был занят организацией встречи со знаменитым ученым, бегал среди всех с важным видом, пока не заметил, что хафиз, которого мы пригласили, чтобы читать Коран в начале вечера, не появился.

Тут же я стал мысленно перебирать всех, кто мог бы его заменить. Но, оглядевшись вокруг, понял, что никого из этих людей нет. Я стал лихорадочно искать хотя бы кого-то, пусть даже не из нашего общества. Я даже останавливал людей наугад, но все отказывались: «Нет, чтение у меня хромает – а почему ты сам не можешь?»

Они спрашивали, почему я сам не могу читать! Я совсем сбился с ног и понял, что у меня нет выхода. Сначала я решил прочитать то, что знаю наизусть, но оказалось, что я помню только несколько коротких сур в конце Корана, и читать их было как-то «нечестно».

К счастью, я отрабатывал суру «Йасин» и недавно несколько раз ее прослушал, поэтому решил остановиться на ней…

Можете мне поверить, никогда в жизни я не испытывал такого облегчения после чтения Корана, как в тот раз. Обычно на сцене я чувствую себя спокойно, но тогда я просто покрылся испариной от волнения. Я заикался и запинался почти на каждом слове. Представьте, я едва не споткнулся уже на словах «йа син».

Когда все закончилось, ученый кивнул мне и сказал: «Ты знаешь, тебе стоит побольше читать Коран». Представляете, как стыдно?!

Я и сам все понял: мне нужно было как следует взяться за декламацию. Это был долгий путь проб и ошибок, но я его прошел, и вот как:

5 способов улучшить технику чтения Корана

1. Старинная тайская поговорка

Тайцы, известные нам тем, что придумали стиль кикбоксинга «муэй-тай», говорили: «Если хочешь быть хорошим бойцом… бейся!» Это верно и если ваша цель – научиться грамотно и бегло декламировать Коран.

Делайте то, что в первую очередь было велено делать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение): читайте. Читайте столько, сколько можете, так часто, как только можете. Этот момент ничем не заменить. Чем больше вы читаете, тем лучше у вас получается. Прежде чем вы это поймете, вы уже будете читать незнакомую страницу так же быстро, как раньше читали несколько строк.

2. Свяжите старую и новую привычку

Без сомнения, это единственный по-настоящему эффективный способ создать новую привычку. Вы должны связать привычку читать Коран на арабском с тем, что вы делаете ежедневно и никогда не пропускаете. Например, чистите зубы или одеваетесь утром.

Прекрасный способ – приурочить чтение к одному (или нескольким) намазам, которые вы каждый день совершаете. Так вы будете находиться в состоянии вуду, и один из главных психологических барьеров будет преодолен.

А когда решили, какой намаз выбрать, пообещайте себе читать после него небольшой отрывок из Корана каждый день, и так в течение тридцати дней.

3. Повторение – мать учения

А теперь научу вас приему, который позволить удвоить или утроить качество и скорость чтения. Скажем, вы решили читать по две страницы Корана после иша-намаза и 2 страницы утром перед уходом на работу.

«Но это будет значить, что я прочитал только одну страницу?», - скажете вы. Да, но сделали это четыре раза, и что еще важнее – в четвертый раз вы читали в три-четыре раза быстрее, чем в первый. А если бы вы читали одну страницу по пять раз в день?

На следующий день переходите к следующей странице, и так далее. Возможно, в конце недели вам захочется еще раз «пройтись» по всем семи страницам, которые вы одолели за неделю.

Может быть, даже вам захочется это сделать с учителем таджвида, который исправит ваши ошибки. Вы увидите, что по-прежнему читаете самую первую страницу в 2-3 раза быстрее и увереннее, чем в первую попытку.

И за 600 дней вы прочтете Коран 6 раз! И пусть вам завидуют!

Если решили читать одну страницу по пять раз в день и один раз – в конце недели, то получится, что по количеству страниц через сто дней, то есть через три месяца, вы прочтете целый Коран! Это значит, что за год вы сделаете это четырежды.

4. Запомните ключевые слова

Ключ к пониманию Корана – знать наизусть основные слова Корана. Если вы выучите 300 таких слов, это составит около 70% всех слов Корана. Но заучивать нужно «правильные» слова.

Они помогут вам при чтении, связывая текст воедино, потому, выучив эти употребительные слова наизусть, вы будете узнавать их при встрече, и тогда произойдет нечто удивительное…

Также, как и на своем родном языке, вы будете бессознательно отмечать первые и последние буквы знакомого слова, и сразу узнавать все слово, то есть вам не придется прочитывать его побуквенно. Я хочу сказать, что когда вы начнете сходу узнавать наиболее употребительные слова, техника чтения улучшится во много-много раз.

Однако этот совет не заменяет три предыдущих. Не ждите, пока выучите все нужные слова, чтобы начать читать. Это распространенная ошибка и пустая трата времени. Вы можете знать все триста слов, но если никогда не читали Коран вслух, у вас все равно будет выходить очень медленно.

Если в течение месяца вы сможете заучивать по 5-10 слов каждый день и при этом читать, через месяц или два вы будете знать 70% всех слов Корана. Вы сами убедитесь, что это вызовет у вас желание учить и читать снова и снова, придаст вам уверенности в своих силах.

5. Используйте цифровые устройства

Цифровая техника тоже поможет вам быстро продвинуться вперед. Запишите чтение известного хафиза, чей голос вам нравится. Слушайте его чтение по одной странице за раз и читайте вместе с ним, водя пальцем по строкам. Если вы слишком отстали, то просто следите за текстом. Потом вернитесь в начало страницы и начните все снова, и так несколько раз. Поскольку хафиз читает намного быстрее вас, за один прием вы пройдете одну страницу несколько раз. Сначала вы научитесь следить за текстом глазами, а потом и произносить вслух.

Итак, коротко, вот пять правил для улучшения техники декламации Корана:

1. Постоянно практикуйтесь в чтении, как боксер снова и снова отрабатывает удары.
2. Читайте по одной странице Корана сразу же после намаза.
3. Прежде чем идти дальше, прочтите ее несколько раз.
5. Учите по пять слов из Корана в день, и так два месяца.
6. Читайте под запись чтения хафиза.

По материалам productivemuslim.com, islam.com.ua

В Коране и Сунне содержится немало текстов, которые поощряют заучивание Корана наизусть, разъясняют превосходство знатоков Писания Аллаха над остальными верующими, указывают на достоинства обучающегося Корану и обучающего ему других. Всевышний Аллах облегчает заучивание Своего Писания для тех, кто искренне стремится к этому ради Его довольства и в надежде получить Его награду: “Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие? ” (сура 54 “аль-Камар=Луна”, аят 17).

Следуя наставлениям Корана и Сунны, сподвижники пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, заучивали Коран наизусть и почтительно относились к знатокам Корана. Многие сподвижники, их последователи и исламские ученые посвятили свою жизнь изучению и распространению Книги Аллаха. Они передавали традиции чтения Корана от пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, заботились о сохранении цепочки передатчиков, восходящей к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, обучали мусульман правилам чтения Корана (таджвид ). Благодаря помощи Всевышнего Аллаха, а затем усилиям имамов мусульманской уммы чтение Корана и обучение ему превратилось в непрерывную традицию, которая будет продолжаться вплоть до исчезновения последнего Писания на земле незадолго до Судного Дня.

В специальной литературе разбираются различные методы заучивания Корана с учетом психологических, физиологических, социальных и иных факторов. Цель данной статьи состоит не в рассмотрении этих факторов, а в том, чтобы облегчить русскоязычным мусульманам процесс заучивания Корана в домашних условиях. Кроме того, речь пойдет именно о процессе заучивания Корана, а не об обучении тонкостям таджвида, поскольку работа органов речи у каждого человека индивидуальна и требует коррекции опытным преподавателем, являющимся знатоком правил чтения Корана.

Для правильной организации процесса заучивания Корана, который требует настойчивости, терпения и постоянства, исламские ученые разработали систему развития памяти, основанную на мусульманской традиции и многовековом опыте знатоков Корана. Как известно, сподвижники пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, заучивали пять-десять аятов и не приступали к заучиванию следующих аятов, пока не претворяли приобретенные знания в жизнь. Закрепление выученных аятов в памяти может быть подытожено следующим образом:
1 – частое повторение аятов
2 – чтение наизусть
3 – осмысление смысловых значений аятов
4 – ознакомление с толкованием аятов (тафсир)
5 – выполнение содержащихся в аятах предписаний

В соответствие с данной методологией и с учетом доступных для русскоязычных мусульман ресурсов, целесообразно предложить следующий процесс заучивания и повторения Корана:

1. Арабский алфавит.

Всевышний Аллах неоднократно указывает в Коране, что он был ниспослан на “ясном арабском языке”. Поэтому любой верующий, желающий обучиться Корану, должен знать арабский алфавит и уметь читать по-арабски. Как отмечено специалистами, человек, который обладает средними способностями к обучению, может выучить буквы арабского алфавита за одну неделю, а научиться читать – за один месяц.
В домашних условиях я рекомендую обучиться арабскому алфавиту по видеоурокам Ильнура Сарбулатова, которые называются “Арабский алфавит с “нуля”

Хочу особо отметить, что многие русскоязычные мусульмане совершают грубую ошибку, заучивая Коран по транскрипции (арабские слова написаны кириллицей или латиницей). Это недопустимо, поскольку чтение по транскрипции нарушает произношение Корана и изменяет смысл его аятов. Например, в арабском языке есть твердый согласный звук [к] и мягкий согласный звук [к]. Арабское слово “кальб” при написании с твердым согласным звуком [к] означает “сердце”, а с мягким согласным звуком [к] — “собака”. Теперь представьте себе человека, который читает аяты, в которых упоминаются эти слова, по транскрипции, произнося слово “собака” вместо слова “сердце” и наоборот! Поэтому призываю всех единоверцев приложить усилия и обучиться чтению на арабском языке, тем более, что вы почувствуете особую сладость веры, когда будете учить аяты напрямую из Корана.

2. Заучивание аятов Корана

Основной метод заучивания Корана – частое повторение его аятов. Существуют разные способы заучивания, которые зависят от индивидуальных особенностей человека. Некоторые верующие учат аяты по одному, другие – читают по пять аятов сразу, а затем повторяют их, третьи – читают сначала целую страницу, а затем повторяют ее. Необходимо выбрать тот способ, который наиболее легок для человека.
Рекомендую учить аяты в следующей последовательности:
1. Выберите суру, которую вы хотите выучить. Как правило, лучше начинать обучение с коротких сур в конце Корана.
2. Внимательно прослушайте чтение выбранных аятов.
Для этой цели я рекомендую слушать запись “шейха чтецов Корана” нашего времени, Махмуда Халиля аль-Хусари, да помилует его Аллах, чтение которого отличается простотой, четкостью дикции и правильностью произношения. Более того, имеется специальная запись Корана, которая является учебным пособием для тех, кто начал заучивать Книгу Аллаха.
3. Прочитайте перевод заучиваемых аятов.
Я рекомендую смысловой перевод, выполненный нашим уважаемым братом Эльмиром Кулиевым.
4. Ознакомьтесь с толкованием заучиваемых аятов.
Я рекомендую трехтомный тафсир «Облегчение от Великодушного и Милостивого» Абдуррахмана ас-Саади.
5. После того, как вы выучили часть аятов или всю суру, вернитесь к записи Махмуда Халиля аль-Хусари.

В паузе между аятами или внутри аята постарайтесь по памяти прочитать выученный фрагмент Корана.
Например, 112 сура “аль-Ихлас=Очищение веры”.
Вы : Бисми-Лляхи р-рахмани ррахим (пауза в записи)
аль-Хусари : Бисми-Лляхи р-рахмани ррахим
Вы : куль хува-Ллаху ахад (пауза в записи)
аль-Хусари : куль хува-Ллаху ахад
Вы : Аллаху ссамад (пауза в записи)
аль-Хусари : Аллаху ссамад
Вы : лям йалид уа лям йуляд (пауза в записи)
аль-Хусари : лям йалид уа лям йуляд
Вы : уа лям йакуль-ляху куфуан ахад (пауза в записи)
аль-Хусари : уа лям йакуль-ляху куфуан ахад

Этот метод очень полезен и эффективен для укрепления запоминания Корана (хифз ). На начальном этапе рекомендуется ежедневно запоминать по три-четыре коротких аята, а затем соединять все выученное вместе, многократно повторяя выученный фрагмент. Важно окончательно закрепить выученные аяты и не приступать к изучению нового фрагмента до тех пор, пока не будет выучен предыдущий. Со временем рекомендуется наращивать объем заучиваемого текста, пока он не достигнет максимального количества строк, которые учащийся способен запомнить за один раз.

3. Повторение аятов Корана в намазах.

Необходимо поэтапно накапливать и регулярно повторять выученные аяты Корана. Помимо ежедневного чтения Корана (об этом речь пойдет далее) эффективным способом является чтение выученных аятов и сур в намазах.
Выдающийся ученый и знаток хадисов Абу аль-Хасан ас-Синди в своем комментарии к сборнику “Сунан ан-Насаи” пишет: “Иногда имаму следует читать [в намазах] то, что читал пророк, мир ему и благословения Всевышнего Аллаха, дабы получить благодать (барака ) от его, мир ему и благословения Всевышнего Аллаха, чтения и возродить его Сунну…” (том 2 , стр. 170).

В этой связи будет целесообразно обратить внимание уважаемого читателя на те аяты и суры, которые пророк, мир ему и благословения Аллаха, читал в ежедневных пятикратных намазах, дабы мы последовали в этом его примеру (взято из книги ):

I. Рассветный намаз (фаджр )

Два раката сунны перед обязательной рассветной молитвой:

1 ракат — «аль-Бакара» (№2), аят 136
2 ракат — «Аль Имран» (№3), аят 64 или «Аль Имран» (№3), аят 52

ЛИБО
1 ракат- «аль-Кафирун» (№109)
2 ракат — «аль-Ихлас» (№112)

Два раката обязательной рассветной молитвы (фард ):

Длинные расчлененные суры (тиваль аль-муфассаль ) 1:
1. «аль-Вакиа» (№56) и подобные суры в обоих ракатах
2. «ат-Тур» (№52) и подобные суры
3. «Каф» (№50) и подобные суры в первом ракате
Короткие расчлененные суры:
4. «ат-Таквир» (№81)
5. «аз-Залзала» (№99) в обоих ракатах
Однажды прочитал в пути:
6. в 1-ом ракате- «аль-Фаляк» (№113), во 2-ом ракате — «ан-Нас» (№114)
Иногда читал более 60 аятов (в одном или обоих ракатах):
7. «ар-Рум» (№30)
8.» Йа Син» (№36)
9.»аль-Муминун» (№23)
10. «ас-Саффат» (№37)
По пятницам читал (иногда):
11. в 1-ом ракате — «ас-Саджда» (№32), во 2-ом ракате- «аль-Инсан» (№76)

II. Полуденный намаз (зухр )

Первый и второй ракаты обязательной полуденной молитвы:

1. около 30 аятов равных по длине суре «ас-Саджда» (№32)
2. «аль-Бурудж» (№85), «ат-Тарик» (№86) и подобные суры
3.» аль-Лейл» (№92) и подобные суры
4. «аль-Иншикак» (№84) и подобные суры
5. в 1-ом ракате — «аль-Аъля» (№87), во 2-ом ракате -«аль-Гашия» (№88)

Третий и четвертый ракаты обязательной полуденной молитвы:

1. около 15 аятов равных по длине суре «ас-Саджда» (№32)
2. «аль-Фатиха» (№1)

III. Предвечерний намаз (‘аср )

Первый и второй ракаты обязательной предвечерней молитвы:

Около 15 аятов равных по длине суре «ас-Саджда» (№32)

Третий и четвертый ракаты обязательной предвечерней молитвы:

1. около 7-8 аятов равных по длине суре «ас-Саджда» (№32)
2. «аль-Фатиха» (№1)

IV. Закатный намаз (магриб )

Первый и второй ракаты обязательной закатной молитвы:

1. Короткие расчлененные суры
2. Однажды прочитал в пути «ат-Тин» (№95) во 2-ом ракате
3. Средние и длинные расчлененные суры
4. «Мухаммад» (№47)
5. «ат-Тур» (№52)
6.» аль-Мурсалят» (№77)
7. «аль-Аъраф» (№7) в обоих ракатах
8. «аль-Анфаль» (№8) в обоих ракатах

Два раката сунны после обязательной закатной молитвы:

1 ракат- «аль-Кафирун» (№109)
2 ракат — «аль-Ихлас» (№112)

V. Ночной намаз (‘иша )

Первый и второй ракаты обязательной ночной молитвы:

Средние расчлененные суры:
1. аш-Шамс (№91) и подобные суры
2. аль-Иншикак (№84)
3. аль-Аъля (№87)
4. аль-Аляк (№96)
5. аль-Лейл (№92)
6. Однажды прочитал в пути «ат-Тин» (№95) в 1-ом ракате

Чтение сходных по смыслу сур в одном ракате :
1. «ар-Рахман» (№55) и «ан-Наджм» (№53)
2. «аль-Камар» (№54) и «аль-Хакка» (№69)
3. «ат-Тур» (№52) и «аз-Зарийат» (№51)
4. «аль-Вакиа» (№56) и «аль-Калам» (№68)
5. «аль-Мааридж» (№70) и «ан-Назиат» (№79)
6. «аль-Мутаффифин» (№83) и «Абаса» (№80)
7. «аль-Муддассир» (№74) и «аль-Муззаммиль» (№73)
8. «аль-Инсан» (№76) и «аль-Кийама» (№75)
9. «ан-Наба» (№78) и «аль-Мурсалат» (№77)
10. «ад-Духан» (№44) и «ат-Таквир» (№81)

4. Ежедневное повторение аятов Корана

В одном из достоверных хадисов сообщается, что Коран покидает сердца тех, кто не уделяет ему должного внимания, быстрее, чем верблюдица особождается от своих пут. Поэтому важно выделить время для ежедневного повторения выученных аятов Корана.
Один из методов повторения Корана содержится в хадисе, который привели Абу Дауд, Ахмад, ат-Тахави и другие знатоки хадисов.
Поскольку мнения мухаддисов относительно достоверности данного хадиса разошлись из-за одного передатчика (выделен курсивом), я приведу всю цепочку его передатчиков.

1) Фахд – Йусуф ибн Бухлюль – Сулейман ибн Хаййан – Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Йаъля ибн Каъб ат-Таифи – Усман ибн Абдуллах ибн Аус ибн Хузейфа – его дед Аус ибн Хузейфа
(«Шарх Мушкиль аль-Асар» (№1371, 1373) ат-Тахави).
2) Абу Халид аль-Ахмар (т.е. Сулейман ибн Хаййан -прим. Д.Х.) — — Усман ибн Абдуллах ибн Аус — его дед Аус ибн Хузейфа (“Муснад” (№539) Ибн Абу Шейбы)
3) Абдуррахман ибн Махди — Абдуллах ибн Абдуррахман ат-Таифи — Усман ибн Абдуллах ибн Аус ас-Сакафи — его дед Аус ибн Хузейфа (“Муснад” (№16166, 19021) имама Ахмада).
4) Абу Бакр ибн Абу Шейба — Абу Халид аль-Ахмар (т.е. Сулейман ибн Хаййан -прим. Д.Х.) — Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Йаъля ат-Таифи — Усман ибн Абдуллах ибн Аус — его дед Аус ибн Хузейфа (“Сунан” (№ 1345) Ибн Маджи)
5) Мусаддад – Курран ибн Таммам – (через другую цепочку Абдуллах ибн Саид – Абу Халид -) — Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Йаъля — Усман ибн Абдуллах ибн Аус — его дед Аус ибн Хузейфа
(“Сунан” (№ 1393) Абу Дауда).

В хадисе сообщается, что когда Аус ибн Хузейфа, да будет доволен им Аллах, прибыл к пророку, мир ему и благословения Аллаха, в составе делегации племени сакиф, он вел с ними беседы после ночной молитвы (‘иша ). Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, задержался и пришел позже обычного, поскольку в силу определенных обстоятельств он не смог прочитать часть Корана, которую он ежедневно читал. Поэтому он не хотел оставлять это чтение и задержался. Далее Аус ибн Хузейфа сказал: «Я спросил сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, о том, как они делят (чтение сур) Корана по частям. Они ответили: «По три, пять, семь, девять, одиннадцать, тринадцать и часть «муфассаля» целиком».

Как отмечает шейх аль-Албани: “Иснад этого хадиса является слабым из-за Ибн Йаъли, он же ат-Таифи, которого назвали слабым рассказчиком аз-Захаби и [Ибн Хаджар] аль-Аскалани…Я (т.е. аль-Албани) также считаю данный хадис слабым. Все его рассказчики являются надежными, кроме Абдуллаха ибн Абдуррахмана ибн Йаъля ат-Таифи. Он является слабым рассказчиком из-за (плохой) памяти, на что указали ведущие знатоки хадисов. Ибн Абу Хатим передал от своего отца (2/2/97): “Слабый передатчик хадисов”, ан-Насаи сказал: “Не очень сильный (передатчик), записывал свои хадисы”. Ибн Маин разошелся в своем мнении о нем. Он охарактеризовал его такими словами: “Годный”, “Годный с натяжкой”, “Слабый”. Что касается аль-Бухари, то он назвал его очень слабым рассказчиком, как следует из его слов: “В нем есть сомнения”. Некоторые же знатоки хадисов считали его надежным. Однако их мнение о надежности данного передатчика не имеет веса, поскольку оно противоречит классификации вышеупомянутых имамов, особенно если учесть, что в науке о хадисах есть правило: в случае разногласий о надежности рассказчика отведению (джарх ) отдается приоритет перед подтверждением (таъдиль ). Поэтому аз-Захаби поместил имя этого рассказчика в свой сборник “Слабых передатчиков хадисов”. (“Даиф Абу Дауд”, № 246).

Приняв во внимание мнение тех знатоков хадисов, которые сочли данный хадис слабым из-за наличия в нем ненадежного рассказчика, нам тем не менее ничто не может помешать принять дополнение, которое приводит в своем сборнике Абу Джафар ат-Тахави со слов знатока хадисов Сулеймана ибн Хаййана 2 , поскольку он в цепочке передатчиков стоит после Абдуллаха ибн Абдуррахмана ибн Йаъли ат-Таифи.

Так, приведя вышеупомянутый хадис, Абу Джафар ат-Тахави сказал: «Абу Халид, т.е. Сулейман ибн Хаййан, [сказал:] «Мы посмотрели в него (т.е. в свиток Корана — прим. Д.Х.), и [разделили чтение Корана на части следующим образом:] три суры в начале Корана — «аль-Бакара» (№2), «аль-Имран» (№3) и «ан-Ниса» (№4), [затем] пять (сур) — «аль-Маида»(№5), «аль-Анъам»(№6), «аль-Аъраф»(№7), «аль-Анфаль»(№8) и «Бараа» (№9), [затем] семь (сур) — «Йунус»(№10), «Худ»(№11), «Йусуф»(№12), «ар-Раъд»(№13), «Ибрахим»(№14), «аль-Хиджр» (№15) и «ан-Нахль» (№16), [затем] девять (сур) — «Бану Исраил»(№17), «аль-Кахф»(№18), «Марьям»(№19), «Та Ха» (№20), «аль-Анбийа»(№21), «аль-Хадж»(№22), «аль-Муминун»(№23), «ан-Нур»(№24) и «аль-Фуркан»(№25), [затем] одиннадцать (сур) – суры, начинающиеся с букв «Та. Син. [Мим]» (№№ 26-28), «аль-Анкабут»(№29), «ар-Рум» (№30), «Лукман»(№31), «ас-Саджда»(№32), «аль-Ахзаб»(№33), «Саба»(№34), «Фатыр»(№35) и «Йа Син»(№36), [затем] тринадцать (сур) — «ас-Саффат»(№37), «Сад»(№38), «аз-Зумар»(№39), суры, начинающиеся с букв «Ха. Мим. [Айн. Син. Каф]» (№№ 40-46), «Мухаммад»(№47), «аль-Фатх» (№48) и «аль-Худжурат» (№49), [а затем все суры из] части «муфассаль» (№№ 50-114). («Шарх Мушкиль аль-Асар» (№1373) ат-Тахави, “Тафсир” Ибн Касира к суре “Каф”).

Таким образом цикл чтения Корана согласно данной классификации делится на семь дней:

1 день — “аль-Фатиха”(№1), «аль-Бакара» (№2), «аль-Имран» (№3) и «ан-Ниса» (№4)
2 день — «аль-Маида»(№5), «аль-Анъам»(№6), «аль-Аъраф»(№7), «аль-Анфаль»(№8) и «Бараа» (№9)
3 день — «Йунус»(№10), «Худ»(№11), «Йусуф»(№12), «ар-Раъд»(№13), «Ибрахим»(№14), «аль-Хиджр» (№15) и «ан-Нахль» (№16)
4 день — «Бану Исраил»(№17), «аль-Кахф»(№18), «Марьям»(№19), «Та Ха» (№20), «аль-Анбийа»(№21), «аль-Хадж»(№22), «аль-Муминун»(№23), «ан-Нур»(№24) и «аль-Фуркан»(№25)
5 день — суры, начинающиеся с букв «Та. Син. [Мим]» (№№ 26-28), «аль-Анкабут»(№29), «ар-Рум» (№30), «Лукман»(№31), «ас-Саджда»(№32), «аль-Ахзаб»(№33), «Саба»(№34), «Фатыр»(№35) и «Йа Син»(№36)
6 день — «ас-Саффат»(№37), «Сад»(№38), «аз-Зумар»(№39), суры, начинающиеся с букв «Ха. Мим. [Айн. Син. Каф]» (№№ 40-46), «Мухаммад»(№47), «аль-Фатх» (№48) и «аль-Худжурат» (№49)
7 день — все суры из части «муфассаль» (№№ 50-114).

В заключение следует отметить, что изучение Корана – это особый образ жизни, достигаемый за счет следования кораническим заповедям, соблюдения мусульманской морали, постоянного духовного самосовершенствования и регулярного повторения выученных сур. В хадисах пророка, мир ему и благословения Аллаха, разъясняется, что знатоки Корана являются “людьми Аллаха и Его особыми рабами”. А в аяте Корана, который известен как “аят чтецов”, сказано, что читающие Коран и соблюдающие его заповеди получат свою награду сполна и добавку в придачу: “Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный ” (сура 35 “Фатыр=Творец”, аяты 29-30).

1 Муфассаль – общее название всех сур Корана, начиная с 50-й суры «Каф» и до конца Корана

Две самые распространенные классификации сур из раздела «аль-муфассаль»:

Длинные расчлененные суры (тиваль аль-муфассаль) — суры от «Каф» (№50) до «аль-Хадид» (№57)
Средние расчлененные суры (аусат аль-муфассаль) — суры от «аль-Хадид» (№57) до «ат-Таквир» (№81)
Короткие расчлененные суры (кысар аль-муфассаль) — суры от «ат-Таквир» (№81) до конца

Длинные расчлененные суры (тиваль аль-муфассаль) — суры от «Каф» (№50) до «ан-Наба» (№78)
Средние расчлененные суры (аусат аль-муфассаль) — суры от «ан-Наба» (№78) до «ад-Духа» (№93)
Короткие расчлененные суры (кысар аль-муфассаль) — суры «ад-Духа» (№93) до конца

2 Абу Халид аль-Ахмар Сулейман ибн Хаййан аль-Азди аль-Куфи был имамом, хафизом Корана и знатоком хадисов. Он родился в Джурджане в 114 году хиджры. Передавал хадисы от Хишама ибн Урвы, Лейса ибн Абу Салима, Абу Малика аль-Ашджаи и других ученых, а от него передавали хадисы имамы Ахмад ибн Ханбал, Абу Бакр ибн Абу Шейба, Исхак ибн Рахавейх и другие знатоки религии. Все знатоки хадисов охарактеризовли его как правдивого и надежного рассказчика. Умер в 189 году хиджры. Он был одним из знатоков хадисов. Он избегал калама, споров и суждений на основании личного мнения (райй). (Более подробно см. его биографию в “ас-Сикат” (6/395), “Тахзиб аль-Камаль” (3 /271-272), “Табакат улама аль-хадис” 1/ 398-399).

Наступил месяц Рамадан, и у мусульман, как всегда появляются вопросы, связанные с соблюдением поста в месяц Рамадан. В частности, люди, которые не соблюдают все обязанности Ислама и не отстраняются от всех его запретов, — находятся в раздумье, держать им пост или нет. К примеру, люди, которые не совершают намаз, или женщины, которые не покрываются, совершают какие-то явные грехи, такие люди стоят перед выбором, стоит ли им держать пост, будет ли их пост действительным, если они не соблюдают других религиозных предписаний, совершают грехи и прочее. Каждый из людей, которые находятся в подобной ситуации, задает себе такой вопрос. Тем более, что иногда практикующие, но невежественные мусульмане говорят таким людям: «Зачем тебе поститься, если ты не делаешь намаз, не носишь хиджаб, твой пост не примется».

Здесь нужно понимать, что обязанности Ислама носят индивидуальный характер, и они не зависят друг от друга. Если человек не совершает намаз и держит пост, это не значит, что его пост не примется, действительность поста никак не связана с действительностью намаза. То же самое, если женщина не носит хиджаб: это не значит, что хиджаб является условием действительности поста – если она не носит хиджаб и постится, ее пост зачтется. Поэтому тем, кто сомневается, нужно отбросить сомнения и начать поститься, чтобы пост стал причиной преображения человека и его изменения.

Это правило выводится из Корана, где Всевышний Аллах говорит в суре Бакара: «О те, которые уверовали! (это обращение к каждому верующему – к каждому человеку, который считает себя мусульманином, даже если он не соблюдает религию). «Вам предписан пост так же, как он был предписан предыдущим общинам». Пост не является чем-то уникальным для мусульман, он был предписан и общинам других пророков как вид поклонения.

Далее Всевышний Аллах говорит: «Возможно, вы проявите богобоязненность» — то есть, возможно этот пост, если вы будете его соблюдать должным образом, изменит вас — человек, который не делал намаз, если будет держать пост, этот пост его духовно изменит.

Поэтому человеку в этом месяце следует посетить мечеть – чтобы она не была чуждым для человека местом, чтобы он знал, как войти туда, как совершить намаз – если он не умеет, просто посмотреть, как другие люди совершают намаз, чтобы устранить эту отчужденность современного человека, живущего неисламскими ценностями, от мечети. И лучшим временем для этого является месяц Рамадан. Поэтому нужно стараться держать пост, чтобы видеть в нем не просто какой-то обычай предков или магический ритуал, который совершают без смысла и понимания. А это деяние, которое изменяет наше сердце – когда мы будем испытывать голод и жажду и будем сострадать людям, у которых нет еды, для которых даже вода — это роскошь. И когда мы испытаем этот состояние, оно должно изменить нас и поменять наше ощущение жизни.

Ценность этого месяца огромна. Нужно понимать, что у этого месяца есть определенный баракат, милость Аллаха, и эту милость нельзя получить, соблюдая пост в другое время. Это милость Аллаха, которую Он дает именно в это время. Поэтому Рамадан — это лучшее время, чтобы покаяться в своих грехах, сделать таубу и стараться измениться. И если человек чего-то из религии не соблюдает – это лучшее время сделать дуа и попросить Аллаха чтобы Он дал мужество и силу соблюдать религию.

Абу Али аль-Ашари

Запись аудио-лекции, прочитанной для сайта Азан.кз.

Новое на сайте

>

Самое популярное