Домой Полезные свойства плодов Как сжечь ведьму. Сжечь ведьму! Кто же такая ведьма

Как сжечь ведьму. Сжечь ведьму! Кто же такая ведьма

Вальпургиева ночь

Называется она так потому, что попадает на день поминовения святой Вальпургии. Поскольку праздник не новый и существовал еще в дохристианской традиции, он в более-менее одинаковом виде сохранился во всех странах Западной и Центральной Европы. Смысл его в том, что в эту ночь у всех ведьм района происходит большой съезд. Они собираются в одном месте (желательно на холме повыше, поближе к луне).

Так как женщине, даже когда она ведьма, неприлично появляться на вечеринке одной, каждая ведьма приводит с собой спутника — демона. Долго ужинают мясом без хлеба и соли и ждут Сатану. Он на таких праздниках всегда почетный гость, и ему, почти как Санта-Клаусу, приходится облететь за одну ночь все такие вечеринки и побывать у всех девочек, которые в этом году плохо себя вели.

Как только запыхавшийся Сатана доезжает до этого конкретного сборища, начинаются танцы и другие бесстыдства. К утру все расходятся усталые.

Параллельно в деревнях нормальные люди жгут соломенные чучела ведьм, обходят дома с факелами и проводят другие магические и очень эффективные обряды по изгнанию ведьм и демонов, но особенно ведьм — потому что люди не дураки и понимают, что демон притащился только потому, что ведьма его позвала. Сам бы он с дивана в жизни не встал. Утром все ложатся спать довольные. Простой человек сделал все, что было в его силах. Дальнейший неравный бой с ведьмами доверяют профессионалам из папской инквизиции и другим неравнодушным.

Как вычислить ведьму

Это очень просто. Во-первых, ведьмами считали всех, кто не принял христианство. Так что это в основном были старые женщины, не желавшие отказываться от своих старых идолов.

Во-вторых, ведьмы практиковали всякие неясные обряды (например, часто мылись).

В-третьих, ведьмами были те, кто пытался лечить односельчан всякими травяными отварами. То есть пока односельчане выздоравливали, все было хорошо, но стоило одному из них не выкарабкаться, как женщину-врача немедленно называли ведьмой.

Или вот, очень часто ведьмы отказывались спать со своими мужьями — это, конечно, было не потому, что они замужем за каким-то немытым неприятным типом, которого не любят, а потому что у них завелся демон-любовник.

Бывали, конечно, и перегибы на местах. Так, в Шотландских хрониках есть записи о том, что некая миссис Патерсон была поймана и сожжена как ведьма, потому что ходила, переодевшись мужчиной. Мистер Патерсон, с которого уже после сожжения пытались взыскать 40 фунтов на покрытие расходов по поимке и сжиганию его жены, платить отказался, подал в суд и там доказал, что жена его вовсе не была ведьмой, а просто отправилась в дальнее путешествия в мужской одежде, надеясь, что так будет безопаснее. Суд разрешил мистеру Патерсону не платить 40 фунтов. Скорее всего, преступление миссис Патерсон состояло в том, что она отказала в любви поймавшему ее охотнику за ведьмами.

Историк Джордж Ф. Блэк (George F. Black) в своей книге о судебных делах над ведьмами «A Calendar of Witch Trials» подсчитал, что в период с XVI до начала XVIII века в Шотландии, по официальным данным, было сожжено около 1500, а по неофициальным - до 17 тыс. женщин. Цифры настолько разнятся, потому что «официальными» сжиганиями считались те, которые проводились после того, как в деревню приезжал судья и проводил судебное заседание по всем правилам. Неофициальные же сожжения — это когда сельчане справлялись и сами, без судьи.

Кстати, о судах. Кроме устных и ничем не подкрепленных свидетельств очевидцев, суд использовал такие высокотехнологичные способы дознания, как пытки. Причем в хрониках есть свидетельство о том, что ведьмами признавали как женщин, которые не чувствовали боли, так и тех, кто кричал слишком сильно, а значит, был слишком чувствителен к мукам.

Ведьму пытали до тех пор, пока она не называла еще одну ведьму — все же знали, что они встречаются как минимум раз в год на Вальпургиеву ночь, а потому знакомы друг с другом.

85% признанных ведьмами и колдунами — женщины. Остальные — мужчины и некоторое количество (тут точной статистики нет) детей — как правило девочек до 13 лет.

Несмотря на все средневековые картинки, на которых ведьмы корчатся в языках пламени, самым распространенным способом избавления от ведьмы был все же другой. Женщину топили или, что чаще, вешали. Это позволяло убить ведьму. Потом тело ее нужно было сжечь, потому что ведьму-то убили, но живущий в ней ее бойфренд-демон еще жив и здоров и, если захочет, сможет ведьму оживить. Поэтому тело ведьмы после повешения рекомендовалось дополнительно сжечь. Демона это не убивало, просто изгоняло. Так что приходилось продолжать неравный бой со злом — и искать женщину, в которую он вселится на этот раз.

Сколько стоит сжечь ведьму

Считается, что одним из районных центров по прожариванию ведьм стала Шотландия. Это, скорее всего, не так, просто шотландские бюрократы отличились тем, что исключительно подробно и четко вели весь документооборот, связанный со сжиганием ведьм. До такой степени, что мы точно знаем, кого сожгли, где и сколько это вообще стоило.

Итак, на то, чтобы сжечь ведьму, нужно потратить:

3 фунта на 38 связок дров;

12 пенсов на похороны ведьмы;

14 пенсов на гонорар работнику суда, который выбил из ведьмы показания;

6 пенсов на горючий материал для разжигания костра;

24 пенса на содержание ведьмы под стражей во время суда;

30 пенсов на доставку ведьмы от судебного здания к месту сожжения;

2 фунта на то, чтобы ведьму повесить перед сожжением;

20 фунтов — гонорар поймавшему ведьму охотнику на ведьм.

Как правило, все эти расходы взимали с ближайшего родственника ведьмы, чаще всего мужа. Это довольно честно, учитывая, что в 95% случаев муж на жену и заявлял. А уж если кого-то обвиняли в колдовстве, снять эти обвинения было практически невозможно.

Так как Великобритания, в отличие от многих других стран, всегда была правовым государством, все суды и дальнейшие сжигания проводились в соответствии с Актом о колдовстве (Witchcraft Act) от 1735 года.

Отменили его в 1951 году — с тех пор мужьям приходится тихо любить своих жен в домашних условиях — рассказать о том, что они женаты на ведьме, кроме друзей и мамы, больше некому. Закон мужчин больше не защищает.

Счастливой вам Вальпургиевой ночи!

Нюня
Бета: Mora
Название: Как сжечь ведьму. Пособие для начинающих
Дисклеймер: Масаши Кишимото
Жанр: Романтика, Ангст, Юмор, Драма, Экшн (action)
Статус: в процессе
Рейтинг: R
Пейринг: Саске/Хината
Размещение: с указанием автора и с его разрешения
Предупреждение: Гет, AU, OOC
От автора: Сказочная история, наполненная колдовством, духами и драконами. Фамилии главных героев изменены.
Саммари: XVI век. Охота на ведьм распространилась по всей Западной Европе. Ни в чем не повинных женщин сотнями пытали и сжигали на костре... Но что делать, если ты настоящая ведьма, пусть и с весьма скудными способностями? Как ты защитишь себя, когда за тобой придет прекрасный рыцарь, охваченный неутомимым желанием... поскорее сжечь тебя?

Почему именно мужская одежда? – недовольно скривился мальчик, подозрительно прищурив левый глаз. – Хината же девушка!

Она не должна бросаться в глаза. Женщина среди путников это всегда подозрительно, а так она будет выдавать себя за мужчину, и на нас никто не обратит внимание.

Саске говорил спокойно, слегка лениво, оперевшись плечом о каменную стену. Они смотрели вперед в самую глубь леса, не решаясь обернуться назад, где переодевалась ведьма. Рыцарь жадно вдыхал воздух, словно пытаясь поймать запах ее кожи, но пахло лишь грязью и свежей листвой. Наруто нетерпеливо ерзал на месте, косясь на сумку, набитую едой и хлебом. Саске заметил это и подтянул ее поближе к себе, усмехнувшись. Мальчик-лис недовольно фыркнул и выскочил из пещеры. Мужчина остался наедине с полуголой девушкой за спиной. Его ладони покрылись потом, а сам он еле сдерживал себя, чтобы не повернутся и не подглядеть за ней хоть краешком глаза. Собирая всю свою выдержку в кулак, он сорвался в момент, услышав высокий жалобный голосок Хинаты.

Саске! Мне нужна помощь!

Не успев повернуться, девушка уткнулась в сильную мужскую грудь, которая уже была влажной, несмотря на холодный ветер.

Слушаю тебя, - прохрипел он, стараясь поднять глаза как можно выше, чтоб не видеть ее обнаженной груди, зажатой в девичьих руках.

Я не могу затянуть это. - Хината протянула к его носу небольшой отрезок длинной ткани, который был взят специально для ее внушающего размера. – Помоги.

Смерти моей хочешь? – зашипел мужчина, грубо выхватывая мягкую ткань из ее рук. – Повернись спиной.

Девушка легонько кивнула и повернулась спиной. Намотав длинные волосы на кисть, она схватилась ладонями за затылок, убрав волосы и руки для удобства. Легкое головокружение охватило Саске, когда он увидел мягкий изгиб ее спины и тонкой талии, очерченные глубокой линией позвоночника. Дрожащими руками мужчина натянул ткань и потянул руки вперед, обхватывая ее грудь и затягивая ее, чтобы сгладить округлости. Хината закусила губу и прикрыла глаза, терпя слегка болезненные ощущения от силы его рук, затягивающих ткань вокруг ее худого тела. Ей было тяжело дышать от давления на ребрах, а он задыхался от ее нежной кожи, скользившей под его пальцами. Заправив ткань, он поцеловал ее оголенную тонкую шею и девушка обернулась к нему, густо покраснев и ухватившись пальцами за место поцелуя. Их разделяло расстояние меньше шага, а губы так и тянулись друг к другу.

Что вы там делаете? – раздался громкий голос Наруто за их спинами.

Разговариваем! – прорычал Саске, натягивая на хрупкую девушку тонкую мужскую рубашку. Щеки Хинаты горели ярким красным огнем, а глаза стыдливо были опущенные вниз. Пробежав кончиками пальцев по дрожащим ресницам, он поцеловал ее в веко и улыбнулся. – Пошли, ведьма, пора выдвигаться.

Брюнетка улыбнулась в ответ, вытирая ребром указательного пальца веко, которое словно горело от поцелуя.

«Ее сила в девственности, черт ее бери. Я когда-нибудь сорвусь…» - ругался в своем подсознании рыцарь, пристегивая к седлу сумки.

А обед?! – прокричал свой вопрос Наруто, вытягивая из его рук сумку, из которой выглядывала корочка аппетитного хлеба. Подняв сумку вместе с висящим на ней мальчиком вверх, он интенсивно ее затряс, чтобы надоеда выпустил ее из рук. С грохотом упав на землю, мальчик зарычал, пиная рыцаря по ноге, но тот не обращал внимания на ребенка и продолжал молчаливо собираться в дорогу. В голубых глазах Наруто блеснула голодная слеза, но мужчина был непреклонен.

Поедим позже. С твоим аппетитом мы либо разоримся, либо никогда не дойдем до места.

Не смей баловать ребенка! – Пихнул ее в плечо брюнет.

Детей нужно баловать, иначе они вырастают в таких чёрствых мужланов, как ты.

Войдя в ворота города, Хианата сильней натянула капюшон плаща на лицо. Ее волосы были аккуратно заплетены в косу, поэтому издалека она действительно была похожа на маленького мальчика-подростка, с по-девичьи мягкими чертами лица. На улицах было оживленно и шумно. Вокруг было много людей в масках, окруженных смехом. Хината разглядывала все вокруг, ей было так в новинку видеть подобные празднества, что она стала заметно отставать от своих спутников. Ее чуть не снесли с ног двое веселых малышей, которые бежали со всех ног в центр города, где уже собралась толпа. Осмелев, она твердо зашагала вперед в сторону представления, позабыв о своих настоящих и важных планах. Ведьму влекла громкая музыка и смех, которые становились все громче и громче с каждым шагом. Гуттлетс тоже слегка высунул морду из-под ее капюшона, любопытно озаряясь по сторонам. Здесь, в этой суматохе, никто не обращал внимания на маленького мальчишку с восхищенными серыми глазами. Она уже подобралась к толпе, когда в ее лицо полыхнул огонь и она, от испуга, упала на землю.

Простите! – громко рассмеялся мужчина в маске, подавая руку Хинате.

Все хорошо. - Отряхиваясь, кивнула она, внимательно разглядывая комедианта. – Вы дышите огнем?

Да, - удивившись ее вопросу, ответил мужчина, играя с факелами и умело подкидывая их верх.

Словно дракон! – Хлопнула девушка в ладоши, восхищенно наблюдая за его действиями.

Мужчина снова громко рассмеялся, набирая в рот керосин и выпуская новые взрывы пламени вверх. Хината не заметила, как сама стала звонко смеяться глядя на огонь, который раньше ненавидела. Тряхнув своими рыжими волосами, мужчина улыбнулся и положил руку на ее голову. Его карие глаза запылали огнем, который он только что запускал в воздух.

Этот праздник для тебя, Хината.

Что? – Округлив свои глаза, спросила девушка, но мужчина растворился, превратившись в черный дым.

Девушка вздрогнула, когда ее локоть сильно сжали и дернули назад. Саске с гневом скрипел зубами, впритык смотря на ее лицо, полное непонимания и радости.

Не отставай! – рявкнул он, сжав ее руку и потянув за собой. Девушка, сделав всего два шага, намертво встала на месте, не желая идти следом.

Я хочу посмотреть на праздник! – вскрикнула она, вырывая свою руку. Мужчина шумно вдохнул, закрывая глаза, в которых просто бурлила злость.

И я хочу! – воскликнул Наруто, хватая руку Хинаты.

Они стояли позади толпы, смешно вытянув головы вверх, пытаясь разглядеть все представление. Наруто, казалось, смеялся громче всех, опершись на голову Жустиса. Саске недовольно скрестил руки и ждал. Ждал, когда удовлетвориться любопытство этих двоих, и они смогут продолжить свой путь по намеченному плану. Буркнув себе под нос ругательство, он глянул на девушку, в глазах которой искрилась неподдельная радость и любопытство. Ее восхищало все: столпотворение людей, скучные выступления комедиантов и даже смех, человеческий задорный смех. Духи не умеют смеяться.

Улыбнувшись, рыцарь молча взял девушку на руки и усадил позади ребенка. Серые глаза распахнулись еще сильней, увидев маленьких собак, бегающих по импровизированной сцене.

Тебе это так нравится? – спросил Саске, сжимая ее ладонь.

Да! Я словно заново познала жизнь! – воскликнула она, вытирая слезу со щеки. Наруто промолчал, даже не переведя взгляда на девушку, но что-то внутри него екнуло. Как можно это называть жизнью? Жизнь - это жить вместе с родителями в собственном доме, окруженным теплом и уютом. Быть всегда сытым и не красть ради выживания. Что она, ведьма, может знать о жизни?

Саске, - окликнула рыцаря Хината. - Я видела духа огня.

Две пары удивленных глаз уставились на девушку. Ее глаза блеснули загадочным блеском, и она снова улыбнулась, погладив солнечные волосы мальчика.

Что он тебе сделал? - подавшись немного вперед, спросил рыцарь, с тревогой оглядывая ее лицо.

Ничего. Я должна тебе кое-что сказать. - Сделав глубокий вздох, Хината повернулась к Саске и произнесла: - Он любил духа реки. И она любит его до сих пор, хотя когда-то он решил уничтожить людей, сжигая их в огне, а она потушила его огонь, защитив человечество от его рук. Она уничтожила то, что любила больше жизни.

Какие духи? - спросил Наруто, вскидывая назад голову, чтобы видеть Хинату.

Мои друзья, - прошептала Хината.

В Европе в XIII веке особую популярность приобрели суды над ведьмами, именно они превратились в главного врага. Пошёл дождь - ага, вон, видите, рыжая бестия рядом? Сто процентов она наколдовала! Вымерло стало овец - а вон ещё одна красотка прогуливается. Явно же она виновата!

И неважно, что на улице осень, а хозяин овец не кормил их уже с неделю. Во всём виноваты ведьмы и злые колдуны. Помешательство продолжалось вплоть до XVII века.

Подозрение и доказательства

Для подозрения несчастного или несчастной в ведовстве вполне было достаточно даже анонимного доноса. Тогда его судьба, вероятнее всего, была трагична. Сами же доносы могли родиться если просто "показалось" или при случайном стечении обстоятельств.

Конечно же, какие-то реальные доказательства предоставить было невозможно, а такое "работающее" обвинение применяли направо и налево.

Я была у знахарки, она сказала, что у меня есть дурная соседка, которая вскоре придёт в мой дом. Так оно и вышло. У меня живот начинает болеть всякий раз, как её вижу, - такие доводы инквизиция могла использовать в качестве доказательств, что женщина - ведьма.

Как пишет Реджинальд Скот в книге "Разоблачение ведовства", обвиняемую до этого побили соседи и расцарапали ей лицо до крови. Судьба её, вероятно, трагична. Женщина всё же оказалась в руках инквизиции. Существовали даже целые своды правил, которые современному человеку покажутся просто абсурдными. В плане поиска ведьм особенно знаменит Мэтью Хопкинс, с подачи которого на смерть отправилось более 200 человек в XVII веке.

Признаки того, что женщина - ведьма (Уильям Перкинс, "Рассуждения о проклятом искусстве ведовства", 1608 год):

  • настойчивые подозрения людей, живущих вместе или поблизости от обвиняемого;
  • если другой обвиняемый вас "сдаст";
  • если после произнесённого кем-то "заклинания" или брани следует крупная неприятность;
  • если несчастье следует после угрозы здоровью;
  • если подозреваемый является сыном, дочерью, слугой или компаньоном ведьмы, которую уже осудили;
  • если на теле подозреваемой найдена метка дьявола (это родинка!);
  • если подозреваемый во время допроса меняет показания.

Одним из самых резонансных доказательств стало то, которое использовали против миссис Джулиан Кокс в 1663 году. Женщину поймал и доставил охотник на ведьм (к слову, была и такая профессия). По его утверждению, мужчина гнался за кроликом. Пушистый убежал в кусты. Охотник - за ним. А в кустах была только миссис Кокс. Позже, на суде, один свидетель вспомнил, как женщина (дама в теле, кстати) влетала в окно на метле. Ну, о её участи после таких неопровержимых доказательств вы, в общем-то, догадываетесь.

Пытки или поиск "печати дьявола"

Ведьм пытали до тех пор, пока они не признают свою вину. Дело в том, что в Европе бытовало мнение: ведьму нельзя казнить до того, как она признает свою вину, - эффекта не будет. Переродится бестия, да и всё.

Правда, богослов Сельвестр Приерас вообще вывел теорию, согласно которой схема "Я призналась - казните давайте" также не работает. По его версии, ведьму непременно нужно пытать, чтобы она испытала те муки, которые довелось узнать пострадавшим от её злодеяний.

Красивых молодых женщин в этот "этап" могли изнасиловать. Так стало с женой советника юстиции фрау Пеллер, сестра которой в 1631 году отвергла ухаживания судьи Франца Бюирмана. Ну, как ухаживания - она попросту отказалась с ним переспать. На Пеллер набросился помощник палача.

В 1643 году подобное произошло с сестрой Мадлен Баван, которую также обвинили в ведовстве. Считалось, что палачи не измываются над задержанными женщинами, а "ищут печать дьявола".

Одна из пыток называлась "стул ведьмы", и после неё женщины были готовы признаться в чём угодно. Это конструкция, внешне напоминающая обычное высокое кресло. Только из него торчит множество кольев, которые впиваются жертве в кожу. Если вдруг дамы признавались не сразу, их "усаживали поудобнее".

Во время этого же этапа ведьмам давали только солёную пищу, подмешивая соль даже в питьё. То есть человека под пытками мучила нестерпимая жажда.

Второй этап - дыба. Жертву растягивали до тех пор, пока она не сдаст сообщников. Сдавали. Всегда. Часто несуществующих. Этот же этап предусматривал "дополнительные пытки за особые виды преступлений". Среди них отсечение конечностей, истязание щипцами и так далее.

Иногда этот этап всё же могли отменить. Так, в 1628 году двум девочкам 11 лет, которых заподозрили в изготовлении восковых кукол для убийства людей, вынесли "особый приговор" - их сожгли без второго этапа пыток.

До третьего этапа и собственно казни доживали далеко не все. В протоколах в таких случаях писали, что ведьме "дьявол свернул шею" или сделал что-то подобное, не менее ужасное.

Многие ведьмы перед самой смертью говорили, что откровенно врали. Так, исповедник Михаэль Стапирий вспоминал, как в 30-х годах XV века женщина сказала ему перед смертью, что не могла не "начать говорить".

Я не перенесу, если на мои ноги сядет даже муха. Лучше 100 раз умереть, чем терпеть такие мучения, - объяснила она.

Признавалась так называемая ведьма во всех смертных грехах или нет - её все равно ожидала казнь. Власти оправдывали это следующим образом: "Казнить, чтобы не допустить ниспровержения дьяволом божественного миропорядка". Палачи были уверены (или уверяли народ), что так спасают обречённую, так как она ещё больше не нагрешит.

Любого судью, который пытался признать "ведьму" женщиной, не имеющей отношения к колдовству, также ждал костёр.

Перед сожжением ведьм сначала душили при помощи петли или гарроты. Многие молчали в надежде, что палач не заметит и они не сгорят заживо, а будут задушены. Исследователь в области демонологии Петер Бенсфельд отмечал, что инквизиция снисходительно относилась к "перестаравшимся" палачам. Считалось, что так ведьму спасают от ещё одного греха - отчаяния.

Оставшихся в живых отправляли на костёр. Специалист в области права Жан Боден рекомендовал сжигать ведьм на медленном огне. Для этого разжигали ещё влажные ветки.

7 правил "настоящего судьи"

  1. Если заключённый отказывается говорить, нужно продемонстрировать ему другие пытки.
  2. Судья мог пообещать ведьме сохранить жизнь. Но на самом деле речь шла о вечном заключении на хлебе и воде.
  3. Если обвиняемый говорит, что нездоров, - плесните ему кипятком в подмышки.
  4. Судья не должен отказываться от всей строгости пыток, даже если опасается, что обвиняемый умрёт.
  5. Чтобы заключённый не совершил самоубийства, рядом с ним всё время должна находиться стража.
  6. К молодым ведьмам можно проявлять снисходительность. В частности, можно заменить казнь вечной ссылкой девочке 9–12 лет. Или сжечь её, но минуя некоторые этапы пыток.
  7. Беременным ведьмам можно откладывать казнь до того, как ребёнок родится и ему исполнится месяц.

Почему ведьм сжигали на костре, а не казнили другим способом?

Сжигали ведьм по очень простой причине: На допросах ведьмы раскаивались (такая специфика допросов была - ВСЕ раскаивались и соглашались с обвинениями, иначе просто до суда не доживали), хоть судили и светским судом, но представитель церкви просил суд учесть искреннее раскаяние и говоря современным языком - "помощь следствию" и назначить "христианскую казнь" без пролития крови - т.е. сожжение (ещё одной причиной именно сожжения можно считать боязнь воскрешения ведьмы) .

Такие костры начали гореть с начала 15 века, особенно много в Германии, в любом захудалом городишке в среднем раз в неделю был процесс над ведьмой, и так на протяжении многих лет - в Германии 200 лет, Франции - 150, Испании - почти 400 лет (правда в более поздние времена всё реже и реже). Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения.
Оно могло быть предъявлено на основании “Уголовно-судебного уложения императора Карла V“ (так называемой “Каролины“), вышедшего в 1532 г. В нем было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. А сжигали ведьм заживо, как требовала статья 109-я “Каролины“: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“ .
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от “ведьминого костра“ не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников дьявола .

На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 г. Здесь показано, чего добивались охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром .

Призыв «Сжечь ведьму» раньше часто звучал в отношении молодых и красивых женщин. Почему люди предпочитали такой способ казни для колдунов? Рассмотрим, насколько жестокими и сильными были гонения на ведьм в разные эпохи и в разных странах мира.

В статье:

Средневековая охота на колдунов

Инквизиторы или охотники на колдунов предпочитали сжечь ведьму, поскольку были уверены, что люди, которые занимаются магией, заключили . Иногда ведьм вешали, обезглавливали или топили, но и оправдательные приговоры суда над ведьмами не редкость.

Преследование ведьм и колдунов особенного размаха достигло на западе Европы в XV-XVII веках. Охота на колдунов проходила в католических странах. Люди с необычными способностями преследовались и раньше XV века, например, во времена существования Римской империи и в эпоху Древней Месопотамии.

Несмотря на отмену закона о казни за колдовство, в истории Европы периодически случались инциденты с казнями ведьм и гадалок (вплоть до XIX века). Период активного преследования «за ведьмовство» насчитывает около 300 лет. По оценкам историков, общее число казненных - 40–50 тыс. человек, а количество судебных процессов над обвиняемыми в сговоре с Дьяволом и колдовстве - около 100 тысяч.

Сожжение ведьм на костре в Западной Европе

В 1494 году Папа Римский издал буллу (средневековый документ), направленную на борьбу с ведьмами. Сделать указ его убедил Генрих Крамер , больше известный как Генрих Инститорис - инквизитор, который утверждал, что отправил на костер несколько сотен ведьм. Генрих стал автором «Молота Ведьм» - книги, которая рассказывала, и бороться с колдуньей. «Молот Ведьм» не использовался инквизиторами и запрещен католической церковью в 1490 году .

Булла Папы Римского стала основной причиной многовековой охоты на людей с магическим даром в христианских странах Европы. По статистике ученых-историков, больше всего людей казнено за колдовство и ересь в Германии, Франции, Шотландии и Швейцарии. Меньше всего истерия, связанная с опасностью ведьм для общества, затронула Англию, Италию и, несмотря на обилие легенд об испанских инквизиторах и орудиях пыток, Испанию.

Массовым явлением судебные процессы над магами и другими «пособниками Дьявола» стали и в странах, затронутых Реформацией. В некоторых протестантских странах появились новые законы - суровее католических. Например, запрет о пересмотре дел о колдовстве. Так, в Кведлинбурге в XVI веке за один день сожжено 133 ведьмы. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в XVII веке возведена специальная печь для сожжения колдунов. За год устройство использовалось для казни 41 человек, включая детей до пяти лет.

Католики не слишком отставали от протестантов. Сохранились письма священника из немецкого городка, которые адресованы графу фон Сальму. Листы датируются XVII веком. Описание ситуации в его родном городе в разгар охоты на ведьм:

Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9–14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать.

Тридцатилетняя война стала хорошим примером массового преследования ведьм и пособников нечистой силы. Воюющие стороны обвиняли друг друга в использовании колдовства и сил, данных Дьяволом. Это самая крупная война на религиозной почве в Европе, и, судя по статистике, вплоть до нашего времени.

Поиски и сожжение ведьм - предпосылки

Охота на ведьм продолжает изучаться современными историками. Известно, почему булла о ведьмах Папы Римского и идеи Генриха Инститориса одобрены народом. Для охоты на колдунов и сожжения ведьм существовали предпосылки.

В конце XVI века количество процессов и людей, приговоренных к казни сожжением на костре, резко увеличилось. Ученые отмечают и другие события: экономический кризис, голод, социальная напряженность. Жизнь была сложной - эпидемии чумы, войны, долговременное ухудшение климата и неурожай. Происходила революция цен, которая временно сделала уровень жизни большинства людей ниже.

Истинные причины событий: увеличение количества населения в населенных пунктах, ухудшение климата, эпидемии. Последнее легко объяснить с точки зрения науки, но средневековая медицина не могла ни справиться с заболеванием, ни найти причину болезни. Лекарство изобретено только в XX веке, и единственной мерой, защищающей от чумы, стал карантин.

Если сейчас человек обладает достаточными знаниями, чтобы понять причины эпидемии, плохого урожая, изменения климата, средневековый житель знаний не имел. Паника, которую порождали события тех лет, побуждала людей искать другие причины ежедневного несчастья, голода, болезней. Объяснить проблемы по-научному с тем багажом знаний невозможно, поэтому в ход шли мистические идеи вроде ведьм и колдунов, которые портят урожай и насылают чуму в угоду Дьяволу.

Существуют теории, которые пытаются объяснить случаи сожжения ведьм. Например, некоторые верят, что ведьмы действительно существовали, как показано в современных фильмах ужасов. Часть людей отдает предпочтение версии, которая гласит, что большинство судебных процессов - способ обогащения, ведь имущество казненных отдавалось вынесшему приговор.

Последнюю версию можно доказать. Суды над колдунами стали массовым явлением там, где власть слабая, в отдаленных от столиц провинциях. Приговор в некоторых регионах мог зависеть от настроения местного правителя, и исключить личную выгоду невозможно. В государствах с развитой системой управления пострадало меньше «пособников Сатаны», например, во Франции.

Лояльность к ведьмам в Восточной Европе и России

На востоке Европы преследование ведьм не прижилось. Жители православных стран практически не испытали ужаса, который довелось пережить людям, проживающих в странах Западной Европы.

Количество процессов над ведьмами на территории нынешней России составляло около 250 за все 300 лет охоты на пособников нечистой силы. Цифру невозможно сравнить со 100 тысячами судебных дел в Западной Европе .

Причин множество. Православное духовенство в меньшей степени беспокоилось греховностью плоти, если сравнивать с католиками и протестантами. Женщина как существо с телесной оболочкой меньше пугала православных христиан. Большая часть казненных за ведьмовство - женского пола.

Православные проповеди в России XV–XVIII века осторожно затрагивали темы , духовенство стремилось избежать самосуда, который часто практиковался в провинциях Европы. Еще одна причина - отсутствие кризиса и эпидемий в том объеме, который пришлось испытать жителям Германии, Франции, Англии и других стран Западной Европы. Население не занималось поисками мистических причин голода и неурожая.

Сжигание ведьм в России практически не практиковалось, а то и запрещалось законом.

Судебник 1589 года гласил: «А блядям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов», то есть за их оскорбление полагался штраф.

Встречался самосуд, когда крестьяне поджигали избу местной «ведьмы», которая погибала из-за пожара. Ведьма на костре, сооруженном на центральной площади города, где собралось население города - в православной стране таких зрелищ не наблюдалось. Казни сожжением заживо практиковались крайне редко, использовались деревянные срубы: публика не видела страданий осужденных за ведьмовство.

В Восточной Европе обвиненных в колдовстве испытывали водой. Подозреваемую топили в реке или другом местном водоеме. Если тело всплывало, женщину обвиняли в ведьмовстве: крещение принимается святой водой, а если вода «не принимает» человека, которого топят, значит, это колдун, отрекшийся от христианской веры. Если подозреваемая тонула, ее объявляли невиновной.

Америку охота на ведьм практически не затронула. Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами зафиксировано и в Штатах. Известны на весь мир события в Салеме в XVII веке, в результате которых повешено 19 человек, один житель раздавлен каменными плитами, а около 200 человек приговорено к тюремному заключению. События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения: выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой - истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое.

Как наказывали за колдовство в Древнем мире

В Древней Месопотамии законы о наказании за колдовство регламентировал кодекс Хаммурапи, названный именем правившего царя. Кодекс датируется 1755 годом до нашей эры. Это первый источник, в котором упоминается испытание водой. Правда, в Месопотамии проверяли на колдовство несколько иным методом.

Если доказать обвинение в колдовстве невозможно, обвиненного заставляли погрузиться в реку. Если река забирала его, считали, что человек колдун. Имущество умершего отходило к обвинителю. Если человек оставался жив после погружения в воду, его объявляли невиновным. К смертной казни приговаривали обвинителя, а обвиняемый получал его имущество.

В Римской империи к наказаниям за колдовство подходили, как и к остальным преступлениям. Оценивалась степень вредоносности, и если пострадавшему не выплачивалась компенсация человеком, обвиненным в колдовстве, ведьме причиняли аналогичный вред.

Регламент сожжения заживо ведьм и еретиков

Пытки инквизиции.

Перед тем как приговорить пособника Дьявола к сожжению заживо, требовалось допросить обвиняемого, чтобы колдун выдал сообщников. В Средневековье верили в шабаши ведьм и считали, что дело редко обходится одной ведьмой в городе или селе.

Допросы всегда происходили с применением пыток. Сейчас в каждом городе с богатой историей можно встретить музеи пыток, экспозиции в замках и даже подземельях монастырей. Если обвиняемый не умирал в процессе допроса, документы передавались в суд.

Пытки продолжались, пока палачу не удавалось получить признание в совершении преступления и пока подозреваемый не укажет имена сообщников. Недавно учеными-историками изучены документы инквизиции. На самом деле пытки во время допросов ведьм строго регламентировались.

Например, к одному подозреваемому по одному судебному делу мог применяться только один вид пыток. Было множество методик получения показаний, которые не считались пытками. Например, психологическое давление. Палач мог начать работу с демонстрации пыточных приспособлений и рассказа об их особенностях. Судя по документам инквизиции, этого часто хватало для признания в колдовстве.

Не считалось пытками лишение воды или пищи. Например, обвиняемых в ведьмовстве могли кормить только пересоленной пищей и не давать воду. Холод, пытки водой и некоторые другие способы использовались в целях получить признание у инквизиторов. Иногда заключенным показывали, как пытают других людей.

Регламентировалось время, которое можно потратить на допрос одного подозреваемого по одному делу. Некоторые пыточные инструменты не использовались официально. Например, Железная Дева. Достоверных сведений, что атрибут применяли для казни или пытки, нет.

Оправдательные приговоры не редкость - их количество составляло около половины. В случае получения оправдательного приговора церковь могла заплатить возмещение человеку, которого подвергали пыткам.

Если палач получал признание в ведьмовстве, а суд признавал человека виновным, чаще всего ведьму ожидал смертный приговор. Несмотря на немалое количество оправдательных приговоров, около половины дел привело к казням. Иногда применялись более мягкие наказания, например, изгнание, но уже ближе к XVIII–XIX векам. В качестве особой милости еретика могли задушить, а тело сжечь на костре на площади.

Существовало два способа разложения костра для сожжения заживо, которые применялись во времена охоты на ведьм. Первый способ особенно любим испанскими инквизиторами и палачами, поскольку сквозь пламя и дым были хорошо видны страдания осужденного на смерть. Считалось, что это оказывает моральное давление на ведьм, которые еще не пойманы. Складывали костер, осужденного привязывали к столбу, обкладывали хворостом и дровами по пояс или колено.

Аналогичным способом осуществляли коллективные казни групп ведьм или еретиков. Сильный ветер мог задуть огонь, и по теме по сей день ведутся споры. Случались как помилования: «Бог послал ветер, чтобы спасти невинного человека», так и продолжение казней: «Ветер - происки Сатаны».

Второй способ сжигания ведьм на костре более гуманный. Обвиненную в колдовстве одевали в рубаху, пропитанную серой. Дровами женщину обкладывали полностью - обвиняемой не было видно. Сжигаемый на костре человек успевал задохнуться от дыма, прежде чем огонь начинал сжигать тело. Иногда женщина могла и сгореть заживо - это зависело от ветра, количества дров, степени их сырости и многого другого.

Сожжение на костре получило популярность благодаря зрелищности . Казнь на городской площади собирала немало зрителей. После того как жители расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь, пока тело еретика не превратится в пепел. Последний обычно развеивался за городом, чтобы ничего не напоминало о происках казненного на ведьмином костре. Только в XVIII веке способ казни преступников начали считать негуманным.

Последнее сожжение ведьмы

Аннa Гельди.

Первой страной, в которой официально отменили преследование за колдовство, стала Великобритания. Соответствующий закон выпущен в 1735 году. Максимальное наказание для колдуна или еретика составляло один год тюремного заключения.

Правители других стран приблизительно в это время установили личный контроль за делами, которые касались преследования ведьм. Мера серьезно ограничила обвинителей, и количество судебных процессов снизилось.

Когда произошло последнее сожжение ведьмы - точно неизвестно, поскольку способы казней постепенно становились все более гуманными во всех странах. Известно, что последней официально казненной за ведьмовство стала жительница Германии. Служанка Анна Мария Швегель обезглавлена в 1775 году.

Последней ведьмой Европы считают Анну Гельди из Швейцарии. Женщина казнена в 1792 году, когда преследование ведьм запретили. Официально Анну Гельди обвинили в отравлении. Ей отрубили голову за подмешивание иголок в хозяйскую пищу - Анна Гельди служанка. В результате пыток женщина призналась в сговоре с Дьяволом. Официальных упоминаний о колдовстве в деле Анны Гельди не нашлось, но обвинение вызвало возмущение и воспринялось как продолжение охоты на ведьм.

За отравление повешена гадалка в 1809 году. Ее клиенты утверждали, что женщина околдовала их. В 1836 году зафиксирован самосуд в Польше, в результате которого утонула вдова рыбака после испытания водой. Самое последнее наказание за колдовство назначено в Испании в 1820 году - 200 ударов розгами и изгнание на 6 лет.

Инквизиторы - поджигатели или спасители людей

Томас Торквемада.

Святая инквизиция - общее название ряда организаций католической церкви. Главная цель инквизиторов - борьба с ересью. Инквизиция занималась связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в XVI–XVII веках начали отдавать дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.

Официально организация создана Папой Римским в XIII веке, а понятие ереси появилось приблизительно во II веке. В XV веке инквизиция начала заниматься обнаружением ведьм и расследованием дел, связанных с колдовством.

Одним из самых известных среди тех, кто сжигал ведьм, стал Томас Торквемада из Испании. Мужчина отличался жестокостью, поддерживал гонения евреев в Испании. Торквемада приговорил к смерти более двух тысяч человек, причем около половины сожженных - соломенные чучела, которыми заменяли умерших при допросах людей или скрывшихся с поля зрения инквизитора. Томас верил, что очищает человечество, но к концу жизни начал страдать от бессонницы и паранойи.

В начале XX века инквизиция переименована в «Священную конгрегацию доктрины веры». Работа организации перестроена в соответствии с законами, которые действуют в каждой конкретной стране. Конгрегация существует только в католических странах. Со времени основания церковного органа и по сей день на значимые должности выбирают только монахов-доминиканцев.

Инквизиторы защищали потенциально невиновных людей от самосуда - оправдательных приговоров около половины, а толпа односельчан с вилами не стала бы слушать оговоренного «пособника Сатаны», не стала бы требовать предъявить улики, как это делали охотники за ведьмами.

Не все приговоры смертные - результат зависел от тяжести преступления. Наказанием могло быть обязательство уйти в монастырь замаливать грехи, принудительные работы на благо церкви, чтение молитвы несколько сотен раз подряд и др. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания.

Поводом для доноса в инквизицию часто служила обычная зависть, и охотники на ведьм пытались избежать смерти невиновного человека на костре. Правда, это не означало, что не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки.

Почему ведьм сжигали на костре

Почему колдунов сжигали на костре, а не казнили другими способами? Обвиненных в ведьмовстве казнили через повешение или отсечение головы, но такие способы применялись ближе к окончанию периода войны на ведьм. Причин, почему выбиралось сожжение как способ казни, несколько.

Первая причина - зрелищность. Жители средневековых городов Европы собирались на площадях, чтобы посмотреть на казнь. Одновременно мера служила и способом морального давления на других колдунов, запугивания граждан и укрепления авторитета церкви и инквизиции.

Сжигание на костре считалось бескровным методом умерщвления, то есть «христианским». Это можно сказать и про повешение, но виселица не выглядела так зрелищно, как ведьма на костре в центре города. Люди верили, что огонь очистит душу женщины, заключившей соглашение с Нечистым, и дух сможет попасть в Царство Небесное.

Ведьмам приписывали особенные способности, иногда отождествляли с вампирами (в Сербии). В прошлом верили, что убитая другим способом ведьма может восстать из могилы и продолжить вредить черным колдовством, пить кровь живых и воровать детей.

Большая часть обвинений в ведьмовстве не сильно отличалась от поведения людей и сейчас - донос как способ расправы практикуется и сегодня в некоторых странах. Масштабы зверств инквизиции преувеличиваются для привлечения внимания к новинкам в мире книг, видеоигр и кинофильмов.

Новое на сайте

>

Самое популярное