Домой Деревья и кустарники Электронная почта. Критика - что это такое и как правильно критиковать? Что такое критиканство

Электронная почта. Критика - что это такое и как правильно критиковать? Что такое критиканство

Разбор полетов — 02.03.2011

Перефразируя известного героя Тома Хэнкса из фильма «Форест Гамп», критика критике рознь . Известно, что существуют критика и критиканство. Основная разница между этими двумя понятиями заключена в следующем. Критика, хотя и облечена в нелицеприятную форму, все же направлена на изменение ситуации или некоторых качеств человека к лучшему. Следовательно, критикующий так или иначе настроен на позитив – и с этим трудно не согласиться.

Критиканство же – это, скорее, «искусство ради искусства». Его целью является критика как таковая. Критикуемый в данном случае лишь мишень, инструмент для оттачивания «мастерства». Получается, что это своего рода «школа злословия», не более. И тут вы уже вполне вправе пропустить нелицеприятные высказывания в свой адрес мимо ушей или даже дать отпор злобствующему оппоненту.

КРИТИКАНСТВО - придирчивая критика, стремление видеть во всем только недостатки.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко.1999)

Критика - это посох, который вам предлагают в помощь,
Критиканство - это дубина, которой вас постоянно пытаются огреть по голове.

Критик Адекватен. Всегда обосновывает свои замечания, то есть не только указывает на недостаток, но и объясняет «почему». В качестве доводов использует объективные источники (энциклопедии, статьи, мнения авторитетных людей). Никогда не ассоциирует произведение с автором. Важно не только обозначить минус, но и изменить автора в лучшую сторону. Если понимает, что изменить автора невозможно, отстраняется. Способен признавать правоту других, признает это. Глобален, смотрит на произведение в целом. Преследует цель помочь автору...Созидает, помогает развиваться...

Критикан Неадекватен. Указывает на ошибку, но не объясняет «почему» Удовлетворяется общими фразами: это итак понятно, всем известно, сермяжная правда и др. Склонен переходить на личностиВажно ткнуть носом, показать свою значимость. На просьбу автора подсказать, что и как конкретно улучшить, использует отговорки: читайте энциклопедии, я вам не корректор, смотрите в словарь, и пр.Не способен принимать чужое мнение, уводит конструктивную беседу в сторону, если доказывают его не правоту. Мелочен, рассматривает частности в отрыве от контекста. Желает самоутвердиться... Разрушает, мешает развитию

Прочитав написанное, рождается резонный вопрос, а зачем нужно определять кто перед тобой - критик или критикан?

Критикана на самом деле совершенно не интересует ни то, что вы делаете, ни конечный результат, ни душевное состояние объекта его критиканских выпадов, да и сам объект его не интересует. Самое важное для него – ОН сам. Только ОН точно знает, как сделать правильно. И если в ответ на ваши возражения вы услышали такую (или подобную) фразу « Так и знал, что воспринимать критику адекватно ты не умеешь», можно заканчивать общение с этим человеком. Перед нами самовлюбленный критикан во всем своем великолепии.

И лишь в одном случае критикан может быть полезен . Если объект его нападок знает себе цену, если не полагается безоговорочно на чужое мнение, если у него, в конце концов, хватит терпения выслушать замечания в свой адрес, то критикан может указать на какую-то мелкую недоработку, которую не заметили ни автор работы, ни критик. А все потому, что критикан не упустит ничего.

Основное отличие критика от критикана заключается в том, что первый анализируя труд исследуемого, выносит как положительное, так и выявленное отрицательное ОБЪЕКТИВНОЕ, с целью указания ориентиров дальнейшего развития автора. Критикан же, видит только отрицательное, причем то отрицательное, которое живет в нем самом. Т.е., по-существу, критикан производит перенос собственных недостатков на объект своей так называемой "критики".
Однако, здоровая критика совершенно не гарантирует того, что автор воспримет ее, т.к. хотим мы этого, или нет, внутренняя самооценка занижается, проявляются защитные функции индивида и на свет выплескивается фраза: "Не учите меня жить!" Возникает тонкая грань между - как в ходе критики не спуститься до критиканства, или как не получить в ответ "Не учите меня жить"? Вот здесь-то и приходит на помощь незыбленное ДОВЕРИЕ.
Критика воспринимается положительно только в том случае, если ты уважаешь мнение критикующего, его собственные побликации или его рассуждения имеют вес в обществе (коллег, друзей). Т.е. смело можно утверждать, если мнению критика ты доверяешь, то и воспринимаешь его рассуждения здраво, с позиции - "ничего личного".

Участвуя, как-то, в групповом психологическом сеансе мне понравился принцип при высказывании ее участников о "наболевшем": если ты с суждением участника не согласен, то не обсуждаешь высказанное, а приводишь пример из своей личной жизни, говорящий об еще одной точке зрения на поднятую тему.

На мой взгляд, профессиональный критик - это большой практик с огромным жизненным опытом. Способность не высказывать недостатки напрямую, пусть и объективные, а через примеры из собственной жизни, не признак ли это глубокого ДОВЕРИЯ и уважения!?

Сохранено

). Свойство критикана, придирчивая критика. Одно дело - разумная критика, другое дело - пустое критиканство.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КРИТИКАНСТВО" в других словарях:

    См. критика 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. критиканство сущ., кол во синонимов: 3 … Словарь синонимов

    КРИТИКАНСТВОВАТЬ, твую, твуешь; несов. (разг. неодобр.). Критиковать придирчиво, быть критиканом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    критиканство - злостное критиканство … Словарь русской идиоматики

    Ср. разг. 1. Занятие критикана. 2. Придирчивая, но неосновательная критика II 3.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Критиканство, критиканства, критиканства, критиканств, критиканству, критиканствам, критиканство, критиканства, критиканством, критиканствами, критиканстве, критиканствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    критиканство - критик анство, а … Русский орфографический словарь

    критиканство - (2 с) … Орфографический словарь русского языка

    критиканство - а, с., розм. Дріб язкова, уїдлива, упереджена критика … Український тлумачний словник

    А; ср. Неодобр. Придирчивая, но поверхностная и пристрастная критика … Энциклопедический словарь

    критиканство - а; ср.; неодобр. Придирчивая, но поверхностная и пристрастная критика … Словарь многих выражений

Книги

  • Александр Твардовский , Турков А.. Андрей Турков, известный критик, литературовед, представляет на суд читателей одно из первых в новейшее время жизнеописаний Александра Твардовского (1910-1971), свою версию его судьбы, вокруг…
  • Александр Твардовский , Турков Андрей Михайлович. Андрей Турков, известный критик, литературовед, представляет на суд читателей одно из первых в новейшее время жизнеописаний Александра Твардовского (1910-1971), свою версию его судьбы, вокруг…

Анальный человек – это особая одаренность критическим мышлением, что дает сумасшедший импульс к развитию – выбирать полезное для жизни и отчуждать вредное для жизни. Во всем. Мы аналитики, наш ум – аналитический. Критика – это, вообще, особое достояние человеческого разума. Самокритика, самокритичность. Когда до пубертата это развивается, способность критиковать снаружи, то есть быть перфекционистом, экспертом, профессионалом в любой области, ученым, победителем конкурсов «Что? Где? Когда?», эрудитом высшей категории, многознаем особенного типа.

Бывает, мы очень развиты, повезло, но не находим себе реализацию, потому что к современной жизни с ее скоростью изменений мы слабо приспособлены. Мы чугунно непроницаемые консерваторы, для нас любые изменения на ландшафте – это сверхстресс. Любые. Даже очень развитые, но нереализованные в современном мире анальники проявляют себя так же, как и невротики или недоразвитые анальники.

Мы пачкаем бочку меда ложкой дегтя, и нам нет необходимости знать, разбираться в этом меде, в этих деталях. У меня возникает устремление для получения положительных эмоций запачкать каждую бочку меда. Каждую. Запачкал ее грязью, ложкой дегтя – и удовольствие.

А развитые: очистил бочку меда от ложки дегтя – и удовольствие. Чтобы очистить бочку меда, надо хорошо разобраться в этой бочке с медом: и как бочка устроена, и что за мед, и кем собран, и так далее. Все надо выяснить про мед. Стать специалистом по меду, экспертом по меду: «О! А вот там вот чуждое меду, деготь», - достали, убрали и получили удовольствие. У нас устремление к наслаждению заставляет нас разобраться в меде, потому что я наслаждаюсь от чистоты. Я вынужден выучить все про мед, каждую деталь – весь дьявол в деталях.

Когда наоборот, сдерживаю акт очищения, я получаю удовольствие от противоположности – я ищу, ищу возможность пачкать. Кстати, чтобы запачкать бочку меда ложкой дегтя, нет необходимости разбираться в бочке с медом, нет такой необходимости. Для чего? Запачкал, и все, без разбору. Запачкал, и на душе хорошо. Не то чтобы радостно, но, по крайней мере, я снимаю напряжение, когда порчу жизнь другим людям, в смысле, я не критикую, а критиканствую. Это критиканство.

Например, я нормальный недоразвитый анальник, просто недоразвитый, немножко придурок, для меня грязное – это приятный фактор, приятных эмоций. Это видно сразу по ключевым словам, сказанным и написанным. В моей речи постоянно присутствует туалетная лексика, на постоянной основе: «А это г…, а то ср... И это г…, г…, г…, ср…!» - все г… и ср… у них. Прямым текстом либо косвенным. Все равно он понятен. Недоразвитый немножко. Пачкает словом. Женщин пачкает. Мы на любую женщину самой чистой воды будем говорить: «Да шлю…! Да су…! Да все бабы шлю…, су…, сви… и гря…»

Мы, анально-грязные критиканы, прячемся за рационализацией критики: «Я критикую. А что, критиковать вас нельзя? Это мое мнение». А на самом деле это не критика, а критиканство – незнание предмета и поливание его грязью с намерением запачкать. Некоторые прячутся: «Давайте разберемся, давайте покритикуем…» Смотрите за намерением. Если намерение – во что бы то ни стало доказать, что это все деготь, само намерение – это просто критиканство как состояние души, прячется за рационализацией критики. А внутри критиканство, пачкать. Такие, правда, имеют более высокие формы рационализации. Их развития, верхних векторов, их образования хватает на то, чтобы понять: не принято говорить среди людей постоянно г…, ср… и все остальное. Но хочется. Поэтому они прячут г… и ср… по содержанию за приличной формой.

Итак, критика и критиканство, чистое и грязное, и к женщинам, и к детям, и к товарищам, и к профессии, во всем – это всегда одна и та же причина.

1. Что такое сайт «Критиканство»?

«Критиканство» - это крупнейший в российском сегменте интернета агрегатор критических отзывов на фильмы и игры. В нашей базе более 150 печатных и интернет-изданий, а количество рецензий на момент запуска (в марте 2013 года) составило более 60 000.

У каждого фильма и каждой игры на «Критиканстве» есть рейтинг, который формируется за счёт отзывов различных авторов. Грубо говоря, наша цель состоит в том, чтобы предоставить читателям как можно более широкий список различных мнений, на которые приведены ссылки.

Принципиальным отличием от популярных зарубежных агрегаторов является ориентирование исключительно на русскоязычную прессу; зачастую взгляды иностранных критиков на те или иные вещи принципиально отличаются от взглядов наших соотечественников.

2. Какие издания попадают в базу «Критиканства»?

Мы попытались собрать как можно больше тематических ресурсов. Критерии включения просты - берутся издания, у которых имеется хотя бы минимальная подборка вменяемых текстов. Естественно, речь не идёт о форумах и каких-нибудь частных блогах (за редким-редким исключением вроде проектов Экслера или Гоблина).

Да, само понятие «вменяемости» достаточно условное. Но рецензия всё же должна быть похожа на рецензию: читабельная, без адских орфографических ошибок и, главное, с авторским мнением (то есть подразумеваются не абсолютно беспристрастные обзоры чего-либо).

Если вы вдруг считаете, что вашего издания из-за какого-то нелепого упущения нет в нашей базе, - что ж, пишите нам .

3. Это нормально - смешивать авторитетные печатные источники, которые читает вся страна, с любительскими сайтами?

Не совсем.

Мы прекрасно понимаем, что уровень профессионализма авторов на разных ресурсах способен серьёзно варьироваться. Очевидно, что мнение известного критика зачастую куда важнее (жаль, что не всегда адекватнее), чем мнение редактора какого-нибудь скромного портала, куда заходят полтора человека.

По этой причине мы ввели систему весов, значения которых рассчитываются на основе посещаемости или тиража каждого издания. Статистика бралась как из открытой информации (спасибо всем порядочным ресурсам, предоставляющим данные о себе), так и из независимых анализаторов. В последнем случае оценка посещаемости рискует быть ошибочной, но другого источника у нас не было, извините.

Все издания поделены на пять категорий по весам. Игровые и киноресурсы оцениваются по-разному - в среднем у крупных игровых сайтов посещаемость более высокая, чем у проектов про кино.

Правда, у ряда ресурсов, освещающих широкий спектр тем, кино- и игровые разделы не являются основными - например, на 3DNews.ru или Gazeta.ru сотни тысяч человек ежедневно ходят явно не только за рецензиями на новинки. К сожалению, выделить посещаемость конкретных рубрик для нас не представляется возможным, поэтому мы используем общую статистику издания.

4. У вас на сайте нет моего любимого издания!

Вообще говоря, наша база постоянно пополняется. Можете прислать нам ссылку на интересный ресурс, и мы посмотрим на него. Только, пожалуйста, не надо кидать линки на частные блоги и заметки в социальных сетях. Тем более что мы достаточно серьёзно изучили содержимое российского интернета и некоторые ресурсы решили не включать в нашу базу.

5. Каким образом попали в базу рецензии из некоторых печатных изданий, которые не представлены в интернете?

Рецензии, скажем, из журнала Game.EXE попали к нам в базу после ручной обработки PDF-сканов. Ссылок, соответственно, на них нет, но указаны номер и год выпуска.

6. Могу ли я сам загрузить в вашу базу ссылку на какую-нибудь рецензию?

Как ни странно, да.

Для этого в верхнем правом углу сайта есть специальная кнопка «Добавить» . Можно поставить ссылку на рецензию в интернете и самостоятельно заполнить поля (там всё очень просто и наглядно). Также можно сослаться на текст из печатного издания, не забыв указать нужные номер и год выпуска.

Вся информация от пользователей проходит предварительную модерацию, посему сразу ваш источник у нас на сайте не появится.

7. Многие издания не ставят оценки. Как подобные тексты учитываются в рейтинге «Критиканства»?

В таком случае наши редакторы сами выставляют оценку, исходя из тона рецензии. Оценки максимально простые: «отлично» (100%), «хорошо» (80%), «так себе» (50%) и «плохо» (20%).

Однако тексты читает и оценивает человек, он может ошибаться. Соответственно, некоторые оценки рискуют быть проставлены неверно - об этом можно и даже нужно сообщать редакции с помощью специальной кнопки.

Какие-то рецензии могут до сих пор быть без оценок - значит, редактор до них ещё не добрался.

8. Что такое «оценка зарубежных изданий»?

Для сравнения мы также выводим рейтинги зарубежных агрегаторов. Для кино данные берутся с Rottentomatoes.com ; для игр - с Gamerankings.com (Metacritic оставлен за бортом, поскольку сильно уступает им по числу рецензий). При нажатии на это число вас переведут на источник информации.

9. Что такое «мудрость»?

К сожалению, рецензенты часто лажают. Пишут тексты на игры, в которые не играли, и на фильмы, во время которых отсыпались после бурной пьянки; очевидно, что ценность таких мнений стремится к нулю. Либо человек просто невнимательно следил за происходящим и на основе ложных фактов делает выводы, которые влияют на оценку, - и это тоже плохо.

Так вот - подобные фактические ляпы мы и называем «мудростями». Некоторую подборку мы сформировали сами, но основную надежду возлагаем на вас, уважаемые читатели. Вы можете присылать нам образцы самого весёлого бреда (именно фактических ошибок, а не «глупых суждений» или «неправильных мнений») от самых авторитетных (и не очень) критиков.

Для вашего удобства мы сделали специальную форму по добавлению «мудростей». Закинуть ляп легко через ту же самую кнопку «Добавить» или на странице с обсуждением рецензии. Скажем, вот .

Из-за каждой «мудрости» в отдельно взятой рецензии вес оценки (изначально - 1) снижается на 0,25. Так, при двух ошибках удельный вес составляет уже 0,5, а если ошибок четыре - то 0. По сути, оценка автора, который лажает, становится более слабой по сравнению с вердиктами прочих критиков.

Пример. На фильм «Город грехов» написаны две рецензии. Роман Волобуев ставит 10 баллов, а Алекс Экслер - 6 баллов. По идее, оценка фильма должна составить 80%.

Однако Алекс Экслер допустил два фактических ляпа в тексте - и удельный вес его оценки в 6 баллов теперь равен 0,5. В результате путём нехитрых вычислений итоговая оценка фильма получается 87%.

Кроме того, при расчёте удельного веса оценок критика учитываются и его прошлые заслуги за последние 10 публикаций. Грубо говоря, если человек лажает в каждом втором тексте, есть все основания полагать, что в его свежей рецензии фактические ошибки (свидетельствующие о систематической невнимательности или халатности) найдутся весьма быстро. А если и не найдутся, то лишь по счастливой случайности.

10. У вас на сайте ошибки!

Да, такое вполне возможно.

Всё-таки сформировать базу подобного размера не очень просто, и иногда наблюдаются результаты глючной работы скриптов либо невнимательности редактора. Мы заинтересованы в минимизации технических и контентных ошибок, поэтому при любом поводе сообщайте нам о неточностях и багах с помощью специальной кнопки справа.

11. Почему в списках за год или за всё время и на отдельной страничке у одного и того же фильма/игры разные рейтинги?

Мы используем формулы Бейеса для расчёта списков лучших/худших. Это необходимо для укрепления позиций в топах фильмов/игр с большим количеством рецензий. Очевидно, что рейтинг 85% при 40 рецензиях «сильнее», чем при 10 отзывах.

Где:
n = количество рецензий;
m = минимальное количество рецензий для включения в топ (8 текстов);
R = рейтинг фильма/игры;
C = константа, средняя оценка всех фильмов (82 для тех, у кого рейтинг выше 50%; 25 - для тех, у кого он ниже 50%).

Новое на сайте

>

Самое популярное