Домой Овощи Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Гигиена органов зрения Гигиена и предупреждение заболеваний органов чувств

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Гигиена органов зрения Гигиена и предупреждение заболеваний органов чувств

В повседневной жизни нас окружает множество звуков и предметов, которые мы воспринимаем как визуально, так и на слух. Чтобы предотвратить развитие заболеваний органов слуха и зрения, важно соблюдать меры и правила по гигиене того или другого органа.

Что такое гигиена зрения и слуха

Гигиена зрения и слуха включает в себя определенные правила, которые направлены на снижение негативного влияния внешних факторов на организм человека. Гигиена - это прежде всего оздоровление зрения и слуха, комплекс мер и факторов, которые в совокупности позволяют добиться хороших результатов.
Гигиена зрения - это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней. Соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Не злоупотребляйте просмотром телепрограмм.
  2. Во время работы на компьютере чередуйте время труда и отдыха, делайте специальную гимнастику для глаз в перерывах между работой.
  3. Берегите глаза от излишне яркого света.
  4. Старайтесь не читать, если в помещении темно.
  5. Избегайте чтения или просмотра телевизора в положении лежа.
  6. Правильно составляйте свой рацион питания. Включите в него овощи (капусту, шпинат, брокколи, кукурузу, морковь), фрукты и ягоды (чернику, черную смородину).
  7. Гигиена зрения подразумевает под собой правильно организованное рабочее место (мебель, освещение).
  8. При усталости глаз делайте компрессы или примочки из отвара целебных трав.
  9. При наличии заболеваний, чтобы заставить глазные мышцы работать, время от времени старайтесь обходиться без очков.

Гигиена зрения, равно как и слуха, - это важные правила, соблюдение которых позволит предотвратить возникновение болезней.

Гигиена слуха: правила

Окружающий мир наполняет жизнь человека большим количеством всевозможных звуков, которые мы воспринимаем. Звуки и шумы, помимо полезной информативной направленности, могут привносить в нашу жизнь некоторый дискомфорт. В результате их негативное влияние может привести к снижению слуха, а также к различным заболеваниям уха. Поэтому гигиена зрения и слуха должна соблюдаться неукоснительно:

  • нужно тщательно следить за чистотой ушных раковин;
  • избегать мест с повышенной концентрацией шумов;
  • при возникновении воспалительных заболеваний ушей незамедлительно обращаться за медицинской помощью;
  • не рекомендуется засовывать в слуховой проход острые предметы;
  • своевременно лечить заболевания носоглотки.

Факторы ухода за органами зрения и слуха включают в себя поддержание функциональных особенностей зрительного и слухового восприятия.

Гигиена (как повседневная, так и профилактическая) зрения и слуха - это важная часть адаптации человека к условиям окружающей среды.

Элементарным правилам ухода за собой ребенка обучают с пеленок. Личная гигиена, в том числе и гигиена органов слуха – важная составляющая этого обучения. В данном случае, ежедневные процедуры, направленные на поддержание чистоты ушей, есть ни что иное, как профилактика проникновения в них различных инфекций. К дополнительным мерам профилактики относится защита органов слуха от неблагоприятных воздействий извне: переохлаждения, производственного шума, других громких звуков, попадания токсичных веществ и т. п.

Рассмотрим правила гигиены органов слуха подробнее.

Основы гигиены ушей

Мыть уши, так же как и умываться, нужно каждый день. Это основа основ всех правил гигиены относительно органов слуха. Неукоснительное его соблюдение – залог здоровья всех отделов уха и самая надежная профилактика различных заболеваний.

Что касается чистки ушных раковин специальными ватными палочками, то здесь необходимо проявлять некоторую осторожность. Неправильные действия могут способствовать образованию плотной верной пробки, нарушить естественный процесс выделения ушной серы, которая защищает внутренние органы слуха от проникновения микробов и пыли, привести к повреждению барабанной перепонки.

Но и отказываться от чистки ушей ватными палочками тоже не следует. При избыточном выделении железами серной массы и накоплении её в наружном слуховом проходе может образоваться пробка, что приводит к ухудшению слуха. При появлении подобной проблемы нельзя пытаться самостоятельно удалить серную пробку из уха – необходимо обратиться к врачу (ЛОРу), который быстро и безболезненно устранит скопившуюся в слуховом проходе серу.

Нельзя допускать попадания в уши воды. Это вызывает не только неприятное ощущение заложенности и некоторое ослабление слуха, но и может привести к появлению сильной боли. Если вода все же попала в ухо, необходимо лечь на спину, а затем медленно-медленно повернуть голову в сторону, чтобы больное ухо оказалось внизу, и вода могла беспрепятственно вытечь из него.

Профилактика заболеваний органов слуха

Профилактика ЛОР-заболеваний и гигиена органов слуха во многом зависят от нормального носового дыхания. При насморке в воспаленных пазухах носа происходит накопление слизи, которая может проникнуть и в слуховую трубу. В результате происходит разбалансировка наружного давления и давления в среднем ухе. Возникает чувство заложенности, из-за чего человек испытывает заметный дискомфорт.

Но это не самое опасное. Инфекция, вызвавшая воспаление слизистых оболочек носоглотки может распространиться во внутренние отделы органов слуха, спровоцировав серьезное заболевание. Поэтому сильно сморкаться при насморке, а также сморкаться одновременно обеими ноздрями нельзя. Правильно делать это попеременно, прижимая сначала одно, а затем второе крыло носа к перегородке и осторожно освобождая ноздри от слизи.

Особое внимание профилактике ЛОР-болезней нужно уделять при инфекционных и вирусных заболеваниях, таких как корь, грипп, ангина. Болезнетворные бактерии — возбудители данных заболеваний — могут проникнуть в среднее ухо через слуховую трубу и вызвать сильное воспаление.

Немалый вред здоровью органов слуха может нанести производственный шум. Постоянные громкие звуки и шумы могут привести не только заметное ослабление слуха или полную его потерю, но и стать причиной быстрой утомляемости, нарушения аппетита и сна, проблем с нервной системой, ухудшению работоспособности человека. Кроме того, производственный шум может стать причиной развития ряда системных заболеваний, таких как гипертония, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.

Для защиты органов слуха от производственных шумов существуют определенные правила техники безопасности, включающие, в том числе, и использование специальных звукопоглощающих средств защиты – общих и индивидуальных.

Гигиена как наука представляет собой очень широкое понятие, охватывающее практически все стороны жизни людей. Слово «гигиена» произошло от греческого hygieno s, что означает «приносящий здоровье». Определений Гигиене очень много, но, пожалуй, все они означают одно: гигиена – это наука об улучшении и сохранении человека .

Гигиена включает в себя множество разделов, таких как: гигиена , гигиена детей и подростков, гигиена труда, личная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена окружающей среды, военная гигиена и т.д. Так как тематика сайта полностью входит в понятие «Гигиена», то для простоты понимания в данном разделе сайта мы охватим лишь тему Личной гигиены.

Личная гигиена - свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена - это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

1. Гигиена тела. Кожа человека защищает весь организм от всевозможных воздействий окружающей среды. Соблюдение чистоты кожи чрезвычайно важно, ведь кроме защитной функции, она выполняет следующие функции: терморегулирующую, обменную, иммунную, секреторную, рецепторную, дыхательную и другие функции.

  • Мойтесь ежедневно теплой водой. Температура воды должна быть 37-38 градусов, т.е. немного выше нормальной температуры тела. Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов, грибков и других вредных микроорганизмов.
  • Принимать водные процедуры (ванна, душ, баня) с применением необходимо не реже одного раза в неделю.
  • Следите за чистотой рук и ногтей. Открытые участки кожи особенно подвержены загрязнению. Грязь, содержащая болезнетворные микробы может попасть с рук в рот через пищу. Дизентерию, например, называют болезнью грязных рук. Руки нужно мыть до посещения туалета и обязательно после туалета, перед едой и после приема пищи, после контакта с животными (как уличными, так и домашними). Если Вы находитесь в дороге, то руки необходимо протереть влажной салфеткой, чтобы устранить хоть некоторое количество микробов.
  • Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.

2. Гигиена волос. нормализует деятельность сальных желез, а также улучшает кровообращение и обменные процессы. Поэтому к процедуре мытья головы необходимо относиться ответственно.

  • Голову необходимо мыть по мере загрязнения. Сказать точное количество раз невозможно. Частота мытья волос зависит от различных факторов: длины волос, типа волос и кожи головы, характера работы, времени года и т.д. Зимой, как правило, голову моют чаще, потому что головной убор не дает коже головы дышать, из-за чего кожного сала выделяется гораздо больше чем обычно.
  • Не стоит мыть волосы горячей водой. Волосы могут стать очень жирными, так как горячая вода активизирует работу сальных желез. Кроме этого, такая вода помогает моющим средствам (мылам и шампуням) оседать на волосах в виде серого налета, который сложно смывать.
  • Тщательно относитесь к выбору средств по уходу за волосами (шампуни, бальзамы, лосьоны и т.п.). Волосы очень хорошо впитывают воду, а с ней и вещества, которые могут навредить волосам, коже головы и организму в целом.
  • После полоскания волосы полезно обдать прохладной водой.
  • Вытирать голову после мытья желательно теплым полотенцем, а затем дать волосам просохнуть на воздухе. Феном пользоваться нежелательно, поскольку он очень сушит волосы.
  • При расчесывании волос недопустимо использование чужих расчесок.

3. Гигиена полости рта. Правильный уход за ротовой полостью способствует сохранению зубов в хорошем состоянии на долгие годы, а также помогает предупредить очень многие заболевания внутренних органов.

  • Чистить зубы необходимо ежедневно утром и вечером.
  • Недопустимо пользоваться другого человека.
  • После приема пищи обязательно полощите рот.
  • При появлении первых признаков заболевания зубов или десен незамедлительно обращайтесь к стоматологу.

4. Гигиена нательного белья и одежды и обуви. Немаловажную роль в личной гигиене занимает чистота нашей одежды. Одежда защищает тело человека от загрязнений, механических и химических повреждений, охлаждения, попадания насекомых и так далее.

  • Нательное белье необходимо менять после каждого мытья, т.е. каждый день.
  • Носки, гольфы, чулки, колготки меняются ежедневно.
  • Одежду необходимо регулярно стирать.
  • Недопустимо ношение чужой одежды и обуви
  • Одежда и обувь должны соответствовать климатическим условиям.
  • Желательно отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, и обуви из натуральных материалов.
  • Покрой одежды и обуви должен учитывать анатомические особенности и соответствовать размеру человека.

5. Гигиена спального места.

  • У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель.
  • Постельное белье необходимо менять еженедельно.
  • Спальное место должно быть удобным.
  • Перед сном необходимо проветривать спальное помещение.
  • Перед сном нательное белье рекомендуется менять на ночную сорочку или пижаму.
  • Старайтесь не допускать на постель домашних животных.

И еще немного о гигиене:

После перенесенных заболеваний, травм уха и нервной системы область слухового восприятия сужается. В среднем ухе звук усиливается в 50 - 70 раз. Поэтому поражение среднего уха и повреждение барабанной перепонки резко снижают слух. Необходимо тщательное лечение при вирусных, «простудных» заболеваниях, чтобы предотвратить возникновение воспаления среднего уха.

Повреждение слуховой области, расположенной в височных долях больших полушарий, может вызвать различные нарушения слуха - словесную глухоту, музыкальную глухоту, потерю слуха. Слух может нарушаться вследствие колебаний температуры внешней среды.

Профилактика нарушений слуха включает специальные упражнения для улуч­шения слуха. Закрыв рот, затыкают уши большими пальцами рук и помещают указательные паль­цы на веки закрытых глаз. Безымянные пальцы и оба мизинца окружают рот, губы при этом сложены, выдви­нуты вперед наподобие клюва, а средние пальцы прижаты к ноздрям с обеих сторон. Делают вдох через рот. Завершив вдох, надувают щеки и наклоняют голову так, чтобы подбородок надав­ливал на яремную ямку. По возможности подольше задерживают ды­хание, щеки при этом остаются надутыми. Затем мед­ленно поднимают голову, открывают глаза и делают выдох через нос. Создаваемое повышенное давление в полости рта вызывает пере­мещение воздуха в направлении среднего уха. Это упражнение «тренирует» способность выравнивать давление снаружи и внутри уха, то есть между средним и наружным ухом.

Наиболее распространенным нарушением зрения является близорукость (миопия). С уществует две причины возникновения и развития близорукости: зрительное переутомление, несоблюдение гигиенических норм и правил по профилактике нарушений зрения и наследственные факторы.

Первыми признаками близорукости являются расширение глазной щели, расширеное глазное яблоко начинает выдаваться вперед, увеличение зрачка. Приходится склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. У близоруких чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться, жалобы на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.

Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Предлагается быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, точка на оконном стекле) на удаленный (противостоящий дом, облако, дерево) и обратно. Эти упражнения целесообразно проводить в течение 0,5 - 1 мин с усиленной зрительной нагрузкой дома, на работе или во время занятий.

Полезно вращение глазами. В качестве подготовительного уп­ражнения можно не двигая голо­вой направить резко взгляд в верхний левый угол глаза, затем - по диагонали в нижний правый угол, в нижний левый и верхний правый угол. В конце упражнения на­правляют взгляд вверх, затем вниз, чтобы увидеть свою грудь.

Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения.

Для предотвращения прогрессирования близорукости необходимо укреплять общее состояние организма путем закаливания, рационального, полноценного витаминизированного питания, соответствующего физического воспитания, соблюдения режима труда и отдыха. В школах и вузах необходимо соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Очень важны правильный подбор мебели в соответствии с ростом, привитие правильной рабочей позы. Учащиеся с нарушением зрения должны сидеть за передними столами первого от окон ряда.

Анализаторы и органы чувств

Анализаторы

Анализаторами называют системы, которые состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре больших полушарий. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и другой. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов . Рецепторы строго специализированы. Каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной системе язык сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. Путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

Зрительный анализатор

Значение зрения . Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека.

Строение глаза . Глаза снабжены большим числом вспомогательных приспособлений для их защиты. Это брови , благодаря которым стекающий со лба пот не попадает в глаза. Веки и ресницы защищают глаза от пыли. Веки постоянно смыкаются и размыкаются (моргание), равномерно смачивая поверхность глаза слезной жидкостью. Слезы образуются в слезных железах, расположенных в наружной части глазницы над глазом, излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через слезный проток . Секрет слезных желез действует не только как смазывающая, но и как дезинфицирующая жидкость. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. Такая форма позволяет ему двигаться в определенных пределах в полости костного углубления - глазнице . Движение глаза достигается сокращением шести глазных мышц . Они прикреплены одним концом к стенке глазницы, другим – к глазному яблоку.

Снаружи глаз покрыт белой плотной белочной оболочкой , которая окружает всю поверхность глазного яблока. Белочная оболочка соединяется со слизистой оболочкой, которой изнутри покрыты веки. Спереди белочная оболочка соединяется с прозрачной оболочкой - роговицей . Другая оболочка глаза - сосудистая . Она пронизана множеством кровеносных сосудов, снабжающих глаз кровью. Внутренняя поверхность этой оболочки содержит тонкий слой красящего вещества – черный пигмент, который поглощает световые лучи. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит врадужную оболочку , которая может быть разного цвета в зависимости от количества находящегося в ней пигмента. Именно эта оболочка определяет цвет глаз. В центре радужной оболочки находится круглое отверстие - зрачок . Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. В этом легко убедиться самим, если наблюдать за зрачком в зеркале и одновременно подносить к лицу и отодвигать от него какой-нибудь источник света, например лампу. Наконец, внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой - сетчаткой . Она имеет сложное строение. В ней расположены клетки, очень чувствительные к свету, - зрительные рецепторы . Именно в них энергия проникающих в глаз световых лучей превращается в процесс нервного возбуждения. И по волокнам зрительного нерва эти нервные импульсы попадают в мозг.

Сетчатка глаза имеет толщину 0,15–0,20 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой сетчатки непосредственно прилегает к черным пигментным клеткам. Этот слой образован зрительными рецепторами - палочками и колбочками . В сетчатке глаза человека палочек в десятки раз больше, чем колбочек. Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. Колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом, они способны воспринимать цвет. Палочки сравнительно равномерно распределены по сетчатке. Прямо напротив зрачка в сетчатке находится желтое пятно , в состав которого входит исключительно колбочки. Поэтому наиболее отчетливо человек различает те предметы, изображения которых попадают прямо на желтое пятно. С помощью глазных мышц мы может управлять движением глаз и изменять направление взора. Но всегда при рассматривании нового предмета происходит перемещение взора так, чтобы изображение частей предмета последовательно попадало на желтое пятно.От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона его волокон передают в мозг зрительную информацию в форме слабых нервных импульсов. Место на сетчатке, откуда выходит зрительный нерв, лишено рецепторов и называется слепым пятном . Каждый школьник может убедиться в его существовании с помощью простого опыта.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Гигиена зрения . У многих людей, развивается близорукость. Если же выполнять несложные правила, то в большинстве случаев можно предотвратить это нарушение зрения. Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость. Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз. Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 60-75 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не попадал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда мы читаем лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению .

Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина помутнения роговицы (бельма) и слепоты. Причиной глазных травм у детей является чаще всего шалости, драки. Некоторые ребята бросают палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к глазным травмам. В школьных мастерских и на производствах школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками, экраном и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, так как они могут попасть в глаза. Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь от травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.

Нарушения зрения . Одной из важных характеристик зрения является острота зрения. Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на определенном фоне и других причин. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения – это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникать при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке.

Нельзя пользоваться чужими очками или подбирать себе очки без рецепта врача. Это ведет к дальнейшему ухудшению зрения .

Слуховой анализатор

Значение слуха . Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. Глухие дети не могут научиться полноценной речи. С помощью слуха человек улавливает звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы – шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче.

Ухо и его функция . Звук, или звуковая волна, - это чередующееся разрежение и сгущение воздуха, распространяющееся во все стороны от источника звука. А источником звука может быть любое колеблющееся тело. Звуковые колебания воспринимаются нашим органом слуха. Орган слуха построен очень сложно и состоит из

· наружного,

· среднего,

· внутреннего уха.

Наружное ухо состоит из

· ушной раковины,

· слухового прохода.

Ушные раковины многих животных могут двигаться. Это помогает животному улавливать, откуда раздается даже самый тихий звук. Ушные раковины человека также служат для определения направления звука, хотя они и лишены подвижности. Слуховой проход соединяет наружное ухо со следующим отделом – средним ухом. Слуховой проход перегорожен на внутреннем конце туго натянутой барабанной перепонкой . Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Частота вибрации барабанной перепонки тем больше, чем выше звук. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. Но если звук совсем слабый, еле слышимый, то эти колебания очень малы. Минимальная слышимость натренированного уха находится почто на границе тех колебаний, которые создаются беспорядочным движением молекул воздуха. Значит, человеческое ухо – уникальный по чувствительности слуховой прибор. За барабанной перепонкой лежит заполненная воздухом полость среднего уха. Эта полость соединена с носоглоткой узким проходом - слуховой трубой . При глотании происходит обмен воздухом между глоткой и средним ухом. Изменение давления наружного воздуха, например в самолете, вызывает неприятное ощущение – «закладывание ушей». Оно объясняется прогибом барабанной перепонки из-за разницы между атмосферным давлением и давлением в полости среднего уха. При глотании слуховая труба открывается, и давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается. В среднем ухе расположены три маленькие, последовательно связанные между собой косточки:

· молоточек,

· наковальня,

· стремя.

Молоточек, соединенный с барабанной перепонкой, передает ее колебания сначала на наковальню, а затем усиленные колебания передаются на стремя. В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, стянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное , в него «стучится» стремя, другое - круглое . За средним ухом начинается внутреннее ухо. Оно расположено в глубине височной кости черепа. Внутреннее ухо представляет собой систему лабиринта и извитых каналов, заполненных жидкостью. В лабиринте находится орган слуха - улитка . Это спирально закрученный костный канал, имеющий у человека два с половиной оборота. Колебания перепонки овального окна передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо. И она, в свою очередь, начинает колебаться с той же частотой. Вибрируя, жидкость раздражает слуховые рецепторы, расположенные в улитке. Канал улитки по всей длине разделен пополам перепончатой перегородкой. Часть этой перегородки состоит из тонкой перепонки - мембраны . На ней находятся воспринимающие клетки - слуховые рецепторы . Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Слуховое восприятие . В головном мозге происходит различение силы, высоты и характера звука, его местоположения в пространстве. Мы слышим двумя ушами, и это имеет большое значение для определения направления звука. Если звуковые волны приходят одновременно в оба уха, то мы воспринимаем звук посередине (спереди и сзади). Если звуковые волны чуть раньше придут в одно ухо, чем в другое, то мы воспринимаем звук либо справа, либо слева.


Похожая информация.


Новое на сайте

>

Самое популярное