Домой Ягоды Кто определяет основные направления внешней политики рф. Кто определяет основные направления внутренней и внешней политики государства? В какой международной организации не состоит Россия

Кто определяет основные направления внешней политики рф. Кто определяет основные направления внутренней и внешней политики государства? В какой международной организации не состоит Россия

8. Президент РФ:

1. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

2. разрабатывает военную доктрину Российской Федерации;

3. предлагает военную доктрину Российской Федерации;

9. Президент Российской Федерации:

1. осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

2. утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и чрезвычайного положения;

3. организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам.

10. Полномочия Совета Федерации в области обороны:

1. решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;

2. руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

3. разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете.

11. Государственная Дума:

1. руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

2. рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;

3. определяет основные направления военной политики Российской Федерации.

12. Государственная дума:

1. принимает региональные законы в области обороны;

2. принимает федеральные законы в области обороны;

3. принимает инструкции в области обороны.

13. Правительство Российской Федерации:

1. осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

2. руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

3. рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

14. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны:

1. утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан РФ к военной службе;

15. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны:

1. устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск;

2. выполняет мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

3. обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне.

16. Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1. организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

2. устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ, в связи с использованием их имущества для нужд обороны;

3. выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОЛГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 7.

ДИСЦИПЛИНЫ «МПЗ». Тема № 4. «Нормативные правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения».

1. Военное положение – это:

1. особый правовой режим, вводимый в случае возникновения чрезвычайной эпидемической или эпизоотической ситуации;

2. особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской Федерации;

3. особый правовой режим, вводимый в случае развития опасных природных явлений или стихийных бедствий.

2. Военное положение – это:

1. особый правовой режим, вводимый в случае угрозы агрессии против Российской Федерации;

2. особый правовой режим, вводимый в случае радиационной аварии на одной из АЭС Российской Федерации;

3. особый правовой режим, вводимый в случае угрозы вооруженного мятежа в одном из военных округов Российской Федерации.

3. Чрезвычайное положение – это:

1. особый правовой режим, вводимый в случае угрозы агрессии против Российской Федерации;

2. особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской Федерации;

Исторически основные направления политики государства Российского определял император. Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК «общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР» (ст. 49 п. «б»). Юридически неясен субъект определения этой политики, хотя фактически таковым выступала партия. Со временем такая роль партии получила конституционное закрепление. Конституция СССР 1977 г., а вслед за ней Конституция РСФСР 1978 г. фиксировали, что КПСС «определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР» (ст. 6). РСФСР длительное время не имела собственной государственной политики. После изменения 27 октября 1989 г. Конституции РСФСР к исключительному ведению Съезда народных депутатов РСФСР было отнесено «определение внутренней и внешней политики РСФСР в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики СССР» (ч. 3 п. 2 ст. 104 Конституции РСФСР).

Конституция РФ 1993 г. (ч. 3 ст. 80) наделяет Президента РФ правом определять основные направления внутренней и внешней политики государства, реализация которого должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Содержание названного полномочия Президента РФ до настоящего времени точно не определено. Видимо, в процессе развития, изменения законодательства оно будет меняться.

В специальной литературе высказаны суждения о том, что необходимо «признать обязательный характер его (Президента РФ. — Е.К.) взглядов на политику, общие концепции в законотворчестве, в связи с чем Федеральное Собрание не может быть свободным от провозглашаемых при этом целей и приоритетов в политике»1. Вывод об обязательном характере взглядов Президента РФ на политику следует признать справедливым только для конкретных случаев и конкретных адресатов. Речь может идти о праве Президента РФ определять рамки поведения государственных органов и должностных лиц в подчиненных ему сферах государственного управления. На граждан, органы законодательной и судебной власти вывод об обязательности взглядов Президента РФ на политику не распространяется. Что касается связанности Федерального Собрания провозглашенными Президентом РФ целями и приоритетами в политике, то корректнее было бы говорить о взаимной связанности Президента РФ и Федерального Собрания, так как в отличие от права императора право Президента РФ определять основные направления политики государства ограничено федеральными законами, принимаемыми парламентом.

В рамках названной функции Президент РФ обладает следующими полномочиями:

а) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями (п. «е» ст. 84 Конституции РФ). Конституция РФ предусматривает два вида посланий: о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Фактически Президент РФ ежегодно направляет Федеральному Собранию только одно послание2, которое объединяет анализ фактического положения в стране с очерчиванием основных направлений политики РФ. Так, на 1998 г. в качестве основных направлений были провозглашены: политика экономического роста, повышение роли государства в регулировании рыночной экономики, административная реформа, создание устойчивого среднего класса, установление качественно иного уровня взаимного доверия общества и власти и другие3. В действительности 1998 г. принес стране мощный финансово-экономический кризис, смену двух правительств, самые серьезные выступления различных слоев населения в защиту своих прав, дальнейшее углубление разрыва между обществом и институтами государственной власти, что свидетельствует о невысокой эффективности президентских посланий;

б) право выступать с программными заявлениями. В них, в частности, провозглашался переход на контрактную армию, 1997 г. объявлялся годом мира и соглашения, а 1998 — годом прав человека; высказывались позиции в отношении расширения организации Северо-Атлантического Договора (НАТО), отдельных документов, принятых Государственной Думой, и т.д.;

в) право утверждать военную доктрину (п. «з» ст. 83 Конституции РФ). (Основные положения военной доктрины РФ утверждены Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г.1. но официально не опубликованы.)

Военная доктрина — это обязательные правила организации и деятельности Вооруженных Сил страны и обеспечения ее обороноспособности. Военная доктрина — прежде всего элемент внутренней политики России. Поскольку Вооруженные Силы и обороноспособность страны оказывают влияние и на внешнюю политику России, постольку военная доктрина связана с внешней политикой страны.

Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996 г.2 Президенту РФ предоставлено право определения основных направлений военной политики. Содержание этого полномочия точно не определено. Можно предположить, что речь идет о принципиальных вопросах организации Вооруженных Сил РФ и международного сотрудничества с армиями других государств. Названное полномочие Президента РФ, закрепленное наряду с его правом утверждать военную доктрину РФ, с одной стороны, порождает вопрос о соотношении содержания этих полномочий, а с другой — дает Президенту РФ на практике большие возможности для маневра;

г) фактическое право определять доктрину национальной безопасности. По закону «О безопасности» от 5 марта 1992 г.3 Президент РФ совместно с Верховным Советом РФ определяет «стратегию обеспечения внешней и внутренней безопасности». В настоящее время эту функцию Верховного Совета РФ должно осуществлять Федеральное Собрание РФ.

Определение основных направлений внутренней и внешней политики следовало бы сделать совместной функцией Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ. Тем самым был бы разрешен ряд проблем: а) обеспечение стабильности основных направлений государства, которые не должны меняться при появлении нового Президента РФ; б) достижение взаимодействия различных ветвей власти в процессе выработки и реализации политики государства; в) поддержка политики государства со стороны общества, которое в настоящее время далеко не всегда информировано о политике государства.

Президент РФ обладает широкими полномочиями, которые позволяют ему участвовать не только в сфере исполнительной, но и в государственном управлении страной. Конституция РФ не употребляет понятия «государственное управление», которое было одним из ключевых для прежних российских конституций. Однако фактически государственное управление обществом не может не осуществляться.

В рамках названной функции Президент РФ вправе: а) утверждать структуру федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ). Под «структурой» можно понимать внутреннюю организацию каждого из федеральных органов исполнительной власти, что влечет за собой соответствующее содержание названного полномочия. Однако практика показывает, что Указами Президента РФ утверждается структура федеральных органов исполнительной власти, которая содержит перечень министерств, иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, надзоров, комиссий и т.д.)1. Кроме того, Президент РФ издает указы о системе федеральных органов исполнительной власти, где делается попытка нормативно определить понятия «Министерство», «Государственный Комитет» и т.д.2 Оба вида указов ссылаются на ст. 112 Конституции РФ. Между тем названная конституционная норма закрепляет право Президента РФ утверждать только структуру федеральных органов исполнительной власти. Она не дает Президенту РФ права нормативно определять понятия «Министерство», «Государственный Комитет» и т. д. Кроме того, перечень министерств, иных федеральных органов исполнительной власти точнее считать системой федеральных органов исполнительной власти. Такой подход имеет и конституционные корни (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ говорит о единой системе исполнительной власти в РФ).

Президент РФ правомочен формировать Правительство РФ, председатель которого назначается после получения согласия Государственной Думы. Президент назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ. Поскольку круг органов и организаций, в которых могут назначаться названные представители, исчерпывающим образом не определен, постольку Президент РФ фактически не только производит подобные назначения, но и учреждает соответствующие должности. В настоящее время имеются полномочные представители Президента РФ в регионах, палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде РФ, компании «Росвооружение» и др.

В рамках рассматриваемого направления деятельности Президент РФ вправе назначать судей всех федеральных судов, кроме судей трех высших судов, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Он назначает высшее командование Вооруженных Сил. Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 1 февраля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями установлено право Президента РФ назначать на все должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, т.е. генерал-майор (контр-адмирал) и старше1. Следует обратить внимание на то, что закон расширяет рассматриваемое полномочие Президента РФ по сравнению с конституционным. Конституционный термин «высшее командование Вооруженных Сил РФ» едва ли равнозначен термину «высшие офицеры».

Право Президента РФ на формирование государственных органов в силу разделения властей иногда ограничено прерогативами других государственных органов. Это касается замещения должностей Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального Банка России, Генерального прокурора и других случаев. При этом другим государственным органом назначения производятся только из числа тех кандидатур, которые представлены Президентом РФ, либо, что реже, Президентом РФ, но после получения согласия другого государственного органа.

Президент РФ правомочен приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае незаконности этих актов, противоречия международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Практике известны случаи приостановления актов губернаторов (глав администраций, президентов) субъектов РФ. Так, Указом Президента РФ от 18 декабря 1997 г.2 по мотивам незаконности приостановлено постановление губернатора Курской области от 13 июня 1997 г. «Об упорядочении финансово-хозяйственных отношений на территории Курской области». Законодательство не устанавливает срок, на который приостанавливается действие акта. На практике такой акт приводится издавшим его органом в соответствие с федеральным законодательством. Возможно признание акта недействительным по решению суда.

В отношении актов федерального Правительства Президент РФ имеет право их отмены по мотивам незаконности, включая случаи их противоречия указам Президента РФ. Следует заметить, что по Конституции РФ перечень оснований приостановления действия актов органов исполнительной власти не включает в себя противоречие указам Президента РФ. Однако практике известно приостановление Президентом РФ актов органов исполнительной власти субъектов РФ, противоречащих указам Президента РФ1.

Конституция РФ дает Президенту право принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80). Перечень мер в названной норме не устанавливается, но принимать их Президент РФ вправе в порядке;, установленном Конституцией РФ. Это означает, что подобные меры должны иметь конституционные корни. Таковых значительно меньше, чем требуется для обеспечения названных ценностей. Речь может идти о приостановлении действия актов органов исполнительной власти, обращении в суд, назначении полномочных представителей Президента РФ, утверждении и организации реализации программ социально-экономического развития регионов, введении чрезвычайного или военного положения.

Российское конституционное право до настоящего времени не знает мер федерального принуждения в случае неконституционных или незаконных действий органов государственной власти субъектов РФ, обеспечения исполнения федеральной Конституции и законов в условиях противодействия им со стороны субъектов РФ. Конституционно-правовое регулирование рассчитано только на случаи законопослушного поведения властей субъектов РФ. Между тем практика знает много примеров сознательного и систематического противодействия федеральной власти и федеральному праву. Необходим поиск адекватных мер реагирования.

Конституция России

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь её основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделён полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят своё выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон ещё раз, но квалифицированным большинством.

В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность - путём издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует своё видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьёзное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. 8 Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.

Президент РФ не является главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает от должности министров - членов Правительства. Таким образом, состав Правительства РФ не может быть определен без решающего участия Президента РФ.

В состав Правительства РФ входят: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Определение основных направлений правительственной деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных участков работы, на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства в рамках целей и приоритетов внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ. Председатель Правительства РФ представляет Правительство Российской Федерации в России и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса. Он подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении министров и наложении на них взысканий. 9

Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.

Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг министра РФ. Понятие "федеральный министр" распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Однако в этом случае руководитель ведомства не становится автоматически членом Правительства с правом решающего голоса на его заседании. Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, т.е. министра без портфеля. Таким образом, практическое количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ.

Президиум. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется не законом или указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли. Заседания этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.

На членов Правительства в связи с их пребыванием в его составе распространяются ограничения, предусмотренные Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1997 г.

Полномочия Правительства РФ.

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 13 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами Правительство РФ:

Осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

Осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;

Обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

Формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

Реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Общие полномочия Правительства РФ применительно к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997 г. Однако полномочия Правительства не ограничиваются их перечнем, приведенным в данных статьях. При определении компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его полномочий: Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Организация деятельности Правительства РФ.

Основной формой деятельности Правительства как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства РФ. Все члены Правительства обязаны лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право решающего голоса. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства.

В заседаниях Правительства могут участвовать с правом совещательного голоса представители палат Федерального собрания, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской академии наук. В заседаниях Правительства может принимать участие на правах председательствующего Президент РФ.

По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя.

Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:

Решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";

Вопросы, которые, с точки зрения руководства Правительства, имеют особое значение, например вытекающие из поручений Президента.

Для обеспечения деятельности Правительства создан Аппарат Правительства РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

Конституция РФ не устанавливает сроки полномочий Правительства. Однако косвенным образом определяется срок в четыре года: Правительство формируется в связи с избранием Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 116). Таким образом, действует формула: новый Президент - новое Правительство. Вместе с тем предусматривается его досрочная отставка. Она возможна в следующих случаях:

Правительство само на основе коллегиально принятого решения подает в отставку;

Решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает Президент РФ;

Недоверие Правительству выражается Государственной думой. Окончательное решение о судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную думу;

Вопрос о доверии Правительству ставит перед Государственной думой его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную думу. 1 0

Во всех этих случаях Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Тем самым обеспечивается преемственность и непрерывность деятельности исполнительной власти РФ.

1. Президент Российской Федерации:

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Новое на сайте

>

Самое популярное