Домой Плодовые деревья Бунтарь японской фотографии, привязанный к ритуалам

Бунтарь японской фотографии, привязанный к ритуалам

«Извращенец», «маньяк» и «порнограф» - японцу Нобуеси Араки не привыкать к резким репликам от случайных зрителей. Это, впрочем, не мешает его фотографиям продаваться за десятки тысяч долларов и находиться в мировых музейных коллекциях. Александр Ляпин рассказывает, почему работы Араки - это все-таки шедевр, а не простое смакование анатомических подробностей человека.

Нобуеси Араки

Японский фотограф. Родился в 1940 году в Токио. Первую камеру получил в 12 лет от увлекающегося фотографией отца. Окончил инженерный факультет Университета Чиба, отделение кинематографии и фотографии. Известен работами на грани эротики и порнографии, которые запрещаются в Японии, но пользуются популярностью в США и Европе. Выпустил больше 250 фотокниг.

«Больше всего на свете я люблю женские половые органы», - признается японский фотограф Нобуеси Араки. Благодаря маленьким круглым темным очкам и легкой тучности он похож на кота Базилио из сказки про Буратино. И когда он говорит о женщинах, то плотоядно облизывается, будто вспоминая вкус недавно съеденной жирной мышки. Араки постоянно вспоминает свою жену, рассказывает, что она была красивая, что он любил ее и что она очень переживала, когда он раздевал чужих женщин, связывал их, трогал за разные места. Этим он ускорил ее смерть. По крайней мере, так он думает сам. В 1993 году Араки издал книгу с прекрасным названием «Эротос», в которой визуальным языком изложил свою концепцию смысла жизни.

По его мнению, весь мир существует только благодаря заложенной в нем сексуальной энергии, которая является зеркальным отражением смерти. Знаки проявления этой силы заключены во всем, что нас окружает. Они одновременно притягивают, возбуждают, пугают, вызывают отвращение и просверливают в нас черную дыру, путь в пустоту. Мужчина видит во всем, к чему прикасается телом или взглядом, женские гениталии, он готов к оргазму, а значит, к смерти. Оргазм никогда не повторяется по ощущениям с разными партнерами или с одним партнером, если этот партнер каждый раз переживает секс как факт встречи со смертью. Араки считает процесс фотографирования видом сексуального соития, а каждый кадр - оргазмическим извержением, то есть умиранием и возрождением. Поэтому он составлял «Эротос» так, чтобы каждый снимок словно совокуплялся со зрителем, а зритель совершал половой акт с изображением, которое благодаря воображению приобретало вполне осязаемые черты.

По его мнению, весь мир существует только благодаря заложенной в нем сексуальной энергии, которая является зеркальным отражением смерти.

Женщины

В каждой женщине Араки чувствует смерть, как чувствовал ее в своей больной раком жене, поэтому, открывая «Эротос», зритель по воле фотографа становится некрофилом, фетишистом, маньяком, колдуном. Безумный фотограф вводит человека, который открыл книгу, в контекст влажного, пресыщенного порнографическими метастазами организма своих фантазий и представлений обо всем сущем. Для Араки нет разницы между слезящимся женским глазом, сухим цветком, сморщенным сухофруктом и распахнутым пространством вагины. Он видит идентичность в улитке, обволакивающей клитор, и пенисе, проникшем в чей-то рот. Это все - о предвкушении оргазма, его ощущении и гибели обоих партнеров по экстазу.

«Эротос» дышит предсмертной агонией, но эта агония - содрогание тела в результате оргазма. Араки признается, что книга рассказывает о том, как он эротически переживает женщину, как связан с ней, как боится и жаждет ее. Он раскладывает свои страсти, желания, убеждения, боли, воспоминания на составляющие, на знаки. Делает фотографии так, чтобы они вызывали тактильные ощущения и проникали в мозг всей своей сексуальной, живительной слизью, наполняющей страницы издания.

В каждой женщине Араки чувствует смерть, поэтому, открывая «Эротос», зритель по воле фотографа становится некрофилом, фетишистом, маньяком, колдуном.

«Женщины владеют всеми чарами самой жизни. У них есть все ее атрибуты: парализующая красота, убийственное уродство, сладкое бесстыдство, странная чистота. Гораздо больше, чем у природы. В женщине - море и небо. В женщине - бутон и цветок. Фотограф, не фотографирующий женщину, не познающий женщину - никакой не фотограф, или разве только третьесортный фотограф. Женщина может научить вас жизни гораздо лучше, чем вы сможете узнать о ней в книгах Бальзака. Будь то ваша жена, спутница на одну ночь или проститутка - женщина научит вас тому, как вращается мир. Свою жизнь я строил на том, что встречался с женщинами».

Араки не читает книг — он читает женские сущности, и этого ему достаточно. Он радуется, находя ответ на вопрос, морален ли эротизм. Конечно же морален, так как нет на земле вещи, где бы Эрот не жил, не скрывался, не высовывал щекочущий подсознание язычок. Книга и об этом. Она развеивает сомнения насчет того, стоит ли прятаться от живущего в каждом существе бога Эрота и надо ли его в себе убивать, ведь он все равно вылезет как еще более активная и агрессивная субстанция.

Араки не читает книг - он читает женские сущности, и этого ему достаточно.

Вообще-то, про Нобуеси Араки три года тому назад уже писали в этом сообществе. Но, я думаю, можно повторить: старичку в этом году стукнуло семьдесят.
Любопытный читатель сообщества, или не менее любопытный пользователь интернета, легко найдет протокольного ритма биографию Араки. Поэтому, давайте вкратце, и больше времени уделим фотографиям. Нобуеси Араки родился в 1940 году. Основные сюжеты — кинбаку (или сибари), цветы, природа, дети, да и, пожалуй, каллиграфия. Кстати, отдельной строкой можно упомянуть фотографии известных музыкантов — например Бьорк или Леди Гага.

Совсем недавно завершилась его очередная выставка в Кёльне. Предлагаю посмотреть некоторые фотографии с этой выставки, выполненные в традиции кинбаку — японское искусство эстетического бондажа.

Что, конечно, импонирует в этой серии, так это тонкая работа с цветом, интерьером, позой модели, и в некоторых случаях освещением. Все гармонично, продумано, и поэтому красиво. Особенно нравится работа с цветом, сочетание цветов кимоно модели и окружающего пространства очень точное.

Как я уже говорил, творчество Араки охватывает широкий спектр сюжетов, зачастую специфичных. Неуемный творческий потенциал Араки многократно реализовывался в разных жанрах, и представленная выше серия — лишь одна из.

Мы уже обращались к практике подведения итогов фотографической деятельности и творчества фотографов разных стран и разных времен. Сегодня, мы постараемся, достаточно объективно и обзорно, отдельно поговорить о ведущих фотографах азиатских стран. Статья получиться предельно обзорной с тем, что бы в дальнейшем о каждом из фотографов рассказать более подробно. В определении этого рейтинга мы ссылались на неофициальные опросы, проведенные в разных страна.

Дайдо Морияма (Daido Moriyama), Япония

Цзянь-Чи Чан (Chien-Chi Chang), Тайвань

Цзянь-Чи Чан – тайванский фотограф, еще один представитель фотографического агентства «Magnum Photos». Известен серией портретов заключенных Тайваня.

Эйко Хосоэ (Eikoh Hosoe), Япония

Эйко Хосоэ – фотограф и режиссер Японии. Наиболее известен своими психологически заряженными снимками, исследующими смерть, эротическую одержимость, и иррациональность существования, после Второй мировой войны. Становление Эйко, как фотографа и художника, произошло благодаря его творческой дружбе и художественному сотрудничеству с фотографом Дайдо Морияма и писателем Юкио Мисимой.

Рагубир Сингх (Raghubir Singh), Индия

– пионер и мастер цветной фотографии Индии. Широко известен своими яркими, насыщенными фотографий о родной стране. В арсенале фотографа индийские пейзажи, документальные фотографии быта и традиций Индии.

Лу Нань (Lu Nan), Китай

Лу Нань – признанный китайский фотограф. Вошел в историю фотографии документальными снимками о больных в психиатрических лечебницах, о католицизме в Китае, о крестьянской жизни в Тибете.

Ник Ут (Nick Ut), Вьетнам

Ник Ут – вьетнамский фотограф. Сегодня живет и работает в Лос-Анджелесе. В 1973 году выиграл Пулитцеровскую премию за Новостные фотографии под названием «Ужасы Войны». Одна из самых известных фотографий фотографа изображает бегущую обнаженную девочку, во время атаки напалма в селе Транг Банг, в период Вьетнамской войны. В 2012 году Ник Ут стал третьим фотографом, определенным в Зал славы за вклад в развитие фотожурналистики.

Ринко Каваучи (Rinko Kawauchi), Япония

японская женщина фотограф, работы которой характеризуются спокойным, поэтическим стилем, изображающим обыкновенные моменты жизни. Является одной из немногих знаменитых женщин-фотографов Азии.

Даунита Сингх (Dayanita Singh), Индия

Даунита Сингх – популярна женщина-фотограф Индии. Известна своими городскими портретами семей среднего и высшего социального статуса. В 2013 году Даунита стала первой женщиной фотографом Индии, чья персональная выставка прошла в лондонской галерее «Hayward Gallery».

Лу Гуан (Lu Guang), Китай

Лу Гуан – один из самых популярных Китайских фотографов-документалистов. В своих работах разрабатывает темы экологии, индустриализации, загрязнения окружающей среды. Фотожурналист.

Тай Кей Чин (Tay Kay Chin), Сингапур

Тай Кей Чин – самая востребованная и уважаемая женщина-фотограф Сингапура. Является фотографом, фотожурналистом, преподает фотожурналистику и документальную фотографию. Известна, благодаря своим панорамным фотография Сингапура.

Оскар Мотулох (Oscar Motuloh), Индонезия

Оскар Мотулох – один из самых известных фотографов Индонезии. Основатель галереи Antara, галерея специализируется на размещении работ фотожурналистики.

Шомеи Томацу (Shomei Tomatsu), Япония

Шомеи Томацу – еще один японский фотограф, представитель поколения послевоенных японских фотографов.

Хо Фань (Ho Fan), Гонконг

Мы уже говорили о гениальном фотографе Гонконга – . Мастер классической уличной фотографии, самый известный фотограф Гонконга.

Такума Накахира (Takuma Nakahira), Япония

Такума Накахира – современный японский фотограф, фотографический критик. Работает в содружестве с Дайдо Морияма и Шомеи Томацу.

Шахидул Алам (Shahidul Alam), Бангладеш

Шахидул Алам – фотограф, считается крестным отцом фотографии в Бангладеш. Помимо фотографической деятельности Алам инициирует поддержку и помощь в развитии начинающим фотографам Бангладеш. Работы фотографа являются постоянными экспонатами ведущих музеев и галерей по всему миру.

Эрик Прасетя (Erik Prasetya), Индонезия

Эрик Прасетя – ведущий фотограф Индонезии, известен своими импровизационными уличными фотографиями.

Чанг Цай (Chang Tsai), Тайвань

Нежные и броские, минималистичные и эклектичные, очаровательные и провокационные... Такие разные творения десяти знаменитых японских фотографов. У каждого из них собственное понимание красоты и способ самовыражения, но работы всех без исключения вызывают трепет. В статье дается краткий обзор творчества этих удивительных людей.

Фотография в Японии имеет богатую историю. Вспомните туманные и искаженные черно-белые изображения, появившиеся в Токио в 60-е годы, в период, когда молодое поколение сражалось с прошлым и будущем своей страны.

В наше время известно множество имен, оставивших свой след в сфере моды и изобразительного искусства как у себя на родине, так и за рубежом, в Америке и Европе. В данной статье я рассмотрю нескольких современных фотографов, которые при помощи своего уникального видения по-разному повлияли на этот мир.

Каваути Ринко.

Нежность композиции и изящность теней на фотографиях Каваути Ринко.

Неземные фотографии Каваути Ринко можно наблюдать повсюду, начиная с обложек книг вплоть до Нью-Йоркских галерей. В своих работах она использует нежные цвета и незатейливое расположение объектов, чтобы привлечь внимание зрителя. Отрешённую и минималистичную, Каваути Ринко невозможно не заметить.

Нинагава Мика.

Буйство красок и цветов в работах Нинагава отдает дань уважения богатой японской культуре.

Творения Нинагава Мика будоражат перенасыщенными тонами и цветочными образами. Снятые, в основном, для индустрии моды, её фотографии являют собой одновременно традиционное и ультрасовременное видение Японии.

Миятакэ Такэхито.

Танец света над рекой: завораживающее мастерство Миятакэ Такэхито.

Миятакэ Такэхито – фотограф, чьи прекрасные пейзажи содержат в себе частицу поэзии. Что бы он ни снимал - лес, полный золотистых светлячков, или извергающийся вулкан, - он умеет находить волшебное в естественном.

Сугимото Хироси.

Застывшие во времени: Сугимото запечатлел Американский музей естественной истории.

Серия диорам Сугимото Хироси представляет собой восхитительный проект фотографий, посвященных всемирно известному Музею естественных наук в Нью-Йорке. Решение использовать черно-белый фильтр позволяет полнее передать образ исконной первобытности (это напоминает о пещерных людях и доисторических ландшафтах).

Хамада Юдзи.

Хамада и его притягивающая взгляд серия «Primal Mountain».

Хамада создал серию фотографий «Primal Mountain», вдохновившись почтовой открыткой с изображением живописной снежной вершины, присланной ему другом из Швейцарии. Раздобыв материалы для работы рядом со своим домом в Токио, он изобразил на снимке собственную подделку из фольги на фоне настоящего неба, гармонично совмещая реальное с нереальным, чужеродное с родным.

Араки Нобуёси.

Пример шокирующе откровенного творчества Араки.

Более известный под своим псевдонимом Араки, вот уже несколько десятков лет при помощи своей камеры этот неоднозначный японский фотограф снимает притягательных обнажённых моделей и исследует грани сексуальности. Практические все выполненные в черно-белом фильтре, его работы рассматриваются в том же свете, что и работы Нан Голдин: и те, и те запечатлели естественную притягательность обнажённой натуры.

Сато Токихиро.

Сато волшебным образом делает этот мир ярче.

Прославленный и обожаемый за его подход к изображению света и пространства на черно-белых картинах, Сато Токихиро, вне всякого сомнения, маэстро фотографии. Заполняя мистические пейзажи различными источниками света, он, словно маг, связывает воедино мир человека и природу.

Дайфу Мотоюки.

Голодны? Дайфу представляет будни Японии в не самых аппетитных их проявлениях.

Родившийся в Токио в 1985 году, Дайфу – часть новой волны молодых фотографов, противостоящих власти через собственное нон-комформистское творчество. Свои картины он заполняет максимально возможным количеством предметов и цветов. Также, к примеру, он выставляет на обозрение собственную семейную жизнь, ничего не скрывая от публики.

Ядзима Ёсукэ.

Мощные тривиальные портреты признанного фотографа Ядзима Ёсукэ.

Работы фотографа Ядзима Ёсукэ наполнены минималистической эстетикой. Портреты особенно выделяются их намеренной невыразительностью. Ядзима предпочитает мягкое освещение, нейтральные цвета и моделей с непроницаемым лицом. Очень любопытные снимки.

Кавагути Харухико.

Кавагути акцентирует ограничивающую сторону любви и отношений.

Творчество фотографа Кавагути Харухико почти невозможно спутать ни с чьим другим. Токийский художник стал известен тем, что приглашал в свою студию абсолютных незнакомцев для фотосессии в вызывающих клаустрофобию пластиковых пакетах. Изображения получились шокирующими. В процессе своей работы Кавагути коснулся интересной темы - угнетающей природы любви.

Больше фотографий вы можете найти

«Неполный Араки» (“The Incomplete Araki”) - сознательно избыточное название для выставки самого преуспевающего, спорного и провокативного фотографа Японии. Более 50 лет Нобуёши Араки раздвигал пределы производительности - он снял несчётное число фотографий, объединённых в порядка 500 книг - и пределы свободы выражения. Однажды он был арестован по обвинению в непристойности, его работы подвергались цензуре как в Японии, так и за её пределами - будь то уличные съёмки из Токио, цветы или наиболее известные фотографии женщин, связанных с использованием барочной техники «Сибари» (кинбаку-би, kinbaku-bi), или «красота тугого связывания».

В большей степени, чем его коллега Дайдо Морияма (Daidō Moriyama) и более молодой Хироши Сугимото (Hiroshi Sugimoto), мистер Араки признан самым знаменитым из живущих японских фотографов, и 77-летний «мастер связывания» может наслаждаться победным «кругом почёта». Большая ретроспективная выставка его работ прошла в 2016 году в в Париже, в Музее Гиме, специализирующемся на искусстве стран Азии. Прошлым летом, Музей Фотографического Искусства в Токио собрал сотни крупноразмерных отпечатков, поляроидов и книг фотографа, ещё одна выставка предстоит в Мюнхене. Теперь он получает крупнейшую экспозицию в Нью-Йорке, через совершенно иную институцию. Музей Секса известен скорее своими театрализованными представлениями и просветительскими шоу, чем работой с визуальным искусством.

Этот коммерческий музей, открывшийся 15 лет назад скорее для развлечения публики, чем для серьёзных исследований интимности в искусстве. Однако, Серж Беккер (Serge Becker), бывший импрессарио ночных развлечений, пришедший на должность арт-директора в прошлом году, прилагает усилия, чтобы сделать это место чем-то большим, чем просто пикантный аттракцион для туристов, и «Неполный Араки» - пока крупнейшее совершенное в этом направлении действие, выставка, сделанная именно по музейным стандартам. Музей пригласил Мэгги Мастард, специалиста по японской фотографии, чтобы курировать эту выставку совместно с Марком Снайдером, руководителем выставочной программы музея. Выставка «Неполный Араки» завязана на отсылки фотографа к японскому литературному модернизму, поиск грани между искусством и вульгарностью, западной фетишизации азиатских женщин, и отношениям принуждения между фотографом и моделью, которые, используя выражение, что понравилось бы мистеру Араки, могут стать весьма запутанными («узловатыми»).


Я прилагаю усилия, даже при наличии аудитории - как бы сказать дипломатично? - не слишком углубляться в развитие стиля японской фотографии после Второй Мировой Войны. Это интересно - иногда. Недавно, в пятницу вечером (музей открыт до 11 вечера), я наблюдал молодую парочку, прекрасно проводящую время перед фотографиями мистера Араки, внимательно приглядываясь к мельчайшим деталям, к сочетанию шелка кимоно и грубого натянутого шнура. Эти изображения - много больше, чем просто эротика, но кураторы сделали своё дело, и знаете, немало посетителей музеев смотрят с вожделением на «Давида» и «Венеру Милосскую».

С самого начала экспозиции вы понимаете, что находитесь не в традиционном музее. Входя в полутёмную галерею первого зала выставки, посетитель проходит через короткий коридор, стены и потолок которого заплетены теми самыми верёвками со множеством узлов, которые присутствуют на фотографиях. Четыре из самых известных фотографий выделены направленным светом. На одной из них, 1997 года, девушка подвешена к потолочной балке. На её лице ледяное выражение, волосы вплетены в традиционный шиньон гейши (симада, shimada), её вагина только частично прикрыта цветком тигровой лилии.

Связывание, однако, всего лишь одна из тем мистера Араки, и эта выставка показывает его карьеру, хотя и концентрируется больше на эротической стороне. Она включает несколько фотографий из его ранней серии «Сентиментальное путешествие» (1971), небольшие отпечатки которой документируют его медовый месяц с любимой женой Йоко. Мистер Араки снимает её взгляд в интерьере скоростного поезда, снимает её обнаженной в постели, и, на одной из самых известных своих фотографий - спящей в старой лодке. Её клетчатая юбка контрастирует с плетёной циновкой, покрывающей дно лодки. Он пережил тяжелый удар после ранней смерти Йоко от рака яичников в 1990 году. Мы видим её фото в украшенном цветами гробу, её лицо так высвечено, что напоминает лицо ангела, возвращающегося домой…



В экспозиции также есть несколько замечательных цветных фотографий цветов. В отличие от элегантных натюрмортов с тюльпанами и каллами Роберта Мэплторпа, мистер Араки снимает крупные планы пестиков и тычинок, делая это в «горячем», эротичном стиле. Показаны также коммерческие работы автора и съёмки знаменитостей для журналов. Мы видим Леди Гагу, её связанные запястья охватывают поднятые ноги, или исландскую поп-звезду Бьорк, выкрикивающую панегирики мистеру Араки на видео. (Странно, что фото Бьорк отсутствуют на выставке; Мистер Араки делал обложку для её альбома «Telegram», правда без верёвок). И мы видим переполненный, удивительный Токио, чьи цветущие деревья и дешевые ночные клубы служили фотографу самой надёжной музой.

Однако, верёвка значит для мистера Араки столько же, сколько синяя краска для Ива Кляйна. И Музей Секса, естественно, уделяет сибари особое внимание. Его связанные модели редко обнажены полностью, и обычно смотрят прямо в объектив. Они не улыбаются, но и не показывают сопротивления. Только небольшая часть его фотографий обезличивает модели, но в большинстве случаев они находятся в полном подчинении. Самые впечатляющие его работы со связыванием сняты в цвете, с мощными красными и зелёными тонами, чёрно-белые же работы могут подчас казаться скучноватыми и тяжеловесными, чем-то вроде «порно с родословной».

Учитывая тематику экспозиции и место проведения выставки, кураторские тексты, сопровождающие её, являются образцами взвешенности и социальной ответственности. Они отмечают, что мистер Араки и его модели иногда занимались сексом, и что модели регулярно выступали с заявлениями, что всё делалось «по абсолютному согласию». (В прошлом году, как отмечается в тексте, одна модель пожаловалась в Фейсбуке на «непристойное поведение» со стороны мистера Араки, во время коммерческой съёмки в 1990 году). В экспозицию изящно включены видео интервью с моделями, которые говорят о работе, как о совместном творчестве, сделанном по согласию и принесшем удовлетворение. Его бесстрашная модель Шино, легко узнаваемая по удлиннённому лицу с веснушками, говорит, что позирование в этих работах «было, как часть развития наших человеческих отношений», и ту же аналогию использует другая модель, Комари.


Вы вспоминаете слова этих женщин, глядя на фотографии Шино в её открытом кимоно, или Комари, ноги которой широко раздвинуты напротив карминовой стены. Среди многих вещей, которые заслуживают обсуждения в связи с выставкой «Неполный Араки», едва ли не важнейшей надо назвать соучастие моделей в создании этих работ, несмотря на то, что лидерство всегда остаётся за автором. Важна также серия «Эрос замужней женщины», для которой приглашались позировать сотни обычных граждан. Эта тема составила 20 книг, представленных здесь среди огромного количества разнообразных авторских публикаций.

Хотел бы я, чтобы эта выставка была более продолжительной и более научной по характеру? Пожалуй, да. Однако, в Японии граница между коммерческими и некоммерческими институциями весьма условна, и художники, подобные мистеру Араки, нередко выставляют работы в супермаркетах, в то время, как крупные музеи сдают выставочные площади в аренду, и художники, по отдельности или вместе, могут показывать свои работы платно. И во всяком случае, нет «лишних» выставок для такого плодовитого автора, как мистер Араки, который сказал как-то - «пока моё сердце бьётся, я нажимаю на спуск затвора камеры».

Новое на сайте

>

Самое популярное