Домой Плодовые деревья Трезвеннические бунты - миф или реальность? Почему в России в19веке не было крестьянской войны

Трезвеннические бунты - миф или реальность? Почему в России в19веке не было крестьянской войны

Толчком к очередной активизации польского национального движения стала начавшаяся в 1859 году война Франции с Австрией. Наполеон III освобождал Италию, а польские революционеры рассчитывали, что он поможет и католической Польше восстановить свою независимость. Главным генератором и проводником националистических настроений в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи, было польское дворянство. Шляхтичи были ущемлены отсутствием привилегий и возможности участвовать в реальном государственном управлении, рассматривали подчинение России как унижение и мечтали о возрождении Речи Посполитой. В 1830-1831 гг. в Царстве Польском уже вспыхивало мощное восстание, подавленное русскими войсками.

Спустя тридцать три года «красные», как называли однозначных сторонников независимости Польши, стали готовить новое выступление.


В октябре 1861 г. был основан Центральный национальный комитет, сыгравший впоследствии роль штаба повстанцев. Кроме того, действовал Комитет русских офицеров в Польше, основанный в 1861 году и поддерживавший тесные связи как с польскими националистами, так и с русскими революционными демократами. После ареста основателя кружка Василия Каплинского, служившего в русской армии в звании поручика, Комитет возглавил другой офицер — поручик Шлиссельбургского пехотного полка Андрей Потебня. Членом Комитета был и Ярослав Домбровский, тоже служивший в русской армии младшим офицером и даже принимавший прежде участие в Крымской войне.

Ярослав Домбровский

К концу 1862 года подпольные группы, собиравшиеся принимать участие в готовящемся восстании, насчитывали не менее 20 тысяч человек. Социальной базой повстанцев были мелкие польские шляхтичи, младшие офицеры - поляки и литвины, служившие в русской армии, студенты и учащиеся польских учебных заведений, представители разночинной интеллигенции. Особую роль сыграли ксендзы католической церкви. Ватикан безоговорочно поддерживал все планы по началу восстания, рассчитывая на освобождение католической Польши из-под власти православной России.

В 1860-1862 гг. ситуация становилась все более обостренной. Например, был устроен погром на православном кладбище, русские обитатели Варшавы стали получать письма с угрозами, 15 (27) февраля 1861 года солдаты расстреляли демонстрацию, в результате чего погибли пять ее участников. В свою очередь, польские радикалы неоднократно предпринимали покушения на жизнь российских генерал-губернаторов. Не избежал покушения и великий князь Константин Николаевич, отделавшийся легкими ранениями. Формальным поводом к восстанию стало решение Александра II о начале рекрутского набора в Польше. Так император хотел изолировать большую часть протестной молодежи.

В ночь с 10 на 11 января 1863 года во многих городах Польши начали звенеть колокола. Это был условный сигнал, говоривший революционерам о начале выступления. Именно уклонившаяся от рекрутского набора в русскую армию молодежь стала костяком первых повстанческих отрядов. Радикалы сформировали «Временное национальное правительство» (Жонд народовы), которое возглавил 22-летний бывший студент философского факультета Стефан Бобровский. В первый день восстания на всей территории Царства Польского произошло 25 нападений на русские гарнизоны. Однако, поскольку повстанцы были плохо организованы и слабо вооружены, эти нападения русские солдаты отбивали достаточно легко.

В начале февраля 1863 года в Польшу из Франции прибыл 49-летний Людвик Мерославский - крестник наполеоновского генерала Даву, участник восстания 1830-1831 гг. и профессиональный польский революционер. Его провозгласили диктатором восстания. Но «диктатура» Мерославского просуществовала очень недолго. 7 (19) февраля 1863 года на опушке Крживосондзского леса отряд, которым командовал сам «диктатор», вступил в бой с отрядом полковника Юрия Шильдер - Шундлера, в который входили 3,5 роты Олонецкого пехотного полка, 60 казаков и 50 пограничных стражников. Даже такие скромные силы нанесли повстанцам сокрушительное поражение, после чего 9 (21) февраля 1863 года Людвик Мерославский бросил руководство восстанием и бежал обратно во Францию.


Mierosławski Ludwik

После бегства Мерославского повстанцев возглавил произведенный в генералы полковник Мариан Лангевич (1827-1887), прежде командовавший Сандомирским воеводством. Как и Мерославский, Лангевич, в прошлом офицер прусской армии, был профессиональным польским революционером и проживал во Франции и Италии, где занимался военной подготовкой польской молодежи. Тем не менее, формально диктатором еще некоторое время считался Мерославский и лишь 26 февраля (10 марта) новым диктатором восстания был провозглашен Лангевич. Но и ему удача не улыбалась. Уже 19 марта 1863 года, будучи наголову разгромленным в двух сражениях с русскими войсками, Лангевич бежал на территорию соседней Австрийской Галиции.

Помимо централизованных сил повстанцев, в Польше действовали и многочисленные партизанские отряды, возглавляемые местными «полевыми командирами». Это были отряды Леона Франковского, Аполинария Куровского, Зыгмунта Подалевского, Кароля Фруче, Игнатия Мыстковского и многих других. Большинство отрядов действовали в течение месяца - двух, от силы трех месяцев. Затем они терпели сокрушительные поражения от русских войск. Одним из немногих исключений был отряд генерал-полковника Михаила Гейденрейха, сумевший продержаться с июля до декабя 1863 года. В этом не было ничего удивительного, если учитывать, что сам Михаил Ян Гейденрейх в прошлом был кадровым офицером русской армии и окончил Академию Генерального штаба.


Мариан Лангевич

Помимо Польши, восстание охватило и целый ряд губерний, некогда бывших частью Великого княжества Литовского. Гродненские, виленские, витебские, минские, могилевские земли - везде появились свои повстанческие формирования, создававшиеся польскими и литовскими шляхтичами. Стоит отметить, что восстание с самого начала поддерживалось польской эмиграцией и революционными кругами Европы. Сочувствовали польским повстанцам и многие русские революционеры. Целый ряд русских и европейских радикалов отправился в польские земли в качестве добровольцев. Было сформировано несколько добровольческих соединений, укомплектованных французскими, итальянскими, венгерскими революционерами. Например, был создан "батальон зуавов смерти", которым командовал француз Франсуа де Рошенбрюн. Отличительной особенностью этого формирования была "клятва смерти" — покончить с собой в случае поражения. Такие польские "смертники".


В европейской печати польское восстание романтизировалось, подавалось исключительно как национально-освободительное движение гордого европейского народа против российского самодержавия и национального гнета. Подобное отношение унаследовала от революционного движения того времени и официальная советская историческая наука. Между тем, повстанцы не были «мягкими и пушистыми» романтиками-идеалистами, сражавшимися исключительно за свободу. Повстанцы, среди которых преобладала польская шляхта, отстаивали свои классовые интересы, а именно выступали за возвращение той формы социального и политического устройства, при которой шляхта себя чувствовала наиболее вольготно. Свою роль в мотивации повстанцев играли религиозные различия. Известно о расправах над православными священнослужителями, осквернениях православных церквей и кладбищ.

Александром II в марте 1863 года был принят ряд радикальных мер в рамках проводившейся аграрной реформы. Так, в Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, а затем и Витебской, Киевской, Могилевской, Подольской и Волынской губерниях были прекращены обязательства крестьян по отношению к помещикам. Поскольку основную часть помещиков составляли польские шляхтичи, такая мера не могла прийтись им по нраву. Но дальновидная российская политика лишила польских панов поддержки основной массы крестьянства. Большинство крестьян и в Царстве Польском, и в западных губерниях оставалось равнодушным к повстанцам. Известно немало случаев и выступления крестьян против повстанцев, которые досаждали сельскому населению своими поборами, а то и откровенными грабежами.

Польские паны отличались особой жестокостью по отношению к крестьянскому населению, особенно к украинским и белорусским крестьянам, исповедовавшим православие. Поэтому не было ничего удивительного в том, что крестьянское население ненавидело своих эксплуататоров и при любом удобном случае предпринимало против них какие-либо действия. Например, неоднократно крестьяне собирали отряды и захватывали своих панов, сочувствовавших повстанцам, чтобы сдать их властям. Более того, командование русской армии даже пыталось несколько охладить пыл крестьянства, которое во время подавления восстания пыталось отыграться за столетия бесчинств шляхты. В свою очередь, повстанцы развернули настоящий террор против мирного крестьянского населения, пытаясь запугать крестьян и вынудить их поддерживать восставших или, хотя бы, не сотрудничать с царскими войсками. Отсутствие поддержки со стороны крестьянства стало одной из главных причин быстрого поражения Польского восстания 1863-1864 гг.

В период с 1863 по 1865 годы в боевых действиях на территории Царства Польского и западных губерний русская армия потеряла 1221 солдата и офицера погибшими и умершими от ран, 2810 - умершими от болезней и бытовых травм, 3416 - ранеными, 438 - пропавшими без вести и дезертировавшими, еще 254 человека попали в плен к повстанцам. Имели место случаи перехода отдельных солдат и младших офицеров на сторону повстанцев, причем обычно переходили к повстанцам офицеры польского и литовского происхождения. В процессе подавления восстания власти достаточно жестко карали лидеров и наиболее активных повстанцев. 22 марта 1864 года в Вильно повесили Константина Калиновского. Общее количество смертных приговоров, приведенных в исполнение, составило за период 1863-1865 гг. около 400. Не менее 12 тысяч человек были высланы в Сибирь и другие районы Российской империи. Еще около 7 тысяч участников восстания и сочувствующих покинули пределы Царства Польского и западных губерний и эмигрировали в страны Центральной и Западной Европы. Однако, действия царского правительства в отношении повстанцев вряд ли можно назвать чрезмерно жесткими. Уже 31 декабря 1866 года Александр II заменил бессрочную каторгу для приговоренных к ней повстанцев десятилетней. Всего наказание за участие в восстании понесло лишь около 15% повстанцев, а большинство участников боевых действий со стороны восставших остались на свободе.

После подавления восстания царское правительство озаботилось вопросами профилактики национализма среди польской шляхты. В 1864 г. был запрещен латинский алфавит, Михаил Муравьев распорядился прекратить издание любых книг на литовском языке. В 1866 году генерал-губернатор Виленской губернии Константин Кауфман запретил употребление польского языка в общественных местах и в официальных документах, а также ввел запрет на использование любой польской национальной символики. По позициям польской шляхты был нанесен серьезнейший удар. Зато в результате восстания выиграло крестьянство. Власть, стремясь создать противовес польской шляхте, снизила сумму выкупных платежей для крестьян на 20% (в литовских и белорусских землях - на 30%). Кроме того, началось централизованное открытие начальных школ для детей белорусских и литовских крестьян, которое имело вполне объяснимый смысл - воспитывать подрастающие поколения крестьян в лояльности к российской власти, в православной культурной традиции.

Хотя европейское общественное мнение идеализировало повстанцев, рассматривая их исключительно как героев-идеалистов, в действительности Польскому восстанию серьезно не помогла ни одна европейская держава. Именно надежда на помощь со стороны Франции и Великобритании «грела душу» польским шляхтичам, рассчитывавшим на начало войны западных держав с Россией. Даже британские газеты признавали, что если бы лидеры повстанцев не рассчитывали на западную военную помощь, восстание прекратилось бы само собой, а то и вообще бы не начиналось.

.
Крестьянское восстание в России в 19 веке, подобное крестьянским восстаниям 17 и 18 веков, предотвратило интенсивное развитие молоканского и духоборческого движения.

Положение крестьянских масс в царской России на протяжении всей её истории было в удручающем состоянии. Непосредственная зависимость крестьянина от воли и прихоти своего хозяина-помещика, вызывало недовольство и возмущение, что приводило к протестам и неповиновениям. Наиболее вольнолюбивые крестьяне, которых официальные органы называли преступниками, в отчаянии совершали какие-то акции против своих угнетателей: поджоги, грабежи, убийства. Конечно, они объявлялись вне закона и вынуждены были ударяться в бега в дальние края. В те времена этими краями были донские степи, низовья Волги, Предкавказье. Таких беглых было немалое количество. Собираясь в ватаги, они образовывали на новых местах поселения, никому не подчиняющиеся. Так в этих краях сформировалось казачество. Это были по сути те же русские крестьяне, избавившиеся от крепостного угнетения.

Во времена массового недовольства крестьян своим положением возникали массовые волнения, переходящие в восстания против своих угнетателей. Иногда эти восстания происходили в отдельных регионах, где жестоко подавлялись. Крестьяне вынуждены были мириться со своим положением, но недовольство у них оставалось, и они в любой подходящий момент готовы были к новому неповиновению и восстанию. Иногда возникновение крупных восстаний и революций объясняют тем, что они совершаются по желанию и воле каких-то вождей. В действительности в народных массах назревает всеобщее недовольство существующим положением, и они в любой благоприятный момент готовы к бунту, восстанию, революции. Важно, чтобы их протест возглавил какой-то вождь или какая-то политическая сила, идеологически соответствующие настроению масс.

Назревшее недовольство крестьянских масс своим положением в России в17 веке привело к восстанию и крестьянской войне 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина. Восстанием была охвачена огромная территория. Восставшие заняли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, Пензу и много других городов Поволжья. В восстании приняли участие крестьяне Слободской Украины и народы Поволжья. Восставшие уничтожали помещиков и их прислужников, создавали местное самоуправление. Восстание было жестоко подавлено.

Накопившееся недовольство и возмущение крестьянских масс России своим положением в 18 веке вылилось в восстание и крестьянскую войну 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Целью этого восстания было построение крестьянского государства во главе со справедливым царём. Это восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Нижнее и Среднее Поволжье, Приуралье, Урал, Западную Сибирь. Восстание вплотную подошло к границам Московской губернии. В восстании активно участвовало свыше 100 тысяч человек. Вместе с казачеством и русским крестьянством в восстании участвовали и нерусские народности. Целью восстания было истребление дворян, отмена крепостного права, передача земли народу. Восстание с трудом было подавлено правительственными войсками.

Недовольство крестьянских масс своим положением в России накапливалось и в 19 веке. Крепостное крестьянство готово было к новому бунту и всеобщему восстанию. Спасло Россию от крестьянской войны в 19 веке появление и широкое развитие в стране сектантского движения. Недовольство крестьянских масс своим положением нашло некоторое удовлетворение в протесте против православной церкви, являющейся в то время фактически одним из органов государственной власти. Возглавляли сектантское движение проповедники, несколько иначе, чем православные, толкующие священные книги. Наиболее массовым в сектантском движении было молоканство и духоборчество.

Сомнительно, что ни с того ни с сего у крестьян вдруг появилась необходимость по религиозным причинам массово отказываться от православия и уходить в молоканство и духоборчество. При сплошной неграмотности крестьяне не очень разбирались в тонкостях священного писания. Но им необходимо было разобраться и понять, почему в их христианской стране происходят несправедливости и почему одни в обществе живут богато, а другие работают на них и живут убого. Эта несправедливость не соответствовала христианскому учению. Отсюда у крестьян появились убеждения, что православные церкви, являющиеся оплотом светской власти, не служат простому народу. В то же время, молоканские и духоборческие проповедники, умело и уверенно толкующие священные писания, доходчиво объясняли крестьянам как надо жить по заветам Христа. Они проповедовали, что все люди братья, все равны перед Богом, что судьбой человека может распоряжаться только Бог. Все эти идеи были по душе угнетённым крестьянам. Поэтому крестьянство пошло за такими проповедниками. Крестьяне перестали посещать православные церкви и стали массово вступать в молоканские и духоборческие общины. Иными словами, это было выражением протеста против угнетённого положения крестьянства в своей стране. В 17 и 18 веках этот протест выразился в виде восстаний и крестьянских войн. В 19 веке он выразился в виде массового ухода крестьян из православия в молоканские и духоборческие секты. Благодаря этому в 19 веке Россия избежала нового масштабного крестьянского восстания и новой крестьянской войны.

Несомненно, царское правительство понимало, что массовое сектантское движение губительно для самодержавия, потому что подрывало основные устои государства, опиравшегося на православную церковь. Против сектантского движения стали применяться карательные меры. Лидеров движения сажали в тюрьмы, ссылали в Сибирь. Рядовых членов общин принуждали возвращаться в церковь, непокорных забирали в солдаты, арестовывали. Так как такие меры не могли предотвратить дальнейшее развитие движения, стали применяться меры принудительного выселения молоканских и духоборческих семей из центральных регионов России на дальние необжитые окраины. Зачастую их отправляли под конвоем. На новых местах поселений переселенцы вынуждены были без государственной поддержки приспосабливаться к новым условиям.

При Екатерине 11 молокан вместе с духоборами массово выселяли на южные окраины, в основном в Таврическую и Бессарабскую губернии. Ведя здоровый образ жизни, молокане на новых ранее не обжитых местах через короткое время создали благоустроенные хозяйства и стали жить зажиточно. Слухи об этом распространились в центральных регионах России, что способствовало появлению новых сторонников молоканского движения.

При царе Александре1 в 1805 году молоканам была предоставлена свобода вероисповедания. В центральных регионах России молоканское движение начало возрождаться и приобретать массовый характер. Власть и Синод забеспокоились. При царе Николае 1 по просьбе Святейшего Синода началось изгнание молокан на дальние окраины, больше в Закавказье.

Выселение молокан, как и духоборов, и иных сектантов, в Закавказье преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний инакомыслящих и внедрение русской культуры в присоединённых к России Закавказских провинциях. Первая цель, несомненно, была достигнута: сектантское движение в Центральной России постепенно приуменьшилось. А вот вторая задача, по мнению известного журналиста и историка В.Л.Величко (Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы. С.Петербург,1904), по вине государственных администраций выполнялась бездарно. Русским переселенцам не оказывалась необходимая помощь и не всегда защищались их интересы, а в некоторых случаях даже оказывалось притеснение. Молоканские и духоборческие переселенцы, испытавшие большие трудности при переселении и освоении необжитых мест, продолжали испытывать притеснения со стороны местных администраций, возглавляемых чиновниками православного вероисповедания.

Выселение молокан и духоборов из центральных регионов России на окраины помогло сохранить некоторую стабильность в крестьянской среде. Если бы не было массового молоканского и духоборческого движения и последовавших массовых выселений этих «смутьянов» на окраины, накопившееся крестьянское недовольство могло перерасти в массовые крестьянские восстания. И тогда в России в 19 веке могла бы произойти новая крестьянская война, подобная войне 17 века под предводительством Разина и войне 18 века под предводительством Пугачёва.

Несомненно, мощное сектанское движение в начале 19 века было выражением протеста крестьянства против крепостного права. Массовый уход крестьян из православной церкви, обслуживающей интересы дворянского сословия, послужил одним из факторов отмены крепостного права в России в 1861 году. Во всяком случае, после отмены крепостного права уход крестьян из православия в христианские секты значительно приуменьшился.

На просторах интернета приходилось не раз натыкаться на информацию о т.н. "трезвенническом бунте" - волне народного недовольства, связанной с продажей алкоголя в России, вылившейся в погромы и бунты в середине ХIX века...

ОБ ЭТОЙ ВОЙНЕ УМАЛЧИВАЮТ УЧЕБНИКИ, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 - 1860 годах. Эту войну историки чаще называют "ТРЕЗВЕННИЧЕСКИМИ БУНТАМИ", потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики - те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России

Заинтересовало. Погуглил)

По соответстующему запросу обнаруживается масса ссылок, но большинство из них - на блоги и разного рода сайты и сайтики, кои с большой натяжкой можно отнести к авторитетным источникам информации. Молчит по этому поводу даже Википедия...

А вот что пишет по этому поводу сайт "Здоровая планета":

Массовое трезвенное движение возникло в нашем Отечестве как протест населения против откупной системы распространения алкояда через 80000 питейных заведений. Участниками трезвенного движения вначале были государственные крестьяне, к которым присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы и отставные солдаты. Массовое трезвенное движение явилось одним из серьезных элементов антикрепостнической борьбы крестьянства в период революционной ситуации 1859-1861 гг. Через образовавшиеся общества трезвости повсеместно осуществлялся бойкот питейных заведений. На крестьянских сходках при обществах решался вопрос об отказе от самоотравленя алкоядом. В мае 1859 года общества трезвости, особенно в Поволжье и на Урале, организовали массовый разгром питейных заведений, принадлежавших откупщикам. Первый этап трезвенного движения был усмирен тогда войсками. Многие организаторы питейных погромов попали на каторгу. Тем не менее, под влиянием трезвенного движения, в октябре 1860 года была отменена откупная система, которая к 1863 году была заменена акцизной

Дальнейший мониторинг выдаёт практически одни форму и сайты обществ трезвости. Найти же какие-то вменяемые источники не удаётся...

Кто и что по этому поводу думает?
И попадалась ли кому-нибудь подобная информация?
Фальшивка сие или тщательтно замалчиваемый исторический факт?

XVII века историки называют "бунташным" из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. Народные восстания охватили огромные массы податного населения. Кроме того, выступления не ограничивались столицей, а происходили по всей России.

Самые массовые восстания XVII века: 1. Соляной бунт в Москве в 1648 году; 2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году; 3. Медный бунт в Москве в 1662 году; 4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах.

Причинами народных выступлений были закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытка ограничения казачьих вольностей, церковный раскол и преследование старообрядцев. Городские волнения имели сложный и неоднозначный характер. Основной силой восстаний являлись «черные люди» - низшие и средние слои населения городов. Внутри посадов шла борьба против привилегированных торгово-промышленных слоев (гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен), а также «лучших людей» (богачей), которые перекладывали тяжесть налогов на «средний» и «молодший» люд. К посадской бедноте часто примыкали стрельцы, которые по происхождению и роду хозяйственных занятий были тесно с ней связаны. В народных движениях также принимали активное участие казаки, недовольные наступлением правительства на их вольности. С Никоновской церковной реформой армию недовольных и готовых к борьбе с властями пополнили раскольники, терпевшие жесткие гонения.

СОЛЯНОЙ БУНТ , движение низших и средних слоев посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей в июне 1648 года в Москве, одно из наиболее крупных городских восстаний середины 17 века. Восстание было вызвано недовольством «тяглого» населения политикой правительства Б.И. Морозова и его ближайших сподвижников Л.С. Плещеева и П.Т. Траханиотова. С целью пополнения государственной казны правительство заменило различные прямые налоги единым налогом на соль, что вызвало ее подорожание в несколько раз. Возмущения крестьян и горожан заставили правительство отменить новый порядок взимания налогов, однако прежние недоимки взыскивались властями за три последних года сразу

МЕДНЫЙ БУНТ (Московское восстание 1662 года), антиправительственное выступление москвичей 25 июля 1662 года, вызванное расстройством хозяйственной жизни в годы войн России с Польшей и Швецией, увеличением налогов, выпуском обесцененных медных денег. С 1654 года начался выпуск в большом количестве медных денег, приравненных к стоимости серебряных, что привело к их обесцениванию, спекуляции предметами первой необходимости, массовому изготовлению фальшивых медных денег, в котором участвовала и правящая верхушка. В стране разразилась финансовая катастрофа. За несколько дней до восстания в народе говорили о «воровских листах», которые в ночь с 24 на 25 июля были расклеены в отдельных районах города.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина, Крестьянская война 1670-1671 или восстание Степана Разина - войнавРоссии между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

Причины : В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны с Речью ПосполитойиОсманской империей за Украину. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.

Предыстория : К восстанию Степана Разина часто относят так называемый Поход за зипунами(1667-1669) - поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировалВолгуи тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и захвативЯицкий городок, летом1669 годаРазин двинулся кКагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе наМоскву.

Итоги : Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек. Всего было уничтожено более 100 тысяч повстанцев. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворяникрепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото. Достижение компромисса оказалось невозможным.

Новое на сайте

>

Самое популярное