Домой Виноград Для чего нужен стресс. Каким бывает стресс и нужен ли он организму? Стресс для двоих

Для чего нужен стресс. Каким бывает стресс и нужен ли он организму? Стресс для двоих

Феноменологи, экзистенциалисты, прагматики критикуют гносеологическое понимание сознания как отражение за его объективность, рациональность, оторванность якобы от жизнедеятельности отдельных индивидов. По Э. Гуссерлю (немецкий мыслитель, основатель феноменологии), это учение «преодолевает натуралистический объективизм и вообще всякий объективизм тем единственно возможным способом, когда философ исходит из собственного Я, причем именно как источника и исполнителя своих оценок и суждений... При такой установке удается построить абсолютно автономную науку о духе в форме последовательного самопонимания своего мира как продукта духа».

Как видим, Э. Гуссерль все выводит из духа, не объясняя, что такое он сам, каковы его внешние истоки и как он связан с внешним миром. Теория отражения отвечает на эти вопросы и в состоянии связать сознание, духовную сферу жизни людей с их повседневными нуждами и заботами. Человеческое сознание представляет сложную, разветвленную и относительно самостоятельную систему, объединяющую в единое целое эмоции, мышление и одухотворенные чувства.

В различных отношениях сознание человека выступает как его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и мудрость, как самосознание и душа, как индивидуальное проявление духа времени - общественного сознания на конкретном этапе его исторического развития. И все это является особыми формами отражения и выражения природы, общества и внутреннего мира каждого отдельного человека. Субъективный мир человека, представляющий для него самого его собственное Я, являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной (инстинктивно-эмоциональной, духовно-чувственной, интеллектуальной) надстройкой над индивидуальным телесным и материальным общественным бытием человека. Это определение вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.

Дадим теперь краткую характеристику основным компонентам психики и сознания человека. В эмоциональной сфере сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость...), чувства (любовь, ненависть, горе, радость...), аффекты (ярость, ужас, отчаяние...), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сильные состояния эмоциональной напряженности - стрессы.

В чувствах человека объекты отражаются в форме переживания и оценочного отношения к ним. Отражение объекта и отношение к нему связаны, но не совпадают полностью. Отражение может быть одинаковым, а отношение - разным. В чувствах человека наряду с объективными свойствами оценивается значимость вещей для самого его и для других людей. В разных культурах одни и те же объекты могут иметь заметно различающиеся значения, могут выступать символами совершенно различных отношений.

Психологи и философы ставят вопрос - применимы ли к чувствам критерии истинности? В каждом субъективном переживании есть объективное содержание. Поэтому допускается, что чувства можно оценивать как умные или глупые, адекватно (верно) или неадекватно (неверно) отражающие ценности вещей и событий. Р. Декарт, например, считал любовь и ненависть истинными тогда, когда любят действительно хорошие вещи и ненавидят действительно дурные вещи. В случае резкого расхождения чувств и объективной реальности, когда «ум и сердце не в ладу», человек может испытывать острый внутренний конфликт вплоть до необратимого душевного расстройства. М. Горький писал: «Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной, и тогда, мне кажется, все мы и все, что окружает нас, будет ярче, светлее, радостнее. Верю, что это возможно. Людей умных, но не умеющих чувствовать, не люблю. Они все - злые, и злые низко».

Чувства и сознание взаимосвязаны. Нарушение сознания начинается с расстройства сначала эмоциональной сферы, затем нарушается мышление, за ним самосознание. Если человек не осознает опасности, он не испытывает и страха. Если кто-либо не сознает нанесенного оскорбления, он не переживает и гнева. Если нет совести, то нет и осознания своей вины и раскаяния.

С участием мышления и чувств осуществляется вся деятельность людей. Источником активности является потребность - предметно определенная зависимость человека от внешнего мира. Потребности переживаются в виде желаний и влечений. Влечение - психофизический феномен. Человек зависит от того предмета, к которому его влечет. Когда этот предмет находится, то влечение приобретает характер желания. «Желание есть влечение с сознанием его». В той мере, в какой потребности осознаются человеком, они становятся его интересом и непосредственным стимулом определенной деятельности.

Можно выстроить и несколько другой ряд понятий. Чтобы понять смысл какой-либо человеческой деятельности, надо уяснить ее мотивы - осознанные основания, цели, намерения определенного поведения. За одними и теми же действиями могут скрываться разные мотивы. Мотив - это уже моральный фактор, превращающий действие в поступок. Но не всякое поведение человека разумно мотивировано. Намерение требует для своего осуществления воли, неуклонного действия в избранном направлении.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Наука как высшая форма знания
Под наукой в первую очередь понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой и является накопление знаний, проверка и доказатель

Объективная истина - вечный идеал науки
Существует мнение, что отличительным признаком науки следует считать не стремление к объективной истине, а специфические методы познания и формы выражения знания с помощью особого языка. Сторонники

Эмпирический и теоретический уровни научного познания
До возникновения науки как специализированной познавательной деятельности людей эмпирическое познание совпадало со стихийно-практическим, обыденным познанием. Эмпирическое в буквальном смысле - это

Удвоение числа ученых (по данным за 50-70-е годы)
Европа В течение 15 лет США В течение 10 лет СССР В течение 7 лет

Формы научного знания
К формам научного знания обычно относят проблемы, гипотезы, теории, а также идеи, принципы, категории и законы - важнейшие элементы теоретических систем. Некоторые авторы считают формой знания и фа

Методы научного познания
Методы научного познания включают общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию и т.п.), способы эмпирического и теоретического исследования (наблюдение

Возникновение науки как отрицание, преодоление мифологии
В сознании первобытных людей на протяжении десятков тысячелетий знания о реальных свойствах вещей и процессов, получаемые практически, переплетались с фантастическими представлениями, составлявшими

Зарождение эмпирического научного знания
В процессе усложнения и разделения первоначально недифференцированного труда, развития ирригационного земледелия, строительства храмов и пирамид, возникновения письменности появилась необходимость

Античная философия как первая форма собственно теоретической науки
Родиной научно-теоретического знания и первой формы собственно философского мировоззрения по праву считается Древняя Греция (VI в. до н.э.). С этого времени отличительной функцией науки становится

Античный и средневековый периоды развития естествознания
Родоначальник античной натурфилософии Фалес прославился, удачно предсказав солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н.э. Фалеса называют гидроинженером, он известен также своими труда

Становление естествознания в современном его понимании. Революция в механике
В XVI-XVII вв. натурфилософское и во многом схоластическое познание природы превратилось в современное естествознание, в систематическое научное познание на базе экспериментов и математического изл

Развитие естествознания в XVIII-XIX вв. Процесс теоретизации наук о природе
С середины XVIII в. естествознание стало все больше проникаться идеями эволюционного развития явлений природы. Значительную роль в этом сыграли труды М.В. Ломоносова, И. Канта, П.С. Лапласа, в кото

Укрепление взаимосвязи науки и техники, науки и материального производства
До развития мануфактурного производства наука и техника фактически были обособлены друг от друга. В XVI в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур обусловили установление устойчивого союза

Понятие научной картины мира
Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца XIX в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов XX в.,

Историческая смена физических картин мира
В существующей исторической и методологической литературе наиболее подробно проанализирована историческая эволюция физических картин мира. В XVI-XVII вв. вместо натурфилософской утвердилась механис

Современная научная картина мира
В XX в. на роль лидера научного познания наряду с физикой претендует и биология, к которой относятся такие мощные направления, как эволюционное учение, генетика и экология, ставшая наукой о биосфер

Соотношение дифференциации и интеграции научного знания
Дифференциация научного знания на обособленные науки имеет многовековую историю. Причем вплоть до XIX в. ведущей тенденцией развития науки была специализация именно по пути изоляции, отделения наук

Общее понятие культуры
Знатоки насчитывают до 500 определений культуры. Латинское слово cultura первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Цицерон в 45 г. до н.э. применил его в переносном смысле как cul

Наука - ведущая форма культуры XX века
С учетом сказанного о культуре в целом понятно, что вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры. А в эпоху научно-технической революции науку по праву считают ведущ

Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Вслед за делением культуры на материальную и духовную в XX в. установилось деление культур на естественнонаучную и гуманитарную. Гуманитарные науки, конечно, имеют свою специфику в сравнении с есте

Субъективно-ценностные аспекты научного познания. Социальная ответственность ученых
Поскольку усиливается взаимосвязь науки и общества, обостряются и социально-нравственные проблемы развития науки, увеличиваются требования к ученым одновременно и как к специалистам, и как к гражда

Общее понятие мистики
Мощное развитие науки в XX в., как ни странно на первый взгляд, сочетается с широким распространением мистики, иррационализма, оккультного, эзотерического (тайного) знания. В вышедшей в 1987 г. на

Социально-мировоззренческие истоки и аспекты мистицизма
Один из важнейших социальных истоков мистицизма - противоречия общественной жизни, бессилие отдельного человека перед природными и общественными силами. На социально-психологическом уровне все это

Гносеологические, познавательные корни мистики. Современная научная картина мира и мистическое миропонимание
Типичным источником мистицизма в XX в. оказывается и само научное познание, которое для объяснения обнаруженных диковинных явлений вынуждено выдвигать почти буквально «сумасшедшие» идеи. В науке ра

Галилея-Ньютона к релятивистской картине мира
В общем, философском смысле относительность каких-либо явлений означает отсутствие абсолютных, непреодолимых границ между ними. Различие между относительными системами не абсолютно, включает момент

Формирование квантовой физики. Специфика ее законов и принципов
Квантовая механика и квантовая физика в основном сформировались в первые два десятилетия XX в. усилиями М. Планка, А. Эйнштейна, Н. Бора, Л. де Бройля, В. Гейзенберга, Э. Шрёдингера и других ученых

Мир атомов, молекул и химизма
Атом представляет собой целостную ядерно-электронную систему. Ядро является основой атома, определяющей как численный состав электронов в атоме, так и всю его внутреннюю структуру. Если на этапе об

От физики и химии к геологии и биологии
Как химические процессы, так и физические изменения единым фронтом через большой ряд усложнений химических соединений и физических состояний в конце концов приводят к биологической форме движения и

Мегамир, его состав и строение
Нет жесткой границы, однозначно разделяющей микро-, макро- и мегамиры. При несомненном качественном различии они связаны конкретными процессами взаимопереходов. Наша Земля представляет макромир. Но

Эволюция Метагалактики, галактик и отдельных звезд
На протяжении XX столетия трудами А. Фридмана, А. Эйнштейна, Э. Хаббла, Ж. Леметра, Г.А. Гамова и других исследователей разработана концепция, согласно которой Метагалактика находится в процессе ра

Принцип несотворимости и неучтожимости материи
Необходимо учесть следующее. Когда говорят о «начале времени», «рождении Вселенной», то надо помнить о значительной доли условности, образности подобных выражений. Пространственно-временные отношен

Земля как элемент Солнечной системы
Как космическое тело Земля характеризуется следующими данными: объем 1012 км3, масса 6 1021 т, средняя плотность вещества 5,5 г/см3. Экваториальный радиу

Космизм как особая форма мировоззрения
С конца XIX в. активно разрабатываются идеи космизма как особого мировоззрения, выражающего научно осмысленное, философско-эвристическое и эмоционально-личностное отношение к неразрывной взаимосвяз

Солнечная активность и исторические события
Циклические изменения солнечной активности проявляются на Земле в частоте и интенсивности магнитных бурь, полярных сияний, в колебаниях ультрафиолетовой радиации, степени ионизации верхних слоев ат

Кибернетика как общая наука об управлении
Наряду с механикой и термодинамикой кибернетика абстрагируется от многих индивидуальных особенностей строения и изменения систем, а отражает их только с какой-то одной" стороны. Поэтому такие науки

Синергетика как общая наука о самоорганизации систем
Системно-кибернетический подход к проблеме самоорганизации дополняет и углубляет синергетика - возникшее в 70-е годы XX в. новое междисциплинарное направление научных исслед

Жизнь как особая материальная система, особая форма движения материи
В разные исторические периоды существовали многочисленные трактовки и определения сущности жизни - от наивного гилозоизма и механицизма до современных виталистических и кибернетико-информационных п

Клетка - структурная и функциональная единица живого
Клетку считают открытой элементарной живой системой. Клетка отграничена от окружающей среды клеточной мембраной, а внутри нее выделяется более плотное ядро, находящееся в полужидкой цитоплазме. Кле

Основные подходы к проблеме происхождения жизни
Вначале в науке вообще не существовало проблемы возникновения жизни. Допускалась возможность постоянного зарождения живого из неживого. Великий Аристотель (IV в. до н.э.) не сомневался в самозарожд

Гипотеза А.И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни
Коацерваты - это комплексы коллоидных частиц. Они могут возникать, например, из комплексных солей кобальта, кремнекислого натрия и нашатырного спирта, в растворе ацетилцеллюлозы, в хлороформе или б

Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни
Гипотеза А.И. Опарина способствовала конкретному изучению происхождения простейших форм жизни. Она положила начало физико-химическому моделированию процессов образования молекул аминокислот, нуклеи

Новая гипотеза об особой роли малых молекул в первичном зарождении белково-нуклеиновых систем
На очередном совещании по философским вопросам современной медицины в Президиуме Российской академии медицинских наук исследователи A.B. Олескин, И.В. Ботвинко и ТА. Кировская сообщили следующее. «

Этапы развития жизни на Земле
Абсолютный возраст, миллионы лет назад Эра Период (система) Важнейшие события в эволюции жизни, уровни развития живого

Сущность дарвиновской эволюционной теории
Основные положения теории Ч. Дарвина были опубликованы в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В 1871 г. Ч. Да

Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
Прогресс в общем виде характеризуется как совершенствование чего-либо, переход от низшего к высшему (по структуре, свойствам, функциям). Прогресс можно считать главным направлением или г

Четыре толкования прогресса в живой природе
1. Первым проблему прогресса живой природы поставил в начале XIX в. Ж.Б. Ламарк. В его концепции - ламаркизме - важно то, что признается само наличие прогресса в живо

Развитие дарвинистской концепции биологического прогресса
Решающую роль в разработке дарвинистской концепции прогресса в живой природе сыграл русский ученый А.Н. Северцов. В 30-е годы XX в. он опубликовал работы, в которых предложил ряд новых понятий. Кол

Общие черты, присущие прогрессивному развитию на главной магистрали
Главная магистраль эволюции характеризуется следующими общими чертами. 1. Повышается степень целостности организма, что делает его более способным к выживанию и воспроизведению себе подобн

Движение генетики от антидарвинизма к союзу с дарвинизмом. Роль генетики популяций
Генетика вначале была использована для борьбы против дарвинизма. Устойчивость генов трактовалась как их неизменность. Мутационная изменчивость отождествлялась непосредственно с видообразованием и,

Генетическая (генная) и клеточная инженерия
В 70-е годы XX века создана техника выделения гена из ДНК, а также методика размножения нужного гена. В результате этого возникла генная инженерия. Внедрение в живой организм чужеродной генетическо

Дарвинизм и экология
В середине 20-х годов нашего века наряду с синтезом дарвинизма с генетикой началось формирование другого направления - экологического, базирующегося на принципах системности, организованности и уст

Структура биосферы и закономерности эволюционного процесса
Данные о составе современной биосферы постоянно уточняются и их следует считать примерными. Воспользуемся сведениями из книги авторитетного ученого М.М. Камшилова. Количество видов животных организ

Количество биомассы на Земле
Сухое вещество Континенты Океан Всего Зеленые растения Животные и микроорганизмы И

Современная синтетическая теория эволюции
Экспериментальное изучение факторов и причин, вызывающих приспособительное преобразование популяций, и обобщение их с учетом достижений генетики, экологии, математического моделирования и других на

Отряд приматов и человек как его высший представитель
Обезьяны как высшие приматы издавна привлекали внимание людей (естественно, и ученых в том числе). Но активное изучение приматов началось лишь с 50-х годов XX в., особенно резко увеличился исследов

Этапы становления и эволюции человека
Проблему происхождения человека исследовали многие видные ученые: Ч. Дарвин, Т. Гексли, Э. Геккель, Ф. Энгельс, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, В.О. Ковалевский, А.Н. Северцов, Д.Н. Ан

В эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
Формирование современного человека - результат неразрывного единства биологического и социального его развития. Эволюция древних человекообразных обезьян была целиком обусловлена естественным отбор

И философии
Проблема сознания и его отношения к материи в конце XX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в начале XX в. характерно было субъективно-идеалистическое

Отражение и информация в неживой и живой природе. Понятие психики
Наиболее обоснованной в философском и естественнонаучном отношении остается все-таки трактовка психики и сознания на базе ставшей уже классической теории отражения, конкретизированной кибернетикой,

От психики животных к сознанию и речи человека
Психика свойственна животным и человеку. Понятие же сознания означает высшую форму отражения, существующую только у человека. Сердцевиной его является логическое мышление, которое определяется как

Сознание и самосознание
Развитое сознание неразрывно связано с самосознанием, которое является особым аспектом сознания, усиливающим противопоставление не только знания предмету знания, но и субъекта объекту. В самосознан

Сознательное и бессознательное
В биологической классификации человек представлен как вид Homo sapiens, т.е. как существо разумное. В философии же XX в. одним из наиболее характерных применительно к человеку стало понятие иррацио

Асимметрия мозга и психические особенности правшей и левшей
Феномен асимметрии мозга активно исследуется в последние десятилетия. Доказано, что асимметрия - фундаментальное свойство головного мозга. Она проявляется в раннем детстве, нарастает и достигает ма

Психическое управление телесными, соматическими процессами
Вопрос о воздействии психики на соматические процессы обсуждается с древности в виде вопроса о влиянии души на тело. Особый интерес представляет изучение произвольного, направленного психического в

Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
По вопросам необратимых изменений в функционировании мозга при быстром и медленном умирании человека написано много книг и статей. При медленном умирании нарушения сознания нарастают в течение деся

Генетика человека
Генетика человека - отрасль науки, изучающая законы наследственности и изменчивости человека как индивида, популяции и вида. Здесь применяются специальные методы исследования: 1) изучение культур т

Сотношение биологического и социального в человеке
В биологическом плане человек выступает как организм, как особь вида Homo sapiens, в социальном - как личность, включенная в систему общественных отношений с другими людьми-личностями. Биологическо

Здоровье
Понятие «здоровье» отражает одно из двух важнейших состояний человека; противоположным ему является болезнь. Учение о здоровье прошло многовековой путь развития, своими корнями оно уходит в медицин

Здоровый образ жизни
Понимание проблемы здорового образа жизни как важнейшей не только научной, но и практической проблемы пришло еще из Древней Греции - из трудов Гиппократа и Платона. Существенный вклад в развитие уч

Демографические и другие глобальные проблемы современности
К глобальным относятся проблемы, с которыми люди сталкиваются повсеместно и которые могут быть решены только усилиями всех стран и только дополняя технические средства определенными социально-эконо

Заключение
В качестве основных выводов из содержания курса «Концепции современного естествознания» отметим следующее. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества нау

Тема: Эмоции и чувства

План:

1. Понятия «эмоции», «чувства».

2. Функции чувств.

3. Физиологические основы возникновения эмоций и чувств.

4. Формы переживания эмоций: чувства, аффекты, настроение, страсть.

ЛИТЕРАТУРА:

Основные понятия темы: эмоции; чувства; аффекты; настроение; страсть; эмпатия; тревожность; амбивалентность; стенические чувства; астенические чувства; апатия; вдохновение; стресс, депрессия.

Понятия «эмоции», «чувства».

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие» наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже те отдельные свойства предметов», информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают, безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выражен­ные, иногда едва заметные. Все эти переживания представ­ляют собой чувства или эмоции.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника, новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведе­ния человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельство­вать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

Эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологи­чески закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Эмоции - это психический процесс, отображающий реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.


Чу́вство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении высших потребностей.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического раз­вития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от истори­ческой эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как зна­чимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызы­вают у него позитивные чувства. Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающим людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке.

Чувства могут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознан­ности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

Чувства характеризуются валентностью (или тоном ) - то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Чувства могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.

В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические и астенические . Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).

Чувства подразделяются на: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми» выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, рели­гии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствую­щие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются амо­ральными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Следует отме­тить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств, которая проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

Следующая группа чувств - это интеллектуальные чувства. Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неудача, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют за скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Существование интеллектуальных чувств - удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказа­тельства является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмо­циональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному, природе, в жизни людей и в искусстве, наблюдая окружающие предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чув­ство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испыты­вает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства - восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого − называется эмпатией. Эмпатия проявляется в форме сочувствия, сопереживания, сорадования. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. Посредством эмпатии проявляется отношение человека к другим людям.

Кто из нас не испытывал стресс? Внезапная радость или испуг, плохие новости или новые впечатления в путешествиях - все это провоцирует стрессовые реакции организма и заложено в нас природой. Разница лишь в том, что «хороший» (кратковременный) стресс мобилизует наш организм, позволяя ему убежать от маньяка темной ночью, достигать своих спортивных и карьерных целей. Если же стресс «плохой» (длительный), тогда наоборот - наша работоспособность падает, организм изнашивается и качество жизни значительно снижается.

Сегодня мы обсудим эту важную для современного человека, особенно для HR, тему и разберемся, что собой представляет стресс, какие его последствия, почему важно следить за своим уровнем стресса и как реагировать на стресс правильно.

Что представляет собой стресс и каким он бывает?

Стресс - реакция организма на воздействие различных физических и психологических неблагоприятных факторов, например, раздражающий шум или необходимость принять быстрое решение в короткий срок. Стресс могут приносить не только реальные угрозы, а и мнимые.

В независимости от природы раздражителя и его определения (позитив или негатив), тело активирует симпатическую нервную систему, выбрасывая одни и те же гормоны: адреналин, кортизол, норадреналин и кортикостерон. Начинают вырабатываться эндорфин и серотонин - гормоны счастья, чтобы защитить организм от стресса, а выработка инсулина и гормона роста снижается.

Что же происходит с остальными органами нашего организма:

  • сосуды, идущие к мозгу, коже и внутренним органам сужаются, чтобы предотвратить возможное кровотечение, повышается давление;
  • сердцебиение усиливается;
  • пищеварительная система работает медленно, чтобы организм не тратил лишнюю энергию;
  • в крови растет уровень глюкозы;
  • зрение и слух становятся острее,
  • внимательность усиливается.

Как вы видите, наш организм мобилизует все системы для выживания. Эти реакции сформировались еще у наших предков, которые охотились на мамонтов, боролись за партнера для продолжения рода и адаптировались к различным климатическим изменениям.

Но дело в том, что современные люди уже намного реже встречаются с реальной физической угрозой, а их организм все равно каждый раз, встречаясь со стрессом, приводит все органы в полную боевую готовность.

Есть хорошая новость - наш организм адаптируется к определенному типу стресса, если стрессовый фактор регулярно повторяется. Например, вам некомфортно заводить знакомства с людьми, но, когда вы знакомитесь вновь и вновь, ваш организм адаптируется. Это означает, что ваше десятое знакомство уже будет сопровождаться минимальным уровнем стресса.

С другой стороны, с продолжительным либо сильным стрессом организм не справляется и истощает нас так, будто бы мы ежедневно то и делаем, что охотимся на мамонта. Это уже называется «дистресс», где приставка «ди» обозначает «разрушение».

В результате у человека могут развиваться неврозы, психические расстройства, обостряться соматические или хронические заболевания. Длительные стрессовые состояния подрывают наше здоровье и снижают качество жизни в общем.

6 последствий стресса для организма


Давайте разберемся, как дистресс влияет на наше здоровье и каковы его наиболее распространенные последствия.

1. Нарушения сна

Психиатры медуниверситетов Чикаго и Питтсбурга проводили на протяжении девяти лет исследование о взаимосвязи нарушений со сном и стрессом. Женщины, имеющие высокий уровень стресса, страдали бессонницей или спали прерывистым и неглубоким сном. В свою очередь, хронический нездоровый сон провоцирует развитие диабета, сбои в работе сердечно-сосудистой системы и ухудшение памяти.

2. Снижение иммунитета

Скорее всего, вы замечали, что самые стрессовые периоды жизни нередко сопровождались ухудшением самочувствия и снижением сопротивляемости организма к различным вирусам, вроде ОРВИ или герпеса. В медицинском центре штата Мэриленд объясняют это явление избытком кортизола, который ослабляет иммунную систему и ее способность быстро бороться с «чужаками» в организме. При длительном стрессе работа иммунитета нарушается, что может стать причиной

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Может ли стресс быть полезен для организма

Жизнь современного человека невозможно представить без серьезных эмоциональных переживаний, тревог и беспокойств. Вы и сами прекрасно знаете, что каждый наш день наполнен различными событиями, и далеко не всегда положительными: в то время как одни заставляют нас радоваться и испытывать счастье, другие сопровождаются негативными эмоциями. И реагируем мы на такие события по-разному, ведь каждый человек индивидуален и обладает собственными особенностями психики.

Большинство людей воспринимает стресс в качестве явления нежелательного, опасного, плохого. Но все же в жизни достаточно часто случается так, что стрессовые ситуации просто необходимы. Один из примеров таких ситуаций – случаи, когда в короткие сроки нужно повысить физическую или интеллектуальную работоспособность, чтобы справиться с каким-то проблемами или решить какие-то важные задачи. Здесь-то стресс и выступает в роли активатора имеющихся ресурсов.

Стресс оказывает уникальное воздействие на организм – увеличивает физическую силу и эффективность умственной деятельности. Потому-то сложные психологические ситуации, оказывающие давление, способствуют тренировке и укреплению организма. Благодаря этому формируется более сильная защитная система и укрепляется иммунитет.

Заметим также, что американские ученые, одними из первых начавшие изучать стресс, его причины и последствия, выяснили, что в моменты кратковременных душевных потрясений начинают более интенсивно работать некоторые клетки организма, а именно:

  • моноциты, поглощающие чужеродные вещества;
  • нейтрофилы, борющиеся с инфекциями;
  • лимфоциты, обеспечивающие длительный иммунитет.

А организм укрепляется по причине того, что увеличивается количество трех видов гормонов:

  • адреналина;
  • норадреналина;
  • кортизола.

Кроме того, неоднократно проводившиеся эксперименты показали, что вакцины против различных заболеваний, эффективнее действуют на людей, находящихся в нервозной обстановке, нежели на людей, пребывающих в спокойствии. Но пока это лишь общая информация, и будет лучше, если мы добавим больше конкретики.

Итак, каким положительным воздействием может обладать кратковременный стресс:

  • Улучшение памяти. При стрессе , а происходит это благодаря повышенному воспроизведению организмом адренокортикотропного гормона. Именно поэтому, кстати, события, происходящие под влиянием стресса, запоминаются человеком лучше остальных событий и представляют собой более яркий жизненный опыт.
  • Повышение иммунитета. Как мы уже подмечали, даже небольшое стрессовое воздействие активизирует защитные системы организма. К примеру, надпочечная железа, отвечающая за регуляцию стресса, оптимизирует иммунитет и помогает бороться с вирусами и бактериями. Надпочечники, вырабатывающие кортизол, реагируя на психоэмоциональные раздражители, повышают общую сопротивляемость организма действию разрушающих микроорганизмов.
  • Ускоренное восстановление. Когда человек переносит операцию или восстанавливается после какой-то травмы, происходит временное психическое напряжение, заставляющее организм активно вырабатывать иммунные клетки. Эти клетки направляются к лимфатическим узлам и коже, за счет чего ускоряется регенерация поврежденных участков.
  • Активизация интеллектуальных способностей. Повышенное эмоциональное напряжение заставляет нервную систему работать на максимальных оборотах, что приводит к более активному протеканию всех мыслительных процессов. Любые интеллектуальные операции мозг проводит в разы быстрее, чем в состоянии покоя.
  • Повышение выносливости нервной системы. Стресс действует на нервную систему примерно так же, как физические упражнения на мышцы. Происходит выработка иммунитета к стрессовым ситуациям. Впоследствии каждый последующий стресс будет переживаться легче, а организм станет тратить меньше ресурсов на его преодоление.
  • Улучшение работы органов чувств. В моменты кратковременного стресса ненадолго улучшается работа зрения, слуха, осязания, обоняния, т.к. организм переключается в режим боевой готовности. Можно сказать, что на небольшой отрезок времени человек начинает овладевать суперспособностями.
  • Формирование чувства привязанности. Еще одно интересное наблюдение: стрессовые ситуации приводят к повышению уровня окситоцина, отвечающего за механизмы формирования чувства привязанности. По этой причине люди, вместе пережившие стресс, сближаются друг с другом (если вам интересны подобные факты, потешить свое любопытство вы можете с помощью статьи « »).

Наверное, вы заметили, что мы часто употребляем в статье термин «кратковременный стресс», и это вовсе не просто так. Дело в том, что психоэмоциональное давление может быть полезно лишь в том случае, если является непродолжительным. Это и есть «секрет» стресса, благодаря которому улучшается деятельность мозга, повышается коэффициент полезного действия организма вообще.

Полезный стресс – это стресс, носящий разовый характер и длящийся недолго. В большинстве случаев такой стресс не имеет никаких серьезных отрицательных последствий. И это главная черта, отличающая его от длительного стресса, приносящего огромный и очень даже ощутимый вред личности, телу и жизни человека.

Тонкая грань между пользой и вредом

Мы уже выяснили, что из стрессовых ситуаций можно извлечь немало пользы, но очень важно, во-первых, понимать, что стресс может навредить, а во-вторых, уяснить для себя, где находится граница между положительным и отрицательным стрессом. Это поможет к событиям и научиться реагировать на них правильно.

Ответ на вопрос, в чем состоит разница между умеренным и хроническим стрессом, искали многие ученые, и мнения по этому поводу можно найти самые разные. Однако все специалисты сходятся в том, что если стрессовые ситуации происходят однократно и человек далее никак не соприкасается со стрессогенными факторами, отрицательных последствий можно не опасаться.

Но если источники психоэмоционального напряжения воздействуют систематически, то следует готовиться к серьезным последствиям. Регулярный стресс – это очень опасное явление, и он запросто может перерасти в хроническую форму. И здесь уже недалеко до психологических и физиологических проблем.

В статье « » мы подробно писали о вреде, который наносит организму стресс, поэтому здесь укажем лишь вкратце, что он:

  • нарушает работу жизненно важных систем организма (сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной и других);
  • увеличивает риск развития смертельно опасных заболеваний (болезни сердца, сахарный диабет, проблемы с артериальным давлением, деградация головного мозга);
  • появление ежедневных проблем со здоровьем (головные боли, расстройства желудка, нарушения сна и прочие);
  • развитие негативных психических состояний (нервозность, тревога, беспокойство, раздражительность, агрессивность).

Исходя из этого, очень важно не допускать систематического и долговременного воздействия стресса, а при невозможности это сделать, необходимо овладеть специальными техниками работы со стрессом и применять рекомендации, позволяющие минимизировать его разрушающее влияние.

Собственно говоря, систематичность и продолжительность – это и есть основные признаки негативного стресса, который не несет в себе никакой пользы. Достаточно ориентироваться на два этих показателя, чтобы отличить «хороший» стресс от «плохого» и при необходимости вовремя принять соответствующие меры.

Резюме

В психологии (кстати говоря, советуем почитать статью « ») выделяют два типа стресса: кратковременный и долговременный, каждый из которых определенным образом влияет на организм человека. Именно первый тип стресса можно назвать благоприятным, т.к. второй приводит к опасным последствиям.

Кратковременный стресс позволяет и даже необходим для мобилизации всех возможностей организма, активизации интеллектуального потенциала, увеличения физической силы. Наверное, вы слышали о людях, которые в экстремальных ситуациях взбирались по отвесным стенам, поднимали автомобили, перепрыгивали пропасти и совершали другие необычные вещи, на которые не способны в обычной жизни, – это как раз-таки из-за внезапного стрессового воздействия.

Но, конечно, не каждому из нас нужно на время становиться суперменом или гением, ведь для гармоничной жизни и успешной деятельности достаточно пребывать в хорошем самочувствии и настроении, бодром расположении духа, тонусе. Поэтому важно извлекать из небольших встрясок пользу для себя, понимая, что так мы становимся сильнее, а для серьезных потрясений всегда иметь наготове секретное оружие – стрессоустойчивость.

На самом деле развить в себе данное качество не так уж и сложно – нужно лишь знать, как это делается. И об этом вы узнаете из наших статей « » и « ». Если вы хотите стать более приспособленным к современному темпу жизни и научиться грамотно реагировать на факторы стресса, обязательно их почитайте.

Мы желаем вам как можно меньше стрессов и умения их преодолевать!

Давайте снова вернемся к происходящим в организме человека процессам, чтобы разобраться в психологии стресса и выяснить, зачем стресс нужен человеку.

Главный инстинкт человека, заложенный в гипоталамусе, отвечает за выживание. То есть, если человек попадает в ситуацию, аналогичную той, которая плохо для него закончилась, или в новую, совершенно незнакомую обстановку, мозг тут же выстраивает защиту. Во время возникновения психотравмирующей ситуации, в результате реакции человека на ситуацию, в организме вырабатываются вещества, способствующие ее преодолению.

Мы ранее рассмотрели физический аспект реакции человека на стрессовые обстоятельства. Зачем нужен стресс с точки зрения физиологии? Для физического развития. Побегал от дикого зверя — мышцы ног подкачал, свернул тигру шею - как в спортзале потренировался. Но в условиях современного общества чисто физическая реакция не всегда будет адекватной. Как не всегда будет эффективным и снятие стресса чисто физиологическими способами, такими как бег, прыжки и т.п.

Какая еще польза от стресса?

Оказывается, стресс еще более важен для развития психики, чем для физического развития. Не зря наш мозг потребляет 20% всей энергии тела, несмотря на то, что по весу занимает лишь около 3-х процентов от общей массы. Чаще всего, когда с человеком происходит какая-либо неприятная или непривычная история, от него требуется не тупое «убежать или победить», а здравая оценка и адекватное поведение.

Веществ, необходимых мозгу на решение проблемы, всегда вырабатывается с избытком, поэтому вполне резонно сбросить эти излишки физической нагрузкой Но не стоит останавливаться на этом, когда эмоции немного улягутся, необходимо задуматься, что можно сделать для того, чтобы подобные ситуации не повторялись снова и снова и стресс не мешал жить.

Задайте себе вопросы: «Зачем эта ситуация произошла со мной? Какими мыслями или поступками я мог ее спровоцировать? Как я могу решить эту задачку? Что я могу сделать, чтобы это не повторилось?» Даже если вы не найдете сразу всех ответов, такая гимнастика очень полезна для мозга. Решая задачки по преодолению различных психотравмирующих ситуаций, человек развивается психически и интеллектуально.

У некоторых людей реакция на стресс настолько отличается от обычной, что они просто впадают в ступор, вплоть до невозможности управления не только своими мыслями, но и своим телом. О чем может говорить такая реакция? О том, что в человеческом подсознании живут очень сильные страхи. Они то и блокируют возможность оценки ситуации. Мозг человека настолько чего-то боится, что сам себе запрещает даже думать об этом. Тут преодоление стресса необходимо начинать с работы над своими страхами.

Когда вы ушибли палец, он болит. Зачем? Затем, чтобы вы обратили на него внимание и начали лечить. Если с вами случилось нечто, от чего начинает «болеть душа», это признак того, что в данной области вашей психики не все благополучно. Например, стресс после ссоры с начальником может свидетельствовать о том, что вы не умеете правильно выстраивать отношения в социуме, либо не правильно относитесь к своему работодателю, либо у вас завышенные требования к людям либо… причины могут быть разные (палец можно ушибить, прищемить, обжечь, порезать, отморозить, проткнуть и так далее). Просто надо найти эту причину и исправить.

Зачем человеку нужен стресс?

К сожалению, большинство людей рассматривают стресс, не как руководство к развитию, а как неприятность, от которой надо избавиться как можно скорее. Желательно, просто «убрать» ее из своей жизни, нажать на кнопку «Delete». Возможно ли это? При достаточной тренировке это вполне реально, но вот беда в том, что если человеку дается возможность измениться, а он отказывается эту возможность использовать, стрессовые ситуации начинают повторяться. До тех пор, пока он не начнет думать и действовать.

Ведь наукой доказано, что если любое живое существо поместить в идеальные условия, оно начинает на полную катушку наслаждаться жизнью и перестает развиваться, постепенно начинает деградировать, и, в конце концов, погибает. Не сам, так его потомки. Так что имеет смысл оставить пустые мечты о жизни без стрессов, и научиться в стрессовых ситуациях включать мозг. Он у нас прекрасно для этого приспособлен.

Новое на сайте

>

Самое популярное