Домой Грибы Что такое минусинская котловина. Характеристика внутренних водоемов минусинской котловины

Что такое минусинская котловина. Характеристика внутренних водоемов минусинской котловины

В начале XX в. Минусинскую котловину зачастую называли «сибирской Италией».

Минусинская котловина, вид на юг с горы Седловатой (в сторону Шушенского).

Минусинская котловина (Хакасско-Минусинская котловина) — большой древний межгорный прогиб, ограниченный с востока Восточным Саяном, с запада - Куз­нецким Алатау, с юга - Западным Саяном, с севера - невысоким хребтом Арга. Высота над уровнем моря составляет 200-700 м. Средняя температура января от -16 до –20,5 °С, июня от +18,2 до +19,6 °С. Зимой бывают морозы до –52 °С, а летом температура иногда поднимается до +45 °С. По количеству солнечных дней в году Минусинская котловина превосходит Крым.

Появление котловины относится к девонскому периоду (410-360 млн лет назад). Именно тогда здесь началось устойчивое длительное погружение поверхности. Тогда же произошло дробление складчатого скального фундамента на отдельные блоки, что привело к разъединению отдельных участков котловины, в це­лом сохранившемуся до настоящего времени. Отрогами хребтов, между которыми она находится, территория котловины делится на четыре самостоятельные впадины: Назаровскую, Чулымо-Енисейскую, Сыдо-Ербинскую и Южно-Минусинскую.

Слагающие Минусинскую котловину древние породы - песчаники, сланцы, из­вестняки, алевролиты, граниты, гнейсы, порфириты - неоднократно подвергались действию тектонических сил и образовы­вали то складчатые, то глыбовые горы. Под влиянием внешних сил - ветра, воды, колебаний температуры - горы разруша­лись, при этом более плотные породы раз­рушались медленнее. Так возникло харак­терное для Минусинской котловины разнообразие форм рельефа - широкие рав­нины, холмы, увалы, мелкие сопки и низкогорья. Сейчас над окружающим пространством возвышаются невысокие горы, сложенные из слоисто­го девонского песчаника кра­сного или красно-коричневого цвета, - очень ха­рактерная особенность хакасских пейзажей.

По территории котловины протекают реки: Енисей, Абакан, Оя, Туба. Много пресных и соленых озер (Тагарское, Соленое и др.). Наиболее крупные населенные пункты, находящиеся в пределах котловины: города Минусинск (Красноярский край), Абакан и Черногорск (Республика Хакасия).

Минусинская котловина считается житни­цей Средней Сибири. До революции Минусинскую котловину зачастую называли «сибирской Италией». В 1829 г. декабрист С. Г. Краснокутский, проживающий в ссылке в Минусинске, первым начал выращивать вишню. Теплый климат и обилие солнечного света позво­ляют не только успешно возделывать в Минусинской котловине зерновые культу­ры, но также заниматься садоводством и бахчеводством.

Земля Минусинской котловины весьма интересна для историков. Она славится богатством следов пребывания человека самых разных эпох - от палеолита до Средневековья. Здесь найдены следы пребывания культур самых разных племен: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская. Эти культуры существовали здесь с III тыс. до н. э. до первой половины I тыс. н. э. Уже почти триста лет ученые исследуют могильники и остатки жилищ, рудники, оросительные каналы, руины крепостей, наскальные рисунки и каменные изваяния.

Минусинская котловина будоражит умы садоводов

Многие годы я выписываю газету «Сады Сибири» и слежу за статьями В. К. Железова, где, на мой взгляд, очень много сомнительного материала и выводов. Так как я садовод-практик, то вступать в спор с В. К. Железовым не осмеливался, ждал мнения специалистов. Эксперт газеты «Сады Сибири» Т. В. Крючкова в деликатной форме попробовала остановить В. К. Железова с выводами. Но не тут-то было.

Да, природа отбирает растения с генами, наиболее устойчивыми к выживанию, но до определённых пределов, иначе Сибирь давно была бы заселена хорошими фруктовыми деревьями, а не ягодниками кустовой формы. И здесь не обойтись без учёных селекционеров, использующих метод гибридизации, которые ведь вовсе не отрицают метод Ментора, а используют его в своей практике. И наконец, статья Ф. Х. Халилова из Татарстана, садовода с большой буквы, дала необходимый грамотный отпор авторам авантюризма в сибирском садоводстве. Абсолютно правильно, что Минусинская котловина - это совершенно не сибирский климат, а скорее европейский. Растительность Хакасии чем-то напоминает Оренбургскую область, откуда я родом. В окрестностях городов Абакана и Минусинска без каких-либо проблем растут арбузы, что является своеобразным показателем высоких летних температур. Ещё в царское время из Минусинска в Красноярск по Енисею привозили на баржах арбузы. А зима в этом районе... В графике зимних температур 2009-2010 года, приведённом в статье Б. Боднара, температура пятидневки не опускалась ниже -32 градусов по Цельсию. В то же время температура в г. Красноярске, удалённом на север от г. Саяногорска Республики Хакасии примерно на 350 км, по моим записям, составила 40 градусов по Цельсию, а на небольшом расстоянии от него -45 градусов. К тому же надо учесть, что деревья, находящиеся недалеко от незамерзающего Енисея, сильно покрыты инеем, что защищает их от морозов. Однако Валерию Константиновичу надо сказать большое спасибо за то, что он поднимает вопрос об использовании этого региона для выращивания абрикосов и персиков, чтобы не завозить их с юга. Но когда отдельные «горячие головы» рекомендуют сажать в Красноярском крае (вне зоны минусинской котловины) крупноплодные формы, то нам, садоводам-любителям, надо осторожно относиться к таким призывам, чтобы вовсе не разочароваться.

Чем охладить горячие головы

Я знаю такие примеры. Не скажу, что эти сорта не растут у нас вовсе, но как? Это большой вопрос. На двух участках; расположенных даже недалеко друг от друга, могут быть разные весенне-зимние условия, что приводит к гибели одинаковых сортов на одном участке и выживанию на другом. Поэтому саженцы, которые выращены в более благоприятном Саяногорском районе, практически не перенесут зиму в окрестностях нашего Красноярска.

Исключения могут быть, в зависимости от места нахождения участка, но рекомендовать сажать их повсюду, также как и прививать в скелет уже имеющегося дерева черенки из Саяногорска - это авантюризм. Учёным-садоводам хорошо бы принять во внимание хакасский феномен Железова и создать научную станцию по селекции и распространению зимостойких сортов абрикосов, персиков, черешни, и, наконец, решить эту проблему в интересах садоводов России.

Читая ваши статьи, Валерий Константинович, я порой не могу понять ход ваших мыслей. В короткое время вы предлагаете вырастить хорошее фруктовое дерево то из косточки, то с помощью прививок вкусных южных сортов и, наконец, путём перекрёстного опыления. Эти методы используются учёными садоводами давно и в этой связи накоплен боль-шой опыт многих поколений.

Чтобы вырастить хороший сорт для местных условий, требуются десятилетия. Так, например И. Л. Байкалову потребовалось вырастить тысячи абрикосовых деревьев, чтобы отобрать всего несколько подходящих. При выращивании из косточек деревьев подсемейства «Сливовые» у них теряются некоторые качества родителей и обнаруживаются другие, поэтому требуется тщательный отбор для достижения необходимого результата. Вам, Валерий Константинович, думаю, известен этот факт, но он почему-то замалчивается.

Чтобы добиться хороших вкусо-вых качеств у плодов и зимостойко-сти яблони-полукультурки, к примеру, Воспитанница, Н. Н. Тихонову потребовалось около 30 лет, и выращена она методом гибридизации лучших экземпляров. Для заселения Сибири хорошими фруктовыми деревьями требуются районированные сорта, и здесь без учёных не обойтись. Нам, садоводам-любителям, надо в первую очередь использовать опыт и рекомендации этих учёных и свой энтузиазм, а не изобретать велосипед.

В своих статьях вы рекомендуете не делать обрезку деревьев. Возможно, это правильно, если садовод не обладает знаниями, но есть книги и статьи ученых, с помощью которых можно освоить эту работу. Вы же в своих статьях пытаетесь завести садоводов в такие дебри, откуда им не выбраться. Убедительные фотографии, которые вы представляете миру, сделаны вами не в садах специалистов, а у любителей, которые понятия не имеют о технологии обрезки.

Для примера: попробуйте на смородине не удалять поломанные ветки и не прореживать куст... Уверяю вас, что через три-четыре года куст перестанет плодоносить, хотя при грамотной обрезке мог бы давать урожай многие годы. Конечно, кустарник не плодовое дерево, но аналогия просматривается.

В статьях о прививках вы рекомендуете проводить копулировку абрикосов и слив ещё по снегу, но этого делать нежелательно, так как не прошло время сильных ночных заморозков. Черенок по нескольким причинам просто погибнет. По методике и времени прививок накоплен огромный опыт серьёзных учёных, и вместо того, чтобы ругать, не лучше ли основательно ознакомиться с их трудами?

Так, например, в некоторых случаях лучшим подвоем для косточковых является вишня «бессея», которую вы отвергаете. В своей практике весной я начинаю копулировку, когда появляется берёзовый сок. В летнее время очень хорошо производится окулировка в подвой «бессеи», а при хороших навыках - и на подвой сливы.

Пишу я об этом потому, чтобы вы не считали всех вокруг дилетантами. Ваши статьи вместо пользы очень даже могут навредить садоводам-любителям. Хотя эти статьи содержат порой много хорошего материала, но с выводами надо быть аккуратнее. Я бы хотел подписаться под словами И. Л. Байкалова «Господа фермеры, перестаньте дурачить садоводов-любителей».

В вопросах распространения хороших зимостойких сортов из Саяногорска по территории Сибири, как говорит Ф. Х. Халилов, «в медные трубы трубить еще рано». Начинающим садоводам не следует учиться по нашим (садоводов-любителей) статьям, они ведь просто информационные, а не научные. Чтобы не навредить себе, необходимо черпать знания у известных наших современников, как, например, С. И. Исаева, И. Л. Байкалов и других учёных.

Где родился, там и пригодился

С большим уважением я отношусь к трудам известных садоводов Сибири: М. А. Лисавенко, Н. Н. Тихонова, И. Л. Байкалова, А. С. Толмачевой, которые в развитии садоводства в Сибири стоят на высшей ступени. Поэтому в своём саду я имею саженцы селекции этих учёных-гигантов. На моём участке росли и растут различные сорта фруктовых и ягодных культур. Одни погибли·из-за зимних холодов, другие были удалены из-за низкого качества плодов. Вот мои выводы.

Начну с вишни. Два сорта, привезённых мной с Украины, вымерзли. Вишня Кавказская отличалась хорошей зимостойкостью, но не опылялась. Неизвестный мне сорт с Алтая оказался кислым. Хорошо прижилась вишня кустовой формы с Волги плодоносит вкусными ягодами, но иногда подмерзает.

Владимирская вишня, размноженная на Красноярской опытной станции плодоводства, растёт деревом или мощным кустом в несколько стволов, часто подмерзает, но даёт хороший урожай вкусных ягод и быстро восстанавливается.

Степная Уральская вишня кустовой формы исключительно зимостойкая, позднего срока созревания, ягоды кисловатые, но съедобны, хороши для варенья и компотов, размножена также Красноярской опытной станцией плодоводства. Волжскую вишню я передал в Абакан, где она успешно приносит высокий урожай. Вишню степную Уральскую передал в более суровые условия, в Дзержинск Красноярского края, там она прижилась, буду ждать результатов.

Черешню я не выращиваю, так как однажды привёз из Сызрани, а также выписал из Москвы, Ленинградскую черную. После первой зимы они вымерзли, затем отросли и опять вымерзли. Пришлось удалить - и я успокоился. Однако, прочитав статью Б. Боднара из Саяногорска, думаю вернуться к этой теме, надо ещё попробовать несколько раз-личных сортов. Но, повторяюсь, Красноярск - это далеко не Хакасия, в успех верится с трудом, но пробовать надо.

Теперь о сливе, которая удивительно хорошо прижилась в Красноярском крае благодаря трудам М. А. Лисавенко, Н. Н. Тихонова, А. С Толмачёвой. Эти, в основном гибридные, сливы имеют довольно крупные размеры, хороший вкус и практически не вымерзают в окрестностях Красноярска.

На моём участке растут сливы Красноярской селекции. Начну со сливы. «Сестра Дивной» в моём огороде привита почкой на подвой песчаной вишни, дерево средней величины в 12-летнем возрасте принесло 20 кг крупных плодов золотистой окраски, очень хорошего кисло-сладкого вкуса. Другое дерево (высокое) состоит из двух сортов, скелетная часть - неизвестная зимостойкая форма уссурийской вкусной, но мелкой сливы, вторая половина, привитая в крону почкой сливы Сестра Дивной (подчёркиваю, прививка выполнена не черенком, а почкой), дерево даёт по объёму такое же количество плодов. Плодят ежегодно. Плоды транспортабельные.

Вишне-сливовый гибрид, привит почкой на подвой песчаной вишни, подмерзает, поэтому плодоношение периодичное. В благоприятные годы урожайность до 30 кг. «Маньчжурская красавица» - очень хорошая слива народной селекции с крупными плодами весом 20-30 г и хорошей зимостойкостью. Хотя после суровой зимы может подмёрзнуть, но восстанавливается от собственных корней, что немаловажно. Уссурийская слива ни разу у меня не подмерзала, но из-за мелких плодов не имеет широкого спроса у садоводов. Однако в саду она необходима как прекрасный опылитель, ежегодного плодоношения.

Эти сливы получили широкое распространение в нашем Красноярском регионе благодаря Н. Н. Тихонову. Почему я это подчёркиваю? А потому, что Тамбовский чернослив, выписанный из Москвы, вымерз в размере 3-летнего дерева. Чернослив из Димитровграда изредка плодит, но крона регулярно подмерзает.

Два черенка сливы разных сортов, привезённые из Абакана и привитые в крону Уссурийской сливы, хорошо развились, но... вымерзли. Кстати говоря, слива Евразия в десятилетнем возрасте в саду моего брата в Минусинском районе, удалённом от Енисея на 40 километров, после зимы 2008-2009 года вымерзла. На основании этого можно сделать кое-какие выводы - не гнаться за размерами.

Если рассматривать выращивание абрикосов в районе Красноярска, то это очень осторожная тема. У меня вымерз абрикос Уссурийский, выписанный из Москвы. Подчёркиваю, вымерз, а не вымок, так как снег от ствола я заранее удаляю. Вымерзли неизвестные мне и несколько других сортов.

И только одно деревце, привитое почкой на подвое вишни «бессея», выстояло в эту суровую зиму и даже зацвело. Как оказалось, это абрикос селекции И. Л. Байкалова. К тому же я читал в «Садах Сибири», что в районе цементного завода Красноярска семья выращивает абрикосы селекции И. Л. Байкалова, и выращивает успешно. Но это ещё не факт, что они будут расти везде в Красноярском регионе. Но пробовать сажать абрикосы этой селекции надо как наиболее зимостойкие сорта. Кстати, лицам, решившим всерьёз заниматься садоводством в Сибири, рекомендую приобрести книгу И. Л. Байкалова, которая будет серьёзным пособием в вашем непростом деле.

Меня удивляет, почему В. К. Железов пытается нам всегда навязать европейские сорта абрикосов, якобы им акклиматизированные, а вот выведенные И. Л. Байкаловым, которые лучше подошли бы нашему региону, умалчиваются. По моему мнению, здесь нужны гибридные абрикосы, привитые на зимостойкий подвой, и работа в этом направлении только началась.

Садоводам-любителям сибирского региона хочу рекомендовать высаживать в своих садах больше ягодных культур, которые зимой укрыты снегом и прекрасно переносят зимние невзгоды. Сейчас есть хорошие сорта Красноярской, Алтайской, Челябинской станций садоводства малины, смородины, жимолости, крыжовника. Так что летом, вы всегда будете с ягодой, а зимой с вареньем.

В. Пирогов , Красноярск

(Сады Сибири № 2, 2011)

Примечание. Молодец, Валерий Иванович Пирогов! Я абсолютно солидарен со здравым смыслом. (Г. Казанин)

Земля Минусинской котловины буквально переполнена историей. Она издавна славится богатством следов пребывания человека самых разных эпох, от палеолита до Средневековья. Шли века, проходили тысячелетия. Одни народы сменялись другими. С историей каждого из них связана своя культура, отражающая страницы жизни отдельных племен: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская. Эти культуры существовали здесь с III тысячелетия до н. э. до 1-й половины I тысячелетия н. э. Уже почти триста лет ученые исследуют это «царство археологии», могильники и остатки жилищ, рудники, оросительные каналы, руины крепостей, наскальные рисунки и каменные изваяния.

Скульптуры загадочных «каменных зверей» еще в начале XVIII века привлекали внимание красноярских казаков, а позднее - первых ученых-исследователей Сибири. Однако лишь сравнительно недавно новые археологические открытия помогли приоткрыть завесу тайны над этими удивительными монументами. Сейчас известно около ста пятидесяти гранитных и песчаниковых изваяний. Одни выполнены в виде плоских стел, другие - в виде горельефов и достигают в высоту 2,5 и даже 4 м. Еще не так давно они были разбросаны по хакасским степям, главным образом - в междуречье Абакана и его притоков.

Наибольшее внимание привлекает группа резных стел с личинами, отмеченными звериными чертами, рогами, бычьими глазами и ушами, зачастую - с третьим глазом на лбу. Они увенчаны или были увенчаны высокими головными уборами. Среди этих изваяний самая известная и выразительная - так называемая «Ширинская баба», украшенная внизу маской хищного зверя с устрашающе раскрытой пастью, а вверху - реалистическим изображением человеческого лица Центральной фигурой изваяния является маска человека-зверя с солярным знаком и широкой полосой с треугольниками, обрамляющей всю личину. Что означали эти рельефы и рисунки, образующие гармонически уравновешенную композицию, воспринимаемую почти как орнамент?

Ответ на этот вопрос заключен в самой проблеме происхождения енисейских стел. Они никогда не были связаны с курганами. Некоторые из стел издавна стояли у перекрестков дорог в степи или отмечали начало перевалов горных дорог. Но чаще «каменных баб» находили в оградах могильников самого разного времени, в том числе и относящихся к трехтысячелетней Давности. Однако здесь они служили простым строительным материалом, ибо стояли преимущественно перевернутыми или были расколоты на части.

И лишь в 1960-х гг. ученым удалось узнать, что основная масса енисейских стел была создана племенами так называемой окуневской культуры, существовавшей в Минусинской котловине в начале II тысячелетия до н. э. Свое название эта культура получила по раскопкам у Окунева улуса в Хакасии.

Окуневцы занимались скотоводством, охотой, рыболовством, знали кузнечное и литейное дело, изготовляли орудия труда из меди и бронзы, ткали, пряли шерсть, шили одежду, выделывали глиняную посуду. Свои могилы люди этой культуры устраивали в каменных ящиках, зачастую используя плиты с выбитыми на них рисунками. Поражает многообразие художественных приемов скульпторов и резчиков той далекой эпохи, создавших эти произведения монументального искусства, а также изделия мелкой пластики из камня, кости и рога.

Теперь уже общепризнано, что енисейские изваяния - не могильные памятники и не изображения реальных людей. Это божества, которым поклонялись и которые сочетали в себе культ тотемов - охранителей рода, культ девы-прародительницы и солнечный культ. А зверообразные черты личин могли отражать, с одной стороны, верования в старых охотничьих духов, с другой - становление новых культов одомашненных животных. По мнению большинства современных ученых, на енисейских каменных изваяниях мы видим изображения людей в ритуальных шаманских масках. Поперечные полосы на них означают татуировку, следы которой археологи обнаружили на мумифицированных телах в захоронениях того же времени.

Нет единого мнения о том, откуда пришел народ, оставивший после себя столь выдающиеся памятники. Загадки этой удивительной культуры, внезапно вспыхнувшей и сравнительно быстро погасшей, еще ждут своего окончательного разрешения. «Возможно, что неожиданное возникновение окуневских личин… связано с восточными, конкретно, амурскими контактами древнего населения Минусинской котловины», - писал академик А. П. Окладников. Ученые отмечают, что нигде племена эпохи бронзы не создавали столь сложных по содержанию и выразительных по исполнению монументов, как каменные изваяния Минусинской котловины.

Еще в XVIII веке хакасы испытывали чувство суеверного страха перед окуневскими «каменными бабами», почитая их священными. Однако эта традиция не связана с древним первобытным культом, а появилась уже в более позднее время. Как показали археологические раскопки, эти изваяния сравнительно недолго служили объектами поклонения - племена, сменившие окуневцев, а иногда даже сами окуневцы, относились к ним весьма непочтительно.

Не менее чем каменные изваяния известны наскальные рисунки - знаменитые енисейские писаницы. Сегодня в Минусинской котловине на скалах вдоль русла Енисея учеными обнаружены сотни наскальных рисунков самых разных эпох. Среди них - изображения реальных и фантастических животных, солярные знаки, «рогатые личины», человеческие фигуры в высоких шапках и с птичьими клювами. Смысл этих ритуальных рисунков заключался в процессе их создания, приуроченном к определенному событию, а не в их дальнейшей судьбе. Этим ученые объясняют тот удивительный на первый взгляд факт, что многие писаные камни содержат рисунки, перекрывающие друг друга.

Самыми известными являются знаменитые писаницы Боярского хребта в районе реки Сухая Тесь - притока Енисея. Впервые их открыл и скопировал А. В. Адрианов в 1904 году. Через тридцать лет их вновь тщательно исследовали ученые. Исследователи называют Боярские писаницы живописным рассказом прошлых поколений о самих себе. Эти наскальные рисунки образно повествуют о жизни создавших их племен, причем иногда даже более полно, чем об этом могут рассказать сохранившиеся материальные следы. Выбитые острым орудием в скальной породе, писаницы изображают жизнь некогда существовавших здесь больших поселков: выстроились дома, рядом в котлах варится пища, стоят люди в молитвенных позах, всадники на лошадях и оленях гонят стада животных. Облик домов очень напоминает обыкновенные рубленные из бревен крестьянские жилища более позднего времени. В одном из домов через открытую дверь виден очаг, топившийся, очевидно, по-черному. А рядом стоят чумы, подобные хакасским юртам. Возможно, срубные постройки были зимним, а юрты - летним жилищем полукочевых скотоводческих племен тагарской культуры (VII–III вв. до н. э.), современников авторов Боярских писаниц.

Советский археолог М. П. Грязнов отмечает, что «в степях Среднего Енисея нет, кажется, такого места, где не было бы видно курганов тагарской культуры». А за сто лет до этого академик В. В. Радлов писал, что курганы здесь «встречаются повсюду в таком количестве, что даже едущий по почтовой дороге не может не обратить на них внимание». Земля Минусинской котловины хранит память о кипевшей ранее бурной жизни: археологи раскрывают здесь все новые следы поселений, оросительных каналов, крепостей, могильников.

Самые крупные курганы оставили здесь люди тагарской эпохи. Расположенная близ Абакана Могильная степь буквально заполнена десятками больших и малых курганов. Оплывшие от времени конусообразные земляные насыпи окружены вертикально поставленными камнями. Среди них привлекает внимание своими размерами Большой Салбык - самый крупный курган в Южной Сибири, сооруженный приблизительно в III веке до н. э. Одиннадцатиметровая насыпь была устроена над могилой знатного старейшины рода или племени, вместе с которым были похоронены еще несколько человек. По периметру кургана, охватывая площадь около 0,5 га, высятся громадные осколки скальных пород высотой до 6 м. Все они ориентированы своей острой гранью с юго-запада на северо-восток, в сторону летнего восхода солнца. В одном месте камни образуют «ворота», служившие входом в погребальную камеру. Она имела вид деревянного сруба, перекрытого рядами бревен.

Курган Большой Салбык был раскопан археологами в 1954–1956 гг. Здесь и в других курганах Могильной степи были обнаружены изделия, ныне украшающие собой коллекции многих российских музеев. Татарские мастера были искусными бронзо-литейщиками. Выделывая оружие, конскую упряжь, фигурные зеркала, рукояти мечей и кинжалов, бляхи, подвески, пряжки и другие, казалось бы чисто утилитарные предметы быта, они украшали их замечательной по выразительности орнаментикой в «зверином стиле». На изделиях татарских мастеров можно видеть лежащих, бегущих, борющихся или свернувшихся в клубок животных. Среди них - кони, олени, бараны, быки, сказочные птицы.

Могильники служат одним из самых важных источников современных представлений о художественной культуре народов, населявших Минусинскую котловину. Их трансформация является одним из признаков смены культур. Именно исследования могильников позволили археологу С. А Теплоухову в 1920-х гг. выделить памятники таштыкской культуры. Она сменила в I веке до н. э. тагарскую и просуществовала до V века н. э. Свое название эта культура получила по раскопкам у села Батени на реке Таштык к северу, от Абакана.

В таштыкских захоронениях находят множество украшенных золотом вещей, богатое оружие, церемониальные зонты, предметы шаманского ритуала. Скульпторы того времени были не только портретистами, изготавливавшими погребальные маски, но и умелыми анималистами. Известны статуэтки животных - оленей, быков, коней, баранов, вырезанные из дерева и покрытые золотыми листочками или росписью. Но наиболее характерны для таштыкской культуры погребальные керамические маски. Искусство их изготовления прошло длительный путь развития - от примитивных оттисков с мумифицированного лица до создания целых «портретных галерей», где каждой маске, являющейся подлинным произведением пластического искусства, приданы индивидуальные черты лица.

В III–V вв. н. э. на земле Минусинской котловины складывается первое государство древних хакасов - «земля хягас», впервые упоминаемая в источниках в VI веке. Власть в этом государстве принадлежала выходцам из племени енисейских кыргызов. Высшим достижением этой культуры стала орхоно-енисейская письменность, основанная на местном варианте древнетюркского алфавита.

Открытие енисейской письменности связано с именем доктора Д. Г. Мессершмидта, возглавлявшего небольшую экспедицию, в 1721–1722 гг. исследовавшую глубинные районы Сибири. В долине реки Уйбат Мессершмидта поразили невиданные им ранее большие земляные курганы, обставленные четырехугольными оградами из крупных каменных плит. По углам, а иногда и посередине сторон таких оград возвышались высокие узкие плиты. Эти курганы, как теперь установлено, относились к татарской культуре. Интерес к этим необычным памятникам был так велик, что доктор Мессершмидт раскопал несколько подобных курганов.

Кроме курганов, экспедиция изучала выбитые на каменных плитах и скалах древние рисунки и многочисленные каменные изваяния людей, баранов, львов и т. п. В то время их было очень много в хакасских степях Во время этих исследований на северном берегу Уйбата путешественники отыскали высокий обелиск, изогнутый «в виде венгерской сабли», как записал в дневнике Мессершмидт. Верхушка каменного столба была сбита еще в древности. На одной из сторон стелы рельефно выделялась антропоморфная личина. А по всем четырем граням тянулись ровные строчки загадочных знаков, вырезанных каким-то острым инструментом. Целая каменная книга!

Проводники-хакасы называли этот монолит «гшчиктиг тас» - «камень с надписью». Мессершмидт сперва принял неизвестную надпись за рунические письмена, хотя, впрочем, правильно полагал, что «не все эти знаки руны, а что к ним примешан, может быть, другой род древних парфянских букв».

В январе 1722 года экспедиция нашла еще один памятник енисейской письменности. В дневнике Мессершмидта он описан как «киргизская надгробная мужская статуя, держащая в руках урну, с руническими письменами, вырезанными на задней стороне…» Обе открытые экспедицией Мессершмидта статуи в конце XIX века были перевезены в Минусинский музей, где хранятся и поныне.

В 1730 году помощник Мессершмидта и участник его экспедиции Ф. И. Страленберг издал в Швейцарии книгу «Das Nord-und Ostliche Theil von Europa und Asia» («Северная и восточная часть Европы и Азии»), в которой были опубликованы важнейшие открытия экспедиции Д. Г. Мессершмидта с копиями рисунков сибирских древностей, в том числе и изваяний с енисейскими надписями. Эта книга, содержащая много ценных сведений о Сибири, получила мировую известность.

Енисейская письменность была расшифрована спустя 172 года после находки первых ее памятников. Еще в начале XIX века многие ученые предполагали, что эта письменность принадлежала древним хакасам. Ключ к расшифровке таинственной письменности нашел в 1893 году датчанин Вильгельм Томсен, профессор Копенгагенского университета. Расшифровка доказала, что этой письменностью пользовались тюркоязычные народы Южной Сибири, создавшие в VI веке древнехакасское государство. Эта письменность существовала с конца VII по XIII век - то есть на протяжении свыше пятисот лет.

Первые переводы древнехакасских текстов были опубликованы русским академиком В. В. Радловым в 1895 году. Эти надписи, служившие эпитафиями удачливым воинам и грозным правителям, сегодня являются источниками интереснейших сведений о жизни древнего Хакасского государства.

Земля Минусинской котловины хранит множество остатков культуры XII - начала XIII в., свидетельствующих о высоком уровне ее развития. В этот период совершенствовались оросительные системы, снабжавшие водой засушливые территории междуречий, в частности в районах Абакана и Аскиза, возводилось множество курганов с каменными оградками, развивалось металлургическое производство. Со времен первых веков нашей эры обитателям Минусинской котловины была известна примитивная обработка железной руды, которую выплавляли в сыродутных печах. Особенно славились здешние оружейники, изделия которых шли на продажу даже в соседние страны. Они выделывали прекрасные щиты, кинжалы, мечи, пластинчатые панцири и наколенники, шлемы, наконечники стрел и копий. На наскальных рисунках этого периода можно увидеть всадников в полном вооружении типичных средневековых рыцарей.

В родовых усыпальницах местной знати обнаружены выдающиеся образцы ювелирного искусства, приобретшие мировую известность. На чашах, кубках, оружии, украшениях древние мастера создавали тончайшую инкрустацию золотом и серебром. Даже бытовые вещи из рядовых, скромных захоронений украшены орнаментом. В рисунках заметны отголоски скифского «звериного стиля», но одновременно в них угадываются черты, роднящие их с хакасским искусством более позднего времени.

Накануне монгольского завоевания Хакасское государство - «Страна Хирхиз» - включало в себя не только область Минусинской котловины, но и обширные территории Саяно-Алтайского нагорья, Тувы, прилегающих земель Южной Сибири вплоть до Прибайкалья. В его рамках мирно сосуществовали предки современных хакасов, тувинцев, шорцев, алтайцев, бурят. «Все города страны кыргызов, - писал ал-Идриси, арабский географ середины XII века, - расположены на территории, пространство которой измеряется тремя днями пути. Их четыре, большие, окруженные стенами и фортификационными сооружениями и обитаемые трудолюбивыми, храбрыми и мужественными народами».

К раскопкам городов и замков, относящихся к средневековой истории Минусинской котловины, археологи приступили лишь в конце 1960-х гг. Постепенно из-под напластований земли стали подниматься руины крепостей, когда-то возвышавшихся на кромке отвесных скал, раскрываться фрагменты огромных зданий общественного назначения. В 1974–1978 гг. в дельте реки Уйбат археологи под руководством Л. Р. Кызласова раскопали остатки мощного замка, стоявшего в центре поселения IX–XIII вв. Эта построенная из кирпича-сырца цитадель, возможно, являлась резиденцией верховного правителя «Страны Хирхиз». Средневековый город, остатки которого найдены в дельте реки Уйбат, стоял на древнем караванном пути от берегов Енисея на Алтай. Торговые караваны шли сюда из Аравии, Средней Азии, Китая, Тибета.

«Страна Хирхиз» была разорена ордами Чингисхана, вторгшимися в Минусинскую котловину и принесшими сюда величайшую из трагедий, когда-либо пережитых населявшими ее народами. И лишь много лет спустя пришедшие сюда археологи буквально по крупицам восстановили и продолжают восстанавливать древнюю историю этой земли.

От таежного Кузнецкого Алатау на севере до высоких, покрытых голубой дымкой Саян на юге, на абсолютных высотах от 200 до 700 метров расположен загадочный уголок, издавна населенный людьми — Хакасско-Минусинская котловина. Она представляет собой распаханную плодородную степь с богатейшими месторождениями каменного угля.


Тектоника и геология Минусинской котловины

Формирование данной территории специалисты относят к девонскому геологическому периоду палеозоя, который продолжался от 410 до 360 млн. лет. На данном участке планеты тогда началось продолжительное по геологическим меркам погружение земной поверхности. Одновременно происходит раздробление кристаллического фундамента территории на отдельные глыбы, что постепенно привело к отделению разных участков межгорной котловины, которые сохранились и сейчас. Формирование тектонического прогиба на всем протяжении сопровождалось активным вулканизмом. В мелководных морских заливах накапливались повсеместно мощные слои краснооттеночных осадочных пород, сформировавших современные холмистые орографические формы.



Рельеф Минусинской котловины

Сегодня территория котловины разделена невысокими хребтами гор на четыре орографические впадины. С севера это так называемая Назаровская котловина, следуя на юг Северо-Минусинская, Средне-Минусинская и соответственно Южно-Минусинская орографические впадины. Над окружающей степью здесь поднимаются сильно расчлененные невысокие горные вершины. Хребты из слоистого красного песчаника на границах отдельных впадин являются специфической особенностью живописных хакасских пейзажей.

Вместе с низкими горными хребтами в котловине можно увидеть разные формы рельефа, мелкие отдельные сопки, невысокие увалы и отдельные холмы, низкогорья и обширные равнины. В районах горных хребтов встречаются выходы древнейших горных пород на поверхность. На большей части котловины сформировались мощные лессовые отложения. На лессах образовались степные и лесостепные плодородные черноземы.


Климат Минусинской котловины

До Октябрьской революции сюда, в так называемую «Сибирскую Италию» отправляли осужденных на отбывание ссылки. Особенный микроклимат местности позволил декабристу С.Г. Краснокутскому в 1829 году в Минусинске вырастить вишневые деревья. Климатические условия в котловине позволяют жителям выращивать ягоды и фрукты.

Средние температуры зимой здесь колеблются от –16 до –20,5 °С, абсолютная опускается до –52 °С, летом от +18,2 до +19,6 °С, абсолютный максимум до +45 °С, период вегетации растений может продолжаться до 160 дней. По числу ясных дней данная местность превосходит курортный Крым. Засушливый климат котловины резко отличается от окружающих ее таежных просторов. Осадков здесь выпадает в среднем до 300 мм в год.

Зимой здесь можно наблюдать явление «перевернутой температуры» — климатической инверсии, так называется среди климатологов повышение температуры с высотой. При ясной погоде и формировании антициклона тяжелый холодный воздух стекает в пониженную котловину, постепенно застаивается, территория при этом выхолаживается до –40-50оС. Снега в Минусинске при антициклональной погоде выпадает чрезвычайно мало. Весьма актуальны для данной местности мероприятия снегозадержания, дабы достичь определенной влажности почв весной.

Лето в Минусинске теплое, в некоторые годы жаркое и засушливое. Выращиваются садовые, ягодные, бахчевые и декоративные культуры. Огромное влияние на засушливый климат данной местности оказывают огромные водные зеркала и водохранилищ.


Гидрология Минусинской котловины

По Минусинской котловине протекают могучий Енисей, левый его приток , правые его притоки Оя и Туба. Реки, впадающие в Чулым, имеют широкие поймы, старицы, они сильно меандрируют. Здесь множество озерных водоемов в современных и древних речных долинах. Уникальным соленым лечебным озером является Тагарское, на берегу его на кромке Кривинского соснового бора построен санаторий.

Природа Минусинской котловины

Природа в Минусинской котловине весьма богата и довольно разнообразна. Чистейшие прекрасные озера и бурные кристально чистые реки в окружении светлых березовых и сосновых лесов, ковыльные бескрайние степи и богатейшие заливные луга, причудливой формы скалы и разноцветные альпийские высокогорные луга, дикая тайга и фруктовые сады. Для Назаровской котловины на севере характерны остепненные луга и березовые леса северной лесостепи. На южных склонах невысоких сопок встречаются каменистые и луговые степи.

Для лесостепи на западном обрамлении Минусинской котловины, на хребтах Саксар и Косинском, Батеневском кряже характерна пестрота микроклимата и растительных сообществ. На Копьевском куполе находится участок горной лесостепи в окружении типичных степей. На северных и восточных склонах растут березовые леса с примесью лиственницы, к югу они продолжаются светлыми сосновыми борами. На полянах и опушках произрастают лесные остепненные луга, лиственничные парки с множеством цветущих и редких растений. На аккумулятивных равнинах юга Минусинской котловины произрастают мелкодерновинные степи, на склонах сопок луговые степи, на вершинах сопок лиственничные леса.

История садоводства в Минусинске пишется уже почти два века. Первые документальные упоминания о выращивании фруктовых деревьев в Минусинске относятся к далекому 1829 году. В 1911 году здесь было создано одно из заслуженных в регионе научных и сельскохозяйственных учреждений — Минусинская опытная станция садоводства.

За долгие годы существования сельскохозяйственной лаборатории получены многочисленные местные сорта сельскохозяйственных культур. Учеными-селекционерами выведены 67 сортов плодовых деревьев и районированы для данной местности.

Достойное место в садах Минусинска заняли яблоко Мартьяновское, Минусинский синап и летнее Минусинское. Хороши для Сибири абрикосы Минусинский янтарь и Минусинский румяный. Радовали садоводов своими урожаями облепихи Минуса и Солнечная, войлочная вишня с красивым названием Зоренька. Хорошо плодоносят растения черной смородины Дружной и сладкой Минусинской, смородины белой Минусинской, жимолости Минусинской синевы и крыжовника Черкашина.
Минусинская опытная станция с 1939 года неоднократно была участником и лауреатом ВДНХ СССР. За эффективную работу по выведению новых сортов и систему мероприятий по развитию садоводства в регионе научное учреждение награждено дипломами, а специалисты - серебряными и бронзовыми медалями.



Археология Минусинской котловины

Земли в Минусинской межгорной котловине весьма интересны для археологов и существенно помогают историкам восстановить прошлое Сибири. Котловина славится своими археологическими комплексами и разнообразными следами проживания здесь человека с палеолитических времен до самого Средневековья.

Здесь обнаружены следы жизни самых разных древних народов: поселения афанасьевской, андроновской окуневской, тагарской, карасукской и таштыкской культур. На протяжении около трехсот лет ученые-археологи изучают старинные рудники, сохранившиеся остатки сибирских жилищ, могильники, руины древних крепостей, оросительные каналы и петроглифы народов, живших с III тыс. до н. э. до I тыс. н. э.

Особенно заинтересовали археологов, исследующих данную местность, образцы искусства древних жителей котловины. Здесь найдены многочисленные фигуры каменных воинов, статуэтки животных и фантастических зверей. Эти бесценные образцы древнейшего творчества привлекали в эти необыкновенно загадочные места первых ученых-археологов.

В Минусинском регионе с течением времени открыто множество археологических памятников. Некоторые каменные фигуры имеют специфический вид плоских и довольно высоких стел из гранита, другие возвышаются над степью четырехметровыми в высоту горельефами. Неподдельный интерес ученых-археологов привлекает целая группа высоких стел с явно выраженными звериными ликами и оригинальными головными уборами.

В данной группе среди других выделяется крупная , именуемая специалистами «Ширинская баба». Стела, по-видимому, была древнейшим, весьма почитаемым тотемом, в самом центре ее выполнено безвестными мастерами лицо так называемого учеными человека-зверя в обрамлении изысканного орнамента. Под этой личиной высечена в камне оскаленная и яростная морда зверя. Над оскалом видно довольно искусно высеченное лицо человека. Все изображения выглядят очень гармоничной художественной композицией, скрывающей свою сакральную тайну.

Специалисты сейчас только приближаются к разгадкам древних тайн мастерски выполненных каменных минусинских стел. В экспедициях 1960 года археологи выяснили, что большинство енисейских изваяний выполнены племенами местной окуневской культуры, получивших свое название от так называемого Окуневского улуса, близ него шли научные раскопки.

В Минусинска хранится история многочисленных местных коренных племен. Здесь прошла через степи конница Чингисхана, за собой оставившая кровавый след из разрушенных городов. Обнаруживают ученые в степи и руины, некогда действовавших торговых путей, по ним двигались на север караваны из Тибета, Китая и Аравии.

Уже довольно долго ученые Минусинска в Красноярском крае, хакасские специалисты краеведы и археологи Абакана и Черногорска восстанавливают уникальную историю этого древнейшего уголка планеты. Минусинская котловина понемногу раскрывает ученым свои загадки и снимает покров тайны с многих древних исторических событий.

Минусинская котловина, называемая также межгорной впадиной, расположилась на границе Хакассии и Красноярского края. Вокруг котловины высятся горные хребты. Ее Южную и юго-западную границы обрамляют горные системы Западного Саяна. Северо-западную и западную стороны котловины «сторожит» Абаканский хребет, а на востоке расположился Вос

точный Саян. Открыта Минусинская котловина только с севера - там раскинулась Западно-Сибирская равнина. Крупные Енисей, Чулым и Туба превращают горную долину в зеленый и плодородный край. Даже на восточных дюнах котловины растет прекрасный

Минусинская котловина славится своими садами, основал которые ссыльный декабрист Краснокутский. Еще один декабрист по фамилии Кривцов в письме назвал этот район Сибирской Италией. Столь лестное название котловина получила не напрасно - уж очень разнообразна и богата природа, окружающая Минусинск. Красноярский край изобилует прекрасными чистыми озерами в окружении ив и тополей и бурными горными реками. Богатые заливные луга перемежаются с солончаками и ковыльными степями, а среди гор спрятались благоухающие сотнями трав и цветов. Часть окружающих котловину гор покрыта дикой тайгой, которая богата не только древесиной, но и ценным видом мрамора.

Помимо живописных мест, Минусинская котловина переполнена историей. Даже сейчас археологи находят в ней следы самых разных эпох, начиная палеолитом и кончая Средневековьем. Разнообразные племена и культуры оставили «следы» в виде могильников и древних курганов, руин городов и поселений, каменных изваяний и фигурок неведомых существ. Особенно интересовали ученых скульптуры каменных зверей. Именно эти образцы древнего искусства привлекли в Сибирь первых археологов.

Минусинский район оказался полон таких изваяний. Некоторые фигуры, высеченные из гранита или песчаника, имеют вид плоских стел, другие представляют собой горельефы че

тырехметровой высоты. Особое внимание привлекает группа стел со звериными личинами, увенчанных характерными головными уборами. Из этой группы выделяется стела, названная «Ширинской бабой». Она напоминает древний тотем, в центре которого высечено лицо человека-зверя, обрамленное древним орнаментом. Под личиной изображена оскаленная морда дикого зверя, а над ней видно реалистично выполненное человеческое лицо. Все вместе представляет собой очень гармоничную и загадочную композицию, тайна которой еще не раскрыта. Ученые только начал разгадывать секреты древних стел. Только в 1960-ом историки установили, что практически все енисейские стелы были высечены племенами окуневской культуры, унаследовавшей название Окуневского улуса, возле которого проходили раскопки.

Минусинская котловина хранит историю не только местных народов. Прошла через котловину и орда Чингисхана, оставившая след из сожженных замков и разоренных городов. Находят здесь ученые и остатки древних путей, по которым шли караваны из Средней Азии, Аравии, Тибета и Китая. Уже больше века историки и археологи разгадывают загадки и восстанавливают историю этого древнего уголка планеты.

Новое на сайте

>

Самое популярное