Домой Природное земледелие Лингвистический конструктор используя все приведенные. Лингвистический конструктор от компании «Стигис

Лингвистический конструктор используя все приведенные. Лингвистический конструктор от компании «Стигис

(Время выполнения 45 минут) 34 балла

31. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите их. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. 4 балла

Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею, участвующая в борьбе за власть, деятельность.

32. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин. 10 баллов

  1. Любомудрие.
  2. Ведение домашнего хозяйства.
  3. Учение о будущем.
  4. Богословие.
  5. Власть лучших.
  6. Порча, повреждение.
  7. Учение об обществе.
  8. Школьная наука.
  9. Власть немногих.
  10. Идущие впереди народа.

33. Решите кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке (цифра 2). 20 баллов

По горизонтали . 1. Немецкий философ ХIХ в. 3. Система государственного или общественного устройства. 4. Система знаний о развитии природы, общества, человека. 5. Речь социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных только этой группе слов и выражений. 6. Мысленный образ социальной реальности. 7. Возможность делать что-либо, действовать каким-либо образом. 8. Изменение социального статуса личности. 9. Большие группы людей, выделяемые в марксистском обществознании в первую очередь по их отношению к собственности на средства производства. 10. Положение личности в обществе. 11. Психическая способность человека, сознательное регулирование своего поведения, управление своими поступками. 12. Чувство моральной ответственности за свое поведение. 13. Немецкий философ, создатель «категорического императива». 14. Неодинаковое положение людей в обществе. 15. Исключительное право на что-либо в какой-либо сфере, принадлежащее лицу, групп лиц или государству. 16. Необходи-мость, нужда в чем-либо. 17. Древнегреческий философ. 18. Ожидаемое поведение человека в соответствии с его положением в обществе.



Часть II

Практические задания (№ 1-3) 90 минут 38 баллов

Задание 1.Проблемно-познавательные задачи (№1 –3) 22 балла

(Время выполнения 45 минут)

Задача 1. Работа с аналитической таблицей10 баллов

Проанализируйте предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.

Брачное состояние населения (на 1 000 человек данного пола в возрасте 16 лет и более)

Общее число супружеских пар составило 34 млн. (1989 г. – 36 млн.), из них 3 млн. состояли в незарегистрированном браке. Число женщин, указавших, что они состоят в браке, превысило число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. чел. (в 1989 г. – на 28 тыс. чел.). О каких особенностях и тенденциях развития современной семьи говорят эти данные?

Задача 2. 8 баллов

10 мая 1907 г. в Государственной думе России с речью об устройстве быта крестьян выступил председатель Совета министров России П.А.Столыпин. Обосновывая правительственную программу земельной реформы, он выдвинул такие доводы. Возможность получить земельный надел в частную собственность усилит стимул к труду и позволит улучшить сельскохозяйственное производство. Она создаст условия для возрождения «самой слабой части» общества – крестьянства. Реформа сделает крестьянина богатым, а «где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода». Станет возможным социальный мир в деревне. Окрепнет российская государственность. Речь П.А.Столыпин завершил знаменитыми словами: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

Докажите, что необходимость реформы Столыпин обосновывал с разных точек зрения. Каких? Используйте полученные сведения для подтверждения мнения о целостности общества и неразрывной связи его основных сфер.

Задача 3. 4 балла

В трагедии А.С.Пушкина терзаемый завистью к Моцарту Сальери восклицает:

Где же правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан,

А озаряет голову безумца,

Задание 2.

Анализ источника социальной информации

(Время выполнения 25 минут)

Прочитайте текст и выполните задания 1-4. 10 баллов

Человечеству мало языков, созданных мировыми цивилизациями. Оно конструирует новые. И если появление языков для работы с компьютерами и записи данных объяснимо, то что движет людьми, которые разрабатывают совершенно новую лексику и грамматику?

В зависимости от целей создания искусственные языки подразделяются на несколько видов:

Языки программирования и компьютерные языки, необходимые для автоматической обработки информации с помощью ЭВМ (Java, Pascal, C++ и т.д.).

Информационные языки, использующиеся в различных системах обработки информации (SC, SCP, SCL и т.д.).

Формализованные языки науки, предназначенные для символической записи научных фактов и теорий (в математике, логике, химии и других науках).

Языки несуществующих народов, сконструированные в беллетристических или развлекательных целях (клингонский, квенья, нави и т.д.).

Международные вспомогательные языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения (эсперанто, волапюк, интерлингва и т.д.).

На искусственных языках говорят либо энтузиасты (эсперанто, волапюк), либо герои романов и фильмов, а также их поклонники (клингонский, квенья, нави). Каждый новый язык нас привлекает тем, что он является ключом в другой мир. Придуманные международные вспомогательные языки создают новую культуру. Автор же фантастической «мовы», проведя значительное время за письменным столом, может сотворить целую вселенную. Изучение подобного языка – своеобразная проверка на преданность движению. Принадлежность к тому или иному народу (а в данном случае, очевидно, к субкультуре) часто определяется по тому, на каком наречии человек изъясняется. Назвался эльфом – говори на эльфийском, хочешь увериться, что являешься персонажем сериала «Звездный путь» (Star Trek) – штудируй клингонский. Язык словно дресс-код.

Клингонский язык – маркетинговая удача и пример серьезного подхода к делу. Это вам не пара шипящих фраз на «змеином» в «Гарри Поттере». Режиссер Леонард Нимой (Leonard Nimoy) и сценарист-продюсер Харви Беннет (Harvey Bennett) хотели, чтобы клингоны, выдуманная инопланетная цивилизация воинов, говорили на внятном языке, а не просто бурчали что-то себе под нос. В 1982 году компания Paramount Studios связалась с лингвистом Марком Окрандом (Marc Okrand), защитившим в 1977 году докторскую диссертацию в Калифорнийском университете по грамматике языка североамериканских индейцев племени мутсун, с просьбой создать язык, который был бы мало похож на те, что знакомы большинству зрителей. Окранд намеренно нарушал общие для существующих говоров правила, чтобы речь была максимально «нечеловеческой». Есть звук «в», но нет «ф», а звук «д» совсем не похож на «т». Был выбран самый странный порядок слов – предложения начинались с дополнения. (Например, «Мяч пнул мальчик» – что для носителей английского чудовищная конструкция, ведь в последнем нет падежей существительных, которые могли бы указать на субъект и объект действия, независимо от порядка слов – прим. ред.) Кроме того, отсутствовали традиционные слова приветствия – они оказались клингонам не нужны. Эксперты говорят, что изобретение калифорнийца имеет много схожего и с древним литературным языком Индии – санскритом. Письменность клингонов была сконструирована на основе тибетской – за характерное преобладание острых углов.

Сегодня у желающих выучить «звездный» язык есть все необходимое. Институт клингона (The Klingon Language Institute, KLI), появившийся в 1992 году в штате Пенсильвания при поддержке Paramount, издает учебники, переводы классики на вымышленный язык и даже научный журнал. Окранд по необходимости добавляет в язык новые слова. Словарь клингонского впервые был опубликован в 1985-м, теперь он доступен даже в приложении для iPhone. Также работают страница «Википедии» и поиск Google на клингонском. На основе этого искусственного языка разработали язык программирования Var"aq. На клингонском общаются гики (от англ. geek – человек, увлеченный технологиями, в том числе компьютерными) из сериалов «Теория большого взрыва» и «Чак», фильма «Пол». На него перевели эпос «Гильгамеш», «Гамлета», «Много шума из ничего» (в ответ на реплику из фильма «Звездный путь VI: Неоткрытая страна»: «Вы не поймете Шекспира, пока не прочтете его в оригинале на клингонском») и «Дао Де-Цзин», поставили «Рождественскую историю» Диккенса, а также упомянутые пьесы Шекспира.

Но все же клингон – язык медийный, киношный, и подтверждает это наличие в нем шуточных аллюзий. Скажем, слово «пара» – это chang"eng (чангэнг), намек на знаменитых сиамских близнецов Чанга и Энга Банкеров (Chang, Eng Bunker).

Окранд, кстати, в 2001 году придумал еще один голливудский язык – атлантский, для мультфильма «Атлантида: Затерянный мир». Он должен был быть мягким и приятным праиндоевропейским языком. Интересно, что главный герой картины – ученый-лингвист Майло – похож на Окранда.

Для фильма Джеймса Кэмерона (James Cameron) «Аватар» также был создан особый язык – нави. Его разработал профессиональный лингвист из Университета Южной Калифорнии Пол Фроммер (Paul Frommer). Он вдохновлялся австралийскими и полинезийскими языками. У нави, как и у клингонского, агглютинативная грамматика (от лат. agglutinatio – приклеивание; образование грамматических форм и производных слов происходит путем последовательного присоединения к корню или основе слова грамматически однозначных аффиксов). Здесь есть редкие звуки, распространенные в аварском (язык, имеющий хождение в Дагестане – прим. ред.) и осетинском. Фроммер хотел создать язык, где значение менялось бы в зависимости от тона или долготы гласных, но режиссер отдал предпочтение гортанным звукам. В словаре нави всего 500 слов.

У подобных киноязыков (а также у эсперанто, волапюка, интерлингвы и прочих) есть один важный недостаток – у них нет истории. Непонятно, каким был клингонский до того, как его милитаризованные носители попали на экран. Его легко выучить, потому что он, по сути, дегуманизированный машинный код XXIII–XXIV веков, главное в котором – фонетика и грамматика без какого-либо развития.

Эльфийский квенья, разрабатывавшийся многие годы создателем «Хоббита», «Властелина колец» и «Сильмариллиона» Джоном Рональдом Руэлом Толкином (John Ronald Reuel Tolkien), освоить трудно. Дело в том, что язык этот развивался и в книгах, и в реальной жизни. Для профессора-сказителя важна этимология (происхождение) слов, каждое из которых – произведение искусства, складывающееся сотни лет. Квенья – это несколько форм языка, появившихся в историческом развитии. У него есть предок – протоэльфийский (квендерин), два стиля – церемониально-научный (пармаквеста) и разговорный (тарквеста, с двумя диалектами: ваньярин и нолдорин). В Третью эпоху Средиземья квенья стал употребляться для документов и названий, тогда как самым популярным стал синдарин – язык серых эльфов из племени тэлери. Во «Властелине колец» именно его называют эльфийским.

Сам Толкин в своей лекции, прочитанной в Оксфорде в 1931 году, говорил: «В историческом языке, естественный он или искусственный, слова никогда не творятся из ничего».

В целом Толкин разработал около 20 языков, включая 15 эльфийских. Он даже придумал термин для языкового конструирования – глоссопейя (Glossopoeia). А началось все, когда Толкину было 13 лет, с создания юмористического звукозаменяющего шифра невбоша (англ. nevbosh – новая бессмыслица); далее появился настоящий искусственный язык наффарин, следы которого можно найти и в более поздних лингвистических изысканиях. Толкин был успешным специалистом по английской филологии и большим знатоком языков вообще. Истории же он начал сочинять потому, что понял: помимо звуков, слов и правил языку необходимо «местообитание». Без «милых» лингвистических забав Толкина не было бы никакого Средиземья.

Первый список слов на квенья был составлен в 1915 году, фонетика с тех пор особо не изменилась. В практически законченном виде язык появился в 1930-х годах, но даже во время публикации «Властелина колец» в него вносились изменения (так что некоторые тексты - словно русский и старославянский). По словам сына писателя Кристофера, для Толкина квенья был «языком его сердца». Он основывался на латыни с вкраплениями самых красивых, по мнению автора, языков – финского и греческого. В нем практически нет заимствованных слов. И он действительно невероятно певуч.

У квенья сложная фонетика, в раннем варианте – 16 гласных, 8 дифтонгов (сочетания двух гласных, обе из которых произносятся, но первая, как правило, звучит чуть дольше), 36 согласных, в позднем – 10 гласных, 6 дифтонгов, 25 согласных. Звуки можно сочетать по определенным правилам, поэтому среди миллионов толкинистов немало людей, которые создают группы с эльфийскими названиями и поют песни на квенья, синдарине и других говорах загадочного мира. Толкин отмечал: «Несомненно, главный источник удовольствия – созерцание связи между звучанием и значением. Можно отметить, что сродни этому – величайшее наслаждение, какое иногда получает человек при знакомстве с поэзией или изысканной прозой на иностранном языке, который он либо только-только начинает постигать, либо уже достаточно хорошо знает».

Помимо лексикона, Толкин создал вымышленное социолингвистическое исследование “Lhammas” о появлении и развитии квенья, причем в разных вариантах предлагались и разные версии, а также приложение к «Властелину колец» и эссе «Квенди и эльдар» (Quendi and Eldar).

Кинотрилогия Питера Джексона (Peter Jackson) усилила интерес к квенья – его, к примеру, официально начали преподавать в мужской школе Бирмингема «Тервес-Грин» (Turves Green Boys Technology College in Birmingham). Теперь на квенья издаются журналы, защищаются диссертации. Поклонники творчества профессора придумывают новые слова, развивая язык – если они считают себя эльфами, видимо, имеют на это право.

Язык во многом определяет реальность – это доказывают и другие писатели. Энтони Берджес (Anthony Burgess), придумывая жаргон надсат, на котором говорят nadtsatyje, «надцатилетние», то есть тинейджеры, для романа «Заводной апельсин», хотел в первую очередь оживить лексику текста. И для этого воспользовался словами, которые услышал от ленинградских стиляг (в начале 1960-х Берджес некоторое время провел в России – прим. ред.). В тексте русские выражения набираются латиницей: koziol, svolotsh, drotshenyi. Слова часто самые обычные – droog, malchik, korova – но в таком представлении выглядят как инородные. Кстати, Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick), снявший по роману фильм, указал, что его детище можно показывать в России только с субтитрами. Надсат – это речь больной интернациональной молодежи.

Новояз (Newspeak) Джорджа Оруэлла (George Orwell) в антиутопии «1984» – язык тоталитарного общества, в котором идеология и бюрократия меняют смысл слов вопреки первоначальным нормам и традициям.

Оруэлл подробно описал новояз в приложенном к роману эссе. Цель этого проекта – упрощение словаря и грамматики, причем такое, чтобы язык стало невозможно использовать для описания свободы и революции. Поэтому слово «свободный» могло употребляться только в значениях вроде «свободные сапоги», «туалет свободен», но не «политически свободный» или «интеллектуально свободный». Любое слово в языке могло использоваться как существительное, прилагательное, глагол и наречие. Отрицание строилось при помощи приставки «не», усиление – через «плюс-» или «плюсплюс-».

«...Надо осознать, что современный политический хаос связан с деградацией языка, и тогда, возможно, удастся внести некоторые улучшения и предотвратить надвигающуюся кончину», – пишет Оруэлл в эссе, и его мысли основаны на реальном опыте. Во время Второй мировой войны он работал на Би-би-си (BBC) с «базовым английским» (Basic English), созданным лингвистом Чарльзом Огденом (Charles Ogden) для обучения языку Королевства населения его колоний (и для контроля их умонастроений). Basic English – это всего лишь 850 базовых слов (650 существительных и 200 глаголов) и упрощенная грамматика. Оруэлл позже серьезно критиковал этот проект, поскольку подобная унификация превращала его родную речь в «смирительную рубашку для сознания».

Конечно, вряд ли кто-то специально выучит новояз, а вот какой-нибудь эльфийский язык – вполне. Но для этого надо всерьез полюбить мир, где на нем говорили. Многие преподаватели иностранных языков утверждают, что простое повторение лексики и грамматики ничего не дает. Необходим яркий образ, связанный с английским, испанским, французским и так далее, чтобы человек переключался, становился на время, скажем, немцем, а не переводил постоянно с родного на иностранный. Фантастические языки, очевидно, только на первый взгляд сложны – зато насколько красивый мир открывается за сочетаниями этих странных притягательных созвучий…

А) Святослав, б) Ярослав Мудрый, в) Мстислав Великий, г) Игорь, д) Всеволод, е) Владимир Святой, ж) Владимир Мономах, з) Ольга.


  1. Лингвистический конструктор:
Из приведенных слов составьте фразы

А) сторонники, в, направление, Русь, который, основатели, историография, Древний, государство , варяги, считали.

Б) политическое, сильная, которое, вокруг, в, земли, центральная, государство , экономическое, происходит, всех, власть, объединение.

3. Историческая лингвистика:

А) Как возникло выражение «пройти сквозь огонь, воду и медные трубы» и что оно означает?

Б) Когда и при каких обстоятельствах могла появиться фраза «сирота казанская»?

В) Пословица «Мели, Емеля, твоя неделя» сейчас имеет смысл высмеивания болтуна, пустозвона. Как она возникла и что выражала первоначально?

4. По какому принципу собраны нижеприведенные слова? Какое из них является лишним? Выпишите лишний термин , обоснуйте свой выбор.

А) Куна, пядь, аршин, сажень, вершок, локоть, верста.

Б) Весь, корела, чудь, меря, ятвяги, мурома.

В) Софийский собор в Киеве, храм Христа спасителя в Москве, Золотые ворота во Владимире, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

5. Византийский император Константин около 948 г. писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми руссами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли… снаряжаются и отправляются в Византию».
Кто эти князья , и какое явление описал византийский император?

6. В связи с чем был выстроен царский придел Архангельского собора Московского Кремля? Ведь он, несомненно, немного нарушал архитектурную гармонию храма.

7. Расположите города соответственно торговым путям, на которых они находились:

1. Нижний Новгород 6. Константинополь

2. Чанъань 7. Итиль

3. Самарканд 8. Булгар

4. Саркел 9. Смоленск

5. Ладога

8. Работа с источником:

Прочитайте предание Повести временных лет, о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича:

«В лето 6488 (980 г.)... И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. <...> Владимир же посадил Добрыню, своего дядю , в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу…»

8.1. Зачем понадобилось князю Владимиру создавать единый пантеон языческих божеств в Киеве?

8.2. Как это было связано с задачами укрепления государственного единства Киевской Руси?
8.3. Приведите примеры из всемирной истории, правители каких народов принимали единую веру в целях укрепления государства.

9. Прочитайте выдержку из источника:

«Зачем_______________Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А_________________

Землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают_______________________ войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет ____________________________ своей».

Вставьте пропущенные слова.

О каком событии идет речь в источнике? Напишите, что вам об этом известно.
10.

Василий III умер в 1533 году, оставив трехлетнего сына Ивана при регентше-матери Софье Палеолог. Она продолжала политику своего мужа. Именно в ее правление была проведена монетная реформа, вводившая единую денежную систему, в основе которой лежала серебряная полушка. Однако правила мать Ивана всего год. После ее смерти к власти приходят Шуйские, потом Бельские, потом Воронцов. Менялись и митрополиты, т.к. каждая группировка хотела иметь поддержку в лице Церкви. Этот период был назван современниками «Смутой».

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.8 КЛАСС.


  1. Что объединяет следующих исторических деятелей? Расположите эти имена в хронологической последовательности.
а) Петр II, б) Петр III, в) Екатерина I, г) Екатерина II, д) Елизавета Петровна, е) Иван Антонович, ж) Анна Иоанновна.

  1. Лингвистический конструктор:
Из приведенных слов составьте фразы , отражающие определенные исторические реалии и термины. Назовите их. (Слова не могут использоваться дважды , но могут изменяться по падежам).
А) Желавшие, срок, ноябрь, закон, для, помещик, двухнедельный, в, установленный, крестьяне, сменить.

Б) Представления, свод, энциклопедия, быт, и, древнерусский, правила, своеобразная, домашний, житейские.

3. Выпишите события, совпадающие по времени:

А) Северная война;

Б) опричнина;

В) Ливонская война;

Г) нашествие Девлет-Гирея;

Д) избрание на царство Бориса Годунова.

4. Историческая лингвистика:

А) Как возникло выражение «прочесть от доски до доски»? Что оно означает?

Б) В связи с чем возникла и какой смысл имела поговорка «работать спустя рукава»?

5. По какому принципу собраны нижеприведенные слова? Какое из них является лишним? Выпишите лишний термин , обоснуйте свой выбор.

А) посадник, тысяцкий, епископ, наместник, архимандрит, князь.

Б) апсида, алтарь, закомары, готическая роза, неф, барабан.

6. Как велось летоисчисление в России до реформы Петра I? В каком году по тому летоисчислению времени началось самостоятельное правление Ивана IV? Если бы такой счет лет сохранился, как бы обозначался 2009 год?

7. По какому признаку можно установить старшинство следующих имен: Анна, Екатерина. Андрей, Владимир, Станислав, Александр? Расставьте эти имена в нужном порядке.

8. В правление какого российского самодержца произошло то, о чем М. В. Ломоносов сказал: «не одни бояре и боярыни , но и буквы сбросили с себя широкие шубы»?

а) Ивана Грозного;

б) Петра Великого;

в) Александра I.

Ответ: ________________________

9. Из приведенных ниже сведений составьте таблицу:


Дата

Событие российской истории

Событие всемирной истории

1) 1054 год;

2) Битва при д. Молоди;

3) 1147 год;

4) Окончание 30-летней войны в Европе;

5) 1572 год;

6) Первое упоминание о Москве в летописи;

7) Разделение христианской церкви на римско-католическую и греко-православную;

8) 1648 год;

9) Смерть Ярослава Мудрого;

10) Варфоломеевская ночь в Париже;

11) Начало освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого;

12) Начало второго крестового похода.
10. Работа с источником

Ознакомьтесь с летописной легендой о том, как Аскольд и Дир начали княжить в Киеве:

«В лето 6370 (862 год). городок этот и сгинули, а мы тут сидим и платим дань их потомкам, хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян…»

Вопросы к документу:

10.1. Кому платили дань киевляне (поляне) до прихода Аскольда и Дира?
10.2. Как летописец определяет этническую принадлежность легендарных основателей Киева: Кия, Щека и Хорива? Можно ли их считать первыми русскими князьями?

10.3. Приведите примеры, у каких народов первыми правителями государств стали иноплеменники?

10.4. Как вы, наверное, уже успели заметить, установление власти князя над землей того или иного племени проявлялось в том, что это племя начинало платить ему дань. Что такое

Дань? Как вы можете прокомментировать высказывание одного историка: «дань - это плата за несостоявшийся набег»?

11. Внимательно прочитайте текст и найдите в нем ошибки. Подчеркните неверные даты, слова и выражения. После текста напишите правильные варианты.

12 июня 1812 г. «Великая армада» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным не более 200 тысяч. Русские войска были разделены на 3 отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая – П. И. Багратиона, третья – М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того , чтобы соединить разрозненные силы. Численные превосходства противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг: 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

1. Выберите правильный вариант ответа на вопрос.

1. Пробуждению интереса к русскому языку в XIX веке способствовали исследования,

Проведённые:


2. Какое из перечисленных событий произошло раньше?

3. Событие, вдохновившее Ф.М.Достоевского на создание романа «Бесы», - это

4. Какие из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию

Николая II:

А) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

Б) начало формирования русско-французского союза

В) заключение соглашения с Англией о разделе сфер влияния в Средней Азии

Г) заключение Рапалльского договора с Германией.

2. Выберите правильные варианты ответов на вопрос.

1. Какие из перечисленных ниже событий связаны с понятием «аракчеевщина»?

2. Какие явления характеризовали процесс развития капитализма в середине 1890-х

А) развитое капиталистическое производство сельскохозяйственной продукции

Б) высокие темпы развития промышленного производства

В) отсутствие фабричного законодательства

Г) участие иностранного капитала в российской промышленности

Д) высокий уровень концентрации производства в промышленности

Е) представительство буржуазии в органах государственной власти.

3. Какие из перечисленных положений связаны с понятием «крестьянская община» в

России в первой половине XIX в.?

А) решение спорных вопросов уездными земскими учреждениями

Б) регулярный передел земли

В) разрешение выхода крестьян из общины с землёй

Г) разрешение продажи крестьянами своих участков общинной земли

Д) выполнение общинами повинностей в пользу государства

Е) помощь общины обедневшим крестьянам.

4. Творчество кого из перечисленных деятелей отечественной культуры относится к

Концу XIX- началу XX века (периоду Серебряного века)?

А) М.А.Врубель

Б) И.Ф.Стравинский

В) М.И.Глинка

Г) В.В.Маяковский

Д) К.П.Брюллов

Е) А.А.Фет.
3. Определите принцип построения рядов:

А) М.П. Лазарев, Ю.Ф. Лисянский, Ф.П. Литке, Г.И. Невельской.

В) трест, картель, синдикат, концерн.

4. Расположите в хронологической последовательности события конца XVIII - XIX вв.:

А) Венский конгресс

Б) Морозовская стачка

В) оборона Севастополя

г) отмена крепостного права

Д) правление Павла I

Е) сражение на р. Березине

Ж) судебная реформа

З) Тильзитский мирный договор.


1

2

3

4

5

6

7

8

Здравствуйте, друзья. Я уже несколько раз писала о различных для детей. А сегодня я покажу Вам новинку от компании «Стигис» — «Лингвистический конструктор ». Об их замечательных пособиях я уже тоже писала и даже записывала видео, обязательно посмотрите.

Так вот, в линейке развивающих игр компании появилась новое пособие для обучения ребенка чтению, т.е. в отличие от всевозможных азбук, которые помогают выучить буквы, игра от «Стигис» поможет ребенку начать читать по слогам уже после первого урока, а не только выучить буквы.

Если вы уже учили со своим ребенком буквы, то наверняка сталкивались с тем, что ребенок знает буквы, но складывать слоги у него не получается. У нас такая сложность была.

В данной же игре базовыми элементами являются слоги, поэтому ребенок начинает читать уже с первого занятия. И что самое главное он может не только читать, но и составлять самостоятельно слова. Ведь ребенку проще объяснить, что это слог, например, «ма», а не учить буквы «Эм» и «А». даже если вы будете учить не буквы, а звуки все равно произнести звук «М» без какого-либо гласного звука сложно и потом у ребенка не складывается в голове, почему этот слог читается именно так, а не по-другому.


Но давайте посмотрим на игру. Упакована она в крепкую картонную коробку. Внутри находятся карточки слогов и букв, 4 маленьких рабочих поля для хранения слогов и букв и одно большое – рабочее поле, а также инструкция с более чем 230 заданиями и играми.

В инструкции к игре вы найдете 10 уроков, которые рассчитаны на целый год обучения ребенка чтению. Уроки – это условное название, один такой урок включает в себя целый тематический раздел. Поэтому хватит его не на одно занятие.

Например, в первом уроке «Слоги с буквой А» предлагается сразу изучить 10 слогов с буквой А! Но не стоит забывать, что урок это условное название и заниматься по нему вы можете столько времени сколько потребуется вашему ребенку для усвоения материала.

К каждому уроку предлагается от десяти до двадцати игр и заданий. Вы можете поиграть во все, а можете выбрать те, которые больше нравятся вашему ребенку и вам.

Веронике очень нравится играть с конструктором, она любит выкладывать слова, причем процесс ее очень затягивает, ведь при помощи слогов это очень просто сделать. Кроме игр с буквами и слогами дочь придумала свою игру, она строит дома из кирпичиков со слогами

С малышами можно играть еще вот так. Выкладываете вагончики – слоги и находите пассажиров в каждый вагончик среди игрушек малыша.

Вот такое интересное пособие у нас появилось. Приобрести игру «Лингвистический конструктор» можно на сайте производителя и в интернет-магазине «Озон» .

Кстати, если вы любите дарить полезные подарки, то эта игра будет именно таким подарком, как на Новый Год, так и на День Рождения.


Комлева Татьяна Владимировна

Преподаватель истории

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр № 5»

Мастер класс

«Лингвистический конструктор»

Среди методов, которые помогают преподавателю формировать грамотную, аргументированную речь обучающихся я предлагаю Вашему вниманию лингвистический конструктор. Этот прием не требует больших временных затрат на подготовку. Его можно использовать на любом занятии: урочном, внеурочном. Более того, его можно использовать на любом этапе урока (актуализация опорных знаний, целеполагание, сообщение новых знаний, закрепление изученного материала и др.)

Я начинаю использовать его в самом начале учебного года, приходя в новую группу. Этот нехитрый прием позволяет ребятам, имеющим речевые проблемы проявиться, поверить в свои силы. Таким образом создается так необходимая нам ситуация успеха.

Чем еще хорош «Лингвистический конструктор»? Уже в самом этом приеме заложена возможность совершенствования, перехода на более высокий уровень.

Смысл лингвистического конструктора: используя данные слова составить фразы (чаще всего определения, либо короткие отрывки, описывающие яркие события), отражающие определенные исторические реалии. По правилам слова не могут использоваться дважды, но могут изменяться по падежам.

На начальном этапе я изменяю слова попарно, впоследствии перемешиваю их более тщательно.

Приведу пример:

«закон, установленный, срок, двухнедельный, ноябрь, в, крестьян, для, сменить, желавших, помещика, вотчинника, или».

Что получаем?

«Установленный законом двухнедельный срок в ноябре для крестьян, желавших сменить вотчинника или помещика – это».

Вот тебе, бабушка, и Юрьев День!!!

У вас на столах находятся лингвистические конструкторы, предлагаю вам составить их и представить нам полученный продукт. Я предлагаю работу в парах.

Что у Вас получилось?

Спасибо за внимание.

Какой памятка ученика быть речь должна

  1. Правильная, речь, и, грамотная, быть. Слушатель, тогда, будет, она, понятна
  1. Свободно, обучающийся, выбирает, средство, языковые, и выбор, за, несет, свой
  1. Говорящий, речь, быть, должна, не нарушающей, правдивой, общепринятые, и, искренней, поведения, нормы, и, нравственности
  1. Процесс, в, общения, соблюдение, необходимо, слушание, культуру

Должен, памятка, какой, развернутый, быть, ответ, устный

  1. Должен, ответ, соответствовать, вопрос, тому, поставлен, который, учитель
  1. Быть, ответ, последовательный, должен, связный, и
  1. Должен, ответ, быть, строиться, принцип:, по, аргументы -, тезис -, выводы –
  1. Могут, вывод, оценки, личные, содержать, ученых, оценки, материала. Должна речь, быть, литературная, грамотная, точная.

______________________________________

Как, памятка, свои, суждение, доказывать

  1. Состоит, из, доказательство, аргумент, рассуждение, вывод
  1. Задание, проанализировать, что, проясните, доказать, требуется. Существенный, факт, выделите
  1. Вывод, определить, будете, доказывать, который
  1. Выстроить, логично, доказательства, свои, их, с, свяжите, выводом

______________________________________

Как, речь, памятка, грамотно, произнести

  1. Не, чтобы, по, читать, а, бумажке, запомнить, легко, выступления, текст, следует:
  • то, продумать, чём, о, говорить, будете;
  • основные, записать, вашего, идеи, выступления;
  • общий, продумать, выступления, план;
  • страховки, для, выписать, полезно, карточку, на, запомнить, или пункты, основные, выступления.

_____________________________________

Как, памятка, синквейн, написать

  1. Строка, первая, стихотворения, тема, одним, выраженная, обычно, словом, существительным, именем.
  2. Строка, вторая, темы, описание, двух, словах, в, правило, как, прилагательными, именами.
  3. Строка, третья, действия, описание, рамках, в, темы, этой, словами, тремя, глаголами, обычно.
  4. Строка, четвертая, из, фраза, слов, четырех, отношение, выражающая, к, данной, автора, теме.
  5. Строка, пятая, слово, одно, к, синоним, первому, эмоционально-образном, на, философско-обобщенном, или, повторяющий, уровне, темы, суть.

______________________________________


Новое на сайте

>

Самое популярное