Домой Природное земледелие Обзор игры no man s sky. Обзор игры No Man's Sky: ожидания — обманутые и оправданные. Б ольшая и маленькая игра

Обзор игры no man s sky. Обзор игры No Man's Sky: ожидания — обманутые и оправданные. Б ольшая и маленькая игра

Сегодня на PlayStation 4 выходит No Man"s Sky - игра, которую СМИ уже окрестили самым масштабным проектом года и . На PC она выйдет 12 августа.

Игра представляет собой симулятор исследования космоса, с множеством звездных систем, генерирующихся случайным образом.

Разработчики амбициозно подошли к проекту и создали открытый мир таких размеров, которых игровая индустрия еще не знала.

В связи с этим некоторые ожидают, что No Man"s Sky станет революцией в игроиндустрии а некоторые - лишь очередным "пшиком" с множеством криво реализованных обещаний.

"Я исследовал огромные планетарные системы и взаимодействовал с бесчисленными инопланетными расами – и для всего этого мне не нужно было выходить из комнаты. Жаль, что я не воплощу свои юношеские мечты о космосе – исследовать космос по-настоящему или хотя бы посетить Луну.

Для таких людей и предназначена No Man’s Sky.

В этой игре вы являетесь исследователем-одиночкой с космическим кораблем, инструментами для добычи ресурсов и огромными амбициями. Забудьте о грохочущих запусках ракетах и длинных перелетах – ваш звездный крейсер стартует с планет за считанные секунды.

Вы не бесстрашный космодесантник, который должен "спасти галактику" и не группа людей, которая должна остановить "древнее зло".

Здесь нет комплексной предыстории или классического сюжета. Вы не бесстрашный космодесантник, который должен "спасти галактику" и не группа людей, которая должна остановить "древнее зло".

Вы просто исследователь и ваша единственная цель, если вы захотите ей следовать, добраться к центру Вселенной.

Что случится, когда вы доберетесь туда? Ваше любое предположение будет таким же хорошим как и мое. Я провел 12 часов за игрой в No Man’s Sky, и, как я понимаю, мне все еще очень далеко до центра Вселенной.

Вместо этого я потратил много времени, перебираясь с одной планеты на другую и останавливаясь на торговых постах чтобы обменять редкие ресурсы и заработать деньги.

В целом игра, работает так:

  1. Вы появляетесь на чужой планете, у вас есть космический корабль и вашей первой целью является апгрейд вашего челнока.
  2. Зачем? Это позволит вам проникнуть в более отдаленные точки Вселенной.
  3. Но это планета также красивая. Может стоит сначала изучить ее?

Такие моменты в No Man’s Sky и захватывают.

Как и любой хороший исследователь, главный герой (вы) имеет сканер для идентификации и записи чужеземной жизни (флоры и фауны). Что интересно, здесь нет традиционных для такого собирательства "очков опыта".

Каждое открытое мной растение или животные загрузилось на главный сервер. Таким образом, я внес свой кусочек в общую библиотеку Вселенной, как и другие игроки.

Такая концепция общности и коллективности геймеров (хоть мы и не встречались) пронизывает всю игру.

Здесь 18 квинтиллионов планет – это 18,000,000,000,000,000,000.

No Man’s Sky – это игра с самым большим открытым миром. Здесь 18 квинтиллионов планет – это 18,000,000,000,000,000,000 планет. Каждую из них можно изучить и огромное количество из них имеют свою уникальную жизнь. И все это пространство не нанесено на карты.

Как бы вы не пытались описать размеры No Man’s Sky это будет преуменьшением, настолько она огромна.

Нашлось здесь место и для звездных баталий – космические пираты не дремлют и хотят ограбить вас. Есть также разумная жизнь на инопланетных планетах, которая, по-моему опыту, редко бывает враждебной.

Здесь даже есть робо-полиция: чем больше вы животных убьете и соберете больше ресурсов, тем более "горячей" целью вы для них являетесь.

Не хотите делиться с полицией? Ваше право, вы можете их сбить. Но также как и Grand Theft Auto, она вернется с подкреплением.

Как этот парень, прямиком из Star Wars:

Но сражения не главное в игре. Да, вы можете "прокачать" и напичкать свой корабль оружием но, честно говоря, сражения здесь не очень интересны.

Исследования гораздо интересней.

Я успел изучить десятки планет и не встретил ни одной похожей.

Я успел изучить десятки планет и не встретил ни одной похожей. Некоторые населены странными морскими существами, некоторые – животными, похожими на грибов. Были и пустые планеты или полностью состоящие изо льда.

При этом каждая из них имеет подземные системы, которые ждут, чтобы их изучили. Многие также имеют постройки с неизвестными сокровищами или загадками. К примеру, почему много веков назад здесь погиб инопланетный путешественник?

Чувство тайны и ожидания чуда пронизывают всю игру. Оно приковало меня за компьютером на все выходные и, несомненно, мне не терпится снова вернуться в эту атмосферу."

No Man’s Sky - идеальный пример того, как нужно создавать шумиху вокруг продукта. На протяжении трех лет маленькая студия Hello Games взахлеб рассказывала о бесконечной вселенной, случайной генерации планет и существ на них, торговле с инопланетянами, исследованиях космоса и полной свободе действий. Конкретики практически не было: на изображениях показывали пейзажи и каких-то динозавриков, ролики не давали представления, как же в это все играть. Если смотреть на обещания, то разработчики выполнили почти все. Проблема лишь в том, что это изначально был скучный, однообразный и пустой проект.

Игра представляет собой космическую аркаду, в которой можно приземлиться на любую встречную планету и изучить ее вдоль и поперек. No Man’s Sky построена на случайно генерируемом контенте: все небесные объекты, которые вы видите, созданы не разработчиками, а бездушным программным кодом. Есть набор предметов - вроде кристаллов различных форм, камней, баз и так далее. Генератор на свое усмотрение разбрасывает их по поверхности, заодно выставляя нужную температуру и погодные условия.

Несмотря на миллиарды планет, которые вы теоретически можете посетить, они быстро приедаются. Небесные тела не кажутся особо разнообразными: по одним течет лава, другие выглядят настоящими тропиками, третьи почти целиком покрыты водой. И где-то на пятнадцатом заходе понимаешь, что все уже знакомо. Каждый раз, высаживаясь на новую планету, вы видите другую, но все равно похожую на какую-то из предыдущих.

Важный вопрос: что же в игре делать?

Структура ландшафта меняется не сильно. Зачастую это просто холмистая местность с редкими пещерами. Причем бывают странности: холодная планета, термометр показывает −70 по Цельсию, а зеленая травка колышется от ветра, инея нигде нет. То ли экзотические растения привычны к таким условиям, то ли редактор локаций все же чудит. Иногда определить температурные условия можно только по датчику на скафандре: визуально что +50 градусов, что −50 - одно и то же. Еще имеется претензия к одинаковой силе притяжения: она постоянна везде.

Тут появляется важный вопрос: что же в игре делать? Разработчики часто говорили, что суть заключается в свободном исследовании, поиске неизведанного. Якобы No Man’s Sky позволяет почувствовать себя настоящим первооткрывателем, эдаким Нилом Армстронгом, только еще круче. Романтические представления о покорении космоса разбиваются почти сразу: все, чем вы можете заняться, так это сбором ресурсов. Хотя во время экспедиций на Луну астронавты тоже не на световых мечах дрались, а собирали пыль в пробирки.

Планеты оказываются на удивление пустыми, и это сильно разочаровывает в первое время и окончательно добивает, когда становится ясно: такая ситуация будет на каждом «шарике». Ждешь хоть каких-то поселений, разговоров с местными обитателями, интересных квестов. А вам просто дают случайно созданную поверхность с разбросанными на ней ресурсами. Расщепили бластером булыжник, собрали железо, подошли к красному кристаллу, выстрелили в него - теперь у нас есть плутоний. И так все время. Обогатиться можно уже на стартовой планете, и нет нужды в исследовании остальных.

Думаете, космическая станция в No Man’s Sky - это типа Цитадели из Mass Effect? Как бы не так!

Сами элементы нужны для изготовления предметов, создания апгрейдов, заправки двигателей и подобных вещей. Повезло найти редкое вещество - набивайте им инвентарь, пулей на космическую станцию, продавайте и купайтесь в деньгах. Там заодно можно приобрести другие ресурсы, сэкономив время на их добыче.

Думаете, космическая станция в No Man’s Sky - это типа Цитадели из Mass Effect - с сотнями обитателей, множеством отсеков и интересных мелочей? Как бы не так: в каждой системе будет один большой комплекс с парковкой на пару звездолетов, торговым терминалом и аж целым одним пришельцем. От скуки можно попробовать заговорить с ним, только душевная беседа не складывается: диалог показывается в прошедшем времени в форме «я подхожу к существу, оно подозрительно на меня смотрит и начинает размахивать руками».

Такое же уныние ждет повсюду. Обязательно найдется какая-то исследовательская база, где находится улучшение для костюма или корабля. Если совсем повезет, увидите представителя очередной формы жизни. Он либо снова даст вам какой-то апгрейд, либо обучит слову из лексикона своей расы. Изучение языка пришельцев, кстати, тоже преподносилось разработчиками как своеобразная фишка. Но вместо набора заданий или мини-игр, помогающих усвоить новые диалекты, инопланетяне просто время от времени дают одно слово, и постепенно складывается своеобразный разговорник.

В игре имеется формальная цель - добраться до центра вселенной. Но это не основная задача, как таковых миссий здесь нет. Путешествие между системами происходит по одному принципу: набрать ресурсов, заправить двигатель, совершить гиперпрыжок и оказаться в новой области вселенной, чтобы в очередной раз набрать ресурсов и полететь дальше.

Это превращает исследование планет в машинальное действие. После посещения двух, максимум трех десятков объектов пропадает всякое желание изучать их. Приземлились, собрали ресурсы вокруг космолета, отметились у точки сохранения - все, можно отправляться на новую планету. Hello Games столько говорила об исследованиях, но они просто бессмысленны. Вы не встретите тайных посланий, следов цивилизаций, городов, запоминающихся гор, морей или рек. Любая планета из «Интерстеллара», даже затопленная, по красоте даст фору здешним пейзажам.

Ситуацию коренным образом мог бы исправить мультиплеер, но его нет ни в каком виде

Временами на героя нападают дроны, которым, видимо, велено охранять богатства планеты. Тогда игра превращается в примитивный шутер. При космических полетах также можно нарваться на пиратов, но лучше этого не делать: перестрелки еще скучнее, чем блуждание по планетам. Кто бы мог подумать, что жизнь космического исследователя будет настолько унылой.

Ситуацию коренным образом мог бы исправить мультиплеер. Только представьте: по планетам бродят исследователи, кому-то нужна помощь (скажем, человека затянуло в болото), кто-то сражается с роботами, другому не хватает ресурсов для создания мощного апгрейда, а вам как раз надо освободить инвентарь. Представители Hello Games неоднократно заявляли прямым текстом, что в игре будет возможность увидеть другого пользователя. Сразу говорили, что вероятность очень мала: все-таки здесь немыслимое количество планет, но если звезды встанут как надо, то вы встретите такого же странника, как сами.

Последний гвоздь в крышку гроба - техническая реализация. Графика, как вы можете видеть на скриншотах, не то чтобы блещет. Обескураживают и разрушаемые объекты: они выполнены из вокселей, а не привычных пикселей. Такой способ делает моделирование предметов более быстрым и менее требовательным к ресурсам железа, но эти предметы напрочь лишены физики. Попался на глаза огромный булыжник, начинаете дырявить его бластером. Пробили насквозь, срезали края, а верхняя половинка не упала - она продолжает без опоры висеть в воздухе. Более того, No Man’s Sky часто выдает ошибки. Особенно страдает этим РС-версия, на форумах уже полно жалоб. Но и на PlayStation 4 игра несколько раз вылетала.

После Mirror’s Edge: Catalyst казалось, что более провальной игры в этом году уже не будет. No Man’s Sky удалось задать новую планку. Удивительно, как в бесконечном потоке содержимого проект оказался настолько пустым и однообразным. Миллиарды разных планет - да, конечно, одна побольше, другая поменьше, на третьей трава выше, на четвертой ниже. Так легко набрать и пару-тройку миллиардов, тем более что создавали их не вручную.

«Ты всего лишь машина, только имитация жизни. Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства?» - отчитывал герой Уилла Смита механизм в фильме «Я, робот». То же самое хочется предъявить генератору No Man’s Sky: смысл в таком контенте, если на планетах нечего делать? Пусть будет 7-10 планет, но которые захочется исследовать. Игра на час-два, не более - дальше все повторяется. Сколько времени на нее ни трать, нового ничего не увидишь.

Оценка Onliner.by: 5 из 10

Благодарим магазин «Геймпарк» за предоставленную для обзора копию игры.

Это одно из самых значимых событий этого года. Игра от инди-студии Hello Games вполне может увековечить себя в учебнике по геймдизайну в качестве самой большой игры, созданной на момент августа 2016 года. Вот только называться этот учебник должен примерно так: «Как не стоит делать видеоигры».


Hello Games сделали за всех нас еще один шаг к процедурно-генерируемым видеоиграм, ведь их творение занимает меньше 4 гигабайт. Кто же знал, что результат получится таким плохим? Никакой революцией здесь не пахнет, ведь игра оказалась банально скучной для большинства геймеров.

Действительно, несмотря на кажущуюся нетипичность, No Man"s Sky - довольно скучная игра, и чтобы понять это, совершенно не нужно посещать все 18 квинтиллионов планет, которыми так гордятся разработчики. Практически все, что есть в ней, можно увидеть за какие-то смешные несколько часов.

Старт игры и генерация планет

Начинается No Man"s Sky очень бодро и отлично настраивает на нужный лад. Вокруг бескрайние просторы неизвестной планеты, в рюкзаке нет ничего полезного, вся экипировка пришла в негодность после крушения корабля. Этот мир станет песочницей для игрока до тех пор, пока он не поймет, как собирать основные ресурсы и создавать из них полезные предметы.

Во время прохождения этого подготовительного этапа игра натурально поражает: здесь все действительно создается случайным образом, без какой-либо привычной нам, землянам, логике. Никто не знает, куда попадет новый игрок в No Man"s Sky - на безжизненный радиоактивный булыжник, на цветущую и пахнущую райскую обитель или куда-либо еще. Первые два часа - настоящая магия.

Каждый новый предмет, который игрок чинит в ходе обучения, дает ему новые возможности. Например, сканер позволяет проводить осмотр местности на предмет ресурсов и интересных мест, а с помощью прыжкового ранца можно огибать неровности ландшафта. В эти моменты хочется забыть обо всем и просто бежать вперед навстречу приключениям.

На планетах очень много всего: растительность, скалы, пещеры, опционально животные и растения. Есть и объекты искусственного происхождения: заброшенные поселения, места крушений, фабрики под управлением инопланетян и роботов, таинственные обелиски, хранящие знания чужих рас, торговые посты и многое другое.

Особенно удивляет то, как ловко разработчики устроили взаимодействие с разумными инопланетянами и их электронными терминалами. Все сообщения подаются на неизвестном языке, который поначалу не поддается переводу.

Приходится выбирать варианты наугад. Однако по мере исследования особых камней знаний, которые повсеместно встречаются на планетах, можно добавить в словарь новые слова, и тогда речь очередной говорящей черепахи постепенно приобретает смысл.

Впрочем, по вине не самой качественной локализации этот элемент игры вызывает смешанные эмоции, ведь переведенные слова в сообщениях не согласуются друг с другом. Вместо «привет, друг» приходится с кислой миной читать что-то вроде «друг приветствие».

Игровой процесс No Man"s Sky

Какой бы классной ни была первая планета, ее все равно придется покинуть, чтобы продвинуться дальше. Первый взлет проходит очень многообещающе: в груди новоиспеченного исследователя пылает настоящий пожар энтузиазма.

Однако выход ему не гарантирован, ведь за пределами планеты игрока ждет довольно пустая система, в которой нет ничего, кроме звезды, других планет, множества дрейфующих астероидов и космической станции.

Посетив последнюю и пообщавшись с одним-единственным пришельцем-смотрителем, игрок получает схему гипер-двигателя. С его помощью можно перемещаться из одной системы в другую.

Как таковой цели у игры нет, хотя уже после первого гипер-прыжка происходит встреча с некой сущностью, которая именует себя Атласом. Это таинственное знакомство проходит лишь затем, чтобы дать игроку указание лететь к центру галактики. То, что там находится, является главной интригой игры, которая по большому счету не имеет никакого влияния на геймплей. Вполне возможно, что разработчики просто пошутят над игроком в стиле Адамса.

- Сорок два! - взвизгнул Лунккуоол. - И это всё, что ты можешь сказать после семи с половиной миллионов лет работы?

Я всё очень тщательно проверил, - сказал компьютер, - и со всей определённостью заявляю, что это и есть ответ. Мне кажется, если уж быть с вами абсолютно честным, то всё дело в том, что вы сами не знали, в чем вопрос.

— Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого в книге Дугласа Адамса «Автостопом по галактике"

Вне зависимости от поставленной цели, игровой процесс будет включать себя один и тот же набор действий: высадка на планету, сбор ресурсов, поиск построек с выполнением односложных квестов с тремя вариантами ответа, продажа всего ненужного на станции, создание улучшений и перелет в другую систему.

В момент осознания этого постоянно повторяющегося алгоритма вся магия растворяется. Неважно, на какую планету осуществлена высадка, все происходит одинаково: сбор ресурсов для очередного улучшения экипировки, оружия или корабля, поиск особых мест с ценными технологиями и артефактами на продажу и, в конечном счете, взлет и последующий прыжок куда-нибудь еще. И так до бесконечности!

Да, безусловно, некоторые отличия есть, и иногда они даже влияют на геймплей. Например, на планете может быть агрессивная фауна или даже кислотные дожди. В космосе иногда встречаются космические пираты, и тогда погружаться в абсолютно одноклеточную «пострелушку» без какой-либо вариативности. На игровой процесс все это не влияет, лишь немного растягивает его, заставляя игрока отвлечься от бесконечного «фарма».

Собирать ресурсы, чтобы улучшить снаряжение, которое позволит ускорить сбор ресурсов! Улучшать оружие, чтобы быстрее расправляться с роботами, которые охраняют ресурсы, чтобы собрать их! Вот это революция!

Игра-иллюзия, игра-ширма

Именно однообразие напрочь убивает тягу к исследованию, превращая игровой процесс в бессмысленную рутину. В этом No Man"s Sky ушла даже дальше, чем t, ведь игра Mojang по крайней мере дает возможность создавать что-то, придумывать себе развлечение, в то время как Hello Games не дают никаких альтернатив.

Даже торговые станции и посты на планетах - это лишь иллюзия. Торговцы не торгуют друг с другом, а сами станции получают свои товары буквально из воздуха. Поэтому никакой осмысленной торговли в этой игре попросту нет и быть не может, ведь товары не взаимосвязаны между собой производственными цепочками. Разумеется, никто не ждал, что Hello Games создадут реалистичную экономику, как, например, в . Но ведь эта «иллюзорность» происходящего распространяется практически на все, что есть в этой игре.

Ситуацию мог спасти мультиплеер, и тогда совместные путешествия при наличии голосовой связи могли существенно продлить удовольствие от игры. Увы, но разработчики отказались от идеи кооперативной игры, причем сделали это в самый последний момент, ведь после релиза в Европе обнаружились коробки с игрой, на которых стыдливо заклеена иконка с сетевым компонентом. Вполне возможно, что множество багов на старте продаж связано именно с переделками на позднем этапе разработки.

Игра, которая согласно обещаниям разработчиков должна была удивлять игрока постоянно, перестает делать это уже через несколько часов. Диалоги с инопланетянами повторяются, постройки на планетах одни и те же из раза в раз, а интерес к исследованию планет окончательно пропадает, ведь заниматься на них приходится одним и тем же.

Сравнивая с другими «песочницами», можно с ужасом прийти к выводу о том, что «революционная» No Man"s Sky не дает вообще ничего, кроме однообразного исследования планет и сбора ресурсов. Это абсолютная пустота и полное отсутствие вариативности в угоду максимальной репетативности.

Графика и техническое исполнение

Если в отношении геймплея игра однозначно не состоялась, то с графикой все немного сложнее. С одной стороны, Hello Games смогли воплотить ранние концепты в жизнь и создали очень приятный визуальный стиль. Нередко на планетах встречаются очень красивые виды, которые так и хочется запечатлеть и показать кому-нибудь.

С другой стороны, дальность прорисовки в версии для PlayStation 4 просто никакая - объекты появляются на расстоянии 15-20 метров, а все, что находится дальше, превращается в месиво кислотных цветов.

При этом разработчики так и не смогли реализовать 60 кадров в секунду, хотя неоднократно упоминали о намерении сделать это. Очень обидно лицезреть такое на платформе, где есть , которая, кстати, тоже работает в 30 fps и часто демонстрирует очень обширные пространства.

Помимо слабой графики релизная версия No Man"s Sky могла похвастаться обилием багов. Разработчики уже выпустили три патча, которые исправили самые надоедливые вылеты и глюки, но всех проблем они не решили.

Неоднократно были зафиксированы вылеты на PS4, что является большой редкостью. Как так вышло, что Sony допустила появление такого сырого продукта в своем магазине - решительно непонятно.

Выход игры на PC прошел немногим лучше из-за ужасной оптимизации. Действительно, 30 fps на PS4 - это сказка по сравнению с тем, что испытали владельцы персональных компьютеров. Не верьте системным требования, в которых значатся Intel Core i3 и Nvidia GTX, ведь игра отвратно работает даже на i7 в связке с GTX 970. Назвать это иначе, чем контрафактом, просто нельзя.

Управление и звук

Пожалуй, это те единственные сущности, к которым сложно предъявить серьезные претензии. Прежде всего хочется поблагодарить коллектив 65daysofstatic на достойную работу над саундтреком, который задает игре неплохую атмосферу. Остальные же звуки, которые можно услышать на планетах и в космосе, воспринимаются нейтрально, будь то шелест кислотного дождя или крик какого-то диковинного существа.


С управлением тоже все вполне приемлемо: играть на геймпаде довольно комфортно, но это по большей части из-за того, что игра не требует вообще ничего, кроме навигации и нажатий пары кнопок. Продолжая говорить об управлении, нельзя не отметить тот факт, что разработчики явно вдохновлялись , создавая интерфейс своей игры. Он не просто похож, он практически идентичен, что вызывает некоторые вопросы.

Остановите, я сойду!

Hello Games намеренно обманывали игроков, рассказывая о том, чего в игре на самом деле нет.

Например, ведущий разработчик Шон Мюррей (Sean Murray) целенаправленно дезинформировал игровое сообщество, неоднократно подтверждая наличие мультиплеера. Однако перед самым релизом что-то пошло не так, и в итоге нет даже кооператива на двоих.

No Man"s Sky - это самое большое разочарование последних лет. После всех этих интервью с разработчиками, после всех завлекательных роликов мы получили техно-демо с минимальным функционалом, которое однозначно не стоит ни 4000, которые за нее просят на PlayStation 4, ни 2000, которые игра стоит в Steam.

Покупать стоит только в том случае, если не пугает перспектива умереть со скуки. Но лучше все-таки посетить какую-нибудь более оживленную галактику.

Вот и вышла ожидаемая миллионами No Man’s Sky . Что это - слепящий глаза хит или немыслимый провал года? Читайте в нашем обзоре!

Что будет, если технологии автоматической генерации выйдут за пределы наших текущих ожиданий? Что если генерировать можно будет не только отдельные сущности, такие как предметы со случайными показателями в RPG-играх и другие псевдо-рандомные элементы? Быть может, мы уже переступили порог, который означает появление технологии создания процедурных автономных миров?

Именно такие тезисы подчеркивали ранние материалы об игре No Man’s Sky . Небольшая, но крайне амбициозная студия Hello Games вознамерилась показать по-настоящему огромную игру про космос, в которой была бы представлена целая галактика, полная уникальный секретов, а также неизведанной флоры и фауны. Впрочем, всегда стоит с подозрением относиться к подобным заявлениям, ведь, как показывает практика, нередко это не более, чем маркетинг.

Начало у игры вполне тривиальное: в ходе небольшого обучения игрок получает в свое владение старенький корабль, и затем отправляется в путешествие к центру галактики. На данном этапе даже есть некое подобие сюжета, однако подается он довольно интригующе. Действительно, а что же находится там, в самом центре? Собственно, вся игра посвящена тому, чтобы получить ответ на этот вопрос.

Первая же планета дает стойкое ощущение того, что все в этой игре именно так, как это представлялось в трейлерах. No Man’s Sky в первые часы показывает феноменальное количество поразительных вещей. Разработчики не соврали, когда пообещали генерацию всего: вся поверхность планет создается случайным образом на основе сложного алгоритма. Практически всегда это уникальная цветовая гамма, а также разнообразие видов животных и какой-никакой растительности.

Путешествие к центру галактики проходит по очень длинной цепочке таких вот “случайных” планет, количество которых составляет примерно 18 квинтиллионов (миллионов в пятой степени!), согласно утверждениям Hello Games .

Впрочем, бегать и любоваться видами быстро наскучит, и тогда игра откроет еще одну свою сторону - необходимость постоянного сбора ресурсов для улучшения снаряжения и покупки новых кораблей и девайсов, которые позволят проскакивать десятки, сотни миров на пути к заветной цели.

Таким образом, путь к центру галактики на деле является чем-то слабо осязаемым, в то время как на самом деле единственная цель игрока - бесконечный “фарм” ресурсов. Помимо этого есть еще поиск маяков и аванпостов, без этого не удастся пролететь к следующей планете.

Чтобы внести разнообразие, разработчики потрудились добавить дополнительные механики. То и дело на орбитах планет можно встретить космические станции, где можно обменять ресурсы, прикупить различное снаряжение, улучшить корабль и экипировку. Увы, но напасть на станцию или торговцев не выйдет - за игроком всегда неусыпно следят некие роботы-регуляторы. Постоянно совершая налеты и грабежи, игрок стремительно набирает рейтинг розыска и быстро становится мишенью для “галактической полиции”. Путь пирата и разбойника - это не то, что No Man’s Sky может дать. К сожалению, общая скупость геймплея является главной проблемой игры.

После нескольких часов игры становится ясно, что случайная генерация на самом деле не такая уж и случайная: никакого разнообразия растительности нет - на всех планетах примерно одно и тоже за некоторыми исключениями. С животными дела обстоят получше, однако и тут встречаются нелепости вроде одного и того же вида сразу на трех планетах, идущих подряд.

Графически игра тоже звезд с неба не хватает, демонстрируя хоть и приятную, но явно не революционную картинку. В No Man’s Sky очень эффектные пейзажи и космические виды, но при детальном рассмотрении в глаза бросаются низко-полигональные модели и нелицеприятные эффекты. При этом частота смены кадров составляет лишь 30 fps. В Uncharted 4 было столько же, но графически это просто небо и земля, ведь No Man’s Sky умудряется нагружать консоль на полную мощность, что вызывает даже просадки при приземлении и взлете с планет!

Вполне ожидаемо игра от Hello Games оказалась не совсем такой, какой ее ждали. Да, она большая, однако кроме фарма, неплохого визуального стиля и парочки вторичных механик в ней ничего нет. Покупать ее стоит лишь в составе PC-версии, которая дешевле консольной, и при этом не будет ограничена 30 кадрами в секунду.

Оценка игры: 6,5

— не совсем игра. Это мечта десятилетнего мальчика, которого накачали «Космической одиссеей 2001 года» и «Молчаливым бегом», обложками научно-фантастических романов в мягком переплете и романтикой научпопа Карла Сагана. Потом мальчику дали команду, бюджет и право делать все, что захочется. Мечта ожила.

В No Man’s Sky правит наивность. Сколь бы напыщенной ни была маркетинговая кампания, у меня не возникает сомнений: когда Шон Мюррей, один из основателей Hello Games, говорил, что делает бесконечную вселенную, это не было рекламной уловкой, в его словах не было ни капли злого умысла. Только мечта. Большая, искренняя и, возможно, несбыточная.

В итоге все разбилось о злую реальность, где одной лишь красивой мечты никогда не бывает достаточно.

Игра как вселенная

В No Man’s Sky вы исследуете космос. Любуетесь звездами. Можете высадиться на любой планете и исходить ее вдоль и поперек. Потом — в очень отдаленной перспективе — вы доберетесь до центра вселенной. Или не доберетесь.

Погоня за масштабами здесь достигла апогея, что, скорее, хорошо. Восемнадцать квинтиллионов созданных алгоритмом планет здесь потому, что они нужны. Не для того, чтобы вы все их посетили, наоборот: чтобы вы поняли, что никогда не увидите всё, чтобы вы перестали пытаться угнаться за каждой отметкой на радаре. Здесь хочется гулять, хочется смотреть по сторонам и быть первооткрывателем. Просто ради самого процесса.

Генератор существ очень редко выдает кого-то симпатичного (кругом одни членозавры, семизадые обезьяны и кроненберги — разработчики сами напрашивались, когда давали игрокам право именовать животных), а типов планет и деталей, из которых складываются животные, растительность и корабли, тут ограниченное количество. Везде будет достаточно суши, чтобы посадить корабль (то есть никаких газовых гигантов и океанических планет), а рано или поздно вы подумаете, что вон тех крабов или парящих змеев уже где-то видели.

Но на практике параметров, коими оперирует генератор, достаточно, чтобы широкими мазками обрисовывать образ какого-то особенного места, подобного которому вы никогда не найдете. Почти на каждой планете отыщется хоть что-нибудь запоминающееся.

В космосе можно заняться пиратством — но не ожидайте, что вам это по-крупному аукнется.

No Man’s Sky — великолепная созерцательная игра. В ней бывают по-настоящему магические моменты: например, когда планеты в небе складываются особенно красивым образом или когда ты впервые видишь, как чей-то корабль садится за горизонтом, и думаешь — а живой это игрок или нет? Живым он может и не быть, а давнишние рассказы Мюррея о том, что здесь можно встретить другого игрока, могут оказаться выдумкой... но иллюзия уже сложилась. Правда это или нет — зачем нам знать?

За последнее стоит зацепиться. Вопреки научно-фантастической затравке, No Man’s Sky — игра-религия. В ней многое приходится принимать на веру. Она подбрасывает гипотезы, и их чисто физически трудно проверить. В конце концов, можно ли действительно добраться до центра вселенной? До центра галактики уже добрались, и увидели там... что-то. Стоит ли продолжать? На этот вопрос отвечают просто: а вдруг там действительно есть нечто большее?

За планетами приглядывают роботы-стражи. Почти как копы из GTA, они повышают уровень, если вы вмешиваетесь в природу планеты у них на виду. Но на самом деле мешают они не очень сильно.

Игра как игра

В те моменты, когда No Man’s Sky не будоражит воображение, она пытается изображать нормальную игру — вернее, напрочь обыденный симулятор выживания. У вас есть системы жизнеобеспечения, двигатели, пушки — много разных вещей, требующих подзарядки разными видами топлива. Топливо нужно добывать. Ресурсы на необходимые апгрейды — тоже. И погоня за всем этим однажды принимается топить в себе все доброе и вечное. Романтика сменяется злобным прагматизмом, выраженным в цифрах. Счетчики, ползунки, свободные ячейки, занятые ячейки. Деньги. Апгрейды. В фантазию начинает просачиваться реальная жизнь.

Все, что касается управления ресурсами и выживания, в No Man’s Sky будто бы целиком перенесли из игры про одинокого космонавта — вплоть до интерфейса. Но там крафт, оптимизация барахла в инвентаре и поддержание жизненных показателей в норме работали лучше, поскольку сама игра целиком к ним сводилась. Там разработчикам удалось сбалансировать все так, чтобы игровые системы сами выстраивали повествование, заставляли нервничать и лезть из шкуры вон ради выживания.

В No Man’s Sky все это только отвлекает. Да, поначалу дефицит ресурсов может создавать эмоционально сильные экстренные ситуации: у тебя заканчивается топливо в системе жизнеобеспечения, ты в панике ищешь, чем бы ее заправить и в последний момент находишь полное углерода дерево. Но стоит чуть освоиться, понять, что где лежит, и разгадать принципы построения местных миров, как добыча ресурсов для самообеспечения станет простой формальностью, которая скоро перерастет в нудную обязаловку.

Вы можете встретить таких красавцев, а можете не встретить. Удовольствие от игры заметно зависит от того, как повезет ли вам наткнуться на классную планету.

А во всем, что не касается чисел, космос No Man’s Sky — космос без проблем. Здесь не приходится учиться летать: чтобы куда-то прибыть, достаточно навестись на цель и зажать две кнопки. Редкие сражения на земле могут только мелко раздражать, перестрелки в космосе перестают трепать нервы, как только прикручиваешь к кораблю самонаводящийся лазер.

И, невзирая на свободу, космос в No Man’s Sky — это контролируемое пространство. Идти-то можно куда угодно, но рано или поздно вы все равно как бы случайно наткнетесь на квестовый бункер, какую-нибудь важную для истории аномалию или космических налетчиков. Я ни разу не ощутил, что нашел что-то, потому что специально искал, — чаще было так, что интересную вещь мне подсунули под нос, отметив ее иконкой. В итоге? Я не исследователь космоса, а посетитель парка развлечений.

Эти ребята (как и все остальные) не задают лишних вопросов типа «Зачем мы родились на свет?» и просто шагают по полям как балбесы.

Все было бы прекрасно, если бы No Man’s Sky умела создавать истории из геймплейных ситуаций. Но это не и даже не . Здешние алгоритмы создают потрясающие красивые галактики с потрясающе красивыми планетами, где цветет потрясающе красивая (если не подходить слишком близко) природа, — но жизни во всем этом нет.

Корабли, как и почти всё в игре, создаются алгоритмом из множества модулей.

В No Man’s Sky, вопреки названию, полно народа. Ты не чувствуешь себя по настоящему потерянным, потому что почти везде тебя встречают разумные расы, стайки кораблей, роботов-стражей, космические станции и другие следы тех, кто пришел сюда раньше тебя. Тебя постоянно куда-то ведут. Постоянно что-то показывают.

Но вот ты заходишь на космическую станцию, а там одинокий инопланетянин стоит... И всё. Посадочный отсек постоянно принимает новые корабли, и с их пилотами даже можно поговорить — но только чтобы поторговать и поменяться кораблями. Планетарная фауна, какой бы дикой она ни казалась, либо кидается на вас, либо нарезает вокруг круги. Можете покормить динозаврика, и он нагадит ресурсами. Вот и вся эмерджентность.

Игра как аквариум

Из-за своих чисто «игровых» моментов No Man’s Sky напоминает старенький отечественный . Вы выполняете одну одинаковую миссию за другой, ходите по типовым коридорам планетарных станций и по пути думаете, что игра могла быть чем-то несоизмеримо большим. Только тут это огорчает еще сильнее. Даже после всех упреков в однообразии, после всех попыток рационализировать и объяснить происходящее в No Man’s Sky продолжаешь чувствовать что-то мистическое. Какую-то хорошо скрытую правду, до которой хочется докопаться.

Иногда ты видишь то, что еще не видел, — и такие открытия, пусть даже совсем небольшие, заставляют двигаться дальше.

Уверен, No Man’s Sky будут продолжать разгадывать — как разгадывали , к примеру. Только в этом случае между нами и ответом на вопрос «можно ли достичь центра вселенной?» лежат не поиски, а десятки часов рутинного труда. Грубо говоря, ответ узнает (или не узнает) тот, кто первым накопает достаточно топлива. Вот так примитивно. Возможно, где-то найдется то, над чем придется поломать голову. Но сколько времени пройдет до тех пор?

* * *

No Man’s Sky пытается изобразить из себя обычную, привычную и понятную всем игру про числа и прогрессию... при том, что ее лучшие моменты — те, когда ты, ничего не понимающий, завороженный, идешь к горизонту, чтобы узнать, что там. Вовсе не те, когда ты лихорадочно добываешь плутоний для заправки двигателя, потому что хочешь как можно скорее отсюда сбежать. Эти моменты, возможно, необходимы, чтобы подчеркивать все остальные. Но здесь они не подчеркивают, а перетягивают все внимание на себя.

Новое на сайте

>

Самое популярное