Домой Заготовки на зиму По инициативе сперанского был реализован проект создания. Михаил Сперанский: человек, который хотел «перезагрузить» Россию. Основные положения «Плана»

По инициативе сперанского был реализован проект создания. Михаил Сперанский: человек, который хотел «перезагрузить» Россию. Основные положения «Плана»

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

Введение

В первой половине XIX в государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс.

Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Нарастающее противоречие феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновении либеральной и охранительной идеологи.

Александр I в начале своего царствования обещал управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения «произвола правления». В обсуждении проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель М.М. Сперанский (1772–1839 гг.).

Целью контрольной работы является рассмотрение основных проектов реформ разработанных М.М. Сперанским.

В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы работа разделена на два вопроса. В первом раскрывается сущность государственных преобразований М.М. Сперанского, во втором рассматривается кодификационная работа реформатора.


Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского

Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения «произвола правления». В обсуждение проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839 гг.).

По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802–1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи» и связанные с ними записки и проекты.

Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование.

В его записках и проектах (1802–1803 гг.) подчеркивается, что любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил народа составляется войско, из народных богатств – деньги, из уважения – почести. Если правительство распорядится этими силами неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный признак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег в большем количестве, чем позволяет народный труд, создаст мнимую монету (т.е. породит, инфляцию), обильное расточение почестей – неуважаемые чины и ложные отличия. «Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги, без богатства и почести без уважения» .

Концепция истинной монархии Сперанского является первым всеобъемлющим планом реформы политической системы России, проектом правового государства с принципом разделения властей, элементами демократии и «представляет собой наиболее разработанный конституционный проект из всех тех, которые появились на рубеже ХVIII-XIX вв. » Он считал синтез абсолютизма и гражданского общества, единовластия и правового, законодательного регулирования социальных отношений, совмещение сословно-иерархического строя и свободной личности. Политическая философия Сперанского может быть определена как самодержавный либерализм, сочетающий характерные особенности менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры периода буржуазной модернизации. Важнейшая проблема развития личности и общественного самоуправления решалась Сперанским как проблема активизации личной самодеятельности под началом верховной власти, а создание правового государств мыслилось как следствие просвещения народа. Правовым виделось государство, построенное на принципе уважения всех членов общества к закону и его субъекту-самодержцу.

Истинная монархия – это цель и средство социального преображения, обусловленные социально-политической реальностью, конкретными культурно-психологическими и историческими факторами развития российского общества и ментальностью россиянина. Исходя из этого реформатор предложил Александру 1 два проекта. Первый – для срединного общества в котором судная и законодательные власти еще во многом зависят от власти исполнительной, а народовластие в значительной степени формально. Этот проект, по Сперанскому, предназначен для народов своевольных и анархических, и там есть только вид закона, но не сам закон. Для народов же с «добрым смыслом, простым и твердым разумом» возможен идеал истиной монархии. Власть исполнительная поставлена в ответственность от власти законодательной, и все постановления на которых управляется истинная монархия исходит из общечеловеческих принципов.

Политическим идеалом Сперанского была монархия, сочетающая сильную власть и законодательство, а также права и свободы граждан, гарантирующая их равенство перед законом. Он ратовал за создание такого государства, в котором бы на первом месте стоял принцип верховенств закона. Конституционализм Сперанского является качественно новым этапов в развитии конституционных попыток в России, поскольку базировался на глубоком понимании объективных предпосылок конституционного процесса: условий жизни людей, их культуры и состояния общественного сознания. Политическое преобразование должно соответствовать гражданскому просвещению народа.

Философия политики и права Сперанского была рассчитана на эволюционно изменении общества, она учитывала взаимосвязь общественных условий и политических институтов и предусматривала воспитание людей, способных воспринимать новые идеи и стать опорой законодательной власти. Сперанский считал, что чиновники должны быть подотчетны народу – источнику государственной власти. В его замыслах предусматривалось поэтапное преобразование сословного строя, создание среднего сословия и освобождение крестьян от крепостного права.

Представленный во «Введении к Уложению государственных законов» проект реформы государственной системы России воплощал принцип разделения властей при сохранении коренных устоев Империи.

Основываясь на своем жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления.

М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский отмечал, что в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. «Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов» . Конституция, считал он, способна была ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени; появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершиться по инициативе императора.

Однако план Сперанского не предусматривал введение конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, т.е. ограничения власти монарха конституцией. Цель проекта состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, Фомами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия» Таким образом, речь шла о модернизации российской государственной машины путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, при сохранении самодержавной власти монарха.

В плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости – первичной административной единицы .


Главные принадлежности. Все силы государственные – законодательная, судебная и исполнительная – представляются в трех сословиях. В Совете действия их соединяются и через него восходят к государю. Государственной думе вверяется закон. Сенату – суд. Министерству – управление .

Его идея состояла в создании двухпалатного парламента с высшей палатой (Государственным Советом) и низшей выборной (Государственной Думой), а также в строгом разграничении деятельности законодательной власти – четырехстепенной избираемой Государственной Думы, верховного судилища – Сената – и Министерств.

Особая роль принадлежала Государственному Совету – законодательному органу, учрежденному в 1810 г. при императоре для согласования работы законодательной, исполнительной и судебной властей. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма. Объективно это означало некоторое ограничение самодержавия, так как создавалась относительная самостоятельность всех ветвей власти и они становились подотчетным сословиям .

План должен был осуществляться в следующей последовательности: с учреждения Государственного Совета, затем реорганизация Министерств и Сената и завершался он призванием народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских, а также Государственной Думы.

В каждом волостном центре каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности «составляется собрание» – волостная, которая выбирает членов волостного правления, заслушивает отчет о сборах и расходах и выбирает депутатов в окружную думу. Окружная дума каждые три года заслушивает отчет о сборах и расходах, выбирает членов окружного совета, членов окружного суда, депутатов в губернскую думу и рассматривает те же вопросы о местных нуждах. Что и волостная дума, но уже в границах своего округа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский совет, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны – Государственную Думу . Председатель Думы назначался верховной властью из числа представленных Думой трех кандидатов. В системе высших органах государственной власти Государственная Дума занимает положение «равное Сенату» Она собирается без всякого созыва ежегодно в сентябре и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или распустить, назначив новые выборы. «Предложения» на рассмотрение Думой законов принадлежит одной державной власти. Они «предлагались» от имени императора одним из министров или членов Государственной думы. Государственная Дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы, однако ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе. В компетенцию Думы входило также издание постановлений о налогах и общих повинностях, продаже, залоге государственных имуществ. Думе позволялось ставить вопросы о государственных нуждах, об ответственности министров и указывать на меры правительства, противоречащие законам. Дума получает ежегодные отчеты министров об их деятельности, о положении финансов в стране, но ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная Дума ходя и называлась Сперанским «законодательным учреждением», но по существу это был консультативный, совещательный орган.

Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов, которые избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Волостной суд состоял из «главного волостного судьи, его товарищей и волостных судей, постоянно пребывающих». Его назначение – «минное разбирательство» гражданских дел и наложение взысканий за маловажные поступки. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала не только крупные гражданские, но и уголовные дела, был окружной суд, состоявший из двух отделений – гражданского и уголовного. На тех же принципах строился и губернский суд. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат судебный. Он состоял из четырех департаментов – двух по гражданским и двух по уголовным делам. По проекту Сперанского, судебный Сенат рассматривает протоколы нижестоящих судов, следит за правильностью исполнения процедурных норм, в случае их нарушения направляет дело на вторичное рассмотрение в те же суды. Это и высшая апелляционная инстанция. Решения Сената объявляются публично и печатаются. Во всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателей, и судебное заседание является гласным.

По такому же принципу, как и суды, формировалась исполнительная власть. Три первых инстанции (волосные, окружные и губернские управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях.

«Управление государственное» как высшая инстанция формировалась из числа лиц, назначаемых императором и перед них ответственных .

По плану Сперанского высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной и, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет.

В функции Государственного совета входило разъяснение смысла законов, принятие мер к их проведению в жизнь, распределение по министерствам и ведомствам государственных доходов и расходов, рассмотрение отчетов министров. Государственный совет подразделялся на четыре департамента – законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. По предложению Сперанского государственный совет должен стать своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Его члены должны были избираться, а назначаться императором, вследствие чего новый орган становится как бы своеобразной палатой лордов, в которой происходило бы обсуждение важнейших проблем государства и законопроектов .

Окончательное обсуждение законопроектов происходило в общем собрании Совета – объединенном заседании всех департаментов.

Государственный Совет призван был придать системе законодательства строго централизованный порядок. Все проекты новых законов по всем отраслям управления рассматривались в Государственном Совете. Государственный Совет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре. Ни один закон, рассмотренный и принятый советом, не передается к исполнению без утверждения императором . Преимуществом новой системы управления были профессионализм, единоначалие в принимаемых решениях и ответственность исполнителей перед законом. Следствием такой реформы должен был стать один из двух вариантов государственного устройства России, предполагавших следующую структуру:

– установление законодательного сословия России, выражающего мнение народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, во втором – законодатели должны зависеть от «державной власти»;

– учреждение четкой системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной;

– формирование судебной власти, подконтрольной монарху или же полностью самостоятельной .

К числу важнейших инициатив Сперанского следует отнести идею реорганизации сената, в соответствии с которой его предполагалось разделить на Правительствующий и Судебный. В первом должны были быть сосредоточены все дела по управлению и администрации страны, второй должен стать высшей судебной инстанцией, наделенной функциями управления всеми судебными учреждениями и надзора за правильностью (законностью) их решений, кроме того он являлся Верховным уголовным судом.

Кроме того, по предложению Сперанского в 1809 г. Было принято два указа: о придворных званиях, который предписывал обладателям придворных знаний в течение двух месяцев подыскать себе действительную службу, и указ об экзаменах на чины. Вторым указом был введен специальный экзамен для высших государственных чиновников на проверку их общих знаний в рамках гимназического курса.

В числе экономических начинаний Сперанского следует назвать проект оздоровления финансов 1810–1812 гг. (план Сперанского – Балугьянского – Мордвинова), который заключался в следующем: предполагалось изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для погашения, перейти к твердому устройству монетной системы, установить равновесие между доходами и расходами, всячески способствовать развитию торговли.

План финансовых реформ предусматривал введение нового таможенного тарифа, новые тарифные положения сводились к сокращению импорта и к поощрению экспорта товаров, т.е. к созданию положительного сальдо во внешней торговле.

Разделяя идеи Адама Смита о естественной свободе и гармоническом развитии экономических отношений на основе свободной конкуренции, Сперанский настаивал на том, чтобы способствовать «максимальному развитию частной деятельности». Главная задача правительства – поощрять свободное экономическое, моральное и духовное развитие нации. Основа процветания нации – природные ресурсы и труд. Сперанский выступал за частную земельную собственность за освобождение крепостных крестьян с землей. И в первую очередь необходимо, считал он, сделать собственниками казенных крестьян. Считая приоритетным для России земледелие для ее экономического развития (и для финансовой политики государства) промышленности. Правительство должно принять эффективные меры к поощрению промышленного предпринимательства и дать полную свободу торговой деятельности всем слоям населения. И здесь он считал основным частное предпринимательство. Государству, по мнению Сперанского, не следует содержать свои фабрики и заводы, кроме как для военных целей, ибо на практике доказана неэффективность государственных промышленных заведений в силу более низкой производительности их по сравнению с частными заведениями.

Налоговая политика должна быть построена таким образом, чтобы она не стесняла частного промышленного предпринимательства, когда налоги не затрагивают необходимый для производства капитал, но начисляются лишь на чистые прибыли, когда метод их получения дешев для государства и необременителен для частных лиц.

Во внешней политике Сперанский стал инициатором яда мер, направленных на защиту интересов России. Среди внешнеполитических инициатив Сперанского следует назвать его роль в установлении нормальных отношений с Финляндией, присоединенной к России в 1808 г. Они предусматривали сохранение самостоятельности Финляндии в ряде внутриполитических вопросов. По существу речь шла о создании условий для перехода к правовому самодержавию, учитывающему многообразие национально-политических форм. Данная политика позволила на протяжении всего XIX в. сохранить лояльность Финляндии по отношению к России.

Таким образом, разработанный Сперанским план политического преобразования дополнялся и планом экономического развития страны, в основе которых – защита государством частной собственности граждан, свободы предпринимательства и конкуренции.

Идеи государственного переустройства на основах конституционной монархии, финансовые преобразования и вся реформаторская деятельность М.М. Сперанского вызывали резкое неприятие значительной части дворянства, сановников и чиновничества. Интриги, сплетни и немыслимые измышления в адрес М.М. Сперанского пошатнули его положение при дворе. К тому же в это время шло активное насаждение в общественном сознании доктрины политического консерватизма. Даже поэтапный и постепенный характер реформ пугал и отталкивал дворян, видевших в них, прежде всего, потерю льгот и привилегий. Сам М.М. Сперанский позднее писал: «Существенные преобразования, и особенно преобразования финансов, везде влекут за собой важное неудобство: прикосновение к частным интересам. Людей и интересы их никогда нельзя затрагивать безнаказанно. Наиболее опасны такие столкновения в таких государствах, где общественное мнение слишком слабо, чтобы защитить усердие и талант от нападений, зависти и невежества». В 1812 г. Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а затем переправлен в Пермь. Оттуда он обращался к царю с письмами к царю, в которых объяснял свои действия. Сперанский также доказывает свою преданность императору, находясь в трудном положении, он не отчаивается и хочет быть полезным своему государю и отечеству. В 1816 Сперанский был назначен гражданским губернатором г. Пензы, 1819 г. он получил назначение на пост генерал-губернатора Сибири.

По возвращении из Сибири 1821 г. Сперанский назначен членом Государственного Совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов.

Кодификационная работа М.М. Сперанского

Кардинальное значение для Сперанского и для России имела его работа, которая с полным правом можно назвать подвигом. В 1826 г. Сперанский возглавил 3 Отделение Собственной Е.И.В. Канцелярии, осуществляющей кодификацию законов. За короткий срок был подан колоссальный труд по сбору и изданию законов. Было составлено 45-томное «Полное Собрание законов Российской Империи» (1830 г.), а также 15-томный «Свод законов Российской Империи» (1832 г.). Свод законов составлен по отраслевому принципу, систематизация на основе римского права, деление на публичное и частное право. В ходе работы отбрасывались устаревшие нормы, проводилась редакционная правка и устранялись противоречия в тексте.

Издание Свода законов имело и то важное последствие, что оно способствовало правовому регулированию крепостного права, а тем самым – его смягчению. Указы и постановления правительства, ограничивающие власть помещиков над крестьянами и направленные против помещичьих злоупотреблений, были теперь включения в Свод превращены в общеобязательные нормы .

Сперанский различал три стадии кодификационной работы :

1. составление полного собрания законов, т.е. расположение всех правовых актов законодательства в хронологическом порядке. Хронологический принцип построения законодательства лег в основу Полного Собрания Законов российской Империи. В этом издании опубликованы около 330 тыс. Законов, основных судебных прецедентов и комментарии к обширному актовому материалу начиная с Соборного Уложения 1649 г. Собрание Законов включало в себя как законодательство, так и утратившее силу законов. Выделение действующего законодательства осуществлялось путем ревизии актового материала в министерствах и силами II отделения.

2. составление Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без всяких изменений по существу их. Отраслевой принцип стал основным в Своде Законов Российской Империи и подразделял актовый материал на государственные и гражданские законы, сгруппированные законы включали в себя разнообразный актовый материал (основные законы, законы о состояниях, уставы благочиния, законы правительственных сил и уголовное законодательство). Сюда же входило и уголовно-процессуальное право, еще не обособившееся от материального права. Таким образом, административное и уголовное право составили большую часть Свода. Гражданские законы включали в себя межевые, гражданские, уставы государственного благоустройства, а также семейный союз. Следовательно, гражданское и семейное право составило другую часть Свода, включая в себя и процессуальное право .

3. составление Уложения, т.е. приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями.

По воле императора работа была ограничена первыми двумя этапами. Мысль об Уложении казалась царю опасной для всего дворянского миропорядка.

Полное собрание законов было включено 35993 акта. Работа над Сводом состояла в следующем. За образец было принято Уложение Юстиниана. На основе полного законов составлены были специальные исторические своды по отдельным отраслям права. Свод составил 15 томов и, по мнению его составителя, он должен был послужить лишь основой для разработки Уложения, под которым Сперанский разумел совокупность действующих законом, исправленных и дополненных сообразно требованиям времени. Мысль о составлении Уложения не была одобрена Николаем I, поэтому после издания Свода ему придана сила закона. Сам Сперанский трудился над Уголовным уложением, которое было закончено в 1845 г., и составило XV том Свода законов Российской империи.

Основы гражданского права по Своду законов Российской империи.

Действующее гражданское законодательство было систематизировано в 9–11 томах Свода законов. Впервые в русском законодательстве подробно раскрывается содержание полномочий собственника на принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество. Недвижимым имуществом считались земельные угодья, деревни, дома, заводы, фабрики и иные дворовые места. К движимому имуществу относились мореходные и речные суда, книги, рукописи, экипажи, металлы, и другие полезные ископаемые.

Существовало два вида собственности – частная и государственная. Промежуточное положение занимала собственность особ императорского дома.

Впервые было установлено право собственности на результаты интеллектуального творчества, что в дальнейшем послужило основой для формирования авторского и патентного права .

В Своде закон прежде всего значительные земельные угодья не были признаны объектом частной собственности. Земельные наделы казенных и удельных крестьян не могли отчуждаться. Что касается отчуждения дворянских имений, то здесь существовало право имущественной покупки члена данного рода. Законодательство предусматривало и систему майората, когда земельные владения могли передаваться старшему сыну по наследству.

Крестьянам было запрещено выделяться из общины и закреплять за собой в частную собственность выделенный им надел.

Вещное право России по Своду законов состояло из следующих институтов:

– владение;

– право собственности;

– сервитуты;

– обязательственное право.

Всякое владение, даже незаконное, охранялось до тех пор пока не обнаружится собственник. Широко были представлены сервитуты: право проезда по дорогам, плавания по рекам на судах и т.д. Законодательство знало и такой сервитут как узуфрукт, т.е. пожизненное владение с правом пользования вещью и извлечение из нее плодов.

Обязательства возникали из договоров и деликтов. Предметом договоров могли быть: что-то дать, что-то сделать или воздержаться от действия. Договоры составлялись по взаимному согласию. Средствами обеспечения обязательств были задаток, залог, неустойка и поручительство.

Нормы семейного права, установившиеся в XVIII в. Не претерпевали изменений. Единственной формой брака признавался брак церковный. Вступление в брак и разводы регулировались правилами того или иного вероучения. Свод законов установил для православных брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Свод законов закрепил принцип раздельности имущества супругов. Права законных детей и незаконнорожденных были различны.

Законодательство в XIX в. Значительно пересмотрели нормы наследственного права. Можно завещать имущество любому лицу, будь то родственник или посторонний. Предусматривались завещания нотариальные и домашние. К наследованию по закону призывались все кровные родственники без ограничения степени родства.

Уголовное право по Своду законов Российской империи. В Своде законов жесткая система уголовного права, принесенная в Россию из Западной Европы и требовавшая не щадить преступника, смягчается.

Уголовные законы были помещены в XV том Свода, получившим название – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Сперанский был вынужден признать несовершенство XV тома, и он продолжал работать над кодификацией уголовного законодательства. Уложение несло на себе печать феодализма. Привилегированные сословия не подлежали телесному наказанию, они подвергались более мягким наказаниям, чем крестьяне и рабочие, за одно и то же преступление. Уложение знало смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Свод установил 11 родов наказаний на 35 ступеней, которые должны были представлять одну убывающую прогрессию – от смертной казни до простого внушения .

Судебные органы подверглись также реформированию. Верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа упразднены. Права дворян в отправлении правосудия согласно Учреждению о губерниях значительно расширены. Дворяне выбирают председателей палат гражданского и уголовного суда, которые стали судами второй инстанции по делам всех сословий.

Для государственных крестьян устанавливалась специальная юстиция из двух инстанций: сельской и волостной.

Таким образом, издание Полного Собрания и Свода Законов имело огромное значение. В первой половине XIX в отечественная правовая система отличалась сложностью и запутанностью. Действующим законодательством было Соборное Уложение и многочисленные акты, принятые после 1649 г. Серьезная правовая реформа назрела давно, но попытки осуществить ее оказывались малоэффективными. Отечественная юриспруденция получила в связи с кодификационной деятельностью существенный эволюционный толчок. В отечественном праве была проведена удачная систематизация, окончательно сформулирован отраслевой принцип, М.М. Сперанский, а вслед за ним и юридическая наука подошли к новому уровню кодификации, созданию Уложения о наказаниях 1845 г. – первого в истории России настоящего уголовного кодекса.


Заключение

Таким образом, место и роль Сперанского в истории преобразований отечественной государственности и формировании правительственной законодательной политики являются общепризнанными и имеют непреходящее значение.

Именно Сперанский стоял у истоков создания в России министерств, по-прежнему являющихся сердцевиной исполнительной власти. Он же создавал Государственный Совет и проект Государственной Думы. При этом его план коренного преобразования российской государственности был реализован лишь в небольшой степени, тем не менее, он подготовил почву для последующего упорядочения судебной и законодательной системы.

Сперанскому удалось впервые в русской истории кодифицировать российское законодательство – под его руководством были созданы «Полное собрание законов» (56 томов) и «Свод законов Российской империи» (15 томов). В основе мировоззрения Сперанского лежало стремление утвердить в России верховенство права в противоположность привычному верховенству властного произвола, пусть даже облекаемого формально в форму «закона».

Он создал Свод законов Российской империи, судил декабристов, спорил с Карамзиным. По легенде, после встрече с ним Наполеон предложил Александру I обменять его «на какое-нибудь королевство».

Говорящая фамилия

Михаил Михайлович Сперанский родился в семье священнослужителя, поэтому он не получил фамилии от своего отца. Сперанским его нарек дядя при зачислении во Владимирскую духовную семинарию. Уже тогда 8-летний Михаил показывал выдающиеся способности, и фамилия, происходящая от латинского spero (т. е. «надеюсь»), говорила о тех надеждах, которые подавал юный семинарист.
В семинарии Сперанский проявил себя одним из лучших учеников. Там он начал изучение языков (в том числе латинского и древнегреческого), философии, богословия, риторики, математики и естественных наук. За свои успехи Сперанский был удостоен чести стать келейником префекта, что открыло ему доступ к его библиотеке.

Невыбранная дорога

В 1790 году Сперанский стал слушателем Александро-Невской Главной семинарии, куда направлялись лучшие ученики семинарий со всей России. Это заведение готовило элиту духовного сословия. Среди изучаемых предметов было немало светских дисциплин: высшая математика, физика, даже новая французская философия. Сперанский в совершенстве освоил французский язык и всерьез увлекся творчеством западных просветителей. Впрочем, будущий реформатор показывал отличные успехи по всем предметам.

В 1792 году Сперанский блестяще окончил Главную семинарию, он был оставлен при ней учителем математики. Позднее он также стал преподавать физику, красноречие и философию, а в 1795 году стал префектом семинарии. В том же году Сперанского рекомендовали в качестве домашнего секретаря князю Куракину. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавания и перейти на гражданскую службу. В ответ на это митрополит, желая удержать Сперанского на духовном поприще, предложил ему постричься в монахи, что открывало путь к высокому архиерейскому сану. Однако Сперанский предпочел отказаться от этой возможности, и в 1797 году был зачислен в канцелярию генерал-прокурора.

На вершину

Чиновничья карьера Сперанского развивалась стремительно. В 1797 году он – титулярный советник, спустя 3 месяца – коллежский асессор, с 1798 года – надворный советник, а в 1799 году – статский советник. К 1801 году, когда на престол вступил Александр I, Сперанский стал действительным статским советским. Этот гражданский чин соответствовал званию генерал-майора в армии, а его носитель мог занимать даже губернаторскую должность.

После свержения Павла Сперанский стал статс-секретарем тайного советника Д.П. Трощинского – государственного секретаря Александра I. С 1802 года Сперанский осуществлял работу по подготовке проектов государственных реформ в Министерстве внутренних дел.
В эти годы он составил для царя несколько важных политических проектов, главный из которых – «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Также Сперанский участвовал в разработке указа о вольных хлебопашцах, который стал первым шагом к отмене крепостного права.

Великий реформатор

Во «Введении к уложению государственных законов» (1809 г.) Сперанский выступил одним из первых идеологов правового государства в России. Он ратовал за конституционную монархию, отстаивал принцип разделения властей и необходимость предоставления политических прав гражданам. Предлагалось создание Государственной Думы, выборность судей и введение судов присяжных, создание Государственного Совета – органа, которые осуществляет связь монарха со всеми органами власти. Эти политические преобразования неизбежно вели и к отмене крепостного права.

По мысли реформатора переход к конституционному строю должен был происходить эволюционным путем, поэтому его проект прямо не ограничивал самодержавия, однако создавал инструменты для такого ограничения в будущем.
Но начинания Сперанского практически не были реализованы, реформаторский пыл царя быстро иссяк, а Россия в очередной раз упустила возможность перемен, скатившись в реакцию.

Карамзин против Сперанского

В 1810 году по инициативе Сперанского был создан Государственный совет, что задумывалось первым шагом к масштабным политическим реформам. В том же 1810 году должен был появиться манифест о выборах в Государственную Думу. Однако преобразования натолкнулись на неприятие аристократических кругов, хотя план Сперанского первоначально был одобрен царем.

Дворянство невзлюбило Сперанского за его покушение на привычный порядок получения гражданских чинов и занятия государственных должностей. Теперь знать не могла записывать своих отпрысков с колыбели на службу, и для получения чина необходимо было окончить университет.

Война с Францией, идеями которой вдохновлялся Сперанский в своих реформах, дала козыри в руки консерваторов и недовольных чиновников. Были распущены клеветнические слухи о предательстве Сперанского, после чего государь отправил его в ссылку.

Идеологическим лидером противников Сперанского был знаменитый писатель Карамзин. Он составил для государя «Записку о древней и новой России», в которой убедительно доказывал незыблемость самодержавия, отрицая необходимость реформ.

Судья декабристов

На 4 года Сперанский был удален от государственной службы, но в 1816 он был назначен пензенским губернатором. В 1819 году Сперанский стал генерал-губернатором Сибири. И только в 1821 году царь разрешил ему вернуться в столицу.
После смерти Александра Сперанский написал манифест о вступлении Николая I на престол. А после восстания декабристов становится членом Верховного уголовного суда. Причиной последнего назначения стали подозрения в связи Сперанского с восставшими. Тем более что декабристы планировали сделать Сперанского членом Временного революционного правительства. Сперанскому, который симпатизировал республиканским идеям, суд над мятежниками дался очень тяжело.

Свод Законов

В очередной раз таланты Сперанского потребовались, когда император Николай I решил кодифицировать законы Российской империи. Этим занялся Сперанский. Он обобщил все законы, принятые после Соборного уложения 1649 года, и в 1830 году было опубликовано «Полное собрание законов Российской империи», включающее 45 томов. В 1832 году был издан «Свод законов» (15 томов), который отражал действующие в стране законы. За эту работу Сперанский был удостоен ордена Святого Андрея Первозванного – высшей награды Российской империи.

М.М. Сперанский

В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление.

Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов. К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана.

Основные положения «Плана»

По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы».

Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя. Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.

По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы:

  • дворянство как владельцы недвижимой собственности
  • среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне
  • рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики).

Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью. Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.

Владимирский комплект законов Российской империи

Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.

  1. Без суда никто не может быть наказан.
  2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.
  1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону.
  2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.

Идея разделения властей

Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти. Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».

Сенат должен был стать высшим органом судебной власти . Министерства – исполнительной . Государственная Дума – законодательной .

Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Суть конституции сводилась к следующему:

1) Разделения властей.

2) Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.

3) Судебная власть независима от исполнительной.

4) Исполнительная власть ответственна перед законодательной.

Как видим, основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их. Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе. Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России.

Дом в Петербурге, в котором скончался М.М. Сперанский

1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении. Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет. На общем собрании Госсовета председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).

Другие реформы

3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Теперь эти звания следовало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ о реформировании порядка получения придворных чинов был подписан императором, но все понимали, что автором его был Сперанский. В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время камергера (4 класса). Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места». А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе их ждала отставка.

Кроме того, он создал план изменения порядка производства в чины, действующего с эпохи Петра I. Сперанский прямо говорит о вреде петровской «Табели о рангах» и предлагает отменить или регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу «Табели о рангах». С этого класса и выше чиновники имели значительные привилегии и высокие оклады. Желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству было не под силу. Понятно, почему Сперанского стали все больше ненавидеть.

В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров - комитет министров для обсуждения административных дел.

К началу 1811 г. Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.

М.М. Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде

Все стороны российской действительности были отражены в «Плане преобразований России». В отношении крепостного права Сперанский писал: «Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом - то есть на разделении враждебных классов - если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, - те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, - есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим».

Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.

М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Александр I планировал и более глубокое реформирование государственного управления. С 1808 ᴦ. разработкой проекта преобразований занимался М.М. Сперанский. В проекте Сперанского ("Введение к уложению государственных законов", 1809 ᴦ.) речь шла о том, чтобы, не покушаясь на полноту самодержавной власти, создать в России выборную Государственную думу и ввести выборные судебные инстанции.

Проект предусматривал создание Государственного совета как связующего звена между царем и органами центрального и местного управления.

Все эти органы Сперанский предлагал наделить лишь совещательными функциями, предоставив избирательные права дворянам, купечеству и государственным крестьянам.

Александр принципиально поддержал проект, но против этих предложений выступила консервативно настроенная часть дворянства. Александр в канун войны с Францией нуждался в поддержке широких слоев дворянства, в связи с этим проект реализован не был.

Единственным предложением Сперанского, воплощенным в жизнь, стало учреждение Государственного совета (1810 ᴦ.).

· политика в сфере просвещения.

При организации министерств в 1802 ᴦ. среди первых было создано и министерство народного просвещения. Оно имело в своем ведении высшие, средние и низшие учебные заведения, Академию наук, Академию художеств, типографию и цензуру, Публичную библиотеку в Петербурге.

Наибольшее значение имело открытие новых университетов: Казанского (1804 ᴦ.), Харьковского (1805 ᴦ.), Петербургского (1819 ᴦ.).

В 1804 ᴦ. принят университетский устав, гарантировавший университетам автономию.

В 1804 ᴦ. принимается либеральный цензурный устав.

При этом не всœе заявленные реформы были осуществлены.

Исследователи называют различные причины свертывания реформ.

Причины свертывания реформ:

Мощная дворянская оппозиция либеральному курсу (ситуация со Сперанским), боязнь императором дворцового переворота;

Ожидание войны с Францией, крайне важно сть консолидации общества; война - не лучшее время для либеральных реформ.

Политика Александра I в 1814 – 1825 гᴦ.

После победоносного завершения Отечественной войны либеральный курс Александра не был реанимирован.

Большое влияние на содержание внутренней политики в России в послевоенное время оказывал А.А. Аракчеев . По его имени 1810–1820-е гᴦ. часто именуют аракчеевщиной.

Аракчеевщина – внутриполитический курс в последнее десятилетие (1815–1825 гᴦ.) правления Александра I, характеризующийся стремлением навести бюрократические порядки во всœех сферах жизни российского общества, насаждением военных посœелœений, ужесточением дисциплины в армии, усилением гонений на просвещение и печать.

Новый курс нашел свое проявление в следующих мерах:

1816 ᴦ. – самое яркое проявление аракчеевщины – организация военных посœелœений ;

Еще до войны в России стали вводиться военные посœелœения (с 1810 ᴦ.). Это особая организация вооруженных сил в России, при которой строевая служба совмещается с ведением хозяйства.

Военные посœелœения создавались на казенных землях ряда западных губерний. При создании военных посœелœений правительство преследовало цели:

сокращение военных расходов;

ликвидация рекрутских наборов;

ограничение распространения крепостничества путем скупки крестьян у разоренных войной помещиков.

При этом негативных последствий организации военных посœелœений оказалось больше. Быт крестьян в военных посœелœениях был жестко регламентирован, сохранялись тяжелые условия жизни, что вызвало ряд вооруженных выступлений.

Военные посœелœения неоднократно реорганизовывались, но были отменены только в 1857 ᴦ.

1818–1819 гᴦ.– гонения на профессоров Казанского и Петербургского университетов; усиление цензуры;

1822 ᴦ. – запрет тайных организаций;

1822 ᴦ. – разрешение помещикам вновь (после 1809 ᴦ.) ссылать крестьян в Сибирь.

При этом и на втором этапе правления Александра I проходили вполне либеральные реформы:

по поручению императора велась выработка проекта освобождения крестьян;

завершилась реформа крестьян в Прибалтике (начата еще в 1804 ᴦ.): здесь крестьяне получили личную свободу, но без земли;

в 1815 ᴦ. Польше была предоставлена конституция, провозгласившая ее внутреннее самоуправление;

в 1818 ᴦ. министром юстиции Н. Новосильцевым началась выработка Государственной Уставной грамоты для России на принципах польской конституции, но и данный проект не был реализован.

С 1822 ᴦ. Александр I отходит от государственных дел, становится более религиозным (мистицизм). По официальной версии 19 ноября (1 декабря по н.ст.) 1825 ᴦ. он умирает в Таганроге, куда уехал сопровождать больную туберкулезом супругу.

Неофициальная версия – легенда о Федоре Кузьмиче Томском .

Согласно легенде Александр I в 1825 ᴦ. по благословлению Серафима Саровского принял решение отказаться от престола и инкогнито уйти из мирской жизни, приняв вид странника. В 1840-х гᴦ. возникла легенда, что старец Федор Кузьмич (?-1864), сосланный за бродяжничество в Томскую губернию, и является тайно покинувшим престол Александром I.

Итоги царствования Александра I противоречивы. С одной стороны – масса либеральных инициатив, с другой стороны – чересчур мало из задуманного реализовано. При этом среди заслуг Александра I можно назвать первые шаги по ограничению крепостничества.

М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований." 2017, 2018.

Новое на сайте

>

Самое популярное