Домой Полезные свойства плодов Семаргл бог огня. Бог Семаргл (Огнебог) - Ведизм - История - Каталог статей - Любовь безусловная. Крылатые псы из древних захоронений

Семаргл бог огня. Бог Семаргл (Огнебог) - Ведизм - История - Каталог статей - Любовь безусловная. Крылатые псы из древних захоронений

Славянская мифология включает огромное количество божеств, у которых есть свои конкретные задачи и области влияния. Хоть религия и является распространенной в современном мире, количество язычников огромно. Одной из значимой фигуры является бог Семаргл.

Кто такой Семаргл?

Высшее божество, хранитель вечного огня и блюститель соблюдения всех обрядов, связанных с огнем, все это про Семаргла или Огнебога. Считают, что он покровительствует чертогу небесного змея во Сварожьем Круге. Семаргл – это старший сын верховного бога . Славяне считали, что он является покровителем Луны, домашнего очага и других сфер, связанных с огнем. Когда у человека жар, то говорят, что Огнебог вселился в душу человека, поэтому раньше специально сбивать температуру, было запрещено.

Семаргл – символ

С богом, который является хранителем огня, связано несколько символов. Главным знаком является руна Волка (еще ее называют руной Семаргла), а еще используют изображение крылатого пса или Рарога – знамени князя Владимира Святославовича. Поскольку Семаргл Сварожич является образом первородного огня, его символом считают стилизованные языки пламени. Многие говорят о еще одном символе –солярном знаке с головой пса вместо верхней лопасти, но на самом деле нет этому документальных подтверждений.


Семаргл - славянская мифология

Культ этому божеству возник примерно 3 тыс. лет назад. Есть предположение, что имя божества связано со словом «семя». Стоит отметить, что бог славян Семаргл не пользовался популярностью в те времена, но люди все же поклонялись ему.

  1. Представляли его крылатым псом, который охранял семена и посевы. Его почитали наравне с другими берегинями.
  2. Идолы Семаргла устанавливали на капищах вместе с другими божествами. Почитали его в дни, которые связаны с приметами огня.
  3. Божество – посредник между реальным миром и богами. Он обладает силами быстро переходить от Яви к Прави и в обратном направлении. Его обязанность – защищать людей и не пускать на землю зло.
  4. Семаргл в отличие от других божеств живет непосредственно среди обычных людей, поэтому он охватывает многие области жизни.
  5. Обращались к нему, когда болеют люди и животные. Воины перед битвой молились Семарглу, чтобы тот даровал им победу.

Бог славян Семаргл – оберег

Используя доступные материалы, можно сделать своими руками мощный . В качестве основы берется береста, которая является отличным проводником энергии. Если достать ее не получается, то можно взять кусок мягкой кожи, замши или скол любого дерева. Необходимо вырезать руну и нанести на нее символ, а затем, провести обряд, чтобы оберег Семаргл начал действовать.

  1. Приступать к ритуалу стоит натощак, при этом надеть нужно чистую и нарядную одежду.
  2. Алтарь следует создать на северо-западе, для чего постелите чистую скатерть, зажгите свечку и положите руну, изображением вниз.
  3. Сконцентрируйтесь, закройте глаза и прочитайте заговор.

Славление Семарглу

По старому стилю 1 апреля, а по новому 14 апреля почитают Семаргла. Это праздник огня, с которым связаны разные традиции и приметы. В древности в этот день из веток делали куклу Морены и сжигали ее на костре, чтобы распрощаться с зимой. Призывают богиню плодородия и весну. Обязательно разводят костер и прыгают через него, чтобы пришел бог Семаргл и растопил огонь. Кроме этого, обязательно прославляют его, читая специальный текст.


Молитвы Семарглу

В древности люди часто обращались к этому божеству, поэтому известно много ритуалов, которые помогают справляться с разными проблемами и получать многочисленные блага. Например, земледельцы считали, что славянский бог Семаргл является духом плодородия, поэтому проводили специальный обряд, чтобы обезопасить посевы. Поля для богатого урожая выжигали огнем, а оставшуюся золу использовали для удобрения. Во время выжигания читали специальный заговор, чтобы помог Семаргл.


В современном мире к богу огня чаще обращаются с просьбами об исцелении, налаживании чувств между супругами, счастье в доме и с другими проблемами. Стоит заметить, что заговоры, посвященные этому богу похожи на гимны. Чтобы исцелиться от болезни, над человеком необходимо поместить изображение Семаргла, а у изголовья кровати воду. Зажгите свечу и нараспев прочитайте заговор. После этого больному нужно дать выпить подготовленную воду, а вот свечу оставьте полностью сгореть. Картина, на которой изображен Семаргл Огнебог, должна находиться возле больного до выздоровления.


Обращались к богу огня, чтобы наладить личную жизнь, поскольку он заботится о сохранности чувств. Лучше всего молиться ему в день осеннего равноденствия. Чтобы бог Семаргл у славян помог, необходимо зажечь большую свечу, поставить рядом зеркало и изображение божества. Смотря на пламя, скажите заговор №1. После этого под свечу положите монетку в качестве откупа и оставьте ее полностью сгореть. После этого монетку бросьте в любой костер, сказав заговор №2.


Бог Семаргл (Огнебог) - Вышний Бог, хранитель Вечно живого Огня и блюститель точ-ного соблюдения всех Огненных Обрядов и Огненных Очищений.

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертво-приношения на древних Славянских и Арийских праздниках, особенно на Красногор, в День Бога Купала и в Вышний День Бога Перуна, являясь посредником между людь-ми и всеми Небесными Богами.

Огнебог Семаргл является Богом-Покровителем Чертога Небес-ного Змея во Сварожьем Круге.

Огнебог с радостью благославляет всех людей из Родов Расы Великой, кои с чистой Душой и Духом соблюдают все Небесные Законы и Многомудрые Заповеди Светлых Богов и Предков.

Семаргла также призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднималась температура, то говорили, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пёс, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Гимн-Правьславление:

Семаргл Сварожич! Велик Огнебожич! Спали Боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья услада. Огнём очищая, мощь Душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Рождение Семаргла!

Есть упоминания о появлении Семаргла на свет из пламени. Говорят, что однажды сам небесный кузнец Сварог, ударив магическим молотом о камень Алатырь, высек из камня божественные искры. Искры ярко разгорелись, и в их пламени появился огненный бог Семаргл, восседавший на златогривом коне серебряной масти. Но, казавшись тихим и мирным героем, Семаргл оставлял выжженный след везде, где бы ни ступала нога его коня.

Верования связанные с Семарглом

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего потому, что его имя чрезвычайно свято. Святость объясняют тем, что этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди земных людей! Имя его стараются произносить вслух реже, обычно заменяя иносказаниями.

Издавна славяне связывают с Огнем возникновение людей. Согласно некоторым сказаниям, Славянские Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл также не пускает в мир зло.

Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

Семаргл посредник между людьми и богами

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертвоприношения на древних праздниках, особенно на Красногор, в День Бога купала и в вышний День Бога Перуна, является посредником между людьми и всеми Небесными Богами.

Семаргла призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднимается температура, то говорят, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или в Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Богъ Семаргл в Славянской мифологии:
Бог Семаргл в языческой мифологии был одним из сынов великого бога Сварога. Детей Сварога называли Сварожичи, и его сын Семаргл после рождения становится богом земного огня.
Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке только считают небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.

Упоминания имени Семаргла в летописях

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе" т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог - Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков:

Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешъ на земе та.
Пекренував сичка земе...
Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа.

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Симаргл (др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ) — в восточнославянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона (см. в ст. Славянская мифология), идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире (980). Имя Семаргл восходит, по-видимому, к древнему *Sedmor(o)-golvъ, «Семиглав» (ср. характерную для славянских богов поликефалию, в частности семиглавого Руевита). Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и образ Семаргла - иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Д. Ворт связывает Семаргла с птицей Дав. Функции Семаргла неясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного древнерусского пантеона. Характерно, что в некоторых текстах «Куликова цикла» имя Семаргла искажено в Раклий, и это божество рассматривается как языческое, татарское. Лит.: Тревер К. В., Сэнмурв-Паскудж, Л., 1937; Jakobson R., While reading vasmer"s dictionary, в его кн.: Selected writings, v. 2, The Hague-P., 1971; Ворт Д., Dub-Simyrj, в кн.: Восточнославянское и общее языкознание, М., 1978, с. 127-32.
«Мифы народов мира»

Семаргл - самое загадочное божество славян

Этот культ сложился у славян под воздействием скифского влияния приблизительно 3 тыс.лет назад. Семаргл, по всей вероятности, обозначал "семя". Это божество у древних славян было не самым популярным, но, наверное, осталось самым загадочным до наших дней. Симаргл - это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы, почитающийся наравне с древними русскими берегинями. Еще в эпоху бронзы у славянских племен встречается изображение прыгающих и кувыркающихся вокруг молодых ростков псов. Видимо, эти собаки охраняли посевы от мелкого рогатого скота: серн, косуль, диких коз. Семаргл у славян был воплощением вооруженного добра, "добра с зубами", а также когтями и даже с крыльями. В некоторых племенах Семаргла называли Переплутом; культ этого божества связывали с празднествами в честь русалок, а также птиц-дев, которые являлись божествами орошения полей дождями. Ритуалы в честь Семаргла и русалок проводились в начале января и состояли в молениях о воде для нового урожая. Другим крупным праздником Семаргла и русалок была русальная неделя с 19 по 24 июня, завершающаяся праздником Купалы. Археологи во многих женских погребениях X - XI вв. обнаруживали серебряные браслеты-обручи, которыми закреплялись длинные рукава женских рубах. Во время ритуальных языческих игрищ женщины перед плясками снимали браслеты и плясали "спустя рукава", изображая русалок. Этот танец посвящался крылатому псу Семарглу, и, видимо, от него пошла легенда о царевне-лягушке. Во время ритуала все участники пили приготовленный на травах священный напиток. Семарглу-Переплуту, его изображениям в виде пса приносились дары, чаще всего кубки с самым лучшим вином. На редких сохранившихся изображениях священный пес Семаргл изображался как бы растущим из земли. Из писменных источников становится ясно, что ритуал Семарглу проходил при обязательном участии боярынь и княгинь, приносивших идолу богатые дары.

"Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних". Составитель Ю.А.Матюхина. -М.:РИПОЛ классик, 2011. Стр. 150-151.
Отдельные исследоватили сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Б.А. Рыбакова, Симаргл на Руси в XII-XIII веках был заменен Переплутом, имевшим то же значение, что и Семаргл. Очевидно, Семаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.
Балязин В.Н. "Неофициальная история России. Восточные славяне и нашествие Батыя. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007., стр.46-47

Вот мое видение Славянского бога Семаргла, рожденное на основании личного изучения легенд и преданий:

Семаргл Огнебог наверное один из самых загадочных светлых богов Славянского мира.

Загадочность его в том, что многие Славянские Боги были созданы человеком по “подобию своему” и имели вполне человеческий облик, а Семаргл имел образ крылатого огненного волка.

Скорее всего, образ Семаргла древнее “очеловеченных” образов богов……. И он может явиться ключом к вашей внутренней силе. Оглянитесь вокруг вы не увидите летающих огненных волков, снаружи их нет, пока вы не нашли его внутри. Наш внешний мир есть отражение внутреннего, не ищите богов снаружи, найдите их внутри себя и тогда они проявятся и снаружи.

Семаргл живет в вас - это ваш духовный огонь, сокрушающий цепи невежества, это огонь священной ярости, сметающий заставы врага на своем пути, это жар тела, побеждающий болезни организма, это огонь в печи, согревающий вас….в современном представлении - это даже ядерная энергия. Все это бог Семаргл, точнее его проявления

По легенде, появился Семаргл на свет от удара молота Сварога о камень Алатырь: от брызнувших искр взметнулось пламя, и в огне показался всадник на златогривом коне.

Образность древнего языка говорит о взаимодействии божественных сил, раскрывать которые нет смысла, потому что потеряется их божественность. Язык наш ограниченный инструмент, особенно после обрезания его образности и реформы проведенной большевиками. Появлению Семаргла способствует несколько сил и на всех уровнях бытия они схожи: это сила трения и удара. Удар молота Сварога о наковальню Алатыря порождает Семаргла, удар волны вашего гнева о непреодолимые обстоятельства зажигают в вас священную ярость, удар огнива и кресала друг о друга вызывают огонь материального мира, взаимодействие двух ядер вызывает ядерный взрыв…..взаимодействие вашего духовного и материального начала вызывают духовный огонь.

Миссия Семаргла проста и в то же время сложна: Крылатый Волк не пускает темное начало из явного мира в мир Прави, стоя на страже Яви с «горящим» мечом. Он хранитель междумирья яви и прави, хотя ему доступна и навь, может приходить и из нави…..

Он щит и меч мира людей - он может охранять, согревать, оберегать , лечить, а может разрушать, уничтожать все на своем пути.

Ключи и связь с Семарглом хранится в вашем подсознании. И получите вы их лишь тогда, когда станете целостным и не будете использовать эту силу в эгоистических целях, когда ваше сознание очистится от темных пятен невежества, тогда вы научитесь осознанно использовать его силу. Славянские Боги не доверят ядерную бомбу ребенку, так и сила Семаргла сокрыта за семью печатями, которые откроются только чистому сознанию.

Примите образ Семаргла, почувствуйте божественный огонь в своей душе, помогите понять и принять Родных Богов окружающим. Помогите Семарглу расправить крылья в каждом из нас, помогите пробудить силу, ярость и волчью прыть. Во Славу Богов и Предков Наших!

БАТЮШКА СЕМАРГЛ.

БАТЮШКА СЕМАГРЛ- ОГОНЬ ВОЗГОРИ,У МЕНЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ.
БАТЮШКА СЕМАРГЛ-ОГОНЬ ГОРИ ВСЁ ЯРЧЕ.
БАТЮШКА СЕМАРГЛ -ОГОНЬ ВСЕ НЕВЗГОДЫ, БЕДЫ, ТЫ, СПАЛИ У МЕНЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ.
ГОЙ ОГНЕ ЯРЕ БО ЖИВЕ ДАРЕ...
ГОЙ ОГНЕ ЯРЕ БОЖЕ СТАНИ..

СЛАВЯНСКИЕ БОГИ. СЕМАРГЛ (ОГОНЬ-СВАРОЖИЧЬ)

ОГОНЬ – Симаргл, Огонь-Сварожичь,

Агни, Огнивед, Семиглавый,

Огнекрылый Волк (Пёс),

Воплощение Силы Сварога (Небесного Огня) на Земле,

Природная Сила Мироздания.

СЕМАРГЛ - Огонь в переносном смысле - та пламенная Сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою и зажигает сердца храбрых витязей.
Огонь – первичная из всех Стихий. Главное же проявление огненной стихии – в солнечной энергии. Поэтому Огонь нередко считают младшим братом Солнца и от того величают Сварожичем, т.е. потомком Сварога.
Символы Огня – любая форма плетения, в том числе и сплетение волос, горящая свеча (лучина) и крылья.

Огонь – всесильная и загадочная субстанция. Все народы мира считают его очищающей природной силой. Он очищает от страхов и тревог, от порчи и сглаза, от болезней и врагов. Недаром огонь горит во всех святилищах, независимо от их религиозной принадлежности.
Чтобы быть в полной гармонии с Природой, необходимо как можно чаще сидеть у открытого огня, который легко завораживает и усыпляет, создавая внутри человека душевную лёгкость и спокойствие.
Чтобы умилостивить огонь и сделать его дружественным, следует «накормить» и «напоить» огонь жертвенными приношениями, а чтобы случайно не оскорбить – в огонь не следует плевать, мочиться и злословить на него.
Согласно преданиям, Огонь является семиглавым, отсюда собственно и его имя – Семаргл. Каждая голова Семаргла – это Ангирас (современное – ангел), огненная сила-посредник между людьми и богами.
Из языков пламени Семаргла рождаются саламандры, легендарные ящерицы, которые по воле Богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху и наказывать пожарами неугодных.
Во время прощальной огненной крады Семаргл возносит с дымом души умерших до Междумирия, а во время жертвоприношений доносит до Богов подношения и человеческий глас.

Славяне различают три вида Огня-Сварожича:

1. Самым чистым считается огонь, зажженный энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают в торжественных или чрезвычайных случаях, например, для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий и предотвращения массового падёжа скота. Этот обряд исполняется только пожилыми мужчинами.

2. Второй вид – огонь, высеченный огнивом, зажженный от спичек или добытый от Солнца с использованием линзы. Такой огонь используется для розжига обычного жертвенного алтарного огня, для розжига крады и в повседневных делах (для приготовления пищи, для обогрева и т.д.).

3. Третий вид – это огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считается одновременно страшным, потому как часто является причиной пожаров, и чудотворным, потому как изгоняет с земли бесов и навью нечисть. Такой огонь используется в святилищах с неугасимым алтарным огнём.

Огонь на основе дерева или угля считается Живым; на основе газа или нефтепродуктов – Мёртвым.

Живой огонь является очистительным. На живом огне куются праведные мечи, путём лёгкого обжига им очищаются от накопленного негатива старые предметы быта и находки. Прыганье через костёр и хождение по углям очищает тела и души людей от энергетического негатива и болезней. А проведённые между двух костров с Живым огнём стада домашней скотины очищаются от сглаза, наговоров и порчи.
Являясь первородной стихией, огонь в волховании по праву занимает особое положение. Посредством огня передаются заклинания и освещаются обереги, на огне приготовляются снадобья и зелья, в огне рождаются Ангелы-Хранители и Духи-Проводники в потусторонние миры.
В те времена, когда поля для сева выжигались огнём, а золою удобряли поля и огороды, Семаргл почитался ещё и как дух плодородия, в жертву которому приносили скот и зерно.

Семаргл (Огонь - Сварожич) - средний из трёх братьев - Сварожичей: Хорса, Семаргла и Перуна. И самый почитаемый из них за свою универсальность. Является практически квинтэссенцией всей своей божественной семьи и Сварожичей в частности.

Семаргл - бог Огня, покровитель ясновидения и защитник людей от сил зла (а так же имеет отношение к их (людей) созданию). Практически побратим Хеймдалля из Скандинавского Пантеона божеств. Считалось, что Семаргл хранит людей от нападений злых сил. Но он периодически ложится спать и уровень защиты спадает. Когда Око Семарглово раскрывается (растущая луна), его контроль над порядком возрастает, никто не мешает колдовать и хорошо идут у практиков ритуалы на благосостояние, любовь и всяческий прирост. Когда Око раскрыто (Полнолуние) - у магов пик активности. Огнебог держит зло в ежовых рукавицах, а волшебники, колдуны и ведьмы испытывают прилив сил. Когда же Семаргл засыпает (Убывающая луна), его контроль и надзор с каждым днём всё слабее, людям приходится справляться самим. И обращаться порой уже не к добрым, а тем самым злым силам, что прорываются сквозь пост засыпающего Бога (отворот, рассорки, порчи, переклады и прочая муть черномагическая).
Когда же наступает Сон Семаргла (Новолуние) - происходит полнейший разгул сил зла. Увеличивается число преступлений, самоубийств, ссор и прочих всплесков негатива, на которые тонкоплановые бандиты толкают людей.


Как я уже писал - Бог он (Семаргл) достаточно универсальный. Призывать можно для:
- Исцеления
- Чистки от негатива
- Очищения помещения от скверны и нечисти
- (Вписать сюда все функции Хорса)
- Просьбы о развитии ясновидения

Подношения, как правило, для Славянских Богов для всех одинаковы. Люди подносили богам то, что ели сами. Но только те "яства", так сказать, что сами приготовили. Это считалось знаком уважения - позвать человека за стол со всей семьёй и угостить его тем, что едят сами. Только для Богов не грех добавить и чего-нибудь эдакого, вроде фруктов или напитков повышенной крепости (для Богов-мужчин).
Для Семаргла можно добавить хлеб, молоко, масло (подлить масла в Огонь.)

Согласно преданиям, после того, как Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высеклись искры, из разгоревшегося пламени которых предстал огненный бог Семаргл. Новоявленное божество восседало на златогривом коне серебристой масти. Где бы ни появлялся, где бы ни проезжал бог огня, везде оставался выжженный след. А предзнаменованием скорого появления Семаргла является появление густого черного дума. Символ божества - священный крылатый пес, в облике которого также мог появляться сам Семаргл.

Идолы бога огня устанавливали на капищах наряду с другими божествами: Велесом, Перуном и Стрибогом. А чтили, согласно народному календарю, в дни связанные с приметами о костре и огне. На праздниках, особенно на Красногор, в дни Купалы и Перуна, Смеаргла старались задобрить с помощью огненных даров и бескровных жертвоприношений.

Способности
Бог является посредником между мирами, людьми и богами, он способен быстро путешествовать от Яви к Прави и обратно. Семаргл защищает мир смертных, не пуская в него зло. Каждую ночь бог стоит на страже с огненным мечом в руках, готовый отразить любую атаку сил тьмы. Лишь один раз в году бог огня может покинуть свой пост: в день Осеннего равноденствия Семаргл откликается на зов Купальницы, призывающей на любовные игры. А спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния, у богов рождаются дети – Кострома и Купало.
Сфера влияния
В отличие от остальных божеств, Семаргл живет непосредственно среди людей, и поэтому охватывает многие области их жизни. Он считается богом огня и Луны, огненных жертвоприношений, в тоже время Семаргл хранит дом и очаг, посевы и семена.
Бога призывают при лечении заболевших людей и животных: говорят, когда у больного поднимается температура, бог огня поселился в его душе и теперь сражается там с хворями и болезнями, поэтому недопустимо сбивать жар. Воины, готовящиеся к битве, также пытались привлечь к себе внимание Семаргла, чтобы тот даровал победу в сражении.
ЛЕЧЕНИЕ:


СЕМАРГЛ- эндокринные расстройства, дисфункции, доброкачественные опухоли.
Бесплодие вследствие осложнений после инфекционных поражений в детском возрасте.
Стабилизирует гормональный фон при возрастных изменениях. Инфекционные поражения мочеполовой системы по формуле (РА-РОД+ СЕМАРГЛ+СВЯТОВИТ).
Заболевания поджелудочной железы, печени, селезенки и всех кроветворных органов.
Зашлакованность кровеносных сосудов, по формуле (РА-РОД+СЕМАРГЛ+ЖИВА).
Нарушение баланса, формулы крови.
Поражение лимфатической системы, воспаление лимфа узлов, инфекционное поражение органов и тканей, хронические заболевания.
Цирроз печени по формуле (РА-РОД+СЕМАРГЛ+СВЯТОГОР+ЖИВА).

Семаргл славянский бог огня, живущий в мире яви и защищающий его от темных сил, также считается покровителем плодородия. Очищающую силу пламя используют в борьбе с разным злом. Обладает огромной силой, сравнимой с солнцем.

Семаргл – славянский бог огня стоящий на страже мира от зла.

Изображался в виде огненного пса или волшебной огненной птице Рарог.

Кто такой Семаргл

Семаргл появился из искры высеченной великим Сварогом из камня алатырь. По сваляно-арийским ведам огнебог возник из божественной искры объятый пламенем верхом на серебристом коне. Где ступала нога волшебного коня, оставалась выжженная земля.

В Сварожьем круге Семаргл покровительствует чертогу небесного змея.

На помощь сына Сварога могут рассчитывать потомки славян чтущие заповеди родных богов и живущие по совести.

Язычники обращались к нему при болезни, прося здоровье как для людей, так и для животных. Лучшим избавлением от любой хвори считалась баня. При любой болезни раньше топили баню и парили в ней заболевшего. Высокую температуру наши предки не сбивали, считая что в тело больного вселился священный огонь.

Молитва о здравии, читается перед изображением славянского бога при зажженной свече.

Функции славянского бога

Семаргл огнебог охраняет мир от зля и живет в мире яви. Огненным мечом он отражает зло что пытается прорваться темной ночью в наш мир. Лишь единожды он покинул свой пост ради Купальницы - богини летних ночей в день весеннего равноденствия. После этого в день летнего солнцестояния у них родились брат с сестрой Кострома и Купало.

Семаргл считается покровителем пламени любви, что горит между мужчиной и женщиной.

Еще одной важной функцией наделен сварожич – связь всех богов с людьми. Славление первородного огня относится на празднование дней Перуна и Купало.

Огненный бог славян усиливает силы всех богов, во время важных битв он появлялся на поле сечи и благодаря этому силы света всегда одерживали битву .

Образ огнебога

Бог огня изображается в языках пламени верхом на коне.

Наиболее часто встречается изображение в виде крылатого пса. Также он являлся в образе сильного воина с золотыми волосами и черной бородой верхом на серебристом скакуне. Огненный обоюдоострый меч в руках необходим для защиты света от тьмы.

Встречается упоминание что Семаргл способен принимать облик птиц Рарог и Финиста.

Также может являться в образе дракона огнедышащего, вокруг гривы которого наблюдается яркое свечение.

Атрибуты :

    Животное: крылатый пёс,

    птица: огненный Рарог,

    геральдика: костер, пламя от свечи,

    треба (дар): свечи, масло.

Место в пантеоне славянских богов

По легендам ведической Руси Семаргл - бог рожденный из искр из под молота .

Супруга – Купальница, дети - Кострома и Купало.

В пантеоне славянских богов Семаргл занимал место по правую руку от , считающимся его братом.

Легенды о славянском огнебоге

В воинской силе он не уступал своему брату Перуну и участвовал в первой битве света и тьмы. Бился рядом со Сварогом. Именно огненный меч Семаргла разрубил воинство Чернобога и отделил мир яви от нави.

Также оберегал пещеру где схоронилась Майя Златогорка во время родов Коляды и (Овсеня).

После рождения детей , повелитель огня ударил мечом по стене и открыл источник живой воды. Из брызг живого источника родились и Китоврас.

Символы бога огня

Символы Семаргла являются мощными оберегами от зла и источником силы, отваги, стойкости.

Главным оберегом огнебога является пламя.

Огонь

Первозданный огонь обладает силой очищающей от всякого зла, в том числе и очищающий душу. В каждой религии пламя относится к священной стихии обладающей огромной мощью.

Символ огнебога наделен мощью первородного огня.

Огонь согревает, побуждает к действию, очищает. В то же время пламя относится к стихии карающей. Нарушение традиций и правил обращения с огнем могут приобрести масштабы катастрофы сметая все на своем пути.

В языческой культуре огонь имеет четкое разделение на 3 типа:

    Огонь полученный руками путем трения 2 палочек. Сфера применения такого огня - ритуалы. Огонь добытый руками также используется руками. Право розжига оставалось за волхвом или пожилым мужчиной.

    Бытовой огонь получается при розжиге огнивом (спички, зажигалка).

    Божественный огонь - это пламя возникшее на месте удара молнии. Священный огонь изгоняет бесов и карает неверных.

В легендах описано поверье по которому огонь может обратиться ящерицей (саламандрой) способной преодолеть любое пространство и время и покарать людей совершающих зло пожаром.

Сакральным значением обладает изображение пламени. Используется в качестве личных оберегов или защиты жилья, скота, имущества.

Руна Семаргла

Руна волка

Руна волка считается символом огнебога. Внешний вид знака представлен квадратом 2 луча которого пересекаются и направленны в разные стороны. Точное значение данного символа в славянской культуре не известно, использовалась руна воинами и князьями.

Как изготовить защитный оберег

Для защиты от темных сил можно изготовить оберег для себя или родных.


В древности наши предки обращались к богу огня за благословением на урожай. Приносили ему дары на празднование Ярило или Купало.

В современном мире земледелие утратило свое значение. С славянскому богу первородного огня Семарглу обращаются за исцелением и с просьбой о любви. Огнебог помогает сохранить семейные отношения, дарит исцеление души и тела, способствует обретению любви.

В начале времен, когда Бог Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл , а также все небесные Ратичи - воины Сварога. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его знаменем, а огонь - конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался выжженный след.

От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер - так родился бог ветров Стрибог . Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.
Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры - так родились все темные силы, демоны-дасуни.

И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в Сваргу в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.

Черный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави - Черный Змей.

Богъ Сварогъ — Бог Небес Мира Яви, Бог-Покровитель Вырия-Ирия (Славяно-Арийского "райского" сада), Небесного Асгарда (Града Богов) и Чертога Медведя во Сварожьем Круге. Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни нашей и всем Мироустройством Вселенной в явном Мире. Великий Бог Сварог является Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь, поэтому мы называем их Сварожичами, т.е. Детьми Сварога. Вышний Бог Сварог установил Небесные Законы Восхождения по Златому Пути Духовного развития . Этим законам следуют все Светлые Гармоничные Миры.

Правьславление:

Сварог-Прародитель, всей Сварги Пречистой Хранитель! Славен и Триславен буди! Тебя все-Родно прославляем, к себе Твой Образ призываем! Да неразлучно, Ты, с нами буди, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, такое еси, тако буди!

Богъ Семарглъ (Огнебогъ) — Вышний Бог Огня и хранитель Вечно живого Огня и блюститель точного соблюдения всех Огненных Обрядов и Огненных Очищений и Огненных Жертвоприношений на праздниках, особенно в День Бога Купала и День Перуна . Посредник между людьми и Небесными Богами. Бог-Покровитель Чертога Змея во Сварожьем Круге.
Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертвоприношения на древних праздниках, особенно на Красногор , в День Бога Купала и в вышний День Бога Перуна.
Семаргла призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднимается температура, то говорят, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или в Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного небольшую поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Правьславление:

Семаргл Сварожич! Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья Услада. Огнем очищая, мощь Души отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

День Бога Сварога и Семаргла Огнебога по Коляды Дару - 25 дня, месяца Айлетъ

Сварог и Сварожич - это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл.
Сварога «Книга Велеса» именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Следует также знать, что образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога подобна индуистской иконографии Брахмы.

Миф восстановлен в основном по народным легендам о битве со Змеем Кузьмы-Демьяна, атакою Бориса-Глеба, Никиты Кожемяки (вытеснивших Сварота и Сварожича) и по иным близким преданиям. См., например: Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выл. 4. Киев, 1885. С. 17). В сих преданиях волшебные кузнецы (даже Кожемяка и тот в легенде кузнец) куют в сказочной кузнице, раскинувшейся на 12 верст, у нее 12 дверей (по числу знаков зодиака, как у ведических храмов). Упоминаются и 12 молотобойцев-помощников. Они куют меч, плуг, чашу (как в скифских легендах о Небесном Кузнеце, изложенных Геродотом). Говорится и о том, что они «сковали первый плуг для людей», что при сопоставлении с известием-Ипатьевской летописи за 1114 год о Сварок, первом Небесном кузнеце, позволяет отождествить Кузьму-Демьяна (Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сварогом и Сварожичем Семарглом.

«Кузьма- Демьян, кажут стари люди, вин був первий был первий чоловик у Бога, як свит очтиюся Цей Кузьма- Демьян первый був коваль и первый плуг дробив у святи... (Кузьма-Демьян сражался со Змеей.). Ця змия безпощадно пожирала людей, не минаючи никого: ни старого, ни малого. Там где вот зявлялася, люди гинули, як трава пид рогами скоту, и як просо на сонци... »

Семаргла называет Огнебогом «Книга Велеса» («смага» по-древнерусски - пламя). Сюжет начальной битвы Творца Мира, бога Огня и Змея известен Ведам и Авесте, но сама песня сохранилась лишь в славянской традиции.
Сохранились сведения о том, что Семаргл мог менять свой облик. Иногда он представал перед людьми в виде молодого (или немолодого) воина, окаймленного языками чистого Ирийского пламени. Но гораздо чаще Семаргла видели в облике большого крылатого волка-пса, за которым оставался огненный шлейф. Именно изображение Семаргла в виде волка-пса считается наиболее верным.
.

Символом Семаргла считалась руна Волка (или собственно руна Семаргла), а также условное изображение крылатого пса -волка

Любопытно, что этимология имени Семаргла до сих пор остается предметом жесточайших споров. Некоторые исследователи предполагают, что Сем аргл был семеричной сущностью и воплощал в себе сразу семерых верховных богов, отсюда, якобы, и происходит его имя, корень которого сродни корню слова «семь». Эти же ученые полагают, что кумиры, посвященные Симарглу, имели семь условных «лиц».

Описание Огнебога есть в заговорах: «Батюшка ты, Царь - Огонь, всеми ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Как ты жгешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дубя подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей... так спали с раба божия скорби... »
В «Книге Велеса» (Крынь 3:1) есть прославление Семаргла, как бога Огня и Лунного света.

«Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава ему Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером! И ему мы даем за то, что он творит еду и питье. И его одного мы храним в пепле. И он же восходит и горит над землей нашей, с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока оно бы к ом и ведомо по лугам Хорса».

Прославление бога Огня-Солнца, есть в песнях болгар-помакав:

Фала ти Йогне Боже!

Фала ти Ясну Слънце!

Чи нагреваешь на земе-та.
Пекренував сичка земе (...)
Покривашъ е цьрна магла,
та а нищу и гледа.
Хвала тебе Огнебог!
Хвала тебе Ясное Солнце!
Ты согревяешь землю...
(И если ты покинешь нас)
Покроет все черная мгла,
Придут нищета и голод.

Оригинал и перевод из "Веды славян", XIII 1-35

Новое на сайте

>

Самое популярное