Домой Деревья и кустарники Окружающий мир чем питается. Трофические уровни: типы, значение, схемы и определение пищевой цепи. Тема урока: «Кто чем питается?»

Окружающий мир чем питается. Трофические уровни: типы, значение, схемы и определение пищевой цепи. Тема урока: «Кто чем питается?»

Цели урока:

  • Выделять группы животных по способу их питания;
  • Составлять и объяснять цепи питания;
  • Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Оборудование:

  • Схемы:
  • "Классификация животных"
  • "Животные (по типу питания)"
  • "Цепи питания".
  • Карточки с текстом для групповой работы
  • Карточки для индивидуальной работы.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов);
  • Эффективность подхода к работе учащихся на данном этапе урока
  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  • Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Мы познакомились с разнообразием животных, как одним словом назвать, кто перед вами

Дети: Это животные.

Учитель: Назовите, представителей каких групп по особенностям их строения вы видите на экране.

Дети: насекомые, звери, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, иглокожие, черви, ракообразные, паукообразные,

Учитель: Вспомните признаки жизни животных.

Дети: Рождаются, дышат, питаются, развиваются, растут, передвигаются, размножаются, умирают.

Учитель: Для роста и развития животных нужно питание. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

II. Определение темы.

Кто что ест (о питании животных).

Учитель: Мы должны научиться выделять группы животных по особенностям их питания, научиться составлять и объяснять цепи питания, их взаимосвязь.

III. Работа по теме: Кто что ест. Слайд 7.

Беседа:

Учитель: А теперь давайте с вами заглянем в лес. На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Но, если ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, свистят, рычат, пищат. И у каждого в этом доме есть свое дело и место.

У гусеницы - место на листке, дело у нее одно - поедать листья.

На земле тем же самым занимается мышка. Нашла травинку - съела, нашла колосок - и потащила в норку про запас.

А в стволе дерева под корой - личинка жука-усача. Она траву и листья не ест, она древесиной питается.

Масса всяких мелких и крупных животных едят траву, листья, орехи, семена. И, кажется. Если дать волю гусеницам. Мышам. Да жукам - они весь лес съедят. Только не случится этого - никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.

Вот пробежала по ветке синичка, съела гусеницу. А вот дятел вытащил личинку жука -усача.

Слайд 11. Но и за синицами, дятлами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Ласку ночью сова может подхватить.

Слайд 12. А еще по лесу медведь бродит, малину ест. Да и от животных не отказывается.

Вот и получается. Что все животные зависят друг от друга. Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.

Слайд 13. Разные животные питаются разной пищей. Учетные-зоологи разделили животных на группы по особенностям их питания.

Учитель: Чем могут питаться животные?

К какой группе отнесем животных, которые питаются растительной пищей?

Дети: растительноядные (жуки, кабан, лось, белка, заяц, карась);

Учитель: Как называются животные, которые питаются насекомыми?

Дети: насекомоядные (синица, кукушка, крот, еж)

Учитель: К какой группе отнесем животных, питающихся плотью других животных?

Дети: хищники (хищные) (тигр, лиса, волк, лев).

Учитель: А есть животные, питающиеся растительной и животной пищей. У них смешанный способ питания.

Дети: всеядные (барсук, медведь, галка).

Слайд 14-15.

Найти пары:

  • Орех - белка
  • Дятел - жук
  • Лиса - заяц.

Учитель: Почему мы так составили пары? В природе все взаимосвязано, растения и животные связаны друг с другом, как звенья цепочки. Ученые называют это цепью питания. Цепь питания - это ряд организмов, которые питаются друг другом.

VI. Работа с карточками:

Карточка 1: Мышь

Карточка 2: Сова,

Карточка 3: Желудь.

Разложите их в определенном порядке. Составьте цепи питания.

Дети составили: желудь - лесная мышь - сова.

Учитель: Почему мы так составили? Лесные мыши кормятся желудями дубов, сами мыши - добыча сов. Получается цепь питания. Цепи питания начинаются с растения. Это - первое звено, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и т.д.) из углекислого газа и воды.

Второе звено - это растительноядные животные. Почему?

Дети: Они питаются растениями.

Третье звено - насекомоядные или хищные животные. Это - охотники, которые могут охотиться и на охотников.

Множество таких цепей можно составить. Они сцеплены друг с другом (растения - звери - птицы - насекомые). Отдельно друг от друга им не прожить. Это один из главных законом в природе. Ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями. Самое важное звено - это растения. От растений зависит жизнь всех животных.

V. Практическая работа.

Слайд 16. Объяснить цепи питания. В лесу растет березы - их корой питается лось. Лося может съесть волк. В лесу растут рябины, корой питаются зайцы, зайцев ест волк.

Для каждого места обитания существуют свои цепи питания. Все звенья в цепи связаны между собой.

VI. Учитель: Что произойдет, если из цепи выпадет одной из звеньев?

Дети: нарушится равновесие в природе.

Учитель:

Хулиганы - воробьишки -
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай -
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет -
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда -
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно -
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело загубить.

Учитель: Какая возникла экологическая проблема?

Дети: нарушилось экологическое равновесие. Воробьев истребили - появилось много насекомых - был уничтожен урожай зерновых. Произошел экологический взрыв.

Учитель: По чьей вине он произошел?

Дети: По вине человека.

Учитель: Как его пришлось решать?

Дети: завезли воробьев и равновесие восстановилось.

Учитель: Но ошибки, которые допускают люди, природа не всегда может исправить.

Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет. Нужны все - и комары и хищники. Их нужно беречь. Вот как об этом написал Борис Заходер (слайд 17):

Все - все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.

VII. Итог урока.

Учитель: На какие группы делятся животные по особенностям питания? Распределите животных по особенностям питания? Слайд 18.

Приложение № 2. Задания для учащихся задания разноуровневые по сложности.

Слайд 19. Результаты работы: Умеем выделять группы животных по способу их питания; умеем составлять и объяснять цепи питания.

VIII. Рефлексия.

Тема: Кто что ест? 3 класс (Окружающий мир) ноябрь

Цели:

1. Познакомить с классификацией животных по типу питания, со способами приспособления.

2. Развивать умения ставить учебную задачу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Оборудование:

Таблички с названиями групп, карточки с заданиями для групп, 3 пакетика с запахами для игры «Лиса и мыши», сигнальные карточки с названиями групп животных по способу питания, маски животных – лисы, волка, зайца, рисунки с изображением листьев деревьев и коры, компьютер.

Ход урока.

1. Оргмомент

2. Самоопределение деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность

Ребята, сейчас у нас с урок окружающего мира. С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

Верно! Мы продолжим тему «Животные» и сегодня узнаем что-то новое о них. Отгадайте загадку:

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк) Что говорится о волке в загадке?

Предположите о чём мы будем говорить на уроке. (О том, чем животные питаются и как к этому приспособлены.)

3. Актуализация знаний.

Цель: воспроизведение ЗУН, необходимых, для переноса старого способа деятельности в новые условия. Активизирование мыслительного процесса.

На какие группы разделили учёные зоологи всех представителей царства животных?

Каждая группа получила изображения животных. Вы сейчас должны рассказать о них по плану

1. К какой группе животных относится, почему?

2. Где живёт?

3. Чем питается?

4. Назовите животных, которые относятся к этой

4. Постановка учебной задачи.

Цель: выявить цель, задачи урока.

Сегодня мы подробнее рассмотрим особенности жизни животных и познакомимся с другими классификациями.

Классификация животных по способу питания!

5. Работа по теме урока

Верно! Живут коалы в эвкалиптовых лесах Австралии. Они не могут, есть ничего кроме листьев эвкалипта.

Какие животные также питаются только растительной пищей?

Как вы думаете, как можно назвать животных питающихся только растительной пищей?

Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.

Обратите внимание на это животное. Кто изображён?

Верно! Жабы питаются насекомыми и их личинками, которых они ловят или в воздухе, или на поверхности почвы.

Какие животные также питаются только насекомыми?

Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?

Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называ-

ют насекомоядными .

Обратите внимание на это животное. Кто изображён?

Верно! Рысь- свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев.

Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных?

Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?

Верно! Животных, таких животных называют – хищники.

Скажите, а чем питаются эти животные?

Верно! В темное время суток ёж охотится на насекомых, мышей, лягушек, а также может полакомиться грибами, ягодами или стащить с огорода какой-нибудь овощ.

Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных и едят растительную пищу?

Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?

Верно! Животных, таких животных называют – всеядные.

На экране слайд с классификацией животных по способу питания!

Первичное закрепление –рефлексия.

Игра «Будь внимательный»

Учитель называет животное.

Учащиеся поднимают соответствующую названию группы карточку.

2) Цепь питания.

Цель: дать понятие цепи питания.

Все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.

Цепь питания - связь нескольких видов организмов.

В самом начале цепочки находятся растения, так как усваивают питательные вещества непосредственно из неживой природы.

Растениями питаются растительноядные животные. Это второе звено в цепи питания.

Третье звено- насекомоядные или хищники.

Посмотрите, вот пример цепи питания.

Осина зайцы волки

6. Первичное закрепление –рефлексия . Игра «Составь цепь питания»

Попробуйте сами составить две цепи питания из данных представителей растительного и животного мира.

7. Физкультминунка «ЁЖИКИ»

8. Продолжение работы по теме урока

Как животные приспособились добывать себе пищу, а также защищаться от хищников

Как вы думаете, как животные приспособились добывать себе пищу, почему одни животные могут, есть растительную пищу, а другие нет, а также защищаться от хищников?

    (Выступление 1 ученика, выполнившего исследование.)

Однажды я с отцом отправился в лес. Я стал собирать шишки, валяющиеся внизу, присмотрелся и заметил, что они уже обработаны какими - то зверьками и имеют разный внешний вид.

Отец мне сказал, что это так разные животные приспособились объедать шишки.

Тогда я решил провести исследование и поставил перед собой задачу: выяснить почему одни и те же шишки- еловые, сосновые, кедровые выглядят по– разному, после того, как ими полакомились разные животные.

И какие животные придают им такой внешний вид.

Я предположил, что это может быть из-за того, что животные, питающиеся их семенами, имеют разное строение тела.

Чтобы решить поставленную задачу, я

читал различные энциклопедии,

книги о растениях и животных,

расспросил родителей, что они знают по этому вопросу.

Изучив всю информацию, я узнал, что обработанные белкой шишки выглядят, как пустой стержень с небольшим количеством неотделённых чешуек на верху. Это происходит потому, что сорвав шишку белка поворачивает её лапками, обгрызает чешуйки и выбирает из-под них семена.

Почти также выглядят шишки после бурундука, только он отгрызает чешуйки не так близко к стержню. Поэтому стержень более толстый, с более длинными остатками чешуи.

Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам. Сорвав с дерева шишку, дятел летит к своей кузнице- щели в стволе дерева, втискивает туда шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки, вынимает семена.

Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутой чешуи и невынутых семян. Причем на сорванной клестом шишке остаются зелёные веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так как делает это дятел и белка.

Рассмотрев внимательно изображения данных птиц и зверей в энциклопедии, я понял, почему одни и те же шишки выглядят по –разному, после того, как ими полакомились разные животные. Сейчас я прелагаю задание на карточках, выполняя которое и вы, ребята, придете к тому выводу, к которому пришёл я, проводя своё исследование.

Вывод: животным помогает добывать себе пищу строение их тела.

Что говорить, каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.

    (Выступление 2 ученика, выполнившего исследование.)

Однажды я стал свидетелем того, как моя кошка охотится за мышью, которая ничего не подозревая грызла корку хлеба. Я стал следить, поймает она мышку и как это произойдет. Я видел, что кошка притаилась, навострила уши и тихонько и осторожно стала подбираться к мышке. Потом она резко прыгнула, и мышка оказалась у неё в зубах. Я понял, что моей кошке, как и другим хищникам в природе помогают охотиться тихие шаги, прекрасный слух и нюх, острые зубы. А как приспособлены защищаться те животные, которые могут стать их добычей?

Тогда я поставил пред собой

задачу выяснить, как приспособлены животные к тому, чтобы защищаться от врагов.

Я предположил, что в этом им может помогать строение их тела.

Чтобы это выяснить я

читал различные энциклопедии,

книги о животных,

использовал информацию в Интернете,

расспросил деда, который в прошлом был охотник и любил охотиться на зайцев.

Я выяснил, что зайцу помогают, во-первых, его окрас: зимой белый, маскирующий его под снег, а летом серый маскирующий его в пестроте леса. Во-вторых, у зайца быстрые ноги, его трудно догнать. Также заяц любит путать свои следы, чтобы хищник, разыскивая его по запаху, был сбит с толку. В-третьих, зайчата рождаются без запаха, то есть хищник, вынюхивая себе добычу, их уже не найдет.

9. Самостоятельная работа

Как приспособились к защите от врагов другие животные, вы узнаете, выполнив мои задания на карточках.

Вывод : все животные приспособились выживать в окружающем их мире – им помогает строение их тела.

10. Рефлексия деятельности.

Цель: провести рефлексию деятельности всего класса.

Итак, давайте подведём итоги всего, о чём мы говорили сегодня на уроке.

1. Мы познакомились с новой классификацией животных по … (типу питания).

2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….

Растительноядных.

Насекомоядных

Хищников

Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились… (добывать себе пищу и спасаться от врагов).

4. А помогает им в этом … (строение их тела).

11. Итог урока.

Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал…Было интересно…и т.д

__________________________________________________________________

Карточки 2 выступающего ученика

1 карточка

Раскрась животных и подумай,

как их окрас помогает им выжить в природе.

2 карточка

Помогите животным «отыскать» их части тел, дорисуйте недостающие. Можно ли определить, как животные приспособились спасаться от врагов?

Карточки 1 выступающего ученика

1 карточка

Помогите птицам «отыскать» их ноги. Карандашом соедините ноги и изображение птицы. Можно ли определить по ногам, как птицы приспособились к добыванию пищи?

2 карточка

Помогите животным «отыскать» их части тел. Можно ли определить, как животные приспособились к добыванию пищи?

Список использованной литературы :

Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shool-russia2011.html

Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.

Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я. http://www.razum.ru/5209-jenciklopedija-dlja-detejj.-vse-o-zhivotnykh.-ot.html

Источники заимствования картинок: http://www.google.ru/imghp

Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то - ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.

Способы питания

Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.

В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:

  • Травоядные

Животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей - зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.

Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Овцы на пастбище.

Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.

  • Плотоядные или хищники

Животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники - собаки, коты, дикие плотоядные животные - это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.

Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение - коренные зубы.

Рис. 2. Лев с добычей.

Чтобы выследить, догнать и захватить добычу хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.

  • Всеядные

Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.

В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.

Кто что ест: цепи питания

Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то - других животных.

Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.

Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.

Рис. 3. Растения - ценный источник пищи.

Второе место отведено растительноядным животным.

Третье место занимают хищные представители животного мира.

Пример цепи питания: зерно - мышь - лиса.

На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!

Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).

Цепи питания

Живые существа связаны между собой в цепи питания.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина - заяц - волк.

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши - добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб - лесная мышь - сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это - первое звено. Второе звено цепи - растительноядные животные. Третье звено - насекомоядные или хищные животные.

Цепи питания можно изобразить с помощью моделей.

  1. Изготовьте модели цепей питания, представленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
  2. Прочитайте текст «Кто как приспособлен». Найдите в нём примеры приспособленности животных: а) к добыванию пищи; б) к защите от врагов.

Кто как приспособлен

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы - всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита - иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

Кузнечика спасает зелёный цвет - в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Обсудим

  1. Почему цепи питания начинаются с растений?
  2. Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Проверь себя

  1. На какие группы делят животных в зависимости от их питания?
  2. Что такое цепь питания? Приведи пример.

Задания для домашней работы

  1. Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.
  2. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Странички для любознательных

Доброе слово о хищниках

Люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных - зайцев, кабанов, оленей, тетеревов - сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?

Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

На следующем уроке

Узнаем, как размножаются и развиваются разные животные. Будем учиться изображать процесс развития животных с помощью моделей.

Вспомни, приходилось ли тебе наблюдать, как размножаются животные в живом уголке, как животные заботятся о своём потомстве.

Наши проекты

Разнообразие природы родного края

Более ста лет назад выдающийся учёный Дмитрий Никифорович Кайгородов написал такие строки: «Мне рисуется в далёком будущем (а может, и не так уж далёком!) такой замечательный идеал: с появлением первого зелёного листа на дереве двери всех классов закрываются и все уроки... переносятся в ту великую аудиторию 1 под открытым небом, на кафедре 2 которой восседает самый великий в мире профессор - сама Природа».

Д. Н. Кайгородов и его дом в Санкт-Петербурге

Да, Дмитрий Никифорович мечтал о том, чтобы школьники изучали природу не только в классах, но и в самой природе!

Что ж, давайте так и сделаем. И не будем дожидаться весны. Природа окружает нас во все времена года, и она всегда удивительна. А самое удивительное в природе - её невероятное разнообразие. Сколько растений, грибов, животных окружает нас! И у каждого есть название!

Организуйте изучение этого удивительного разнообразия в своём крае. У вас есть хороший помощник - атлас-определитель «От земли до неба». Кроме атласа, можно взять и другие книги о природе.

  • Приступая к работе, чётко определите цель проекта. Договоритесь о форме работы: индивидуально, в парах, группах или всем классом. Продумайте этапы работы, распределите обязанности, согласуйте сроки.
  • В таком исследовании не обойтись без взрослых. Отправляйтесь вместе с ними в парк, в лес, на луг, к водоёму. Записывайте названия природных объектов в специальный дневник, делайте фотографии, зарисовки. Из разных источников соберите дополнительную информацию.
  • По результатам исследования составьте «Книгу природы родного края». Общий план книги продумайте заранее. Можно взять за основу план атласа-определителя.
  • Итоги исследования подведите на конференции-празднике. Пригласите взрослых, которые помогали вам в работе над проектом, и других гостей. Вместе с ними оцените результаты своей работы.

1 Аудитория - помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся другие занятия.

2 Кафедра - место, с которого профессор (преподаватель) читает лекцию, ведёт занятие.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

на какие группы делят животных в зависимости от питания? Что такое цепь питания?

Задачи:

актуализировать знания о животном мире;

познакомить с классификацией животных по типу питания, с защитными приспособлениями растений и животных;

обсудить роль хищников в поддержании равновесия в природе

Предметные результаты

Научатся

Классифицировать животных по способу питания; анализировать схемы цепей питания

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач.

Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные результаты

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.

Основные понятия и определения

Классификация животных по способу питания. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов

Проверка готовности к усвоению нового материала

Подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания.

Животные, которые питаются растительной пи-щей, называются растительноядными. Те жи-вотные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. На-секомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и раститель-ную, и животную пищу).

Изучение нового материала

ЦЕПИ ПИТАНИЯ

Живые существа связаны между собой в цепи питания.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина — заяц — волк.

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь пита-ния получается такая: дуб — лесная мышь — сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительно-ядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

Кто как приспособлен

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным по-лёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых

они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шуб-ки: летом она серая, зимой белая. У ежа защи-та — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.


Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве куз-нечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Ко-ровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Осмысление и понимание полученных знаний

Цепи питания можно изобразить с помощью моделей.

1.Изготовьте модели цепей питания, пред-ставленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая де-тали моделей.

2.Прочитайте текст «Кто как приспособлен». Найдите в нём примеры приспособленности жи-вотных: а) к добыванию пищи; б) к защите от врагов.

Обсудим!

1.Почему цепи питания начинаются с растений?

2.Что произошло бы, если на Земле не оста-лось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.На какие группы делят животных в зависи-мости от их питания?

2. Что такое цепь питания? Приведи пример.

Задания для домашней работы

Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.

В книге «Зелёные страницы» прочитай рас-сказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим ко-ровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Кто что ест в животном мире

Хищные и растительноядные животные.

Питание растительноядных животных

Новое на сайте

>

Самое популярное