Домой Полезные советы Неограниченная никакими механизмами контроля со стороны представительных. Методические материалы для проведения олимпиады по истории россии

Неограниченная никакими механизмами контроля со стороны представительных. Методические материалы для проведения олимпиады по истории россии

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

9 КЛАСС.

(Время выполнения работы 60 минут)

Фамилия, имя, отчество_______________________________________________ Класс_________

Задание № 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (максимальный балл за все задание – 20, по 4балла за каждый правильный ответ). Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий:

1. Манифест о трехдневной барщине

2. Тильзитский мир

3. Бородинское сражение

4. Организация военных поселений

5. Воцарение императора Александра I

Ответ: __________________________________

Задание № 2. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином (по 5 баллу за каждый термин, всего – 10 баллов).

4.1. Вначале ХХ века сохранение не ограниченной никакими механизмами контроля со стороны представительных выборных органов или разделением на ветви исполнительную, законодательную и судебную наследственной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в политической системе Российской империи. __________

4.2. Это слово едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о XVII в. Это понятно, ибо речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам. ___________________________________________________________________________________

Задание № 3. 20 баллов «Да» «Нет»

    Самые древние укрепления Курска относятся к середине XI столетия

    В 1510 году по «вечному миру» Курская земля вошла в состав Русского централизованного государства и стала его южной пограничной областью

    Указ «Об учреждении Курской губернии» был издан 30 июня 1781 года

    Курская Воробьёвка стала одним из центров русской культуры, благодаря А.А. Фету

    Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии

    Актёр М.С. Щепкин был крепостным князя Барятинского

    Курская область была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками к середине июля 1942года

    Первая типография была открыта в Курске в 1792 году

    В 2007 году Курску присвоено звание «Город воинской славы»

Задание № 4. Выполните задания по карте (по 2 балла за каждый элемент ответа, максимальный балл – 10).

1.Укажите название войны и её годы (2 балла)

__________________________________________________________________________________

2.Укажите фамилию адмирала, командовавшего русским флотом (цифра 1). (2 балл)

__________________________________________________________________________________

3.Укажите название города, расположенного на карте (цифра 2). (2 балл)

___________________________________________________________________________________

4.Укажите название города, расположенного на карте (цифра 3). (2 балл)

________________________________________________________________________________

5.Укажите фамилию адмирала, который организовал оборону города (под цифрой 3). (2 балл)

_____________________________________________________________________________________

Задание №5 (10 баллов).

«Убьеть мужь мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, либо отцю сына, или братучаду, либо сестрину сынови; если не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; если будеть русинъ, либо гридинъ, либо купчина, либо ябетникъ, либо мечникъ, если изъгой будеть, либо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».

Вопросы:

1. Как называется этот документ? (1 балл) ___________________________________________________

2. При каком киевском князе он был принят? (1 балл) __________________________________________

3. Какие существуют редакции этого документа (до 3 баллов) ___________________________________

4. Какая норма описана в данном фрагменте? (до 2 баллов)_____________________________________

5. Как называется установленный данной статьей штраф? (1 балл) _______________________________

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 30 баллов – по 5 баллов за каждый критерий).

Примерные Темы эссе:

1

2.

3

4.

5

6

При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев:

Ответы 9 класс

Всего 100 баллов:

Задание №1. (20 баллов)

Ответ: 5,1,2,3,4

Задание №2. (10 баллов)

    Самодержавие или монархия;

    Обмирщение.

Задание №3. (20 баллов)

Задание №4. (10 баллов)

1. Крымская война 1853-1856гг.

2.П.С. Нахимов

3.Стамбул

4.Севастополь

5. В.А.Корнилов

Задание №5 (10 баллов).

1. «Русская правда»

2. При Ярославе Мудром

3. Краткая редакция (Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Покон вирный)

Пространная редакция (Устав Ярослава Владимировича и Устав Владимира Мономаха)

4. Норма уголовного права.

5. 40 гривен.

Творческое задание (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)

Примерные темы эссе:

1 . В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).

2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).

3 . А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).

4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).

5 . По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А.Корнилов).

6 . Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).

При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев: (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.

Всероссийская ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО истории 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Задание 1.

1. Лютеранство, кальвинизм, пресвитерианство

2. Габсбурги, Тюдоры, Бурбоны________________________

3. А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий _________________________________________

Задание 2. Что (кто) является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Бартоломеу Диаш (Диас), Вильгельм Оранский, Васко да Гама, Фернан Магеллан

2. Наемные рабочие, фермеры, феодалы, буржуазия._______________________________________

_______

3. Юрий Звенигородский, Владимир Андреевич, Серпуховский, Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк-Волынский

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 3. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам.

1. Территории, собирал, с, которую, подвластные, объезжая, ее, продуктами, дань, платили, князь, деньгами, или._______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Наследство, обязанности, отличающиеся, группа, права, люди, большие, закрепленные, передающиеся________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности, внеся свой ответ в таблицу:

А ) государственная деятельность кардинала Ришелье Б ) Крестьянская война в Германии В) первое кругосветное путешествие Г) подписание Нантского эдикта Д) гуситские войны

Е) карательная экспедиция герцога Альбы в Нидерланды Ж ) Открытие морского пути в Индию

З) Варфоломеевская ночь И) разгром «Непобедимой армады»

Задание 5. Соотнесите имя исторического деятеля с основным содержанием его деятельности. Свой ответ внесите в таблицу:

Владимир Мономах

Тверской купец, совершивший путешествие по Персии, Индии и Турции

Иван Калита

Русский правитель, при котором был введена в оборот серебряная копейка

Елена Глинская

С его именем связано присоединение Западной Сибири к России

Андрей Боголюбский

Русский правитель, первый совершивший официальный визит в Константинополь

Афанасий Никитин

Русский правитель, при котором русский митрополит обосновался в Москве

Иван III

Русский князь, захвативший и разграбивший Киев

Ермак Тимофеевич

Княгиня Ольга

Русский правитель, ликвидировавший независимость Великого Новгорода

Задание 6. В Варфоломеевскую ночь вождей гугенотской партии – Генриха Наваррского и принца Конде доставили к королю Карлу IX, за королем маячила фигура его матери Екатерины Медичи. Размахивая кинжалом, Карл угрожающе прорычал: «Обедня, смерть или Бастилия!»

Объясните смысл слов короля. _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 7. Перед вами отрывок из исторического источника.

1. Датируйте его с точностью до века и десятилетия.

2. О каких исторических событиях идет речь? В какой стране они происходят

3. Какие два исторических персонажа в нем упоминаются? Укажите какую роль они сыграли в описываемых событиях.

4. Объясните смысл заглавия.

Десятый пфенниг

Родимый край, вставай на бой,

Поможет Бог борьбе такой,

Погибнут все злодеи.

Богобоязненной рукой

Сорвем веревку с шеи,

Испанцы вешателя шлют,

И тот, верша неправый суд,

Ярится как антихрист.

Он идолов расставил тут

И наши деньги вытряс.

Испанский вешатель-злодей

Все больше пьет и жрет жирней,

Сживая нас со света.

Бродяги, странники морей,

Отмстим ему за это!

Десятой долею, подлец,

Он разоряет нас вконец,

Казня еще суровей.

Уже не шерсти от овец -

Пастушьей хочет крови.

Страна родная, каждый грош,

Который втайне соберешь,

Неси не в ларь испанский,

А тем, кого в лесах найдешь,

Их принц ведет Оранский.

Отдать ли деньги палачам

Иль нашим гордым смельчакам,

Решить давно пора вам!

На битву, гёзы! Счастья вам!

Позор и смерть тиранам!

1.___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

О какой «палате» в нем идет речь? Где она находится? Кому она посвящена?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 9 . На представленной карте показана особая территория, существовавшая в московском царстве.

1. Назовите политику, в ходе которой, была выделена эта территория (укажите годы (или век и десятилетия, когда это произошло).

4. Укажите не менее трех последствий этой политики.

________________________________

_____________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Всероссийская ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО истории 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП . 8 КЛАСС.

Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды?

А. 1613, 1645, 1682 гг.______________________________________________________

Б. Скань, зернь, финифть _____________________________________________________________

Задание 2. Заполните пропуски в ряду.

А. Г.И.Головкин – президент коллегии иностранных дел, ____________________ - генерал- прокурор Сената, Ф.М. Апраксин – президент адмиралтейской коллегии.

Б. , Иван Федоров – книгопечатный станок; И.П. Кулибин - ______________________________; А.К. Нартов - токарный станок

Задание 3. Заполните таблицу, внеся в нее буквенные и числовые обозначения в правильном соответствии.

Григорианский календарь

Событие Отечественной истории

1) А.В. Суворов получает от Павла I два рескрипта, в которых сообщается о разрыве союза с Австрией и приказывается готовить русскую армию к возвращению в Россию.

2) А.В. Суворов, находящийся в городе Немиров на Украине занимается разоружением и демобилизацией польских войск, оставшихся на территориях, отошедших к России по второму разделу Речи Посполитой.

Событие во Франции

I) переворот, в результате которого Наполеон Бонапарт приходит к власти

II) свержение якобинской диктатуры

Задание 4 . Установите верное соответствие и внесите свой ответ в таблицу.

«Тишайший» царь

Павел I

«Романтический император»

Петр III

«Не способнейший, а удобнейший царь »

Елизавета Петровна

«Он позволил свергнуть себя с престола, как ребенок, которого посылать спать»

Михаил Федорович

«Тартюф в юбке и короне»

Алексей Михайлович

«От вечерни она шла на бал, а с бала поспевала к заутрене».

Екатерина II.

Б. Соотнесите дату и событие:

Созыв Уложенной комиссии

1686 г

Переяславская рада

1762 г.

Указ о единонаследии

1654 г.

Взятие Измаила

1790 г.

«Вечный мир» с Польшей

1767 г.

Манифест о Вольности дворянства

1714 г.

Задание 5. В приведенном ниже перечне представлены мероприятия, связанные с деятельностью трех российских правителей. Определите этих правителей. Впишите их имена в верхнюю строку таблицы. Во вторую строку таблицы впишите порядковые номера мероприятий, соответствующих каждому правителю.

1) ликвидация внутренних таможен 2) создание Вольного экономического общества

3) восстановление применения телесных наказаний для дворян 4) изменение порядка наследования престола

5) объявление винокурения дворянской монополией 6) губернская реформа

7) издание Жалованных грамот дворянству и городам 8) запрет записывать в армию дворянских детей с младенческого возраста 9) отмена гетманства 10) основание Академии художеств

Задание 6. Заполните пустые ячейки таблицы цифровыми обозначениями приведенных данных. События в таблице расположите в хронологическом порядке, таким образом, чтобы в самой верхней, оказалось самое раннее событие, а в нижней самое позднее.

1) Война с Речью Посполитой

5) бой у мыса Гангут

9) Сеит – Али

13) Семилетняя война

2) М.Б.Шеин

6) Ф.Ф.Ушаков

10) Фридрих II

14) Г. Ватранг

3) сражение у Кунерсдорф

7) русско- турецкая война

11) Владислав IV

15) П.С.Салтыков

4) Ф.М.Апраксин

8) Северная война

12) сражение у мыса Калиакрия

16) осада Смоленска

Задание 7 . В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю. Перед вами три таких термина. Укажите:

1) Краткое определение термина.

2) Назовите период, с которым связано возникновение явления, обозначенного этим словом

3) Фамилию (имя) исторического деятеля.

4) Кем был исторический деятель.

А. «Никониане».

1) _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Б. «Вольтерьянец»

1)_______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

2) _______________________________________________________________________

3) _______________________________________________________________________

4) _______________________________________________________________________

Задание 8. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:

«Приказ… а в нем сидит диак, да подъячих с 10 человек… В тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя… А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том не ведали».

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы.

А. Как называет приказ, о котором говорится в документе?_________________________________

Б. Назовите имя и даты правления царя, при котором он был создан.________________________

Задание 9. Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина

О какой «палате» в нем идет речь? Где она находится? Кому посвящена?

У русского царя в чертогах есть палата

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен.

Ни плясок, ни охот,- а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 10 . На представленной карте показана особая территория, существовавшая в Московском царстве.

1. Назовите политику, в ходе которой, была выделена эта территория (укажите годы (или век и десятилетия, когда она проводилась).

2. Назовите имя царя, который ее проводил.

3. Назовите двух исторических деятелей, которые помогали царю в осуществлении данной политики.

4. Укажите три любых последствия этой политики.

1.___________________________________________________ ________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Всероссийская ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО истории 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП . 9 КЛАСС.

Фамилия, имя___________________________________________________Класс______

Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ .

1.1. 1497, 1550, 1649, 1832 г._________________________________________________

1.2. Новгород, Псков, Флоренция, Пиза в средние века. ____________________________

1.3. Великий князь Дмитрий Иванович, воевода Дмитрий Боброк, князь Владимир Серпуховской.__________________________________________________________________

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

2.1 . Холоп, тысяцкий, закуп, рядович. ________________________________________

____________________________________________________________________________

2.2. Василий II Темный, Юрий Галицкий, Василий Косой, Иван II Красный, Дмитрий Шемяка. ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2.3 . Битва на Сомме, битва на Марне, Верденское сражение, Грюнвальдская битва

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 3. Установите соответствие. Соотнесите название архитектурного сооружения и время его постройки:

1) собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге А. XV в.

2) здание Большого театра в Москве Б. XVI в.

3) храм Покрова-на-рву В. XVII в.

4) Теремной дворец в Кремле Г. XVIII в.

5) особняк С.П.Рябушинского в Москве Д. XIX в.

6) Грановитая палата

Задание 4. Какие историческое событие описаны ниже? Назовите не менее трех известных исторических деятелей, с которыми они связаны.

4.1 «Определено было обойти Москву фланговым маршем, дабы занять Калужскую дорогу и прикрыть южные губернии, откуда мы могли получать подкрепление и продовольствие. Избегая генерального сражения, продолжая меж тем военные действия и заняв Калужскую дорогу, мы могли собрать к зиме новую армию, изготовленную к зимнему походу».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4.2. «Открылась в Кремле дума земская, или государственный собор для дела великого, небывалого со времен Рюрика: для назначения венценосца России, где доселе властвовал непрерывно, уставом наследия, род князей варяжских и где государство существовало государем. Казалось, что все желали одного: как сироты найти скорее отца – и знали, в ком его искать».__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 5. Заполните пропуски в тексте.

«Во время переговоров о мире, в ____ 1 ___ году, «страдая за Россию, читая горесть и на лицах бояр царевич ___ 2 ___ исполнился ревности благородной. Пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить _____ 3 ___ от войск короля ____ 4 ___, восстановить честь России». Царь ____ 5 ___в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!» - и поднял руку. ___ 6 ____, который позднее, на исходе века, будет избран царем, хотел удержать ее: царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию».

1.__________________________2.____________________________3.________________________

4.__________________________5.____________________________6.________________________

Задание 6. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.

6.1. Вначале ХХ века сохранение не ограниченной никакими механизмами контроля со стороны представительных выборных органов или разделением на ветви исполнительную, законодательную и судебную наследственной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в политической системе Российской империи. _________________________________________________________________________________

6.2 . Это слово едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о XVII в. Это понятно, ибо речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам. ____________________________________________________________

Задание 7. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух

исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

7.1 . Который, продукты, не, труд, рынок, предназначаются, хозяйство, внутренний, для, потребление, а, продажа, для. _________________________________________________ _________________________________________________________________________________

7.2 . Государственный, течение, уничтожение, всякий, общественно-политический, власть, за, выступающий._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу.

1. После соединения с П.И.Багратионом под Смоленском, М.Б.Барклай-де-Толли сформировал летучий партизанский отряд для действия против левого фланга французов.

2. Накануне Бородинского сражения французская армия имела двукратный численный перевес.

3. Армия М.И.Кутузова покинула Москву через Дорогомиловский мост, переименованный позже в Бородинский.

4. В сражении под Малоярославцем был смертельно ранен П.И.Багратион.

5. Здание Манежа в Москве было построено для торжественного празднования пятой годовщины победы России в Отечественной войне.

6. Среди полководцев - участников Отечественной войны 1812 г. полным кавалером Ордена Святого Георгия стал только М.И.Кутузов.

Задание 9. Перед вами 4 пронумерованных портрета и карта.

9.1. Определите, кто изображен на каждом портрете (не забудьте указать их номера).

9.2. События, связанные с деятельностью какого из представленных исторических персонажей, отражены на данной карте. Обоснуйте. Дайте краткий ответ.

1. 2. 3. 4.

9.1.

1. _________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

9.2. ______________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 10. Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
  1. «Смута втянула в политическую борьбу тех, кто никогда ранее не помышлял об этом, породила, по сути, первое общенациональное общественное движение. «Государево дело»…оказалось доступным для простых «мужиков», осмелившихся думать о спасении «преславного Московского государства». (И.Л. Андреев)
  1. «Крепостное право – вопль отчаяния, испущенный государством» (В.О.Ключевский)
  1. «От кончины Петра I и чуть ли не до восшествия императрицы Елизаветы Петровны царствовало невежества собственная корысть и борствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и нежеланием новых, введенных Петром» (Екатерина II)
  1. « Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей в Бородинском сражении. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». (Б.С.Абалихин)
  1. «Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции». (Н.А. Троицкий)

Вопросы к олимпиаде по «Истории России» в 2009 г.

А) Призвание Рюрика на княжение в Новгород;г.

Б) Введение христианства на Руси;г.

В) оставление «Русской Правды» Ярославичей;г.

2. Определите исторического деятеля, о котором идет речь.

Этого человека древнерусский источник называет «вельможей ». Служил он у черниговского князя, но, услышав о нашествии Батыя, бросился с малой дружиной воевать.

Он стал одним из героев «Повести о разорении Рязани Батыем», которая называет его «исполином».

Храбрость этого война восхитила самого Батыя, и хан отпустил остатки его дружины, разрешив им похоронить тело героя.

Этот человек стал героем многих устных сказаний и былин.

3. Вычеркните лишнее.

Василий II Темный, Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка, Василий III.

4. Найдите современников царя Ивана IV Грозного:

А) Микеланджело Буонарроти;

Б) Диего Веласкес;

В) Исаак Ньютон.

5. Выберите правильный ответ.

На протяжении нескольких веков в Русском государстве существовало местничество, отмененное только в 1682 г. царем Федором Алексеевичем. Что оно собой представляло?

А) обязанность для горожан строить свои дома в специально определенных местах, в соответствии с планом.

Б) система формирования казачьих войск в соответствии с территориальным принципом.

А. отмена сословий;

Б. ликвидация самодержавия;

В. ликвидация национального неравноправия;

Г. отмена пережитков крепостничества;

Д. объявления политических свобод;

10. С какими событиями внешнеполитической жизни страны международных отношений связаны имена:

А. , Дж. Кеннеди, Ф. Кастро;

Б. , А. Дубчек, Г. Гусак;

В. , Х. Амин, Б. Кармаль.

11. Проанализируйте фрагмент из программного документа начала ХХ века одной из политических партий. Какой партии он принадлежит? Какие цели, отдаленные и ближайшие, поставлены? Считаете ли вы их реальными для России того периода?

«… Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою… »

1. Ответ: А – 2, Б – 3, В – 1.

2. Ответ: Евпатий Коловрат.

3. Ответ: Названы участники феодальной войны второй четверти XV в. Лишний в списке Василий III, который вступил на московский престол в 1505 г.

4. Ответ: А.

5. Ответ: В.

– лишний.

8 самодержавие, террор, панславизм

10. А. Карибский кризис

Б. ввод советских войск в Чехословакию.

В. ввод советских войск в Афганистан

11. Фрагмент из программы РСДРП, принятой ее II съездом в 1903 г. обозначена главная стратегическая цель партии: построение общества на основе общественной собственности путем социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.

Отличие от целей других партий четко обозначено в отрывке: введение общественной собственности на средства производства (т. е. уничтожение частной собственности), коллективного труда всех членов общества, ликвидация классов и эксплуатации, построение социализма, освобождение трудящихся всего мира.

После октября 1917 г. была сделана попытка реализовать программу партии, окончившаяся, десятилетия спустя, крахом, не только из-за жестких политических методов пролетарской диктатуры, но и утопичности провозглашенных в начале века идей.

Вопросы к олимпиаде по «Истории России» в 2010 г.

1. Соотнесите между собой события и даты:

А) объединение Руси под властью Олега;г.

Б) вступление на престол Владимира Святославича;г.

В) смерть Ярослава Мудрогог.

2. Вычеркните лишнее:

Большая Орда, Синяя Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда.

3. Найдите современника царя Михаила Федоровича Романова:

А) кардинал Ришелье;

Б) Эразм Роттердамский;

В) Фердинанд Кортес.

4. Определите исторического деятеля, о котором идет речь.

О происхождении этого человека нет единого мнения среди ученых, ясно только, что он незнатного рода.

Образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю.

Он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий.

Известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях: даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством. Но, кроме того, этот человек занимался кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными для государства делами.

5. Выберите правильный ответ:

Что такое посессионная мануфактура?

1) предприятие, работавшее не постоянно, а периодически, несколько раз в году;

2) предприятие, продукция которого доставлялась в казну большими партиями;

3) предприятие, на котором работали приписанные крестьяне.

6. Расположите в хронологической последовательности события XIX в.:

Введение в России министерств, Указ об отмене выкупных платежей с крестьян, заключение русско-французского военного союза («сердечное согласие» - Антанта), Восстание декабристов, Отмена нейтрализации Черного моря, Судебная реформа в царствование императора Александра II.

7. Какое историческое событие описано ниже? Когда оно произошло? Вспомните не менее трех известных исторических деятелей, с которыми они связаны.

«Когда военная церемония кончилась, император, который все еще продолжал сидеть на коне, громко крикнул: «Гос­пода офицеры, ко мне!». Офицеры окружили царя, и он громко начал речь о великом событии дня: «Положен ко­нец вековой несправедливости... Я жду жертв от дворянст­ва... Благородное дворянство сомкнётся вокруг престо­ла...». Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь появился на улице, за его коляской помчался ликующий народ. Герцен был прав, сказавши два года спустя: «Александр Николае­вич, зачем вы не умерли в этот день? Вы остались бы героем в истории!».

8. в поэме «Возмездие» писал:

В те годы дальние, глухие

В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла.

И не было ни дня, ни ночи,

А только тень огромных крыл,

Он дивным кругом очертил

Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна.

· Кто такой? Что вы о нем знаете?

· В чем проявлялось его влияние на формирование общественно-
политических взглядов Александра III?

· Что в государственной деятельности Победоносцева могло бы­
звать отрицательное отношение к нему?

А) отмену сословного строя;

Б) ликвидацию национального неравноправия народов России;

В) введение политических свобод;

Г) отмену помещичьего землевладения.

10. Назовите причину, по которой Санкт-Петербург был переименован в Петроград:

А) по желанию жителей;

В) «Головокружение от успехов»;

Г) «Экономические проблемы социализма в СССР».

12. Установите соответствие между битвами Великой Отечественной войны и их значением:

1. Битва за Берлин;

2. Сражение под Прохоровкой;

3. Битва под Москвой;

4. Сталинградская Битва.

А) конец мифа о непобедимости Вермахта;

Б) коренной перелом в ходе войны;

В) самое крупное танковое сражение;

Г) завершающий этап войны.

13. Расставьте в хронологической последовательности годы правления советских государственных деятелей:

А) Н. Хрущев;

Б) Ю. Андропов;

В) Л. Брежнев;

Г) М. Горбачев;

Д) К. Черненко.

Ответы:

1. Ответ: А) 3, Б) 1, В) 2.

2. Ответ: Приведены государства, возникшие на месте Золотой Орды после ее распада. Вычеркнуть нужно Синюю Орду, которая сосуществовала с Золотой Ордой.

3. Ответ: А.

4. Ответ: .

5. Ответ: 3.

6. Введение в России министерств, Восстание декабристов, Судебная реформа в царствование императора Александра II, Отмена нейтрализации Черного моря, об отмене выкупных платежей с крестьян, заключение русско-французского военного союза («сердечное согласие» - Антанта).

7. Отмена крепостного права в России в 1861 г. Ростовцев, Николай Милютин, вел. княгиня Елена Павловна, Самарин, Черкасский, В. Панин, кн. Гагарин, Унковский, Позен и др.

12. 1-Г; 2-В; 3-А; 4-Б.

13. А, В, Б, Д, Г.

Новое на сайте

>

Самое популярное