Домой Полезные советы Сросшиеся пальцы на ногах: причины и лечение. Сросшиеся пальцы на ногах: что это означает? Возможные причины возникновения

Сросшиеся пальцы на ногах: причины и лечение. Сросшиеся пальцы на ногах: что это означает? Возможные причины возникновения

Опорно-двигательный аппарат представлен активной и пассивной частью. Суставы человека – основа его движений. Поэтому нам необходимо познакомиться с их строением и классификацией. Наука, которая изучает соединение костей, называется артрологией.

Сустав представляет подвижное соединение поверхностей костей, окруженное специальной защитной сумкой, в которой находится суставная жидкость. Подобно маслу в двигателе автомобиля, синовиальная жидкость не даёт стираться основаниям костей. Каждое сочленение имеет суставные поверхности и является подвижным их соединением.

Но существуют формы суставов, которые являются неподвижными или малоподвижными и с возрастом могут превращаться в костную ткать. Они находятся в основании черепа, а также скрепляют кости таза. Это происходит, когда человек проходит свою последнюю точку развития, и в организме начинаются процессы старения.

Анатомия и движение суставов

Каждое движение в жизни человека регулируется центральной нервной системой, затем сигнал передается к требуемой мышечной группе. В свою очередь, она приводит в движение требуемую кость. В зависимости от свободы движения оси сустава выполняется действие в том или ином направлении. Хрящи суставных поверхностей увеличивают разнообразность функций движения.

Немалую роль оказывают группы мышц, которые способствуют движению сочленений. Связки по строению состоят из плотной ткани, они обеспечивают дополнительную прочность и форму. Кровоснабжение проходит по крупным магистральным сосудам артериальной сети. Крупные артерии разветвляются на артериолы и капилляры, приносящие питательные вещества и кислород в сочленение и околосуставные ткани. Отток происходит по венозной системе сосудов.

Существует три основных направления движений, они и определяют функции суставов:

  1. Сагиттальная ось: выполняет функцию отведения – приведения;
  2. Вертикальная ось: выполняет функцию супинации – пронации;
  3. Фронтальная ось: выполняет функцию сгибания – разгибания.

Строение и формы суставов в медицине принято простым образом разделять на классы. Классификация суставов:

  • Одноосные. Блоковидный тип (фаланги пальцев), цилиндрический сустав (лучево-локтевой сустав).
  • Двуосные. Седловидный сустав (запястно-пястный), эллипсовидный тип (луче-запястный).
  • Многоосные. Шаровидный сустав (тазобедренный, плечевой), плоский тип (грудинно-ключичный).

Виды сочленений

Для удобства все суставы человеческого тела принято подразделять на виды и типы. Самое популярное деление основывается на строении суставов человека, часто его можно встретить в виде таблицы. Классификация отдельных типов суставов человека представлена ниже:

  • Вращательный (цилиндрический тип). Функциональная основа движения в суставах заключается в супинации и пронации вокруг одной вертикальной оси.
  • Седловидный тип. Сочленение относится к такому типу соединения, когда окончания поверхностей костей сидят верхом друг на друге. Объем движения происходит по оси вдоль своих окончаний. Зачастую встречаются такие сочленения в основании верхних и нижних конечностей.
  • Шаровидный тип. Строение сустава представляется выпуклой формой головки на одной кости и впадиной на другой. Это сочленение относится к многоосным суставам. Движения в них наиболее подвижные из всех, а также являются и самыми свободными. Представляется в туловище человека тазобедренным и плечевыми сочленениями.
  • Комплексный сустав. У человека это очень сложный сустав, составляющий комплекс из тела двух или более простых сочленений. Между ними подставлена на связках суставная прослойка (мениск или диск). Они удерживают кость одну возле другой не позволяя выполнять движения в стороны. Типы суставов: коленная чашечка.
  • Комбинированный сустав. Это соединение состоит из комбинации нескольких разных по форме и находящихся в изоляции один от другого суставов, выполняющих совместно функции.
  • Амфиартрозный, или тугой сустав. Имеет в своём составе группу крепких сочленений. Суставные поверхности резко ограничивают движения в суставах для большей плотности, движения практически отсутствуют. В теле человека представлены там, где не нужны движения, а нужна крепость для защитных функций. Например, крестцовые соединения позвонков.
  • Плоский тип. Эта форма суставов у человека представлена гладкими, размещенными перпендикулярно поверхностями соединения в суставной сумке. Оси вращения возможны вокруг всех плоскостей, что объясняется незначительной размерной разностью сочленительных поверхностей. Это кости запястья, к примеру.
  • Мыщелковый тип. Суставы анатомия которых имеет в своём основании головку (мыщелку), схожую по строению с эллипсом. Это своего рода переходная форма между блоковидным и эллипсовидным типами строения суставов.
  • Блоковидный тип. Сочленение здесь представляет собой цилиндрически расположенный отросточек против лежащей впадины на кости и окружен суставной сумкой. Имеет лучшее соединение, но меньшую осевую подвижность чем шаровидный тип соединения.

Классификация суставов достаточно сложная, ведь соединений в организме очень много и они имеют разнообразную форму, выполняют определенные функции и задачи.

Соединение черепных костей

Череп человека насчитывает 8 парных и 7 не парных костей. Они соединены между собой плотными фиброзными швами, кроме костей нижних челюстей. Развитие черепа происходит по мере роста организма. У новорождённых кости крыши черепа представлены хрящевой тканью, а швы еще мало похожи на соединение. С возрастом они крепнут, плавно превращаясь в твердую костную ткань.

Кости лицевой части прилегают друг к другу гладко и соединены ровными швами. В отличие от них, кости мозгового отдела соединяются чешуйчатым либо зубчатым швами. Нижняя челюсть крепится к основанию черепа сложным эллипсовидным комплексным двухосным комбинированным суставом. Который позволяет производить движения челюсти по всем трём видам осей. Это обусловлено ежедневным процессом приёма пищи.

Соединения позвоночного столба

Позвоночник состоит из позвонков, которые своими телами образуют сочленения между собой. Атлант (первый позвонок) крепится к основанию черепа с помощью мыщелков. Он схожий по своему строению со вторым позвонком, который называется эпистофей. Вместе они создают уникальный механизм, который присущий только человеку. Он способствует наклонам и поворотам головы.

Классификация суставов грудного отдела, представляется двенадцатью позвонками, которые с помощью остистых отростков крепятся друг с другом и с рёбрами. Суставные отростки направлены фронтально, для лучшего сочленения с рёбрами.

Поясничный отдел состоит из 5 крупных тел позвонков, которые имеют великое множество связок и суставов. В этом отделе чаще всего случаются межпозвоночные грыжи, вследствие неправильных нагрузок и слабого развития мышц в этой области.

Далее, следуют копчиковый и крестцовый отделы. Во внутриутробном состоянии представляют собой хрящевую ткань, разделённую на большое количество частей. К восьмой неделе сливаются, а к девятой начинают окостеневать. В возрасте 5–6 лет, начинает окостеневать копчиковый отдел.

Полностью позвоночник в крестцовом отделе формируется к 28 годам. В это время раздельные позвонки срастаются в один отдел.

Строение суставов пояса нижних конечностей

Ноги человека состоят из множества сочленений как крупных, так и мелких. Они окружены большим количеством мышц и связок, имеют развитую сеть кровеносных и лимфатических сосудов. Строение нижней конечности:

  1. Ноги имеют множество связок и суставов, из которых и самый подвижный шарообразный тазобедренный сустав. Именно его, в детстве, маленькие гимнасты и гимнастки начинают уверенно разрабатывать. Самая крупная связка тут - головки бедра. В детском возрасте она необычайно тянется, этим и обуславливается ранний возраст соревнований гимнастов. На раннем уровне формирования таза закладываются подвздошная, лобковая и седалищная кости. Соединены они поначалу суставами пояса нижних конечностей в костное кольцо. Только к 16–18 годам они окостеневают и срастаются в единую тазовую кость.
  2. В медицине самым сложным и тяжёлым по строению является колено. В его состав входит сразу три кости, которые находятся в глубоком переплетении суставов и связок. Сама же коленная капсула сустава образует ряд синовиальных сумок, которые находятся по всей длине прилегающих рядом мышц и сухожилий, не сообщающихся с полостью самого сустава. Связки же, находящиеся здесь, разделяются на те, которые входят в полость сустава и те, которые в него не входят. В своей основе колено является мыщелковым типом сустава. Когда обретает разогнутое положение, он работает уже как блоковидный тип. При загибании голеностопа в нём происходят уже вращательные движения. Коленный сустав претендует на звание самого сложноустроенного сустава. При этом его нужно внимательно беречь, не усердствовать с перегрузками на ноги, потому что восстановить его очень и очень нелегко, а в определённой стадии даже невозможно.
  3. Касаясь же голеностопного сустава, необходимо иметь в виду, что связки залегают на боковых его поверхностях. В нём соединяется большое количество больших и маленьких костей. Голеностопный сустав является блоковидным типом, в котором возможно винтовое движение. Если же говорить про саму стопу, то она делится на несколько частей, и не представляет никаких сложных суставных соединений. В своём составе, она имеет типичные блоковидные соединения, расположенных между основаниями фаланг пальцев. Сами же суставные капсулы свободные и размещаются по краям суставных хрящей.
  4. Стопа в жизни человека является предметом повседневной нагрузки, а также обладает важным амортизационным эффектом. Она состоит из множества мелких суставов.

Строение сочленений пояса верхних конечностей

Рука и кисть включает в себя множество сочленений и связок, которые способны очень тонко регулировать действия и моторику мельчайших движений. Одним из самых сложных здесь суставов является плечевой. Он имеет множество креплений и переплетений связок, которые сложноналаживаются одна на одну. Основные три крупные связки, которые отвечают за отведение, приведение, поднятие рук в стороны, кпереди и вверх.

Поднятие руки выше плеча, вводит в движение мышцы и связки лопатки. Соединяется плечо с лопаткой мощной фиброзной связкой, что позволяет человеку выполнять различные сложные и тяжелые действия с тяжестями.

Классификация сустава локтя по своему строению очень схож с построением коленного сустава. Включает в свой состав три сочленения, окруженные одним основанием. Головки у основания костей в локтевом суставе покрыты гиалиновым хрящом, что улучшает скольжение. В полости единого сустава, различают блокировку полноты движения. За счет того, что локтевой сустав вовлекает в движение плечевую и локтевую кости, боковые движения не выполняются в полной мере. Их тормозят коллатеральные связки. В движении этого сочленения принимает участие и межкостная перепонка предплечья. Через неё проходят залегающие нервы и кровеносные сосуды к окончанию руки.

Своё начало крепления мышцы запястья и пястья берут около лучезапястного сустава. Множество тонких связок регулируют моторику движения как с тыльной стороны ладони, так и по бокам.

Сустав большого пальца люди унаследовали от обезьян. Анатомия человека схожа со строением наших древних родственников именно этим сочленением. Анатомически оно обусловлено хватательными рефлексами. Это сочленение костей помогает взаимодействовать со многими предметами окружающей среды.

Болезни сочленений

У человека суставы, пожалуй, наиболее часто подвержены болезням. Среди основных патологий необходимо выделить гипермобильность. Это такой процесс, когда присутствует повышенная активность соединений костей, выходящая за рамки допустимых осей. Происходит нежелательное растяжение связок, позволяющее сочленению делать глубокое движение, что крайне плохо сказывается на прилегающие к головкам костей тканям. Приводят такие движения через некоторое время к деформации поверхностей соединений. Этот недуг передаётся по наследству, каким образом, это ещё предстоит выяснить врачам и учёным.

Гипермобильность часто выявляется у молодых девушек и является генетически обусловленной. Она приводит к деформации соединительных тканей и прежде всего сочленений костей.

С таким видом болезни крайне не рекомендуется выбирать работу, в которой длительное время приходится находиться в одном и том же положении. Кроме этого, необходимо осторожно заниматься спортом, так как существует риск ещё большего перерастяжения связок. Что, в свою очередь, заканчивается варикозом или артрозом.

Наиболее частая локализация заболеваний:

  1. Болезни плечевого пояса нередко возникают у людей в старости, особенно у тех, кто привык зарабатывать на жизнь нелёгким физическим трудом. В критической зоне также люди, которые очень часто ходят в тренажерный зал. Впоследствии старость сопровождается болями в плечах (плечевой переартрит) и остеохондрозом шейного отдела позвоночника. Часто врачи обнаруживают у людей этой категории остеоартроз или артрит плечевого соединения.
  2. Болезни локтя также часто беспокоят спортсменов (эпикондилит). К старости суставы человека испытывают дискомфорт и ограничение подвижности. Вызываются они деформирующим остеоартрозом, артритами и воспалениями мышц руки. Поэтому необходимо помнить о правильности техники и времени занятий.
  3. Сочленения рук, пальцы и кисти подвергаются воспалению при ревматоидном артрите. Проявляется болезнь синдромом «тугих перчаток». Особеностью её является поражение обеих рук (полиартрит). Случаи артрозов с острым поражением сухожилий возникают у профессий, связанных с мелкой моторикой: у музыкантов, ювелиров, а также тех, кто ежедневно долго печатает на клавиатуре тексты.
  4. В тазобедренной области чаще всего выделяют коксартроз. Характерное заболевание у людей преклонного возраста остеопороз (размягчение структуры бедренной кости). Бурситы и тендиниты тазобедренного сочленения встречаются у бегунов и футболистов.
  5. Болезни в колене выявляют у людей всех возрастных групп, так как это очень сложноустроенный комплекс. Восстановление его в 90% случаев невозможно без хирургического вмешательства, что, в свою очередь, не гарантирует полного излечения этого соединения.
  6. Для голеностопа характерными являются артроз и подвывих. Патологии относятся к профессиональным у танцовщиц, женщин которые часто используют высокие каблуки. Артрозом страдают люди, у которых присутствует ожирение.

Здоровые суставы являются роскошью в наше время, которую трудно заметить, пока человек не столкнулся с их проблемой. Когда каждое движение в определённом сочленении делается с болью, то человек способен многое отдать, чтобы вернуть здоровье.

Жизнь человека сложно было бы представить без точных и уверенных движений. Касаясь любой профессии, где задействовано физическое умение человека, нужно отдать должное помощи сочленений и связок. Они активируются рефлекторно, и мы практически никогда не замечаем, как малейшие движения решают нашу судьбу начиная от вождения автомобиля, заканчивая сложными хирургическими операциями. Во всём этом нам помогают суставы, которые могут повернуть жизнь так, как вы сами захотите.

Предплечье: строение, функции, его возможные травмы и их лечение

Рука человека состоит из нескольких отделов. Один из них – предплечье. Этот отдел человеческого организма выполняет множество важных в повседневной жизни функций. Строение предплечья довольно простое и в то же время расположено к получению различных травм.

Где расположено предплечье?

Все слышали, об этом отделе руки, но не многие ориентируются, где именно этот отдел расположен. Все довольно просто – предплечьем называется часть верхней конечности от кисти до локтевого сустава. Также можно сказать, что предплечье является средней частью верхней конечности.

Общая анатомия

Предплечье состоит из 2 костей – локтевой и лучевой. Они имеют трехгранную форму и трубчатое строение. Из-за такой формы выделяют 3 поверхности и 3 края у этих костей. При этом две поверхности обеих костей направлены вперед и назад. А 3поверхность лучевой кости направлена кнаружи и получила название латеральная. Одна из поверхностей локтевой кости, которая направлена к средине, зовется медиальной. Обе кости состоят из диафиза (центральная часть с костномозговой полостью), дистального и проксимального эпифизов (расширенные концы кости). Между костями предплечья по всей длине имеется межкостная перепонка.

Само предплечье напоминает своим видом усеченный конус, вершина которого направлена книзу, а основа кверху. Это обеспечивается особым положением костей, которые хоть и находятся в практически параллельном положении, но соприкасаются своими концами. В результате этого между костями образуется так называемое межкостное пространство.

Особенности локтевой кости

Проксимальный (верхний) конец этой кости утолщен и содержит блоковидную вырезку. Именно она является местом соединения с плечевой костью. Эта вырезка имеет 2 отростка: локтевой и венечный. На последнем имеется лучевая вырезка, которая является местом соединения с головкой лучевой кости. На одной из сторон тела кости находится специальное питательное отверстие.

Дистальная часть кости оканчивается головкой с шиловидным отростком. Нижний эпифиз заметно уже проксимального. Головка дистального эпифиза служит соединителем с лучевой костью

Строение лучевой кости

Как говорилось выше, и эта кость имеет 2 эпифиза и диафиз. На проксимальном эпифизе размещена головка, имеющая особое плоское углубление. Оно является суставной ямкой, служащей для соединения с мыщелком локтевой кости. Зона кости ниже головки называется шейкой, а сразу за ней начинается бугристость, к которой крепится двуглавая мышца плеча.

На дистальном эпифизе находится локтевая вырезка, необходимая для соединения с головкой локтевой кости. На другой стороне этого эпифиза размещается шиловидный отросток. На нижнем эпифизе кости выделяют суставную поверхность, состоящую из 2 частей. Она является местом сочленения с ладьевидной и полулунной костьми. На задней поверхности лучевой кости располагаются специальные бороздки, которые являются зоной прикрепления сухожилий мышц.

Суставы предплечья

Кости предплечья образуют 2 сустава между собой: проксимальный и дистальный. Дистальный образуется боковой поверхностью головки локтевой кости и локтевой вырезкой лучевой кости. Кроме этого в формировании этого сустава участвует треугольная хрящевая пластинка, которая прикреплена верхушкой к шиловидному отростку. Сустав имеет цилиндрическую форму с вертикальной осью вращения. Вместе с дистальным суставом они образуют единую систему. Проксимальный сустав заключен в капсулу сустава локтя.

Мышцы предплечья

Все мышцы предплечья можно разделить на несколько групп. В первую очередь выделяют разгибатели и сгибатели, а также супинаторы и пронаторы. Как понятно из названий групп мышцы поделены в зависимости от того, какие функции они выполняют.

В зависимости от расположения на конечности выделяют переднюю группу мышц, в которую входят пронаторы и сгибаторы, и заднюю, к которой относятся разгибатели и супинаторы.

Кроме того, у каждой группы в свою очередь различают поверхностные и глубокие слои. Зона предплечья состоит из многих мышц. Некоторые из них берут свое начало от костей плечевого пояса, некоторые непосредственно от лучевой или локтевой кости.

Мышцы передней группы предплечья представлены: длинной ладонной мышцей, глубоким и поверхностным сгибателями пальцев, локтевым и лучевым сгибателями запястья, круглым и квадратным пронаторами, сгибателем большого пальца.

Задняя группа состоит из: 2-х лучевых (длинного и короткого) и локтевого разгибателей запястья, супинатора, плечелучевой мышцы, разгибателей мизинца и пальцев, мышцы, отводящей большой палец, длинного и короткого разгибателя большого пальца, а также разгибателя указательного пальца.

Помимо мышц имеются связки и сухожилия. Такое сложное строение зоны предплечья обеспечивает возможность разнообразных движений конечностью.

Кровоснабжение и иннервация отдела

За кровоснабжения тканей предплечья отвечают локтевая и лучевая артерии. Эти артерии весьма хорошо анастомозируют, что позволяет перевязывать одну из них при необходимости без существенных нарушений кровообращения. Отток венозной крови обеспечивается поверхностными и глубокими венами.

Задняя группа мышц контролируется лучевым нервом, а иннервация мышц передней группы обеспечивается срединным и локтевыми нервами. За иннервацию кожи на этом участке тела отвечают задний, латеральный и медиальный кожные нервы.

Почему возникают боли предплечья?

Болезненные ощущения в предплечье – довольно распространенный симптом многих заболеваний и состояний. Без дополнительных исследований иногда довольно сложно сразу диагностировать причину и выбрать верную терапию, чтобы восстановить предплечье.

Возможные причины болей предплечья:

К кому обращаться при боли в области предплечья?

Боли в руке в области предплечья не стоит терпеть. Они являются сигналом, что пора обратиться к врачу. Ведь такие болезненные ощущения характерны для многих заболеваний. Поэтому при их возникновении не следует идти в аптеку за обезболивающим средством, а необходимо обращаться к врачу. В первую очередь помочь смогут невропатолог и травматолог, которые назначат необходимые исследования и лечение.

Какие методы исследований используются для диагностики?

Для диагностирования травм, патологий или заболеваний предплечья применяют осмотр, пальпацию, проверку ротационных движений и движений каждого сустава. При этом в обязательном порядке сравнивают оба предплечья.

При необходимости проводят рентгенологическое исследование в 2-х проекциях, а также компьютерную томографию.

Лечение предплечья

В зависимости от вида патологии или травмы предплечья может быть назначена как консервативная, так и оперативная терапия. Консервативная может включать прием лекарственных средств, физиотерапию, ношение специальных повязок и ортезов, массаж и лечебную физкультуру.

В зависимости от заболевания предплечья могут применяться следующие хирургические вмешательства: кожная пластика, миотомия, тенотомия, костные резекции, фасциотомия, остеосинтез, остеотомия, а также протезирование и ампутация.

Вылечить артроз без лекарств? Это возможно!

Получите бесплатно книгу «Пошаговый план восстановления подвижности коленных и тазобедренных суставов при артрозе» и начинайте выздоравливать без дорогого лечения и операций!

Получить книгу

Перепонки между пальцами ног и шестой палец на руке даются от природы, но для [человеческих] свойств излишни. Опухоль и зоб вырастают на теле [человека], но для природного [они] излишни. Милосердие и справедливость во многих предписаниях распределяются между [всеми] пятью внутренними органами. Однако они не отвечают истине природных свойств. Как перепонки между пальцами ноги – добавочное бесполезное мясо, а шестой палец руки – добавочный бесполезный палец, так и многое внешнее [подобно] перепонкам и шестым пальцам для свойств [всех] пяти внутренних органов. Излишние милосердие и справедливость [вызывают] многие предписания, как слушать и смотреть.

Поэтому излишне острое зрение [ведет к] смешению [всех] пяти цветов, к изощренности в орнаменте, ослеплению темными и желтыми расшитыми царскими одеждами. Не так ли было с [Видящим] Паутину Издали? Излишне тонкий слух [ведет к] смешению пяти звуков, к изощренности в шести тонах, [пристрастию к музыкальным инструментам из] металла и камня, шелка и бамбука, колоколам и шести полутонам. Не так ли поступал Наставник Куан? Излишнее милосердие [ведет к] отказу от свойств, к скованности [человеческой] природы во имя славы, к тому, чтобы все в Поднебесной дули в свирели и били в барабаны, прославляя недосягаемый образец. Не так ли поступали Цзэн[цзы] и Хронист [Ю]?{1}

Излишества в спорах [ведут к] нагромождению фраз, [будто] черепицы или узлов на веревке, к наслаждению тождеством и различием, твердостью и белизной, безудержными бесполезными словами ради минутной славы. Не так ли поступали Ян [Чжу]{2} и Mo [Ди]?

Все эти учения с перепонками и шестыми пальцами не составляют подлинной истины в Поднебесной. Подлинная истина в том, чтобы не терять природных свойств. Следовательно, при объединении уничтожаются перепонки, а при разделении – лишние пальцы. [Однако] длинное не должно считаться излишним, а короткое – недостаточным. Хотя лапки утки коротки, [но] попробуй их вытянуть – причинишь боль; хотя ноги у журавля длинны, [но] отруби их – причинишь горе . Если не отрезать то, что от природы длинно, не удлинять то, что от природы коротко, не нужно будет и устранять боль. Ах, сколь противны человеческой природе милосердие и справедливость! Сколько боли причиняет людям милосердие!

Тот, кому разрежут перепонку между пальцами, заплачет; тот, кому откусят лишний палец, закричит. У одного – излишек, у другого – недостаток, а боль у обоих одинаковая. Современные милосердные с засоренными глазами печалятся о бедах мира, а немилосердные, насилуя природные свойства, алчут богатства и почестей. Ах, сколь противны человеческой природе милосердие и справедливость! Сколько шуму они вызвали в мире со времен трех династий!{3} .



Тот, кто с помощью крюка и отвеса, циркуля и наугольника придает [вещам] надлежащую [форму], калечит их природу; тот, кто с помощью веревок и узлов, клея и лака укрепляет [вещи], вредит [их] свойствам. Тот, кто [заставляет людей] изгибаться в обрядах и танцах, оберегать милосердие и справедливость, чтобы внести успокоение в умы Поднебесной, лишает их постоянных [свойств]{4} . У [всех вещей] Поднебесной есть постоянные [свойства]. К постоянному относится то, что скривилось без крюка, выпрямилось без отвеса, округлилось без циркуля, стало квадратным без наугольника; что соединилось без клея и лака, связалось без веревки и тесьмы. Так [все] в Поднебесной, увлекая один другого, рождаются и не знают, почему рождаются; одинаково обретают и не знают, почему обретают. Такой порядок был и в старину и в наше время, [он] не может быть нарушен. Как может связанный милосердием и справедливостью, точно клеем и лаком, веревкой и тесьмой, наслаждаться природными свойствами? [Они] вводят весь мир в заблуждение. Небольшое заблуждение изменяло направление; великое заблуждение изменяло [человеческую] природу. Откуда это известно? С тех пор как [Ограждающий] из рода Владеющих Тигром смутил Поднебесную своим призывом к милосердию и справедливости, каждый по принуждению поспешил следовать за милосердием и справедливостью. Не изменилась ли из‑за [появления] милосердия и справедливости и человеческая природа?

Попытаемся [высказать] об этом суждение.

Со времен трех династий каждый [человек] в Поднебесной из‑за вещей изменял [свою] природу. Ничтожные люди жертвовали жизнью ради наживы, мужи – ради славы, военачальники – ради рода, мудрецы – ради царства. У этих людей различные занятия, различные прозвания, но, жертвуя собой, они причиняли своей природе одинаковый вред.



Так, Раб и Рабыня вместе пасли стадо и оба потеряли своих овец. Спросили Раба, что [он] делал? Оказалось, что читал дощечку с записью гадания. Спросили Рабыню, что [она] делала? Оказалось, что играла в кости. Занимались они различными делами, но оба одинаково потеряли овец. Так, Старший Ровный, жаждавший славы, умер у подножья горы Первого Солнца; разбойник Чжи{5} , жаждавший поживы, умер на вершине Восточного Кургана. Смерть их вызвана различными причинами, но оба они равно сократили свою жизнь и причинили вред своей природе. Почему же следует восхвалять Старшего Ровного и порицать Чжи?

Из тех, кто в Поднебесной жертвует собой, одни делают это ради милосердия и справедливости, тогда их обычно величают благородными мужами; другие – ради имущества и богатства, тогда их обычно прозывают ничтожными людьми. Жертвуют собой одинаково, почему же становятся благородными или ничтожными? Разбойник Чжи так же сократил свою жизнь и повредил своей природе, как и Старший Ровный, откуда же [появилось] между ними различие, как [различие] между ничтожным и благородным?

[Умение] подчинять свою природу милосердию и справедливости, даже [столь] совершенное, как у Цзэн [цзы] и Хрониста [Ю], я не называю сокровищем; [умение] подчинять свою природу [всем] пяти вкусам, даже [столь] совершенное, как у Юйэра{6} , я не называю сокровищем; тех, кто подчиняет свою природу [всем] пяти, звукам даже [столь] совершенно, как Наставник Куан, я не называю чуткими; тех, кто подчиняет свою природу [всем] пяти цветам даже [столь] совершенно, как [Видящий] Паутину Издали, я не называю зоркими. Я называю сокровищем обладание не милосердием и справедливостью, а лишь своими свойствами . Я называю сокровищем не обладание милосердием и справедливостью, а лишь предоставление свободы своим природным чувствам. Я называю чутким не того, кто слышит других, а лишь того, кто слышит самого себя.Я называю зорким не того, кто видит других, а лишь того, кто видит самого себя. Ведь смотрит на других тот, кто не видит самого себя; овладевает другими тот, кто не владеет собой, [такой] завладевает тем, что принадлежит другим, а не тем, что обрел он сам;стремится к тому, что пригодно для другого, а не к тому, что пригодно для него самого. Ведь те, кто стремится: к пригодному для другого, не стремятся к пригодному для них самих. Они одинаково порочны, пусть это даже Старший Ровный или разбойник Чжи! Мне стыдно перед природными свойствами, поэтому я не осмеливаюсь упражняться в милосердии и справедливости с первым и не решаюсь предаваться порокам и последним.

!!! Глава 9

У КОНЯ КОПЫТА

У коня копыта, и [он] может ступать по инею и снегу. Шкура защищает [его] от ветра и холода. Он щиплет траву, пьет воду, встает на дыбы и скачет. Такова истинная природа коня. Ему не нужны ни высокие башни, ни огромные залы.

Но вот Радующийся Мастерству сказал:

– Я умею укрощать коней.

[И принялся] подстригать им гриву, подрезать копыта, стал их палить и клеймить, взнуздывать и стреноживать, запирать в конюшне и загоне. Из [каждого] десятка погибали два‑три коня. [Он] стал укрощать их голодом и жаждой, пускал рысью и галопом, заставлял держать строй. Спереди [им] угрожали удила и шлея, сзади – кнут и хлыст. Коней же погибало более половины.

Гончар сказал:

– Я умею лепить из глины.

Круги [у него] соответствовали циркулю, а квадраты – наугольнику.

Плотник сказал:

– Я умею обрабатывать дерево.

Изгибы [у него] соответствовали крюку, а прямые [линии] – отвесу.

Разве [своей] природой глина и дерево стремятся соответствовать циркулю и наугольнику, крюку и отвесу? Но все же [мастеров] славили из поколения в поколение:

– Радующийся Мастерству умел укрощать коней! Гончар и Плотник умели обращаться с глиной и деревом!

Это – ошибка тех, кто правил Поднебесной.

Я думаю, что мастер, управляя Поднебесной, поступил бы иначе. Постоянное в природе людей то, что [они] ткут и одеваются, возделывают землю и питаются, – это и называется [их] общим свойством. [Некогда они] были едины, не делились на группы, [и это я] называю естественной свободой{1} . Поэтому во времена, [когда] свойства были настоящими, ходили медленно и степенно, смотрели твердо и непреклонно. Тогда в горах еще не проложили дорог и тропинок, на озерах не было лодок и мостов; все создания жили вместе, и селения тянулись одно за другим. Птицы держались стаями, звери ходили стадами, травы росли со всей пышностью, а деревья – во всю свою длину. Поэтому можно было гулять, ведя на поводу птицу или зверя, вскарабкаться на дерево и заглянуть в гнездо сороки или вороны. Да, во времена, [когда] свойства были настоящими, [люди] жили рядом с птицами и зверями, [составляли один] род со всеми существами. Разве знали о [делении на] благородных и ничтожных? [Ни у кого] одинаково не было знаний, [никто] не нарушал своих свойств, [все] одинаково были свободны от страстей, и это [я] называю безыскусственностью. В безыскусственности народ обретал свою природу.

Когда же появились мудрецы, то [умение] ходить вокруг да около прихрамывая, стали принимать за милосердие; [умение] ходить на цыпочках – за справедливость, – и [все] в Поднебесной пришло в замешательство. Распущенность и излишества стали принимать за наслаждение; Сложенные руки и согнутые колени стали принимать за обряды. И [все] в Поднебесной стали отделяться друг от друга.

Кто сумел бы, не повредив дерева, вырезать жертвенную чашу? Кто сумел бы, не повредив белого нефрита, выточить скипетр и булаву? Как [сумели бы] ввести милосердие и справедливость, не нарушив природных свойств? Как [сумели бы] ввести обряды и музыку, не отбросив естественных чувств? Кто [сумел бы] создать орнамент, не спутав [всех] пяти красок? Кто [заставил бы] пять звуков, не спутав их, отвечать шести трубочкам? В том, что ради сосудов искалечили дерево, вина мастеров; в том, что ради милосердия и справедливости нарушили природные свойства, вина мудрецов{2} .

Пока кони жили на просторе, они щипали траву и пили воду. Радуясь, сплетались шеями и ласкались, сердясь, поворачивались друг к другу задом и лягались. Только в этом и состояли их знания. Но когда на коней надели ярмо, украсили им морду [изображением] луны, они научились коситься и выгибать шею, упираться и брыкаться, ломать ярмо и рвать поводья. Поэтому в том, что кони приобрели [подобные] знания и научились разбойничьим повадкам, виноват Радующийся Мастерству.

Во времена рода Пламенных Помощников{3} народ жил, не зная, что [ему] делать; ходил, не ведая куда. [Человек] набивал себе рот и радовался, похлопывал себя по животу и отправлялся гулять. В этом состояли все его способности. Но когда появились мудрецы, они [ввели] преклонения и поклоны, обряды и музыку для исправления формы [поведения] в Поднебесной; вывесили для [общей] радости милосердие и справедливость, чтобы внести успокоение в умы Поднебесной. И тут народ принялся ходить вокруг да около прихрамывая, и так пристрастился к знаниям и к соперничеству в погоне за наживой, что его нельзя было остановить. В этом также вина мудрецов.

!!!Глава 10

ВЗЛАМЫВАЮТ СУНДУКИ

Чтобы уберечься от воров, которые взламывают сундуки, шарят по мешкам и вскрывают шкафы, нужно обвязывать [все] веревками, запирать на засовы и замки. Вот это умно, говорят обычно. Но приходит большой Вор, хватает весь сундук под мышку, взваливает на спину шкаф, цепляет на коромысло мешки и убегает, боясь лишь одного, – чтобы веревки и запоры [не оказались] слабыми. Тогда те, которых прежде называли умными, оказывается, лишь собирали добро для большого Вора. Посмотрим, не собирает ли добра для больших воров тот, кого обычно называют умным? Не охраняет ли крупных разбойников тот, кого называют мудрецом? Как доказать, что это истина?

В старину в царстве Ци соседи из [разных] общин видели друг друга, петухи там друг с другом перекликались, собаки отвечали друг другу [лаем{1} . На пространстве] более двух тысяч квадратных ли расставляли сети, обрабатывали землю сохой и мотыгой. В пределах четырех границ во всем брали пример с мудрецов при постройке храма предков, алтаря Земли и Проcа, домов, при разбивке на околотки, селения, округа и области.

Но вот однажды утром Тянь Чэнцзы убил цисского царя и украл его царство. Только ли царство украл? [Нет!] Вместе с царством украл и мудрые порядки. И хотя о Тянь Чэнцзы пошла слава как о воре и разбойнике, сам он наслаждался таким же покоем, как Высочайший и Ограждающий. Малые царства не смели его порицать, а большие – покарать. И так двенадцать поколений [его потомков] владели царством Ци.

Если он украл не только царство Ци, но и его порядки, [введенные] умными и мудрецами, то не являются ли эти самые [умные и мудрецы] хранителями воров и разбойников?{2}

Посмотрим, не собирают ли [добро] для больших воров те, кого в мире величают самыми умными? Не охраняют ли разбойников те, кого величают самыми мудрыми? Как доказать, что это истина?

[Вот] в старину обезглавили Встреченного Драконом, вырезали сердце у Царевича Щита, выпотрошили Чан Хуна{3} , сгноили в реке [тело] Цзысюя{4} . Все четверо – достойные люди, а не смогли избежать казни.

Сообщник разбойника Чжи его спросил:

– Есть ли у разбойников свое учение?

– Разве можно выходить [на промысел] без учения? – ответил Чжи. – Угадать по ложным [слухам], что в доме есть сокровища, – мудрость; войти [в него] первым – смелость; выйти последним – справедливость; пронюхать, возможен ли [грабеж], – знание; разделить [добычу] поровну – милосердие. Без этих пяти [добродетелей] никто в Поднебесной не может стать крупным разбойником. Отсюда видно, что если без учения мудрецов нельзя стать добрым человеком, то без учения мудрецов нельзя стать и разбойником{5} . Но добрых людей в Поднебесной мало, а недобрых много. Поэтому польза, которую приносят Поднебесной мудрецы, невелика, а вред – велик. Поэтому и говорится: «Отрежут губы – стынут зубы», «из‑за плохого вина в Лу Ханьдань подвергcя осаде»{6} , «когда рождается мудрец, появляется и великий разбойник».

Если мудрецов прогнать, а разбойников оставить в покое, в Поднебесной воцарится порядок. Ведь [если] высохнет поток, опустеет и долина; [если] сровнять с землей гору, заполнится и пропасть. Когда мудрецы перемрут, исчезнут и большие грабители, в Поднебесной наступит мир и больше не будет беды. Пока мудрецы не перемрут, не переведутся и великие разбойники. Управлять Поднебесной, уважая мудрецов, означает соблюдать выгоду разбойника Чжи.

Если сделают меры и гарнцы, чтобы мерить, украдут [и зерно] вместе с мерами и гарнцами; если сделают гири и безмены, чтобы взвешивать, то украдут [и взвешиваемое] вместе с гирями и безменами; если сделают верительные дщицы и царские печати, чтобы обеспечить доверие, то украдут [и царство] вместе с верительной дщицей и царской печатью; если создадут милосердие и справедливость для исправления [нравов], то украдут и [исправление нравов], вместе с милосердием и справедливостью. Как доказать, что это истина?

[Вот:] укравшего крючок – на плаху, укравшего трон – на царство{7} . У ворот правителей и хранится милосердие со справедливостью. Разве это не кража милосердия и справедливости, мудрости и знаний? Поэтому‑то вслед за большими грабителями крадут царства, крадут милосердие и справедливость вместе со всей наживой от мер и гарнцев, гирь и безменов, верительных дщиц и царских печатей. [Этого] не остановить, даже награждая колесницей и шапкой сановника; [этого] не запретить даже страхом перед топором и секирой; этого не обуздать из уважения к поживе разбойника Чжи – такова вина мудрецов. Поэтому и говорится: «Рыбе нельзя покидать глубины, орудие наживы в стране нельзя показывать людям»{8} . Мудрецы и есть орудие наживы в стране, [им] и нельзя показываться людям. Поэтому [следует]: уничтожить мудрость и отбросить знания, тогда переведутся и большие разбойники; выбросить нефрит и расколоть жемчуг, тогда исчезнут и малые воры; сжечь верительные дщицы и разбить царские печати, тогда народ станет простым и безыскусственным; поломать меры и перебить безмены, тогда в народе прекратятся тяжбы; истребить все правила мудрецов в Поднебесной, тогда с народом можно будет рассуждать; перемешать [все] шесть трубок, сжечь свирели и гусли, заткнуть уши слепцу Куану, и все в Поднебесной обретут слух; уничтожить орнаменты, раскидать [все] пять красок, склеить веки [Видящему] Паутину Издали, и все в Поднебесной обретут зрение; истребить крюки и отвесы, выбросить циркули и наугольники, переломать пальцы Искусному Молоту{9} , и каждый в Поднебесной обретет мастерство. Поэтому и говорится: «Величайшее искусство похоже на неумение»{10} . [Следует] презреть поведение Цзэн [цзы] и Хрониста [Ю], зажать рот Ян [Чжу] и Mo [Ди], изгнать милосердие и справедливость, и свойства всех в Поднебесной сравняются с изначальными. [Если бы] каждый обрел зрение, в Поднебесной никого бы не ослепляли; [если бы] каждый обрел слух, в Поднебесной никого бы не оглушали; [если бы] каждый обрел знания, в Поднебесной не стало бы заблуждений; [если бы] каждый обрел свои свойства, в Поднебесной не стало бы порока. Такие как Цзэн [цзы] и Хронист [Ю], Ян [Чжу] и Mo [Ди], Наставник Куан, Искусный Молот и [Видящий] Паутину Издали выставляют свои достоинства напоказ, чтобы ослепить [всех] в Поднебесной. Подражать им нельзя.

Разве ты не знаешь о времени истинных свойств? В древности жили [люди] из родов Юнчэн{11} , Огромных Дворов, Дяди Повелителя, Срединных, Равнины Каштанов, Разводящих Вороных Коней, Создателей Колесниц, Пламенных Помощников, Священной Чаши и Жаровни, Вызывающих Пламя, Готовящих Жертвенное Мясо, Священных Землепашцев. В те времена «народ запоминал, завязывая узелки на веревках»{12} , наслаждался, жуя свою пищу, любовался своей одеждой, был счастлив своими обычаями, довольствовался своим жилищем. «Жители соседних царств видели друг друга, петухи друг с другом перекликались, собаки отвечали друг другу [лаем]. Люди доживали до глубокой старости, но не общались друг с другом». В те времена царил истинный порядок.

А теперь дошло до того, что люди, вытягивая шею и становясь на цыпочки, [друг другу] сообщают: – Там‑то появился мудрец.

И, захватив с собой провизии, спешат к нему, покидая дома своих родителей, бросая дела государя. Следы [их] ведут через границы царств, колеи, проложенные [их] повозками, тянутся через тысячи ли . В этом – вина высших, пристрастившихся к знаниям. Когда высшие, не обладая учением, воистину пристрастятся к знаниям, [они] ввергают Поднебесную в великую смуту.

Как доказать, что это истина? [А вот, если] растут познания [насчет] луков и самострелов, силков, стрел на шнурке и [другого] оружия, то птицы в небе приходят в смятение; [если] растут знания [в области] крючков и приманок, сетей и бредней, сачков и бамбуковых кубарей, то рыбы в воде приходят в смятение; [если] растут знания [насчет] загонов, ловушек и тенет, то звери на болотах приходят в смятение. [Когда же] растет умение лукавить и изворачиваться, изводить и порочить, [устанавливать] тождество и различие, твердость и белизну, то нравы ввергаются в смятение софистикой. Поэтому в Поднебесной каждый раз возникает великая смута и вина за нее ложится на пристрастных к знаниям{13} .

Поэтому все в Поднебесной умеют стремиться к познанию неизвестного, но не умеют стремиться к познанию известного; все умеют осуждать то, что считается недобрым, но не умеют осуждать то, что считается добрым, – это и ведет к большой смуте. Поэтому‑то наверху и затмевается свет солнца и луны, а внизу истощается сила гор и рек; уменьшаются дары четырех времен года. [Все вплоть до] слабых червяков и малых насекомых утрачивают свою природу. Как ужасна в Поднебесной смута из‑за пристрастия к знаниям! И так повелось со времен трех династий. Забыли простой, скромный народ и обрадовались хитрым, изворотливым краснобаям; оставили тишину и покой недеяния и обрадовались пустопорожнему многословию. Это‑то пустопорожнее многословие и ввергло Поднебесную в смятение!

!!! - Глава 11

ПРЕДОСТАВИТЬ [КАЖДОГО] САМОМУ СЕБЕ

Слышали о том, что Поднебесную следует предоставить себе самой, но не слышали о том, что в Поднебесной следует наводить порядок. «Предоставить» – из опасения, чтобы не извратилась природа Поднебесной, «каждого самому себе» из опасения, чтобы не изменились [человеческие] свойства. [Если] природа Поднебесной не извратится, а [человеческие] свойства не изменятся, разве нужно будет наводить в ней порядок ?

В старину Высочайший стал наводить порядок, чтобы Поднебесная возликовала, люди возрадовались своей природе, а [они] лишились покоя. Разрывающий на Части стал наводить порядок, чтобы Поднебесная опечалилась, люди оплакивали свою природу, и [они] лишились радости. Но ведь [жизнь] без покоя, без радости не свойство человека. Разве без [присущих человеку] свойств можно долго продержаться? [Нет!] Такого в Поднебесной не бывало .

При чрезмерной радости у человека расходуется с излишком [сила] жара, при чрезмерном гневе расходуется с избытком [сила] холода. При перерасходе и жара и холода перестают [правильно] чередоваться четыре времени года, нарушается гармония прохлады и тепла, а [эти нарушения] причиняют вред телу человека. Он перестает [различать], когда радоваться, когда сердиться, жизнь [его] лишается постоянства, мысли – удовлетворения, работа останавливается на полпути. Тут‑то и возникают в Поднебесной заносчивость и немилость, превосходство и угнетение, а за ними появляются разбойник Чжи, Цзэн [цзы] и Хронист [Ю. Если] по всей Поднебесной награждать за доброе, [с этим] не справиться; [если] по всей Поднебесной наказывать за недоброе, [с этим] не справиться. Ибо Поднебесная велика, [на всех] не хватит наград и наказаний{1} .

Со времен трех династий все шумят о наградах и наказаниях. Откуда же возьмется досуг, чтобы [найти] покой в природных свойствах? А кроме того, наслаждаясь острым зрением, предаются излишеству в цветах; наслаждаясь тонким слухом, предаются излишеству в звуках; наслаждаясь милосердием, нарушают [естественные] свойства; наслаждаясь справедливостью, нарушают законы природы; наслаждаясь обрядами, помогают извращениям; наслаждаясь музыкой, помогают разврату; наслаждаясь мудростью, помогают искусственности;наслаждаясь знаниями, помогают порокам. [Если бы все] в Поднебесной [находили] покой в природных свойствах, эти восемь [наслаждений] могли бы остаться, могли бы и исчезнуть. [Но когда] в Поднебесной не [находят] покоя в природных свойствах, из‑за этих восьми [наслаждений] люди начинают [друг друга] резать на куски и скручивать [в клубок], толкать и отнимать и ввергать в смуту Поднебесную. [Если же] в Поднебесной начинают чтить наслаждения, тосковать о них, каким сильным становится [это] заблуждение! Разве [смогут] пройти мимо [наслаждений], от них отказаться? Ведь чтобы говорить о них – постятся, чтобы им предаться – преклоняют колени, чтобы изобразить их – играют и поют. Что же тут поделать?

Поэтому для благородного мужа, [если он] вынужден взойти на престол, лучше всего недеяние. Недеяние, а за ним – покой в природных свойствах. Ибо тому, кто ценит свою жизнь больше, чем царство, можно доверить Поднебесную; тому, кто любит свою жизнь больше царства, можно поручить Поднебесную. Если государь способен не рассеивать свое внутреннее, не обнаруживать зрения и слуха, возвышаться, [словно] Покойник, [то] взглянет [он, как] Дракон; погрузится в молчание, а голос [его загремит, словно] гром; движению [его] мысли подчинится природа. [Он предастся] безмятежности и недеянию, а [окажется] связанным со [всей] тьмой существ. Разве у такого найдется досуг, чтобы наводить порядок в Поднебесной?

Высоченный Боязливый{2} спросил Лаоцзы:

– [Если] не навести порядок в Поднебесной, как исправить людские сердца?

– Будь осторожен! – ответил ему Лаоцзы. – Не тревожь человеческого сердца! Стоит его низвергнуть – человек унизится, стоит возвысить – человек возгордится. Так он и превращается то в раба, то в убийцу. Сердце может быть нежным и слабым – и тогда ему не совладать с сильным и крепким; оно может быть твердым словно резец и гранить драгоценный камень. Оно то вспыхнет словно пламя, то станет холодным как лед. Оно меняется с удивительной быстротой, успевает дважды побывать за всеми четырьмя морями, пока презрительный взгляд сменится благосклонным.

В покое оно не дрогнет, точно пучина, в движении – устремится к небесам. Оно своевольное, гордое, его не обуздать. Вот каково человеческое сердце!

В старину Желтый Предок встревожил сердца милосердием и справедливостью. А Высочайший и Ограждающий, чтобы воспитать [всех] в Поднебесной, [так трудились, что у них] стерлись волоски на голенях{3} и пушок на бедрах. [Они] надрывали [все] свои пять внутренних органов ради милосердия и справедливости, отдавали кровь и дыхание, чтобы установить законы и порядок, и все же не справились. И тогда Высочайший сослал [людей] с Лошадью на Шишаке на Почитаемую гору, переселил Трех Мяо на [гору] Треглавую, изгнал Ведающего Разливами{4} в Обитель мрака. [Но и] этим не справился с Поднебесной.

Когда же пришло [время] царей трех [династий], Поднебесную объял ужас. Появились презираемые: Разрывающий на Части и разбойник Чжи; появились почитаемые: Цзэн [цзы] и Хронист [Ю], а еще появились конфуцианцы и монеты. И тогда стали подозревать друг друга и в радости и в гневе, обманывать друг друга и умные и глупые, порицать друг друга и добрые и недобрые, высмеивать друг друга и лживые и правдивые, и Поднебесная стала приходить в упадок. В свойствах появились различия, в [человеческой] природе наступило гниение и разложение. В Поднебесной пристрастились к знаниям, и в поисках [знаний] весь народ дошел до крайности. И тут пустили в ход топоры и пилы, стали казнить по [плотничьим] отвесу и правилу, приговаривать с долотом и шилом, ввергли Поднебесную в страшную смуту, и преступления стали тревожить людские сердца. Поэтому‑то достойные и скрылись под утесами великих гор, а государи, владевшие тьмой колесниц, дрожали от страха в храмах предков.

Ныне же обезглавленные лежат друг на друге, закованные в шейные и ножные колодки толкаются друг о друга, приговоренные ожидают своей очереди у плахи. А между закованными в наручники и колодки стали появляться конфуцианцы и моисты, расхаживающие на цыпочках, размахивающие руками. О ужас! О позор! О бесстыдство! А нам и неведомо было, что их мудрость, их знания служат наручникам и колодкам; их милосердие, их справедливость служат долоту и ошейнику{5} . Как знать, не явились ли Цзэн [цзы] и Хронист [Ю] гремучей стрелой для Разрывающего на Части и разбойника Чжи? Поэтому‑то и говорится: «Забудьте о мудрости, отбросьте знания, и Поднебесная обретет мир».

[Уже] девятнадцать лет стоял [на престоле] Желтый Предок как Сын Неба; [его] приказы выполнялись [по всей] Поднебесной. [Однажды он] услышал, что на вершине [горы] Единения Пустоты обитает Всеобъемлющий Совершенный{6} , и отправился с ним повидаться.

– Я слышал, – сказал Желтый Предок, – что [вы], мой учитель постигли истинный путь. Дозвольте задать вопрос, [какова] его сущность? Я стремлюсь воспользоваться сущностью неба и земли, чтобы помочь [созреванию всех] пяти злаков для прокормления народа. А еще я стремлюсь направить [силы] жара и холода на благо всего живого.

– То, о чем ты хочешь спросить, это – сущность вещей; а то, как ты хочешь управлять, это – пагуба для вещей, – ответил Всеобъемлющий Совершенный. – С тех пор как ты правишь Поднебесной, дождь идет прежде, чем пары превратятся в облака; листья и травы опадают, не успев пожелтеть; лучи солнца и луны все более угасают. В сердце твоем [склонность] к мелочам, [точно] у краснобая. Разве достоин ты беседы об истинном пути?

Желтый Предок удалился, сложил с себя [управление] Поднебесной, построил себе отдельную хижину с циновкой из белого пырея. [Здесь он] провел в праздности три луны, а затем снова навестил учителя.

Всеобъемлющий Совершенный лежал головой к югу. Полный покорности, Желтый Предок подполз [к нему] на коленях, дважды, поклонился до земли и спросил:

– Я слышал, что [вы], мой учитель, постигли истинный путь. Дозвольте задать вопрос, как управлять самим собой, как добиться долголетия?

Всеобъемлющий Совершенный поспешно поднялся и ответил:

– Вопрос [ты] задал прекрасный! Подойди, я поведаю тебе об истинном пути.

Мельчайшее истинного пути глубоко и темно, величайшей истинного пути сумрачно и безмолвно. Не смотри, не слушай, покойся, храня [свой] разум, и тело само собой выправится. Будь покоен, чист, не утруждай свое тело, не тревожь свое семя и проживешь долго. [Если] глазам нечего будет видеть, ушам нечего слышать, сердцу нечего познавать, твоя душа сохранит [твое] тело, и тело проживет долго. Чем больше будет у тебя знаний, тем скорее] потерпишь поражение. Береги в себе внутреннее, замкнись от внешнего.

А тогда я с тобой поднимусь к великой ясности вплоть до стоков высшей [силы] жара; войду в ворота мрака, и [мы] достанем истоков высшей [силы] холода. Небо ведает своим, земля – своим; у [каждой из сил] жара и холода – свое вместилище. Береги и храни самого себя, а вещи созреют сами по себе. Я храню [силы жара и холода] в единстве, чтобы удержать их в гармонии, поэтому тысячу двести лет соблюдаю себя, а тело мое [до сих по] неодряхлело.

Желтый Предок дважды поклонился до земли и попросил:

– Расскажите о природе, Всеобъемлющий Совершенный.

– Подойди, я тебе поведаю, – ответил Всеобъемлющий Совершенный. – Она в своих вещах неисчерпаема, а все люди думают, что [она] конечна. Она в своих вещах неизмерима, а все люди думают, что [она] предельна. Из тех, кто обрел мой путь, лучшие стали предками, а худшие – царями. Из тех, кто утратил мой путь, лучшие увидели свет, а худшие обратились к земле. Ведь все, что ныне процветает, родилось из земли и вернется в землю, поэтому я покину тебя и пройду во врата бесконечности, чтобы странствовать в беспредельных просторах. Я сольюсь с лучами солнца и луны, соединюсь в вечности с небом и землей. Когда я уйду, [даже] далекие от меня опечалятся. Все люди умрут и только я один буду существовать.

Поддерживаемый вихрем, Полководец Облаков{7} странствовал на востоке и встретился с Безначальным Хаосом. Безначальный Хаос прогуливался, подпрыгивая по‑птичьи и похлопывая себя по бедрам. Завидев его, Полководец Облаков в смущении остановился и почтительно спросил:

– Кто [вы], старец? Что, старец, делаете?

– Прогуливаюсь, – ответил ему Безначальный Хаос, продолжая похлопывать себя и прыгать.

– Я хочу задать вопрос, – сказал Полководец Облаков.

– Фу! – посмотрев [на него], воскликнул Безначальный Хаос.

– В эфире неба нет гармонии, – начал Полководец Облаков, – в эфире земли застой, в шести явлениях [природы] нет согласия, в смене времен года нет порядка. Что [мне] делать, [если] я собираюсь ныне привести в гармонию сущность шести явлений, чтобы прокормить все живое?

– Не знаю, не знаю, – ответил Безначальный Хаос, похлопывая себя, прыгая и покачивая головой.

Полководец Облаков не решился [снова] спросить.

Прошло три года. Странствуя на Востоке, Полководец Облаков миновал равнину Владеющих Жилищем. [Он] снова заметил Безначального Хаоса, в большой радости поспешил [к нему] и заговорил:

– [Вы] не забыли меня, [Равный] Небу? [Вы] не забыли меня, [Равный] Небу? – дважды поклонился до земли и хотел было задать ему вопрос, как Безначальный Хаос произнес:

– Что я могу знать? Парю, не ведая зачем. Несусь, не ведая куда. Странствующий утруждается, чтобы наблюдать, [как все идет] своим путем.

– Я сам также считаю, что несусь, [не ведая куда]. Но народ следует за мной повсюду, и я с ним ничего не могу поделать. Ныне же, подражая людям, хочу услышать [от вас хоть] одно слово.

И тут Безначальный Хаос заговорил:

– В том, что основа природы расшатывается, характер [всех] вещей извращается, изначальная природа остается незавершенной, стада разбегаются, птицы поют по ночам, засуха сжигает деревья и травы, беда настигает даже пресмыкающихся и насекомых, – вина тех, кто наводит порядки среди людей.

– Но что же мне делать? – спросил Полководец Облаков.

– Ах! [Все это один] вред! – воскликнул Безначальный Хаос, – возвращайся к себе потихонечку.

– С [вами, Равный] Небу, так трудно встретиться. Хотелось бы услышать [хотя бы еще] одно слово, – попросил Полководец Облаков.

– Ах! – ответил Безначальный Хаос. – Укрепляй свое сердце. [Если] только ты предашься недеянию, вещи будут сами собой развиваться. Оставь свое тело, свою форму, откажись от зрения, от слуха, забудь о людских порядках, о вещах, слейся в великом единении с самосущим эфиром. Освободи сердце и разум, стань покойным, будто неодушевленное [тело, и тогда] каждый из тьмы существ [станет] самим собой, каждый вернется к своему корню. Каждый вернется к своему корню неосознанно, смешиваясь в общем хаосе, и не оставит [его] до конца своей жизни. Если же осознают это, то его <корень> покинут. Не выспрашивай его названия, не выпытывай его свойств, и [все] вещи будут сами собой рождаться.

– Теперь я обрел то, что искал, – сказал Полководец Облаков. – [Вы, Равный] Небу, ниспослали мне свои свойства, просветили меня безмолвием, – он дважды поклонился до земли, попрощался и удалился.

Обычному человеку нравится, когда другие на него походят, и не нравится, когда другие от него отличаются. Любовь к себе подобным и нелюбовь к тем, кто отличается, происходят от желания выделиться из толпы. Но разве тот, кто стремится выделиться из толпы, [дейтвительно] выдающийся? Для успокоения [он] следует за толпой, [но его] опыту далеко до того мастерства, [которым обладает] толпа. Желающий стать правителем, собирает полезное у царей трех династий, но не замечает у них вредного. У такого [судьба] царства будет зависеть от случайности, и редко, лишь по счастливой случайности царство не погибает. Нет и одного [шанса] из десяти тысяч, что [такое] царство будет существовать. О гибели [такого] царства [говорит то, что] ни одно [дело там] не завершится, а десяток тысяч [дел] расстроится. Увы! Владеющие землями [этого] не ведают. Владеющему землями принадлежит огромная вещь. Владеющий огромной вещью не способен предоставить вещи [самим] вещам, а не [владеющий] вещью способен. Тот, кто понимает, как [предоставлять] вещи [самим] вещам, отвергает вещи. Разве [он] только управляет народом? [Нет!] Он вступает во [все] шесть стран света, выходит из них, странствует по [всем] девяти областям [земли]. В одиночестве отправляется, в одиночестве возвращается. Такой и называется единственным. Единственного человека поэтому и считают воистину ценным.

Учение великого человека подобно тени, отбрасываемой телом, эху, откликающемуся на голос. На [каждый] вопрос [он] отвечает, исчерпывая все свое сердце, соединяясь в пару со [всем] в Поднебесной. В покое беззвучен, в движении не ограничен. Ведет каждого, как тому хочется, и возвращает [каждого] к самому себе. Странствует, не оставляя следов, приходит и уходит без отклонений, безначально, как солнце. [Еще] скажем, [что] телом слит с великим единством. В велико

Перепонки между пальцами ног и шестой палец на руке даются от природы, но для /человеческих/ свойств они излишни. Опухоль и зоб вырастают на теле /человека/, но для природного они излишни. "Милосердие" и "справедливость" во многих предписаниях распределяются между /всеми/ пятью внутренними органами. Однако они не отвечают истине природных свойств. Как перепонки между пальцами ноги - добавочное бесполезное мясо, а шестой палец руки - добавочный бесполезный палец, так и многое внешнее /подобно/ перепонкам и шестым пальцам для свойств /всех/ пяти внутренних органов. Излишние "милосердие" и "справедливость" /вызывают/ многие предписания, как слушать и смотреть.
Поэтому излишне острое зрение /ведет к/ смешению всех пяти цветов, к изощренности в орнаменте, ослеплению тёмными и жёлтыми расшитыми царскими одеждами. Не так ли было с "/Видящим/ Паутину Издали" Излишне тонкий слух /ведёт к/ смешению пяти звуков, к изощренности в шести тонах, /к пристрастию к музыкальным инструментам из/ металла и камня, шелка и бамбука, колоколам и шести полутонам. Не так ли поступал Наставник Куан? Излишнее "милосердие" /ведет/ к отказу от свойств, к скованности /человеческой/ природы во имя славы, к тому, чтобы все в Поднебесной дули в свирели и били в барабаны, прославляя недосягаемый образец. Не так ли поступали Цзэн/-цзы/ и Хронист /Ю/? /.../

Все эти учения с перепонками и шестыми пальцами не составляют подлинной истины в Поднебесной. Подлинная истина в том, чтобы не терять природных свойств. /.../ /Однако/ длинное не должно считаться излишним, а короткое - недостаточным. Хотя лапки утки коротки, /но/ попробуй их вытянуть - причинишь боль; хотя ноги у журавля длинны, /но/ отруби их - причинишь горе. если не отрезать то, что от природы длинно, не удлиннять то, что от природы коротко, не нужно будет и устранять боль. Ах, сколь противны человеческой природе "милосердие" и "справедливость"! Сколько боли причиняет людям "милосердие"!
Тот, кому разрежут перепонку между пальцами, заплачет; тот, кому откусят лишний палец, закричит. У одного - излишек, у другого - недостаток, а боль у обоих одинаковая. Современные "милосердные" с засоренными глазами печалятся о бедах мира, а немилосердные, насилуя природные свойства, алчут богатства и почестей. Ах, сколь противны человеческой природе "милосердие" и "справедливость"! Сколько шуму они вызвали в мире со времени трёх династий!
Тот, кто с помощью крюка и отвеса, циркуля и наугольника придаёт /вещам/ надлежащую /форму/, калечит их природу; тот, кто с помощью веревок и узлов, клея и лака укрепляет /вещи/, вредит /их/ свойствам. Тот, кто /заставляет людей/ изгибаться в обрядах и танцах, оберегать "милосердие" и "справедливость", чтобы внести успокоение в умы Поднебесной, лишает их постоянных /свойств/. У /всех вещей/ Поднебесной есть постоянные /свойства/. К постоянному относится то, что скривилось без крюка, выпрямилось без отвеса, округлилось без циркуля, стало квадратным без наугольника; что соединилось без клея и лака, связалось без веревки и тесьмы. Так /все/ в Поднебесной, увлекая один другого, рождаются и не знают, почему рождаются;одинаково обретают и не знают, почему обретают. Такой порядок был и в старину и в наше время, /он/ не может быть нарушен. Как может связанный "милосердием" и "справедливостью", точно клеем и лаком, веревкой и тесьмой, наслаждаться природными свойствами? /Они/ вводят весь мир в заблуждение. Небольшое заблуждение изменяло направление; великое заблуждение изменяло /человеческую/ природу. Откуда это известно? С тех пор как /"Ограждающий"/ из рода "Владеющих тигром" смутил Поднебесную своим призывом к "милосердию" и "справедливости", каждый по принуждению поспешил следовать за "милосердием" и "справедливостью". Не изменилась ли из-за /проявления/ "милосердия" и "справедливости" человеческая природа?
Постараемся /высказать/ об этом суждение. Со времён трёх династий каждый /человек/ в Поднебесной из-за вещей изменял свою природу. Ничтожные люди жертвовали жизнью ради наживы, мужи - ради славы, военачальники - ради рода, мудрецы - ради царства. У этих людей различные задатки, различные прозвания, но, жертвуя собой, они причиняли своей природе одинаковый вред. /.../ Из тех, кто в Поднебесной жертвует собой, одни делают это ради "милосердия" и "справедливости", тогда их обычно величают "благородными мужами"; другие - ради имущества и богатства, тогда их обыкновенно называют "ничтожными людьми". Жертвуют собой одинаково, почему же становятся "благородными" или "ничтожными"? /.../ Мне стыдно перед природными свойствами, поэтому я не осмеливаюсь упражняться в "милосердии" и "справедливости" с первым и не решаюсь предаваться порокам с последним.

Чжуан-цзы, гл.8: "Перепонки между ног". Пер. Л. Позднеевой.
Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. / Вступ. ст., пер. и комм. Л.Д. Позднеевой. М.:Наука,1967. с.173-175.
"Милосердие" и "справедливость" - основные конфуцианские категории, они носят равным образом этический и нормативный характер. "Благородный человек" - чиновник, человек, знающий ритуал. Приведённый фрагмент содержит даосскую критику не только конфуцианства в его сути, но и любой нормативной культуры, искажающей поведение человека, являющейся насилием над его природой.

8187 1

Синдактилия – ненормальное развитие пальцев из-за нарушения их разделения в эмбриональной стадии. Расстройство составляет около 50% всех врожденных поражений рук и происходит с частотой 1: 2000.

Может быть самостоятельным расстройством или сопровождаться иными поражениями: полифалангией и недоразвитием пальцев, брахидактилией, расщеплением кисти, и т.п. У 60% детей с этим отклонением имеется дополнительная аномалия опорно-двигательной системы.

Причины патологии

Причины по которым возникает синдактилия пальцев ног и кисти лежат в области генетики. Более 20% тяжелых форм имеют генетический характер .

При отсутствии этого фактора стоит предполагать нарушение разделения конечностей плода под воздействием негативных условий. Закладка кисти происходит на 5 неделе развития; на этом этапе плоду свойственна естественная синдактилия.

При стандартном развитии на 8 неделе закладываются пальцы рук. При нарушении возникновения перегородок пальцы не разделяются, т. е. появляется синдактилия.

Среди причин возникновения патологии могут быть вредные воздействия на будущую мать, рентген, инфекции в период беременности. Зачастую причины появления такого малыша являются неизвестными.

Изначальные факторы патологии следует искать в составе генных и хромосомных отклонений.

Реже имеет место приобретенное поражение из-за ожогов кисти.

Еще одно генетическое заболевание конечностей - причины и возможности лечения патологии.

Насколько эффективно лечение остеомиелита антибиотиками в комплексе с другими методиками. Узнать больше о лечении заболевания вы можете наш материал.

Классификация заболевания

В медицине отклонение разделяется по видам, протяженности соединения и состоянию пальцев.

По виду спайки:

  • мягкотканный вид;
  • костный вид.

На фото синдактилия в полной форме

По длине, зависимо от числа сросшихся частей пальцев, выделяют полную и неполную формы . Полная — сращение, охватывающее ногтевые части. Неполная — сращение суставов фаланг. Эта форма делится на неполную базальную форму и терминальную форму.

По состоянию соединенных пальцев отклонение бывает простым и сложным. При простом нарушении возникает соединение нормальных пальцев, при сложном — измененных пальцев. Кроме прочего, выделяют наследственные типы болезни:

  1. Тип I — перепончатое соединение 3 и 4 пальцев рук; 2 и 3 пальцев ног. Бывают перепонки между иными пальцами.
  2. Тип II — соединение 3 и 4 пальцев рук с удвоением 4 пальца, соединение 4 и 5 пальцев ног с удвоением 5 пальца.
  3. Тип III – двустороннее соединение 4 и 5 пальцев рук; мизинец укорочен. В основном, стопы не поражены.
  4. Тип IV – двустороннее кожное поражение, форма кисти ложкообразная. Поражение стоп не наблюдается.
  5. Тип V – поражение с соединением костей пясти и плюсны. На руках — кожное соединение 3-4 пальцев, на ногах – 2-3 пальцев.

Одностороннее отклонение наблюдается чаще, чем двустороннее; соединение пальцев рук чаще, чем пальцев ног.

Клиническая картина при патологии

При поражении рук происходит соединение средних и безымянных пальцев; ног -2 и 3 пальцев. Редко соединены безымянный и мизинец, большой и указательный пальцы, все пальцы. При двухстороннем поражении соединение симметричное.

Неразделившиеся пальцы могут быть нормальными либо недоразвитыми. Иногда происходит уменьшение количества фаланг.

При базальном поражении работоспособность кисти почти не страдает. Но синдактилия у детей затормаживает общее развитие ребенка.

Из-за ограничения или неспособности осуществления различных движений пальцев руки страдает психическое, речевое и умственное развитие малыша. Недоразвитость кисти осложняет учебу и ограничивает выбор профессии.

Диагностические методики

Нарушение определяется сразу после появления малыша неонатологом. Последующее обследование и наблюдение осуществляется детским хирургом или ортопедом. Для исключения наследственных проблем ребенок с нарушением должен быть проконсультирован генетиком.

Диагноз можно поставить в ходе зрительного осмотра, но для определения вида и разработки алгоритма лечения необходимо осуществление исследований.

Рентген кистей и стоп помогает оценить суставы, плотность костей, наличие и длину соединения костей. Для определения тонкостей строения сосудов соединенных частях осуществляется реовазография, УЗДГ, ангиография, электротермометрия.

Лечение недуга

Лечение синдактилии пальцев осуществляется лишь оперативным путем. Если поставлен диагноз синдактилия пальцев ног, то операция не назначается, если нарушение не мешает ходить.

Сроки и подходящий способ процедуры подбирается исходя из формы и характера поражения.

Цель вмешательства — ликвидация внешнего изъяна и восстановление работы кисти.

Оптимальным возрастом для осуществления процедуры является 4-5 лет. При концевом поражении необходима более ранняя операция, помогающая упредить неодинаковый рост и вторичное изменение пальцев.

Подходы к лечению делятся на группы:

После операции для обездвиживания пальцев на конечность накладывается гипс на 4 месяца.

Через 14 дней после вмешательства стартует лечение, состоящее из массажа, ЛФК, ультрафонофореза, грязевых и озокеритовых аппликаций.

Прогноз и осложнения

Применяемые способы лечения дают положительные результаты. При своевременной операции восстанавливается строение и работа кисти.

Показателями результативности лечения являются отсутствие деформации и стягивающих рубцов, полный объем движений в межфаланговых суставах, хорошая чувствительность пальцев.

При неосуществлении лечения отклонение отрицательно влияет на рост и развитие конечности.

ГЛАВА VIII

ПЕРЕПОНКИ МЕЖДУ ПАЛЬЦАМИ

Перепонки между пальцами ног или шестой палец на руке даются человеку природой, но ничего не прибавляют к нашей природе. Тот, кто привержен долгу и человечности, пожалуй, сочтет их столь же близкими себе, как и органы тела, но все же не в них воплощаются свойства праведного Пути. Выходит, перепонка между пальцами ног — бесполезный кусочек плоти, а шестой палец на руке — ненужный отросток. Считать истинным назначением телесных органов перепонку и шестой палец — все равно что судить о поведении людей по законам человечности и долга, полагаясь только на свой ум.

Посему пристрастие к созерцанию затуманивает наше восприятие пяти цветов, смешивает для нас все узоры мира, подобно тому как многоцветные одеяния ослепляют наш взор. Вы не согласны? Но пример Ли Чжу доказывает это. Пристрастие к сладкозвучию смешивает для нас пять музыкальных нот, подобно тому как гимны Хуан-чжуан и Да-люй оглушают нас. Вы не согласны? Но пример учителя музыки Куана доказывает это. Заботиться о своей человечности, точно о лишнем отростке на руке, — значит насиловать свои жизненные свойства и ставить препоны своей природе ради того, чтобы стяжать уважение и славу и заставить мир под звуки дудок и гонгов покориться никому не нужным законам. Вы не согласны? Но ученые Цзэн и Ши доказали это. Тот, кто увлекается спорами, строит башни из черепиц и завязывает узлы на веревке, выдумывая мудреные слова и завлекательные суждения, чтобы заставить всех думать о том, что такое «твердость» и «белизна», «подобное» и «разное», и восхищаться пустопорожними речами. Вы не согласны? Но примеры Ян Чжу и Мо Ди доказывают это. Все это искусства, прославляющие внешнее и никчемное и далекие от праведного Пути в этом мире.

Тот, кто идет праведным Путем, не отходит от своей природы и судьбы. Поэтому единение с другими для него — не бесполезная перепонка, размежевание с другими для него — не никчемный отросток. Обильное в нем не находится в избытке, скудное в нем не находится в недостатке. У утки короткие лапы, но попытайтесь вытянуть их — и вы сделаете ее несчастной. У журавля длинные ноги, но попробуйте укоротить их — и вы причините ему страдания. Поэтому то, что длинно от природы, нельзя укорачивать, а то, что от природы коротко, нельзя удлинять. В природе не от чего избавляться, в природе ничто не может доставить нам неудовольствие. Но ведь человечность и долг тоже не составляют существа человека. Отчего же наши высоконравные мужи так пекутся о них?

А притом попробуйте срезать кому-нибудь перепонки на пальцах — и он будет плакать от боли. Попробуйте кому-нибудь отрубить шестой палец — и он закричит от боли. Среди этих двух у одного конечностей больше, чем положено, но больно им будет одинаково. Благочестивые люди нашего времени в своей слепоте сокрушаются о несчастьях света. Негодяи попирают свою природу и свой удел, чтобы добиться почестей и богатства. А посему не следует ли заключить, что человечность и долг не составляют сущности человека? Отчего же со времен Трех Династий 1 в мире было так много шума вокруг них?

Полагаться на циркуль, отвес и угольник, для того чтобы выправлять вещи, — значит насиловать их природу. Полагаться на веревку, клей и лак, для того чтобы скреплять вещи, — значит покушаться на их жизненные свойства. А кланяться и сгибаться согласно этикету, восхвалять человечность и долг, желая успокоить сердца людей, — значит отказываться от постоянства в себе. В Поднебесной, несомненно, существует постоянство. Но кривизна как постоянное свойство вещей происходит не от циркуля плотника, а прямота как постоянное свойство вещей происходит не от его угольника, сращивание вещей достигается не клеем и лаком, связанность вещей достигается не веревками и узлами. Так все существа в Поднебесном мире живут и не знают, чему обязаны своей жизнью. Все они в равной мере обладают полнотой жизненных свойств, а почему так происходит — не ведают. Посему прошлое ничем не отличается от настоящего, и ничто в мире не сойдет со своего места. Отчего же глашатаи человечности и долга нескончаемой вереницей, словно склеенные или связанные веревками, приходят в этот мир и проповедуют нравственность, внося смуту в умы?

Люди, слегка заблудившиеся, сбиваются с пути. Люди, заблудившиеся всерьез, отворачиваются от своей природы. Откуда нам известно это? С тех пор как род Юй привлек благонравных мужей к управлению Поднебесной, все люди в мире устремились наперегонки за человечностью и долгом. Разве это не означает променять свою природу на человечность и долг? Попробуем разобраться в этом. Со времен Трех Династий каждый человек в мире променял свою природу на что-то иное. Низкий человек жертвует собой ради выгоды, служилый человек жертвует собой ради славы, сановный муж не щадит себя ради семьи, а мудрец приносит себя в жертву всему миру. И как бы ни были различны занятия этих людей, какую бы память они ни оставили о себе, все они были одинаковы в том, что наносили ущерб своей природе и губили себя.

Два пастушка, Цзан и Гу, вместе пасли стадо, и оба потеряли своих овец. Когда их спросили, чем они занимались на пастбище, то выяснилось, что Цзан читал книги, а Гу играл в кости. Занятия пастушков были неодинаковы, но в том, что они потеряли овец, они были совершенно одинаковы. Бои умер ради славы на горе Шоуян. Разбойник Чжи погиб из-за своей алчности у Восточного холма. Оба они погибли по разным причинам, но в том, что они лишились жизни, они были совершенно равны. Должны ли мы полагать, что Бои был прав, а разбойник Чжи нет? В мире никто не в силах избежать смерти. Того, кто гибнет из-за человечности и долга, простаки зовут благородным мужем. А того, кто гибнет из-за сокровищ, простаки зовут низким человеком. Хотя и тот и другой погибают, один слывет благородным мужем, а другой — низким человеком. Но ведь разбойник Чжи, погубивший себя, ничем не отличается от Бои. Какое же имеет значение, кто из них благородный муж, а кто низкий человек?

Того, кто подчиняет свою природу человечности и долгу, будь он даже умен, как ученые Цзэн и Ши, я не назову великим. И того, кто насилует свою природу в угоду пяти вкусовым ощущениям, даже если он умен, как Юй Эр, я тоже не назову великим. Того, кто насилует свою природу из любви к сладкозвучию, будь он даже искусен в музыке, как учитель Куан, я не назову человеком с хорошим слухом. И того, кто терзает свою природу из любви к цветам, даже если он разбирается в них, как Ли Чжу, я не назову человеком, обладающим острым зрением. Когда я называю кого-нибудь великим, я говорю не о человечности и долге, а о полноте жизненных свойств. Опять-таки, называя кого-нибудь великим, я говорю не об умении различать пять вкусовых ощущений, а о доверии к своей природе и своей судьбе. Когда я называю кого-нибудь человеком с хорошим слухом, я говорю не о том, что он хорошо слышит других, а о том, что он умеет вслушиваться в себя. Когда же я называю кого-нибудь человеком с острым зрением, я говорю не о том, что он хорошо видит других, а о том, что он умеет всматриваться в себя. Смотреть на других и не всматриваться в себя, не постигать себя, а постигать других — значит приобретать то, что принадлежит другим, и не приобретать того, что принадлежит себе. Это значит подлаживаться к тому, что угодно другим, и не подлаживаться к тому, что угодно себе 2 . Если же жить лишь ради того, что угодно другим, и не жить ради того, что угодно себе, тогда и Бои, и разбойник Чжи, можно сказать, «впали в излишества». Я склоняюсь перед праведной силой жизни, а потому не желаю ни упражняться в осуществлении человечности и долга, ни жить таким образом, чтобы «впасть в излишества».

Новое на сайте

>

Самое популярное