Домой Овощи Где находится инженерный замок. История. Замок после смерти Павла и в наше время

Где находится инженерный замок. История. Замок после смерти Павла и в наше время

Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.

Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина замка, по замыслу которого и было возведено это строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.

Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями, Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Фактически Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.

Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня.

Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор и пройти порядка 700 м по Садовой улице и вы на месте.

Посетить Михайловский замок можно самостоятельно за 450 руб. или с экскурсией за 600 руб. Причем группы набирают туристические фирмы, а экскурсии водят только работники Михайловского замка, так устроен этот бизнес.

Я посетила Михайловский замок с экскурсией, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. Но только организованным группам показывают помещение бывшей спальни Павла I, и церкви Святого Михаила , туда нужно пройти по еще не отреставрированным коридорам замка.

Михайловский замок, вид с Инженерной улицы

Памятник Петру I

Сбор туристических групп происходит как раз перед памятником Петру I. Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.



Памятник Петру Великому у здания Михайловского замка

Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: «Петру I Екатерина II».

А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: «Прадеду правнук», как бы подчеркивая что именно он является законным наследником Петра Великого.

Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»



Барельеф на постаменте памятника Петру «Полтавская баталия»

В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.



Барельеф на постаменте памятника Петру «Битва при Гангуте»

На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.

Фасад и двор Михайловского замка



Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.



Трехчастный мост

Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.



Въезд в замок, обратите внимание на пустые ниши

Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года.



Памятник Павлу I во дворе замка

Строительство замка

В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I. Когда великий князь Павел Петрович подрос он решил, что хочет умереть там где родился и выбрал именно это место для строительства замка.



Бывший летний дворец Елизаветы Петровны

Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укреплённость и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие меры не спасли хозяина от убийства.



Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы

На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.



Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада

Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства. Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней «. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.

Парадная лестница

Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.

Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.



Главная лестница Михайловского замка

Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.

В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.



Статуя «Умирающая Клеопатра»

От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.



Герь Российской империи с Мальтийским восьмиконечным крестом

Зал Антик

К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.



Зал Антик

Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.

Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.



Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года, художник Е.В. Мошков

Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая. Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.

Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.

В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных аппартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.



Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»



Плафон «Прилежание и Ленность»

Тронная императрицы Марии Федоровны

Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.



В настоящий момент потолочный плафон утрачен. Зато над окнами изображены фантастические животные, такие же как на гербе загадочной Тартарии.



Тронная императрицы Марии Федоровны

Общий столовый зал

Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.

Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.

Спальня Марии Федоровны

Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.



Спальня Марии Федоровны

Бывшая спальня Павла I

В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.



Не отреставрированные коридоры Михайловского замка

Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.



Церковь во имя Святых Петра и Павла

Любопытно, что Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:

Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.

Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.



Так выглядела церковь Святых Петра и Павла при Александре II

Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.

Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.



Церковь Святого Михаила

Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, почти вся наша Академия художеств целиком состояла из членов этого тайного общества, поэтому не приходится удивляться обилию масонских символов в архитектуре.



Всевидящее око над Святыми вратами

В замке своей мечты Павел I с семьей прожил всего 40 дней, уже на утро после убийства императора императорская семья и двор покинули замок навсегда, а Петербург праздновал освобождение от самодура, не смотря на то что официально был объявлен траур. Причиной смерти Павла I был назван апоплексический удар. Эта версия считалась официальной вплоть до революции 1905 года.

Павел I исполнил свое желание, умереть там где родился ему удалось.

Вы заметили, как много в замке копий из Ватикана? И это русский, православный император? Хотя впрочем его мать при рождении звали Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, а отца Карл Пе́тер У́льрих. Родители были достаточно беспринципны, ради короны Российской империи оба не задумываясь сменили вероисповедание на православное. И такие люди правили империей…

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Летний дворец, третья четверть XVIII века

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...

Александр Пушкин, Ода «Вольность»

В XVIII веке на месте Михайловского замка располагался Летний дворец Елизаветы Петровны, построенный Ф.Б. Растрелли. Здесь родился Павел Петрович, будущий император Павел I.


Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года, принадлежащей собранию гравюр, литографий и рисунков Петра Александровича Ефремова
Гравюра - 1883, акварель - 1800-1801

Инженерный (или Михайловский) замок овеян мрачными легендами, и его дух неразрывно связан с личностью венценосного хозяина. Император Павел I заказал эту укрепленную резиденцию вскоре после своего восшествия на престол в 1796 г. Чтобы расчистить место для замка, пришлось сжечь дотла деревянный дворец, построенный Растрелли для императрицы Елизаветы. Решение уничтожить елизаветинский дворец имело для царя тайный символический смысл. Растрелли был незаконнорожденным сыном Елизаветы, а сам Павел всю жизнь страдал от того, что многие считали его самого незаконнорожденным. Но больше всего на свете Павел желал бы стереть память о своей ненавистной матери Екатерине II.


А. Н. Бенуа. "Парад при Павле I". 1907.

В первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Император опасался новых дворцовых переворотов, потому не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский.
Как бы в насмешку над вкусами Екатерины II, которая любила архитектурное единство здания, Павел выбрал для каждого фасада свой стиль. Большую часть материала для постройки, а также практически все предметы внутреннего убранства он взял из дворцов своей матери.
Павел настоял на том, чтобы его монограмма была в замке повсюду. Она повторена здесь более восьми тысяч раз.


Летний дворец, вид с южной стороны

Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…»

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. На этом фризе расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».

1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок.
Павел переехал в замок ещё до того, как высохла краска. Замок был построен под впечатлением от загородного дворца французского принца Конде, который Павел видел во время поездки в Европу. Стены были окрашены в абрикосовый цвет. Говорят, что Павел выбрал этот оттенок потому, что такого цвета были перчатки у его фаворитки.
.Царь постоянно опасался, что его убьют, как его отца Петра III, поэтому он приказал окружить замок рвом с подъемными мостами. Возле мостов были установлены орудия. Рядом с опочивальней находилась потайная дверь, а за ней секретный ход, чтобы бежать в случае опасности. Но, несмотря на все эти предосторожности, всего через 40 дней в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) худшие опасения Павла сбылись, и он был задушен в собственной спальне.
Император погиб в 47 лет.
Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы одна гадалка предсказала, что Павел проживет ровно столько лет, сколько букв в надписи на портике южного фасада. Было предсказание или нет — сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо.

1801. Патерсен Б. Михайловский замок с набережной Фонтанки.

Личные покои Павла давно перестроены. На их месте — лабиринт коридоров — служебные помещения музея. Их можно осмотреть только во время специальной экскурсии. Спальня, в которой произошло трагическое событие, превращена в часовню. Однако лестница, по которой поднимались заговорщики, сохранилась до наших дней. Убийцы быстро нашли царя, потому что среди них был офицер, обязанностью которого было докладывать царю важные политические новости в любое время дня и ночи. Судьбу Павла окончательно решила его последняя ошибка — вместо того чтобы бежать через секретный подземный ход, император попытался спрятаться в спальне своей любовницы, и путь к спасению был отрезан


Михайловский замок, начало XIX века

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади — памятник Петру I. За памятником — ров и три моста.

Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.


Вид на Михайловский замок с Фонтанки, 1800 год

Как место цареубийства замок был неприятен императорской семье, и здание в 1819 году передали Инженерному училищу.Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны.


Вид Михайловского замка со стороны Летнего сада. Гравюра Патерсона.

В это училище в возрасте 16 лет был записан Ф. М. Достоевский.
Здесь в 1833-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский.

После революции в замке помещалась библиотека, институты и архив. Реставрация началась в 1980-е годы. В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.


Памятник Павлу I во дворе Михайловского замка.кликабельна

Памятник Павлу I был установлен во внутреннем дворе Инженерного (Михайловского) замка в 2003 году (скульптор Горевой В.Э., архитектор Наливайко В.И.).

В восьмиугольном дворе замка стоит недавно установленный памятник Павлу. Император изображен на троне, в высоких сапогах, со скипетром и державой в руках. Эта величественная поза, которую он так любил, выглядит жалко и показывает тщетность его амбиций. В музее есть модель рвов и подъемных мостов, первоначально окружавших замок. Сейчас рвы вокруг замка частично воссозданы. Большая мраморная лестница ведет в парадные залы. Возле нее висит копия картины «Умирающая Клеопатра» (оригинал хранится в Эрмитаже).


Тронный зал Михайловского замка

Темно-красный тронный зал жены Павла Марии Федоровны украшен позолотой и кариатидами. Не менее пышно отделана и столовая, в которой царь ужинал за два часа до смерти. В его дни в сводчатой Античной галерее были статуи, которые теперь находятся в Эрмитаже, бронзовые двери и четыре гобелена по произведениям Рафаэля (подарок Людовика XVI).

Скульптура Геракла. Лестница северного фасада

Сейчас в этой галерее, а также в нескольких залах, принадлежавших Павлу и его сыну Константину, висят портреты XVIII и XIX вв., пейзажи и аллегорические полотна из собрания Русского музея.В симпатичной церкви с мраморными колоннами состоялось венчание композитора М. И. Глинки.


Парадная лестница


Михайловский(Инженерный) замок, Георгиевский зал.

Сейчас Инженерный замок выглядит вот так:


Михайловский замок и Второй Инженерный мост

Инженерный замок — памятник русской архитектуры. Был построен в 1797—1800 архитектором В. Ф. Бренной по проекту архитектора В. И. Баженова как резиденция императора Павла 1 (где он был убит в 1801 году заговорщиками в парадной спальне). Инженерный замок — здание в стиле Классицизма, квадратное в плане, с внутренним 8-угольным двором и сложными по конфигурации внутренними помещениями (круглые, овальные, многоугольные, прямоугольные с нишами).

В начале аллеи, ведущей к замку, — два трехэтажных павильона-караульни, построенных архитектором В. И. Баженовым, с характерными для его сооружений округлыми в плане помещениями. Главный фасад Инженерного замка оформлен ионическими колоннами и плоскими обелисками и завершен треугольным фронтоном. В 1800 году перед Инженерным замком установлена конная статуя Петра I (бронза, 1743—44, скульптор Б. К. Растрелли). В 1948 от павильонов-караулен (от Инженерной улицы) до Манежной площади проложена Кленовая аллея (архитектор Н. В. Баранов и др.).
Современники Павла I называли интерьеры Инженерного (в то время еще Михайловского) замка “чудом роскоши и вкуса”. В оформлении замка участвовали выдающиеся художники и скульпторы того времени. Михайловский замок являлся одновременно парадной резиденцией императора и музеем античного, европейского и русского искусства.
В 1823 году в Михайловском замке разместилось Николаевское Инженерное училище, давшее замку новое название - Инженерный.


Западный фасад с выступающей апсидой церкви

Северный фасад.Михайловский замок. Вид с Летнего сада.

Памятник Чижику-пыжику

Подходя к Инженерному замку по набережной Фонтанки, вы можете увидеть людей, которые, перегнувшись через перила, смотрят вниз. Там под набережной находится маленький памятник Чижику-пыжику. Желто-зеленое оперение этой птички по цвету соответствует форме студентов младших курсов царского времени. Кто не знает песенку: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил». Это был первый памятник, поставленный в перестроечные годы не учреждением, а частным лицом. Статую иногда крадут, но на её место ставят новую. Чижик-пыжик стал своеобразным талисманом города, к его подножию принято бросать монетки, даже когда Чижика нет на месте.

Адрес: Садовая улица, 2

Режим работы: с 10.00 - до 18.00

Михайловский, он же Инженерный замок – самое оригинальное и самое мистическое дворцовое сооружение Петербурга. Дворец, созданный во времена правления Павла Первого в виде средневекового замка и обязанный защитить его жизнь, становится местом его насильственной гибели. Находится этот мистический замок на набережной Фонтанки позади территории Летнего сада .

Этот замок на Садовой улице появился к концу 18 - началу 19 вв . Почему сооружение называется замком? И почему Михайловским? Случилось так, что славящийся оригинальностью Павел получил титул Великого магистра рыцарского католического Мальтийского ордена, и это дало ему право строить замки (наподобие рыцарских). Такая вот предыстория появления практически единственного классического замка в России.

Михайловский замок был сооружен как настоящая средневековая крепость

Название же замку было дано в честь Св. Архангела Михаила , которого якобы увидел стоящий на посту солдат. Именно Михаил и указал место постройки будущего императорского дворца. Название было присвоено строению уже при закладке фундамента, и это едва ли не единственный случай названия дворцового сооружения не по имени его владельца.

История создания – мистика и реальность

Идея создания своего родового замка не давала покоя Павлу задолго до коронации. Он придумывал и рисовал множество эскизов воображаемого дворца, собирал архитектурные варианты различных замковых строений, ориентируясь на увиденные им во время загранпоездок образцы. Говорят, что предполагаемых вариантов собралось 13 – довольно мистические число.


И вот, став наконец императором (1796 г.) , в самом начале своего пребывания у власти, Павел Первый повелевает начать строительство неприступного замка-крепости, в котором должна была постоянно проживать его большая императорская семья.

Место, выбранное для сооружения замка, также весьма символично. Ранее здесь находился Летний Дворец Елизаветы Петровны (арх.Д.Растрелли), сооруженный в Летнем саду в продолжение традиции Летних дворцов Петра и Екатерины Первой.


В 1754 году летний елизаветинский дворец становится местом рождения сына Екатерины, будущего Павла Первого . Этот же дворец спустя восемь лет является свидетелем дворцового переворота , в результате которого Екатерина становится императрицей. Свержение с престола ее супруга (отца Павла), закончилось его смертью. Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что сын повторит судьбу отца?

Замок был построен быстро – с 1797 по 1801 гг .(арх.В.Баженов и В.Бренн). Павел очень торопил строительство, привлекая к работе чуть ли не всех доступных архитекторов, и заимствовав большое количество строительных материалов на других строительных площадках. Например, у возводимого Исаакиевского собора Михайловский замок обогатился мрамором, из Царского Села был привезен скульптурно-колонный материал, а также множество декоративного камня.

Восточный фасад замка Павла Первого

Нетерпение Павла при возведении Михайловского замка обусловливалась его предчувствием нового дворцового переворота, желанием сохранить свою жизнь. Поэтому создаваемый дворец-крепость отрезается от городских построек глубоким рвом, заполненным водой.

Работа на строительной площадке замка шла круглыми сутками, но все равно не так быстро как хотел Павел - возвести дворец в течение одного года не удалось. Лишь к осени 1800 года - ко Дню Св. Михаила - дворцовый замок, наконец, освятили. Но впереди были еще отделочные работы по созданию дворцового интерьера, окончательно законченные только со смертью Павла (в марте 1801 года).

Михайловский замок был построен к осени 1800 года

Мистический смысл приобрела и медно-буквенная надпись, созданная из заготовки для Исаакиевского собора. Фраза, украшающая Воскресенские ворота во дворец гласила - «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Это высказывание из Библии содержит 47 знаков . Мистика состоит в существующем якобы предсказании, что Павел проживет то же количество лет, сколько знаков содержит надвратная фраза . Умер он действительно на 47 году жизни.

Воскресенские ворота Михайловского замка с мистической записью

И вот строительство нового замка было закончено, однако Павлу оставалось жить в нем совсем мало времени. Виновато здесь предсказание или нет, однако, после убийства императора в замке никто не остался жить. Домочадцы убиенного вернулись в Зимний дворец .

Мало того, впоследствии наследники разбирали замок буквально на запчасти! Один из сыновей Павла – Александр Первый – создает из чеканных серебряных церковных врат замка роскошный столовый сервиз. Другой его сын – Николай Первый – вывозит облицовочный мрамор Михайловского замка для оформления Нового Эрмитажа .

В 1819 г. в пустующее здание замка въехало Главное инженерное училище , дав сооружению новое название – Инженерный замок . С течением времени от интерьеров Павловского дворца ничего не осталось – здание было перепланировано под нужды училища. Кстати, это инженерное училище закончил сам Ф.М.Достоевский ! Во время его учебы и непосредственно по его инициативе, среди учащихся училища возник литературный кружок! С 1843 года будущий писатель получил распределение на службу полевого инженера в инженерную команду Петербурга. Инженерная деятельность Достоевского, однако, продлилась недолго.

Во внутреннем дворе Михайловского или Инженерного замка

В советские времена в Михайловском замке обитало Ленинградское военно-инженерное училище , а в военный период здесь был оборудован госпиталь . В послевоенный период сюда поместили службы всевозможных технологических вузов города, Военно-морскую библиотеку и Бюро технической информации. Хозяйственная деятельность организаций, далеких от идеи сохранения исторического здания, привела к утрате его первоначального облика, и плачевно отразилась на обще-архитектурном состоянии.

1991 год открыл новую страницу в судьбе Михайловского замка. Он перешел в распоряжение Русского музея. Начались реставрация, восстановление интерьеров и инженерно-фортификационной защиты. Уже к маю 2003 года Михайловский замок смог принять первых посетителей, которые знакомились с частично воссозданными интерьерами и расположенными в них постоянными экспозициями.


Убийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года . Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад , устроенный по поводу императорского новоселья . Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.


10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).

Сцена убийства Павла Первого (гравюра)

Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара . А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.


Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость - становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.

Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла

Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе .

Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок

Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова , «Павле Первом» Мережковского , «Заговоре» М.Алданова , «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.

Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец . Детище Павла - Михайловский замок был оставлен на несколько лет.

Архитектура замка

Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи , ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора 18 века. Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму . Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга. Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет .

Архитектура Михайловского замка была очень нехарактерной для города

Дорога к замку начиналась от основных парадных ворот у Манежной площади. Вдоль широкой дороги стояли императорские конюшни и манеж, а также трехэтажные караульные кордегардии , после которых уже шли укрепления непосредственно замка.

По трехчастному мосту , мимо караула, совершался въезд на непосредственно замковую территорию. Парадный фасад въездных Воскресенских ворот, находящихся с южной стороны замка, был украшен обелисками воинских доспехов. В нишах были установлены статуи Дианы и Аполлона, а также аллегорий Дня и Ночи. Этот въезд предназначался для императорского семейства и почетных иностранных гостей.

Южная парадная сторона Михайловского замка

Через въездные ворота западного фасада на территорию замка могли заходить жители Петербурга, желающие осмотреть различные произведения искусства. Этот въезд был более нарядным, с карнизом, декорированным лепниной, со статуями аллегорий Веры и Надежды. По центру западного фасада расположена церковь, снабженная типично петербургским шпилем. Эта небольшая церковь для императорской семьи была освящена в честь Св.Михаила Архангела . А на потолке ее можно увидеть масонское всевидящее око.

Западный фасад Михайловского замка с церковью Св.Михаила

После убийства Павла церковь была закрыта, но спустя двадцать лет службы в ней были восстановлены, хотя само помещение было перестроено в двухэтажное. Самыми известными прихожанами церкви являлись Ф.Достоевский и М.Мусорский , а композитор М.Глинка здесь даже венчался.

Свод храма Св.Михаила в Михайловском замке

На аттике находились скульптурные изображения Петра и Павла из мрамора (автор П.Трискорни). Сегодня они украшают лютеранскую Петропавловскую церковь на Невском проспекте .

Северная парковая сторона, смотрящая на Летний сад и украшенная мраморными Флорой и Геркулесом, имела широкую лестницу и колоннаду на открытой террасе.

Северный фасад Михайловского замка виден со стороны Летнего сада

Михайловский замок, возведенный в месте пересечения Мойки и Фонтанки, обрамленный по периметру рвами, заполненными водой, по своему архитектурному облику напоминает среднестатистическую европейскую крепость.

Ее стены, замкнутые в квадрат закругленный по углам, окружают территорию внутреннего двора с восьмью углами. Три моста переброшены через ров от замка к центральной аллее с монументом Петру Первому. На всех мостах стояли часовые.

Неприступность Михайловского замка не защитила жизнь императора

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади , отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв . Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук» . Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка , пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии , также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа - спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

Как и что посмотреть в Михайловском замке

Поскольку Михайловский замок - это архитектурный дворцовый комплекс, то лучше его осмотр начинать от Манежной площади , которая находится на пересечении Итальянской и Караванной улиц. Во времена Павла Первого на месте дома №4 находились проездные ворота на территорию замка. Они были трехпроходными, и центральная их часть предназначалась для царственных особ.

В начале 20 столетия на их месте появился Офицерский дом императорского конвоя (арх.Б.Сеген), который закрыл парадную перспективу Кленовой улицы, созданной К.Росси, как торжественный въезд на замковую территорию.

Бывший Офицерский дом на Манежной площади занял место въездных ворот

Поэтому, огибаем здание №4 и наслаждаемся прямой перспективой Кленовой магистрали, вдоль которой вытянулись сооружения Михайловского манежа (слева) и Конюшен Михайловского замка (справа).

По Кленовой улице осуществлялся парадный въезд к Михайловскому замку

Здание Михайловского манежа (арх.В.Бренн) снабжено высокими и полукруглыми окнами, которые обеспечивали прекрасное естественное освещение внутренних помещений. До революции 1917 года Манеж, в основном, использовался по своему прямому назначению – для проведения военных учений петербургской гвардии. Но иногда в нем проходили и различные выставочные мероприятия , такие как выставка Императорского общества садоводов или первая выставка Императорского автомобильного общества (1907 г.).

Автомобильная выставка в Манеже на Кленовой улице (1907г.)

В советское время (1949 г.) здесь был оборудован . А сегодня Манеж снова превратился в выставочный комплекс, сохранивший свое название «Михайловский манеж».


Здание Михайловского манежа Петербурга в советский период

Конюшни (арх.В.Бренн) как и Манеж построены в начале 19 века в классическом стиле. Пройдя по Кленовой улице между этими сооружениями, мы выходим непосредственно к замковой территории, вход на которую обозначен левой и правой Кордегардиями (караульными), сооруженными тем же архитектором В. Бренном.

Трехэтажные Кордегардии с высокими окнами на первом этаже расположены симметрично и имеют одинаковое крестообразное строение. Колонны ионического ордена объединяют второй и третий этажи.

В Кордегардиях Михайловского замка размещались караульные службы

Между Кордегардиями по продолжающейся Кленовой улице движемся уже по территории собственно замка – сегодня это , и на подходе к замку нас встречает подобно римскому императору Петр Первый на мощном коне. После знакомства с памятником, продолжаем движение до пересечения с Замковой улицей, от которой, за Воскресенским каналом, начинается трехчастный мост к Михайловскому замку.

Через Инженерный сквер приближаемся к южному фасаду замка

Сам замок обязательно нужно осмотреть снаружи вместе с Воскресенскими воротами , через которые мы вошли. Нужно осмотреть и восьмиугольный двор с размещенным на нем к 300-летию города памятником незадачливому Павлу Первому (автор В.Горевой).

Памятник Павлу Первому во дворе Михайловского замка

Михайловский замок оригинален не только снаружи, интерьерное богатство его также вызывает восхищение – это позолоченная лепнина , фрески и полотна известных художников, мебель, обтянутая изысканной тканью, барельефные украшения, камины и статуи.


Особое внимание нужно уделить прекрасно выполненному макету Михайловского замка . Замок, окруженный водными каналами, подъемными мостами и прочими сооружениями фортификации, предстает перед нами в первозданном облике 1801 года .

Макет Михайловского замка в экспозиции музея

Сегодня в воссозданных залах Михайловского замка можно ознакомиться с Античными сюжетами и произведениями эпохи Ренессанса в отечественном искусстве. Можно подробнее узнать о судьбах первых хозяев дворца, посетить скульптурный фонд, среди которых находятся и статуи, ранее украшавшие Летний сад. Эти экспозиции расположены в основном на первом этаже.


На втором этаже замка можно осмотреть воссозданные императорские покои и другие залы. Погулять по Столовому , Георгиевскому , Тронному и Предтронному залам Марии Федоровны (жены Павла), осмотреть комнату их сына Константина и Мраморную галерею .

Галерея Рафаэля находится рядом с покоями императрицы

Бывшая спальня Павла Первого, в которой произошло убийство, впоследствии была переорганизована в Церковь Св.Петра и Павла , но ее можно посещать исключительно в составе экскурсий, а это будет несколько дороже.

Петропавловская церковь на месте бывшей спальни Павла Первого

Петропавловская церковь была создана на месте убийства Павла его внуком – Александром Вторым , впоследствии ежегодно приезжающим сюда на годовщину смерти деда. Александр Второй молился здесь, и смотрел из окон бывшей павловской спальни на место своей будущей гибели, находившееся совсем близко, не подозревая об этом. Сегодня это место обозначено Храмом Спаса на Крови.

Михайловский замок можно посещать во все дни, кроме вторника , с 10.00 до 18.00 . А по четвергам – с 13.00 до 21.00.

Личные покои обитателей замка примыкали к залам парадной анфилады. В убранстве этих помещений нашли отражения вкусы их хозяев. Так спальня императора, примыкавшая к Будуару Марии Федоровны, служила Павлу одновременно кабинетом, где он любил читать и бывать в одиночестве. Спальня была декорирована белыми деревянными панелями, здесь находилась маленькая походная кровать императора, стоявшая за простыми ширмами, а так же кресла, стулья и канапе. Письменный стол из красного дерева был украшен балюстрадой из слоновой кости с фризом из копий античных камей и бронзовыми деталями (сегодня в ГМЗ Павловск). На столе чернильный прибор и канделябры из слоновой кости и янтаря с портретами членов императорской семьи в медальонах. По легенде, сама императрица принимала участие в работе над точеными деталями для этого стола.

Стены спальни украшали двадцать два полотна работы западноевропейских художников. Прежде всего полотна французского мариниста К.-Ж.Верне. Именно в Спальне Павел был убит заговорщиками в ночь на 12 марта 1801 года.
Долгожданное освещение Михайловского замка состоялось 8 ноября 1800 года в день Святого архангела Михаила. Отделка залов была еще не завершена, общеизвестен был нездоровый климат здания, построенного в спешке. Чтобы немного уменьшить сырость на подоконник клали свежеиспеченный хлеб. Император был неприхотлив в быту и, несмотря на сырость и холод, семейство должно было обживать новый дворец.
До наших дней не сохранились чертежи интерьеров, что затрудняет их восстановление и не позволяет представить в полной мере, как резиденция выглядела внутри. Основная информация об убранстве содержится в описании Михайловского замка немецким писателем А.Коцебу, которое было составлено по указу Павла I.
Сразу после смерти Павла, утром 12 марта 1801 года августейшее семейство покинуло резиденцию. После похорон Павла из замка начали вывозить уникальные памятники искусства и предметы обстановки. Само здание определили для размещения в нем государственных учреждений и квартир служащих Придворной конторы.
В 1822 году Михайловский замок перешел в распоряжение Военного инженерного ведомства. С 1823 года указом императора Александра I замок стали называть Инженерным. Здесь разместилось Инженерное училище. Основано это учебное заведение было по инициативе великого князя Николая Павловича (будущий император Николай I), для подготовки военных инженеров и офицер-саперов, которые должны были возводить крепости по правилам новейшего военного искусства.
Для нужд училища были переоборудованы помещения бывшей резиденции. Во внутренних покоях со стен удалялись остатки зеркал и мраморной облицовки, с потолков снимали живописные плафоны, изысканные камины заменяли на простые печи. Все предметы роскоши продавались с публичных торгов, таким образом великий князь Николай Павлович рассчитывал покрыть все расходы по ремонту и переделке здания.
Среди учеников Главного Инженерного училища был Ф.М.Достоевский, он обучался в Инженерном замке с 1837 по 1843 годы. К числу знаменитых воспитанников относятся так же: писатель Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.
Комнаты, где произошло убийство Павла I в 1801 году оставались закрытыми и лишь в 1857 году помещения, где произошла трагедия отворили свои двери вновь.
Тогда по указу императора Александра II и на его личные средства, в Спальне и Угловом Будуаре устроили домовую церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла для Николаевской инженерной академии и училища. Проект храма был составлен архитектором К.А.Ухтомским. После революции 1917 года церковь была закрыта и разграблена.
На протяжении почти двухсот лет в Михайловском замке располагались военно-учебные заведения, затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
В 1991 году Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея . В настоящее время в отреставрированных залах замка проводятся временные выставки Русского музея, а так же открыты постоянные экспозиции: "История замка и его обитателей", "Античные сюжеты в русском искусстве" и "Эпоха Ренессанса и творчество русских художников".
В 2003 году во внутреннем дворе Михайловского замка был установлен памятник Павлу I работы скульптора В.Э.Горевого, архитектор В.И.Наливайко.

Михайловский (Инженерный) замок – одно из самых необычных мест Санкт-Петербурга, с которым связано множество легенд и преданий. На этом месте, в Летнем дворце Елизаветы Петровны, Павел Первый появился на свет. Здесь же, в своей спальне в Михайловском замке он был убит. Говорят, что его призрак до сих пор бродит в этих стенах.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Мойки

Прежде на месте Михайловского замка стоял Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, возведенный архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771) в 1741-1744 годах. Здесь 20 сентября 1754 родился будущий император Павел. Со временем Елизавета стала реже бывать в Летнем дворце, отдавая предпочтение . Дворец постепенно ветшал. Сначала он был передан Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Худ. Л.Ф. Бонштедт (по рисунку М. И. Махаева, 1753), 1847

Легенда о начале строительства Михайловского замка

В 1796 году Летний дворец был сломан и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место. Согласно одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладавшим определенным даром предвидения, пожелал умереть там, где был рожден. Согласно другой легенде, солдату, стоящему на карауле, явился архангел Михаил. М.И.Пыляев в своем сочинении «Старый Петербург» так описывает это явление (орфография сохранена):

Однажды солдату, стоявшему в карауле при Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат донес о бывшем ему видении по начальству, и когда об этом доложили императору, он ответил: «Мне уже известно желание архангела Михаила; воля его будет исполнена». Вслед за этим он распорядился о постройке нового дворца, при котором должна быть построена и церковь во имя архистратига Михаила, и самый дворец было приказано называть Михайловским замком.

28 ноября 1796 года, в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Руководил строительством Винченцо Бренна (1745-1820), архитектором был Василий Иванович Баженов (1737 или 1738 – 1799). Павел набросал несколько рисунков будущего дворца.

Строительство Михайловского замка

Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. На закладном камне была высечена надпись: «В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Перваго, положено основание зданию Михайловского замка его императорским величеством и супругою его государынею императрицею Мариею Феодоровною» .

Строительство велось с большой поспешностью, с тем, чтобы вчерне замок был готов в этом же, 1797 году. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. В темное время суток строительная площадка освещалась светом факелов и костров. Ежедневно на строительстве было занято от 2500 до 6000 человек, не считая надзирателей и мастеров. Было выделено 791.200 рублей единовременно и по 1.173.871,10 рублей в течение трех лет.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года

Ощущалась нехватка строительных материалов. Были разобраны каменные галереи дворца в Пелле. Кроме того, мрамор и камни строящегося в то время Исаакиевского собора также пошли на возведение Михайловского замка. По этому поводу известный в то время автор острот А.Д.Копьев написал об Исаакии:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.

Внешний вид

Освящение Михайловского замка и церкви при нем состоялось 8 ноября 1800 года. Замок отличался великолепием. Он напоминал палаццо эпохи Возрождения. Его окружали рвы с перекинутыми через них подъемными мостами. Фасады были украшены мраморными статуями, позже перенесенными в Зимний дворец. В плане замок был четырехугольным, внутри было три двора: главный – восьмиугольный, выходящий к Фонтанке – пятиугольный, в сторону Царицына луга (Марсова поля) – треугольный. В главный двор через Воскресенские ворота дозволялось въезжать лишь членам императорской фамилии и посланникам.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Фонтанки и Главный фасад

На главном карнизе выбита надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» . По легенде, императору было предсказано, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Так оно и случилось – император погиб на 47-м году жизни.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, Воскресенские ворота

Памятник Петру I

Прежде Михайловский замок окружала стена. Со стороны Большой Садовой улицы к замку вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при жизни . Перед замком был разбит большой плац — Коннетабльский. Здесь же, у Михайловского замка был установлен памятник Петру Первому . Внизу подпись: «Прадеду правнук 1800 г.» .

У этого памятника долгая история. Первоначальная его идея принадлежала Анне Иоанновне. Предполагалось поставить его на Васильевском острове, в том месте, где сейчас находится университет. Отлит он был литейщиком Мартилли по проекту Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Во времена Екатерины Великой памятник находился под навесом на берегу Невы у Исаакиевского моста.

Если внимательно присмотреться к памятнику, то можно увидеть странность – одна из ног лошади человечья. При этом на многочисленных картинах и литографиях ноги у лошади изображены нормальными. Барельефы на постаменте затерты до блеска — считается, что это приносит удачу.

Сырость в Михайловском замке

Отделка парадных покоев была великолепна, однако, по свидетельству современников, в замке было множество переходов, лестниц, проходов, что создавало большие неудобства. Кроме того, ввиду той поспешности, с которой велись работы, в Михайловском замке ощущалась сильная сырость. Так, Пыляев отмечает:

По рассказам современников, следы разрушающей сырости в большой зале, в которой висели картины, не смотря на постоянный огонь в каминах, виднелись в виде полос льда сверху до низу по углам и потолку. Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечей мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различить в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках. Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета. Дворец для всех был крайне неудобен, беспрестанно было нужно проходить по коридорам, в которых дул сквозной ветер.

Павел буквально влюбился в свой замок. Когда императрица Мария Федоровна преподнесла ему в дар сервиз с видами Михайловского замка, он прослезился. Однако император прожил здесь совсем недолго – всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками, в своей спальне в Михайловском замке.

(Из книги: К.Валишевский, Сын Великой Екатерины. Император Павел I. Издание Т-ва А.С.Суворина — «Новое Время»)

План Бель-этажа Михайловского замка, по рис. Бренны

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).

Новое на сайте

>

Самое популярное