Домой Болезни и вредители Формула нахождения k в информатике. Формулы. Кодирование графической информации

Формула нахождения k в информатике. Формулы. Кодирование графической информации

В данной статье рассматриваются вопросы содержательной линии «Политика».

Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы: понятие власти; государство, его функции; политическая система; типология политических режимов; демократия, её основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; средства массовой информации в политической системе; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство; органы государственной власти РФ; федеративное устройство России.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» вызвали затруднения у выпускников вопросы, проверяющие знание функций государства, особенностей политической системы, признаков и взаимосвязи гражданского общества и правового государства.

Наиболее сложным для экзаменуемых оказалось задание, проверяющее знание темы «СМИ в политической системе». На результаты выполнения задания по этой теме повлияла также форма задания (задание на анализ двух суждений).Тема «Избирательная кампания в РФ» всегда была достаточно сложной для учащихся. Темы «Политические партии и движения», «Понятие власти», «Политическое участие», которые давали высокий результат на базовом и повышенном уровне сложности, на высоком уровне сложности вызывают затруднения у участников ЕГЭ.

Невысокие результаты получены при выполнении сложных заданий по теме «Политический процесс». Более низкие, чем в прошлом году, результаты были продемонстрированы при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6), а задания формата В6, направленные на проверку тем «Политическая система», «Государство и его функции», дали средний процент выполнения менее 10%. Результаты неудачно выполненного задания В6 соотносятся с показателями выполнения задания С5, проверяющего на другом уровне то же умение - применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

Сделаны выводы, что темы: «СМИ в политической системе», «Избирательная кампания в РФ», «Политический процесс», «Политическое участие», «Политическое лидерство» - требуют более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в данной статье.

1. Тема: «СМИ в политической системе»

План:
1. СМИ в политической системе общества:
а) понятие «средства массовой информации»;
б) функции СМИ;
в) роль и влияние СМИ в различных политических режимах.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя:
а) способы воздействия на избирателя;
б) роль политической рекламы;
в) методы противостояния СМИ.

Основные положения темы:
Средства массовой информации - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Функции СМИ: 1) информационная; 2) выбор и комментирование информации, её оценка; 3) политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения); 4) критика и контроль органов власти; 5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; 6) формирование общественного мнения; 7) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям).

СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.

Политическое манипулирование - процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону.
Цель манипулирования - внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

2. Тема: «Избирательная кампания в РФ»

План:
1. Избирательная система:
а) понятие «избирательная система»;
б) структурные компоненты избирательной системы;
в) понятие «избирательное право»;
г) этапы избирательного процесса;
д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:
а) понятие «избирательная кампания»;
б) этапы избирательной кампании.

3. Политические технологии избирателя.

Основные положения темы:
Избирательная система (в широком смысле) - порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.Избирательная система (в узком смысле) - способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Избирательное право - это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

Избирательное право (в узком смысле) - это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган - с 21 года, главой администрации субъекта РФ - по достижении 30 лет, а Президентом страны - с 35 лет. Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2) равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.

Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии избирательного процесса:
1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Типы избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство) - 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.

Виды мажоритарной системы:
1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

3. Тема: «Политический процесс»

План:
1. Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.

2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.

3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы:
Политический процесс - 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Структура политического процесса:
1) субъекты процесса, действующее начало;
2) объект, цель процесса (решение политической проблемы);
3) средства, методы, ресурсы.

Политический процесс можно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio - вбрасываю, вызываю, возбуждаю) - стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo - расчленяю) интересов и требований - механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.

Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

4. Тема: «Политическое участие»

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы:
Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:
1) самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия:
1) случайное (разовое) участие - личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» - человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие - человек делает политическую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens - отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

5. Тема: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы:

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства:
По масштабу лидерства:
1) общенациональный лидер;
2) лидер большой социальной группы;
3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический;
2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня - анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство - это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин - состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2.

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим - совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим - один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно.

Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Но в рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1.

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________ (А) . Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ (Б) , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (В) , объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________ (Г) . Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________ (Е) , отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство;
2) фракция;
3) выборы;
4) движение;
5) лидер;
6) социум;
7) партия;
8) группа;
9) членство.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


А Б В Г Д Е
7 5 8 3 1 4
Использованные материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru
5.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/(Л.Н. Боголюбов, А.Н. Лазебникова, Н.М. Смирнова и другие.); под ред. Л. Н. Боголюбова (и др.) М.: «Просвещение». - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации.

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы. Без активности СМИ невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения. Тем самым СМИ участвуют в социальном управлении путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

3.2. Формулы

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Расчёт по формулам ведётся в основных единицах измерения, формулы записываются следующим образом: сначала записывается формула в буквенном обозначении, после знака равенства вместо каждой буквы подставляется её численное значение в основной системе единиц измерения; затем ставится знак равенства и записывается конечный результат с единицей измерения . Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой . Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Например,

Плотность каждого образца r, кг/м 3 , вычисляют по формуле

(1)

где m - масса образца, кг;

V - объем образца, м 3 .

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «x».

Формула нумеруется, если далее по тексту она будет востребована. Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Допускается нумерация в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Например, формула (3.1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией, арабской нумерацией в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения. Например, формула (А.1).

Расстояние между формулой и текстом, а также между формулами должно быть 10 мм.

Вписывание одной буквы в напечатанную формулу не допускается! В этом случае вся формула пишется от руки.

3.3. Иллюстрации и приложения

Иллюстрационный материал может быть представлен в виде схем, графиков и т. п. . Иллюстрации, помещённые в тексте и приложениях пояснительной записки, именуются рисунками.

Иллюстрации выполняются чёрными чернилами, пастой или тушью на отдельном листе как можно ближе к ссылке на неё в тексте .

Иллюстрации за исключением иллюстраций приложений следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела, либо сквозной нумерацией . Например, «Рисунок 1», «Рисунок 1.1», «Рисунок 2.1».

Иллюстрация при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительного текста без точки в конце как на рисунке 3.4.1.


Все рисунки формата большего, чем А4 выносятся в приложения. Приложения оформляют как продолжение данного документа и помещают в конце пояснительной записки в порядке ссылок на них в тексте. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки . Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием на верху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначения (рисунок 3.4.2). Например, «Приложение А». Приложение должно иметь заголовок, который записывают посредине страницы, симметрично относительно текста с прописной буквы. Рисунки и таблицы расположенные в приложении нумеруются в пределах приложения, с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, «Рисунок А.1».

Приложения обозначают заглавными буквами алфавита, начиная с А, кроме букв Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Допускается обозначение приложения буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. Приложения выполняют на листах формата А4, А3, А4Х3, А4х4, А2, А1 по ГОСТ 2.301.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

3.4. Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей .

Слово «Таблица», её номер и название помещают слева над таблицей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Название таблицы записывают через тире после слова «Таблица» с прописной буквы без точки в конце. Например:

Таблица 2.1 – Технические данные

Таблица может содержать головку и боковик. Головка и боковик таблицы должны быть отделены линией от остальной части таблицы. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Минимальная высота строки 8 мм, максимальная не регламентируется.


Столбец «№ по порядку» не делается. При необходимости нумерации столбцов, номер пишется прямо в строке. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными ГОСТ 2.321, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте, например, D – диаметр, h – высота.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Расстояние между строками в заголовках таблицы можно уменьшать до одного интервала. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Таблицу в зависимости от её размера помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на неё, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Если в конце страницы таблица прерывается, её продолжение помещают на следующей странице, В этом случае в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию не проводят. Слово «Таблица» и её номер и наименование указывают над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы. При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название таблицы помещают только над первой частью таблицы.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, её делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют головку и боковик. При делении таблицы на части допускается её головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруются арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Все таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенного точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавления перед цифрой обозначения приложения, например, «Таблица А.1».

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте, при ссылке слово «таблица» с указанием её номера пишут полностью.

Если в графе таблицы помещены значения одной и той же физической величины, т. е. значения имеют одну размерность, то обозначение единицы физической величины указывают в заголовке (подзаголовке) этой графы. Например,

Таблица 2.4 – Наименование таблицы

Если все значения величин в таблице имеют одинаковую размерность, то обозначение единицы физической величины указывают после заголовка таблицы. Например,

Таблица 1 - Затухание на участках связи, дБ

Участок А – В Участок В – С Участок С – D Участок D – E
18 36 24 15

Если повторяются наименования строк, то в следующей строке пишется "то же", а в 3-й и 4-й кавычки >> или -"-. Если повторяется лишь часть фразы, допускается её замена словами "то же" и последним добавлением. В столбцах такая замена не допускается. Заменять повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначение марок материалов и типоразмеров изделий, обозначения нормативных документов не допускается. Например,

Таблица 2.1 – Название таблицы

Пустое окно в таблице не оставляется, ставится прочерк. Десятичные числа, относящиеся к одному показателю, должны иметь одинаковое количество цифр после запятой. Числовые значения в графах таблицы должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.


Назначение формулы ВычислениеВычисление по формулам является основной целью создания документа в среде табличного процессора. ФормулаФормула является основным инструментом обработки данных. ФормулаФормула связывает данные, содержащиеся в различных ячейках, и позволяет получить новое расчетное значение по этим данным.


Правила записи формул Формула – математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора. Формула может включать в себя: –константы (значения, не меняющиеся при расчете), –переменные, –знаки арифметических операций («+», «-», «*», «/»), –скобки, –функции.




Пример формулы с константой C2=A2+B2+5 ABCDEFG




МАТЕМАТИЧЕСКИЕ функции Вид записиНазначение КОРЕНЬ(…) Вычисление квадратного корня ABS(…) Вычисление абсолютного значения(модуля) числа ЦЕЛОЕ(…) Округление числа или результата выражения, указанного в скобках до ближайшего целого числа ПИ() Значение математической константы «ПИ» (3, …) НОД(…) Наибольший общий делитель нескольких чисел СЛЧИС() Вычисление случайного числа в промежутке между 0 и 1




Функции ДАТА И ВРЕМЯ Вид записиНазначение СЕГОДНЯ() Значение сегодняшней даты в виде даты в числовом формате МЕСЯЦ(дата) Вычисление порядкового номера месяца в году по указанной дате ДЕНЬ(дата) Вычисление порядкового номера дня в месяце по указанной дате ГОД(дата) Вычисление года по указанной дате


Логические функции И(условие1;условие2;…) – вычисляет значения (ИСТИНА, ЛОЖЬ) логической операции «И» ИЛИ(условие1;условие2;…) - вычисляет значения (ИСТИНА, ЛОЖЬ) логической операции «ИЛИ» ЕСЛИ(условие; знач_Истина; знач_Ложь) – вычисляет значения в зависимости от выполнения условия




Свойства ссылок НазваниеЗаписьПри копированииТехнология ввода ОтносительнаяC3 Меняется в соответствии с новым положение ячейки Щелкнуть в ячейке Абсолютная$C$3 Не изменяется Щелкнуть в ячейке, нажимать клавишу F4 до преобразования адреса к нужному виду Смешанная C$3 Не изменяется номер строки $C3 Не изменяется номер столбца


Правило копирования формул При копировании формул программа сама изменит относительные ссылки в соответствии с новым положением вычисляемой ячейки. Абсолютные ссылки программа оставит без изменения. У смешанной ссылки меняется только одна часть (не отмеченная знаком $).



Расчёт информационного объёма текстового сообщения (количества информации, содержащейся в информационном сообщении) основан на подсчёте количества символов в этом сообщении, включая пробелы, и на определении информационного веса одного символа, который зависит от кодировки, используемой при передаче и хранении данного сообщения.

В традиционной кодировке (Windows, ASCII) для кодирования одного символа используется 1 байт (8 бит). Эта величина и является информационным весом одного символа. Такой 8-ми разрядный код позволяет закодировать 256 различных символов, т.к. 2 8 =256.

В настоящее время широкое распространение получил новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта (16 бит). С его помощью можно закодировать 2 16 = 65536 различных символов.

Итак, для расчёта информационного объёма текстового сообщения используется формула

V text = n симв *i / k сжатия, (2)

где V text – это информационный объём текстового сообщения, измеряющийся в байтах, килобайтах, мегабайтах; n симв – количество символов в сообщении, i – информационный вес одного символа, который измеряется в битах на один символ; k сжатия – коэффициент сжатия данных, без сжатия он равен 1.

Информация в кодировке Unicode передается со скоростью 128 знаков в секунду в течение 32 минут. Какую часть дискеты ёмкостью 1,44Мб займёт переданная информация?

Дано : v = 128 символов/сек; t = 32 минуты=1920сек; i = 16 бит/символ

Решение:

n симв = v*t = 245760 символов V=n симв *i = 245760*16 = 3932160 бит = 491520 байт = 480 Кб = 0,469Мб, что составляет 0,469Мб*100%/1,44Мб = 33% объёма дискеты

Ответ: 33% объёма дискеты будет занято переданным сообщением

Расчёт иформационного объема растрового изображения

Расчёт информационного объёма растрового графического изображения (количества информации, содержащейся в графическом изображении) основан на подсчёте количества пикселей в этом изображении и на определении глубины цвета (информационного веса одного пикселя).

Итак, для расчёта информационного объёма растрового графического изображения используется формула (3):

V pic = K * n симв * i / k сжатия, (3)

где V pic – это информационный объём растрового графического изображения, измеряющийся в байтах, килобайтах, мегабайтах; K – количество пикселей (точек) в изображении, определяющееся разрешающей способностью носителя информации (экрана монитора, сканера, принтера); i – глубина цвета, которая измеряется в битах на один пиксель; k сжатия – коэффициент сжатия данных, без сжатия он равен 1.

Глубина цвета задаётся количеством битов, используемым для кодирования цвета точки. Глубина цвета связана с количеством отображаемых цветов формулой N=2 i , где N – это количество цветов в палитре, i – глубина цвета в битах на один пиксель.

1) В результате преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 256 до 16. Как при этом изменится объем видеопамяти, занимаемой изображением?

Дано : N 1 = 256 цветов; N 2 = 16 цветов;

Решение:

Используем формулы V 1 = K*i 1 ; N 1 = 2 i 1 ; V 2 = K*i 2 ; N 2 = 2 i 2 ;

N 1 = 256 = 2 8 ; i 1 = 8 бит/пиксель

N 2 = 16 = 2 4 ; i 2 = 4 бит/пиксель

V 1 = K*8; V 2 = K*4;

V 2 /V 1 = 4/8 = 1/2

Ответ : объём графического изображения уменьшится в два раза.

2) Сканируется цветное изображение стандартного размера А4 (21*29,7 см). Разрешающая способность сканера 1200dpi и глубина цвета 24 бита. Какой информационный объём будет иметь полученный графический файл?

Дано : i = 24 бита на пиксель; S = 21см*29,7 см D = 1200 dpi (точек на один дюйм)

Решение:

Используем формулы V = K*i;

1дюйм = 2,54 см

S = (21/2,54)*(29,7/2,54) = 8,3дюймов*11,7дюймов

K = 1200*8,3*1200*11,7 = 139210118 пикселей

V = 139210118*24 = 3341042842бита = 417630355байт = 407842Кб = 398Мб

Ответ : объём сканированного графического изображения равен 398 Мегабайт

Новое на сайте

>

Самое популярное